ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
2021, № 9 (сентябрь) Раздел 5.8. Педагогика (13.00.00 Педагогические науки) ART 211061 DOI 10.24412/2304-120X-2021-11061 УДК 372.893
Формирование исторического сознания обучающихся в современных образовательных условиях
Cultivation of the historical awareness of students in modern educational conditions
Авторы статьи
L
Authors of the article
Ус Оксана Александровна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей и социальной педагогики ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет», г. Краснодар, Россия ORCID: 0000-0001-9732-7023 [email protected]
Мальков Александр Александрович,
преподаватель кафедры общей и социальной педагогики ФГБОУ Во «Кубанский государственный университет», г. Краснодар, Россия ORCID: 0000-0003-4377-8026 [email protected]
Гладышева Виктория Сергеевна,
студентка ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет», г. Краснодар, Россия ORCID: 0000-0001-7890-0269 [email protected]
Oksana A. Us,
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of General and Social Pedagogy, Kuban State University, Krasnodar, Russia ORCID: 0000-0001-9732-7023 [email protected]
Alexander A. Malkov,
Lecturer, Department of General and Social Pedagogy, Kuban State University, Krasnodar, Russia ORCID: 0000-0003-4377-8026 [email protected]
Victoria S. Gladysheva,
Student, Kuban State University, Krasnodar, Russia ORCID: 0000-0001-7890-0269 [email protected]
Конфликт интересов
Conflict of interest statement
Конфликт интересов не указан
Conflict of interest is not declared
Для
цитирования
For citation
L
Ус О. А., Мальков А. А., Гладышева В. С. Формирование исторического сознания обучающихся в современных образовательных условиях // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2021. № 09. С. 1-12. - URL: http://e-koncept.ru/2021/211061.htm. DOI: 10.24412/2304-120X-2021-11061
O. A. Us, A. A. Malkov, V. S. Gladysheva, Cultivation of the historical awareness of students in modern educational conditions // Scientific-methodological electronic journal "Concept". 2021. No. 09. P. 1-12. - URL: http://e-kon-cept.ru/2021/211061.htm. DOI: 10.24412/2304-120X-2021-11061
Поступила в редакцию Received 21.07.21 Получена положительная рецензия Received a positive review 30.08.21
Принята к публикации Accepted for publication 30.08.21 Опубликована Published 30.09.21
Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2021 © Ус О. А., Мальков А. А., Гладышева В. С., 2021
Аннотация
Изучение истории является необходимым условием для воспитания патриотической и нравственной личности. История сопровождает нас на протяжении всей жизни, в детстве мы слушаем завораживающие мифы, а позднее сталкиваемся с историей везде, где бы ни находились. История - это совокупность наук, изучающих прошлое человеческого общества. Таким образом, чтобы сформировалось правильное представление об исторических событиях, необходимо формировать у населения историческое сознание. К этому вопросу надо подходить систематически, формируя историческое сознание на разных этапах жизни человека. В особенности данный процесс важен в подростковом возрасте - в период развития самосознания, определения своего места в обществе, активных проб себя, расширения сферы социализации, рефлексии. Цель исследования заключалась в рассмотрении понятия «историческое сознание» и определении составляющих данного феномена, а также разработке и апробации программы формирования исторического сознания у учащихся 5-6-х классов. Историческое сознание рассматривается как источник общественного опыта, чувства самосознания в нем, способствующего пониманию единства себя и общества, основанного на памяти о прошлом своем, общества и человечества. Историческое сознание представлено как совокупность четырех компонентов: историческая память, историческое чувство, опыт и знания. Выдвинуто предположение о том, что процесс формирования исторического сознания будет эффективным при комплексном педагогическом воздействии на все перечисленные компоненты, образуя тем самым так называемое «историческое комбо», которое будет способствовать воспитанию патриотической личности. Представлены результаты анкетирования обучающихся, направленного на изучение исторического знания, эмоционального отношения к истории, осведомленности о традициях своей семьи и страны. В статье описаны основные элементы программы формирования исторического сознания обучающихся. Программа включает пять разделов: «Первобытное общество. Переселение восточных славян», «Правление Рюриковичей», «Правление Романовых», «Образование Союза Советских Социалистических Республик», «Современная Россия». У школьников 5-6-х классов после реализации программы зафиксированы положительные изменения в процессе формирования исторического сознания и его компонентов (историческое знание, память, опыт, чувство).
Ключевые слова
Abstract
The study of history is a necessary condition for the education of a patriotic and moral person. History accompanies us throughout our lives. As children, we listen to fascinating myths, and later we encounter history wherever we are. History is a set of sciences that study the past of human society. Thus, in order to form a correct idea of historical events, it is necessary to cultivate a historical awareness among the population. This issue should be approached systematically, cultivating the historical awareness at different stages of a person's life. In particular, this process is important in adolescence - the period of self-awareness development, determining one's place in society, active self-tests, expanding the sphere of socialization, reflection. The purpose of the study was to examine the concept of "historical awareness" and define the components of this phenomenon, as well as to work out and test a program for the formation of historical awareness in students of grades 5-6. Historical awareness is considered as a source of social experience, a sense of self-consciousness in it, contributing to the understanding of the unity of oneself and society, based on the memory of the past of a person, society and humanity. Historical awareness is represented as the sum of four components: historical memory, historical feeling, experience and knowledge. It is suggested that the process of cultivating historical awareness will be effective with a comprehensive pedagogical impact on all the listed components, thereby forming the so-called "historical combo", which will contribute to the education of a patriotic person. The authors present the results of a questionnaire for students aimed at studying historical knowledge, emotional attitude to history, awareness of the traditions of their family and the country. The article describes the main elements of the program for the formation of students' historical knowledge. The program includes five sections: "Primitive society. The resettlement of the Eastern Slavs", "The Rule of the Rurik dynasty", "The Rule of the Romanovs", "The Formation of the Union of Soviet Socialist Republics", "Modern Russia". After the program implementation, students of grades 5-6 have shown positive changes in the process of forming historical awareness and its components (historical knowledge, memory, experience, feeling).
Key words
историческое сознание, историческая память, исторический опыт, историческое чувство, историческое знание
Благодарности
historical awareness, historical memory, historical experience, historical feeling, historical knowledge
Acknowledgements
Авторы выражают благодарность коллективу МБОУ СОШ № 3 города Апшеронска Краснодарского края в лице директора Максимейко Ларисы Владимировны, коллективу МБОУ ООШ № 9 станицы Нефтяной Краснодарского края в лице директора Куценко Татьяны Николаевны за помощь в организации исследования.
The authors express their gratitude to the staff of the secondary school No. 3 of the city of Absheronsk, Krasnodar Region, represented by the director L.V.Maksimeyko, and to the staff of the school No. 9 of the village of Neftyanaya, Krasnodar Region, represented by the director T.N.Kutsenko for their help in organizing the study.
Введение / Introduction
Сложившаяся кризисная социокультурная ситуация в молодежной среде характеризуется проявлениями негативизма к историческому прошлому под влиянием и манипуляциями массмедиа, способствуя проявлениям манкуртизма среди представителей молодого поколения. Наличие данной проблемы актуализирует потребность
в формировании исторического сознания как адекватного отражения социальной реальности возвращаться к прошлому своего народа, уметь анализировать социальные процессы, делать определенные выводы об изменениях, происходящих в обществе. Историческое сознание способствует, используя исторический опыт, зарождению идей, осознанию смысла, а также формированию рефлексирующей личности, которая будет проявлять себя не только в своей индивидуальности, но и в ответственности за себя, свои поступки, за мир, в котором живет [1]. Проблема формирования исторического сознания первоначальна и должна рассматривать память индивида как явление, природа которого определяется социальной средой [2]. По мнению Ф. Морфа-киса, история может быть сокрушительным инструментом, формирующим идентичность, особенно на национальном уровне [3]. Историческое сознание выступает неким интегральным источником опыта общества и чувства самосознания в нем, из которого человек приобретает понимание о себе, о единстве себя и общества с помощью памяти о прошлом своем, общества и человечества, умение вести диалог с носителями других культурных ценностей на основе взаимного уважения. Цель исследования заключалась в изучении понятия «историческое сознание» и определении составляющих данного феномена, а также разработке и апробации программы формирования исторического сознания у учащихся 5-6-х классов на примере двух общеобразовательных школ.
Обзор литературы / Literature review
Проблема формирования исторического сознания находится в центре внимания уже долгие годы. Одним из первых, кто раскрывал данное явление в своих работах, был Г. Гегель. Он представлял историю как некий разум, который воплощается в разных культурах народов и выражается историками, владеющими информацией об историческом прошлом, влияя на формирование исторического познания через трансляцию безграничной власти государства, имеющего, по мнению Г. Гегеля, божественное начало [4]. Интересным является мнение Г. И. Герасимова, описывающего в теории о происхождении человека и общества, что формирование исторического сознания происходит за счет государственности [5]. Ю. И. Семенова же историческое сознание рассматривала как некую идеалистическую идею, как мировоззренческую интерпретацию понятия истории в обществе. Человек в данном контексте представлен как объект исторической реальности с его традициями, обычаями и культурно-историческим изучением социума [6].
В марксистской философии историческое сознание рассматривается как специфическое духовное образование жизни, социума, а также взаимосвязь человека, общества и природы. Последователь данной теории Л. А. Фейербах утверждал, что история - это теоретическое обоснование всего того, что происходит в обществе, она по факту «зеркало» человечества, человек является генератором всего, что происходит. По его мнению, человек не объект какого-то важного события, которое может изменить ситуацию в обществе, в общественном историческом сознании человека, а подлинный субъект исторического процесса [7]. Историческое сознание в данном контексте понимается как некая ориентация субъекта, который охватывает временной характер жизни и способен анализировать жизнь через призму времени.
М. И. Лыскова, анализируя нравственные аспекты формирования массового исторического сознания в процессе художественного познания мира и обобщая резуль-
таты теоретического анализа, подчеркивает, что данный феномен основан на онтологическом и гносеологическом подходах [8]. Сторонник гносеологического подхода Б. Р. Могильницкий утверждал, что предметом истории является анализ картины мира в прошлом, с учетом каждой конкретной исторической ситуации по данному вопросу. Им была разработана концепция альтернативности исторического познания, предполагающая, что не вся официальная история истинная [9]. А. К. Уледов изучал историческое сознание с точки зрения теоретического построения, т. е. некой систематизации всех знаний истории, формирующих познавательную деятельность у каждого индивидуума, в ходе которой формируются у любого из нас критерии истинности истории [10]. Похожих взглядов придерживался Г. Т. Журавлев, утверждая, что воспитание историей молодого поколения является значимым в воспитании каждой личности, которая будет иметь способность критически подходить к прошлому, уметь оценивать настоящее и прогнозировать будущее. Историческое сознание является сложным духовным образованием, которое включает в себя разную систему взглядов, оценок, эмоций, чувств на разные исторические события [11].
О. Ф. Гаврилов в своем исследовании изучал историческое сознание в рамках логико-гносеологического и философско-социологического подходов. Историческое сознание, по О. Ф. Гаврилову, это комплексность продуктов духовной деятельности, направленная на изучение прошлого с целью дальнейшей связи всех исторических периодов между собой. Он утверждает, что сознание будет историческим только при следующих условиях:
а) взаимосвязи знаний и оценки, которые будут формировать историческое сознание;
б) взаимосвязи основных трех времен: прошлого, настоящего и будущего - в исторической реальности; в) связи между временными отрезками в обществе [12]. А. И. Скворцов же, анализируя историческое сознание с точки зрения функционально-социологического подхода, акцентировал внимание на всех социальных функциях в обществе (получение человеком навыков, умений, знаний для полноценного развития и жизни в обществе), а также определении для каждого человека роли в социуме [13].
Г. А. Антипов, приверженец онтологического подхода, утверждал, что историческое знание имеет свой генезис и функции, а в целом оно выступает как некий «организм» со своим развитием. Он утверждал, что историческое знание выступает особой формой общественного сознания, выделяющей в себе характерные гуманитарные задатки исторической науки. Основными компонентами исторического сознания являются разные исторические источники, факты, теории, которые описывают в своих работах историки [14]. Похожие идеи описаны в работе А. И. Ракитова, где выделяются такие ценные понятия, как исторический факт, историческая истина, законы истории, считающиеся структурой исторического сознания [15]. Ф. А. Селиванов отмечал, что возникновение исторического сознания в обществе в целом связано с отдельной структурой в каждой личности и определением места в нем, т. е. при изучении разных сфер жизни человека внимание будет сконцентрировано на той сфере, где человек себя проявляет в данный момент времени, а не на внешних раздражителях (факторах) [16].
Типологический подход, который изучал В. Т. Маклаков, определяет историческое сознание как процесс, состоящий из разных его форм и постепенного становления этих форм в обществе; тем самым проявляется самоидентичность [17]. А.И. Па-нюков под историческим сознанием понимал некий духовно-нравственный смысл и утверждал, что историоризация общества без него невозможна. Он считал, что историческое сознание является ценностно-мировоззренческой моделью, которая формирует духовную основу в человеке в социуме [18].
В аксиологическом подходе история рассматривается через человека, который является наивысшей ценностью общества. Сторонником данного подхода является В. А. Ельчанинов, он выделяет гедонистическую функцию как базовую, в основе которой лежит формирование цели, мотивов поведения человека через такие понятия, как чувство гордости, радости, удовольствия и др. [19] Сторонник данного подхода А. В. Гулыга считал, что формирование в человеке представлений о разных культурах помогает определить место человека в каждом обществе и сформировать такие компоненты исторического сознания, как исторический опыт и память [20]. Проанализировав вышеизложенный материал, авторы пришли к выводу, что исследование будет базироваться на аксиологическом подходе.
Изучение истории и формирование исторического сознания задает некий характер, некие точки опоры в восприятии и отношении к прошлому, настоящему, будущему, преследуя, по мнению Л. Де Кока, три основные цели: одновременно интеллектуальную, идентичную и гражданскую [21]. Е. А. Нуттунен считает, что историческое сознание является компонентом патриотической культуры и заключается в способности индивида сохранять исторические факты в своей памяти [22]. И. В. Куты-кова также связывает историческое сознание с патриотическим воспитанием, акцентируя внимание на принципе сохранения «исторического» в человеке, посредством решения задач патриотического воспитания человека и использования исторической памяти, способствующей «духовному сближению исторических времен, различных поколений, утверждению "я" как исторического существа, в котором объединились былые и грядущие поколения и в жизнедеятельности которого воплощается незримая связь времен» [23]. А. М. Лобин же отмечает, что система взаимодействия различных видов социальной памяти (народные предания, литературные тексты, мифологические представления и научные данные) состоит из многообразия спонтанно возникнувших или установленных наукой форм, в которых человечество «осознает, воспроизводит и оценивает свое движение во времени», тем самым оказывая влияние на формирование исторического общественного сознания [24].
На наш взгляд, изучение истории должно происходить с опорой на разные компоненты, позволяющие сформировать мировоззрение, ценности, жизненные установки как отдельного человека, так и целого рода, т. е. то самое «коллективное бессознательное», о котором говорил в своих работах А. Адлер [25], ведь именно в «коллективном бессознательном» лежит развитие здоровой личности гражданина и человека как индивидуально обособленного индивида того или иного общества. В работе И. Шубрта, А. Кумса и М. Руззедду получила выражение концепция трансляции коллективного сознания индивидуальному, авторы считают, что индивидуальная память может существовать только благодаря коллективной и в результате данного взаимодействия происходит отображение общества на индивиде [26]. Также они считают, что «историческое сознание и коллективная память взаимозависимы подобно компьютерным программам и базам данных. Даже если программы могут существовать без данных, чтобы быть ценными, им нужны данные, хранящиеся в базах данных» [27]. В. Г. Афанасьев также в своих трудах описывал социальную память, включая в нее историческое сознание как основу и механизм преемственности в построении исторической идентичности [28]. Ф. Бэкон также связывал изучение истории с памятью. Историческая память, по его мнению, - это главный критерий личности, состоящий из трех элементов: души, объективного значения, рассудка. Он считал, что память является внутренней функцией общества, которая реализуется в культурных
механизмах [29]. Ф. Ариес также связывал историческую память с коллективной памятью, стремящейся к выражению стабильности и сопротивлению изменениям, но при этом он считал, что история лишь фиксирует эти изменения [30].
М. Барг в историческом сознании выделял другой компонент - историческое мышление, которое олицетворяет теоретические аспекты истории, содержащие в себе идеальные формы и обозначающие: 1) рассмотрение истории во взаимосвязи человека и его сущности в ней; 2) выделение всеобщей истории; 3) единство всех элементов в истории [31]. Ф. Кессиди, рассуждая об историческом сознании, выделял следующие компоненты:
- чувство, помогающее человеку вычленить для себя то наследие, которое будет ценным для настоящего исторического знания каждому из нас;
- историческое воображение - элемент, который отражает теоретические основы истории и подчеркивает связь исторического воображения/исторического опыта с исторической памятью;
- историческая память, отражающая историю через призму воображения как отдельного человека, так и общества, ячейки человечества. По мнению Ф. Кессиди, с помощью воображения человек строит идеальный образ развития общества, анализируя прошлое [32].
В результате теоретического анализа тематической научной литературы мы пришли к выводу о том, что содержание процесса формирования исторического сознания должно включать в себя педагогическое влияние на мировоззрение, ценности, жизненные установки как отдельного человека, так и общества в целом посредством воздействия на его основные компоненты:
- историческое чувство (проявляется в эмоциональном отношении человека к стихийным переменам в обществе, одной из форм исторического чувства является ностальгия о прошлом, которая позволяет увидеть в прошлом значимую информацию для современности);
- историческое воображение или исторический опыт (тесно связаны с исторической памятью, с помощью воображения человек строит идеальный образ развития общества, анализируя прошлое);
- историческая память; включает три элемента: 1) воспоминание (ностальгия о прошлом); 2) идентичность (политическое воображение); 3) культурная преемственность (традиции и обычаи);
- историческое мышление (возникает тогда, когда история рассматривается на теоретическом уровне).
Методологическая база исследования / Methodological base of the research
На первом этапе исследования в целях определения содержания мероприятий второго этапа исследования было проведено анкетирование. Анкетирование учащихся производилось по двум анкетам, в нем приняли участие 110 обучающихся 56-х классов МБОУ СОШ № 3 города Апшеронска (улица Партизанская, 75), МБОУ ООШ № 9 станицы Нефтяная (улица Красная, 132). Первая анкета была направлена на анализ исторического знания во всех сферах жизни общества; вторая анкета - на изучение исторического опыта, памяти и чувств.
В реализации второго этапа исследования (программа мероприятий внеурочной деятельности) приняло участие 60 респондентов - учащихся 5-6-х классов МБОУ СОШ № 3 города Апшеронска.
Результаты исследования / Research results
Анкетирование обучающихся было направлено на изучение исторического знания, эмоционального отношения к истории, осведомленности о традициях своей семьи и страны. Содержание анкет было составлено с учетом материала, который дети изучали во внеурочной деятельности при проведении тематических мероприятий, а также в 4-м классе в рамках предметов «Окружающий мир» («Окружающий мир», учебник для общеобразовательных учреждений (часть 2), авторы: А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова, издательство «Просвещение», 2013 г.), «Кубановедение» («Кубановедение. 4 класс», авторы: М. В. Мирук, Е. Н. Еременко, Т. А. Науменко, Н. Я. Паскевич Краснодар, ОИПЦ «Перспективы образования», 2014 г.) и в 5-м классе по предмету «История» («Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс», авторы: А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенциц-кая; под ред. А. А. Искандерова, издательство «Просвещение», 2017 г.).
Результаты первой анкеты, показали, что историческое знание у школьников 56-х классов на низком уровне. На элементарные вопросы (например: «Кто является победителем в Великой Отечественной войне?»), о которых говорится много не только на уроках истории, но и просто в социуме, было дано большое количество неправильных ответов (рис. 1).
СССР Германия "Франция
со 30
о
I-
| 20 X
о
5 10
CD CL
2 о
сЗ
CD Т
S Ц
О ^
5 класс
6 класс 5 класс
МБОУСОШ №3 МБОУООШ №9 г. Апшеронск ст. Нефтяная
6 класс
Рис. 1. Ответы респондентов на вопрос: «Кто является победителем в Великой Отечественной войне?»
Отметим, что большинство детей в каждом из разделов, а именно «Первобытное общество. Переселение восточных славян», «Правление Рюриковичей», «Правление Романовых», «Образование Союза Советских Социалистических Республик», «Современная Россия» дали по несколько неправильных ответов.
Неправильные ответы также были даны на вопросы, касающиеся современной истории России. Например, на вопрос «Какая новая республика вошла в состав России в 2014 году?» более 50% детей ответили неверно (см. рис. 2).
Более 40% респондентов на вопрос о том, как они знают историю, ответили, что знают ее «посредственно», т. е. через события, обсуждаемые в СМИ. Более 20% учащихся ответили, что не знают историю совсем (см. рис. 3).
Результаты опроса по второй анкете, направленной на изучение уровня сфор-мированности у школьников исторического чувства, опыта, памяти, показали, что данные компоненты также имеют низкий уровень сформированности. Например, только 43% опрошенных школьников считают, что в их семьях имеется память о прошлом, которая аккумулируется в фотографиях, у 11% - в орденах, медалях и почетных грамотах, 7% отметили, что в семьях память хранится в религиозных реликвиях (старинные иконы, лампады и др.) (см. рис. 4).
о в о 20
в т т н 15
с е
е ч д н 10
и о 5
л п
о с
К е р 0
■ Республика Адыгея 17
Республика Бурятия 19
Республика Крым
14
I11
5 класс 6 класс
МБОУ СОШ № 3
г. Апшеронск
5 класс
МБОУ ООШ № 9 ст. Нефтяная
6 класс
Рис. 2. Ответы респондентов на вопрос: «Какая новая республика вошла в состав России в 2014 году?»
20
т
° о чс т н 15 н х
О О)
?? 10 * §
ёё 5 о.
0
19
11 11 5
13 13
Знаю хорошо Знаю посредственно Практически не знаю Затрудняюсь ответить
5 класс
6 класс
5 класс
6 класс
Рис. 3. Уровень знания истории России у учащихся (по мнению респондентов)
25 20 15 10
5 0
21
20
13
00
0
15
Л2 222 1 0 0
12
1 22^ 344 К! 2
1 1 0 0 0
5 класс 6 класс
МБОУ СОШ № 3
г. Апшеронск
5 класс 6 класс
МБОУ ООШ № 9 ст. Нефтяная
Фотографии бабушек, дедушек, прабабушек, прадедушек. Ордена, медали, почетные грамоты
Иконы, лампады и другие религиозные реликвии Предметы домашней утвари прошлых лет
Старинные вышивки, другие украшения
Старинные книги, журналы, древние рукописи Старинные картины
■ Ничего из прошлого нет
Рис. 4. Наличие дома элементов памяти о прошлом семьи
В семьях 36% опрошенных школьников, по их мнению, традиции не соблюдаются, 31% утверждает, что традиции соблюдаются, и в 20% соблюдаются частично (рис. 5). 15
10
10
|з
5 класс 6 класс
МБОУ СОШ № 3
г. Апшеронск
5 класс 6 класс
МБОУ ООШ № 9 ст. Нефтяная
Полностью соблюдаем Соблюдаем некоторые Не соблюдаем Затрудняюсь ответить
4
8
7
4
2
Рис. 5. Ответы респондентов на вопрос «Соблюдаются ли традиции в семье?»
Основным источником знаний по истории оказалась учебная литература, что составляет 27% от общего числа ответов, т. е. дети получают знания об истории чаще всего из школьной программы (рис. 6), при этом не задумываясь, что история нас окружает везде: дома, на улицах, в музеях, картинных галереях, театрах и др.
16
£ 14 н
е
ч 12
§ 10 с е
О. о
о
со 6
сЗ 6 е4
т
I 2
о
^ п
Кинофильмы
Телепередачи
Учебная литература
Рассказы людей старшего поколения Музеи
Семейные архивы
5 класс
6 класс
5 класс
6 класс
МБОУ СОШ № 3 МБОУ ООШ № 9 г. Апшеронск ст. Нефтяная
Рис. 6. Ответы респондентов на вопрос «Какие основные источники знаний об истории?»
Ответы на вопрос «Самые интересные формы при изучении истории?» позволили нам определить самые актуальные формы изучения истории для школьников. На первом месте оказался просмотр фильмов, телесериалов на исторические темы -39%, далее учащиеся отметили еще один из интересующих их форматов изучения истории - беседы на исторические темы - 20%. Третья форма изучения истории - это посещение музеев и выставок (рис. 7).
1о
в
то16 14
д он12
17
е р
о в твс
е ч и л о К
6
|о
Смотрите фильмы, телепрограммы на исторические темы
Обсуждение исторических тем с родственниками, друзьями
Изучение художественной, научной литературы по темам истории
Посещение музеев, выставок Другое
5 класс 6 класс 5 класс 6 класс
Рис. 7. Ответы респондентов на вопрос «Самые интересные формы при изучении истории?»
Большинству опрошенных интересны в изучении истории военные события, это составило 24%, далее - темы о великих людях и достижениях культуры - 16%, поэтому на занятиях по дополнительному изучению истории мы считаем целесообразнее всего делать упор на темы, которые интереснее всего, включая постепенно те темы, которые менее интересны, чтобы заинтересовать ребят в изучении всей исторической тематики (см. рис. 8).
14 12
в & 10
си ч
X
° Й с 8 о си ср
03 6
о си т
§ 4
2 0
5 класс
6 класс
5 класс
6 класс
МБОУ СОШ № 3 МБОУ ООШ № 9
г. Апшеронск ст. Нефтяная
Великие люди в российской истории
Становление российского государства
События военной истории
Экономическое развитие страны
Российское государство на международной арене
Достижения культуры
Объединение народов в российском обществе
Развитие религий Другое
Рис. 8. Ответы респондентов на вопрос «Самые популярные темы при изучении истории?»
После анализа результатов анкетирования была составлена программа формирования исторического сознания обучающихся 11-13 лет. При составлении программы были проанализированы нормативные документы, регламентирующие образовательный процесс (ФГОС, Закон РФ «Об образовании», Конституция РФ и др.), а также изучены методические рекомендации для образовательных организаций Краснодарского края о преподавании истории в 2020/2021 учебном году, которые были составлены Институтом развития образования Краснодарского края. Программа рассчитана на три месяца (октябрь - декабрь), она включает в себя 13 академических часов, в которых раскрываются пять основных разделов истории нашего государства, каждый раздел содержит аудиторные (лекции, беседы, диспуты и др.) и внеаудиторные (посещение музеев, библиотеки, экскурсии по городу и др.) мероприятия. Программа предполагала комбинированный, последовательный подход к формированию исторического сознания через его компоненты и получила название «Историческое комбо». В программу включены мероприятия, направленные на формирование всех компонентов исторического сознания: изучение первоисточников в электронных библиотечных фондах, знакомство с альтернативной историей, анализ различных точек зрения на один и тот же исторический факт, изучение истории через литературные источники, освоение исторической географии, анализ современных продуктов кинематографа по историческим темам, использование онлайн-экс-курсий в музее новаторского типа исторического парка «Россия - Моя история» [33] (данная цифровая площадка была выбрана на основе положительного опыта, описанного в статье Т. А. Фугеловой, М. А. Шаниной [34]).
Программа была реализована в рамках внеурочной деятельности в 5-6-х классах средней общеобразовательной школы. Используя метод наблюдения, на первом этапе реализации программы мы выявили ее плюсы: нестандартные занятия вызывали у детей интерес; удалось замотивировать детей на изучение истории не только в
рамках общеобразовательной программы, но и в рамках внеурочной деятельности; обучающиеся стали интересоваться историей своей семьи; проявлять интерес к историческим событиям на других предметах (по отзывам педагогов); отмечены положительные изменения в коммуникации между детьми (они увлеченно дискутировали и делились своими «историческими находками»). Минусы: отсутствие первоначальной мотивации детей к участию в данной программе; сложность при оформлении большого перечня документации для осуществления внеурочной деятельности; наличие у родителей признаков стереотипного мышления и трансляция его детям, исключая возможность принятия детьми альтернативного мнения по какому-либо историческому событию.
Результаты проведенного нами повторного анкетирования через четыре месяца после реализации программы показали высокий уровень сформированности исторического сознания. Более 90% респондентов понравились проведенные мероприятия, и на вопрос «Хотели бы продолжать изучать историю в таком формате?» они ответили положительно. Более 70% респондентов стало интересно узнавать что-то новое не только об истории нашей страны, но и об истории своей семьи. По сравнению с результатами первичного анкетирования объем знаний о традициях семьи школьниками увеличился на 45%. Следовательно, можно сделать вывод, что учащимся был интересен такой формат внеурочной деятельности, им хотелось приумножать знания, а также сведения о ценностях и традициях своей семьи, общества, в котором живут. Данные динамики изменений представлены в таблице.
Результаты повторного анкетирования по измерению сформированности исторических компонентов
Класс Количество респондентов (%)
Историческое знание Историческое чувство Историческая Память Исторический Опыт
До После До После До После До После
5 «А» 36 70 58 90 36 85 25 69
5 «Б» 42 75 62 95 47 75 45 75
5 «В» 28 69 54 80 52 74 63 85
6 «А» 50 89 36 95 58 94 47 69
6 «Б» 40 78 59 78 64 85 54 85
Заключение / Conclusion
У школьников 5-6-х классов после реализации программы зафиксированы положительные изменения в процессе формирования исторического сознания и его компонентов (историческое знание, память, опыт, чувство). Сделан вывод о необходимости комплексного и систематического формирования исторического сознания в рамках внеурочной деятельности с использованием разнообразных методов, форм и технологий для трансляции исторической информации и развития познавательной активности, в том числе через использование достижений современных информационных технологий. Педагог, формирующий историческое сознание у подрастающего поколения, должен владеть всем многообразием форм педагогического воздействия, ориентировать ученика на историческую любознательность. Представленное исследование не претендует на законченность и окончательность сделанных выводов. Оно лишь намечает основные направления дальнейшего экспериментального исследования.
Ссылки на источники / References
1. Тощенко Ж. Т. Манкуртизм как деформация исторического сознания // Социология власти. - 2010. - № 1. -URL: https://cyberleninka.rU/article/n/mankurtizm-kak-deformatsiya-istoricheskogo-soznaniya.
2. Subrt J., Kumsa A., Ruzzeddu M. Explaining Social Processes: Perspectives from Current Social Theory and Historical Sociology. - Cham: Springer, 2020. - 189 р.
3. Lemercier C. A History Without the Social Sciences? // Annales. Histoire, Sciences Sociales. - 2015. - Vol. 70. - Is. 2. - Р. 345-357.
4. Дроздова А. М. Ценности гражданского общества и правовая культура // Юридический вестник Дагестанского государственного университета. - 2017. - № 2. - С. 14-18.
5. Герасимов Г. М. Реальная история России и цивилизации. - 2008. - URL: http://realhistory.narod.ru/Realhis-tory.htm#_Toc229707598.
6. Леопа А. В. Историческое сознание в условиях социокультурного кризиса: монография / Сибирский федеральный университет. - Красноярск, 2011. - 134 с.
7. Мусаелян Л. А. Концепция исторического процесса К. Маркса: человеческий кон текст // Философия и общество. - 2007. - № 3(47). - URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-istoricheskogo-protsessa-k-marksa-chelovecheskiy-kontekst.
8. Лыскова М. И. Нравственные аспекты формирования массового исторического сознания в процессе художественного познания мира // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 15. - С. 781-785.
9. Clio Modema. Альманах зарубежной истории и историографии / под ред. И. И. Шарифжанова. - Казань: Изд-во Института истории АН РТ, 2009. - № 7. - 235 с.
10. Газгиреева Л. Х. Духовная жизнь современного российского общества в экзистенциально-ценностном измерении: дис. ... д-ра филос. наук. - Ставрополь, 2014. - 317 с.
11. Скепкина А. К. Гносеологические аспекты структурирования исторического сознания: дис. ... канд. филос. наук. - Барнаул, 2009. - 143 с.
12. Гаврилов О. Ф. Историческое сознание и его социальные функции (методологический анализ): дис. ... канд. филос. наук. - Томск, 1986. - 174 с.
13. Скворцов Л. В. Субъект истории и историческое самосознание. - М.: Политиздат, 1983. - 294 с.
14. Антипов Г. А. Историческое прошлое и пути его познания. - Новосибирск: Новосибирский государственный университет, 1987. - 242 с.
15. Ракитов А. И. Историческое познание: системно-гносеологический подход. - М.: Директ-Медиа, 2014. -305 с. - URL: https://biblioclub.ru/ index.php?page=book&id=222494.
16. Сборник статей Международной научно-методологической конференции «Селивановские чтения» / отв. ред. Л. Л. Мехришвили. - Тюмень: ТИУ, 2021. - 130 с.
17. Леопа А. В. Трансформация исторического сознания в переходный период истории конец XX - начало XXI века. -Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2012. - 242 с.
18. Панюков А. И. Социально-философское исследование исторического сознания: На материалах отечественной общественной мысли: дис. и автореф. - Красноярск, 1999. - 317 с.
19. Ельчанинов В. А. Историческое сознание и его роль в жизни общества: монография. - Барнаул, 2012. - 165 с.
20. Гулыга А. В. Искусство в век науки / отв. ред. Г. В. Степанов. - М.: Наука, 1978. - С. 127-138.
21. De Cock L. History in the Classroom An Undisciplined Subject // Annales. Histoire, Sciences Sociales. - 2015. - Vol. 70. -Is. 1. - Р. 179-189.
22. Нуттунен Е. А. Педагогические условия формирования основ патриотической культуры детей младшего школьного возраста средствами историко-литературного музея: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2019. - 216 с.
23. Кутыкова И. В. Проблема идентичности «постсоветского человека»: диалектика исторической памяти и современности: дис. ... д-ра филос. наук. - СПб., 2019. - С. 5.
24. Лобин А. М. Концепции истории и формы их художественной репрезентации в русской литературе начала XXI века: автореф. дис. ... д-ра филос. наук. - Саратов, 2019. - С. 3.
25. Крившенко Л. П., Юркина Л. В. Педагогика: учеб. пособие. - М.: ТК «Велби» : Проспект, 2006. - 238 с.
26. Subrt J., Kumsa A., Ruzzeddu M. Op. cit.
27. Ibid.
28. Миклина Л. И. Социальная память современной российской молодежи // Власть. - 2015. - Т. 23. - № 1. -С. 136-140.
29. Ромащенко И. А. Социальная память и картина мира: дис. ... канд. филос. наук. - Саратов, 2000. - 200 с.
30. Романовская Е. В. Традиция, история и память в философии Филиппа Ариеса // Историческая память: травмы прошлого, противоречия настоящего, перспективы будущего: сб. ст. по итогам Всерос. науч. конф. / под ред. В. Н. Сырова. - Саратов, 2018. - С. 186-187.
31. Там же.
32. Мерзлякова И. Л. Функции исторического сознания в условиях модернизации современного российского общества // Вестник Донского государственного университета: научный журнал. - 2012. - № 4. - С. 65.
33. Сайт исторического парка «Россия - Моя история». - URL: https://myhistorypark.ru.
34. Фугелова Т. А., Шанина М. А. Формирование исторического сознания у детей младшего школьного возраста посредством включения в музейную деятельность (на примере исторического парка «Россия - моя история») // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. - 2020. - № 38. - С. 269.
1. Toshchenko, Zh. T. (2010). "Mankurtizm kak deformaciya istoricheskogo soznaniya" [Mankurtism as a deformation of historical consciousness] , Sociologiya vlasti, № 1. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/mankurtizm-kak-deformatsiya-istoricheskogo-soznaniya (in Russian).
2. Subrt, J., Kumsa, A. & Ruzzeddu, M. (2020). Explaining Social Processes: Perspectives from Current Social Theory and Historical Sociology, Springer, Cham, 189 p. (in English).
3. Lemercier, C. (2015). "A History Without the Social Sciences?", Annales. Histoire, Sciences Sociales, vol. 70, is. 2, pp. 345-357 (in English).
4. Drozdova, A. M. (2017). "Cennosti grazhdanskogo obshchestva i pravovaya kul'tura" [Civil society values and legal culture] , Yuridicheskij vestnik Dagestanskogo gosudarstvennogo universiteta, № 2, pp. 14-18 (in Russian).
5. Gerasimov, G. M. (2008). Real'naya istoriya Rossii i civilizacii. [The real history of Russia and civilization] Available at: http://realhistory.narod.ru/Realhistory.htm#_Toc229707598 (in Russian).
6. Leopa, A. V. (2011). Istoricheskoe soznanie v usloviyah sociokul'turnogo krizisa [Historical awareness in the conditions of socio-cultural crisis]: monografiya, Sibirskij federal'nyj universitet, Krasnoyarsk, 134 p. (in Russian).
7. Musaelyan, L. A. (2007 ). "Koncepciya istoricheskogo processa K. Marksa: chelovecheskij kon tekst" [ Karl Marx's concept of the historical process: the human context] , Filosofiya i obshchestvo, № 3(47). Available at: https:// cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-istoricheskogo-protsessa-k-marksa-chelovecheskiy-kontekst.
8. Lyskova, M. I. (2016). "Nravstvennye aspekty formirovaniya massovogo istoricheskogo soznaniya v processe hudo-zhestvennogo poznaniya mira" [ Moral aspects of the formation of mass historical consciousness in the process of artistic understanding of the world] , Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal "Koncept", № 15, pp. 781-785 (in Russian).
9. Sharifzhanov, I. I. (ed.) (2009). Clio Modema. Al'manah zarubezhnoj istorii i istoriografii [Almanac of Foreign History and Historiography] , Izd-vo Instituta istorii AN RT, Kazan', № 7, 235 p. (in Russian).
10. Gazgireeva, L. H. (2014). Duhovnaya zhizn' sovremennogo rossijskogo obshchestva v ekzistencial'no-cennostnom iz-merenii [Spiritual life of modern Russian society in the existential-value dimension]: dis. ... d-ra filos. nauk, Stavropol', 317 p. (in Russian).
11. Skepkina, A. K. (2009). Gnoseologicheskie aspekty strukturirovaniya istoricheskogo soznaniya [Epistemological aspects of structuring historical awareness] : dis.... kand. filos. nauk, Barnaul, 143 p. (in Russian).
12. Gavrilov, O. F. (1986). Istoricheskoe soznanie i ego social'nye funkcii (metodologicheskij analiz) [Historical consciousness and its social functions (methodological analysis)]: dis.... kand. filos. nauk, Tomsk, 174 p. (in Russian).
13. Skvorcov, L. V. (1983). Sub"ekt istorii i istoricheskoe samosoznanie [The subject of history and historical identity] , Politizdat, Moscow, 294 p. (in Russian).
14. Antipov, G. A. (1987). Istoricheskoe proshloe i puti ego poznaniya [Historical past and ways of knowing it], Novosibirskij gosudarstvennyj universitet, Novosibirsk, 242 p. (in Russian).
15. Rakitov, A. I. (2014). Istoricheskoe poznanie: sistemno-gnoseologicheskij podhod [Historical knowledge: a systemic-epistemological approach.], Direkt-Media, Moscow, 305 p. Available at: https://biblioclub.ru/ index.php?page=book&id=222494 (in Russian).
16. Mekhrishvili, L. L. (ed.) (2021). Sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno-metodologicheskoj konferencii "Selivanovskie chteniya" [ Collection of articles of the International Scientific and Methodological Conference "Selivanov Readings"], TIU, Tyumen', 130 p. (in Russian).
17. Leopa, A. V. (2012). Transformaciya istoricheskogo soznaniya v perekhodnyj period istorii konec XX - nachalo XXI veka [Transformation of historical consciousness in the transitional period of history late XX - early XXI century] , Sibirskij federal'nyj universitet, Krasnoyarsk, 242 p. (in Russian).
18. Panyukov, A. I. (1999). Social'no-filosofskoe issledovanie istoricheskogo soznaniya: Na materialah otechestvennoj
obshchestvennoj mysli [Socio-philosophical research of historical consciousness: based on the materials of Russian social thought]: dis. i avtoref., Krasnoyarsk, 317 p. (in Russian).
19. El'chaninov, V. A. (2012). Istoricheskoe soznanie i ego rol' vzhizni obshchestva [ Historical awareness and its role in the life of society]: monografiya, Barnaul, 165 p. (in Russian).
20. Gulyga, A. V. (1978). Iskusstvo v vek nauki [Art in the age of Science] , Nauka, Moscow, pp. 127-138 (in Russian).
21. De Cock, L. (2015). "History in the Classroom An Undisciplined Subject", Annales. Histoire, Sciences Sociales, vol. 70, is. 1, pp. 179-189 (in English).
22. Nuttunen, E. A. (2019). Pedagogicheskie usloviya formirovaniya osnov patrioticheskoj kul'tury detej mladshego shkol'nogo vozrasta sredstvami istoriko-literaturnogo muzeya [Pedagogical conditions for the formation of the foundations of patriotic culture among primary school children by means of the historical and literary Museum] : avtoref. dis.... kand. ped. nauk, Moscow, 216 p. (in Russian).
23. Kutykova, I. V. (2019). Problema identichnosti "postsovetskogo cheloveka": dialektika istoricheskoj pamyati i so-vremennosti [ The problem of the "post-Soviet person" identity: dialectics of historical memory and modernity] : dis.... d-ra filos. nauk, St. Peterburg, p. 5 (in Russian).
24. Lobin, A. M. (2019). Koncepcii istorii i formy ih hudozhestvennoj reprezentacii v russkoj literature nachala XXI veka [Concepts of history and forms of their artistic representation in Russian literature of the early XXI century ]: avtoref. dis.... d-ra filos. nauk, Saratov, p. 3 (in Russian).
25. Krivshenko, L. P. & Yurkina, L. V. (2006). Pedagogika [Pedagogics]: ucheb. posobie, TK "Velbi", Prospekt, Moscow, 238 p. (in Russian).
26. Subrt, J., Kumsa, A. & Ruzzeddu, M. (2020). Op. cit.
27. Ibid.
28. Miklina, L. I. (2015). "Social'naya pamyat' sovremennoj rossijskoj molodezhi" [Social memory of modern Russian youth] , Vlast', t. 23, № 1, pp. 136-140 (in Russian).
29. Romashchenko, I. A. (2000). Social'naya pamyat' i kartina mira [Social memory and picture of the world] : dis. ... kand. filos. nauk, Saratov, 200 p. (in Russian).
30. Romanovskaya, E. V. (2018). "Tradiciya, istoriya i pamyat' v filosofii Filippa Ariesa" [Tradition, history and memory in the philosophy of Philippe Aries] , Istoricheskaya pamyat': travmy proshlogo, protivorechiya nastoyashchego, perspektivy budushchego: sb. st. po itogam Vseros. nauch. konf. Saratov, pp. 186-187 (in Russian).
31. Ibid.
32. Merzlyakova, I. L. (2012). "Funkcii istoricheskogo soznaniya v usloviyah modernizacii sovremennogo rossijskogo
obshchestva" [Functions of historical consciousness in the context of modernization of present-day Russian society] , Vestnik Donskogo gosudarstvennogo universiteta: nauchnyj zhurnal, № 4, p. 65 (in Russian).
33. Sajt istoricheskogo parka "Rossiya - Moya istoriya" [The site of the historical park "Russia - My history"] . Available at: https://myhistorypark.ru (in Russian).
34. Fugelova, T. A. & Shanina, M. A. (2020). "Formirovanie istoricheskogo soznaniya u detej mladshego shkol'nogo vozrasta posredstvom vklyucheniya v muzejnuyu deyatel'nost' (na primere istoricheskogo parka "Rossiya - moya istoriya")"[ Cultivation of historical consciousness in children of primary school age through inclusion in museum activities (on the example of the historical park "Russia is my history") ] , Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Kul'turologiya i iskusstvovedenie, № 38, p. 269 (in Russian).
Вклад авторов
О. А. Ус - концепция и дизайн исследования, обзор литературы, написание текста.
A. А. Мальков - обзор литературы, написание текста.
B. С. Гладышева - обзор литературы, написание текста, статистическая обработка данных, сбор и обработка материалов.
Contribution of the authors
O.A. Us - research concept and design, literature review, text writing.
A. A. Malkov - literature review, text writing.
V.S. Gladysheva - literature review, text writing, statistical
data processing, collection and processing of materials.