Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Экономика и управление. Том 2 (68). 2016 г. № 3. С. 65-71.
УДК 336.22:352(477.75)
ФОРМИРОВАНИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Косов Э. А., Ломаченко Т. И.
Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского, Симферополь, Российская Федерация
E-mail: [email protected]
В статье исследуются основные вопросы по формированию налоговой системы Республики Крым. Проведена оценка налоговых поступлений, изучена их динамика и структура, что, в свою очередь, позволяет выявить взаимосвязи между направлениями налоговой системы и поступлениями налогов и сборов. Рассмотрены вопросы по увеличению собственных доходов бюджета, а также предложены меры для дальнейшего роста налоговых поступлений в федеральный бюджет.
Ключевые слова: налоги, инструменты, поступления, бюджет, Крым, анализ, оценка, эффективность, расчеты.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность изучения данной темы заключается в том, что на современном этапе разработка и создание налоговой системы, удовлетворяющей всем требованиям, является первоочередной задачей любой страны. Важную роль в формировании налоговой системы играет анализ налоговых поступлений, так как конечный результат позволяет провести оценку поступлений, изучить их динамику и структуру и определить взаимосвязь между направлениями налоговой системы и поступлениями налогов и сборов
ОСНОВНОЙ МАТЕРИАЛ
Принятый бюджет Республики Крым на 2016 г. имеет ряд специфических особенностей ввиду того, что Крым продолжает оставаться дотационным регионом - это требует изменения порядка формирования собственной налоговой базы для адаптации налоговой системы к российским условиям.
За период 2014-2015 гг. Республика Крым практически полностью интегрировалась в правовое поле Российской Федерации, «вошла в свободную экономическую зону, где предполагается особый режим осуществления предпринимательской и иной деятельности, включая льготное налогообложение» [1, с. 15].
Отметим, что Крым продолжает оставаться дотационным регионом. Очевидно, что для изменения данной ситуации необходимо формировать собственную налоговую базу и приучать крымских налогоплательщиков уплачивать налоги [2, с. 16].
Понятно, что увеличение собственных доходов бюджета и обеспечение самодостаточности региона являются главными целями каждого субъекта Российской Федерации, Республика Крым не является исключением. Формирование доходов бюджета Республики Крым происходит в сложных условиях, поскольку от санкций и транспортной блокады пострадали крымские порты, железная дорога,
65
судостроительные предприятия. Водная блокада негативно повлияла не только на сельское хозяйство, но и на деятельность химических предприятий Северного Крыма [3].
Естественно, что собственные доходы Республики Крым, предусмотренные бюджетом на 2016 г., относительно невелики, но динамика их поступления положительна: в I квартале 2016 г. плановые показатели перевыполнены на 19,8 %, а за пять прошедших месяцев - уже на 27,9 %. Наибольший удельный вес в структуре налоговых и неналоговых поступлений занимает налог на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) - 32,2 % общего объема доходов бюджета за первые четыре месяца 2016 г. Нельзя не отметить тот факт, что поступления НДФЛ в 2015 г. превысили запланированный уровень почти на 12 % и составили 48 % общего объема налоговых и неналоговых доходов, а по сравнению с 2014 г. поступления этого налога возросли на 4,3 млрд руб., или на 40,4 % [6].
Основными плательщиками акциза на территории региона были ООО «Крымская водочная компания», поступления от которой составляли около 50 % в общем объеме налога, и ЧАО «Крымский виноконьячный завод "Бахчисарай"» -25 % в общем объеме налога.
В результате перехода в российское правовое поле к организациям стали предъявляться требования, которые отсутствовали в украинском законодательстве. Им были вменены обязанности по увеличению уставного капитала, привлечению банковских гарантий, оснащению дорогостоящими автоматическими средствами измерения и учета и т. д., что приводило к снижению оборотных средств предприятий и организаций в условиях разрыва налаженных хозяйственных связей и отсутствия рынков сбыта готовой продукции на территории Российской Федерации.
С целью стабилизации сложившейся ситуации Правительством Республики Крым совместно с Росалкогольрегулированием был разработан и внедрен ряд нормативно-правовых актов на переходный период. Однако самый крупный плательщик акциза - ООО «Крымская водочная компания» - перестал выпускать продукцию на территории Крыма. В результате проделанной Правительством Республики Крым работы по урегулированию вопросов, связанных с производством подакцизной продукции, основные производители подакцизных товаров возобновили свою производственную деятельность. За 2015 г. в бюджет поступило 2,5 млрд руб. акцизов, а за 4 месяца 2016 г. - 615,0 млн руб., что на 227,6 млн руб. или 58,7 % больше аналогичного периода прошлого года [6].
Особенности экономики Крыма предопределили значение малого и среднего предпринимательства, налоговые поступления от которого во многом определяют финансовое состояние полуострова. Специальные налоговые режимы очень привлекательны для крымских предпринимателей, особенно в курортный сезон, когда объемы торговли, общественного питания, сдачи жилья в наем, предоставления гостиничных и транспортных услуг увеличиваются в несколько раз.
Принятие Федерального закона от 29.11.2014 № 379-Ф3 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового Кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального Закона "О развитии Крымского федерального
66
округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополь"» предоставило право субъекту Российской Федерации - Республике Крым - принять пониженные ставки при применении патентной формы налогообложения и упрощенной системы налогообложения. В соответствии с предоставленными полномочиями Государственным советом Республики Крым были приняты два Закона: «Об установлении ставки налога, уплачиваемого при применении патентной системы налогообложения» и «Об установлении ставки налога, уплачиваемого при применении упрощенной системы налогообложения». В результате в первом случае ставка была снижена в 6 раз, а во втором - в 2 раза.
О популярности специальных налоговых режимов среди предпринимателей Крыма свидетельствует тот факт, что из 30289 зарегистрированных на 1 апреля 2016 г. в ЕГРЮЛ юридических лиц специальные налоговые режимы выбрали 16908, т. е. 55,8 % предпринимателей. Половина (50,7 %) от зарегистрировавшихся предпринимателей выбрали упрощенную систему налогообложения (далее - УСН). Из 69662 зарегистрированных в ЕГРИП индивидуальных предпринимателей УСН выбрало 48,3 %, патентную систему - 34,9 %, единый налог на вмененный доход -17,2 % налогоплательщиков [4]. Следует отметить, что до принятия законодательных актов по малому бизнесу на УСН находилось только 14736 субъектов предпринимательской деятельности, а на патентной форме налогообложения - 3604. Таким образом, количество предпринимателей на УСН выросло в 3,3 раза, а на патенте - в 8,6 раз [6].
Снижая налоговые ставки для малых предпринимателей, органы власти Республики Крым существенно рисковали недополучить налоговые доходы, но практика показала обратное. В 2015 г. в местные бюджеты поступило 344,2 млн руб. единого налога на вмененный доход (далее - ЕНВД), что превысило плановые показатели на 4,0 %, и 176,0 млн руб. налога в связи с применением патентной формы налогообложения (план перевыполнен на 9,1 %) [6].
Одновременно можно отметить низкую популярность среди сельчан единого сельскохозяйственного налога (далее - ЕСХН), поступления от которого в 2015 г. оказались ниже запланированных параметров на 4,6 %. В то же время говорить о существенной роли налоговых поступлений от специальных налоговых режимов в доходах местных бюджетов пока не приходится. ЕНВД составил 5,9 % доходов местных бюджетов, патентная форма налогообложения - 3 %, а ЕСХН - только 0,2 % [6]. УСН тоже не внесла существенный вклад в доход бюджета Республики Крым, хотя годовые показатели оказались выше запланированных на 6,6 % (удельный вес доходов составил только 3,8 %).
С точки зрения анализа развития микробизнеса в Крыму интерес представляют следующие данные: всего на территории Российской Федерации за 2015 г. выдано 214135 патентов. Первое место по выданным патентам занимает Центральный федеральный округ - 85605 патентов, в том числе Москва - 31265 патентов, а второе место - Крымский федеральный округ - 60731 патентов, в том числе Республика Крым - 45893 патентов. Среди субъектов Российской Федерации
Республика Крым занимает 1-е место по количеству выданных патентов - 19 %, обогнав даже Москву [5].
Динамика показателей поступления налогов от специальных налоговых режимов вселяет оптимизм: доля ЕНВД в I квартале 2016 г. увеличилась до 5,6 %, а сумма поступлений выросла по сравнению с аналогичным периодом 2015 г. в 5,6 раза. До 4,2 % увеличилась доля патентной формы налогообложения в доходах местных бюджетов, а сами доходы возросли в 2,2 раза. В 2016 г. изменилась ситуация с поступлениями от ЕСХН - сумма поступлений по сравнению с прошлым годом возросла в 6,3 раза. Несмотря на то, что доля поступлений от УСН в доходах бюджета Крыма в I квартале 2016 г. несколько снизилась из-за резкого роста НДФЛ, налога на прибыль организаций и акцизов (до 3,2 %), суммы налога увеличились в 2,8 раза [6].
Одним из основных инструментов развития экономики и привлечения инвестиций в Крыму является свободная экономическая зона (далее - СЭЗ), которая предполагает особый режим осуществления предпринимательской и иной деятельности, включая льготное налогообложение и применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны.
Следует отметить тот факт, что активность инвесторов и усилия местных органов власти показывают высокие достижения по сравнению с другими особыми экономическими зонами (далее - ОЭЗ), уже функционирующими на территории Российской Федерации. По состоянию на 1 апреля 2016 г. уже заключено 387 договоров с инвесторами и 24 готовятся к подписанию. Объем капитальных вложений по заключенным договорам составляет около 85 млрд руб., при этом планируется создание 21,5 тысячи рабочих мест. 100 проектов с общим объемом инвестиций в 34,3 млрд руб. реализуются в сфере промышленности, где планируется создать дополнительно 13000 рабочих мест. Внушает оптимизм тот факт, что по ряду проектов уже началась реализация [7].
В частности, это такие крупные и важные для экономики Крыма проекты, как:
- реконструкция и техническое перевооружение судостроительного завода
«Залив»;
- развитие виноградарства в Коктебеле;
- реконструкция и модернизация предприятия «Крымский молочник»;
- организация производства строительных материалов в Симферополе;
- создание завода по производству сельскохозяйственной техники в Старом
Крыму и др.
Важно, что по итогам I квартала 2016 г., т. е. первого года функционирования СЭЗ, количество участников достигло показателей всех СЭЗ Российской Федерации, а по количеству планируемых к созданию рабочих мест превысило на 7 тысяч.
Учитывая, что в настоящее время идет активная регистрация участников СЭЗ, существуют риски недополучения налога на прибыль организаций в 2016 г., поскольку для них налоговая ставка снижена в 9 раз. Если смотреть в будущее, то в республике будет развиваться не только малый бизнес, но и крупные промышленные, сельскохозяйственные предприятия и организации, которые в
68
перспективе смогут наполнить бюджеты Крыма и муниципальных образований доходами.
Важную роль в росте экономики полуострова играет инвестиционная политика. При рассмотрении инвестиционных предложений особое внимание уделяется перспективам наполнения бюджета.
Поэтому в противовес пониженной ставке налога на прибыль организаций с целью недопущения значительных потерь бюджета рассматривается создание инвестором новых рабочих мест, чтобы компенсировать недопоступление налога на прибыль организаций дополнительными поступлениями НДФЛ.
В настоящее время подписано 81 соглашение о реализации инвестиционных проектов на общую сумму 89,8 млрд руб. с созданием 6252 рабочих мест [7]:
- в промышленности - 15 инвестиционных проектов на сумму 2,72 млрд руб. с созданием 1863 рабочих мест;
- в туризме - 15 инвестиционных проектов на сумму 4,22 млрд руб. с созданием 1127 рабочих мест;
- в строительстве - 12 инвестиционных проектов на сумму 32,2 млрд руб. с созданием 393 рабочих мест;
- в топливно-энергетическом комплексе - 12 инвестиционных проектов на сумму 38,7 млрд руб. с созданием 257 рабочих мест;
- в сельском хозяйстве - 16 инвестиционных проектов на сумму 10,8 млрд руб. с созданием 2040 рабочих мест;
- в рыболовстве - 3 инвестиционных проекта на сумму 336 млн руб. с созданием 62 рабочих мест;
- в спорте - 3 инвестиционных проекта на сумму 591 млн руб. с созданием 151 рабочего места;
- в транспорте - 2 инвестиционных проекта на сумму 117 млн руб. с созданием 198 рабочих мест;
- в ЖКХ - 2 инвестиционных проекта на сумму 96 млн руб. с созданием 48 рабочих мест;
- в сфере культуры - 1 инвестиционный проект на сумму 6 млн руб. с созданием 113 рабочих мест.
Кроме этого, ведется работа по загрузке мощностей предприятий оборонно-промышленного комплекса. Предполагается создать четыре индустриальных парка: «Евпатория», «Феодосия», «Бахчисарай», «Щелкино», что позволит создать несколько тысяч высокопроизводительных рабочих мест, сети сбыта, обеспечить производство высококачественной продукции, а, следовательно, увеличить платежи в бюджет.
Для Республики Крым резервом увеличения доходов местных бюджетов остаются имущественные платежи. В настоящее время на территории Республики Крым отсутствует кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества.
Мероприятиями федеральной целевой программы «Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014-2019 гг.)» предусмотрено проведение работ по государственной кадастровой
оценке объектов недвижимого имущества на территории субъектов Российской Федерации, входящих в Крымский федеральный округ в 2016-2017 гг.
С целью обеспечения взимания земельного налога и наполнения доходной части местных бюджетов федеральным законодательством установлена налоговая база в отношении земельных участков, расположенных на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя. Она определяется на основе нормативной цены земли, соответственно проводится работа по расчету нормативной цены земли и внесению данных сведений в государственный кадастр.
В результате предполагается обеспечить в 2017 г. взимание в полном объеме земельного налога с юридических и физических лиц в местные бюджеты, исходя из нормативной цены земли, а к 2018 г. перейти на уплату земельного налога, исходя из кадастровой стоимости.
В 2015 г. поступления земельного налога составили всего 303,6 млн руб., за 4 месяца 2016 г. - 171,1 млн руб., но и это на 99,7 млн руб. больше, чем за аналогичный период прошлого года [6].
С учетом планируемого графика финансирования мероприятий по государственной кадастровой оценке объектов капитального строительства и земельных участков, расположенных на территории Республики Крым, предусмотрено завершение государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства, включая внесение ее результатов в государственный кадастр недвижимости, к 1 января 2018 г.
Следовательно, и взимание имущественных налогов, исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, возможно будет с 1 января 2018 г.
С целью недопущения потерь бюджета Государственным Советом Республики Крым был принят Закон от 19.11.2014 № 7-ЗРК/2014 «О налоге на имущество организаций», которым определены налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налога, дополнительные налоговые льготы. При этом отдельные объекты недвижимого имущества, по которым база налогообложения определяется исключительно как их кадастровая стоимость, в настоящее время не облагаются налогом вследствие отсутствия базы налогообложения. Аналогичная ситуация сложилась и с налогом на имущество физических лиц. Налог на имущество физических лиц на территории Республики Крым не введен, поскольку отсутствует база налогообложения.
Таким образом, утверждение результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимого имущества и введение на территории Республики Крым всех имущественных налогов и их расчет, исходя из кадастровой оценки, позволит значительно пополнить местные бюджеты республики.
В рамках государственной программы Республики Крым «Экономическое развитие и инновационная экономика на 2015-2017 гг.» создана эффективная инфраструктура поддержки бизнеса, что для Крыма значительно важнее, чем для других регионов.
В результате деятельности этих фондов за 2015 г. предоставлено 110 льготных займов на 68,5 млн руб. и более 50 поручительств под кредиты коммерческих банков на сумму 126 млн руб., что в десятки раз превышает показатели 2014 г. В то
70
же время, учитывая, что на территории Республики Крым планируется реализация большого количества инвестиционных проектов, представляется целесообразным предложить финансово-кредитным учреждениям пересмотреть стандарты кредитных продуктов в части либерализации процентных ставок, сокращения уровня залогового обеспечения, неприменения дополнительных комиссий и платежей при выдаче кредитов и увеличения сроков кредитования.
ВЫВОДЫ
Итак, на основе рассмотренных данных можно сделать вывод о том, что в период с 2014 по 2015 гг. происходит увеличение налоговых поступлений в доходной части федерального бюджета РФ.
Для дальнейшего роста налоговых поступлений в федеральный бюджет нужно принять следующие меры:
- упорядочить и четко организовать расчеты по налогам, тщательно рассмотреть систему отсрочек и долгов по налогам, повысить уровень собираемости налоговых и таможенных платежей;
- ужесточить контроль над сбором акцизов на алкогольную продукцию;
- создать благоприятные условия для развития производства, предприятий малого и среднего бизнеса;
- повысить ясность законодательства и однозначность его применения налогоплательщиками;
- повысить четкость налогообложения, ужесточить меры по борьбе с уклонением от уплаты налогов.
Список литературы
1. Бондарь А. П., Мустафаева Ф. А. Особенности налогообложения в свободной экономической зоне Крымского федерального округа // Институт финансово-кредитных отношений в условиях рыночных трансформаций: сборник статей научно-практических семинаров кафедры государственных финансов и банковского дела Института экономики и управления (структурное подразделение) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского», 12-13 ноября 2015 г. / Под общ. ред. д. э. н., проф. С. В. Климчук. Выпуск 3. Симферополь: ИТ «АРИАЛ», 2015. С.15-17.
2. Булатова Ю. И. Формирование финансового потенциала инвестиционной деятельности субъекта Российской Федерации: автореф. дис. канд. экон. наук. Оренбург, 2011. 21 с.
3. Журавлева Т. А. Оценка налогового потенциала Республики Крым с учетом социально-экономического развития региона // Налоги и налогообложение. 2015. № 6. С. 424-431.
4. Малис Н. И. Налоговые поступления в региональные бюджеты: резервы роста // Финансовый журнал. 2015. № 2 (24). С. 25-32.
5. Щепотьев А. В., Яшин С. А. Налоги и налогообложение: учеб.пособие. Тула: НОО ТИЭИ, 2015. 161 с.
6. Данные по формам статистической налоговой отчетности [Электронный ресурс]. URL: https://www.nalog.ru/rn78/related activities/statistics and analytics.
7. Крымский инвестиционный портал [Электронный ресурс]. URL: www.invest-in-crimea.ru
Статья поступила в редакцию 10.10.2016