Научная статья на тему 'Эффективность использования новых информационных технологий при изучении иностранных языков'

Эффективность использования новых информационных технологий при изучении иностранных языков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1135
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНТЕРНЕТ / ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ / АУДИРОВАНИЕ / В НУТРЕННЯЯ МОТИВАЦИЯ / ВНЕШНЯЯ МОТИВАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Молчанова Ирма Игоревна

В статье рассмотрены теоретические аспекты влияния информационных технологий, в частности, Интернета на изучение иностранного языка, в том числе на возможности аудирования и повышение мотивации при изучении иностранного языка. Дана характеристика технологии смешанного обучения при изучении иностранных языков. Показана эффективность и мотивирующее воздействие использования информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Молчанова Ирма Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эффективность использования новых информационных технологий при изучении иностранных языков»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»

№11/2015

ISSN 2410-700Х

формирование в вузе корпоративной среды; разработка локальной правовой базы социального партнерства, согласованных проектов, программ, комплексных планов совместной деятельности вуза, предприятия и других субъектов социального партнёрства; стимулирование мотивации формирования корпоративной культуры у будущих инженеров как одного из основополагающих профессионально-личностных качеств; систематический мониторинг сформированности корпоративной культуры у будущих экономистов и учет его результатов в учебно-воспитательном процессе.

В процессе исследования выявлено, что приоритетными формами и методами работы с будущими экономистами по формированию корпоративной культуры в условиях социального партнёрства (ОАО «Зеленодольский завод им. А.М.Горького»,_ОАО «ПО «Завод имени Серго», ОАО "Зеленодольское проектно-конструкторское бюро", ОАО "Зеленодольское предприятие ЭРА", "Зеленодольский машиностроительный завод'") являются следующие:

• производственные экскурсии и встречи с руководителем предприятия и его командой в виде тематических «круглых столов», тренингов и научно-технических совещаний;

• заводские молодёжные научно-практические конференции («Пути решения задач подготовки кадров для ОАО «Зеленодольский завод им. А.М.Горького»);

• конкурсы профессионального мастерства (Проект «Инженеры будущего», «Новые кадры ОПК»);

• молодежные форумы и встречи студенческой и рабочей молодежи («ЭКОВОЛНА-2014», <аВолга-2014»);

• участие в корпоративных производственных мероприятиях (Ярмарка вакансий: «Карьера.Образование-2015);

• воспитательные внутривузовские корпоративные мероприятия (Научно-практическая конференция «Гагаринские чтения»,Фестиваль профессий-2014, экскурсия-выставка «Технологии современного производства).

Таким образом, созданное социальное партнерство (вуз-предприятие) оптимизирует условия качественной подготовки будущих инженеров к профессиональной деятельности, повышает уровень адаптации выпускников вуза к корпоративной культуре профессионального сообщества.

Список использованной литературы: 1. Маршалова И.Н. Формирование исследовательской компетентности будущих инженеров в проектной деятельности / П.Н. Осипов, И.Н. Маршалова// Вестник Казанского технологического университета. Казань: Из-во КНИТУ, 2013. - Т.16. №16 - С.194-197

© Маршалова И.Н., Козлова Н.В., Сафронова Д.А., 2015

УДК 37

Молчанова Ирма Игоревна

канд.пед.наук, доцент РУДН, г. Москва, РФ E-mail: [email protected]

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ

ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

Аннотация

В статье рассмотрены теоретические аспекты влияния информационных технологий, в частности, Интернета на изучение иностранного языка, в том числе на возможности аудирования и повышение мотивации при изучении иностранного языка. Дана характеристика технологии смешанного обучения при изучении иностранных языков. Показана эффективность и мотивирующее воздействие использования информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11/2015 ISSN 2410-700Х_

Ключевые слова

Информационные технологии, Интернет, иностранные языки, аудирование, в нутренняя мотивация, внешняя мотивация.

Вопрос применения новых информационных технологий при изучении иностранных языков в последнее время становится все актуальнее. В указанном контексте это относится не только к новым техническим средствам, но и к новым формам и методам преподавания, новым подходам к процессу образования.

Неограниченные возможности при изучении иностранного языка дает Интернет, поскольку размеры Интернет-ресурсов поистине огромны. Глобальная сеть предоставляет неограниченное количество учебного материала, включая любую значимую информацию, страноведческий материал, газетные и журнальные статьи, учебную литературу и т.п. [6, с.12].

Решается целый ряд образовательных задач при изучении иностранного языка на основе материалов, выложенных в сети Интернет: формирование умений и навыков аудирования, чтения, письменной речи, повышение словарного запаса, а также формирование у обучающихся устойчивой мотивации к изучению языка.

Формирование коммуникативной компетенции является основной целью при изучении иностранного языка в рамках компетентностного подхода, что подразумевает под собой формирование умений общения и способностей к межкультурному взаимодействию, являющихся основой функционирования сети Интернет.

Восприятие иностранного языка на слух становится одним из камней преткновения. Ранее это было связано с недостатком качественных материалов для аудирования по иностранному языку, которые в далекие советские времена вообще достать было очень трудно.

Сегодня Интернет размыл информационные границы между государствами, и аудио на иностранном языке стало доступным, а современные компьютерные технологии внесли в аудирование по английскому языку долгожданные новшества. Сегодня во многих программах, размещенных в Интернете, стала доступной пофразовая синхронизация текста и звука с возможностью проигрывать любую часть текста на выбор. Аудирование по иностранному языку наконец-то начало становиться комфортным.

В идеале, чтобы слушать иностранный язык онлайн с наибольшей пользой и наименьшей потерей времени, аудио на иностранном языке должно иметь как транскрипт, так и перевод на русский язык.

По нашему мнению, к более эффективному использованию изучению иностранного языка приводит предоставление следующих возможностей аудирования. Во-первых, для более комфортного прослушивания английского аудио необходима синхронизация аудио с текстом и переводом. Во-вторых, помимо самого текста на иностранном языке, следует озвучить каждое отдельное слово в тексте. В-третьих, желательно делать перевод не только текста, но и каждого слова в тексте. С перечисленными возможностями прослушивание английского аудио становится по-настоящему приятным и удобным.

Не меньшее влияние при изучении иностранного языка Интернет оказывает на формирование у обучающихся устойчивой мотивации к изучению языка.

В соответствии с классификацией Е.И. Пассова, различают внешнюю и внутреннюю мотивацию при изучении иностранного языка [3, с. 8].

К внешней мотивации относятся т.н. широкая социальная мотивация, а также личностная мотивация, связанная с перспективой развития личности. Как показывает исследование мотивации изучения иностранного языка в учреждении высшего профессионального образования Т.С.Петровской и И.Е. Рымановой [4, с. 32], 34% респондентов указали на потенциальную возможность в будущем общаться по профессиональным вопросам с иностранными коллегами посредством Интернета. Этот фактор относится к мотивации, связанной с перспективой развития личности, а именно, к формированию и развитию профессиональных компетенций.

Однако, в аспекте нашего исследования, больший интерес вызывает внутренняя мотивация, к которой относятся коммуникативная мотивация, а также мотивация, порождаемая собственно учебной деятельностью (операционно-инструментальная мотивация) [1, с. 22].

Результаты того же исследования Т.С.Петровской и И.Е. Рымановой [6, с.22] показали, что в рамках

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11/2015 ISSN 2410-700Х_

коммуникативной мотивации решающую роль играет общение с использованием современных информационных технологий (чатов, форумов, электронной почты и т.д.). На эту составляющую коммуникативной мотивации при изучении иностранного языка указали 55% респондентов. В аспекте операционно-инструментальной мотивации 58% опрошенных изучают иностранный язык для того, чтобы иметь возможность ознакомиться в Интернете на языке оригинала с научными текстами и статьями по своей специальности, представленными в большем количестве на иностранном языке.

В связи с этим, исследованием установлено, что студенты часто останавливают свой выбор на элективных курсах, а именно, курсах профессионального иностранного языка. К тому же, наличие в образовательном учреждении зон WiFi также создает благоприятные и привлекательные условия для изучения английского языка.

Сегодня многочисленные исследователи приходят к выводу, что внутренняя мотивация к изучению иностранного языка поддерживается и развивается такими мерами как применение современных методов обучения, в том числе, коммуникативно-деятельностного, ориентированного на студента, а также информационно-коммуникационных технологий, одной из которых является т.н. смешанное обучение (blended learning) [2, с. 14], при реализации которого изучение дисциплины онлайн соединяется с традиционным преподаванием предмета (в нашем случае, иностранного языка), проходящим в соответствии с расписанием. При этом обучение является смешанным только при том условии, что изучению дисциплины онлайн отведено, по одним данным, не менее 45% учебного процесса [5, с. 37], по другим - от 30 до 79% [7, с. 38], с обязательным аудиторным общением преподавателя и студентов.

Согласно исследованиям [2, с.16], смешанное обучение (blended learning) является эффективным при изучении иностранного языка на старших курсах, так как оно приводит к оптимизации учебного процесса при занятости студентов выполнением проектов и изучением дисциплин по прямой специальности, дает возможность эффективной организации их самостоятельной работы с помощью информационных технологий и электронно-коммуникационных учебных оболочек.

Таким образом, подтверждено позитивное влияние информационно-коммуникативных технологий и сети Интернет на возможности изучения студентами иностранного языка. Помимо развития языковых компетенций, оно привело к повышению мотивации изучения языка, степени самостоятельности студентов. Таким образом, использование информационно-коммуникативных технологий и сети Интернет педагогически целесообразно, приводит к оптимизации процесса образования.

Список использованной литературы:

1. Малинина И.А. Осуществление контроля и реализация обратной связи в Интернет-ресурсах второго поколения // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 1. URL: http://web. snauka.ru/issues/2014/01/30565

2. Малинина И.А. Применение технологий смешанного обучения иностранному языку в высшей школе // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 10. URL: http://web.snauka.ru/issues/2013/10/27936

3. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. Серия: Библиотека учителя иностранного языка. - М.: Просвещение; Издание 2-е, 1991.

4. Петровская Т.С., Рыманова И.Е. Мотивация изучения английского языка студентами технического вуза при смешанном обучении Филологические науки. Вопросы теории и практики Тамбов: Грамота, 2014. № 7 (37): в 2-х ч. Ч. I. C. 152-154. URL: www.gramota.net/materials/2/2014/7-1/43.html

5. Blended Leаming in English Lаnguаge Teаching: Course Design аnd Implementаtion / ed. by B. Tomlinson, C. Whither. London: British Council, 2013. 252 p. URL: http://englishаgendа.britishcouncil. org/sites/ec/files/D057_Blended%20leаrning_FINАL_WEB%20ONLY_v2.pdf

6. Peachey N. Web 2.0 tools for teachers, 2012.

7. Wаtwood B. Building from content to community: Rethinking the transition to online teаching ^d ^ming: А CTE White Pаper / Britt Wаtwood, Jeffery Nugent, Wil^m "Bud" Deihl. - У^ша Commonweаlth University: Center for teаching excellence, 2009.

© Молчанова И.И., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.