Научная статья на тему 'Формирование налоговой системы Республики Крым'

Формирование налоговой системы Республики Крым Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
112
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГИ / TAXES / ИНСТРУМЕНТЫ / INSTRUMENTS / ПОСТУПЛЕНИЯ / INCOME / БЮДЖЕТ / BUDGET / КРЫМ / CRIMEA / АНАЛИЗ / ANALYSIS / ОЦЕНКА / EVALUATION / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / EFFICIENCY / РАСЧЕТЫ / CALCULATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Косов Э. А., Ломаченко Т. И.

В статье исследуются основные вопросы по формированию налоговой системы Республики Крым. Проведена оценка налоговых поступлений, изучена их динамика и структура, что, в свою очередь, позволяет выявить взаимосвязи между направлениями налоговой системы и поступлениями налогов и сборов. Рассмотрены вопросы по увеличению собственных доходов бюджета, а также предложены меры для дальнейшего роста налоговых поступлений в федеральный бюджет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF THE TAX SYSTEM OF THE REPUBLIC OF CRIMEA

The article investigates the main issues on the formation of the tax system of the Republic of Crimea. An assessment of tax revenues is explored, its dynamics and structure is been studied, which in turn allows to reveal the relationship between the directions of the tax system and income taxes and fees. The questions on increasing of own incomes of the budget are examined, and measures for the further growth of tax revenues to the federal budget are proposed.

Текст научной работы на тему «Формирование налоговой системы Республики Крым»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Экономика и управление. Том 2 (68). 2016 г. № 3. С. 65-71.

УДК 336.22:352(477.75)

ФОРМИРОВАНИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Косов Э. А., Ломаченко Т. И.

Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского, Симферополь, Российская Федерация

E-mail: [email protected]

В статье исследуются основные вопросы по формированию налоговой системы Республики Крым. Проведена оценка налоговых поступлений, изучена их динамика и структура, что, в свою очередь, позволяет выявить взаимосвязи между направлениями налоговой системы и поступлениями налогов и сборов. Рассмотрены вопросы по увеличению собственных доходов бюджета, а также предложены меры для дальнейшего роста налоговых поступлений в федеральный бюджет.

Ключевые слова: налоги, инструменты, поступления, бюджет, Крым, анализ, оценка, эффективность, расчеты.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность изучения данной темы заключается в том, что на современном этапе разработка и создание налоговой системы, удовлетворяющей всем требованиям, является первоочередной задачей любой страны. Важную роль в формировании налоговой системы играет анализ налоговых поступлений, так как конечный результат позволяет провести оценку поступлений, изучить их динамику и структуру и определить взаимосвязь между направлениями налоговой системы и поступлениями налогов и сборов

ОСНОВНОЙ МАТЕРИАЛ

Принятый бюджет Республики Крым на 2016 г. имеет ряд специфических особенностей ввиду того, что Крым продолжает оставаться дотационным регионом - это требует изменения порядка формирования собственной налоговой базы для адаптации налоговой системы к российским условиям.

За период 2014-2015 гг. Республика Крым практически полностью интегрировалась в правовое поле Российской Федерации, «вошла в свободную экономическую зону, где предполагается особый режим осуществления предпринимательской и иной деятельности, включая льготное налогообложение» [1, с. 15].

Отметим, что Крым продолжает оставаться дотационным регионом. Очевидно, что для изменения данной ситуации необходимо формировать собственную налоговую базу и приучать крымских налогоплательщиков уплачивать налоги [2, с. 16].

Понятно, что увеличение собственных доходов бюджета и обеспечение самодостаточности региона являются главными целями каждого субъекта Российской Федерации, Республика Крым не является исключением. Формирование доходов бюджета Республики Крым происходит в сложных условиях, поскольку от санкций и транспортной блокады пострадали крымские порты, железная дорога,

65

судостроительные предприятия. Водная блокада негативно повлияла не только на сельское хозяйство, но и на деятельность химических предприятий Северного Крыма [3].

Естественно, что собственные доходы Республики Крым, предусмотренные бюджетом на 2016 г., относительно невелики, но динамика их поступления положительна: в I квартале 2016 г. плановые показатели перевыполнены на 19,8 %, а за пять прошедших месяцев - уже на 27,9 %. Наибольший удельный вес в структуре налоговых и неналоговых поступлений занимает налог на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) - 32,2 % общего объема доходов бюджета за первые четыре месяца 2016 г. Нельзя не отметить тот факт, что поступления НДФЛ в 2015 г. превысили запланированный уровень почти на 12 % и составили 48 % общего объема налоговых и неналоговых доходов, а по сравнению с 2014 г. поступления этого налога возросли на 4,3 млрд руб., или на 40,4 % [6].

Основными плательщиками акциза на территории региона были ООО «Крымская водочная компания», поступления от которой составляли около 50 % в общем объеме налога, и ЧАО «Крымский виноконьячный завод "Бахчисарай"» -25 % в общем объеме налога.

В результате перехода в российское правовое поле к организациям стали предъявляться требования, которые отсутствовали в украинском законодательстве. Им были вменены обязанности по увеличению уставного капитала, привлечению банковских гарантий, оснащению дорогостоящими автоматическими средствами измерения и учета и т. д., что приводило к снижению оборотных средств предприятий и организаций в условиях разрыва налаженных хозяйственных связей и отсутствия рынков сбыта готовой продукции на территории Российской Федерации.

С целью стабилизации сложившейся ситуации Правительством Республики Крым совместно с Росалкогольрегулированием был разработан и внедрен ряд нормативно-правовых актов на переходный период. Однако самый крупный плательщик акциза - ООО «Крымская водочная компания» - перестал выпускать продукцию на территории Крыма. В результате проделанной Правительством Республики Крым работы по урегулированию вопросов, связанных с производством подакцизной продукции, основные производители подакцизных товаров возобновили свою производственную деятельность. За 2015 г. в бюджет поступило 2,5 млрд руб. акцизов, а за 4 месяца 2016 г. - 615,0 млн руб., что на 227,6 млн руб. или 58,7 % больше аналогичного периода прошлого года [6].

Особенности экономики Крыма предопределили значение малого и среднего предпринимательства, налоговые поступления от которого во многом определяют финансовое состояние полуострова. Специальные налоговые режимы очень привлекательны для крымских предпринимателей, особенно в курортный сезон, когда объемы торговли, общественного питания, сдачи жилья в наем, предоставления гостиничных и транспортных услуг увеличиваются в несколько раз.

Принятие Федерального закона от 29.11.2014 № 379-Ф3 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового Кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального Закона "О развитии Крымского федерального

66

округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополь"» предоставило право субъекту Российской Федерации - Республике Крым - принять пониженные ставки при применении патентной формы налогообложения и упрощенной системы налогообложения. В соответствии с предоставленными полномочиями Государственным советом Республики Крым были приняты два Закона: «Об установлении ставки налога, уплачиваемого при применении патентной системы налогообложения» и «Об установлении ставки налога, уплачиваемого при применении упрощенной системы налогообложения». В результате в первом случае ставка была снижена в 6 раз, а во втором - в 2 раза.

О популярности специальных налоговых режимов среди предпринимателей Крыма свидетельствует тот факт, что из 30289 зарегистрированных на 1 апреля 2016 г. в ЕГРЮЛ юридических лиц специальные налоговые режимы выбрали 16908, т. е. 55,8 % предпринимателей. Половина (50,7 %) от зарегистрировавшихся предпринимателей выбрали упрощенную систему налогообложения (далее - УСН). Из 69662 зарегистрированных в ЕГРИП индивидуальных предпринимателей УСН выбрало 48,3 %, патентную систему - 34,9 %, единый налог на вмененный доход -17,2 % налогоплательщиков [4]. Следует отметить, что до принятия законодательных актов по малому бизнесу на УСН находилось только 14736 субъектов предпринимательской деятельности, а на патентной форме налогообложения - 3604. Таким образом, количество предпринимателей на УСН выросло в 3,3 раза, а на патенте - в 8,6 раз [6].

Снижая налоговые ставки для малых предпринимателей, органы власти Республики Крым существенно рисковали недополучить налоговые доходы, но практика показала обратное. В 2015 г. в местные бюджеты поступило 344,2 млн руб. единого налога на вмененный доход (далее - ЕНВД), что превысило плановые показатели на 4,0 %, и 176,0 млн руб. налога в связи с применением патентной формы налогообложения (план перевыполнен на 9,1 %) [6].

Одновременно можно отметить низкую популярность среди сельчан единого сельскохозяйственного налога (далее - ЕСХН), поступления от которого в 2015 г. оказались ниже запланированных параметров на 4,6 %. В то же время говорить о существенной роли налоговых поступлений от специальных налоговых режимов в доходах местных бюджетов пока не приходится. ЕНВД составил 5,9 % доходов местных бюджетов, патентная форма налогообложения - 3 %, а ЕСХН - только 0,2 % [6]. УСН тоже не внесла существенный вклад в доход бюджета Республики Крым, хотя годовые показатели оказались выше запланированных на 6,6 % (удельный вес доходов составил только 3,8 %).

С точки зрения анализа развития микробизнеса в Крыму интерес представляют следующие данные: всего на территории Российской Федерации за 2015 г. выдано 214135 патентов. Первое место по выданным патентам занимает Центральный федеральный округ - 85605 патентов, в том числе Москва - 31265 патентов, а второе место - Крымский федеральный округ - 60731 патентов, в том числе Республика Крым - 45893 патентов. Среди субъектов Российской Федерации

Республика Крым занимает 1-е место по количеству выданных патентов - 19 %, обогнав даже Москву [5].

Динамика показателей поступления налогов от специальных налоговых режимов вселяет оптимизм: доля ЕНВД в I квартале 2016 г. увеличилась до 5,6 %, а сумма поступлений выросла по сравнению с аналогичным периодом 2015 г. в 5,6 раза. До 4,2 % увеличилась доля патентной формы налогообложения в доходах местных бюджетов, а сами доходы возросли в 2,2 раза. В 2016 г. изменилась ситуация с поступлениями от ЕСХН - сумма поступлений по сравнению с прошлым годом возросла в 6,3 раза. Несмотря на то, что доля поступлений от УСН в доходах бюджета Крыма в I квартале 2016 г. несколько снизилась из-за резкого роста НДФЛ, налога на прибыль организаций и акцизов (до 3,2 %), суммы налога увеличились в 2,8 раза [6].

Одним из основных инструментов развития экономики и привлечения инвестиций в Крыму является свободная экономическая зона (далее - СЭЗ), которая предполагает особый режим осуществления предпринимательской и иной деятельности, включая льготное налогообложение и применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны.

Следует отметить тот факт, что активность инвесторов и усилия местных органов власти показывают высокие достижения по сравнению с другими особыми экономическими зонами (далее - ОЭЗ), уже функционирующими на территории Российской Федерации. По состоянию на 1 апреля 2016 г. уже заключено 387 договоров с инвесторами и 24 готовятся к подписанию. Объем капитальных вложений по заключенным договорам составляет около 85 млрд руб., при этом планируется создание 21,5 тысячи рабочих мест. 100 проектов с общим объемом инвестиций в 34,3 млрд руб. реализуются в сфере промышленности, где планируется создать дополнительно 13000 рабочих мест. Внушает оптимизм тот факт, что по ряду проектов уже началась реализация [7].

В частности, это такие крупные и важные для экономики Крыма проекты, как:

- реконструкция и техническое перевооружение судостроительного завода

«Залив»;

- развитие виноградарства в Коктебеле;

- реконструкция и модернизация предприятия «Крымский молочник»;

- организация производства строительных материалов в Симферополе;

- создание завода по производству сельскохозяйственной техники в Старом

Крыму и др.

Важно, что по итогам I квартала 2016 г., т. е. первого года функционирования СЭЗ, количество участников достигло показателей всех СЭЗ Российской Федерации, а по количеству планируемых к созданию рабочих мест превысило на 7 тысяч.

Учитывая, что в настоящее время идет активная регистрация участников СЭЗ, существуют риски недополучения налога на прибыль организаций в 2016 г., поскольку для них налоговая ставка снижена в 9 раз. Если смотреть в будущее, то в республике будет развиваться не только малый бизнес, но и крупные промышленные, сельскохозяйственные предприятия и организации, которые в

68

перспективе смогут наполнить бюджеты Крыма и муниципальных образований доходами.

Важную роль в росте экономики полуострова играет инвестиционная политика. При рассмотрении инвестиционных предложений особое внимание уделяется перспективам наполнения бюджета.

Поэтому в противовес пониженной ставке налога на прибыль организаций с целью недопущения значительных потерь бюджета рассматривается создание инвестором новых рабочих мест, чтобы компенсировать недопоступление налога на прибыль организаций дополнительными поступлениями НДФЛ.

В настоящее время подписано 81 соглашение о реализации инвестиционных проектов на общую сумму 89,8 млрд руб. с созданием 6252 рабочих мест [7]:

- в промышленности - 15 инвестиционных проектов на сумму 2,72 млрд руб. с созданием 1863 рабочих мест;

- в туризме - 15 инвестиционных проектов на сумму 4,22 млрд руб. с созданием 1127 рабочих мест;

- в строительстве - 12 инвестиционных проектов на сумму 32,2 млрд руб. с созданием 393 рабочих мест;

- в топливно-энергетическом комплексе - 12 инвестиционных проектов на сумму 38,7 млрд руб. с созданием 257 рабочих мест;

- в сельском хозяйстве - 16 инвестиционных проектов на сумму 10,8 млрд руб. с созданием 2040 рабочих мест;

- в рыболовстве - 3 инвестиционных проекта на сумму 336 млн руб. с созданием 62 рабочих мест;

- в спорте - 3 инвестиционных проекта на сумму 591 млн руб. с созданием 151 рабочего места;

- в транспорте - 2 инвестиционных проекта на сумму 117 млн руб. с созданием 198 рабочих мест;

- в ЖКХ - 2 инвестиционных проекта на сумму 96 млн руб. с созданием 48 рабочих мест;

- в сфере культуры - 1 инвестиционный проект на сумму 6 млн руб. с созданием 113 рабочих мест.

Кроме этого, ведется работа по загрузке мощностей предприятий оборонно-промышленного комплекса. Предполагается создать четыре индустриальных парка: «Евпатория», «Феодосия», «Бахчисарай», «Щелкино», что позволит создать несколько тысяч высокопроизводительных рабочих мест, сети сбыта, обеспечить производство высококачественной продукции, а, следовательно, увеличить платежи в бюджет.

Для Республики Крым резервом увеличения доходов местных бюджетов остаются имущественные платежи. В настоящее время на территории Республики Крым отсутствует кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества.

Мероприятиями федеральной целевой программы «Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014-2019 гг.)» предусмотрено проведение работ по государственной кадастровой

оценке объектов недвижимого имущества на территории субъектов Российской Федерации, входящих в Крымский федеральный округ в 2016-2017 гг.

С целью обеспечения взимания земельного налога и наполнения доходной части местных бюджетов федеральным законодательством установлена налоговая база в отношении земельных участков, расположенных на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя. Она определяется на основе нормативной цены земли, соответственно проводится работа по расчету нормативной цены земли и внесению данных сведений в государственный кадастр.

В результате предполагается обеспечить в 2017 г. взимание в полном объеме земельного налога с юридических и физических лиц в местные бюджеты, исходя из нормативной цены земли, а к 2018 г. перейти на уплату земельного налога, исходя из кадастровой стоимости.

В 2015 г. поступления земельного налога составили всего 303,6 млн руб., за 4 месяца 2016 г. - 171,1 млн руб., но и это на 99,7 млн руб. больше, чем за аналогичный период прошлого года [6].

С учетом планируемого графика финансирования мероприятий по государственной кадастровой оценке объектов капитального строительства и земельных участков, расположенных на территории Республики Крым, предусмотрено завершение государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства, включая внесение ее результатов в государственный кадастр недвижимости, к 1 января 2018 г.

Следовательно, и взимание имущественных налогов, исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, возможно будет с 1 января 2018 г.

С целью недопущения потерь бюджета Государственным Советом Республики Крым был принят Закон от 19.11.2014 № 7-ЗРК/2014 «О налоге на имущество организаций», которым определены налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налога, дополнительные налоговые льготы. При этом отдельные объекты недвижимого имущества, по которым база налогообложения определяется исключительно как их кадастровая стоимость, в настоящее время не облагаются налогом вследствие отсутствия базы налогообложения. Аналогичная ситуация сложилась и с налогом на имущество физических лиц. Налог на имущество физических лиц на территории Республики Крым не введен, поскольку отсутствует база налогообложения.

Таким образом, утверждение результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимого имущества и введение на территории Республики Крым всех имущественных налогов и их расчет, исходя из кадастровой оценки, позволит значительно пополнить местные бюджеты республики.

В рамках государственной программы Республики Крым «Экономическое развитие и инновационная экономика на 2015-2017 гг.» создана эффективная инфраструктура поддержки бизнеса, что для Крыма значительно важнее, чем для других регионов.

В результате деятельности этих фондов за 2015 г. предоставлено 110 льготных займов на 68,5 млн руб. и более 50 поручительств под кредиты коммерческих банков на сумму 126 млн руб., что в десятки раз превышает показатели 2014 г. В то

70

же время, учитывая, что на территории Республики Крым планируется реализация большого количества инвестиционных проектов, представляется целесообразным предложить финансово-кредитным учреждениям пересмотреть стандарты кредитных продуктов в части либерализации процентных ставок, сокращения уровня залогового обеспечения, неприменения дополнительных комиссий и платежей при выдаче кредитов и увеличения сроков кредитования.

ВЫВОДЫ

Итак, на основе рассмотренных данных можно сделать вывод о том, что в период с 2014 по 2015 гг. происходит увеличение налоговых поступлений в доходной части федерального бюджета РФ.

Для дальнейшего роста налоговых поступлений в федеральный бюджет нужно принять следующие меры:

- упорядочить и четко организовать расчеты по налогам, тщательно рассмотреть систему отсрочек и долгов по налогам, повысить уровень собираемости налоговых и таможенных платежей;

- ужесточить контроль над сбором акцизов на алкогольную продукцию;

- создать благоприятные условия для развития производства, предприятий малого и среднего бизнеса;

- повысить ясность законодательства и однозначность его применения налогоплательщиками;

- повысить четкость налогообложения, ужесточить меры по борьбе с уклонением от уплаты налогов.

Список литературы

1. Бондарь А. П., Мустафаева Ф. А. Особенности налогообложения в свободной экономической зоне Крымского федерального округа // Институт финансово-кредитных отношений в условиях рыночных трансформаций: сборник статей научно-практических семинаров кафедры государственных финансов и банковского дела Института экономики и управления (структурное подразделение) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского», 12-13 ноября 2015 г. / Под общ. ред. д. э. н., проф. С. В. Климчук. Выпуск 3. Симферополь: ИТ «АРИАЛ», 2015. С.15-17.

2. Булатова Ю. И. Формирование финансового потенциала инвестиционной деятельности субъекта Российской Федерации: автореф. дис. канд. экон. наук. Оренбург, 2011. 21 с.

3. Журавлева Т. А. Оценка налогового потенциала Республики Крым с учетом социально-экономического развития региона // Налоги и налогообложение. 2015. № 6. С. 424-431.

4. Малис Н. И. Налоговые поступления в региональные бюджеты: резервы роста // Финансовый журнал. 2015. № 2 (24). С. 25-32.

5. Щепотьев А. В., Яшин С. А. Налоги и налогообложение: учеб.пособие. Тула: НОО ТИЭИ, 2015. 161 с.

6. Данные по формам статистической налоговой отчетности [Электронный ресурс]. URL: https://www.nalog.ru/rn78/related activities/statistics and analytics.

7. Крымский инвестиционный портал [Электронный ресурс]. URL: www.invest-in-crimea.ru

Статья поступила в редакцию 10.10.2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.