УДК 316
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ
В ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Р.Р. Хизбуллина
Аннотация. В представленной статье профессиональная подготовка молодых специалистов для энергетической отрасли в Республике Татарстан и их социализация рассматривается с точки зрения вхождения в русло профессиональной деятельности. Отмечена основополагающая функция практико -ориентированного обучения, направленная на формирование у молодого специалиста профессиональных установок, норм, представлений и правил профессиональных поведенческих стратегий. Выявлены факторы, детерминирующие практико-ориентированное поведение молодых специалистов на предприятиях энергоотрасли, определены направления совершенствования системы профессионального обучения энергетиков в рамках интеграции с энергетическими предприятиями.
Ключевые слова: молодой специалист, энергетическая отрасль, производственная практика,
профессиональная адаптация, социализация.
TARGETING PRACTICE EDUCATION OF EXPERTS IN
POWER BRANCH OF THE REPUBLIC OF TATARSTAN
R. Khizbullina
Abstract. In the presented article professional training of young specialists for power branch in the Republic of Tatarstan and their vocational training is considered from the point of view of entry into the course of professional activity. The fundamental function of the targeting practice education directed on formation at the young specialist of professional installations, norms, representations and rules of professional strategy is noted. The factors determining the targeting practice behavior of young specialists at the enterprises of power branch are revealed, the directions of improvement of system of a vocational education of power engineering specialists within integration with the power enterprises are defined.
Keywords: young specialist, power branch, work practice, professional adaptation, socialization.
Происходящие в современном социуме процессы функциональной трансформации системы профессионального образования побуждают субъектов, обеспечивающих качественную подготовку специалистов к созданию таких условий образовательного процесса, которые способствуют более эффективному использованию ее ресурсного потенциала - молодых специалистов-выпускников вузов. На сегодняшний день особую актуальность приобретает
эффективность профессиональной подготовки специалистов для энергопроизводственных сфер.
Важной частью практической подготовки в новых условиях образовательной среды является организация практики. Так, производственное обучение, проводимое в период практики, оценивается интегрально, в том числе ресурсом времени практики, который варьируется в диапазоне от 10% до 15% всего учебного времени за год и регламентируется учебным планом
специальности [1, с. 4].
С целью выявления роли в подготовке молодых специалистов и факторов,
детерминирующих желание студентов, обучающихся по специальностям
энергетического профиля, проходить производственную практику, было проведено авторское социологическое исследование. Выборочную совокупность составили студенты старших курсов КГЭУ (n=804).
В результате исследования было выявлено, что особенность производственной практики как элемента практико-ориентированного обучения детерминируют объективные и субъективные факторы производственной среды энергопредприятий. Так, например объективные факторы определены условиями, в которых студенты проходили практику на энергопредприятиях; далее,
заинтересованностью деятельностью
практикантов руководителями практики от производства.
Факторы труда в результате практикоориентированного обучения в ходе прохождения производственной практики оценены респондентами следующим образом:
1. соблюдением всех необходимых санитарных условий (53%);
2. наличием минимально необходимого
455
оборудования (54%).
Низко на производстве была оценена возможность использования
высокотехнологичного оборудования рабочего места (39%), хотя 69% респондентов (практикантов) указывают на первостепенную важность его наличия в условиях прохождения практико-ориентированного обучения. Стоит обратить внимание на полученную в результате опроса низкую оценку уровня использования высокотехнологичного
оборудования, поскольку работа с современным инновационным оборудованием является важной квалификационной компонентой в системе приращения профессиональных навыков специалистов-энергетиков Республики Татарстан.
Субъективные факторы сформированы величиной отведенной часовой нагрузкой для производственной практики в учебном процессе. Здесь же важно выявить адаптационную компоненту в системе реализации производственной практики. Как элемент практико-ориентированного обучения в энергоотрасли она заключается в том, что ориентирует молодого специалиста на усвоение профессиональных норм и установок профессии. Соответственно, чем ниже заинтересованность студента-практиканта и его руководителя от предприятия в организации практического целевого обучения, уровня приращения качественных профессиональных знаний, тем меньше результирующая компетентность специалиста в рамках реальных производственных условий [6, с. 54 - 55].
Однако, говоря об образовательной сфере, невозможно ограничиться разовыми прогностическими выводами. В данной связи возникает вопрос о будущем молодых специалистов-энергетиков, так как изменения, вносимые в новый государственный стандарт по подготовке специалистов технических специальностей, рассчитываются с учетом требований сегодняшнего дня и на долгосрочную перспективу.
Так, например, один год практикоориентированного обучения дает такой же экономический эффект, как 2,6 года производительного труда; а повышение уровня квалификации специалистов приводит к неизбежному росту производительности труда, который, в свою очередь, обеспечивает увеличение национального дохода на 30% [2].
Известно, что система подготовки квалифицированных специалистов,
предусматривающая органическую связь
теоретического обучения с практическими занятиями по специальности, была разработана в Московском техническом училище (ныне МГТУ им. Н.Э. Баумана) еще в 60 - 70-е гг. XIX в. Эта система, получившая название «русская школа практического обучения», была впоследствии принята ведущими техническими учебными заведениями США и стран Западной Европы [3, с. 107 - 109].
Однако отраслевой принцип
профессиональной подготовки специалистов, который действовал ранее, вступил в существенное противоречие с современным рыночным механизмом, который отражает различные запросы инновационной
формирующейся региональной
инфраструктуры.
В настоящее время авторское видение проблемы заключается в необходимости укрепления материальной и информационной базы в интегрированной работе профильных высших образовательных учреждений и энергопредприятий Республики Татарстан. Необходимо разработать комплекс мер, направленных на решение актуальных задач в развитии системы высшего
профессионального образования [4], тем более, что сегодня возросли полномочия региональных образовательных систем, самостоятельность учебных заведений, что позволяет выдвинуть в качестве актуальной научной и педагогической проблемы необходимость определения факторов и моделей формирования инновационной и адекватной современным условиям
инновационной модели профессионального образования специалистов в регионе [5].
Таким образом, в соответствии с реализацией принципа кластеризации в сфере энергетической отрасли Республики Татарстан целесообразна реализация модели «Социальнообразовательное развитие энергетического кластера», в рамках которого следует оптимизировать модель интеграции среднего профессионального и высшего
профессионального образования в
соответствии с задачами производства, по средствам:
1. интеграции возможностей
материально-технической базы предприятий в учебный процесс образовательных
учреждений высшего профессионального образования (симуляторы, тренажеры, учебные образцы);
2. увеличения доли участия заказчиков кадров (работодателей) в повышении качества
456
высшего профессионального образования;
3. внедрения в образовательные стандарты подготовки специалистов для энергоотрасли дополнительные часы согласно квалификационным требованиям инженерных профессий.
В условиях трансформации системы образования, приведение ее в соответствие к
Литература:
1. Богданов В.В. Производственная практика:
методические указания для студентов, обучающихся по специальности 15100165 - «Технология
машиностроения. - Ульяновск: УлГТУ, 2008. - С. 4.
2. Концепция опережающего НПО Ярославской области. URL: http://www.depedu.yar.ru
3. Орлов А.И. Солидарная информационная экономика // Стратегическое планирование и развитие предприятий. - М.: ЦЭМИ РАН, 2013. - С. 107-109.
4. Розов В.Н. Формирование инновационной модели начального профессионального образования в регионе. - Москва. - 2002. - 235 c.
5. Учебная практика: методические указания / Ю.В. Псигин, С.И. Рзанов. - Ульяновск: УлГТУ, 2007. - 21 с.
6. Хайруллина Ю.Р., Хизбуллина Р.Р. Молодой
специалист: особенности социально-
профессиональной адаптации. - КГЭУ, 2014. - С. 5455.
единым европейским стандартам, высшая школа должна быть ориентирована на максимальное увеличение компетенций и практических навыков для качественной практикоориентированной подготовки специалистов-энергетиков в Республике Татарстан уже к уровню бакалавриата.
References:
1. Bogdanov V.V. Proizvodstvennaja praktika:
metodicheskie ukazanija dlja studentov, obuchajushhihsja po special'nosti 15100165 - «Tehnologija
mashinostroenija. - Uljanovsk: UlGTU, 2008. - S. 4.
2. Koncepcija operezhajushhego NPO Jaroslavskoj oblasti. URL: http://www.depedu.yar.ru
3. Orlov A.I. Solidarnaja informacionnaja jekonomika // Strategicheskoe planirovanie i razvitie predprijatij. - M.: CJeMI RAN, 2013. - S. 107-109.
4. Rozov V.N. Formirovanie innovacionnoj modeli nachal'nogo professional'nogo obrazovanija v regione. -Moskva. - 2002. - 235 c.
5. Uchebnaja praktika: metodicheskie ukazanija / Ju.V. Psigin, S.I. Rzanov. - Uljanovsk: UlGTU, 2007. -21 s.
6. Hajrullina Ju.R., Hizbullina R.R. Molodoj
specialist: osobennosti social'no-professional'noj
adaptacii. - KGJeU, 2014. - S. 54-55.
Сведения об авторе:
Хизбуллина Радмила Радиковна (г. Казань, Россия), кандидат социологических наук, доцент кафедры «Социология, политология, право» ФБГОУ ВПО «Казанский государственный энергетический университет», e-mail: [email protected]
Data about the author:
R. Khizbullina (Kazan, Russia), candidate of sociological sciences, assistant professor at Department Of Sociology, Political Science and Law, Kazan State Power Engineering University, e-mail: [email protected]
457