Научная статья на тему 'Формирование направленности личности на самоорганизацию при выполнении самостоятельной работы в условиях обучения в высшей школе'

Формирование направленности личности на самоорганизацию при выполнении самостоятельной работы в условиях обучения в высшей школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
157
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВУЗЕ / ВИДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ / ЦИФРОВАЯ ПЕДАГОГИКА / КРИТЕРИИ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ НА САМООРГАНИЗАЦИЮ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Егорушкина Т. Д., Костюков Д. И.

Статья посвящена актуальной проблеме организации самостоятельной работы обучающихся в высшей школе с точки зрения формирования у них направленности на самоорганизацию и познавательную деятельность. Раскрыты пути совершенствования самостоятельной работы будущих специалистов в инновационных условиях высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Егорушкина Т. Д., Костюков Д. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование направленности личности на самоорганизацию при выполнении самостоятельной работы в условиях обучения в высшей школе»

УДК 378

ФОРМИРОВАНИЕ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ НА САМООРГАНИЗАЦИЮ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ

РАБОТЫ В УСЛОВИЯХ ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

© 2018 Т. Д. Егорушкина1, Д. И. Костюков2

1 канд. пед. наук e-mail: kor.angar2000@gmail. com

Академия Федеральной службы охраны Российской Федерации

2соискатель кафедры педагогики и профессионального образования e-mail: kor.angar2000@gmail. com

Орловский государственный университет

Статья посвящена актуальной проблеме организации самостоятельной работы обучающихся в высшей школе с точки зрения формирования у них направленности на самоорганизацию и познавательную деятельность. Раскрыты пути совершенствования самостоятельной работы будущих специалистов в инновационных условиях высшего образования.

Ключевые слова: организация самостоятельной работы обучающихся в вузе, виды самостоятельной работы, цифровая педагогика, критерии направленности личности на самоорганизацию.

Человека делает образованным лишь его собственная внутренняя работа, иначе говоря, собственное, самостоятельное обдумывание, переживание, перечувствование того, что узнает от других людей или из книг.

Н.А. Рубакин

В организационных преобразованиях системы высшего образования России наблюдается общая тенденция к возрастанию роли обучающихся как участников образовательного процесса. Поэтому обращение к вопросам формирования у них направленности на самоорганизацию при выполнении самостоятельной работы является настоятельной потребностью научно-методического обеспечения обучения в вузе. Самостоятельная работа будущих бакалавров, специалистов и магистров, при правильной ее организации, может решать широкий спектр задач профессионального обучения и служит мощным резервом достижения качества обучения. Проблема достижения качества образования стала предметом обсуждения на встрече Д. А. Медведева с ректорами высших учебных заведений 4 июля 2018 г. Было отмечено, что Россия - это страна, в которой спрос на высшее образование один их самых высоких в мире. В нашей стране 600 университетов. Россияне хотят получить качественное образование, удовлетворяющее как потребностям государства, так и запросам отдельной личности. Для достижения качества образования быстрыми темпами решаются задачи по улучшению образовательной и научной инфраструктуры вузов. На смену традиционным технологиям, методам и формам приходят новые, которые характерны для информационного века. Это актуально для всего перечня

дисциплин, преподаваемых в вузах. Качественное высшее образование обеспечивает человеку социальную адаптивность и независимость, конкурентоспособность на рынке труда за счет сформированных общекультурных и профессиональных компетенций. Осознавая это, преподаватели активно внедряют современные педагогические технологии. Одна из них - технология коммуникативного обучения, необходимая для адаптации к современным условиям межкультурной коммуникации. Востребована технология дифференцированного обучения, предполагающая осуществление познавательной деятельности обучающихся с учетом их индивидуальных способностей, возможностей и интересов. По новому рассматривается применение в высшей школе технологии модульного обучения, предусматривающей деление содержания дисциплины на модули, интегрированные в общий курс. Информационно-коммуникационная технология расширяет рамки образовательного процесса, повышает его практическую направленность, способствующую активизации познавательной деятельности и самостоятельной работы.

При применении преподавателями инновационных технологий в обучении будущих специалистов, самостоятельная работа выступает как важный фактор саморазвития ответственности личности за результаты учебы и научно-исследовательской деятельности [Ильина 2010; Кошелева и соавт. 2009; Дулепова и соавт. 2016]. Самостоятельную работу следует рассматривать как составную часть обучения - как правило, форму внеаудиторных занятий, в процессе которых самостоятельно изучаются первоисточники, научная и методическая литература. Именно при такой работе обучающиеся развивают у себя такие качества, как самостоятельность, самоконтроль действий при решении различного рода профессиональных и научных задач. Идет активная познавательная и умственная деятельность, проявляется персональная мотивация личности к изучению учебного материала, поиску научного материала в русле проводимого исследования. Базовым качеством личности для достижения успехов в учебе является самостоятельность. Однако поступившие в вуз первокурсники ничего не знают о том, как нужно работать с информацией научного или методического плана, как осуществлять самостоятельную работу по вузовским дисциплинам. У них должна сформироваться направленность на самоорганизацию при выполнении самостоятельной работы. Выступая как многоаспектный процесс познания реальности и мыслительной деятельности субъекта, его осуществляющего, самостоятельная работа позволяет углубить знания в предметной области, повысить восприятие изучаемого материала, его понимание, овладеть проектированием применения полученной информации в процессе выполнения учебных и научных задач.

Вместе с тем опыт работы в вузе позволяет авторам статьи предположить, что преподавателям следует проводить опережающую работу по созданию педагогических условий для организации самостоятельной работы обучающихся в вузах. Попробуем сосредоточиться на основных направлениях личностно-развивающей организации самостоятельной работы будущих специалистов. Это необходимо для того, чтобы обосновать создание модели, позволяющей формировать направленность личности на самоорганизацию в процессе выполнения самостоятельной работы по изучаемой дисциплине. Итак, начнем с того, что самостоятельная работа организуется и проводится в интересах личностного развития будущего специалиста. Об этом можно прочитать в научных трудах многих отечественных педагогов. Помня о том, что проблема организации самостоятельной работы обучающихся в вузах стала предметом исследования отечественных ученых еще в середине XIX в., обратимся к наследию К.Д. Ушинского, который считал, что личностными (психологическими) условиями успешного проявления самостоятельности в процессе обучения выступают

сознательность, концентрация внимания, осмысленность учения (см.: [Кошелева и соавт. 2009]). Именно К. Д. Ушинский заложил принципиальные педагогические и психологические основы организации самостоятельной работы учащихся, выделив такие ее принципы, как принцип пробуждения сознательности, активности (интереса) в познании и системности. Также необходимо сказать и о других принципах, которые диалектически объединяют практическую деятельность и индивидуальное познание с задачами формирования познавательной самостоятельности личности в процессе ее обучения: единство обучения и развития личности на основе логических и практических упражнений; интерес и доступность заданий для самостоятельной познавательной деятельности и др.

В отечественной дидактике выделен главный критериальный признак педагогического управления самостоятельной работой: выполнение обучающимися учебных заданий без дополнительной внешней помощи, но под руководством преподавателя [Ильина 2010]. Направленность личности на самостоятельную работу соотносится с уровнем развития мышления личности и уровнем решения ею интеллектуальных задач различной степени сложности. Следует отметить, что в дидактике сформировались системно-содержательный и процессуально-педагогический подходы к организации самостоятельной работы, которая анализировалась как по степени педагогического управления ею, так и по критериям оценки ее результативности. Направленность на самоорганизацию в учебной деятельности характеризуется проявлением и развитием перцептивных, мнемических и иных мыслительных способностей личности. Научное развитие дидактики высшей школы как самостоятельного направления педагогики практическое изменение целей и содержания высшего образования к началу XXI в., кардинально изменило понимание сущности самостоятельной работы будущих специалистов. В практике ее организации расширяется понимание ее функций в учебном процессе с учетом психологических особенностей обучающихся в процессе познавательной деятельности.

Одновременно с этим отечественные ученые-педагоги предложили пути совершенствования организации самостоятельной работы обучающихся в российских вузах, которые условно могут быть разделены на два направления: активизация продуктивно-исполнительской деятельности и организация творческой познавательной деятельности обучающихся [Кошелева и соавт. 2009; Леушин, Леушина 2017].

Первое направление связано с развитием у обучающихся познавательных способностей, логического мышления, выработки алгоритма определенных действий, необходимых при решении профессиональных задач, а второе направление - с развитием у личности творческой активности в приобретении и применении знаний, привитием культуры умственного и физического труда, развитием умений самостоятельно трудиться, что обеспечит эффективность в дальнейшем самообразовании [Ильина 2010; Дулепова и соавт. 2016].

Преподаватель, реализуя развивающую функцию самостоятельной работы, формирует у обучающегося представления о том, что сознательное стремление в достижении цели потребует от него собственных усилий при выполнении репродуктивного, реконструктивного, эвристического, творческого и других видов самостоятельной работы. Для реализации различных видов самостоятельной работы существенными являются показатели сформированности направленности на самоорганизацию в учении, отражающие интерес к изучаемой дисциплине, обусловленный эмоциональным удовлетворением обучающихся от собственной познавательной деятельности и выполнения порученных заданий. В настоящее время многие вузы разрабатывают и внедряют в практику различные модели организации самостоятельной работы с многообразием способов активного включения

обучающихся в учебный процесс. В педагогической деятельности преподаватели используют многомерную классификацию самостоятельной учебной работы: по источникам знаний, формам выполнения и методам обучения, по характеру и структуре выполняемой деятельности, степени активности и самостоятельности, по структуре дидактических целей и по типам выполняемых заданий [Кошелева и соавт. 2009]. Но какую бы классификацию ни применяли педагоги, важно учитывать то, что любая классификация реализуется в общем контексте целостного развития потребностей и способностей личности к заинтересованному познанию окружающего мира, различных аспектов будущей профессиональной деятельности [Ильина 2010; Кошелева и соавт.].

Формирование направленности личности на самоорганизацию требует от преподавателей применения таких средств организации самостоятельной работы, которые накапливали бы у будущего специалиста опыт теоретического и практического мышления, овладение научными и нравственными представлениями о профессиональной культуре. Отечественные ученые (Ю.К. Бабанский, В.К. Буряк, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, И.Э. Унт и др.) обосновали субъектно-деятельностную, личностную структуру самостоятельной работы, представляя ее в контексте познавательной деятельности индивида в составе ее структурно-психологических компонентов. Анализ педагогических научных трудов позволяет предположить, что использование системно-диалектического подхода позволит объединить внешние факторы и условия организации самостоятельной работы и ее личностную сущность в целях определения задач формирования направленности обучающегося на самообразование.

Одним из условий успешного формирования направленности личности на самоорганизацию в процессе учебной деятельности является увеличение объема тех форм самостоятельной работы, которые организуют познавательную деятельность творческого характера. Вместе с тем важность формирования внутренних стимулов учения требует рассмотрения самостоятельной работы обучающихся в единстве содержательной, операционной и мотивационной сторон. Это привело исследователей (А.К. Громцева, Л.В. Жарова, И.В. Ильина, А.О. Кошелева и др.) к обоснованию путей педагогического управления самостоятельной работой обучающихся и условий, обеспечивающих взаимосвязь управления и самоуправления этой деятельностью [Кошелева и соавт. 2009; Хамдамов, Хидирбаев 2014]. Педагогическое управление формированием направленности личности на самоорганизацию включает в себя несколько этапов. Первый этап, как правило, посвящен тому, чтобы научить будущего специалиста самопланированию и самоконтролю в учебной деятельности. Второй этап ориентирован на процесс приобретения обучающимися знаний о научном и учебном труде. Третий этап посвящен развитию у личности продуктивных мыслительных процессов, связанных с постановкой новых проблем и поиском обобщенных способов их решения. Поэтому педагоги рассматривают самостоятельную работу и как проявление интегральной способности личности решать задачи профессионального характера [Дулепова и соавт. 2016; Хамбамов, Хидирбаев 2014].

Таким образом, актуальная задача российской высшей школы, заключающаяся в разработке организационно-методологических аспектов личностно ориентированного управления самостоятельной работой обучающихся, требует организации мониторинга формирования направленности личности на самоорганизацию в процессе изучения вузовских дисциплин. Правильно организованная познавательно-поисковая деятельность обучающихся становится условием их поэтапного перехода и подготовки к выполнению видов самостоятельных работ эвристико-творческого характера в рамках научно-исследовательской деятельности. В целом сформированность направленности

обучающихся на самоорганизацию позволит им выработать перспективные пути своего профессионального и личностного роста на протяжении всей жизни.

Библиографический список

Дулепова Ю.В., Кошелева А.О., Шевченко О.И. Формирование общекультурных компетенций обучающихся в вузах средствами технологии модульного обучения // Современные образовательные технологии. Кн. 4. Новосибирск: Изд-во ЦРНС, 2016. С. 11-49.

Ильина И.В. Компетентностно ориентированная технология организации самостоятельной работы студентов в деятельности профессорско-преподавательского состава вуза // Психолого-педагогический поиск. 2010. №3 (15). С. 56-64.

Кошелева А.О., Шепетько Д.В., Пекин Л.В. Современные научные подходы к проблеме становления профессиональной ответственности личности в условиях обучения в высшей школе // Казанский педагогический журнал. 2009. № 5. С. 19-27.

Леушин И.О., Леушина И.В. Организация практической подготовки поликомпетентного выпускника технического вуза // Высшее образование в России. 2017. № 2. С. 93-98.

Хамдамов У.Э., Хидирбаев Ш.Е. Место самостоятельной работы студентов в учебном процессе // Молодой ученый. 2014. №11. С. 426-427.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.