Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ МОТИВАЦИИ КАРЬЕРНОГО РОСТА У БАКАЛАВРОВ'

ИЗУЧЕНИЕ МОТИВАЦИИ КАРЬЕРНОГО РОСТА У БАКАЛАВРОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
51
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мотивация / карьерная компетентность / карьерный рост / психологические условия / интерактивные методы обучения / обучающиеся. / motivation / career competence / career growth / psychological conditions / interactive teaching methods / learning.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гунина Елена Васильевна, Герасимова Виктория Юрьевна

В данной статье рассматривается вопрос формирования мотивации карьерного роста у студентов 3 курса ФГБОУ ВО «ЧГПУ им. И.Я. Яковлева». Проведенный анализ теоретических источников показал важность владения руководителем мотивации персонала к карьерному росту. Выявлены основные причины, мотивирующие к карьерной ориентации: стабильность места жительства и работы, умение работать в команде, стремление создавать новое и творческое отношение к делу. Развитие факторов «профессиональная компетентность» и «предприимчивость» во многом определяется внедрением в учебный процесс инновационных методов обучения и проектной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDYING THE MOTIVATION OF CAREER GROWTH IN BACHELORS

This article discusses the issue of the formation of motivation for career growth in students of the 3rd year of the FSBU "CHPU I.Y. Yakovlev." The analysis of theoretical sources showed the importance of the manager's ownership of the motivation of the staff to career growth. The main reasons for career orientation have been identified: stability of residence and work, ability to work in a team, desire to create a new and creative attitude to business.

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ МОТИВАЦИИ КАРЬЕРНОГО РОСТА У БАКАЛАВРОВ»

УДК 159.9.07

Гунина Елена Васильевна Gunina Elena Vasilyevna

к. псих. н., доцент кафедры гуманитарных дисциплин ФГБОУ ВО «ЧГПУ им. И. Я. Яковлева»

Россия, Чебоксары Ph.D., Assistant Professor of the Department of Humanities FSBEI HE «I.Yakovlev ChSPU» Russia, Cheboksary Герасимова Виктория Юрьевна, Gerasimova Viktoria Yurievna, магистрант 1 курса ФГБОУ ВО «ЧГПУ им. И. Я.Яковлева» Россия, Чебоксары 1st year graduate student FSBEI HE «I.Yakovlev ChSPU» Russia, Cheboksary

ИЗУЧЕНИЕ МОТИВАЦИИ КАРЬЕРНОГО РОСТА У

БАКАЛАВРОВ

STUDYING THE MOTIVATION OF CAREER GROWTH IN

BACHELORS

Аннотация. В данной статье рассматривается вопрос формирования мотивации карьерного роста у студентов 3 курса ФГБОУ ВО «ЧГПУ им. И.Я. Яковлева». Проведенный анализ теоретических источников показал важность владения руководителем мотивации персонала к карьерному росту. Выявлены основные причины, мотивирующие к карьерной ориентации. стабильность места жительства и работы, умение работать в команде, стремление создавать новое и творческое отношение к делу. Развитие факторов «профессиональная компетентность» и «предприимчивость» во многом определяется внедрением в учебный процесс инновационных методов обучения и проектной деятельности.

Ключевые слова. мотивация, карьерная компетентность, карьерный рост, психологические условия, интерактивные методы обучения, обучающиеся.

Annotation: This article discusses the issue of the formation of motivation for career growth in students of the 3rd year of the FSBU "CHPU I.Y. Yakovlev." The

X Международная научно-практическая конференция analysis of theoretical sources showed the importance of the manager's ownership of the motivation of the staff to career growth. The main reasons for career orientation have been identified: stability of residence and work, ability to work in a team, desire to create a new and creative attitude to business.

Keywords: motivation, career competence, career growth, psychological conditions, interactive teaching methods, learning.

Успешный руководитель должен выполнять ряд функций:

Стратегическая;

Экспертно-инновационная;

Административная - целый ряд подфункций:

Контрольная-организационная (распределение полномочий, задач, ресурсов, инструктирование и др.);

Направляющая (координация работы исполнителей);

Кадровая (подбор, расстановка, развитие персонала);

Стимулирующая (убеждение и вдохновение работников, их поощрение и наказание).

Коммуникационная;

Социальная.

Одной из значимых является мотивация персонала к карьерному росту. Именно руководитель активизирует работника улучшать свой уровень профессионализма, что безусловно, сказывается на эффективности выполняемых трудовых операций. К сожалению, в последние годы основным стимулом у персонала является денежная мотивация.

Изучению мотивации посвящены работы: В.Г. Асеева, И.А. Васильева, В.К. Вилюнаса, Е.П. Ильина, Л.П. Кичатинова, В.И. Ковалёва, А.Н. Леонтьева, С.Г. Москвичёва, П.В. Симонова; и иностранных деятелей науки: X. Хекхаузена, Д.В. Аткинсона, Д. Халла, А. Маслоу [2,5,6].

Несмотря на то, что вопрос мотивации персонала к карьерному росту рассматривается не только в психологии, но и в смежных отраслях, он изучен недостаточно. Данной проблеме посвящены работы В.С. Агеева, В.К. Вилюнаса, Е.П. Ильина, Е.А. Климова, Н.В. Кетько, Т.В. Кудрявцева, Н.С. Пряжникова, А. М. Шевелевой и др. [3,

5].

Выявлены основные аспекты карьерного роста:

заинтересованность руководителя в карьерном росту сотрудника;

справедливость в карьере;

прозрачность и полная информированность персонала о имеющихся возможностях и способах продвижения;

учет интересов персонала касательно предстоящих изменений в работе;

возможности для повышения качества профессиональной деятельности.

Изучения психологических условий, влияющих на формирование карьерных компетенций, в последние годы активно привлекают внимание ученых. В данном направлении работают Е.А. Андреева, Е.В. Гунина, Е.Н. Иглин, С.В. Чеботарева и другие.

Андреева Е.А. основным психологическим условием формирования мотивации карьерного роста рассматривает активность обучающихся в приобретении профессиональных знаний и умений [1, 2].

В своих исследованиях Гунина Е.В., Иглин Е.Н. выделяют такие психологические условия активизации бакалавра к карьерному росту, как мотивационно-потребностные, коммуникативно-деятельностные и индивидуальные [4].

Чеботарева С. В. выделяет: внешние, процессуально-теоретические, и внутренние, эмоционально-волевые, условия [6].

X Международная научно-практическая конференция

В данном исследовании реализация внешних условий осуществлялось посредством применения на учебных занятиях инновационных методов обучения. Реализация внутренних условий осуществлялась посредством активизации самостоятельной познавательной активности в приобретении профессиональных компетенций.

Изучение мотивации к карьерному росту проводилось среди обучающихся по направлению подготовки 44.03.01- Педагогическое образование и 44.03.04 -Профессиональное обучение (по отраслям). В исследовании приняли участие студенты 3 курса ФГОУ ВО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева» факультета художественного и музыкального образования (25 человек) и факультета истории, управления и права факультета (27 человек). Основным методом исследования явилось тестирование по методике «Изучение профессиональной карьеры Шейна». Методика позволяет следующие шкалы: профессиональная компетентность, менеджмент, автономия (независимость), стабильность, служение, вызов, интеграция стилей жизни, предпринимательство.

Обработка и анализ полученных результатов показал, что не зависимо от направления подготовки, у обучающихся (67%) преобладают шкалы «профессиональная компетентность» и «предприимчивость». Студенты с высоким показателем «профессиональная компетентность», особенно студенты ФХиМО, стремятся к достижению успеха выбранной профессиональной сфере. Одни принимают участие в различных музыкальных конкурсах, фестивалях, где раскрывается их талант. Другие активно включаются в общеуниверситетские и факультетские студенческие научные общества.

Интересные результаты получены при рассмотрении фактора

«предпринимательство». Если его уровень не доминирует над другими

400

«Научные исследования и инновации» факторами, то это свидетельствует о мотивации обучающегося к приобретению профессиональных компетенций. При преобладании «предпринимательство» над другими факторами можно говорить о нежелании студента создавать группу и работать в ней. Получены следующие результаты. У 67% студентов 3-го курса доминирующими является только одна компетенция: менеджмент (9%), автономия (7%) вызов (9%).

Выявлены основные причины, мотивирующие к карьерной ориентации: стабильность места жительства, работы (10%), умение работать в команде (12%), стремление создавать новое и творческое отношение к делу (12%). Видно, что у третьекурсников появляется потребность в работе творческой группы для приобретения и реализации профессиональных компетенций. Необходимо активнее внедрять не только инновационные методы обучения, но и проектную деятельность.

Таким образом, для мотивации бакалавров к карьерному росту необходимы ряд условий. Одним из них являются психологические, т.е. прогнозирование карьерного роста способствует осознание получения в ходе обучения теоретических знаний, позволяющих овладевать профессиональными компетенциями. Освоить их возможно только при активном внедрении в образовательный процесс интерактивных методов обучения (мозговой штурм, ролевая игра) т.к. они активизируют коммуникативные умения и творческий потенциал, создают положительный эмоциональный фон на занятиях, повышают познавательную мотивацию, совершенствуют личностные качества и способности. Обучающиеся в большей степени начинают осознавать и развивать у себя карьерную компетентность.

X Международная научно-практическая конференция Библиографический список:

1. Андреева, Е.А. Изучение формирования конкурентоспособности в ходе обучения в вузе // Педагогические, психологические и философские науки № 5 [Текст] / Е. А Андреева, Е.

B. Гунина, Л. Н. Иванова 2020. - С.34-39

2. Андреева, Е.А. Мотивация карьерного роста педагога / сост. Е.А. Андреева. - Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2019. - 84 с.

3. Гунина, Е.В. Изучение мотивационной структуры личности у слушателей, обучающихся по дополнительной образовательной программе профессиональной переподготовки // Сборник научных статей. Отв. ред. С.А. Еланцева. [Текст] / Е.В. Гунина, Е.А. Андреева -Ишим : Издательство ИПИ им. П. П. Ершова (филиал) Тюм ГУ, 2019. -

C. 33-35.

4. Гунина, Е.В. Психологические условия подготовки бакалавров в ходе обучения в вузе к карьерному росту : Казанский Педагогический журнал № 5 [Текст] / Е.В. Гунина, Е.Н. Иглин. - 2019. - С.184-189.

5. Кетько, Н.В. Применение методов поддержки принятия решений для управления мотивацией труда [Текст] / Н.В. Кетько. -Москва : Дашков и Ко, 2012. - 139 с.

6. Чеботарева, С.В. Психологические условия развития профессиональной компетентности студентов специальности «психология»: дисс. канд. психол. наук [Текст] / С.В. Чеботарева. -Нижний Новгород, 2009. - 242 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.