ТЕХНОЛОГИИ ВНУТРЕННЕЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Валанова Нина Михайловна
педагог-психолог МБОУ «Паратунская средняя общеобразовательная школа», РФ, Камчатский край, г. Елизово
E-mail: valanova56@yandex. ru
TECHNOLOGIES OF INTERNAL QUALITY ESTIMATE OF EDUCATIONAL PROCESS IN ELEMENTARY SCHOOL
Nina Valanova
educational psychologist, Municipal Budgetary General Education Institution, Paratunskaya Secondary School, Russia, Kamchatka Krai, Elizovo
АННОТАЦИЯ
В статье обоснована актуальность введения процедуры отслеживания результативности образовательного процесса с помощью показателей мониторингов психического развития и психического здоровья. Апробация двух видов мониторинга выявила зависимость выбранных индикаторов от организации деятельности всех субъектов образовательного процесса. Объективность предлагаемых технологий позволяет осуществлять внутреннюю оценку качества обучения, определять эффективность созданных условий для развития, становления личности младшего школьника.
ABSTRACT
In the article the relevance of introducing a procedure of tracking the efficiency of the educational process with the help of monitoring indicators of mental development and mental health is justified. The practical approval of the two types of monitoring has revealed the dependence of selected indicators on the organization of all subjects of the educational process. Objectivity of proposed technology allows performing the internal quality estimate, determining the effectiveness of established conditions for the development and a junior pupil's socialization.
Ключевые слова: внутренняя оценка; мониторинг; индикаторы; психическое развитие; психическое здоровье.
Created by DocuFreezer | www.DocuFreezer.com |
Keywords: internal estimate; monitoring; indicators; psychological development; mental health.
Меняющейся системе образования, образовательному пространству новых стандартов, построенных на глубоко научной российской психологической базе (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин), необходима новая концепция измерения и оценки результатов, требующая разработки принципиально иного инструментария. Проектирование, экспертиза, мониторинг психологических условий и результатов образовательной деятельности включены в психологическое обеспечение начального образования. Предлагаемые технологии, основанные на результатах работы в требуемом направлении, могут быть рассмотрены для внутренней оценки образовательного процесса и выработки оперативных решений в школьном планировании. Предлагается включить в процедуры, организуемые и проводимые самой школой традиционно силами учащихся, педагогов, администрации, общественности, родителями, инновационную мониторинговую модель, направленную на оценку сформированности УУД (Универсальные Учебные Действия) с параллельным мониторингом (отслеживанием) психического здоровья учащихся.
Основа формирования УУД — понятийное мышление, которое Л.С. Выготский [12; 13] считал главной задачей интеллектуального развития. В основе сохранения психически здоровой личности заключены создаваемые необходимые условия организации образовательного процесса. Придерживаясь основных положений культурно-исторической концепции Л.С. Выготского, формирование того или иного типа мышления В.В. Давыдов связывал с определенными программами и методами обучения.
На первое место в системе ФГОС поставлена личность учащегося, становление которой может нарушаться вследствие двух причин: неправильного понимания иерархии потребностей в результате недостатков воспитания и обучения и недостаточного развития функциональных систем мозга. Блокирование потребностей учащихся, которые вместе с системой мотивов,
являются главным двигателем развития, ведёт к рискам эмоционально-личностных нарушений: тенденциям к неврозу, «болезням личности», психосоматическим заболеваниям, «болезням адаптации», субдепрессивным состояниям, заболеваниям вегетативной нервной системы.
Поэтому в современной школе необходимо уделять внимание различным здоровьесберегающим технологиям. Кроме того, можно отметить и «здоровьесберегающие» качества педагогов. К таким педагогическим особенностям относятся: способность к организационной деятельности, творческий поисковый стиль, конкретность мышления, умение выделять главное, чувство меры в исполнении тех или иных форм и методов педагогического воздействия, эмоциональная отзывчивость, контактность в общении.
В исследованиях Института Физиологии РАО представлены данные относительно создаваемых в школе условий [1]. К негативным факторам в школе, ухудшающим здоровье, отнесены: стрессовая педагогическая тактика и ограничение времени в процессе деятельности, интенсификация учебного процесса, несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников, нерациональная организация учебной деятельности, низкая функциональная грамотность педагогов и родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья.
Многолетние исследования, практический опыт [12; 13] доказали, что понятийное мышление создает мощный потенциал интеллектуального и личностного развития, способствует развитию социального интеллекта, толерантности, формирует адекватную самооценку и позитивные коммуникативные установки, оптимизируя сферу общения, дает скачок в развитии креативности, способствует формированию позитивных жизненных ценностей, правового и гражданского сознания. Оно же стимулирует развитие различных способностей (лингвистических, математических и пр.), в результате чего снимается эмоциональное напряжение в процессе учебы, формируются уверенность в своих силах и учебная мотивация.
Осуществить развитие и предупредить проблемы возникновения осложнений развития психики Л.С. Выготский предлагал своевременно изменив социальную ситуацию развития, когда обучение и воспитание осуществляется «в обход» основного дефекта ребёнка с опорой на сохранные функции. Вариант анализа данных параллельных мониторингов следует рассматривать как первый шаг в данном направлении, нуждающийся в широкой апробации и соответствующей доработке.
Актуальность проведения первого мониторинга определяется проблемами психического здоровья, остро встающими в младшем школьном возрасте в связи с аффективным этапом формирования личности, возрастанием подвижности нервных процессов и повышенной эмоциональной возбудимостью, утомляемостью и нервно-психической ранимостью детей. Трудности построения новой школы в условиях значимых изменений личности ребёнка и ситуации развития отражены во многих исследованиях [10]. По данным Всемирной Организации Здравоохранения частота нервно-психических заболеваний за несколько последних десятилетий выросла более чем в четыре раза, особенно в младшем школьном и подростковом возрасте. К четвёртому классу увеличивается количество детей с невротическими реакциями, психосоматическими заболеваниями. В школу приходят 20 % первоклассников, имеющих нарушения психического здоровья пограничного характера, но уже к концу первого класса их число увеличивается до 60—70 % [1].
По разработанным в школе нейропсихофизиологическим индикаторам здоровья выявлено 34 % учащихся, воспитание и обучение которых требовало индивидуального подхода с учётом особенностей развития, адекватного применения профессионалом — педагогом техник, приёмов, методов в учебно-воспитательном процессе. В это число вошли: 4,5 % учащихся с признаками ММД; 7,2 % детей с признаками лёгких органических нарушений, 3,6 % учеников с истощением, утомлением, характерным для хронических заболеваний; 5,4 % — с риском заболевания вегетативной нервной системы; 13,4 % учащихся с отрицательным фоном настроения.
Другой тип мониторинга определяется условиями и требованиями ФГОС, субъектно-деятельностным, антропоцентрическим и полисубъектным подходами, необходимостью учёта в ходе обучения индивидуальных особенностей учащихся. Оценка уровня развития у учащихся основных видов УУД, понятийного мышления определяет степень «продвинутости» учащихся педагогом. Это новая задача опосредована следующей целью: в течение 4-х лет осуществлять диагностику метапредметных результатов с периодичностью 1 раз в год. Если ребенок изучает науки и последовательно осваивает приемы научного мышления и решения задач, то действительно постепенно формируются универсальные умения как более высокий уровень абстрагирования, выделения общего алгоритма деятельности, который един для всех сфер познания, используемый в любой деятельности, в том числе, и практической, но не наоборот. Доказана связь компонентов понятийного мышления с успехами учащегося.
За общую способность к обучению и возможность специализации в естественных науках, отвечает логический компонент понятийного мышления, позволяющий осознавать закономерности причинно-следственных связей, а так же является базовым для освоения физико-математических наук. Выделение существенного признака или хороший уровень сформированности интуитивного компонента помогает осваивать программы гуманитарной направленности. Они служат основой познавательных и регулятивных УУД, как и понятийная категоризация или выделение класса и систематизация научных знаний для формирования структурно-лингвистических способностей, грамотности и освоения иностранных языков.
В образовательном процессе с помощью мониторинга здоровья необходимо отслеживать риски эмоционально-личностных нарушений, которые характеризуют проблемы создания основных психолого-педагогических условий формирования психически здоровой личности [7]: наличие положительного эмоционального фона, личность значимого взрослого, предъявление требований к воспитаннику с учётом возрастных и
индивидуальных особенностей, равномерное чередование психофизического напряжения с расслаблением, строго продуманная и соблюдаемая система поощрений и наказаний. Здоровьесберегающая модель общения предполагает субъект-субъектные отношения между учениками и учителем. Эмоциональные нарушения свидетельствуют о произошедшем сбое также в системе «ребёнок-учитель», доминирующей в младшем школьном возрасте, и равной системе «ребёнок-общество», и о прямом, косвенном или опосредованном влиянии учителя. Отмечаемая Д.Б. Элькониным чуткость ребёнка к отношению учителя позволяет педагогу эффективно использовать все средства воздействия, а с возрастом этиологическая роль семьи уменьшается при возрастании роли школы.
Разработанная и апробированная в рамках всероссийского проекта «Новые технологии» для «новой школы» программа «Мониторинг здоровья — основа стратегии предупреждения проблем младших школьников» выявила проблемы психолого-педагогической компетентности всех субъектов образовательного процесса, эффективные модели общения педагога и особенности технологий обучения. Результаты работ [3; 15] и выводы освещаются для рассмотрения научным сообществом «слабых» и «сильных» сторон варианта оценки и конструктивного решения трудностей научно-прикладного характера.
1. Модель общения. В ходе мониторинга психического здоровья в начальной школе отмечены разные по эффективности модели общения педагогов. Наиболее успешной моделью общения педагога с детьми признана, так называемая «личностная модель». Показатели психического здоровья детей в 1 классе, где педагог ориентирован на данную модель взаимодействия, в отличие от других дисциплинарных моделей, значительно «расходятся», что доказывает значимость данного фактора в профилактике нервно-психических нарушений. Формирование терпимого отношения к детям в данных видах взаимоотношений предполагает развитые способности педагога к принятию детей (понимание, эмпатия), к терпению (выдержка, самообладание,
самоконтроль) и призваны изменять преобладающие формы отношений, оптимизировать и совершенствовать педагогическую деятельность [8].
2. Психолого-педагогические компетенции. В процессе апробации мониторинга здоровья и предупреждения проблем разных категорий детей, обнаружена кратковременность просветительской и консультативной работы, сложность перенесения в личный опыт теории и эффективность профилактической работы с арт-терапией. Организация в учреждении пространства, препятствующего формированию психических нарушений под воздействием психосоциальных факторов затруднена из-за традиционных форм психолого-педагогической подготовки, не обеспечивающей в достаточной мере востребованный набор компетенций. Это вынуждены признать все. Экспертами ВОЗ рассматриваются два вида профилактики нервно-психических заболеваний: непосредственное обучение, в ходе которого дети приобретают знания и навыки, способствующие предотвращению психических нарушений и создание стабильной благоприятной атмосферы, уменьшающей возможность возникновения стрессовых ситуаций.
Задаче психогигиены могут служить введение учителями новых методов, форм воспитания неагрессивного поведения [6], уроков общения с воспитанием эмоциональной отзывчивости у детей (доброты, сострадания) [5] и предлагаемые уроки психологии с арт-терапией [4]. Психологический климат может явиться, кроме профессиональной тревожности и недостаточного развития коммуникативных способностей учителей, причиной прогрессирующей невротизации школьников, которые значительную часть жизни проживают в невротизирующей среде [9]. Среда во многом определяется профессионализмом администрации при специфической особенности школы, когда любые противоречия между администрацией и учителями сказываются на учащихся.
3. Технологии обучения. Особые затруднения выявлены в работе с учащимися с признаками ММД, залогом успешного обучения для которых является хорошо продуманная, организованная и распределяемая по циклам интеллектуальная работа [14]. При существовании почти непреодолимого
препятствия режима школьного дня: 40-минутные уроки, в течение которых требуется продуктивная работа без отключений, с соблюдением дисциплинарных требований. Кроме того, наблюдается определенная трудность согласования со всеми субъектами образовательного процесса данных диагностических психологических исследований таких детей. Что осложняет сопровождение учащихся с особенностями здоровья и поведения, и нивелирует потенциальные возможности детей, диагностируемые психологом.
Необходима особая логика построения учебного процесса, использование специальных методов, приёмов и средств в работе с детьми, имеющими множественные нарушения (ММД, нарушения речи и т. д.). Это определяет актуальность специальной подготовки педагогического коллектива образовательного учреждения общего типа. В противном случае родители таких детей вынуждены обращаться в частные учреждения, где дети получают целенаправленную помощь узких специалистов, например, улучшение чтения с помощью дополнительных частных занятий у логопеда-дефектолога. Опыт успешного обучения чтению всех школьников до середины 80-х гг. зрительно-логическим способом подачи информации в отличие от введённого позднее фонематического метода исследователи считают в обучении более успешным [11].
Поэтому целесообразна объективная внутренняя оценка качества обучения во всей младшей школе не только с помощью индикаторов процесса и индикаторов результатов. Предлагаемый вариант новых и не менее важных в обучении (характеризующих особую сторону этого процесса) индикаторов здоровья и эмоционально-личностного развития учащихся, диагностируемых в ходе мониторинга (раз в четверть), включает:
1. Симптомы ММД. Обучение учащихся с признаками ММД (хронической энергетической недостаточностью, быстрой утомляемостью и сниженной работоспособностью), в настоящее время число которых в школах неуклонно растёт, требует модернизации технологий и оптимизации обучения с обязательным врачебным сопровождением [14].
2. Симптомы субдепрессии. Такая симптоматика наблюдается у учащихся, идентифицирующих себя как одиноких, беспомощных, страдающих, находящихся в ощущении опасности и угрозой для жизни. В данных ситуациях важно помочь развить чувство уверенности в себе, уменьшить социальную изолированность, восстановить значимые и дружеские отношения потерявшему привязанности ученику. Чуткость учителя, его педагогический такт, поощрение, исключение некоторых учебных моментов, требующих особого интеллектуального, эмоционального и физического напряжения, могут способствовать улучшению здоровья и нормализации учебной деятельности. Психологической основой депрессий является внутренний бессознательный конфликт (переживание гнева, обиды на окружающих в сочетании с потребностью быть всегда хорошим, добрым и сохранить расположение близких). Основой дидактогенных депрессий с 7 лет являются конфликтные отношения в семье и школе.
3. Риск психосоматических заболеваний. Хроническое переутомление, истощение, низкая работоспособность «болезни адаптации», сигнализируют о наличии хронической для ребёнка психотравмирующей ситуации и запрете на выражение эмоций страха и агрессии. В стрессовых ситуациях и длительном психоэмоциональном напряжении помощь педагога состоит в формировании у ребенка веры в собственные силы, накопление успешных стратегий взаимодействия с внешней средой, разблокировании инкапсулированных эмоций. Последними исследованиями в области психиатрии доказано, что унижения и гонения в школе — фундамент развития психосоматических заболеваний во взрослой жизни.
4. Тенденция к неврозу «сигнализирует» о нарушении общего самочувствия, неустойчивости настроения, вызванными тревогой, страхом или защитой от него. Главный фактор для профилактики — это создание благоприятных внешних условий, ситуации успеха, способствующей повышению их самооценки и сохранению чувства собственного достоинства, физическое расслабление и снятие эмоционального напряжения.
Прогнозируемость ситуации — отсутствие почвы для возникновения неврозов. К неврозам склонны личности с неудовлетворённой потребностью в безопасности, сопричастности, уважении, признании. К причинам дидактогенных неврозов относятся запугивание и перегрузки.
5. Риск заболеваний нервной системы проявляется на телесном, эмоционально-образном, ментальном и духовном уровне. Главные симптомы: усталость, нарушение сна. Для профилактики такого риска необходимы такие мероприятия со стороны педагогов, как определение социального статуса ребенка, а также его динамики в процессе обучения, поддержка ребёнка в различных ситуациях, проведение бесед и обращение внимания на его внутреннее состояние, система различных оздоровительных мероприятий.
Таким образом, введение мониторинга психического здоровья в младшем школьном возрасте целесообразно для получения объективной картины здоровьесберегающей образовательной среды, а мониторинга УУД — для получения характеристики развивающей среды. Объективность предлагаемых технологий позволяет осуществлять внутреннюю оценку качества обучения, определять эффективность созданных условий для развития, становления личности младшего школьника, а также стимулирует на дальнейшее применение инновационных технологий творчески работающими учителями, психологами, воспитателями и мотивирует специалистов на формирование психолого-педагогической компетентности и научного подхода.
Список литературы:
1. Безруких М.М. Школьные факторы риска и их влияние на состояние здоровья учащихся / М.М. Безруких. Справочник руководителя образовательного учреждения. — №8. — 2009. — С. 65—74.
2. Валанова Н.М. Информация для родителей. Н. Новгород: Поволжье,2008. — 287 с.
3. Валанова Н.М. Новые здоровьесберегающие технологии в системе инновационной профилактической деятельности образовательного
учреждения. Сборник статей IV Международной научно-практической конференции «Методология, теория и практика в современной педагогике, психологии, социологии, философии» Новосибирск., ООО"ЦСРНИ", 2014,
— с. 80—92.
4. Валанова Н.М. Уроки психологии с арт-терапией в проекте инновационной профилактической деятельности школы. Сборник статей по материалам XLVI международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» № 11(46). Новосибирск: Изд. «Сибак», 2014. — С. 33—42.
5. Воспитание детей эмоционально отзывчивыми. Уроки общения в детском саду и начальной школе: учебно-методическое пособие/ авт.-сост. С.А. Курносова. Петропавловск-Камчатский: КамГУ им.Витуса Беринга, 2011. — 255 с.
6. Касаткин В.Н. Здоровье. Предупреждение насилия в школе / В.Н. Касаткин, Т.П. Константинова и др. Манелис М.: 2005 — 184 с.
7. Колесникова Г.И. Девиантное поведение: учеб.пособие/ Г.И. Колесникова, Е.А. Байер, М.В. Харагезян Ростов н/Д.: Феникс. 2007. — 218 с.
8. Маралов В.Г. Психологические особенности ориентации педагогов на личностную модель взаимодействия с детьми/В.Г. Моралов., Е.Ю. Бучилова и др. М.: Академический проспект; Парадигма. 2005 — 288 с.
9. Тёмина С.Ю. Конфликты школы или «школа конфликтов» (Введение в конфликтологию образования). М. МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО "МОДЭК", 2002. — 144 с.
10. Фельдштейн Д.И. Психолого-педагогические проблемы построения новой школы в условиях значимых изменений ребёнка и ситуации его развития/ Д.И. Фельдштейн , «Директор школы», — № 5, — 2010, — С. 47—5118.
11. Ясюкова Л.А. Педагогика неграмотности. "Школьные технологии», — 2011,
— № 2, — с. 25—30.
12. Ясюкова Л.А. Проблемы психологии понятийного мышления. Вестник Санкт-Петербургского университета, — Сер. 12, — Вып. 3, — 2010, — с. 385—394.
13. Ясюкова Л.А. Реформирование образования. «Школьные технологии», — 2011, — № 5, — стр. 7—19.
14. Ясюкова Л.А. Оптимизация обучения и развития детей с ММД. Диагностика и компенсация минимальных мозговых дисфункций. Методическое руководство. СПб., 2001. — 30 с.
15. Valanova N.M. Monitoring of the health — the base strategy to prevent the problems of younger hoolboys/ International scientific professional periodical ioumal " THE UNITY OF SCINCE " publishing office Friedrichstrase 10-Vienna-Austri. 2014, — s. 91—99.