Научная статья на тему 'Профессиональная мотивация студентов технических специальностей (на материалах социологического исследования в Республике Казахстан и Республике Татарстан)'

Профессиональная мотивация студентов технических специальностей (на материалах социологического исследования в Республике Казахстан и Республике Татарстан) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
131
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТУДЕНЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хайруллина Юлдуз Ракибовна, Хизбуллина Радмила Радиковна

В работе рассматриваются особенности профессиональной мотивации студентов технических специальностей вузов, их социально-профессиональные ориентации и ожидания. Приведены результаты социологического исследования, проведенного среди студентов технических специальностей в Республике Татарстан на базе Казанского государственного энергетического университета, прошедших производственную практику на предприятиях энергетической отрасли Казани и студентов технического профиля в Республике Казахстан (на базе Кызылординского государственного университета им. Коркыт-Ата) на предмет определения заинтересованности молодых людей к учебе в вузе, мотивов выбора профессии, социально-профессиональных ожиданий, интереса к учебе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хайруллина Юлдуз Ракибовна, Хизбуллина Радмила Радиковна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional Motivation of Students of Technical Specialties (on Materials of a Sociological Research in the Republic of Kazakhstan and the Republic of Tatarstan)

The article features of professional motivation of students of technical specialties of higher education institutions, their social vocational guidances and expectations are considered. Results of the sociological research conducted among students of technical specialties in the Republic of Tatarstan on the basis of Kazan State Power Engineering University which have passed a work practice at the enterprises of power branch of Kazan and students of a technical profile in the Republic of Kazakhstan (on the basis of the Kyzylorda State University of Korkyt-Ata) regarding definition of interest of young people are given to study in higher education institution, motives of choice of profession, social-professional expectations, an interest to study.

Текст научной работы на тему «Профессиональная мотивация студентов технических специальностей (на материалах социологического исследования в Республике Казахстан и Республике Татарстан)»

УДК 316

Профессиональная мотивация студентов технических специальностей (на материалах социологического исследования в Республике Казахстан и Республике Татарстан)

Хайруллина Ю.Р.

Доктор социологических наук, профессор кафедры общей и этнической социологии Казанского (Приволжского) федерального университета, главный научный сотрудник Центра перспективных экономических исследований Академии наук Республики Татарстан

Хизбуллина Р.Р.

Кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии, политологии и права Казанского государственного энергетического университета

В работе рассматриваются особенности профессиональной мотивации студентов технических специальностей вузов, их социально-профессиональные ориентации и ожидания. Приведены результаты социологического исследования, проведенного среди студентов технических специальностей в Республике Татарстан на базе Казанского государственного энергетического университета, прошедших производственную практику на предприятиях энергетической отрасли Казани, и студентов технического профиля в Республике Казахстан (на базе Кызылординского государственного университета им. Коркыт-Ата) на предмет определения заинтересованности молодых людей к учебе в вузе, мотивов выбора профессии, социально-профессиональных ожиданий, интереса к учебе.

Ключевые слова: мотивация, социологическое исследование, техническое образование, студенчество.

В современном мире система образования рассматривается не только как инструмент обучения и является не просто интеллектуальным институтом. Она обеспечивает увеличение человеческого капитала и его эффективное использование самой личностью и обществом. При этом специалист должен уметь сочетать развитие своих личностных знаний, общей культуры с высокой специальной компетентностью и профессионализмом. Поэтому современное качественное образование должно обеспечить и владение профессией, и зрелость личности, способной к социальной адаптации в постоянно меняющемся информационном пространстве. Одним из центральных социально-психологических обра-196

зований в структуре личности является профессиональная мотивация [1]. Потребность в инженерах с развитой профессиональной мотивацией в современных социально-экономических условиях очень высока. На данном этапе подготовка инженеров в технических вузах постсоветского пространства не полностью отвечает этим требованиям.

Формирование у личности общей потребности в получении технического образования происходит под воздействием внешней необходимости определить сферу труда, обеспечивающего желаемые условия самореализации и самоутверждения. В процессе ее осознания возникает внутренняя необходимость в реализации выявленных склонно-

стей к работе с определенным типом технических устройств. Появляется потребность в приобретении совокупности специальных знаний и умений, позволяющих раскрыть способности к проектированию, конструированию, технологическому обеспечению производства определенных механизмов, квалифицированному их использованию [2].

С целью анализа особенностей профессиональной мотивации студентов технических специальностей вузов, их социально-профессиональные ориентации и ожидания были проведены социологические исследования методом анкетирования, эмпирическую базу которых составили: результаты авторских социологических исследований студентов технических специальностей в Республике Татарстан в 2009-2010 гг. (на базе Казанского государственного энергетического университета (КГЭУ) (п = 804 чел.), прошедших производственную практику на предприятиях энергетической отрасли Казани; ошибка выборки составила 5 %) [3] и в Республике Казахстан (на базе Кызылординско-го государственного университета им. Коркыт-Ата, прошедших практику в 2018 г. (выборка 400 чел.)). Данные представленных исследований позволяют в сравнительной динамике проанализировать особенности становления потребностей молодежи в техническом образовании. Также сопоставимы факторы, приведенные в исследованиях, детерминирущие формирование потребностей молодежи в высшем техническом образовании, которое соответствует интересам современного общества в подготовке технических специалистов.

Анализируя полученные данные опроса на предмет определения заинтересованности молодых людей к учебе в вузе (Кызылординском государственном университете им. Коркыт-Ата), было установлено, что треть респондентов (31 %) заинтересованы и включены в студенческую жизнь, 26 % ориентируются на повышение уровня образования, из них 16 % респондентов учебу в университете связывают с самосовершенствованием, для 12 % это ступень для профессионального роста, для 11 % это возможность карьерного роста. Согласно результатам опроса, всего 2 % отметили, что учебу в университете считают способом избежать службы в армии.

На вопрос «Какой уровень образования Вы считаете необходимым в жизни?» четверть опрошенных назвали магистратуру (25 %), 23 % - бакалавриат, 21 % респондентов ответили, что хватает и полного среднего образования (11 классов), 12 % респондентов считают, что необходимы два высших образования, 5 % назвали научную степень. В ходе исследования выявлено, что большинство опрошенных студентов впервые задумались о выборе профессии во время учебы в старших классах средней школы (10-11 класс), четверть (25 %) - во время учебы в 9 классе, 7 % ответили, что о выбо-

ре профессии задумались уже в 6-7 классах и стали готовиться к поступлению, 6 % ответили, что о профессии задумались с детства, и 12 % до сих пор сомневаются в профессии, в которой хотели бы реализоваться.

При определении причин выбора технической специальности четверть опрошенных (25 %) руководствовались в-первую очередь возможностью получать высокие доходы и соответствием будущей профессии своим потребностям и умениям, 14 % отметили, что выбранная профессия поможет им реализовать свой потенциал. По мнению 12 % опрошенных студентов, профессия в будущем может помочь занять высокий пост, 9 % считают, что могут прославиться в выбранной области. По результатам опроса на профессиональный выбор респондентов повлияли семейные (династия) традиции (7 %), 2 % указали на собственное понимание выбираемой профессии, 10 % затруднились с ответом. Треть опрошенных студентов (34 %) в качестве приоритета своей профессии отметили возможность карьерного роста, 20 % - интерес к работе, 11 % отметили величину заработной платы и 6 % пользу приносимую обществу, 23 % не смогли точно сформулировать в чем заключается приоритет получаемой ими специальности относительно прочих. Интересно отметить, что фактор дохода и семейные традиции коррелируют с мотивацией респондентов - студентов, получающих образование в рамках получения специальностей энергетической отрасли. Так, треть опрошенных студентов, обучающихся по техническим профилям в КГЭУ (27 %) мотивированы на получение знаний с целью реализации потенциала, соответствие получаемых знаний своим потребностям. Согласно анализу ответов респондентов КГЭУ производственная практика на предприятиях энергетической отрасли позволяет осуществить закрепление теоретических знаний, полученных в результате обучения в вузе, наглядно усвоить материал, а также приобрести практические навыки. Это объясняется тем, что производственная практика дает возможность в реальном времени понять особенности и сущность производственного процесса, продолжить династию энергетиков. В процессе обучения отношение к специальности может меняться, происходит трансформация ценностей и приоритетов. На вопрос об изменении отношения к выбранной профессии за время обучения в университете 64 % опрошенных студентов отметили, что оно изменилось в лучшую сторону, поскольку возникло полное понимание связи дисциплин с профессией (27 % опрошенных в КГЭУ) после прохождения производственной практики. Студенты Кызылординского государственного университета им. Коркыт-Ата так же указали, что практика по специальности и общепрофессиональная подготовка являются главным при подготовке специалиста

(23 %), квалификация преподавателей, их умение работать со студентами, организация учебного процесса (27 %).

Согласно опроса большинство студентов в обоих изучаемых субъектах (41 %) (Кызылординско-го государственного университета им. Коркыт-Ата и ФГБОУ ВПО «КГЭУ) отметили, что при поиске информации о получаемой ныне специальности руководствовались в первую очередь интересом к профессии, во-вторых (30 %), ее востребованностью (необходимостью) на рынке труда. Востребованность инженерной специальности среди молодёжи и ее социальную значимость сходным образом отмечают студенты в опрошенных вузах Республики Казахстан и Республики Татарстан (69 % утвердительных ответов).

Данные опроса студентов относительно жизненной траектории после окончания университета следующие: 45 % планируют работать по специальности, 21 % планирует совмещать работу с дальнейшей учебой, 18 % планируют продолжить учебу, 5 % собираются поступить на службу в армию, 11 % затруднились с ответом.

Таким образом, в последние годы восстанавливается интерес и престиж специалистов технических специальностей, связанных с реальным производством, в то же время гарантирующих стабильную занятость, материальную обеспеченность, многие при этом реализуют семейные традиции, социальный и профессиональный опыт поколений.

Специфика профессиональной мотивации рассматривается как побуждение к профессиональной активности в сфере профессиональной деятельности и включает в себя несколько связанных мотивов: стремление к профессиональному признанию и самообразованию, к накоплению и передаче знаний, к самоуважению, к получению высокого профессионального статуса, желание сделать карьеру. Кроме того, поддержка профессиональной ориентации, анализ мотивации и анализ студентами факторов ориентации на будущую профессию способствует социализации подрастающего поколения, приобщению к профессии, расширению профессиональных навыков и знаний, достижению определенного социального статуса и общему развитию личности [1].

Анализ профессиональной мотивации студентов в процессе подготовки инженерных кадров в университете показал, что учебная деятельность студентов полимотивирована, в ее основе лежат социально-профессиональные и познавательные мотивы, мотивы материального поощрения, утилитарные мотивы и мотивы достижения. Дальнейшее изучение профессионального самоопределения студентов требует применения специальных обоснованных методов диагностики и развития.

Можно отметить, что существует общность в формировании мотивационного профиля студентов 198

Социология

технических специальностей в Республике Казахстан и Республике Татарстан, промышленно развитых регионов постсоветского пространства, демонстрирующих экономический рост. Наблюдается повышение интереса к технической подготовке, что может обеспечить стабильный социальный статус и экономическое благополучие специалиста и региона в целом.

Литература:

1. Романова Е.В. Особенности формирования профессиональной мотивации у студентов старших курсов педагогического вуза // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - 2008. - Т. 14. - № 1. - С. 280-283.

2. Артем О.Я. Формирование и реализация потребностей учащейся молодежи в техническом образовании в современных условиях. - URL: http:// elar.urfu.ru/bitstream/10995/58103/1/urfu1812.pdf (дата обращения 12.08.2018)

3. Хайруллина Ю.Р., Хизбуллина Р.Р. Социологические исследования по организации производственной практики при подготовке молодых специалистов в энергоотрасли // Вестник Казанского государственного энергетического университета. - 2011. - № 1 (8). - С. 76-81.

4. Хайруллина Ю.Р., Габдуллина Э.Н. Непрерывное образование в энергетической отрасли: мнения и оценки (на материале конкретно социологического исследования) // Вестник Казанского государственного энергетического университета. - 2013. - № 1 (16). - С. 103-113.

5. Ахметова Я.М., Мухаметзянова Л.К., Хизбуллина Р.Р. Отношение к образованию у студенческой молодежи (на материалах социологического исследования в Республике Татарстан) // Казанский педагогический журнал. - 2016. - № 1 (114). -С. 209-215.

Professional Motivation of Students of Technical Specialties

(on Materials of a Sociological Research in the Republic of Kazakhstan and the Republic of Tatarstan)

Yu.R. Khairullina Kazan (Volga Region) Federal University

R.R. Khizbullina Kazan State Power Engineering University

The article features of professional motivation of students of technical specialties of higher education institutions, their social vocational guidances and expectations are considered. Results of the sociological research conducted among students of technical specialties in the Republic of Tatarstan on the basis of Kazan State Power Engineering University which have passed a work practice at the enterprises of power branch of Kazan and students of a technical profile in the Republic of Kazakhstan (on the basis of the Kyzylorda State University of Korkyt-Ata) regarding definition of interest of young people are given to study in higher education institution, motives of choice ofprofession, social-professional expectations, an interest to study.

Key words: motivation, sociological research, technical education, students.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.