содержания по спирали на основе использования теории содержательного обобщения, концепции единства фундаментализации и профессионализации рассматривается как средство освоения будущим учителем его будущей профессиональной деятельности в колледже.
Список литературы:
1. Асадуллин Р.М. Человек в зеркале образования: монография / Р.М. Аса-дуллин. - М.: Наука, 2013. - 247 с.
2. Сачков Ю.В. Научный подход: Вопросы и развитие / Ю.В. Сачков. -М.: Едиториал УРСС, 2003. - 160 с.
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЙ ПОДХОД К ПОСТРОЕНИЮ НОВОЙ ШКОЛЫ
© Валанова Н.М.*
Паратунская средняя общеобразовательная школа, Камчатский край
В статье обозначена проблема сохранения психического здоровья младших школьников, на нервно-психическое состояние которых влияют условия обучения. Объективизированы глубоко скрытые трудности осуществления компетентного подхода к построению новой школы. Предложен мониторинг здоровья с диагностикой и отслеживанием параметров-индикаторов будущих отклонений в эмоционально-личностном развитии младших школьников с целью своевременного изменения стратегии обучения. Обоснованы конкретные направления профилактики.
Ключевые слова подход, психическое здоровье, индикаторы-параметры, мониторинг, профилактика, арт-терапия.
Здоровье детей отнесено к приоритетным направлениям Федеральных государственных стандартов, что находится в соответствии со ст. 51 Федерального закона «Об образовании». Данные о психическом здоровье, отражающем динамику нервно-психического состояния учащихся в процессе обучения и влияние негативных факторов среды, характеризующие качество образовательного процесса, представлены только исследованиями специалистов и настораживают. С одной стороны возникает острая потребность в научно обоснованных программах укрепления данного вида здоровья учащихся, с другой - не определены условия и технологии укрепления. Впервые сделана попытка на базе школы по выделенным нейропсихофизиологи-ческим индикаторам будущих проблем проектировать профилактические
* Педагог-психолог.
меры по их предупреждению. Масштабы работ и отсутствие необходимых компетенций всех субъектов образовательного процесса лишь актуализируют проблему построения новой школы и требуют компетентного здоровьес-берегающего подхода.
Сложность работы в данном направлении обусловлена недостаточной разработанностью темы здоровья, недостаточной эффективностью профилактических мероприятий, проводимых в школах, доминированием в структуре заболеваний, так называемых болезней адаптации или психосоматических заболеваний, сложностью определения ранних признаков нарушений процессов адаптации [1].
Однако данные исследований о значимых изменениях личности ребёнка и ситуации развития в современной школе требуют нового подхода. 20-40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей, связано со школой, с некомфортными условиями обучения. В школу приходят 20 % первоклассников, имеющих нарушения психического развития пограничного характера, но уже к концу первого класса их число увеличивается до 60-70 % [2]. Наблюдается тенденция увеличения детей с эмоциональными проблемами, возрастание числа нервно-психических заболеваний более чем в 4 раза, особенно в младшем школьном возрасте и подростковом [6].
По данным Института физиологии РАН [2] к негативным факторам в школе относятся: стрессовая педагогическая тактика и ограничение времени в процессе деятельности, интенсификация учебного процесса, несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников, нерациональная организация учебной деятельности, низкая функциональная грамотность педагогов и родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья.
Ещё в начале ХХ века Л.С. Выготский сумел понять и объяснить реальный механизм возникновения осложнений развития психики и предложил метод их предупреждения. Он показал, что своевременные изменения социальной ситуации развития, приводящие к тому, что обучение и воспитание осуществляется «в обход» основного дефекта с опорой на сохранные функции, позволяет достичь полноценного развития психики ребенка и адаптировать его к социуму. Психическое развитие проходит в большей степени под влиянием внешних факторов: системы обучения и воспитания, особенностей общения и индивидуальной активности ребенка.
Системно--деятельностный подход, лежащий в основе Стандарта, предполагает учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения. Антропологический подход, требуемый ФГОС, отстаивает значение системы в организации воспитания и декларирует единство умственной, эмоциональной, волевой, нравственной и физической сторон развития.
Игнорирование условий следует рассмотреть с позиций разных теорий психологии здоровья. Хроническая неудовлетворённая потребность в безопасности, сопричастности, уважении может вызвать тенденцию к неврозу (Мас-лоу). Запрет на переработку и выражение эмоций страха, агрессии привести к соматизации (А.Б. Холмогорской и Н.Г. Гаранян), наличие внутреннего бессознательного конфликта и переживание гнева, обиды на окружающих в сочетании с потребностью быть всегда хорошим, добрым и сохранить расположение, может явиться психологической основой депрессий (психодинамическая теория).
В типичное общее направление работ в образовании по сохранению здоровья входит создание благоприятных санитарно-гигиенических условий образовательной среды, физкультурно-оздоровительные комплексы, специальная система профилактики нарушений осанки, зрения, дополнительная витаминизация, формирование осознания ценности здоровья и здорового образа жизни. Организуются разные типы мониторинга. Мониторинг индивидуальных (морфофункциональных, психологических, психофизиологических, возрастных, половых) особенностей для обеспечения индивидуально-личностного подхода в обучении и сохранения здоровья учащихся в НОУ Школа Н. Нестеровой. Мониторинг психологической атмосферы учебной деятельности с анкетированием учащихся с целью знакомства с мнением о разных сторонах жизни школы. Однако приведённые выше данные науки и практики обозначают проблемы психического здоровья и необходимость проведения иного типа мониторинга. В рамках всероссийского проекта «Новые технологии для «новой школы» прошла апробацию в 20122013 г. психолого-педагогическая программа «Мониторинг здоровья - основа стратегии предупреждения проблем младших школьников». Целью работы явилось своевременное выявление факторов риска для здоровья и психосоциальной адаптации учащихся. Предмет исследования - нейропсихофи-зиологические индикаторы психического здоровья, указывающие на необходимость разработки системы превентивных мер по усилению положительных и одновременно ослаблению отрицательных факторов учебно-воспитательного процесса. Экспресс-диагностика «многообразия» учащихся состояла в изучении психологическими методами параметров: низкой стрес-соустойчивости и образа «Я» учащихся, низкой скорости переработки информации и внимательности, нарушения зрительно-моторной координации, эмоционально - энергетического обеспечения организма, дискомфортного состояния. Данные входной диагностики проводимого в начальной школе мониторинга выявили у нас 34 % учащихся, нуждающихся в психологической (психотерапевтической) и медицинской помощи, воспитание и обучение которых требует индивидуального подхода с учётом особенностей развития. Из них: 4,5 % учащихся с признаками ММД; 7,2 % детей с признаками лёгких органических нарушений, 3,6 % учеников с истощением, утомле-
нием, характерным для хронических заболеваний; 5,4 % - с риском заболевания вегетативной нервной системы; 13, 4 % учащихся с отрицательным фоном настроения, указывающим на необходимость изменения условий и психологической помощи. Изменения в системе межличностных отношений всех субъектов образовательного пространства могут явиться профилактикой невроза, называемой «болезнью личности», психосоматических явлений «болезни адаптации», субдепрессивных состояний.
Работа по предупреждению отклонений в эмоционально-личностном развитии, неврологических осложнений психофизиологического развития на практике обозначила недостаточную эффективность просветительского, консультационного направления по вопросам совершенствования учебно-воспитательного процесса, жёсткость установок и информационная пассивность всех субъектов образовательного процесса. При этом очевиден профилактический, коррекционный и терапевтический эффект работы по программе гармонизации личности младшего школьника творческим самовыражением в созданном «пространстве скорой помощи» (песокотерапия, му-зыкотерапия, изотерапия, куклотерапия).
Попытка решения существующих проблем использованием имеющегося потенциала и результаты работ свидетельствуют о необходимости преодоления трудностей на всех уровнях образовательного пространства.
1. Переориентация педагога-психолога с проблем познавательных процессов, на работу в области эмоциональной сферы учащихся в аффективный период развития личности с нервно-психической ранимостью детей и уязвимостью для формирования и манифестации нервно-психических заболеваний. Применение в работе инновационных здоровьесберегающих технологий, как арт-терпия, в основе которых идея К. Юнга о психике как сложной саморегулирующейся системе в процессе различных видов самостоятельной творческой активности. Переход педагога с дисциплинарной модели общения на личностную модель с признание ценности ребёнка, уважения его прав -важным условием эффективного взаимодействия с детьми.
2. Непосредственное обучение учащихся навыкам и знаниям, способствующим предотвращению психических нарушений и создание в школе стабильной благоприятной атмосферы, уменьшающих возможность возникновения стрессовых ситуаций, рекомендуемые экспертами ВОЗ для профилактики нервно-психических заболеваний. Эффективны уроки психологии с ориентацией на развитие навыков целенаправленного поведения, самоанализа, самопомощи и уроки общения с воспитанием эмоциональной отзывчивости детей (сопереживания, доброжелательности, терпимости) для создания благоприятной атмосферы развития.
3. Обращение к научному сообществу уровня мезосистемы и макросистемы обозначить проблему для развития научно-прикладного направления по данной тематике в помощь образованию.
4. Проведение мониторинга здоровья - основы аналитической и проектировочной деятельности образовательного учреждения.
Федеральные государственные стандарты, построенные на глубоко научной психологической основе, предъявляют высокие требования к учебно-воспитательному процессу. В условиях введения ФГОС и определения места, роли психологической службы в обеспечении реализации основной образовательной программы с проектированием, экспертизой и мониторингом психологических условий и результатов образовательной деятельности проведение предлагаемого мониторинга здоровья с мониторингом сформированности универсальных учебных действий даёт возможность отслеживать качество образовательного процесса. Состояние предметно-развивающей среды, индивидуально-личностной динамики развития учащихся с точки зрения требуемых компетенций обучающихся и здоровьесберегающего подхода.
Список литературы:
1. Ананьев В.А. Введение в психологию здоровья: учебное пособие. -СПб., 1998. - 387 с.
2. Безруких М.М. Школьные факторы риска и их влияние на состояние здоровья учащихся // Справочник руководителя образовательного учреждения. - 2009. - № 8. - С. 65-74.
3. Валанова Н.М. Информация для родителей. - Н.Новгород: Поволжье, 2008. - 287 с.
4. Воспитание детей эмоционально отзывчивыми. Уроки общения в детском саду и начальной школе: учеб.-метод. пособие / Авт.-сост. С.А. Курно-сова. - Петропавловск-Камчатский: КамГУ им. Витуса Беринга, 2011. - 255 с.
5. Никольская И.М. Уроки психологии в начальной школе. - 2-е изд. до-пол. и перераб. - СПб.: Речь, 2004. - 188 с.
6. Фельдштейн Д.И. Психолого-педагогические проблемы построения новой школы в условиях значимых изменений ребёнка и ситуации его развития // Директор школы. - 2010. - № 5. - С. 47-56.
СТРАТЕГИЯ РАБОТЫ ШКОЛЫ В ПОИСКАХ ОДАРЁННЫХ УЧАЩИХСЯ
© Валанова Н.М.*
Паратунская средняя общеобразовательная школа, Камчатский край
В статье приведены противоречивые данные в существующих подходах к поиску одарённых учащихся, которые изменяют привычные
* Педагог-психолог.