Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ'

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
23
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ / МОТИВАЦИЯ / ЦЕННОСТИ / ОТНОШЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецова О.Н.

Актуальность статьи обусловлена необходимостью изучения процесса формирования мотивационно-ценностного отношения студентов колледжа к профессиональной деятельности, исходя из современных реалий развития образования и с учетом актуальных требований к личности и квалификации выпускника педагогического колледжа. Цель статьи заключается в теоретико-методологическом обосновании проблемы формирования мотивационно-ценностного отношения студентов колледжа к профессиональной деятельности в условиях цифровизации образования. Автором конкретизировано научное представление о формировании мотивационно-ценностного отношения студентов колледжа к профессиональной деятельности. Дано обоснование роли цифровизации образовательного процесса в среднем профессиональном образовании. Описана авторская модель формирования мотивационно-ценностного отношения студентов колледжа к профессиональной деятельности в условиях цифровизации образования, которая обеспечивает практико-ориентированный подход и внутреннюю регуляцию данного процесса. Представлены результаты диагностического обследования уровня сформированности мотивационно-ценностного отношения студентов колледжа к профессиональной деятельности в условиях цифровой образовательной среды. Статья предназначена для обучающихся и педагогов среднего профессионального образования, руководителей образовательных организаций и исследователей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузнецова О.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE MOTIVATIONAL AND VALUE ATTITUDE OF COLLEGE STUDENTS TO PROFESSIONAL ACTIVITIES IN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION OF EDUCATION

The relevance of the article is due to the need to study the process of formation motivational and value attitude of collegians to professional activities, based on the modern realities of the education's development and taking into account the current requirements for the personality and graduate's qualifications of a pedagogical college. The purpose of the article is to theoretically and methodologically justify the problem of formation a motivational and value attitude of college students to professional activities in the context of digitalization of education. The author specified the scientific idea of the formation the motivational and value attitude of college students to professional activities. The description for the role of digitalization of the educational process in secondary vocational education is given. The author's model of the formation of the motivational and value attitude of college students to professional activities in the context of digitalization of education is described, which provides a practical-oriented approach and internal regulation of this process. The results of a diagnostic examination of the level of formation of the motivational and value attitude of college students to professional activities in a digital educational environment are presented. The article is intended for students and teachers of secondary vocational education, heads of educational organizations, and researchers.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ»

Профессиональное образование

УДК 377.8

Формирование мотивационно-ценностного отношения студентов колледжа к профессиональной деятельности в условиях цифровизации образования

Formation of the motivational and value attitude of college students to professional activities in the context of digitalization of education

Кузнецова О.Н., ГАПОУ ПО «Пензенский социально-педагогический колледж», olyakuznecova. ru@mail. ru

Kuznetsova O., Penza Social-Pedagogical College, olya_kuznecova.ru@mail.ru DOI: 10.513 79/KPJ.2023.158.1.022

Ключевые слова: формирование, мотивация, ценности, отношения, профессиональная деятельность, цифровизация образования, цифровая образовательная среда, цифровые технологии.

Keywords: formation, motivation, values, relationships, professional activity, digitalization of education, digital educational environment, digital technologies.

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена необходимостью изучения процесса формирования мотивационно-ценностного отношения студентов колледжа к профессиональной деятельности, исходя из современных реалий развития образования и с учетом актуальных требований к личности и квалификации выпускника педагогического колледжа.

Цель статьи заключается в теоретико-методологическом обосновании проблемы формирования мотивационно-ценностного отношения студентов колледжа к профессиональной деятельности в условиях цифровизации образования. Автором конкретизировано научное представление о формировании мотивационно-ценностного отношения студентов колледжа к профессиональной деятельности. Дано обоснование роли цифровизации образовательного процесса в среднем профессиональном образовании. Описана авторская модель формирования мотивационно-ценностного отношения студентов колледжа к профессиональной деятельности в условиях цифровизации образования, которая обеспечивает практико-ориентированный подход и внутреннюю регуляцию данного процесса. Представлены результаты диагностического обследования уровня сформированности мотивационно-ценностного отношения студентов колледжа к профессиональной деятельности в условиях цифровой образовательной среды.

Статья предназначена для обучающихся и педагогов среднего профессионального образования, руководителей образовательных организаций и исследователей.

Abstract. The relevance of the article is due to the need to study the process of formation motivational and value attitude of collegians to professional activities, based on the modern realities of the education's development and taking into account the current requirements for the personality and graduate's qualifications of a pedagogical college.

The purpose of the article is to theoretically and methodologically justify the problem of formation a motivational and value attitude of college students to professional activities in the context of digitalization of education. The author specified the scientific idea of the formation the motivational and value attitude of college students to professional activities. The description for the role of digitalization of the educational process in secondary vocational education is given. The author's model of the formation of the motivational and value attitude of college students to professional activities in the context of digitalization of education is described, which provides a practical-oriented approach and internal regulation of this process. The results of a diagnostic examination of the level offormation of the motivational and value attitude of college students to professional activities in a digital educational environment are presented.

The article is intended for students and teachers of secondary vocational education, heads of educational organizations, and researchers.

Введение. Приоритетные направления развития среднего профессионального образования определяют инновационный подход к подготовке педагогических кадров, который характеризуется укреплением традиционных духовно-нравственных ценностей, развитием образовательных технологий, а так же организацией образовательного процесса, направленного на приобретение обучающимися общих и профессиональных компетенций, профессиональных знаний, умений и навыков в соответствии с получаемой специальностью.

Согласно ФГОС СПО по специальности «Дошкольное образование» выпускник колледжа должен обладать следующими общими компетенциями: выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, использовать современные средства для решения профессиональных задач, определять профессиональные ценности, необходимые для самоопределения, самосовершенствования,

самореализации и др. [10]. В связи с этим особое значение приобретают личностно значимые мотивы обучающихся, их ценностные ориентации и отношение к профессиональной деятельности, позволяющие понимать социальную значимость педагогической профессии, организовывать собственную деятельность в условиях обновления целей, содержания и технологий образования, достигая при этом высокого уровня профессионализма. Обозначенные аспекты говорят о важности и актуальности формирования мотивационно-ценностного отношения студентов колледжа к профессиональной деятельности.

Профессиональная компетентность будущего педагога складывается из многих компетенций, среди которых в современных условиях развития образования большое значение придается цифровым компетенциям, включающих компьютерную грамотность и умение практически применять цифровое интерактивное оборудование для решения профессиональных задач, а также универсальные компетенции, такие как самостоятельность, самоорганизация, креативность.

Цифровая компетентность зависит от многих условий, одним из которых выступает цифровая образовательная среда, которая рассматривается как система условий и возможностей для проектирования развивающего образовательного пространства студентов колледжа [1, с.79].

В нашем исследовании цифровая образовательная среда выступает средством формирования мотивационно-ценностного

отношения студентов колледжа к

профессиональной деятельности и предполагает использование в образовательном процессе цифровых технологий, что позволяет перейти на новый уровень подготовки специалиста среднего звена, в частности будущего педагога.

Национальная программа «Цифровая экономика» призвана поддерживать

соответствующие изменения в сфере образования. Федеральный проект «Цифровые технологии» [11] и приоритетный проект в сфере «Образование» «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» [9] обуславливают необходимость модернизации процесса подготовки студента к учебной и дальнейшей профессиональной деятельности. Это возможно за счет трансформации системы обучения в колледже к запросам цифровой экономики.

В связи с этим актуально говорить о проблеме цифровизации в образовательном процессе среднего профессионального образования. Цифровизация образования в широком смысле предполагает переход на цифровую передачу информации. В своих исследованиях Блинов В.И. отмечает, что под цифровизацией образования следует понимать процесс интеграции компонентов образовательного процесса и цифровых технологий с целью создания эффективного образовательного пространства, в котором предполагается наиболее полное использование образовательных и развивающих возможностей цифрового оборудования, мультимедийных программ для максимального решения поставленных педагогических задач [1, с.80].

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что процесс цифровизации образования подразумевает с одной стороны проектирование цифровой образовательной среды в контексте с профилем подготовки специалиста, и с другой стороны обязательную подготовку педагогов и студентов к использованию цифровых образовательных ресурсов для решения профессиональных задач. Цифровая

образовательная среда это мощный инструмент повышения качества образования, они вызывают интерес к овладению знаниями за счет яркости, динамичности, неограниченности доступа к различным сервисам, вдохновляют студентов, позволяют моделировать, конструировать, создавать различные условия, выполнять различные операции. Мультимедиа программы повышают познавательную активность и практическую деятельность, позволяют перейти от объяснительно-иллюстративного восприятия учебного материала к деятельностному,

практико-ориентированному способу обучения, позволяющим студентам приобрести не только теоретические знания, но и практические умения. Все это способствует росту мотивации к учению и формирует ценностное отношение к профессии за счет реализации потребностей и интересов обучающихся. Цифровые технологии становятся важным средством обучения, а преподаватель при этом выступает не только транслятором информации, но и источником передачи практического опыта, наставником, модератором.

Блинов В.И. выделяет ряд закономерностей образовательного процесса в условиях цифровизации:

1) повышение мотивации к обучению и учебной самостоятельности студентов (за счет доступности цифровых ресурсов, роста мотивации своего учения, доминирования процесса учения, нарастания сложности);

2) возрастание роли активных и интерактивных методов обучения (с точки зрения дидактического потенциала цифровых технологий, реализации принципа интерактивности и мультимедийной);

3) повышение степени интеллектуальности и творчества в учебной деятельности;

4) методы и средства обучения приобретают деятельностную направленность (за счет практикоориентированности, гибкости и реализации успешности в обучении);

5) сокращение продолжительности учебных курсов (за счет модуляризации и персонализации процесса обучения) [1, с.24].

Однако, несмотря на все плюсы нельзя забывать о возможных рисках: деформации мышления, избыточного «цифрового

оптимизма», риск диктата разработчиков цифровых средств, этические и управленческие риски [1, с. 62]. В связи с этим особую важность приобретает роль педагога в условиях цифровизации образования. От его грамотного сопровождения образовательного процесса зависят возможные успехи или в противном случае возникновение обозначенных рисков.

Исследование процесса цифровизации в образовании, проведенное В.П. Кашицином, определяет условия формирования движущих сил цифровизации образования. К ним он относит «внешние» условия организации работы образовательной организации и «внутренние». Внешние условия определяются уровнем развития информатизации образовательной организации (оснащенность цифровой образовательно среды).

Внутренние условия определяются готовностью педагогов к процессу цифровой трансформации. Исходя из выделенных условий, определяются две группы параметров, характеризующих процесс цифровизации образования: цифровизация «сверху» (технологические педагогические инновации, уникальные «практики» педагогов) и инициативные, творческие разработки обучающихся. Внутренние факторы определяют протекание цифровой трансформации на практике и контролируются образовательной организацией (психолого-педагогическая,

организационная и техническая готовность образовательной организации к цифровизации); внешними факторами выступают ожидания и педагогическая рефлексия всех участников образовательного процесса [3, с.60].

Особым фактором выступают «форс-мажорные» параметры. В условиях вирусной пандемии образовательным организациям потребовалась незамедлительная интеграция в традиционный педагогический процесс дистанционных и смешанных форм обучения с применением цифровых образовательных технологий. Все это потребовало быстрого реагирования и построение новых моделей образовательного процесса.

Рассмотренные положения обозначили необходимость модернизации образовательного процесса, а именно внедрения инновационных средств обучения и разработки дополнительного учебно-методического комплекса.

Таким образом, процесс формирования мотивационно-ценностного отношения студентов колледжа к профессиональной деятельности в условиях цифровизации образования потребовал разработки модели, которая описывала бы этапы, механизмы, условия, методы ее реализации. Схематичное изображение модели представлено на рисунке 1. Предложенная модель отражает единство и преемственность всех структурных компонентов формирования мотивационно-ценностного отношения студентов колледжа к профессиональной деятельности и обеспечивает системное понимание данного процесса в условиях цифровизации образования.

Важным структурным компонентом модели выступает учебная программа «Методика применения цифровых технологий в образовательном процессе дошкольных образовательных организаций», которая была успешно внедрена и апробирована на студентах специальности «Дошкольное образование».

Рисунок 1. -Модель формирования мотивационно-ценностного отношения студентов колледжа к профессиональной деятельности в условиях цифровизации образования

Новизна и оригинальность программы заключается в инновационном подходе к подготовке воспитателя детей дошкольного возраста в соответствии с актуальными ФГОС СПО и требованиями к подготовке кадров по программам среднего профессионального педагогического образования на основе единых подходов к их структуре и содержанию («Ядро СПО»), обеспечивающих преемственность между СПО И ВПО. В основу программы положены системно-деятельностный, компетентностный и практико-ориентированные подходы. Студенты встают в активную деятельностную позицию, решают проблемные ситуации с использованием современных образовательных практик: технология проблемного обучения, цифровые технологии, технология развития личностного потенциала, технология ситуационно-задачного моделирования. Программа представлена следующими модулями: использование мобильного планетария (виртуальной экскурсии) в образовательном процессе ДОО; использование цифровой лаборатории Наураши в детском экспериментировании; интерактивное цифровое оборудование «песочница и кубы» в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста; разработка тематических дидактических игр на ИКТ оборудовании (в программе Smart Notebook); применение цифровых технологий в детской мультипликации.

В результате освоения программы студенты демонстрируют высокий уровень вовлеченности, высокую степень мотивации к профессиональной деятельности, самостоятельность,

инициативность.

С целью оценки эффективности результатов сформированности мотивационно-ценностного отношения студентов колледжа к

профессиональной деятельности в условиях цифровизации образования было организовано диагностическое обследование студентов Пензенского социально-педагогического

колледжа.

Методология исследования. В качестве методов исследования проблемы реализована совокупность взаимосвязанных диагностических методик: методика смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева [4]; методика мотивации профессиональной деятельности К. Замфира в модификации А.А. Реана [7]; методика «ценностные ориентации» М. Рокича [8]; методика А.А. Азбель, А.Г. Грецовой «Определение статуса профессиональной идентичности» [2]. Произведен количественный и качественный анализ полученных результатов, их регистрация.

Результаты исследования. В обследовании приняли участие обучающиеся Пензенского социально-педагогического колледжа 4 курса в составе 25 человек за 2019-2020, 25 человек за 2020-2021 и 50 человек 2021-2022 учебные годы. В результате получены данные, которые представлены в таблице 1, рисунках 2, 3. Из приведённых данных виден рост показателей каждого компонента мотивационно-ценностного отношения студентов к профессиональной деятельности.

Тест СЖО Д.А. Леонтьева позволяет изучить смысложизненные ориентации личности через систему ценностей человека [4]. По данным теста у студентов доминируют социальные мотивы.

Тест ценностных ориентаций М. Рокича позволяет вывить приоритетные ценности личности: терминальные (ценности-цели) и инструментальные (ценности-средства) [8, с.27].

Группа Среднее значение сформированности мотивационно-ценностного отношения обучающихся колледжа к профессиональной деятельности, выраженное в процентах

ТЕСТ СЖО Д.А. Леонтьева Анализ теста «Ценностных ориентации» М.Рокича Результаты данных по методике мотивации профессиональной деятельности К. Замфира в модификации А.А. Реана Результаты данных по методике А.А. Азбель, А.Г. Грецовой «Определение статуса профессиональной идентичности»

Сентябрь 2021 В - 36 (72%) Терминальные -37 (74%) Инструментальные 13 (26%) ВМ - 30 (60%) Ярко выражена ПИ 35 (70%)

С - 11 (22%) ВПМ - 14 (28%) С- 12 (24%)

Н - 3 (6%) ВОМ - 6 (12%) Н - 3 (6%)

Таблица 1. - Сравнительные результаты диагностического обследования уровня сформированности мотивационно-ценностного отношения обучающихся колледжа к профессиональной деятельности в условиях цифровой образовательной среды за 2021 -2022 учебный год

Продолжение таблицы 1

Группа Среднее значение сформированности мотивационно-ценностного отношения обучающихся колледжа к профессиональной деятельности, выраженное в процентах

ТЕСТ СЖО Д.А. Леонтьева Анализ теста «Ценностных ориентации» М. Рокича Результаты данных по методике мотивации профессиональной деятельности К. Замфира в модификации А.А. Реана Результаты данных по методике А.А. Азбель, А.Г. Грецовой «Определение статуса профессиональной идентичности»

Май 2022 В 100% Терминальные -46 (92%) Инструментальные 4 (8%) ВМ - 49 (98%) Ярко выражена ПИ 45 (90%)

С - ВПМ - 1 (2%) С - 5 (10%)

Н - ВОМ - Н -

250% 200% 150% 100% 50% 0%

72%

68% 64%

74% 68% 64%

60% 56% 50%

70% 50% 50%

тест СЖО Ценностные Мотивация Профессиональная

ориентации профессиональной идентичность деятельности

□ 2021 □ 2020 Н2019

Рисунок 2. - Сравнительные результаты диагностического обследования уровня сформированности мотивационно-ценностного отношения студентов колледжа к профессиональной деятельности на начало учебного года

300% 250% 200% 150% 100% 50% 0%

100%

100%

100%

92%

88%

84%

98%

96%

92%

90% 80% 72%

тест СЖО Ценностные Мотивация Профессиональная

ориентации профессиональной идентичность деятельности

□ 2022 □ 2021 H 2020

Рисунок 3. - Сравнительные результаты диагностического обследования уровня сформированности мотивационно-ценностного отношения студентов колледжа к профессиональной деятельности на конец учебного года

Диагностическое обследование выявило преобладание у студентов терминальных ценностей, таких как: активная деятельностная жизнь, интересная работа, творчество, уверенность в себе и др.

Методика мотивации профессиональной деятельности К. Замфира в модификации А.А. Реана нацелена на изучение мотивации профессиональной деятельности [7, с.84]. Как показывают данные обследования, практически у всех студентов преобладает внутренняя

мотивация к профессиональной деятельности, внешне отрицательная мотивация отсутствует.

Методика А.А. Азбель, А.Г. Грецовой [2, с.143] позволяет определить статус профессиональной идентичности, в которых человек находится в процессе профессионального самоопределения и профессионального становления (Н.С. Пряжников, Э. Эриксон, Дж. Марсиа, А.А. Азабель, А.Г. Грецов). Профессиональное самоопределение Н.С. Пряжников рассматривает, как процесс поиска и нахождения личностных смыслов на стадиях формирования профессиональных интересов, освоения профессии и реализации себя в трудовой деятельности [6, с.10].

Данная методика, позволит нам выявить на каких уровнях находятся стуенты колледжа: неопределенное состояние, навязанная профессиональная идентичность, мораторий (кризис выбора), сформированная

профессиональная идентичность. У большинства студентов наблюдается ярко выраженный статус профессиональной идентичности, низкий статус отсутствует. У обучающихся присутствует уверенность в правильности принятого решения, сформирована система знаний о себе, о профессиональных ценностях и жизненных убеждениях.

Кроме того данные результатов демонстрационного экзамена в 2022 г. говорят о высокой цифровой компетентности студентов (70% отметок «отлично» и 30% «хорошо»).

Заключение. Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать вывод, что использование в образовательном процессе цифровых технологий является существенным и необходимым фактором перехода на новый уровень подготовки специалиста среднего звена, в частности будущего педагога. Полученные данные говорят о рациональном подходе к процессу подготовки студентов по специальности

«Дошкольное образование» в контексте современных реалий развития образования.

Теоретическая значимость заключается в том, что конкретизирована специфика и описан опыт формирования мотивационно-ценностного

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

отношения студентов колледжа к профессиональной деятельности в условиях цифровизации образования; спроектирована модель формирования мотивационно-ценностного отношения студентов колледжа к профессиональной деятельности в условиях цифровой образовательной среды.

Практическая значимость заключается в том, что разработаны и внедрены практику профессиональной подготовки студентов Пензенского социально-педагогического

колледжа по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование» авторская модель и учебная программа «Методика применения цифровых технологий в образовательном процессе ДОО».

Данная программа и авторская модель формирования мотивационно-ценностного

отношения студентов колледжа к профессиональной деятельности могут быть полезны преподавателям и студентам среднего профессионального образования, а так же экспертам-тренерам, осуществляющих

подготовку студентов к демонстрационному экзамену и Чемпитонату «Профессионалы» по компетенции «Дошкольное воспитание».

Перспективу исследования связываем с коррекцией модели формирования

мотивационного-ценностного отношения

студентов колледжа к профессиональной деятельности, усовершенствование ее за счет внедрения новых цифровых образовательных ресурсов и реализации ситуационно-задачного моделирования в условиях цифровизации образовательного процесса.

Литература:

1. Биленко П.Н., Блинов В.И. Дидактическая концепция цифрового профессионального образования и обучения / П.Н. Биленко, В.И. Блинов, М.В. Дулинов, Е.Ю. Есенина, А.М. Кондаков, И.С. Сергеев. - Москва: Сфера, 2020. - 98 с.

2. Грецов А.Г., Азбель А.А. Узнай себя. Психологические тесты для подростков / А.Г. Грецов,

A.А. Азбель. - СПб.: Питер, 2006. - 171 с.

3. Кашицин В.П. Исследование процесса цифровизации в системе общего образования России /

B.П. Кашицин // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2020. - Т. 1. - № 3(68). - С. 52-65.

4. Леонтьев Д.А. Смыслообразование и его контексты: жизнь, структура, культура, опыт / Д.А. Леонтьев // Мир психологии. - 2014. - № 1. - С. 104-116.

5. Маслоу А. Мотивация и личность / А. Маслоу. -СПб.: Питер, 2011. - 352 с.

6. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика: учеб. пособие / Н.С. Пряжников. - Москва: Академия, 2008. - 320 с.

7. Реан А.А. Психология и психодиагностика личности: Теория, методы исследования, практикум / А.А. Реан. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. - 255 с.

8. Рокич М. Методика ценностные ориентации / М. Рокич // Большая энциклопедия психологических

тестов; авт.-сост. А.А. Карелин. - Москва: Эксмо, 2009. - С. 26-28.

9. Паспорт приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» [Электронный ресурс] / Утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 25 октября 2016 г. № 9) // КонсультантПлюс: справ. правовая система. -Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_216432/

10. Российская федерация. Министерства

просвещения Российской Федерации. Об утверждении ФГОС СПО по специальности 44.02.01 Дошкольное образование: Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 17 августа 2022 г. № 743 [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: справ. правовая система. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_427 340/

11. Федеральный проект «Цифровые технологии» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://национальньIепроектьI.рф/projects/tsifrovayaekon omika

References:

1. Bilenko P.N., Blinov V.I. Didactic conception of digital vocational education and training / P.N. Bilenko, V.I. Blinov, M.V. Dulinov, E.Yu. Yesenina, A.M. Kondakov, I.S. Sergeev. - Moscow: Sfera, 2020. - 98 p.

2. Gretsov A.G., Azbel A.A. Learn yourself. Psychological tests for teenagers / A.G. Gretsov, A.A. Azbel. - St. Petersburg: Peter, 2006. - 171 p.

3. Kashitsin V.P. Study of the process of digitalization in the system of general education in Russia / V.P. Kashitsin // Domestic and foreign pedagogy. - 2020. - Vol. 1. - № 3(68). - S. 52-65.

4. Leontiev D.A. Meaning formation and its contexts: life, structure, culture, experience / D.A. Leontiev // World of Psychology. - 2014. - № 1. - S. 104-116.

5. Maslow A. Motivation and personality / A. Maslow. - St. Petersburg: Peter, 2011. - 352 p.

6. Pryazhnikov N.S. Professional self-determination: theory and practice: study guide / N.S. Pryazhnikov. -Moscow: Academy, 2008. - 320 p.

7. Rean A.A. Psychology and psychodiagnostics of personality: Theory, research methods, workshop / A.A. Rean. - St. Petersburg: Prime-EVROZNAK, 2006. - 255 p.

8. Rokeach M. Value Orientation Technique / M.

Rokeach // Great Encyclopedia of Psychological Tests; auth.-stat. A.A. Karelin. - Moscow: Eksmo, 2009. - S. 2628.

9. Passport of the priority project "Modern Digital Educational Environment in the Russian Federation" [Electronic resource] / Approved by the Presidium of the Council under the President of the Russian Federation for Strategic Development and Priority Projects (minutes of October 25, 2016 No. 9) // ConsultantPlus: Ref. legal system. - Access mode: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_216432/

10. Russian Federation. Ministry of Education of the Russian Federation. On the approval of the Federal State Educational Standard of secondary vocational education in the specialty 44.02.01 Preschool education: Order of the Ministry of Education of the Russian Federation of August 17, 2022 No. 743 [Electronic resource] // ConsultantPlus: Ref. legal system. - Access mode: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_427 340/

11. Federal project "Digital technologies" [Electronic resource]. - Access mode: https://nationalprojects.rf/ projects/tsifrovayaekonomika

5.8.7. Методология и технология профессионального образования

Сведения об авторе:

Кузнецова Ольга Николаевна (г. Пенза, Россия), преподаватель, ГАПОУ ПО «Пензенский социально-педагогический колледж», e-mail: olya_kuznecova.ru@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.