Научная статья на тему 'Арт-терапия в условиях школы на этапе предупреждения проблем в развитии личности'

Арт-терапия в условиях школы на этапе предупреждения проблем в развитии личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
299
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРТ-ТЕРАПИЯ / ПРОФИЛАКТИКА / ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / МОНИТОРИНГ / УРОК ПСИХОЛОГИИ / ART THERAPY / PREVENTION / MENTAL HEALTH / MONITORING / PSYCHOLOGY LESSON

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Валанова Нина Михайловна

В статье выделяются этапы и особенности построения в школе системы профилактической деятельности, формирования компетентного подхода к сохранению здоровья учащихся. В работе использованы элементы арт-терапии для предупреждения эмоционально-личностных проблем учащихся. Объективизированы скрытые трудности создания здоровьесберегающего пространства. Предложено введение уроков психологии в начальной школе и уроков общения с воспитанием эмоциональной отзывчивости детей для профилактики отклонений в развитии личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ART THERAPY IN TERMS OF SCHOOL AT THE STAGE OF PROBLEMS’ PREVENTION IN PERSONALITY DEVELOPMENT

The article defines stages and peculiarities of building at school a system of preventive measures and formation of competence approach towards preservation of pupils’ health. There are elements of art therapy used in the work for prevention of emotional and personality problems of pupils. Stumbling blocks for development of health saving space have been objectified. Introduction of Psychology lessons at primary school and communication lessons teaching children emotional intelligence for deviation prevention in personality development has been proposed.

Текст научной работы на тему «Арт-терапия в условиях школы на этапе предупреждения проблем в развитии личности»

АРТ-ТЕРАПИЯ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ НА ЭТАПЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРОБЛЕМ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ

Валанова Нина Михайловна

Педагог-психолог МБОУ «Паратунская средняя общеобразовательная школа», Россия, с. Паратунка, Камчатский край

E-mail: valanova56@yandex. ru ART THERAPY IN TERMS OF SCHOOL AT THE STAGE OF PROBLEMS' PREVENTION IN PERSONALITY DEVELOPMENT

Nina Valanova

Educational psychologist of municipal budgetary general education institution "Paratunskaya secondary general school", village Paratunka, Kamchatka Krai,

Russia

E-mail: valanova56@yandex. ru АННОТАЦИЯ

В статье выделяются этапы и особенности построения в школе системы профилактической деятельности, формирования компетентного подхода к сохранению здоровья учащихся. В работе использованы элементы арт-терапии для предупреждения эмоционально-личностных проблем учащихся. Объективизированы скрытые трудности создания здоровьесберегающего пространства. Предложено введение уроков психологии в начальной школе и уроков общения с воспитанием эмоциональной отзывчивости детей для профилактики отклонений в развитии личности.

ABSTRACT

The article defines stages and peculiarities of building at school a system of preventive measures and formation of competence approach towards preservation of pupils' health. There are elements of art therapy used in the work for prevention of emotional and personality problems of pupils. Stumbling blocks for development of health saving space have been objectified. Introduction of Psychology lessons at primary school and communication lessons teaching children emotional intelligence for deviation prevention in personality development has been proposed.

Ключевые слова: арт-терапия; профилактика; психическое здоровье; мониторинг; урок психологии

Keywords: art therapy; prevention; mental health; monitoring; Psychology lesson.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определил приоритетным направлением духовно-нравственное развитие и воспитание личности школьника. Для создания пространства, где происходит становление личности, необходимо располагать объективными данными. Увеличение числа нервно-психических заболеваний более чем в 4 раза, особенно в младшем школьном возрасте и подростковом [4], низкий процент младших школьников (13 %) по гармоничному типу развития, увеличение числа первоклассников с нарушениями психического развития пограничного характера с 20 % до 60—70 % к концу учебного года. При этом Институтом возрастной физиологии РАО обозначены «идеальные» условия для развития нервно-психических заболеваний в период повышенной чувствительности организма к интеллектуальным, физическим и интеллектуальным перегрузкам, которыми является интенсивный рост и развитие организма в сочетании со стрессовой тактикой педагога, несоответствием методов и технологий обучения [1].

Многолетняя попытка структурировать профилактическую деятельность с использованием здоровьесберегающей технологии арт-терапии, психопрофилактический, социализирующий, развивающий, мобилизующий эффект которой основан на идее К. Юнга о психике как сложной саморегулирующейся системе и возможности гармонизации личности в процессе различных видов самостоятельной творческой активности. Разработана и апробирована профилактическая программа гармонизации личности младшего школьника творческим самовыражением с элементами арт-терапии. В обстановке уважения к личности ребёнка с предоставленной высокой степенью свободы и самостоятельности в процессе деятельности,

наполненной разным «креативным» содержанием, происходит поступательное или даже форсированное развитие психических процессов и подсистем личности. К особым положительным результатам работы следует отнести диагностику и коррекцию в процессе работы эмоциональных «латентных» проблем детей, отнесённых к категории «благополучных» родителями и педагогами, не замечающими микросимптоматику будущих проблем.

Однако высокий процент обращений младших школьников в качестве клиентов с проблемами в эмоциональной сфере определил организацию пространства «скорой помощи». В список проблем вошли страхи, чувство отверженности, покинутости, недовольство семейной ситуацией, эмоциональные конфликты. Отреагирование эмоций работой с глиной, освобождение от страхов в процессе работы с рисунком, проигрывание конфликтных ситуаций на песочном поле, способствовали снятию напряжения, тревоги и стресса.

Рассматривая здоровье с позиций разных теорий психологии здоровья, можно выделить главные. Хроническая неудовлетворённая потребность в безопасности, сопричастности, уважении может вызвать тенденцию к неврозу (Маслоу). Запрет на переработку и выражение эмоций страха, агрессии привести к соматизации (А.Б. Холмогорской и Н.Г. Гаранян), наличие внутреннего бессознательного конфликта и переживание гнева, обиды на окружающих в сочетании с потребностью быть всегда хорошим, добрым и сохранить расположение, может явиться психологической основой депрессий (психодинамическая теория).

Предложенный в начале ХХ века Л.С. Выготским метод предупреждения возникновения осложнений развития психики, заключался в своевременном изменении социальной ситуации развития, когда обучение и воспитание осуществляется «в обход» основного дефекта ребёнка с опорой на сохранные функции. При этом достигается полноценное развитие психики ребенка, адаптация его к социуму. Психическое развитие проходит в большей степени под влиянием внешних факторов: системы обучения и воспитания,

особенностей общения и индивидуальной активности ребенка. Системно-деятельностный подход, лежащий в основе Стандарта, предполагает учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения. Необходимость объективизации истинных причин обращений детей с целью исключения игровой мотивации и интереса к применяемым техникам песокотерапии, музыкотерапии, куклотерапии, обусловила следующий этап в работе.

В рамках всероссийского проекта «Новые технологии для «новой школы» прошла апробацию в 2012—2013 г. психолого-педагогическая программа «Мониторинг здоровья — основа стратегии предупреждения проблем младших школьников», нового для школ типа. Обусловлено доминированием в структуре заболеваний, так называемых болезней адаптации или психосоматических заболеваний. По нейропсихофизиологическим индикаторам психического здоровья диагностировались и наблюдались дети с особенностями эмоционально-личностного развития: тенденцией к неврозу, называемого «болезнью личности», риском психосоматических заболеваний — «болезней адаптации», субдепрессивных явлений, признаками ММД.

Так, в школе выявлено 34 % учащихся, воспитание и обучение которых требовало индивидуального подхода с учётом особенностей развития, адекватного применения профессионалом-педагогом техник, приёмов, методов в учебно-воспитательном процессе. В это число входили: 4,5 % учащихся с признаками ММД; 7,2 % детей с признаками лёгких органических нарушений, 3,6 % учеников с истощением, утомлением, характерным для хронических заболеваний; 5,4 % — с риском заболевания вегетативной нервной системы; 13,4 % учащихся с отрицательным фоном настроения, указывающим на необходимость изменения условий обучения. В процессе реализации программы по выполнению поставленных задач, были отработаны механизмы сбора информации о здоровье учащихся; апробированы технологические карты

и методики диагностики; определена стратегия психолого-педагогического сопровождения.

Результаты работы позволили сделать вывод: обращение детей вызвано наличием у них объективных причин и перспективность профилактической деятельности с применением арт-терапии доказана входной и итоговой диагностикой. Очевидно то, процесс будет протекать эффективно и носить в определённой мере управляемый характер только в организации системы. В связи с этим обосновано возвращение к урокам психологии, история преподавания которой насчитывает более двухсот лет с периодами исключения и введения в средние школы, со сменой педагогических парадигм и разными целями, на данном этапе « угроз и рисков». Однако выявлено серьёзное противоречие: с одной стороны обнаружена острая потребность в научно обоснованных программах сохранения психического здоровья личности в процессе обустройства совместной деятельности ребёнка и взрослых, с другой стороны — не определены условия и технологии его укрепления. Обращение к научному сообществу с данной проблемой научно-прикладного характера позволяет надеяться на конструктивное её решение. По данным экспертов ВОЗ, два вида профилактики нервно-психических заболеваний наиболее актуальны в современной школе: непосредственное обучение, в ходе которого дети приобретают знания и навыки, способствующие предотвращению психически нарушений, и создание стабильной благоприятной атмосферы, уменьшающей возможность возникновения стрессовых ситуаций.

Это может быть осуществлено за счёт уроков общения с воспитанием эмоциональной отзывчивости (доброты, сострадания, терпимости) для создания благоприятного фона, атмосферы развития и формирования личности [3] и уроков психологии. В ожидаемые результаты работы входит освоение учащимися различных способов самовыражения, самопознания, самопринятия и личностный рост. Обучение опыту преодоления трудностей, техникам самоподдержки, самостоятельного отыгрывания заблокированных эмоций,

развитию стрессоустойчивости и позитивного мышления в процессе явного и латентного преподавания.

Список литературы:

1. Безруких М.М. Школьные факторы риска и их влияние на состояние здоровья учащихся // Справочник руководителя образовательного учреждения. — 2009. — № 8. — С. 65—74.

2. Валанова Н.М. Информация для родителей. Н. Новгород: Поволжье,2008. — 287 с.

3. Воспитание детей эмоционально отзывчивыми. Уроки общения в детском саду и начальной школе: учебно-методическое пособие/ авт.-сост. С.А. Курносова. Петропавловск-Камчатский: КамГУ им. Витуса Беринга, 2011. — 255 с.

4. Фельдштейн Д.И. Психолого-педагогические проблемы построения новой

школы в условиях значимых изменений ребёнка и ситуации его развития// Директор школы. — 2010. — № 5. — С. 47—56.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.