Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ «МЯГКИХ НАВЫКОВ» У СТУДЕНТОВ ПОСРЕДСТВОМ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ'

ФОРМИРОВАНИЕ «МЯГКИХ НАВЫКОВ» У СТУДЕНТОВ ПОСРЕДСТВОМ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
139
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЯГКИЕ НАВЫКИ / ЖЕСТКИЕ НАВЫКИ / SOFT SKILLS / СТУДЕНТЫ / ВУЗ / АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК / МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / КОМПЕТЕНЦИИ / КОММУНИКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мельникова Ольга Константиновна, Гатауллина Вероника Любимовна, Телицина Екатерина Анатольевна

Актуальность данной работы определяется высокой востребованностью развитых мягких навыков у специалистов. Традиционно работодатели ориентировались на высокий профессионализм соискателей. В настоящее время фокус внимания рекрутеров смещен в сторону их умения эффективно взаимодействовать с людьми и добиваться положительных результатов в работе. Подчеркивается важность формирования мягких навыков у студентов вуза для обеспечения их успешной профессиональной карьеры. Основной целью исследования является анализ потенциала дисциплины «Английский язык» в развитии мягких навыков у студентов вуза. Раскрывается специфика методики преподавания английского языка. Подчеркивается возможность формирования мягких навыков опосредованно чрез обучение жестким навыкам владения английским языком. Современные подходы к обучению английскому языку соответствуют задачам программы «Приоритет 2030», а также требованиями ФГОС по развитию общекультурных компетенций студентов. В статье рассматриваются общепринятые классификации мягких навыков. Практическая значимость исследования заключается в характеристике типовых заданий, способствующих выработке тех или иных мягких компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мельникова Ольга Константиновна, Гатауллина Вероника Любимовна, Телицина Екатерина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF "SOFT SKILLS" IN STUDENTS THROUGH TEACHING ENGLISH

The relevance of this work is determined by the high demand for developed soft skills among specialists. Traditionally, employers have focused on the high professionalism of applicants. Currently, the focus of recruiters' attention is shifted towards their ability to effectively interact with people and achieve positive results in their work. The importance of the formation of soft skills among university students to ensure their successful professional career is emphasized. The main purpose of the study is to analyze the potential of the discipline "English" in the development of soft skills among university students. The specifics of the methodology of teaching English are revealed. The possibility of the formation of soft skills indirectly through the training of hard English language skills is emphasized. Modern approaches to teaching English correspond to the objectives of the Priority 2030 program, as well as the requirements of the Federal State Educational Standard for the development of general cultural competencies of students. The article discusses the generally accepted classifications of soft skills. The practical significance of the study lies in the characterization of typical tasks that contribute to the development of certain soft competencies.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ «МЯГКИХ НАВЫКОВ» У СТУДЕНТОВ ПОСРЕДСТВОМ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ»

13. Заход на посадку с прямой, ВПП Kite 63. |

На заключительном этапе обучения двустороннему переводу курсанты должны знать процедуру ведения радиообмена на всех этапах полета и выполнять указания:

b) Запросите (Request)

l) to taxi to the holding point; 2) to cross RW 21; 3) to take RW 23.

c)

P

Tell your callsign, stand number, info code, destination. Request start-up.

Confirm.

Request to taxi to the holding point RW 17:

Read back.

C

Approve start-up.

Approve taxiing via TW A and C. Give frequency to 'contact with Tower for line up.

На практических занятиях в лингафонном кабинете преподаватели кафедры организуют работу с различными источниками информации. С помощью схем аэродромов/аэропортов, аэронавигационных и метеорологических карт, диаграмм преподаватели совместно с курсантами прокладывают маршрут движения воздушных судов, моделируют речевые ситуации, прогнозируют и анализируют особые случаи в полете.

Выводы. Итак, исходя из анализа практического использования ресурсов лингафонного кабинета в системе профессионального иноязычного обучения авиационных специалистов в военном вузе, можно сделать вывод, что занятия с использованием лингафонного кабинета отличаются своим разнообразием, эффективностью и повышенным интересом курсантов к учебной дисциплине.

Литература:

1. Лингафонные кабинеты Rinel-Lingo. Электронный ресурс. - URL: https://rinel.ru/lingafonnyie-kabinetyi-i-kompyuternyie-klassyi/lingafonnyie-kabinetyi/lingafonnyij-kabinet-rinel-lingo-l300-audio-video (дата обращения: 11.02.2023)

2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (ФГОС 3+) по специальности 25.05.04 «Летная эксплуатация и применение авиационных комплексов» (уровень специалитета). Приказ Министерства образования и науки РФ от 21 августа 2020 г. № 1083). [Электронный ресурс]. - URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-25-05-04-letnaya-ekspluataciya-i-primenenie-aviacionnyh-kompleksov-1083 (дата обращения: 11.02.2023)

Педагогика

УДК 378.2

старший преподаватель Мельникова Ольга Константиновна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Казань); преподаватель Гатауллина Вероника Любимовна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Казань); преподаватель Телицина Екатерина Анатольевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Казань)

ФОРМИРОВАНИЕ «МЯГКИХ НАВЫКОВ» У СТУДЕНТОВ ПОСРЕДСТВОМ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ

ЯЗЫКУ

Аннотация. Актуальность данной работы определяется высокой востребованностью развитых мягких навыков у специалистов. Традиционно работодатели ориентировались на высокий профессионализм соискателей. В настоящее время фокус внимания рекрутеров смещен в сторону их умения эффективно взаимодействовать с людьми и добиваться положительных результатов в работе. Подчеркивается важность формирования мягких навыков у студентов вуза для обеспечения их успешной профессиональной карьеры. Основной целью исследования является анализ потенциала дисциплины «Английский язык» в развитии мягких навыков у студентов вуза. Раскрывается специфика методики преподавания английского языка. Подчеркивается возможность формирования мягких навыков опосредованно чрез обучение жестким навыкам владения английским языком. Современные подходы к обучению английскому языку соответствуют задачам программы «Приоритет 2030», а также требованиями ФГОС по развитию общекультурных компетенций студентов. В статье рассматриваются общепринятые классификации мягких навыков. Практическая значимость исследования заключается в характеристике типовых заданий, способствующих выработке тех или иных мягких компетенций.

Ключевые слова: мягкие навыки, жесткие навыки, soft skills, студенты, вуз, английский язык, межличностное взаимодействие, компетенции, коммуникация.

Annotation. The relevance of this work is determined by the high demand for developed soft skills among specialists. Traditionally, employers have focused on the high professionalism of applicants. Currently, the focus of recruiters' attention is shifted towards their ability to effectively interact with people and achieve positive results in their work. The importance of the formation of soft skills among university students to ensure their successful professional career is emphasized. The main purpose of the study is to analyze the potential of the discipline "English" in the development of soft skills among university students. The specifics of the methodology of teaching English are revealed. The possibility of the formation of soft skills indirectly through the training of hard English language skills is emphasized. Modern approaches to teaching English correspond to the objectives of the Priority 2030 program, as well as the requirements of the Federal State Educational Standard for the development of general cultural competencies of students. The article discusses the generally accepted classifications of soft skills. The practical significance of the study lies in the characterization of typical tasks that contribute to the development of certain soft competencies.

Key words: soft skills, hard skills, soft skills, students, university, English, interpersonal interaction, competencies, communication.

Введение. В связи с динамичным развитием современного общества в корне меняются и образовательная политика и представление о профессионализме выпускников. Относительно недавно в приоритете были знания и узкопрофессиональные умения, дисциплина и усердие, формированию которых была подчинена вся образовательная система. В условиях современного глобализованного мира можно легко получить узкопрофильные знания, поэтому профессионализм в той или иной сфере перестает быть преимуществом на рынке труда. Сегодня работодатели ориентируются на умение сотрудников работать эффективно в коллективе благодаря наличию определенных надпрофессиональных компетенций, так называемых навыков 21 века - soft skills (в переводе с английского - мягкие или гибкие навыки). Данное понятие противопоставляется понятию hard skills (жёсткие навыки), которые представляют собой набор знаний и умений, необходимых для конкретной профессии. Вместе они образуют набор компетенций, необходимых современным специалистам для успешной профессиональной карьеры.

Сегодня ценность мягких навыков колоссально возросла, поскольку они влияют на результативность работы всего трудового коллектива. В число приоритетных личностных навыков и компетенций включают: аналитическое мышление, планирование, фокус на результат, умение управлять конфликтами, инициативность, коммуникабельность и саморазвитие [2, С. 17].

Требования времени влекут за собой изменения в образовательной парадигме, а значит модификацию учебных программ, планов и подходов к профессиональному обучению студентов вузов.

В основе мягких навыков лежат способности к самодисциплине, самоорганизации, умению работать в команде, коммуникации и наличие развитого эмоционального интеллекта [1, С. 42]. Гибкие навыки - это именно умения, которые можно развивать, поскольку они представляют собой способность специалиста собирать и анализировать информацию, организовывать свое время, принимать решения и при необходимости гибко подстраиваться под ситуацию, творчески мыслить, эффективно общаться и т.п.

В отечественной и зарубежной исследовательской литературе сегодня нет единодушного понимания данного термина.

Оксфордском словаре понятие soft skills определяется как личные качества, которые позволяют вам хорошо общаться с другими людьми» [12].

Авторы, изучающие мягкие навыки, трактуют их по-своему. Ключевые трактовки представлены далее.

0.А. Скрынская полагает, что, мягкие навыки - это «именно те качества, которые могут помочь себе и другим «выжить» в VUCA - мире», которому свойственны нестабильность, неопределенность, сложность и неоднозначность [9, С. 52]. А.В. Глотова подчеркивает социально-психологичекую направленность гибких навыков, которые «необходимы для осуществления продуктивного межличностного взаимодействия» [1, С. 43]. С точки зрения Ю.В. Слезко, суть мягких навыков заключается не в том, что человек умеет, а в том, какими личностными качествами он обладает. Она указывает на то, что «soft skills - это особенности характера, жизненная позиция, стиль поведения, определяющие успешность человека в качестве руководителя, участника переговоров» [10, С. 418]. Многочисленные зарубежные исследования, посвященные вопросам развития мягких навыков, направлены на выявлению и систематизацию универсальных компетенций, которые были бы применимы во всех сферах деятельности [11].

Изложение основного материала статьи. Поскольку понятие soft skills довольно широкое и расплывчатое, необходимо уточнить, какие именно навыки можно считать мягкими. Современные исследователи не пришли к единому мнению на этот счет. Разные источники приводят разные классификации, насчитывающие от 4 до 150 навыков. За рубежом распространена модель из десяти мягких навыков, озвученная в 2016 году на Всемирном экономическом форуме в Давосе. Широкое распространение получила также классификация «мягких» навыков, представленная Глобальным институтом McKinsey. (Писаренко) Она состоит из четырех компонентов:

1. Когнитивные навыки.

2. Навыки межличностного взаимодействия.

3. Цифровые навыки.

4. Лидерство и личностное развитие.

Однако в нашей стране применяют модель «4К», которая включает в себя критическое мышление, креативность, коммуникативные навыки, кооперация.

В 2020 году в этот список навыков была добавлена еще одна компетенция на, а именно, контакт с собой. Она подразумевает умение справляться со стрессом, сохранение своего психологического здоровья, понимание своих потребностей и желаний и целей.

H.Н. Локтаева предлагает более разделяет все мягкие навыки на две большие группы - межличностных и внутриличностных навыков [5, С. 29].

Обобщая приведенные выше классификации, выделим наиболее важные унифицированные группы мягких навыков, которые необходимо развивать у студентов, обучающихся любой специальности:

I. коммуникативные навыки;

2. когнитивные навыки;

3. навыки командной работы;

4. навыки самоорганизации;

5. цифровая грамотность.

Преимущество курса английского языка, равно как и любого иностранного языка, в том, что его изучение подразумевает разностороннее развитие студентов. Именно поэтому в процессе изучения английского языка актуализируются все вышеобозначенные мягкие навыки. Более того, они согласуются с обшекультурными компетенциями, закрепленными ФГОС:

«5.2. ... способностью ... толерантно воспринимать социальные и культурные различия (ОК-3); ... владением базовыми навыками самостоятельного поиска профессиональной информации в печатных и электронных источниках, включая электронные базы данных, способностью свободно осуществлять коммуникацию в глобальном виртуальном пространстве; базовыми методами и технологиями управления информацией, включая использование программного обеспечения для ее обработки, хранения и представления (ОК-6); способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-7); владением культурой речи, основами профессионального и академического этикета (ОК-8); способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-9); способностью творчески подходить к порученному заданию, уметь проявлять разумную инициативу и обосновывать ее перед руководителем, нести персональную ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОК-10); способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-11) ...» [7, С. 11].

Новая образовательная парадигма, направленная на формирование и развитие гибких навыков, нашла отражение и в программе «Приоритет 2030»:

«Обновленные образовательные программы университета все больше ориентированы на формирование у студентов критического и системного мышления, цифровой, экологической, биологической и экономической грамотности, навыков проектной деятельности, командной работы и коммуникативных компетенций. Расширен объем самостоятельной деятельности и практик» [8, С. 23].

Многие авторы отмечают, что в настоящее время наблюдается несоответствие между требованиями к специалисту и образованием, которое все еще базируется на традиционных методиках обучения [4], [6, С. 743].

Тем не менее, ряд отечественных и зарубежных исследований посвящены методологическим вопросам формирования мягких навыков в процессе обучения студентов английскому языку [6, С. 744]. Действительно, дисциплина «Английский язык» имеет огромный потенциал для формирования и развития надпрофессиональных компетенций будущих специалистов.

1. Коммуникативные навыки.

Курс английского языка не только способствует наработке практических, жестких навыков, но и позволяет развивать soft skills. Специфика дисциплины обусловлена в значительной степени коммуникативной направленностью занятий, ориентированных на развитие у студентов четырех видов речевой деятельности: говорения, аудирования, чтения и письма, образующих вместе коммуникативную компетенцию.

По мнению А.В. Карповой, «коммуникативная компетенция - комплекс навыков успешного общения и взаимодействия одного человека с другими, который формируется в процессе обучения - и, следовательно, коммуникативная компетенция одновременно формирует универсальный навык командной или групповой работы» [3].

Следовательно, коммуникативная компетенция, которая формируется при обучении иностранному языку, носит многоцелевой характер, и позволит студентам применять данный навык как в профессиональной деятельности, в общении с коллегами, в ситуациях межнациональной коммуникации, так и в повседневной жизни при общении с друзьями и родственниками.

Кроме того, специфика курса «Английский язык» позволяет развивать эмпатию, понимание культур, широкий взгляд на вещи, взаимопонимание между участниками общения; приобщает студентов к культурным и духовным ценностям стран изучаемого языка и воспитывает толерантное отношение к представителям других национальностей. Способность к межкультурному общению является ключевым мягким навыком в условиях глобализации современного мира. В ходе занятий происходит обсуждение изученного материала, часто представляющего спорное мнение. Участие в дискуссиях подобного рода воспитывает в студентах умение формулировать свою точку зрения, выслушивать мнение собеседников, решать конфликтные вопросы с помощью логического рассуждения и аргументировано отстаивать свое мнение.

Примеры заданий на развитие навыка: диалог, монологическое высказывание, дискуссия, дебаты, презентации, выступление на научной конференции, задания на развитие письменной коммуникации (разные виды писем).

2. Когнитивные навыки.

Способность к познавательной деятельности достигается необходимостью выполнять поиск и сбор нужной информации из различных бумажных и интернет-источников. Когнитивные навыки проявляются в умении логически структурировать новую информацию, анализировать ее и представить в группе. Презентация найденной информации способствуют развитию ораторских навыков.

Примеры заданий на развитие навыка: подготовка доклада, написание эссе-рассуждения, ведение конспектов, аналитика новостных сообщений.

3. Навыки командной работы.

Навыки активного слушания и командной работы вырабатываются в ходе выполнения студентами заданий в парах или маленьких группах. Причем задания могут варьироваться от простого составления диалогов на заданную тему во время занятия, до проектной работы, которая займет более длительное время на подготовку. Групповые задания на развитие коммуникативных компетенций часто требуют наличие модератора беседы, который учится проявлять лидерские качества, руководя дискуссией и направляя ее в нужное русло.

Примеры заданий на развитие навыка: диалогическая речь, дебаты, кейс-задачи, круглый стол, командный проект.

4. Навыки самоорганизации.

В процессе изучения английского языка студентам приходится организовывать свое время и развивать самодисциплину, поскольку без этих мягких компетенций выучить иностранный язык не представляется возможным. Только при условии регулярного выполнения домашнего задания, тренировки, дриллинга и практики студенты достигают желаемых результатов в освоении английского языка.

Примеры заданий на развитие навыка: выполнение домашнего задания, самостоятельное выполнение заданий в цифровом образовательном ресурсе (ЦОР).

5. Цифровая грамотность.

Выполнение заданий электронного курса, поиск информации в интернете, посещение дистанционных занятий помогают студентам сформировать еще один важный мягкий навык, востребованный в реалиях современного мира -цифровую грамотность.

Таким образом, очевидно, что изучение английского языка в вузе способствует формированию и развитию надпрофессиональных личностных качеств, которые составляют навыки высококонкурентного специалиста.

Выводы. Университетское образование сегодня подразумевает не только обучение студентов востребованным специальностям, но и развитие у них мягких навыков, необходимых для успеха будущей карьеры. Новые цели и задачи образовательного процесса закреплены в ФГОС, а также представлены в программе развития университетов «Приоритет 2030». Мягкие навыки необходимы студентам в повседневной жизни и в учебе, поскольку помогают им успешно учиться, ясно излагать свои мысли, эффективно взаимодействовать с людьми и достигать поставленных целей.

Развитые мягкие навыки являются ключевым фактором для рекрутеров на современном рынке труда. Высокий спрос на них говорит о том, что гибким навыкам можно научиться.

Прекрасную возможность для формирования soft skills студенты получают в процессе изучения английского языка в

вузе.

Дисциплина «Английский язык» обладает большим потенциалом для развития мягких навыков у студентов вуза, секрет которого в балансе между жесткими языковыми навыками (знанием лексики и правил английского языка) и мягкими навыками, необходимыми для эффективного межличностного общения и развития личностных качеств.

Таким образом, развитые мягкие компетенции, подкрепленные знанием английского языка - это must-have для современного специалиста.

Литература:

1. Глотова, А.В. Формирование гибких навыков студентов гуманитарных направлений подготовки при изучении иностранного языка в онлайн-среде / А.В. Глотова // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки - 2021. - №3 - С. 41-46

2. Еремина, В.М. Роль сервиса TED Talks в формировании «мягких» навыков (soft skills) на занятиях по иностранному языку / В.М. Еремина // Учёные записки Забайкальского государственного университета. - 2022. - Т. 17, № 1.

- С. 16-24

3. Карпова, А.В. Развитие soft skills на занятиях по английскому языку как ключевой навык успешного выпускника ВУЗа / А.В. Карпова // Мир педагогики и психологии. - 2020. - №03 (44). - URL: https://scipress.ru/pedagogy/articles/razvitie-soft-skills-na-zanyatiyakh-po-anglijskomu-yazyku-kak-klyuchevoj-navyk-uspeshnogo-vypusknika-vuza.html (дата обращения 25.03.2023)

4. Коротких, Е.Г. Место дисциплин образовательного блока «иностранный язык» в системе формирования «жестких» и «мягких» навыков у студентов языковых и неязыковых специальностей/направлений подготовки / Е.Г. Коротких, Н.В. Носенко // Современные проблемы науки и образования. - 2020. - № 2. - URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29606 (дата обращения: 25.03.2023)

5. Локтаева, Н.Н. Понятие "мягкие навыки" как педагогическая категория: сущность и содержание / Н.Н. Локтаева // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2019. - №4 (64). - С. 28-35

6. Писаренко, И.А. Роль «мягких» навыков в обучении студентов иностранному языку / И.А. Писаренко, Гуйхун Лю // Педагогический журнал. - 2022. - Т. 12. - № 5А. - С. 743-750

7. Приказ Минобрнауки России от 12.03.2015 N 202 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 41.03.01 Зарубежное регионоведение (уровень бакалавриата)" (Зарегистрировано в Минюсте России 07.04.2015 N 36759). - КонсультантПлюс , 16.04.2015.

8. Программа развития университета на 2021-2030 годы в рамках реализации программы стратегического академического лидерства «Приоритет2030». - 2022. - Казань. - 227 с. - URL: https://kpfu.ru/portal/docs/F41937486/KFU.pdf (дата обращения 23.03.2023)

9. Скрынская, О.А. Развитие мягких навыков в условиях У^Амира / О.А. Скрынская, А.А. Шперх // Наука и школа.

- 2022. - № 2. - С. 51-57

10. Слезко, Ю.В. Формирование "мягких" навыков в процессе профессионально ориентированного обучения иностранному языку студентовмеждународников / Ю.В. Слезко // Филологические науки. Вопросы теории и практики. -Тамбов: Грамота. - 2019. - Том 12. - Выпуск 9. - C. 417-423

11. Andrews, J. Graduate Employability, 'Soft Skills' Versus 'Hard' Business Knowledge: A European Study / J. Andrews, H. Higson // Higher Education in Europe. Issue 4: Employability, Mobility and the Labour Market. -2010. - Volume 33, 2008. -PP. 411-422

12. Oxford Advanced Learner's Dictionary. - URL: https://www.oxfordlearnersdictionaries.com/definition/english/soft-skills?q=soft+skills (дата обращения 24.03.2023)

Педагогика

УДК 378

доктор физико-математических наук, профессор Милинский Алексей Юрьевич

Благовещенский государственный педагогический университет (г. Благовещенск)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИКИ К ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СО ШКОЛЬНИКАМИ

Аннотация. Подготовка учителей физики в педагогических университетах сегодня находится в фокусе внимания в связи с недостатком инженерно-технических кадров в стране. Физика как экспериментальная наука является основой инженерных дисциплин и позволяет формировать навыки исследовательской деятельности у обучающихся. Исследовательские проекты в средних школах наиболее приближены к научно-исследовательской деятельности и могут иметь достаточно высокий уровень при должном сопровождении учителем. В данной статье указывается, что массовое привлечение студентов к научно-исследовательской деятельности позволит сформировать представление о методологии научного исследования. Это позволит выпускникам в дальнейшем более качественно вести школьные исследовательские проекты по физике. На примере темы научно-исследовательской работы кафедры физического и математического образования Благовещенского государственного университета «Исследование сегнетоэлектрических композитов на основе нанопористых матриц оксида алюминия, оксида кремния и углеродных нанотрубок» даны методические рекомендации по структуре и содержанию научно-исследовательской деятельности студентов - будущих учителей физики.

Ключевые слова: физика, педагогический университет, научно-исследовательская деятельность, проектная деятельность, сегнетоэлектрик.

Annotation. The training of physics teachers at pedagogical universities is currently in the focus of attention due to the lack of engineering and technical personnel in the country. Physics as an experimental science is the basis of engineering disciplines and allows students to develop research skills. Research projects in secondary schools are closest to research activities and can be of a fairly high level with proper teacher support. This article points out that the mass involvement of students in research activities will allow to form an idea of the methodology of scientific research. This will allow graduates to conduct school research projects in physics with higher quality in the future. On the example of the topic of the research work of the Department of Physical and Mathematical Education of the Blagoveshchensk State University "Research of ferroelectric composites based on nanoporous matrices of aluminum oxide, silicon oxide and carbon nanotubes", methodological recommendations are given on the structure and content of research activities of students - future teachers of physics.

Key words: physics, pedagogical university, research activity, design activity, ferroelectric.

Введение. Педагогические вузы России, готовящие будущих учителей, вынуждены постоянно реагировать на продиктованные временем изменения в федеральных государственных стандартах среднего образования. Сегодня, в связи с недостатком инженерно-технических кадров в стране, к школьным учителям естественнонаучных дисциплин предъявляются повышенные требования. Особенно это касается учителей физики, поскольку физика, являясь наукой экспериментальной, позволяет формировать научную картину мира и прививать навыки научно-исследовательской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.