Научная статья на тему 'Формирование мотивации у учащихся - необходимое условие успешного изучения физики'

Формирование мотивации у учащихся - необходимое условие успешного изучения физики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
152
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование мотивации у учащихся - необходимое условие успешного изучения физики»

свои права, отказывать в чем-либо, например, для предупреждения психосоматических заболеваний и субдепрессивных состояний, происходит в обстановке уважения к личности ребёнка с предоставленной ему высокой степенью свободы и самостоятельности в процессе деятельности, наполненной разным "креативным" содержанием. Динамика происходящих изменений в процессе работы может быть охарактеризована как движение от бессознательного к смыслу, от слабости - к силе, от фрагментарности - к единству, от неуверенности в себе- к самодостаточности [7].

Из ценностного отношения к ребёнку вырастает понимание цели личностно-ориентированного отношения образования: не сформировать и даже не воспитывать, а найти, поддержать, развить человека в человеке и заложить в него механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа и достойной человеческой жизни, для диалогичного взаимодействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией (Е.В.Бондаревская).

Внутренняя оценка качества образовательного процесса в школе [6], построенная на анализе психического развития и психического здоровья может представить объективную картину созданных условий личностно-ориентированного обучения. Проектирование, экспертиза, мониторинг психологических условий и результатов образовательной деятельности включены в психологическое обеспечение начального образования как новое и предполагает высокий уровень профессионализма специалиста. В иерархической структуре образовательной системы на микроуровне, уровне образовательного учреждения деятельность административного аппарата, не обеспеченная в достаточном объёме необходимыми компетенциями, построенных на глубоко психологичной основе ФГОС (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин) осложняется. Потребность получения всеми субъектами образовательного процесса адекватных возникающим проблемам знаний, на наш взгляд, определяет и кардинальный пересмотр методического обеспечения на мезо-уровне образовательной системы (институты повышения квалификации, управления образования).

Таким образом, актуальные проблемы личностно-ориентированного обучения на современном этапе развития общества диктуют необходимость новых научных разработок по данному направлению и выраженную потребность во внедрении этих знаний и результатов научно -прикладных исследований в практическую деятельность современных систем образования.

Литература

1. Безруких М.М. Школьные факторы риска и их влияние на состояние здоровья учащихся: Справочник руководителя образовательного учреждения. №8. 2009.- С65-74

2. Валанова Н.М. Информация для родителей. Н.Новгород: Поволжье,2008.- 287с

3. Валанова Н.М. Новые здоровьесберегающие технологии в системе профилактической деятельности образовательного учреждения. Сборник статей IV Международной научно-практической конференции "Методология, теория и практика в современной педагогике, психологии, социологии, философии"- Новосибирск., ООО"ЦСРНИ", 2014,с 80-92.

4. Валанова Н.М. Арт-терапия в условиях школы на этапе предупреждения проблем в развитии лично-сто^б.^^ по материалам XLI международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» №6(41) Новосибирск: Изд. «Сибак», 2014 С.12-17

5. Валанова Н.М. Уроки психологии с арт-терапией в проекте инновационной профилактической деятельности школы. Сборник статей по материалам XLVI международной научно-практической конференции "Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии" №11(46). Новосибирск: Изд. "Сибак", 2014. - С33-42

6. Валанова Н.М.Технологии внутренней оценки качества образования в начальной школе. Сборник статей по материалам XLVIII международной научно-практической конференции "Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии" №1(48). Новосибирск: Изд. "Сибак", 2015. - С 11-20

7. Копытин А.И.Арт-терапия детей и подростков. М.:"Когнито-центр", 2007-197с

8. ЛебедеваЛ.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. СПб: Речь, 2008 -256с

9. Орехова О.А. Цветовая диагностика эмоций. Типология развития. Монография. СПб.:Речь; М.: Сфера, 2008.-176с

10. Фельдштейн Д.И. Психолого-педагогические проблемы построения новой школы в условиях значимых изменений ребёнка и ситуации его развития. «Директор школы», №5, 2010, С 47-5118.

11. ValanovaN.M. Monitoring of the health - the base strategy to prevent the problems of younger hoolboys/ International scientific professional periodical ioumal " THE UNITY OF SCINCE " publishing office Friedrichstrase 10-Vienna - Austri. 2014, s 91-99.

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ У УЧАЩИХСЯ - НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ

УСПЕШНОГО ИЗУЧЕНИЯ ФИЗИКИ

Изучение проблемы мотивации формировалось на протяжении нескольких десятилетий и в настоящее время представляет собой систему разнообразных взглядов, которые находят своё отражение в психологической науке и многих её разделах: социальная психология, психология личности, педагогическая психология, а также в педагогической и методической науке. Необходимо отметить, что

Вечканов Дмитрий Сергеевич

Аспирант МПГУ, каф. ТИМоФ, г. Москва

многочисленные теории мотивации стали появляться ещё в работах древних философов. Взгляды многих ученых на происхождение мотивации человека на протяжении всего времени исследования этой проблемы неоднократно менялись. Анализируя проблему формирования мотивации в методической, психологической и педагогической науках,

можно сделать вывод, что данная проблема является актуальной. Мотив - направленность активности на предмет, внутренне психическое состояние человека, прямо связано с объективными характеристиками предмета, на который направлена активность. Если потребность характеризует готовность к деятельности, то наличие мотива придает активности новый, более действенный характер. У мотивации существует несколько функций: побуждение поведения, мотивация направляет и организует его, придает ему личностный смысл и значимость. Изучение мотивации дает возможность ответить на некоторые основные вопросы:

1. Что побуждает человека приступать к выполнению определенных действий? Какие потребности личности являются причинами её активности?

2. Почему человек проявляет настойчивость при попытках достичь заданной цели? Каковы особенности настойчивой личности, умеющей упорно стремиться к цели?

3. Какие внешние условия побуждают мотивы личности и позволяют ей продвигаться к определенной цели?

Само понятие мотивации отражается во всех вышеперечисленных науках и в них же имеет разные определения. Это указывает на то, что вопросы, связанные с мотивацией рассматриваются с разных научных позиций: в педагогике - с позиции воспитания, в котором закладываются мотивации к разным видам деятельности; в психологии - прежде всего, с позиции потребностей человека, которые являются причиной мотивации; в методике обучения - с позиции поиска способов и методов мотивации к обучению. В то же время необходимо отметить, что одни авторы относят данную проблему к недостаткам методической подготовки учителя, указывая, что мотивация к изучению определенного предмета - прежде всего одна из важнейших задач учителя. С другой стороны, другие авторы разделяют мнение о том, что проблема формирования мотивации относится к существующей системе образования в целом и не является следствием некомпетентности педагога. Основываясь на своем личном педагогическом опыте, а также на анализах научных работ, я считаю, что проблема формирования мотивации учащихся к изучении физики основывается как на утверждениях первых авторов, так и на убеждениях вторых, потому что нельзя не согласиться, что формирование мотивации к изучению определенного предмета - непосредственная задача учителя, но, в то же время, существующая система образования постоянно испытывает изменения, не всегда давая возможность учебному процессу приспособиться к ним. Формирование мотивов учения идет в педагогической практике стихийно. Интерес к содержанию обучения и к самой учебной деятельности зарождается у обучающихся там, где им предоставляется возможность проявлять в учении самостоятельность и инициативность. Так, повышению интереса к учению способствуют применение активных методов обучения, постановка таких вопросов в ходе учебного занятия, решение которых требует от обучающихся поисковой активности, создание в этих целях проблемных ситуаций. Важнейшим условием возникновения интереса к учебной деятельности является преодоление в этой деятельности трудностей, которые носят посильный и преодолимый характер. Учебный интерес как компонент учебной мотивации зависит и от разнообразия приемов учебной работы, и от разнообразия учебного ма-

териала. Новизна учебного материала считается важнейшей предпосылкой возникновения интереса к нему при условии опоры на имеющиеся знания и эмоциональной формы его изложения. Использование мотивационных элементов как на уроках физики, так и во внеурочной деятельности, позволяет наиболее естественным и простым способом возбудить деятельность научного воображения, приучить учащегося мыслить в духе физической науки и создать в его памяти многочисленные ассоциации физических знаний с теми явлениями жизни, которые он знает. Это позволяет создать для каждого учащегося ситуацию успеха, которая становится стимулом для дальнейшего продвижения его по пути познания. Для этого необходимо решить различные дидактические задачи. Среди них -уточнение представлений о предмете или явлении, о его существенных особенностях, развитие способности замечать сходство и различие между ними. И в этом смысле развивающее задание носит обучающий характер. Поэтому развивающие задания на уроке физики и во внеурочной деятельности оказываются интересным и необычным занятием, активным средством пробуждения творческого потенциала и удобным способом «щадящего» обучения.

Активизировать мыслительную деятельность ученика, подготовить его к изучению нового материала, повторить ранее изученную тему или блок тем на уроке можно и путём разгадывания кроссвордов. Разгадывание кроссвордов в большей степени способствует развитию памяти и внимания учащихся. Учащимся предлагается разгадать кроссворд, в котором зашифровано название новой или изученной темы. Большой кроссворд - интересное средство для самостоятельной работы с дополнительной литературой. Кроссворды хороши тем, что учащиеся должны дать грамотное определение тем физическим терминам, которые находятся в сетке данного кроссворда.

Ребусы хороши при объяснении нового материала, при повторении, в конце урока, чтобы снять усталость. Учащимся предлагается отгадать зашифрованное слово. Это может быть название темы, единица измерения, высказывание ученого и т. д. При этом развивается мышление учащихся. Но нельзя забывать, что мотивация определяется побуждениями ученика, пристрастиями, осознаваемыми им потребностями. Отсюда все трудности вызова мотивации со стороны. Учитель может создать предпосылки, формируя основания, на базе которых у учащихся возникает интерес к учебе.

Список литературы

1. Андреев, В.И. Педагогика творческого саморазвития. Казань, 1996. - 567 с.

2. Беликов, В.А. Дидактические основы организации учебно-познавательной деятельности школьников. Челябинск, 1996.- 470 с.

3. Вилькеев, Д.В. О сущности и некоторых признаках классификации учебных проблемных ситуаций. М.: Советская педагогика, 1974. - №3. - С.21 - 30.

4. Левитас, Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. М.: Ин-т практ. психологии, 1998. - 288с.

5. Мошанский, В.Н. Формирование мировоззрения учащихся при изучении физики. М.: Просвещение, 1998. - 115с.

6. Пурышева, Н.С. Вопросы управления познавательной деятельностью при самостоятельной работе на уроках. М.., 1972. - 241с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.