Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
11
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
формирование / сознание / национальное сознание / национально-историческое сознание / младший школьник / formation / consciousness / national consciousness / national-historical consciousness / junior schoolchild

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иваненко Марина Анатольевна, Чжан Пэйчжи

В данной статье авторы сделали акцент на особенностях формирования национально-исторического сознания у младших школьников. В статье рассмотрены понятия «сознание», «общественное сознание», «национальное сознание», «историческое сознание»; определены понятие «национально-историческое сознание», стадии и компоненты национально-исторического сознания. В статье выделены особенности формирования национально-исторического сознания у младших школьников; представлены требования, которые предъявляются к результатам освоения младшим школьником начального общего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иваненко Марина Анатольевна, Чжан Пэйчжи

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In this article the authors focused on the features of the formation national-historical consciousness among junior schoolchildren. In article deals with the concepts of «consciousness», «public consciousness», «national consciousness», «historical consciousness»; the concept of «national-historical consciousness», stages and components of national-historical consciousness are defined. The article highlights the features of the formation of national-historical consciousness among junior schoolchildren; presents the requirements that are imposed on the results of mastering primary general education by a junior schoolchild are presented.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

взаимодействовать с людьми напрямую, учиться общаться и воспринимать свой мир через призму реального восприятия действительности

Литература:

1. Ковалева, Г.А. Современные цифровые технологии в системе профессиональной подготовки специалистов для киберспорта / Г.А. Ковалева, Д.С. Янкевич, Н.Э. Чайковская, A.C. Талан // Вестник Мининского университета. - 2021. -Т. 9.-№ 2 (35). - С. 9.

2. Маркова, С.М. Проектирование технологии профессионального обучения / С.М. Маркова, С.А. Цыплакова, Е.Е. Пулькина // Школа будущего. -2018. - №6,- С. 61-66

3. Маркова, С.М. Системный подход к технологии профессионального обучения / С.М. Маркова, Е.А. Уракова // Проблемы современного педагогического образования. -2021. -№ 72-2. - С. 155-158

4. Савченков, A.B. Реализация в образовательном процессе вуза современных интерактивных воспитательных технологий направленных на развитие гибких навыков будущих педагогов / A.B. Савченков, Н.В. Уварина, Г.В. Щагина // ВестникМининского университета,-2023. - Т. 11. - № 2(43). - С. 5.

Педагогика

УДК 373.31

кандидат педагогических наук, доцент Иваненко Марина Анатольевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уральский государственный педагогический университет» (г. Екатеринбург); магистрант Чжан Пэйчжи

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Дальневосточный федеральный университет» (г. Владивосток)

ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В данной статье авторы сделали акцент на особенностях формирования национально-исторического сознания у младших школьников. В статье рассмотрены понятия «сознание», «общественное сознание», «национальное сознание», «историческое сознание»; определены понятие «национально-историческое сознание», стадии и компоненты национально-исторического сознания. В статье выделены особенности формирования национально-исторического сознания у младших школьников; представлены требования, которые предъявляются к результатам освоения младшим школьником начального общего образования.

Ключевые слова: формирование, сознание, национальное сознание, национально-историческое сознание, младший школьник.

Annotation. In this article the authors focused on the features of the formation national-historical consciousness among junior schoolchildren. In article deals with the concepts of «consciousness», «public consciousness», «national consciousness», «historical consciousness»; the concept of «national-historical consciousness», stages and components of national-historical consciousness are defined. The article highlights the features of the formation of national-historical consciousness among junior schoolchildren; presents the requirements that are imposed on the results of mastering primary general education by a junior schoolchild are presented.

Key words: formation, consciousness, national consciousness, national-historical consciousness,junior schoolchild.

Введение. Современные тенденции в воспитании подрастающего поколения, в частности - детей младшего школьного возраста, направлено на формирование у ребенка четкой гражданской позиции, однозначности в трактовке исторических событий на основе исторических фактов и исторических документов. Сегодня в развитии общества, а также в развитии отношений между нациями, происходит обострение этнических противоречий. И это можно видеть не только в нашей стране, но и за рубежом. Поэтому вопрос о формировании национально-исторического сознания у подрастающего поколения становится актуальным.

Изложение основного материала статьи. Изучение национально-исторического сознания в гуманитарных науках является одним из наиболее актуальных предметов исследования. Сегодня нет точного определения понятия «национально-историческое сознание».

При определении понятия «сознание», С.Л. Рубинштейном акцентируется внимание на общении, на становлении у субъекта сознания [9]. В.Н. Дружинин рассматривает сознание с позиции высшего уровня психической активности человека как социального существа [9].

Э. Тулвинг говорит о трех типах сознания: 1) о простом осознании внешних раздражителей; 2) об осознании символических репрезентаций окружающего мира; 3) об осознании себя и личностного опыта относительно времени [9].

Мы согласны с мнением А.Н. Леонтьева, что сознание - это картина мира, которая открывается субъекту, и субъект включен в этот мир сам со своими действиями и состояниями [6].

Мы согласны с мнением А.К. Уледова, что если рассматривать общественное сознание, то необходимо «понимание общественного бытия, ибо от этого зависит в свою очередь понимание содержания, вкладываемого в общественное сознание» [17, С. 21].

П.Т. Караваева говорит, что современные трактовки общественного сознания неоднозначны, и оно рассматривается как самостоятельный феномен, как более общий, чем индивидуальное сознание и независимо от механизмов общественной памяти [4].

В.П. Тугаринов пишет, что «общественное сознание имеет свой предмет - общественные отношения. Основным носителем его в области науки являются общественный наук. Они являются самосознанием общества» [16, С. 126-127].

Национальное сознание в науке рассматривается с разных позиций. Во-первых, с позиции сложной совокупности различных взглядов и убеждений, которые характеризуют определенный уровень духовного развития нации [18]. Во-вторых, с позиции совокупности мнений, оценок, взглядов, отношений к себе и миру со стороны людей принадлежащих к одной нации с учетом их истории и влияния на них разных условий: природных, географических, социальных и других [8].

Мы согласны с утверждением А.В. Леопа, что для изучения исторического сознания необходим многоплановый подход, т.к. оно определяется многообразием связей и отношений с другими формами общественного сознания [71.

И.И. Алесин определяет историческое сознание как одну «из фундаментальных смыслообразующих структур и категорий духовного мира человека» [1, С. 8]. Здесь важны не только знания по истории, но и ее переживание, соучастие, ответственность.

В.А. Тихонов и A.A. Шестаков рассматривают историческое сознание с точки зрения совокупности представлений, которые присущи «обществу в целом и его социальным группам в отдельности, о своем прошлом и прошлом всего человечества» Г15, С. 1901. Авторы уточняют, что «... имеются в виду не только научные или хотя бы проверенные историками-профессионалами факты и их интерпретации, но и все многообразные, стихийно складывающиеся представления, традиции, типологии исторических событий, память людей о движении событий, о прошлом своего государства, национально-этической общины, класса, международной жизни и т.п.» Г15, С. 191-1921.

Д.К. Куликов рассматривает историческое сознание в трех ракурсах универсалий культуры. По его мнению, историческое сознание: «1) выступает способом социализации и окультуривания индивидов; 2) это интеллектуальная форма и объективный способ бытия культур; 3) история как процесс развития общества образует отрицательное отношение культуры к безразличию времени» [5, С. 18-191.

A.A. Сучилина определяет историческое сознание как «ретроспективную оценку обществом своего возникновения и развития, которое детерминирует социальное поведение» [14, С. 96].

А.К. Скепкина рассматривает историческое сознание как «способ самопознания и самоидентификации общества». По ее мнению, историческое сознание - это «системное единство исторического познания, исторического знания и исторических чувств» [12, С. 7].

В русской культуре значение исторического сознания заложено в самом культурном коде народа, отраженном, например, в пословицах, поговорках. Есть поговорки, которые содержат негативную оценку человека, у которого не сформировано национальное сознание. Например, Иван, родства не помнящий.

Жанры народного творчества, такие как: былины, песни, легенды, предания указывают на значение исторической памяти, исторической компоненты в жизни русских людей. Становление художественной письменности на Руси тоже связано с формированием исторического сознания.

Сегодня в практике преподавания гуманитарных дисциплин и организации воспитательной работы проблема формирования национально-исторического сознания стала одной из наиболее актуальной. Не вызывает сомнения, что изучение истории необходимо для воспитания патриотической, нравственной и воспитанной личности в целом. Формирование национально-исторического сознания способствует осознанию собственной личной и гражданской идентичности.

H.H. Зубарева делает акцент на том, что сегодня в образовании объединяющими чертами исторического сознания выступают: «устойчивый интерес к истории и историческим событиям прошлого; потребность в их осмыслении; готовность ставить личностно-значимые вопросы, связанные с многоаспектным развитием социума; и стремление к поиску ответа на них на основе обращения к опыту прошедших исторических эпох» [3, С. 11].

Мы согласны с точкой зрения З.Р. Садыковой, что воспитание детей и подростков нужно строить с учетом этапов развития исторического сознания, т.к. каждый уровень имеет свою собственную форму патриотизма со своими особенностями. Так З.Р.Садыкова пишет: «например, 1) на мифологическом уровне патриотизм основан на образе героя сказки, былины, мифа, который защищает общество или государство; 2) на религиозном уровне религия выступает фактором объединения и стабилизации крупных обществ и государств через ценности метафизического порядка; и т.д.» [10, С. 71.

Мы согласны с позицией A.A. Сидельникова. Он справедливо полагает, что при формировании исторического сознания эффективны следующие компоненты в структуре ценностного отношения к истории: «1) деятельностный (сфера воли в структуре личности), характеризующийся познавательной активностью, связанной с интересом к предмету; 2) когнитивный (сфера мышления), характеризующийся уровнем личностной рефлексии, идентификации личности с той или иной социальной общностью (семьей, народом); 3) эмоциональный (сфера чувств), характеризующийся уровнем эмоциональной отзывчивости, эмпатии» [11, С. 13].

На основе всего вышеизложенного, под национально-историческим сознанием применительно к детям младшего школьного возраста мы понимаем: осознание ребенком своей принадлежности к определенной этнической общности; совокупность взглядов, отношений к себе и миру; единство исторического знания, исторического познания, и исторических чувств; культурную самобытность.

На основании стадий развития национального самосознания, которые выделил Ю.В. Бромлей [2], мы допустили предположение, что национально-историческое сознание в своем развитии также включает несколько стадий:

* Осознание национальных чувств - первый этап, в котором младший школьник выделяет понятия «народ», «нация», «этническая общность».

* Осознание своей этнической принадлежности - второй этап.

* Выделение национальных ценностей своего народа, традиций и обычаев; понимание событий в истории своего народа на основе достоверных и исторических фактов - третий этап.

* Осознание себя в качестве субъекта национальной общности - четвертый этап.

По нашему мнению, национально-историческое сознание включает в свою структуру также три компонента:

* деятельностный - связан с поступками и действиями в своей этнической группе, поддержание культурных традиций и т.д.;

* когнитивный - связан с осознанием своих корней, языка, национальных ценностей и т.д.;

* эмоциональный - связан с эмоциональным оцениванием качеств членов своей и чужой групп, идентичность к группе и т.д.

Первым социальным институтом для младшего школьника в вопросе формирования у него национально-исторического сознания является семья. Именно в семье начинается формироваться Я-концепция ребенка, которая не только структурирует совокупность черт, чувств, эмоций, но и формирует у ребенка представления о себе с позиции этносоциального общества. Если семья образуется на основе заключения брака взрослых разной национальной принадлежности, то ребенок с детства знакомится с самобытностью разных народов, воспитывается на уважении к людям разной национальности. В семье закладываются основы общечеловеческих и индивидуальных систем ценностей. Ребенок с самого детства начинается ориентироваться в национальной культуре своей семьи.

Вторым социальным институтом для младшего школьника в формировании у него национально-исторического сознания становится образовательная организация: сначала это детский сад, а затем - школа.

Младший школьный возраст - это период, когда формируются базовые ценности и установки, которым ребенок будет следовать и применять на протяжении всей своей дальнейшей жизни.

Ребенок поступает в первый класс. Самосознание начинает интенсивно развиваться, укрепляться его структура, наполняться новыми ценностными ориентирами. Ребенок осознает, что он является индивидуальностью, чувствует свою уникальность. К концу обучения в начальной школе моральные знания, нравственные представления, этические суждения не только расширяются, но и наполняются новым содержанием.

При обучении в начальной школе у ребенка происходит не только личностное развитие, но и идет процесс становления российской гражданской идентичности; процесс формирования системных знаний о РФ; процессы формирования самосознания и национально-исторического сознания. Главная роль здесь принадлежит учителю.

Остановимся на вопросе особенностей формирования национально-исторического сознания у младших школьников с позиции требований предъявляемых к результатам освоения им программы начальной школы.

* Личностные требования включают уровни сформированности основ гражданской идентичности, саморазвития и мотивации к познании.

* В метапредметные требования входят: а) общение со сверстниками и взрослыми; б) совместная деятельность с ними.

* Предметные требования включают в себя получение новых знаний, процесс их преобразования и применения в будущем.

К особенностям формирования национально-исторического сознания у младших школьников мы относим:

1) требования, которые предъявляются к результатам освоения ребенком программы начального общего образования;

2) учебные предметы, благодаря которым формируется у детей национально-историческое сознание, и их специфику;

3) общение со сверстниками и взрослыми, совместную деятельность с ними.

В свое время В.А. Сухомлинский писал: «Школа должна воссоздать в каждом поколении родной народ: его философию, широкий и оригинальный взгляд на мир, самобытную культуру, национальную психологию и характер, тесные духовные связи с другими народами» [13, С. 120].

Исходя из этого, можно сказать, что образовательно-воспитательный процесс должен быть построен таким образом, чтобы младшие школьники знакомились с жизнью народа в прошлом и настоящем, соприкасались с культурно-историческими традициями и обычаями нашей многонациональной страны. В этом есть взаимосвязь между самим образовательным процессом на уроке и во внеурочной деятельности, которые могут быть организованы по разным направлениям: духовно-нравственное, социальное, патриотическое, трудовое, общекультурное.

Учитель начальных классов уделяет внимание формированию национально-историческому сознанию ребенка младшего школьного возраста на разных уроках: русский язык, литературное чтение, окружающий мир и др. Во внеурочной деятельности при формировании национально-исторического сознания младшего школьника учителем применяются разные формы: индивидуальная и групповая. Это может быть кружок, экскурсия с выходом на место расположения изучаемых объектов (исторические памятники, достопримечательности прошлого, места боевой славы и др.), краеведческая работа, поисковая работа, проектная деятельность и т.д.

Сегодня мы можем видеть некий конфликт в формировании национально-историческому сознанию ребенка младшего школьного возраста. Ребенок по-разному присваивает знания и национальные ценности в стенах школы и вне школы.

Необходимо отметить, что образовательный процесс строится на основе принципов системности, последовательности, закономерности, культуросообразности т.п. Вне школы - эпизодичность, бессистемность, размывания понятия «культура» и т.п. Для детей сегодня характерно клиповость мышления, нежелание смотреть и читать большие тексты и т.п.

По нашему мнению, работа учителя начальных классов по вопросу формирования национально-исторического сознания у ребенка младшего школьного возраста должна строиться по трем направлениям: работа с детьми, работа с родителями, работа с учителями школы.

В связи с этим, планируемые результаты по формированию национально-исторического сознания относятся к личностной сфере развития ребенка младшего школьного возраста и могут быть представлены следующим образом:

* осознание своих корней, традиций, обычаев, национальных ценностей, совей самобытности, национальной принадлежности;

* формирование осознанного, уважительного отношения к человеку другой национальности, его ценностям, традициям и культуре, готовность вести диалог и достигать взаимопонимания в процессе взаимодействия;

* формирование ответственного отношения к своим действиям и поступкам;

* совершенствование коммуникативных навыков и др.

Процесс формирования национально-исторического сознания у детей младшего школьного возраста может быть построен на основе следующих принципов:

* Аксиологический принцип - личность рассматривается как наивысшая ценность общества.

* Принцип деятельности - акцент делается разнообразие видов деятельности детей (игра, общение, исследование, практическая деятельность и др.).

* Принцип диалогического общения - общение младшего школьника со сверстниками, родителями, учителем и другими людьми.

* Принцип идентификации - устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него.

Выводы, которые можно сделать, исходя из всего вышесказанного.

По нашему мнению, историческое сознание - это системное единство исторического познания, исторического знания и исторических чувств; является фактором сохранения культурной самобытности цивилизованного сообщества.

Под национально-историческим сознанием применительно к детям младшего школьного возраста мы понимаем:

1) осознание своей принадлежности к определенной этнической общности;

2) совокупность взглядов, отношений к себе и миру;

3) единство исторического познания, исторического знания и исторических чувств;

4) культурную самобытность.

Структура национально-исторического сознания включает три компонента: деятельностный, когнитивный и эмоциональный.

Мы выделяем такие особенности формирования национально-исторического сознания у младших школьников, как:

а) требования, которые предъявляются к результатам освоения ребенком программы начального общего образования;

б) учебные предметы и их специфика;

в) процесс общения ребенка со сверстниками и взрослыми и их совместная деятельность.

Формирование национально-исторического сознания у ребенка младшего школьного возраста должно строиться по трем направлениям: работа с детьми, работа с родителями, работа с учителями школы.

Литература:

1. Алесин, И.И. Нравственные основания исторического сознания (этико-философский анализ): автореферат дис. ... канд. филос. наук: 09.00.05 / Алесин Игорь Иванович. - Иваново, 2016. - 18 с.

2. Бромлей, Ю.В. Национальные процессы в СССР: в поисках новых подходов / Ю.В. Бромлей. - Москва: Наука, 1988.-208 с.

3. Зубарева, H.H. Формирование исторического сознания учащихся в отечественной классической гимназии второй половины XIX - начала XX вв.: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Зубарева Наталья Николаевна. - Тверь, 2016.-22 с.

4. Караваева, П.Т. Общественное сознание как объект социально-философского анализа: автореферат дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11 / Караваева Полина Тавбатыровна. - Ставрополь, 2004. - 26 с.

5. Куликов, Д.К. Историческое сознание как социокультурная универсалия: автореферат дисс. ... канд. философ, наук: 09.00.13 / Куликов Дмитрий Константинович. - Ростов-на-Дону, 2008. - 31 с.

6. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - Москва: Политиздат, 1975. - 130 с.

7. Леопа, A.B. Трансформация исторического сознания в переходный период истории конец XX - начало XXI века: монография / A.B. Леопа. - Красноярск: Сибирский федеральный ун-т, 2012. -242 с.

8. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога) / Сост. B.C. Безрукова. - Екатеринбург, 2000.-937 с.

9. Психология: учебник / Под общ. ред. В.Н. Дружинина. - Санкт-Петербург: Питер, 2001. - 656 с.

10. Садыкова, З.Р. Трансформация социокультурных ценностей в контексте исторического сознания: автореферат дис. ... канд. философ, наук: 09.00.11 / Садыкова Зиля Раисовна. - Уфа, 2015. - 22 с.

11. Сидельников, A.A. Исследование условий и результатов формирования исторического сознания старшеклассников: автореферат дис.....канд. пед. наук: 13.00.02 / Сидельников Андрей Александрович. - Санкт-Петербург, 2012. - 25 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Скепкина, А.К. Гносеологические аспекты структурирования исторического сознания: автореферат дис. ... канд. философ, наук: 09.00.01 / Скепкина Анна Константиновна. - Барнаул, 2009. - 22 с.

13. Сухомлинский, В.А. Учитель - методист - наставник / В.А. Сухомлинский. - Москва: Просвещение, 1969. - 289 с.

14. Сучилина, A.A. Противоречия формирования исторического сознания современной российской молодежи /

A.A. Сучилина // Актуальные социально-политические исследования. Гуманитарные науки // Вестник Финансового университета.-2020. -№10(1). - С. 95-99

15. Тихонов, В.В. Историческое сознание и традиции: особенности формирования и воспроизводства / В.В. Тихонов,

B.А. Шестаков // Вестник СамГУ. - 2012. - №2/2 (93). - С. 190-197

16. Тугаринов, В.П. Философия сознания: современные вопросы / В.П. Тугаринов. - Москва: Мысль, 1971. - 199 с.

17. Уледов, А.К. Структура общественного сознания / А.К. Уледов. - Москва: Мысль, 2000. - 225 с.

18. Этнопсихологический словарь / Сост. В.Г. Крысько, Д.И. Фельдштейн. - Москва, 1999. -343 с.

Педагогика

УДК 371.113.1

кандидат педагогических наук Иванов Михаил Айуолович

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); кандидат педагогических наук Ершова Нина Васильевна

Автономное образовательное учреждение Республики Саха (Якутия) «Институт развития образования и повышения квалификации имени С.Н. Донского - II» (г. Якутск)

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО МОНИТОРИНГА ЭФФЕКТИВНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Аннотация. Статья посвящена исследованию возможностей совершенствования регионального мониторинга эффективности руководителей образовательных организаций. Авторы рассматривают данную систему как механизм повышения качества образования. В начале статьи сделана попытка дать определение понятию «совершенствование мониторинга эффективности руководителей образовательных организаций». Авторы предполагают, что предмет мониторинга связан не только с необходимостью выявления определенных областей деятельности отдельных руководителей. Мониторинг отслеживает и проблемные поля, а также тренды в образовании региона. Внимание читателей обращается на изменение целей и задач мониторинга за четыре года (2019-2022 г.). Новые задачи связаны с областью деятельности руководителей по организации горизонтального обучения, созданию управленческих команд и резерва управленческих кадров. Авторами подчеркивается, что конкретность задач измеряется показателями. По каждой задаче, определенной в 2022 г., приводится динамика показателей. Исходя из направленности динамики показателей (положительной или отрицательной), делаются выводы об эффективности мониторинга в области развития профессиональной компетентности директоров. Таким образом, авторами предпринята попытка необходимости совершенствования мониторинга эффективности руководителей образовательных организаций для повышения качества образования.

Ключевые слова: мониторинг, совершенствование, эффективность руководителя образовательной организации, задачи регионального мониторинга эффективности директора школы, динамика задач, показатели регионального мониторинга эффективности руководителей, динамика показателей, совершенствование мониторинга эффективности руководителей образовательной организации.

Annotation. The article is devoted to the study of the possibilities of improving the regional monitoring of the effectiveness of the heads of educational organizations. The authors consider this system as a mechanism for improving the quality of education. At the beginning of the article, an attempt was made to define the concept of "improving the monitoring of the effectiveness of the heads of educational organizations." The authors suggest that the subject of monitoring is connected not only with the need to identify certain areas of activity of individual managers. Monitoring also tracks problem areas, as well as trends in the formation of the region. The attention of readers is drawn to the change in the goals and objectives of monitoring over the four years (2019-2022). New tasks are related to the area of activity of managers in organizing horizontal training, creating management teams and a reserve of managerial personnel. The authors emphasize that the specificity of tasks is measured by indicators. For each task defined in 2022, the dynamics of indicators is given. Based on the direction of the dynamics of indicators (positive or negative), conclusions are drawn about the effectiveness of monitoring in the field of developing the professional competence of directors. Thus, the authors made an attempt to improve the monitoring of the effectiveness of the heads of educational organizations to improve the quality of education.

Key words: monitoring, improvement, effectiveness of the head of an educational organization, tasks of regional monitoring of the effectiveness of the school principal, dynamics of tasks, indicators of regional monitoring of the effectiveness of managers, dynamics of indicators, improvement of monitoring the effectiveness of heads of an educational organization.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.