Литература:
1. Глотова, А.В. Формирование гибких навыков студентов гуманитарных направлений подготовки при изучении иностранного языка в онлайн-среде / А.В. Глотова // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки - 2021. - №3 - С. 41-46
2. Еремина, В.М. Роль сервиса TED Talks в формировании «мягких» навыков (soft skills) на занятиях по иностранному языку / В.М. Еремина // Учёные записки Забайкальского государственного университета. - 2022. - Т. 17, № 1.
- С. 16-24
3. Карпова, А.В. Развитие soft skills на занятиях по английскому языку как ключевой навык успешного выпускника ВУЗа / А.В. Карпова // Мир педагогики и психологии. - 2020. - №03 (44). - URL: https://scipress.ru/pedagogy/articles/razvitie-soft-skills-na-zanyatiyakh-po-anglijskomu-yazyku-kak-klyuchevoj-navyk-uspeshnogo-vypusknika-vuza.html (дата обращения 25.03.2023)
4. Коротких, Е.Г. Место дисциплин образовательного блока «иностранный язык» в системе формирования «жестких» и «мягких» навыков у студентов языковых и неязыковых специальностей/направлений подготовки / Е.Г. Коротких, Н.В. Носенко // Современные проблемы науки и образования. - 2020. - № 2. - URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29606 (дата обращения: 25.03.2023)
5. Локтаева, Н.Н. Понятие "мягкие навыки" как педагогическая категория: сущность и содержание / Н.Н. Локтаева // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2019. - №4 (64). - С. 28-35
6. Писаренко, И.А. Роль «мягких» навыков в обучении студентов иностранному языку / И.А. Писаренко, Гуйхун Лю // Педагогический журнал. - 2022. - Т. 12. - № 5А. - С. 743-750
7. Приказ Минобрнауки России от 12.03.2015 N 202 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 41.03.01 Зарубежное регионоведение (уровень бакалавриата)" (Зарегистрировано в Минюсте России 07.04.2015 N 36759). - КонсультантПлюс , 16.04.2015.
8. Программа развития университета на 2021-2030 годы в рамках реализации программы стратегического академического лидерства «Приоритет2030». - 2022. - Казань. - 227 с. - URL: https://kpfu.ru/portal/docs/F41937486/KFU.pdf (дата обращения 23.03.2023)
9. Скрынская, О.А. Развитие мягких навыков в условиях У^Амира / О.А. Скрынская, А.А. Шперх // Наука и школа.
- 2022. - № 2. - С. 51-57
10. Слезко, Ю.В. Формирование "мягких" навыков в процессе профессионально ориентированного обучения иностранному языку студентовмеждународников / Ю.В. Слезко // Филологические науки. Вопросы теории и практики. -Тамбов: Грамота. - 2019. - Том 12. - Выпуск 9. - C. 417-423
11. Andrews, J. Graduate Employability, 'Soft Skills' Versus 'Hard' Business Knowledge: A European Study / J. Andrews, H. Higson // Higher Education in Europe. Issue 4: Employability, Mobility and the Labour Market. -2010. - Volume 33, 2008. -PP. 411-422
12. Oxford Advanced Learner's Dictionary. - URL: https://www.oxfordlearnersdictionaries.com/definition/english/soft-skills?q=soft+skills (дата обращения 24.03.2023)
Педагогика
УДК 378
доктор физико-математических наук, профессор Милинский Алексей Юрьевич
Благовещенский государственный педагогический университет (г. Благовещенск)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИКИ К ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СО ШКОЛЬНИКАМИ
Аннотация. Подготовка учителей физики в педагогических университетах сегодня находится в фокусе внимания в связи с недостатком инженерно-технических кадров в стране. Физика как экспериментальная наука является основой инженерных дисциплин и позволяет формировать навыки исследовательской деятельности у обучающихся. Исследовательские проекты в средних школах наиболее приближены к научно-исследовательской деятельности и могут иметь достаточно высокий уровень при должном сопровождении учителем. В данной статье указывается, что массовое привлечение студентов к научно-исследовательской деятельности позволит сформировать представление о методологии научного исследования. Это позволит выпускникам в дальнейшем более качественно вести школьные исследовательские проекты по физике. На примере темы научно-исследовательской работы кафедры физического и математического образования Благовещенского государственного университета «Исследование сегнетоэлектрических композитов на основе нанопористых матриц оксида алюминия, оксида кремния и углеродных нанотрубок» даны методические рекомендации по структуре и содержанию научно-исследовательской деятельности студентов - будущих учителей физики.
Ключевые слова: физика, педагогический университет, научно-исследовательская деятельность, проектная деятельность, сегнетоэлектрик.
Annotation. The training of physics teachers at pedagogical universities is currently in the focus of attention due to the lack of engineering and technical personnel in the country. Physics as an experimental science is the basis of engineering disciplines and allows students to develop research skills. Research projects in secondary schools are closest to research activities and can be of a fairly high level with proper teacher support. This article points out that the mass involvement of students in research activities will allow to form an idea of the methodology of scientific research. This will allow graduates to conduct school research projects in physics with higher quality in the future. On the example of the topic of the research work of the Department of Physical and Mathematical Education of the Blagoveshchensk State University "Research of ferroelectric composites based on nanoporous matrices of aluminum oxide, silicon oxide and carbon nanotubes", methodological recommendations are given on the structure and content of research activities of students - future teachers of physics.
Key words: physics, pedagogical university, research activity, design activity, ferroelectric.
Введение. Педагогические вузы России, готовящие будущих учителей, вынуждены постоянно реагировать на продиктованные временем изменения в федеральных государственных стандартах среднего образования. Сегодня, в связи с недостатком инженерно-технических кадров в стране, к школьным учителям естественнонаучных дисциплин предъявляются повышенные требования. Особенно это касается учителей физики, поскольку физика, являясь наукой экспериментальной, позволяет формировать научную картину мира и прививать навыки научно-исследовательской деятельности.
В последнем ФГОС среднего общего образования говорится о необходимости формирования у обучающихся универсальных учебных действий и компетенций, связанных с учебно-исследовательской и проектной деятельностью [1]. Из всего разнообразия видов проектной деятельности школьников самой приближенной к научно-исследовательской работе являются исследовательские проекты. Они обладают четкой структурой с указанием конкретных целей и задач исследования. Кроме того, обязательно обоснование актуальности выбранной тематики.
Как показывает опыт, далеко не все учителя способны на должном уровне вести проектную деятельность со школьниками. Частично решить эту проблему способны школы, находящиеся в областном центре, в котором расположен педагогический университет. В этом случае школьники могут выполнять проекты на базе кафедр университета или недавно открытых и оснащенных необходимым оборудованием современных образовательных пространств: «Межфакультетского технопарка универсальных педагогических компетенций» и педагогического технопарка «Кванториум» [2]. Однако в этом случае отдаленные населенные пункты не смогут подключиться к такому формату проектной деятельности. Для решения указанной проблемы необходима подготовка выпускников педагогических вузов, готовых сразу на должном уровне включиться в проектную деятельность со школьниками. Эта задача требует вовлечения студентов в реальные научные исследования во время обучения в вузе по направлениям научно-исследовательской работы (НИР) кафедр и соответствующей корректировки содержания рабочих программ учебных предметов.
Цель данной статьи - определить структуру и содержание научно-исследовательской деятельности студентов, будущих учителей физики, при обучении в педагогическом вузе на примере НИР кафедры физического и математического образования Благовещенского государственного педагогического университета (БГПУ) «Исследование сегнетоэлектрических композитов на основе нанопористых матриц оксида алюминия, оксида кремния и углеродных нанотрубок».
Изложение основного материала статьи. Проведенные ранее исследования показали [3], что студенты БГПУ проявляют низкий уровень заинтересованности к выполнению научных исследований по физике. Основные причины этого: слабая мотивация к обучению; низкий уровень подготовки; отсутствие ЕГЭ по физике у абитуриентов, поступающих на профиль «Физика» педагогического направления подготовки; низкая информированность студентов о направлениях научно-исследовательской деятельности кафедр. Поэтому для массового участия студентов необходимо включать элементы научно-исследовательской деятельности в учебные предметы по физике, изучаемые на протяжении всего периода обучения в вузе.
Кафедра физического и математического образования БГПУ уже на протяжении 40 лет занимается исследованием сегнетоэлектрических материалов [4]. Около 20 лет ведутся работы по исследованию диэлектрических и тепловых свойств сегнетоэлектрических композитов и нанокомпозитов на основе нанопористых матриц оксида алюминия, оксида кремния и углеродных нанотрубок и т.д. [5]. За это время защищено 2 докторские диссертации и 6 кандидатских диссертаций по физико-математическим наукам, поэтому методика научных исследований достаточно подробно проработана, и ее можно применять при работе со студентами. Выделим ключевые экспериментальные этапы при получении и исследовании сегнетоэлектрических нанокомпозитов:
1. Исследовать диэлектрические свойства объемных водорастворимых сегнетоэлектрических кристаллов. Водорастворимость или плавление без дальнейшего разложения являются обязательными условиями, поскольку в этом случае сегнетоэлектриками достаточно просто можно заполнить полости нанопористых матриц.
2. Получить на основе изученных объемных материалов нанокомпозиты путем внедрения сегнетоэлектриков в нанопористые матрицы (мезопористые силикатные материалы, углеродные нанотрубки, пористый оксид алюминия, опалы, пористые стекла) из раствора или расплава.
3. Исследовать фазовые переходы сегнетоэлектриков, внедренных в поры матриц методом дифференциального термического анализа (ДТА). Метод ДТА универсален и подходит для исследования как диэлектрических, так и проводящих образцов.
4. Исследовать фазовые переходы и температурные интервалы существования сегнетоэлектрической фазы сегнетоэлектриков, внедренных в поры матриц методами линейной и нелинейной диэлектрической спектроскопии.
5. Интерпретировать полученные результаты.
Далее проанализируем, в рамках каких учебных предметов педагогического направления подготовки профиля «Физика» можно осуществлять теоретическую и экспериментальную подготовку студентов к научно-исследовательской деятельности по указанной тематике НИР. В таблице 1 приведен перечень учебных предметов по физике, изучаемых студентами профиля «Физика» педагогического направления подготовки 44.03.05, и указано, можно ли в их рамках осуществлять подготовку к научно-исследовательской работе. Учебные предметы расположены в порядке изучения их студентами.
Далее конкретизируем материал, который можно давать студентам в рамках указанных в таблице 1 и отмеченных словом «да» учебных предметов.
Предмет №2. Рассказать про виды термопар и суть метода ДТА, познакомить с дифференциальным сканирующим калориметром. Исследовать температурные зависимости сигнала ДТА для классических сегнетоэлектриков с фазовым переходом первого рода (титанат бария, нитрит натрия, нитрат калия и т.д.).
Предмет №3. Рассказать о делении веществ по наличию свободных электронов на проводники, полупроводники и диэлектрики, делая упор на диэлектрики с не полярной и полярной (сегнетоэлектрики) структурой. Ввести понятия поляризации и диэлектрической проницаемости как величин, которые могут зависеть о температуры. Кроме того, выполнить лабораторные работы по получению петли сегнетоэлектрического гистерезиса на монокристалле триглицинсульфата и исследованию температурных зависимостей диэлектрической проницаемости кристаллов сегнетоэлектриков.
Предмет №5. Изложить суть методики измерения импеданса электрических цепей, что необходимо для расчета диэлектрической проницаемости сегнетоэлектрических образцов. Кроме того, в рамках этого предмета можно рассказать о нелинейных искажениях и гармониках в электрических цепях и о методе нелинейной диэлектрической спектроскопии для исследования полярных образцов.
Предмет №8. Акцентировать внимание на энергию диполя, взаимодействие диполя с электрическим полем, теорию диполь-дипольного взаимодействия.
Предмет №10. Изложить теорию термодинамических потенциалов. Дать основы теории Ландау-Гинзбурга для разложения термодинамического потенциала сегнетоэлектриков в ряд по степеням параметра порядка (поляризации).
Таблица 1
Перечень учебных предметов
Возможность подготовки к
№ Учебный предмет научно-исследовательской деятельности по изучению сегнетоэлектрических нанокомпозитов
1 Общая физика (Механика), 2 семестр нет
2 Общая физика (Молекулярная физика и термодинамика), 3 семестр да
3 Общая физика (Электричество и магнетизм), 4 семестр да
4 Общая физика (Оптика), 5 семестр нет
5 Электрорадиотехника, 5, 6 семестр да
6 Общая физика (Атомная, ядерная и квантовая физика), 6 семестр нет
7 Методы математической физики, 6 семестр нет
8 Основы теоретической физики (Электродинамика), 7 семестр да
9 Основы теоретической физики (Квантовая механика), 8 семестр нет
10 Основы теоретической физики (Термодинамика и статистическая физика), 9 семестр да
11 Физика твердого тела, 10 семестр да
12 Математическая обработка физических да
измерений, 10 семестр
Предмет №11. Рассмотреть свойства нанопористых материалов, таких как мезопористые силикатные материалы, пористые стекла, опалы, углеродные нанотрубки.
Предмет №12. На практических занятиях получить сегнетоэлектрические нанокомпозиты и исследовать их линейные и нелинейные свойства, дополнительно рассчитывая погрешности измерений.
Представленные выше рекомендации являются исчерпывающими и позволят к концу обучения студентов-бакалавров профиля «Физика» педагогического направления подготовки 44.03.05 проводить весь комплекс подготовки и исследований сегнетоэлектрических нанокомпозитов. Освоенная методология научных исследований должна в дальнейшем помочь студентам при планировании и сопровождении исследовательских проектов обучающихся средних школ.
Выводы. Таким образом, в статье приведены методические рекомендации по включению элементов научных исследований в рамках темы НИР «Исследование сегнетоэлектрических композитов на основе нанопористых матриц оксида алюминия, оксида кремния и углеродных нанотрубок» в учебный процесс при подготовки студентов - будущих учителей физики. Подготовка к научным исследованиям начинается на 1 курсе и происходит в течении всего периода обучения. К концу пятого курса студенты смогут самостоятельно изготавливать и исследовать образцы, интерпретировать полученные результаты. Приобретенная методология позволит выпускникам педагогических вузов качественно осуществлять проектную исследовательскую деятельность по физике со школьниками.
Литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования [Электронный ресурс]. -https://fgos.ru/fgos/fgos-soo/ (дата обращения: 15.03.2023)
2. Милинский, А.Ю. Адаптация вузовского лабораторного практикума по физике для школьников / А.Ю. Милинский, А.С. Саприна // Проблемы современного педагогического образования. - 2023. - №78(1). - С. 227-230
3. Милинский, А.Ю. Проблемы сопровождения научно-исследовательской деятельности по физике бакалавров вуза. Наука и школа. - 2022. - №6. - С. 165-171
4. Барышников, С.В. Влияние отрицательного химического давления на некоторые сегнетоэлектрики типа смещения / С.В. Барышников, Э.В. Бурсиан, В.В. Казаков // ФТТ. - 1999. - Т. 41. - №7. - С. 1293-1296
5. Milinskiy, A.Yu. Stabilization of the ferroelectric phase of potassium nitrate in a (KN03)0,9(NaN02)0,1 double salt system / A.Yu. Milinskiy, S.V. Baryshnikov // Ferroelectrics. - 2022. - V. 600. - Iss. 1 - P. 156-162
Педагогика
УДК 376.37
кандидат педагогических наук, доцент Минаева Наталья Геннадьевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск); магистрант Белова Екатерина Евгеньевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск)
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме организации логопедической работы по развитию коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР). Авторами проведен краткий анализ теоретических аспектов развития коммуникативных навыков младших школьников с ОНР. Рассмотрена сущность понятия «коммуникативные навыки». Представлены результаты констатирующего эксперимента по выявлению уровня развития коммуникативных навыков обучающихся указанной категории. В статье представлены особенности формирующего эксперимента. Выделены ключевые организационно-методические аспекты логопедической работы по развитию коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с ОНР. Раскрыты особенности реализации