Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ В РАМКАХ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ РАБОТЕ СО СТУДЕНТАМИ'

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ В РАМКАХ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ РАБОТЕ СО СТУДЕНТАМИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
20
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / СТУДЕНТ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / РЕЗУЛЬТАТ / ЦЕЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щеглова Алина Алексеевна, Гладышева Юлия Александровна

Мотивация является одним из важнейших факторов при обучении студентов элективной дисциплине «Физическая культура и спорт». В статье рассмотрены основные цели для улучшения заинтересованности учащихся на занятиях. Анализ литературы и практическая часть в виде проведения опроса наглядно показали источники формирования мотивации, а также расширили вектор возможного решения поставленной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Щеглова Алина Алексеевна, Гладышева Юлия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF MOTIVATION IN THE FRAMEWORK OF PEDAGOGICAL ACTIVITY WHEN WORKING WITH STUDENTS

Motivation is one of the most important factors in teaching students the elective discipline "Physical Culture and Sports". The article discusses the main goals for improving the interest of students in the classroom. The analysis of literary sources and the practical part in the form of a survey clearly showed the sources of motivation, and also expanded the vector of a possible solution to the problem.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ В РАМКАХ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ РАБОТЕ СО СТУДЕНТАМИ»

Формирование мотивации в рамках педагогической деятельности при работе со

студентами

Formation of motivation in the framework of pedagogical activity when working with

students

Щеглова Алина Алексеевна

Студент 2 курса Факультет Институт теплоэнергетики ФГБОУ ВО Казанский Государственный Энергетический университет

Россия, Казань e-mail: alinochkadon13@gmail.com

Shcheglova Alina Alekseevna

Student 2 term

Faculty of Institute of Thermal Power Engineering FSBEI HE Kazan State Power Engineering University

Russia, Kazan e-mail: alinochkadon13@gmail.com

Гладышева Юлия Александровна

Студент 2 курса Факультет Институт теплоэнергетики ФГБОУ ВО Казанский Государственный Энергетический университет

Россия, Казань

Gladysheva Yulia Alexandrovna

Student 2 term

Faculty of Institute of Thermal Power Engineering FSBEI HE Kazan State Power Engineering University

Russia, Kazan

Научный руководитель Галиуллина Диляра Тимерзянова

Преподаватель кафедры физического воспитания Казанского Государственного Энергетического

Университета

ФГБОУ ВО Казанский Государственный Энергетический университет

Россия, Казань

Scientific adviser Galiullina Dilyara Timerzyanova Lecturer at the Department of Physical Education Kazan State Energy University

FSBEI HE Kazan State Power Engineering University

Russia, Kazan

Аннотация.

Мотивация является одним из важнейших факторов при обучении студентов элективной дисциплине «Физическая культура и спорт». В статье рассмотрены основные цели для улучшения заинтересованности учащихся на занятиях. Анализ литературы и практическая часть в виде проведения опроса наглядно показали источники формирования мотивации, а также расширили вектор возможного решения поставленной проблемы.

Annotation.

Motivation is one of the most important factors in teaching students the elective discipline "Physical Culture and Sports". The article discusses the main goals for improving the interest of students in the classroom. The analysis of literary sources and the practical part in the form of a survey clearly showed the sources of motivation, and also expanded the vector of a possible solution to the problem.

Ключевые слова: мотивация, студент, физическая культура, результат, цель.

Key words: motivation, student, physical culture, result, goal.

Формирование определенных педагогических условий для мотивирования студентов к улучшению собственного здоровья является необходимостью, поскольку несет в себе ознакомительный и эпизодический характер. Обучение в высшем учебном заведении, безусловно, представляет собой введение в основы преподаваемой дисциплины, поскольку обучающемуся при определенной степени заинтересованности в получении положительного результата необходимо самостоятельно углубляться в обобщенный массив информации.

Создание мотивационной составляющей для студентов необходимо в первую очередь для самостоятельного изучения и применения полученных знаний на практике с целью укрепления организма и повышения общей физической подготовки [1,265].

Исследователи отмечают, что важнейшим требованием педагогической деятельности в сфере мотивации следует назвать необходимость формирования у обучающихся сознательности и активности. А что такое сознательность? Сознательность - это черта характера, наделяющая человека способностью принимать решения, отдавать отчет своим поступкам, как правильно поступить в той или иной ситуации. Сознательность является внутренним цензором действий человека, она основана на самоанализе и самоконтроле. Человек с высокой сознательностью поступает в соответствии с высшими требованиями морали и нравственности. Сознательность, как правило, регулирует и контролирует всю деятельность человека. Под сознательностью понимается способность людей грамотно и эффективно разбираться в ситуациях, требующих выявления объективных причин и закономерностей, а также понимания последних. Кроме того, сознательность требует осуществления действий и поступков, соответствующих обозначенным закономерностям. В свою очередь, под активностью понимается измеримая величина деятельности людей, направленной на то, чтобы быть включенными в процесс учебы или работы. Если обращаться к педагогической практике, то активность здесь следует рассматривать в прямой взаимосвязи с предпосылками и условиями освоения навыков, усвоения знаний. Помимо этого, активность также связана и с результатом тех умений, которые вырабатываются в процессе учебы и преподавания [2,8].

В контексте рассматриваемой проблемы особое внимание исследователи рекомендуют обращать на так называемые психологические теории деятельности, авторами которых являются такие знаменитые ученые как Сергей Рубинштейн, Лев Выготский, Алексей Леонтьев. В данных теориях активность изучается в роли психологического фактора, который зависит от сознания индивида. Вероятно, что благодаря трудам перечисленных исследователей требование от обучающихся как сознательности, так и активности, является основным на пути педагогического формирования мотивации. Активность требует определенного уровня развития сознательности и представляет для современного человека высшую ступень по отношению к деятельности, основанной на потребностях людей [3,49].

Сами потребности обучающихся также играют немаловажную роль, поскольку именно в личностных желаниях их реализации и формируется активность, а, следовательно, и сама мотивация.Важнейшими формами проявления активности исследователи называют упомянутые ранее действия, поступки, а также деятельность как таковую. Таким образом, сами по себе мотивационные действия имеют под собой непростую структурную основу, наличие которой важно учитывать в педагогической практике [4,252].

Иерархические основы мотивов являются фоном активности студентов. При этом данные иерархии для каждого индивидуума весьма различны, но могут быть определены педагогом с помощью общеизвестных подходов исследования психологических фонов активности современного человека [5,308].

Вопросы, связанные с мотивацией в психологической науке можно сегодня назвать ключевыми. Философско-методологические аспекты значения мотивации не только молодежи, но и взрослого поколения

связаны в психологии с помощью условий возникновения определенных детерминаций и движущих сил в поведенческой сфере людей. Такими условиями и силами могут быть как простые вопросы целесообразности выполнения той или иной деятельности, так и сложные созидательно-смысловые аспекты. Общие проблемы мотивационных детерминантов, включая сферу физического развития обучающихся в высшей школе, изучаются в настоящее время психологами и философами со всего мира, и относятся к так называемой комплексной проблеме человека. С точки зрения практической пользы, исследование и решение вопросов возникновения, формирования и угасания мотивационных действий людей в последнее десятилетие открыло возможность создания научных основ, направленных на определение наиболее действенных и эффективных средств, форм и методов мотивационного воспитания молодежи в целом [6,8].

При более узконаправленном рассмотрении мотивационных аспектов студентов высшей школы в сфере физической культуры существенное влияние на современную педагогику оказали работы Дмитрия Кикнадзе и Алексея Леонтьева. Первый определил мотивацию как некоторое идеальное действие построения мотивов, а второй представил ее в виде совокупности мотивов, потребностей, эмоций, оценок окружающих, представление индивидуума о себе, а также ряда мировоззренческих взглядов на жизнь, в том числе и на учебный процесс в вузе [2,8].

Несмотря на вышеперечисленные достижения педагогики, психологии и философии, сегодня в сфере учебной мотивации студентов все еще существуют неразрешенные вопросы. Так, в ближайшем будущем ученым необходимо изучить проблему эффективности и обоснованности дифференциации потока мотивационной активности на отдельные философско-методологические единицы и элементы, выдвинутую в прошлом веке немецким исследователем психологии мотивации Хайнцем Хекхаузеном [7,809].

С учетом вышеобозначенного положения дел, в основу настоящего исследования входит рассмотрение следующих принципов педагогической деятельности:

- влияние гуманизма на студента, как личность, представляющую наивысшую ценность, со специфическими особенностями возрастных ограничений и потребностей;

- целенаправленность, как психофизическая характеристика основной массы студентов;

- индивидуализация модели обучения под особенности развития каждого обучающегося и предоставление возможности самореализации.

Мотивация состоит из возникновения потребностей, нахождения решения по удовлетворению поставленной цели, осуществление каких-либо действий по реализации возникающих задач, а также получения вознаграждения за любой исход событий. Источниками мотивации могут быть внутренние процессы, инструментальная составляющая студента, внешняя и внутренняя концепция самосознания и интернализация цели. Внутренние процессы характеризуют желание получения удовольствия от различных процессов деятельности. Инструментальная мотивация является желанием получения удовольствия от материальных вознаграждений. Внешние и внутренние концепции характеризуются объект- и субъективизации ценностей человека. Интернализация цели является желанием достигать поставленные задачи путем интернализованных ценностей [1,271; 8,108].

На базе Федерального Государственного Бюджетного Общеобразовательного Учреждения Высшего Образования «Казанский Государственный Энергетический Университет» (ФГБОУ ВО «КГЭУ») был проведен опрос Джона Барбуто и Ричарда Сколла на наличие мотивации и определение их источника у студентов. В состав опросника входил список из тридцати вопросов с разнообразной вариативностью ответов. Оценивание шло по семибалльной шкале, а в состав некоторых вопросов была введена анонимность. По полученным данным в состав

нашего исследования вошел график, показывающий популярные источники мотивации у 42 респондентов (рис.1).

Рисунок 1. Результаты опроса студентов на тему основных источников возникновения мотивации

Таким образом, наиболее частым источником мотивации у студентов является инструментальная мотивация, характеризующаяся в получении положительной оценки по окончанию ведения дисциплины.

Психологические факторы возникновения различных раздражителей могут существенно снизить продвижение студента на различных этапах возникновения и поддержки мотивационной составляющей. Нестабильные физические нагрузки, возникновение различных болевых ощущений и неправильное выполнение упражнений являются стрессовыми воздействиями. Психологические установки, направленные на положительный результат, могут помочь улучшить заинтересованность обучающихся. В их число входят эмоциональные, мотивационные установки, самоанализ и внушение с формированием определенной цели [9,323].

Задачи рассматриваемой дисциплины имеют разделение на две категории: оптимизация физической составляющей студента и выполнение учебных упражнений. В основном, занятия проходят по профессионально-прикладному материалу с учетом дальнейшего профессионального профиля обучающегося.

При качественном осуществлении процесса обучения, студент способен наращивать нагрузку, регулярно занимаясь своей физической подготовкой вне учебного заведения. Для подобных учащихся существуют внутри вузовские спортивные секции, в которых этапы мотивации реализованы в виде подготовки к соревнованиям и непосредственного участия в них. Ярко выраженная индивидуализация подхода к обучению способствует получению наивысших результатов в определенный период времени физической подготовки студента.

Элективная дисциплина «Физическая культура и спорт» в Федеральном Государственном Бюджетном Общеобразовательном Учреждении Высшего Образования «Казанский Государственный Энергетический Университет» (ФГБОУ ВО «КГЭУ») включает в себя занятия, направленные на удовлетворение потребности общества в физической подготовке людей для работы в дальнейших профильных организациях и предприятиях. Улучшение здоровья и творческого долголетия являются следствием из основной постановки задач данного исследования. Дело в том, что с развитием современных технологий увеличивается число факторов, оказывающих негативное воздействие на физическую подготовку студентов. Педагогические методы по реализации мотивационной составляющей учащихся помогут расширить знания будущего поколения страны, привить навыки самосознания и дисциплины для дальнейшего укрепления социально-демографического фонда.

Список используемой литературы:

1. Кулагина И.Ю. Педагогическая психология: учебное пособие для вузов. М.:Академический Проект, 2020. 471 с.

2. Алеева Ю.В., Попова Н.В. Педагогические условия формирования мотивации студентов к занятию физической культурой // Мир науки, культуры, образования. - 2015. - №. 2 (51). - С. 7-10.

3. Иванников В.А. Анализ мотивации с позиций теории деятельности // Национальный психологический журнал. - 2014. - № 1 (13). - С. 47-54.

4. Пьянзина Н.Н., Эриванова С.А. Формирование потребности в двигательной активности у студентов // Актуальные проблемы физической культуры и спорта в современных социально-экономических условиях. -2019. - С. 250-254.

5. Немешкин Н.И., Семушина Т.Н., Фролова А.С. Влияние физической активности на эмоциональный фон в учебное и сессионное время // Социально-педагогические вопросы образования и воспитания. - 2022. - С. 307-309.

6. Ендовицкий Д.А., Бубнов Ю.А., Гайдар К.М. Актуальные проблемы воспитания молодежи в современной России // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. - 2017. - № 2. - С. 5-11.

7. Мустафаевой Ф.Р. Психологические особенности учебной мотивации студентов // Форум молодых ученых. - 2018. - № 6-2. - С. 808-810.

8. Воспитательное пространство школа-вуз как условие жизненного самоопределения субъектов образовательного процесса : монография / И.В. Плаксина [и др.]; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. Владимир : Изд-во ВлГУ, 2015. 274 с.

9. Шарипов Ф.В. Психология и педагогика творчества и обучение исследовательской деятельности: педагогическая инноватика. М.: Логос, 2017. 584 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.