ОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СОХРАНЕНИЮ И РАЗВИТИЮ РУССКОГО НАРОДНОГО ТАНЦА
УДК 379.8:793.31(470)
Е. Ю. Стрельцова1, А. А. Калыгина2
Московский государственный институт культуры 'Орловский государственный институт культуры
В настоящей статье рассматривается взаимосвязь учебного, образовательного и творческого процессов, влияющих на сохранение и развитие русского народного танца. Приводятся статистические данные, наглядно отражающие интерес к русской танцевальной культуре среди хореографических коллективов. Подробно говорится о роли средств массовой информации и государственных органов культуры в решении указанной проблемы.
Ключевые слова: русский народный танец, повышение квалификации, фестивально-конкурсное движение, традиция, детский хореографический коллектив.
E. Yu. Streltsova1, A. A. Kalygina2
Moscow State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation 2Orel State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Leskova str., 15, 302020, Orel, Russian Federation
MODELING OF THE PROCESS OF SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITIES FOR THE PRESERVATION AND DEVELOPMENT OF RUSSIAN FOLK DANCE
The present article examines the relationship of training, education and the creative processes that affect the preservation and development of Russian folk dance. Statistical data clearly reflect the interest in Russian culture among the dance choreographers. Details the role of the media and public authorities of culture in the solution of this problem.
Keywords: Russian folk dance, training, festival-competition movement, tradition, children's dance group.
Сегодня в России все важнейшие направления культурной жизни в полной мере охвачены вниманием государственных органов управления культурой на федеральном и региональном уровнях. Это создаёт основу для сохранения и развития единого культурного и информационного пространства
России, повышения доступности благ населению страны [6, с. 123].
По данным статистики за 2014-2015 годы, представленной специалистами Государственного Российского Дома народного творчества, в нашей стране насчитывается более 7 000 коллективов, занимаю-
СТРЕЛЬЦОВА ЕЛЕНА ЮРЬЕВНА — доктор педагогических наук, профессор кафедры социально-культурной деятельности Московского государственного института культуры
STRELTSOVA ELENA YURYEVNA - Full Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of Department of social and cultural activities, Moscow State Institute (University) of Culture
2КАЛЫГИНА АННА АЛЕКСАНДРОВНА - аспирантка кафедры социально-культурной деятельности Орловского государственного института культуры, заведующая отделом хореографического искусства Государственного Российского Дома народного творчества
KALYGINA ANNA ALEKSANDROVNA - doctoral student of the Department of social and cultural activity, Orel State Institute of Culture, Head of the Department of Choreographic Art, The Russian National House of Folk Art's and Amateur Creativity
e-mail: [email protected], [email protected] © Стрельцова Е. Ю., Калыгина А. А., 2016
щихся народным танцем. Более 4 000 коллективов эстрадного танца включают в свой репертуар стилизованные народные танцы. Почти половина ансамблей имеет в своей программе хотя бы один русский танец. Из этого следует, что количество коллективов, занимающихся русским танцем, довольно большое. Однако качество постановок у половины из них оставляет желать лучшего. Анализ региональных, межрегиональных и городских конкурсов позволил выявить ряд субъективных причин создавшейся ситуации:
• отсутствие системного обучения русскому народному танцу в хореографическом коллективе;
• недостаток знаний в области русского народного танца у руководителей коллективов;
• отсутствие времени на тщательное изучение русского народного танца как части русской национальной культуры;
• отсутствие целостного подхода к формированию репертуара своего коллектива.
Все вышеназванные компоненты способны привести к необратимым последствиям - размыванию культурных границ общества. Эту мысль подтверждает И. В. Ржепянская, говоря о том, что нарушение трансляции этнокультурного опыта ведёт к прерыванию этнической идентификации, а значит, и истории этнического социума - главного условия его развития [4, с. 124]. Результатом этого может стать национальное безразличие.
В ходе анализа проблемы сохранения и развития русского народного танца в детском хореографическом коллективе нами был сформулирован ряд ключевых положений:
1. Сохранение и развитие русского народного танца должно осуществляться путём совершенствования учебно-педагогического процесса в детском хореографическом коллективе.
2. Учебно-педагогический процесс должен осуществляться высококвалифицированными педагогами, регулярно повышающими свой профессиональный уровень посредством прохождения плановых мероприятий по повышению квалификации, а также в процессе участия в узкопрофильных хореографических фестивалях и конкурсах (активно - в качестве участников и пассивно - в качестве подготовленных зрителей). Итогом совершенствования учебно-творческого процесса являются качественно новые показатели результатов обучения детей, которые демонстрируются на фестивалях и конкурсах по народному танцу.
3. Фестивально-конкурсное движение должно формировать новые направления и определять критерии сохранения и развития русского народного танца, мотивируя тем самым совершенствование учебно-педагогического процесса в детском хореографическом коллективе.
Таким образом, получается замкнутый цикл, где изменение одного из компонентов приводит к изменению результата каждого звена цепочки (см. рисунок 1).
повышение квалификации педа го го в
фестиваль конкурсное движение
учебно-педагогический процесс
Рисунок 1. Замкнутый цикл творческо-педагогического процесса
Каждый из выделенных сегментов имеет составляющие компоненты.
Учебно-педагогический процесс состоит из непосредственной работы педагога в классе (танцевальном зале); внеурочной деятельности педагога - подготовки к урокам, посещений концертов, выставок, семинаров; концертной деятельности коллектива (демонстрации результатов работы в танцевальном зале).
Повышение квалификации включает участие педагога в творческих мастерских, лабораториях, то есть в определённой форме активное пополнение знаний, где требуется собственная предварительная подготовка; посещение семинаров (специализированных для педагогов или вместе с учениками).
Фестивали и конкурсы русского народного танца включают конкурсные выступления коллективов; творческие мастерские, лаборатории (для педагогов или для участников коллективов); научно-практические конференции.
Говоря о сохранении и развитии русского народного танца как неотъемлемой части национальной культуры России, подчеркнём, что поиск новых и уникальных путей развития общества всегда опирался и на традиции, и на новации, но успешность их становления определялась фундаментальными духовными основаниями и приобщением к культурным традициям и ценностям своего общества, а это всегда подразумевает педагогический процесс [6, с. 125].
Большую роль в сохранении и развитии русского народного танца в детском хореографическом коллективе играет включение в этот процесс средств массовой информации (СМИ). Регулярная трансляция на телевидении лучших образцов любительского и профессионального искусства, подготовка радиопередач по народному творчеству, а также освещение в печатных изда-
ниях и интернет-ресурсах способствуют приобщению широких слоёв общества к богатству национальной российской культуры, повышению интереса общественности к изучению культуры своего народа.
Сбор и фиксация образцов нематериального культурного наследия, куда входит и русский народный танец, а также сохранение их в свободном доступе для изучения и использования в образовательных и познавательных целях будут способствовать пополнению профессионального запаса знаний педагогов и руководителей детских хореографических коллективов. Современным, перспективным и действенным примером этого является созданный специалистами системы областных Домов (Центров) народного творчества каталог нематериального культурного наследия.
Консолидированная работа всех перечисленных факторов будет способствовать:
• изменению общего культурного уровня различных социальных слоёв общества;
• повышению интереса общественности к проблемам сохранения и развития культуры своего народа;
• расширению кругозора и сферы интересов подрастающего поколения;
• сохранению лучших образцов нематериального культурного наследия;
• воспитанию детей на лучших традициях своего народа.
Как отмечает профессор А. Я. Флиер, воспитание и образование играют особую социально интегрирующую роль в обществе. Воспитание и образование (как общее, так и специализированное) дают возможность обществу воспроизводить себя как социальную и культурную целостность в истории, сохранять и транслировать следующим поколениям как знания и навыки той или иной профессиональной деятельности, так и свою культурную специфику, накопленную за века [5, с. 27].
Таким образом, в обобщённом виде все
эти факторы представляют единый ком- графическом коллективе, где каждый комплекс взаимосвязанных социально-куль- понент влияет на общий результат и даёт турных условий сохранения и развития возможность динамического движения русского народного танца в детском хорео- вперёд.
Примечания
1. Аванесова Г. А. Культурно-досуговая деятельность : теория и практика организации : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм». Москва : Аспект Пресс, 2006. 236 с.
2. Бакланова Т. И. Педагогика народного художественного творчества : учебник. Санкт-Петербург : Лань ; Планета музыки, 2016. 160 с.
3. Вартапетова А. А. Воспитание социально-культурных качеств у участников хореографических коллективов в учреждениях дополнительного образования детей на общечеловеческих ценностях : дис. на соиск. учён. степ. кандидата педагогических наук : 13.00.05 - теория, методика и организация социально-культурной деятельности / Вартапетова Анна Артёмовна ; Московский государственный университет культуры и искусств. Москва, 2012. 182 с.
4. Ржепянская И. В. Некоторые особенности формирования нравственной культуры личности в условиях глобализации // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 2 (52). С. 122-126.
5. Флиер А. Я. Предназначение культуры // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2016. № 3 (71). С. 24-32.
6. Ярошенко Н. Н. Индустрия развлечений в современном культурном пространстве России // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2016. № 3 (71). С. 122-132.
References
1. Avanesova G. A. Kul'turno-dosugovaya deyatel'nost': teoriya i praktika organizatsii [Cultural and leisure activity: theory and practice of the organization]. Moscow, Publishing house «Aspect Press», 2006. 236 p.
2. Baklanova T. I. Pedagogika narodnogo khudozhestvennogo tvorchestva [Pedagogics of amateur and folk arts]. St. Petersburg, Publishing house "Lan", Publishing house "Music Planet", 2016. 160 p.
3. Vartapetova A. A. Vospitanie sotsial'no-kul'turnykh kachestv u uchastnikov khoreograficheskikh kollektivov v uchrezhdeniyakh dopolnitel'nogo obrazovaniya detei na obshchechelovecheskikh tsennostiakh. Diss. cand. ped. nauk [Education of welfare qualities at participants of choreographic collectives in institutions of additional education of children on universal values. Cand. ped. sci. diss.]. Moscow, 2012. 182 p.
4. Rzhepyanskaya I. V. Nekotorye osobennosti formirovaniya nravstvennoi kul'tury lichnosti v usloviyakh global-izatsii [Some peculiarities of formation of moral culture of personality in the conditions of globalization]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2013, no. 2 (52), pp. 122-126.
5. Flier A. Ya. Culture Purpose. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2016, no. 3 (71), pp. 24-32. (In Russian)
6. Yaroshenko N. N. Entertainment industry in modern cultural space of Russia. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2016, no. 3 (71), pp. 122-132. (In Russian)