Р. С. Попов
ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ КАК ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В КОЛЛЕКТИВЕ БАЛЬНОГО ТАНЦА
Рабопш представлена кафедрой социально-культурных технологий СПбГУП.
Научный руководитель - доктор культурологии, профессор Г. М. Бирженюк
Статья посвящена проблемам формирования национально-культурной идентичности участников самодеятельного коллектива бального танца. Рассматриваются условия, механизмы и формы воспитательной работы в хореографическом коллективе.
The article is dedicated to the problems of forming a national and cultural identity of participants of amateur ballroom dance collective. It examines conditions, mechanisms and forms of education in a choreography collective.
В современной социокультурной действительности, когда глобализационные процессы все активнее влияют на различные аспекты жизнедеятельности людей, обостряется проблема национально-культурной идентичности. Отсутствие правильной государственной политики в этом вопросе приводит либо к «размытию» границ национальной культуры за счет бездумной ассимиляции с содержанием других культур, либо к такому явлению, как ксенофобия.
Национально-культурная идентичность рассматривается обычно как отождествление (идентификация) личности с культурной группой, которая располагает общей системой символов и значений, а также ценностей, норм и правил поведения. Отсутствие национально-культурной идентичности проявляется в неспособности человека сориентироваться в предлагаемых ему идеалах и культурных паттернах, что влечет за собой формирование личности вне культурного контекста или в контексте низкопробной культуры.
Основными индикаторами национально-культурной идентичности личности можно считать четыре следующих: 1) использование национального языка в ходе мыслительных и коммуникационных процессов; 2) культурная компетенция (индивиду-
альный объем знаний о ценностях, идеалах, нормах, традициях и паттернах существующих и одобряемых в данной национальной культуре); 3) уровень включенности в культуру (степень овладения и реализации в индивидуальной системе поведения совокупности социокультурных норм нации); 4) чувство самотождественности с национальной культурой.
Традиционно функции по формированию национально-культурной идентичности личности выполняют такие общественные институты, как семья, школа, СМИ. Семья создает основание национальнокультурной идентичности человека, приобщая его к национальному языку и нормативной части культуры. Влияние школы на формирование национально-культурной идентичности человека состоит, с одной стороны, в процессе его обучения предметам гуманитарного цикла, что влияет на его культурную компетентность, а с другой - в создании условий для непосредственного использования (апробирования) при обретаемых социокультурных паттернов и ролей в различных ситуациях во время участия ученика в общественной жизни школы (неформальное общение с персоналом и учащимися, участие в творческих кружках или спортивных секциях, участие в офици-
альных мероприятиях школы различного масштаба и т. д.). Роль СМИ в формировании национально-культурной идентичности личности заключается в экстернализа-ции, чаще в художественной форме, общественных норм, помощи в усвоении человеком определенного набора правил, образов, ценностей и стереотипов поведения.
Существенную роль в формировании национально-культурной идентичности личности может играть и культурно-досуговая деятельность, которая обладает объективными возможностями индивидуализации и социально-культурной интеграции личности, являясь субъективно значимой для личности как пространство для самовыражения и поиска личностной идентичности через групповую идентичность. Самодеятельное художественное коллективное творчество в сфере досуга обладает большим потенциалом в формировании национально-культурной идентичности, так как человек включается в такие виды культурно-досуговой деятельности, как самосовершенствование, самореализация, ценностная ориентация и общение, которые тесно связаны с содержанием культуры и, следовательно, являются факторами формирования идентичности с ней. Сказанное в полной мере относится к коллективам бального танца, которые в последние годы приобрели большую популярность. Современная бальная хореография привлекает молодое поколение доступностью танцевального языка, красотой и манерой исполнения, зрелищными конкурсами. Признавая воспитывающее и развивающее значение всех видов искусства, необходимо отметить, что хореография занимает совершенно особое место. Обладая наиболее сильным, тонким и глубоким воздействием на духовный мир человека, хореография отражает природу человека в гармонической целостности и единстве эмоциональной, рациональной и интеллектуальной сторон. Понимание важности формирования здоровой национально-культурной идентичности подрастающего поколения
фактически обязывает руководителя коллектива учитывать этот аспект при планировании учебно-воспитательной работы.
Условиями формирования национально-культурной идентичности участников танцевального коллектива, входящими в урочную часть учебно-воспитательной работы, являются следующие: 1) культура
речи и поведения преподавателей; 2) контроль и управление культурой речи и поведением учеников; 3) перевод наиболее часто употребляемых англоязычных терминов и использование их русских аналогов в ходе классной работы; 4) привлечение иностранных специалистов для проведения лекций в коллективе; 5) беседы о содержании национальных культур.
Уровень владения языком и поведенческими нормами национальной культуры во многом определяют степень принадлежности к ней человека. Влияние культуры речи и поведения преподавателей на формирование национально-культурной идентичности учеников обуславливается прежде всего механизмом референтации (соотнесения). В процессе учебно-воспитательной работы в коллективе учителя и тренеры являются «значимыми другими» для своих учеников, поэтому ученики будут проецировать в свое сознание поведение и языковой стиль педагога. Контроль и управление культурой речи и поведением учеников являются необходимым условием для формирования и развития такого фактора национально-культурной идентичности личности, как «включенность в культуру». Для того чтобы образцы одобряемого поведения и уровня языковой культуры перешли в разряд должного, необходимо определенное воздействие на сознание воспитываемой личности. Наиболее целесообразными методами воздействия на сознание для решения поставленных задач являются убеждение и внушение.
Исторически сложилось так, что родиной современных бальных танцев является Англия, поэтому основная часть информации по этому виду танцевального искусст-
ва передавалась и передается при помощи английского языка. Английский язык имеет статус международного, и через него специальные термины, относящиеся к бальному танцу, проникают в другие языки, зачастую оставаясь без адекватного перевода. Использование во время урочной работы исключительно русского языка позволяет решить следующие задачи, связанные с формированием национально-культурной идентичности участников коллектива. Это дает возможность расширения лексикона учеников, что положительно влияет на такой аспект национально-культурной идентичности, как «культурная компетенция». Чем объемнее лексический запас человека, тем более глубокие пласты национальной культуры он может освоить. Как следствие, эти знания имеют возможность реализоваться в индивидуальной языковой практике, определяя уровень использования культурного содержания.
Привлечение иностранных специалистов для проведения лекционно-практических занятий в коллективе дает возможность непосредственного общения с представителем другой национальной культуры. Язык, как основной идентификатор, сразу выявляет отличность лектора от аудитории, этот эффект усиливается за счет другой манеры поведения, темперамента в общении, особенностей менталитета, выраженных в содержании материала, формах и методах его подачи. Совокупность этих факторов вызывает подсознательную (интуитивную) идентификацию, что вызывает именно чувство причастности к группе, обладающей другой системой ценностей, норм, знаков и значений, помимо знания об этом.
Танцевальный материал, который изучается в процессе уроков,во многом оправдывает включение бесед на предмет содержания разных национальных культур, их сходств и различий. Это обусловлено тем, что в определенном смысле современные бальные танцы - это «танцы народов мира», стандартизированные британскими учителями Имперского общества учителей
танцев (ISTD - Imperial Society of Teachers of Dancing) в начале XX в. Их национальный колорит испытал влияние салонной культуры Европы начала XX в., но тем не менее утрачен он не был. Следовательно, полноценное изучение современного бального танца трудно представить без изучения его национально-культурных корней. Таким образом, существует объективная необходимость в объяснении учителем этнокультурных и исторических корней и особенностей каждого из танцев, проведении сравнительного анализа содержания отечественной и зарубежных культур. Усвоение учениками этой информации напрямую способствует формированию культурной компетенцииучастников коллектива.
Одним из важнейших средств воздействия на духовное становление формирующейся личности участников любого творческого коллектива является внеурочная воспитательная работа. Задачи совершенствования учебно-воспитательной работы в коллективе бального танца, для полноценной реализации его педагогического потенциала, требуют от руководителей более основательного подхода к организации внеурочной воспитательной работы с ориентацией на получение максимально эффективного педагогического результата. Условиями формирования национально-культурной идентичности участников коллектива бального танца, входящими во внеурочную часть учебно-воспитательной работы, являются следующие: 1) создание новых и поддержание существующих традиций коллектива; 2) посещеше культурных мероприятий и учреждений культуры; 3) участие в фестивалях искусств; 4) проведение специальных мероприятий с целью повышения уровня национально-культурной идентичности участников коллектива.
Традиция представляет собой один из важнейших механизмов поддержания норм, сохранения их устойчивости, трансляции ценностей, образцов этнической культуры. Руководителю необходимо создать и ввести в деятельность коллектива «базовый на-
бор» традиций, воплощающих основные общественные ценности, на которых будут воспитываться ученики в процессе их участия в жизни коллектива. Далее целесообразно провести серию бесед по объяснению смысла этих традиций, рассказать, какие общественные ценности заложены в их основу, почему важно их культивировать на групповом и личностном уровнях и передавать следующим поколениям участников данного коллектива. В итоге ученик должен представлять себе механизм трансляции ценности через традицию и понимать важность такого процесса. Это подготовит почву для творческой инициативы учеников в выработке новых, актуальных для коллектива традиций. Когда члены коллектива совместно с руководством способны к выработке своих собственных традиций, поддерживающих его жизнедеятельность и выражающих его ценности, коллектив будет являться воспитательной средой, где человек сможет понять механизм трансляции ценностей и осознать обоснованность следования традициям. Кроме того, наличие традиций в коллективе чрезвычайно сильно сплачивает состав его участников, дает им чувство единения на почве общепринятой и общепризнанной ценностно-нормативной основы, заложенной в выработанных и поддерживаемых совместно традициях. Это предоставляет руководителю возможность организовывать и проводить учебновоспитательный процесс, особенно его внеурочную часть, более эффективно.
Посещение культурных мероприятий и учреждений культуры являются весьма эффективными формами внеурочной внеклассной воспитательной деятельности. Они дают руководителю возможность управлять еще одной частью свободного времени своих воспитанников, помимо той, которая уже выделена на урочную и внеурочную классную деятельность в коллективе. В этом случае формирование необходимых личностных качеств участника коллектива будет проходить более планомерно, а значит, и более эффективно.
Особое место среди учреждений культуры и искусств в таком сложном и динамичном процессе, как формирование национально-культурной идентичности, занимают музеи, «призванные отбирать, сохранять, реставрировать, экспонировать и пропагандировать ценности истории и культуры, формировать нравственно-эстетическое сознание людей на лучших традициях отцов. Как центры хранения национального и мирового достояния музеи обладают огромным информационным потенциалом, который способен помочь обществу формировать свое отношение к прошлому, консолидироваться, утвердить национальное самосознание» . «Музей выступает как посредник, необходимое звено между индивидом и культурной средой. Он доносит своими средствами до индивида комплекс духовных ценностей, идей, эмоций, присущих данному этносу, его традициям. Тем самым музей включает индивида в культурноисторический процесс» . Существенной особенностью воздействия экспозиции музея является то, что она создает специфическую атмосферу, активизирует духовные силы человека, одновременно влияя на его сознание и эмоциональную сферу. Уровень восприятия ценностей повышается в силу их исторически сложившейся близости менталитету посетителей, проявляется эффект ассоциативности восприятия и сопричастности к духовному наследию нации. Таким образом, музей обладает педагогическим потенциалом во влиянии на такие аспекты национально-культурной идентичности личности, как «культурная компетенция» и «чувство самотождественности с национальной культурой».
Участие в фестивалях искусств также способствует формированию национальнокультурной идентичности участников коллектива. Необходимо отметить, что сегодня фестивальное движение довольно активно развивается. Это связано, как уже отмечалось выше, с глобализационными процессами, которые затронули не только политическую и экономическую, но и культур-
ную сферу. В результате сработал механизм самосохранения культуры, который вызвал обращение людей всего мира к своим истокам, исконным традициям и культурным ценностям. Только под эгидой FIDOF (Международная федерация фестивальных организаций) ежегодно проходит около 1500 фестивалей по всему земному шару.
Одним из ярчайших примеров культурно-массовых мероприятий, посвященных культурам народов мира, пропагандирующих религиозную, этническую и национальную терпимость, а также здоровый образ жизни, является фестиваль «ЭТНО-ЛАЙФ» (ETHNOLIFE), который впервые был проведен летом 2002 г. в Подмосковье на берегу реки Яхрома. Фестиваль объединяет в себе музыкальные, творческие, выставочные, спортивные, оздоровительные, экологические, образовательные и другие культурно-развлекательные и культурнопросветительские программы. Традиции разнообразных народных культур представляют люди, живущие этими культурами либо глубоко их исследующие, что обеспечивает растущий интерес общественности, СМИ и органов власти к проектам фестиваля. Этнокультура, будучи самодостаточной, представляет «сама себя». Широко известным фестивалем другого формата, но имеющим такие же цели является международный фестиваль искусств «Славянский базар в Витебске», дирекция которого является членом FIDOF. В июле 2006 г. в этом фестивале приняли участие представители 28 стран, в рамках фестиваля было организовано около 80 мероприятий, включающих сборные концерты, конкурсы исполнительского мастерства, концерты с участием коллективов и сольных исполнителей, представляющих культуру одного из городов. В мае 2004 г. в Москве открылся детский фестиваль искусств стран СНГ и Прибалтики, который был назван организаторами «Москва встречает друзей». Свыше 800 одаренных детей в возрасте от 10 до
18 лет со всего постсоветского пространства бывшего СССР принимали участие в данном фестивале. Существует множество детских фестивалей искусств регионального и городского масштабов, которые решают задачи воспитания молодежи в процессе сохранения и развития культурных традиций на своем уровне.
Мир состоит из стран с зачастую беспрецедентным уровнем этнических и культурных различий, таким образом, фестивали искусств представляют собой своего рода исследовательские лаборатории, где наглядно представлена палитра высших форм этнической культуры, выражающихся в творчестве. Своей деятельностью фестивали сохраняют многокультурное наследие, информируют институты народного образования и СМИ о роли искусства в конкретном обществе, фестивали являются исключительным по значению видом коммуникации, через которую мы имеем возможность делиться культурным опытом, они стимулируют традиции, сохраняя идентичность.
Участие в детских фестивалях искусств позволяет членам коллектива познакомиться с образцами различных национальных культур через репертуар, составляющий программу фестиваля. Например, выступления фольклорных коллективов, представляющих хореографические, песенные, музыкальные традиции определенных стран и народов, дают возможность спроецировать эти формы выражения национальной культуры на отечественные, выявить их отличительные и схожие черты. Такой опыт положительно влияет на формирование культурной компетенции личности. Участие в международных детских фестивалях искусств дает ученикам возможность непосредственного общения со своими ровесниками, представляющими другие страны, а соответственно и культуры, что усиливает когнитивные процессы категоризации на «мы» и «они». По мнению британских ио-
3
следователей А. Тэшвела и Дж. Тернера , оценочное сравнение категоризируемых групп (дифференциация) неразрывно связано с другим когнитивным процессом - идентификацией, для подтверждения этой идеи можно процитировать Б. Ф. Поршнева: «Всякое противопоставление объединяет, всякое объединение противопоставляет,
мера противопоставления есть мера объе-
4 х
динения» . 1 о есть чем чаще участники коллектива смогут взаимодействовать с представителями других этнических групп во время фестиваля, тем больше они смогут осознать и прочувствуют принадлежность к своей этнической группе (дифференциация - идентификация).
Таким образом, можно заключить, что система внеурочной учебно-воспитательной работы в самодеятельном коллективе бального танца решает задачи целостного формирования и развития личности его участников, и в частности такого ее аспекта, как национально-культурная идентичность. В связи с этим представляется чрезвычайно важным комплексный подход к проведению воспитательных мероприятий, который зависит от умения педагога ставить и решать одновременно различные учебно-воспитательные задачи в процессе проведения любого мероприятия, идет ли речь о подготовке вечера, дискотеки, конкурса, посещения музея или театра, орга-
низовать проведение любого дела, каждого мероприятия так, чтобы решать максимально большее количество воспитательных задач. Важно учитывать то, что педагогическую ценность внеурочной воспитательной работы определяет не количество мероприятий, а разнообразие их форм. Прежде всего необходима целесообразная взаимосвязь, целеустремленность на достижение четко определенных воспитательных задач конкретного коллектива. Именно при этом условии каждое из воспитательных мероприятий станет необходимым звеном в единой цепи педагогических воздействий на участников коллектива. Любой, самый замкнутый взаимным интересом коллектив на практике есть временная общность людей, живущих в сложной системе социальных связей и испытывающих самые разнообразные воздействия, в том числе и самые разные индивидуальные творческие впечатления. «Диалектичность педагогического действия настолько велика, - писал А. С. Макаренко, - что никакое средство не может проектироваться как положительное, если его действие не контролируется всеми другими средствами... Поэтому отдельное средство может быть и положительным, и отрицательным, решающим моментом является не его прямая логика, а логика и действие всей системы средств, гармонически
5
организованных» .
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Доминов М. Ш. Становление и развитие воспитательных функций Российских музеев // Музеи
России: поиски, исследования, опыт работы. СПб., 1999. С. 49-50.
2
Бутиков Г. 77. Культуросозидающий потенциал музейной педагогики // Музеи России: поиски, исследования, опыт работы. СПб., 1999. С. 4.
3
Tajfel #., Turner J. С. The social identity theory of intergroup behavior // Psychology of intergroup relations. Chicago, 1986. P. 7-24.
4
ПоршневБ. Ф. Противопоставление как компонент этнического самосознания. М., 1973.С. 14.
5 Макаренко А. С. Сочинения: В 7 т. М., 1950. Т. 5. С. 473.