Научная статья на тему 'ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ'

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
295
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ / КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ / РАЗВИТИЕ / КОРРЕКЦИЯ / КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / ФОРМИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / КРУЖКОВЫЕ ЗАНЯТИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Минаева Наталья Геннадьевна, Белова Екатерина Евгеньевна

Статья посвящена актуальной проблеме организации логопедической работы по развитию коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР). Авторами проведен краткий анализ теоретических аспектов развития коммуникативных навыков младших школьников с ОНР. Рассмотрена сущность понятия «коммуникативные навыки». Представлены результаты констатирующего эксперимента по выявлению уровня развития коммуникативных навыков обучающихся указанной категории. В статье представлены особенности формирующего эксперимента. Выделены ключевые организационно-методические аспекты логопедической работы по развитию коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с ОНР. Раскрыты особенности реализации программы кружка «Хочу общаться» по развитию коммуникативных навыков у детей данной категории. Приведены результаты контрольного эксперимента. Показана динамика в развитии коммуникативных навыков обучающихся. Сделаны выводы об эффективности предложенной программы логопедической работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Минаева Наталья Геннадьевна, Белова Екатерина Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LOGOPEDIC WORK ON THE DEVELOPMENT OF COMMUNICATION SKILLS OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN WITH GENERAL SPEECH UNDEVELOPMENT

The article is devoted to the actual problem of organizing speech therapy work on the development of communication skills in children of primary school age with general speech underdevelopment (ONR). The authors carried out a brief analysis of the theoretical aspects of the development of communication skills of younger schoolchildren with ONR. The essence of the concept of «communicative skills» is considered. The results of a stating experiment to identify the level of development of communicative skills of students of this category are presented. The article presents the features of the formative experiment. The key organizational and methodological aspects of speech therapy work on the development of communication skills in children of primary school age with ONR are highlighted. The features of the implementation of the program of the circle «I want to communicate» for the development of communication skills in children of this category are revealed. The results of the control experiment are presented. The dynamics in the development of students' communication skills is shown. Conclusions are drawn about the effectiveness of the proposed program of speech therapy work.

Текст научной работы на тему «ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»

Таблица 1

Перечень учебных предметов

Возможность подготовки к

№ Учебный предмет научно-исследовательской деятельности по изучению сегнетоэлектрических нанокомпозитов

1 Общая физика (Механика), 2 семестр нет

2 Общая физика (Молекулярная физика и термодинамика), 3 семестр да

3 Общая физика (Электричество и магнетизм), 4 семестр да

4 Общая физика (Оптика), 5 семестр нет

5 Электрорадиотехника, 5, 6 семестр да

6 Общая физика (Атомная, ядерная и квантовая физика), 6 семестр нет

7 Методы математической физики, 6 семестр нет

8 Основы теоретической физики (Электродинамика), 7 семестр да

9 Основы теоретической физики (Квантовая механика), 8 семестр нет

10 Основы теоретической физики (Термодинамика и статистическая физика), 9 семестр да

11 Физика твердого тела, 10 семестр да

12 Математическая обработка физических да

измерений, 10 семестр

Предмет №11. Рассмотреть свойства нанопористых материалов, таких как мезопористые силикатные материалы, пористые стекла, опалы, углеродные нанотрубки.

Предмет №12. На практических занятиях получить сегнетоэлектрические нанокомпозиты и исследовать их линейные и нелинейные свойства, дополнительно рассчитывая погрешности измерений.

Представленные выше рекомендации являются исчерпывающими и позволят к концу обучения студентов-бакалавров профиля «Физика» педагогического направления подготовки 44.03.05 проводить весь комплекс подготовки и исследований сегнетоэлектрических нанокомпозитов. Освоенная методология научных исследований должна в дальнейшем помочь студентам при планировании и сопровождении исследовательских проектов обучающихся средних школ.

Выводы. Таким образом, в статье приведены методические рекомендации по включению элементов научных исследований в рамках темы НИР «Исследование сегнетоэлектрических композитов на основе нанопористых матриц оксида алюминия, оксида кремния и углеродных нанотрубок» в учебный процесс при подготовки студентов - будущих учителей физики. Подготовка к научным исследованиям начинается на 1 курсе и происходит в течении всего периода обучения. К концу пятого курса студенты смогут самостоятельно изготавливать и исследовать образцы, интерпретировать полученные результаты. Приобретенная методология позволит выпускникам педагогических вузов качественно осуществлять проектную исследовательскую деятельность по физике со школьниками.

Литература:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования [Электронный ресурс]. -https://fgos.ru/fgos/fgos-soo/ (дата обращения: 15.03.2023)

2. Милинский, А.Ю. Адаптация вузовского лабораторного практикума по физике для школьников / А.Ю. Милинский, А.С. Саприна // Проблемы современного педагогического образования. - 2023. - №78(1). - С. 227-230

3. Милинский, А.Ю. Проблемы сопровождения научно-исследовательской деятельности по физике бакалавров вуза. Наука и школа. - 2022. - №6. - С. 165-171

4. Барышников, С.В. Влияние отрицательного химического давления на некоторые сегнетоэлектрики типа смещения / С.В. Барышников, Э.В. Бурсиан, В.В. Казаков // ФТТ. - 1999. - Т. 41. - №7. - С. 1293-1296

5. Milinskiy, A.Yu. Stabilization of the ferroelectric phase of potassium nitrate in a (KN03)0,9(NaN02)0,1 double salt system / A.Yu. Milinskiy, S.V. Baryshnikov // Ferroelectrics. - 2022. - V. 600. - Iss. 1 - P. 156-162

Педагогика

УДК 376.37

кандидат педагогических наук, доцент Минаева Наталья Геннадьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск); магистрант Белова Екатерина Евгеньевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск)

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме организации логопедической работы по развитию коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР). Авторами проведен краткий анализ теоретических аспектов развития коммуникативных навыков младших школьников с ОНР. Рассмотрена сущность понятия «коммуникативные навыки». Представлены результаты констатирующего эксперимента по выявлению уровня развития коммуникативных навыков обучающихся указанной категории. В статье представлены особенности формирующего эксперимента. Выделены ключевые организационно-методические аспекты логопедической работы по развитию коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с ОНР. Раскрыты особенности реализации

программы кружка «Хочу общаться» по развитию коммуникативных навыков у детей данной категории. Приведены результаты контрольного эксперимента. Показана динамика в развитии коммуникативных навыков обучающихся. Сделаны выводы об эффективности предложенной программы логопедической работы.

Ключевые слова: младший школьный возраст, общее недоразвитие речи, коммуникативные навыки, развитие, коррекция, констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент, кружковые занятия.

Annotation. The article is devoted to the actual problem of organizing speech therapy work on the development of communication skills in children of primary school age with general speech underdevelopment (ONR). The authors carried out a brief analysis of the theoretical aspects of the development of communication skills of younger schoolchildren with ONR. The essence of the concept of «communicative skills» is considered. The results of a stating experiment to identify the level of development of communicative skills of students of this category are presented. The article presents the features of the formative experiment. The key organizational and methodological aspects of speech therapy work on the development of communication skills in children of primary school age with ONR are highlighted. The features of the implementation of the program of the circle «I want to communicate» for the development of communication skills in children of this category are revealed. The results of the control experiment are presented. The dynamics in the development of students' communication skills is shown. Conclusions are drawn about the effectiveness of the proposed program of speech therapy work.

Key words: primary school age, general underdevelopment of speech, communication skills, development, correction, ascertaining experiment, formative experiment, circle classes.

Введение. В настоящее время проблема развития коммуникативных навыков детей имеет большое значение в области образования и педагогики, и в том числе в социализации ребенка. Данный вопрос особенно актуален при организации обучения школьников с ограниченными возможностями здоровья, в частности детей с нарушениями речи. Все процессы, которые относятся к сфере коммуникативных компетенций, обеспечивают ребенку общение с окружающим его миром.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что под коммуникацией необходимо понимать взаимный обмен информацией между собеседниками. Л.А. Дубина отмечает, что в процессе коммуникационного взаимодействия происходит не только обмен речевой информацией, но и определенное воздействие собеседников друг на друга в зависимости от места, целей и установок коммуникативной ситуации [1, С. 19].

Многие авторы рассматривают коммуникацию и общение как тождественные понятия. Так, в соответствии с трудами М.И. Лисиной, Л.М. Шипицыной и др., коммуникация будет описываться как процесс взаимодействия людей, в ходе которого осуществляется получение или обмен информацией, которая позволяет установить благоприятные взаимоотношения для организации совместной деятельности. Авторы указывают, что именно общение с другими людьми является ключевым компонентом для формирования человека как личности [5; 7].

Согласно исследованию, Е.А. Завалко, коммуникативные навыки определяются как способность человека не только грамотно, развернуто и связно излагать речевую информацию своему собеседнику, но и адекватно воспринимать услышанное. Автором отмечается, что передать информацию другому человеку возможно двумя способами: вербальным и невербальным. Вербальным средством общения является речь, которая представляет собой совокупность лексической, грамматической и фонетической систем. К невербальным способам коммуникации относятся жесты и мимика. Согласно Е.А. Завалко, именно вербальные средства общения обеспечивают наиболее полную передачу коммуникативной информации между собеседниками [2, С. 15].

Анализ психолого-педагогической литературы позволил заключить, что развитие коммуникативных навыков начинается еще в доречевом периоде и продолжает совершенствоваться на протяжении всего детства. Процесс овладения высшей формой общения начинается в старшем дошкольном возрасте и продолжается в младшем школьном возрасте, в связи с чем именно этот период является сенситивным для развития коммуникативных навыков.

С.Е. Привалова, изучая коммуникативно-речевое развитие детей младшего школьного возраста, выделяет следующие показатели сформированности коммуникативных навыков на данном возрастном этапе: способность ребенка получать в процессе общения необходимую информацию; способность отстаивать свою точку зрения; уважительное отношение к ценностям других людей; соотнесение своих устремлений с интересами собеседника; навык продуктивного взаимодействия с членами группы, во время решения общей задачи [6, С. 76]. Согласно В.А. Коноваленко и М.Ю. Коноваленко, к началу школьного обучения ребенок в процессе коммуникации способен проявлять следующие навыки: строить общение с учетом возрастных особенностей собеседника, целей коммуникативного взаимодействия, используя при этом разнообразие вербальных и невербальных форм общения; решать в процессе коммуникационного взаимодействия различные задачи и уметь приходить к компромиссу; строить общение с соблюдением правил речевого этикета [3, С. 143].

Развитие коммуникативных навыков у младших школьников с ОНР отстает от нормы [4]. Особенности речевого развития, характерные для детей с ОНР, рассмотрены в исследованиях Н.Н. Бутусовой, А.Н. Корнева, Р.Е. Левиной, Т.В. Тумановой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и др. Учеными установлено, что имеющиеся у детей данной категории недостатки речевого развития лишают их полноценного общения со взрослыми и сверстниками. У детей с ОНР наблюдаются трудности как внутреннего планирования своей речи, так и внешнего языкового оформления. Вышесказанное свидетельствует о необходимости дальнейшего изучения данной проблемы в целях дополнения имеющихся данных об особенностях и путях развития коммуникативных умений младших школьников с ОНР.

Изложение основного материала статьи. В целях изучения уровня сформированности коммуникативных навыков младших школьников с ОНР нами было проведено констатирующее исследование на базе МОУ «Центр образования «Тавла» - СОШ № 17» г. о. Саранск. В качестве испытуемых были выбраны 30 обучающихся в возрасте 7 лет с диагнозом «общее недоразвитие речи 3 уровня», которые были поделены на две группы: экспериментальную и контрольную.

В основу методики констатирующего исследования были положены диагностические материалы, предложенные А. Фотековой, Т.В. Ахутиной, А.А. Лисиной, Г.М. Криницыной. Диагностические задания, применявшиеся нами в ходе констатирующего эксперимента, были направлены на исследование следующих показателей: наличие потребности в общении; сформированность коммуникативных способностей; уровень развития связной речи; развитие коммуникативных навыков в сотрудничестве со сверстниками.

По результатам констатирующего эксперимента было выявлено три группы испытуемых, которые характеризуются различными уровнями сформированности коммуникативных навыков. Высокий уровень выявлен у 2 обучающихся (13% от общего числа испытуемых) в экспериментальной группе, у 3 обучающихся (20% от общего числа испытуемых) в контрольной группе. Эти дети характеризовались достаточно хорошим развитием навыков группового взаимодействия, проявляли инициативу и активность при вступлении в диалог, при общении делились своими мыслями со сверстниками, быстро отвечали на вопросы и с удовольствием выполняли различные задания. В ситуациях, предполагающих необходимость договориться со сверстниками в процессе выполнения заданий, демонстрировали способность высказать свою точку зрения, договориться со сверстником для получения положительного результата деятельности. У данных

испытуемых был выявлен достаточный уровень развития связной устной речи, дети смогли самостоятельно составить связный рассказ по серии картинок, в процессе выполнения экспериментальных заданий строили развернутые высказывания. Средний уровень был выявлен у 8 обучающихся (53% от общего числа испытуемых) в экспериментальной группе, у 6 детей (40% от общего числа испытуемых) в контрольной группе. У этих детей недостаточно развиты навыки группового взаимодействия; им требовалось больше времени на выполнение заданий; у данных испытуемых был отмечен ограниченный круг общения, сниженная активность при вступлении в диалог со сверстниками, стеснение и неуверенность в ситуациях общения и взаимодействия. В ситуациях совместной деятельности у данных испытуемых были отмечены попытки договориться со сверстниками для достижения положительного результата, однако дети не всегда могли четко и уверенно высказать свое мнение, отстоять свою точку зрения. В высказываниях детей отмечались лексико-грамматические нарушения, наблюдались нарушения структуры высказываний; при построении связного рассказа дети нарушали последовательность событий, им требовалась помощь в виде вспомогательных вопросов. Низкий уровень выявлен у 5 обучающихся (34% от общего числа испытуемых) в экспериментальной группе, у 6 обучающихся (40% от общего числа испытуемых) в контрольной группе. Данные дети не проявляли интерес к процессу общения, смущались и в большинстве случаев молчали, либо без особого желания отвечали на вопросы; в ходе проведения диагностики могли вступать в конфликты со сверстниками в ситуациях, предполагающих необходимость договориться, чаще всего не были способны прийти к общему решению со сверстниками, или не видели в этом необходимости. Связные высказывания данных испытуемых характеризовались наличием аграмматизмов, бедной лексикой; при построении рассказа по серии картинок дети нарушали логическую последовательность событий, наблюдались пропуски отдельных событий, простое перечисление изображенных объектов, не связанное общей логикой повествования.

Таким образом, младшие школьники с ОНР характеризуются преимущественно средним и низким уровнем сформированности коммуникативных навыков, что говорит о необходимости проведения комплексной логопедической работы.

Целью формирующего эксперимента выступила разработка содержания и организационно-методических аспектов логопедической работы, направленной на развитие коммуникативных навыков младших школьников с ОНР.

В рамках опытно-экспериментальной работы нами была разработана и апробирована программа кружка «Хочу общаться», направленная на развитие коммуникативных навыков младших школьников с ОНР. Коррекционный процесс развития коммуникативных навыков предполагал решение следующих задач: 1) развитие связной устной речи младших школьников с ОНР; 2) развитие умения адекватного использования средств общения в разнообразных коммуникативных ситуациях; 3) формирование потребности в общении: 4) формирование инициативы вступления в речевую деятельность; 5) развитие умения позитивно и доброжелательно взаимодействовать со сверстниками (умение слушать собеседника, анализировать личностные качества друг друга); 6) развитие умения правильно выражать свою точку зрения; 7) развитие умения взаимодействовать с коллективом.

Программа предполагала проведение групповых занятий с младшими школьниками в рамках кружковой работы. Всего было проведено 15 занятий, периодичность - одно занятие в неделю. Длительность каждого занятия составляла 40-45 минут. Ниже приведена структура занятий.

I. Организационная часть: 5-7 минут.

- приветствие;

- сообщение темы занятия и поднятие положительного эмоционального настроя.

II. Основная часть: 30-35 минут.

Представляла собой совокупность упражнений и заданий, направленных на развитие коммуникативных навыков младших школьников с ОНР. На эту часть приходилась основная смысловая нагрузка занятия.

- упражнения на развитие речи и навыков общения;

- элементы мультипликации, игры-драматизации, инсценировки сказок.

III. Заключительная часть: 2-3 минуты.

- подведение итогов, создание у каждого участника чувства принадлежности к классу и закрепление положительный эмоций;

- рефлексия.

При выборе содержания и методики занятий мы учитывали, что ведущая деятельность младших школьников на данном этапе переходит от игровой к учебной, поэтому развитие коммуникативных способностей планировалось в формате комбинированных занятий, где игровые формы подачи материала сменяются на дидактические задания, а также инсценировки различных сказок. Ниже представлены примеры тематики и содержания занятий, проведенных в рамках формирующего эксперимента.

Тема «Давайте познакомимся». Цель: развивать умения выражать свои мысли и эмоции, знакомство детей с понятием «общение». Содержание: просмотр мультфильма, разыгрывание ролевых ситуаций, игра «Передай другому», упражнение «Ладони».

Тема «Как меня зовут». Цель: развивать умения слушать друг друга, правильно слышать информацию, умение хорошо излагать свои мысли и отвечать на вопросы. Содержание: просмотр мультфильма, чтение сказки, игра «Назови животное», игра «Фруктовый салат».

Тема «Мое прозвище». Цель: развивать умения строить взаимоотношения в деятельности и общении, умение правильно излагать свои мысли и чувства, развитие уважительного отношения к сверстникам. Содержание: обсуждение сказки, упражнение «Обмен», упражнение «Апельсин».

Тема «Волшебная страна». Цель: развивать навыки сотрудничества друг с другом в совместной деятельности, умение выражать свои эмоции и чувства. Содержание: упражнение «Общее дело», игра «Корабль среди скал», игра «Закрытый город».

Тема «Внимательный ли ты слушатель?». Цель: развивать умения слушать и слышать; развивать умения строить взаимоотношения в процессе общения. Содержание: игра «Догадайся», упражнение «Мои любимые вещи», чтение отрывка из повести, разыгрывание ситуаций.

Тема «Давайте поговорим без слов». Цель: познакомить детей с невербальными средствами общения; развивать умение передавать информацию без слов. Содержание: чтение и анализ стихотворения, упражнение «Через стекло», упражнение «Я хочу кое-что приобрести», игра «Двое рисуют одним карандашом».

Тема «Искусство договариваться». Цель: развивать умения строить взаимоотношения со сверстниками в совместной деятельности, закреплять умение передавать информацию невербально. Содержание: упражнение «Один узор на двоих», просмотр и анализ мультфильма, упражнение «Тормоз».

Тема «Вежливость». Цель: развивать умение убеждать, аргументировать, строить доказательства, развивать умение осуществлять все формы учебного диалога вести дискуссии, споры. Содержание: упражнение «Ласковые имена», просмотр и анализ мультфильма, упражнение «Добрые слова».

В процессе коррекционно-развивающей работы нами были использованы следующие методы и приемы: словесные (беседы, объяснения, вопросы), наглядные (наблюдение, демонстрация мультфильмов), практические (выполнение упражнений и заданий), примеры практических методов подробнее описаны ниже.

Детям очень понравилось упражнение «Общее дело». Его цель состоит в развитии навыков сотрудничества и взаимопомощи друг другу, а также для выражения своих эмоций и чувств. Школьникам предлагалось представить, что они отправились в путешествие в волшебную страну, но они не знают, как туда добраться, поэтому необходимо нарисовать карту будущего путешествия и его маршрут. Дети должны договориться между собой перед тем, как начать рисовать, а потом распределить, кто и что будет рисовать. По окончанию упражнения происходит его анализ. Также очень эффективным является упражнение «Мои любимые вещи». Выполнение этого упражнения помогает младшим школьникам раскрыть понятие «умение слушать». Упражнение делается в парах, каждый по очереди рассказывает соседу о какой-нибудь его любимой вещи. Надо постараться объяснить, почему именно эта вещь ему дорога. Нужно внимательно слушать и запоминать, о чем говорит партнер. Потом дети меняются ролями. После упражнения происходит анализ его выполнения.

Таким образом, реализация программы кружка «Хочу общаться» в образовательном процессе была направлена на повышение уровня развития коммуникативных навыков младших школьников с ОНР, что в свою очередь может сформировать у детей положительную мотивацию к образовательной и развивающей деятельности, а также развить у них навыки саморегуляции и самоконтроля своего поведения в школе.

Выводы. Для определения эффективности проведенной логопедической работы по развитию коммуникативных навыков у младших школьников с ОНР после завершения опытно-экспериментальной работы был проведен контрольный эксперимент. На этапе контрольного эксперимента использовались методики констатирующего эксперимента. Обобщив результаты контрольного эксперимента, мы выяснили, что в контрольной группе результаты не изменились, а в экспериментальной группе выделили также три группы испытуемых, которые характеризуются различными уровнями сформированности коммуникативных навыков: высокий уровень коммуникативных навыков продемонстрировали 4 обучающихся (27% от общего числа испытуемых), средний уровень выявлен у 7 обучающихся (46% от общего числа испытуемых), и низкий уровень выявлен у 4 обучающихся (27% от общего числа испытуемых). Таким образом, по окончании экспериментального обучения была выявлена положительная динамика: количество испытуемых экспериментальной группы с высоким уровнем увеличилось на 14%, количество испытуемых с низким уровнем уменьшилось на 7%.

Таким образом, результаты контрольного эксперимента доказали эффективность предложенной программы логопедической работы по развитию коммуникативных навыков у младших школьников с ОНР. Проведенная опытно-экспериментальная работа позволила приблизить показатели развития коммуникативных навыков испытуемых в большей части к среднему и высокому уровню.

Литература:

1. Дубина, Л.А. Коммуникативная компетентность старших дошкольников: Сборник игр и упражнений / Л.А. Дубина. - Москва: Книголюб, 2019. - 64 с.

2. Завалко, Е.А. Развитие коммуникативных навыков в речи детей школьного возраста: диссертация ... канд. филол. наук: 10.02.01 / Завалко Елена Александровна. - Самара, 2012. - 186 с.

3. Коноваленко, М.Ю. Теория коммуникации: Учеб. для бакалавров / В.А. Коноваленко, М.Ю. Коноваленко. -Москва: Юрайт, 2012. - 415 с.

4. Кошелева, Н.В. Развитие памяти и связной речи у школьников и взрослых с речевыми нарушениями речи: новые слова, словосочетания, фразы, рассказы, текст / Н.В. Кошелева, Е.Е. Каценбоген. - Москва: Владос, 2015. - 95 с.

5. Лисина, М.И. Потребность в общении / М.И. Лисина // Проблемы онтогенеза общения. - Москва: Педагогика, 2021. - С. 31-57. - URL: http://pedlib.ru/Books/3/0032/3_0032-1.shtml (дата обращения: 10.03.2023)

6. Привалова, С.Е. Коммуникативно-речевое развитие детей младшего школьного возраста: Учеб. пособие / С.Е. Привалова. - Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2015. - 203 с.

7. Шипицына, Л.М. Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения с взрослыми и сверстниками / Л.М. Шипицына, О.В. Защиринская, А.П. Воронова, Г.А. Нилова. - Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2018. - 192 с.

Педагогика

УДК 378.51

старший преподаватель кафедры математики, физики и методики их преподавания Мозговая Мария Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Армавирский государственный педагогический университет» (г. Армавир)

СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ КОМПЬЮТЕРНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УРОКОВ ГЕОМЕТРИИ ПО РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ GEOGEBRA

Аннотация. В связи с цифровизацией общества, изменения происходят и в образовательной среде. Созданная цифровая образовательная среда, способствует реализации целей федеральных государственных образовательных стандартов: повышению качества обучения и формированию компьютерной компетенции обучающихся основной и средней школы. Возникает необходимость поиска новых методов и средств обучения математике, в целом, и геометрии, в частности, с применением цифровых средств обучения. Одним из аспектов обеспечения цифрового обучения является использование систем динамической геометрии. Среди образовательных математических программ, одним из самых востребованных инструментов включающих в себя геометрию, алгебру, таблицы, графы, статистику и арифметику в одном пакете является GeoGebra. Для решения задач исследования необходимо рассмотреть структурно-функциональную модель компьютерного сопровождения уроков геометрии по решению стереометрических задач с использованием GeoGebra.

Ключевые слова: обучение геометрии, цифровая среда, цифровые инструменты, модель сопровождения уроков геометрии с использованием GeoGebra.

Annotation. Due to the digitalization of society, changes are also taking place in the educational environment. The created digital educational environment contributes to the implementation of the goals of federal state educational standards: improving the quality of education and the formation of computer competence of primary and secondary school students. There is a need to search

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.