4. Проведение мониторинга здоровья - основы аналитической и проектировочной деятельности образовательного учреждения.
Федеральные государственные стандарты, построенные на глубоко научной психологической основе, предъявляют высокие требования к учебно-воспитательному процессу. В условиях введения ФГОС и определения места, роли психологической службы в обеспечении реализации основной образовательной программы с проектированием, экспертизой и мониторингом психологических условий и результатов образовательной деятельности проведение предлагаемого мониторинга здоровья с мониторингом сформированности универсальных учебных действий даёт возможность отслеживать качество образовательного процесса. Состояние предметно-развивающей среды, индивидуально-личностной динамики развития учащихся с точки зрения требуемых компетенций обучающихся и здоровьесберегающего подхода.
Список литературы:
1. Ананьев В.А. Введение в психологию здоровья: учебное пособие. -СПб., 1998. - 387 с.
2. Безруких М.М. Школьные факторы риска и их влияние на состояние здоровья учащихся // Справочник руководителя образовательного учреждения. - 2009. - № 8. - С. 65-74.
3. Валанова Н.М. Информация для родителей. - Н.Новгород: Поволжье, 2008. - 287 с.
4. Воспитание детей эмоционально отзывчивыми. Уроки общения в детском саду и начальной школе: учеб.-метод. пособие / Авт.-сост. С.А. Курно-сова. - Петропавловск-Камчатский: КамГУ им. Витуса Беринга, 2011. - 255 с.
5. Никольская И.М. Уроки психологии в начальной школе. - 2-е изд. до-пол. и перераб. - СПб.: Речь, 2004. - 188 с.
6. Фельдштейн Д.И. Психолого-педагогические проблемы построения новой школы в условиях значимых изменений ребёнка и ситуации его развития // Директор школы. - 2010. - № 5. - С. 47-56.
СТРАТЕГИЯ РАБОТЫ ШКОЛЫ В ПОИСКАХ ОДАРЁННЫХ УЧАЩИХСЯ
© Валанова Н.М.*
Паратунская средняя общеобразовательная школа, Камчатский край
В статье приведены противоречивые данные в существующих подходах к поиску одарённых учащихся, которые изменяют привычные
* Педагог-психолог.
представления. На основании «Рабочей концепции одарённости» с учётом требований ФГОС и опыта работы школ определена новая стратегия в работе с применением эффективного проблемного диалога в поисках «потенциально одарённых» младших школьников.
Ключевые слова концепция одаренности, подход, технологии, проблемный диалог, возраст, преемственность.
Создание национальной системы работы с одарёнными детьми - одно из приоритетных направлений Федеральных государственных стандартов в образовании [2]. Теоретическим и методическим основанием для практической работы в направлении работы с одарёнными детьми является «концепция рабочей одарённости», отражающая результаты фундаментальных отечественных исследований, современные тенденции мировой науки, а так же опыт работы. В обобщении знаний в области современного состояния психологии одарённости приняли участие Российское психологическое общество, Институт психологии РАН, Психологический институт РАО, факультет психологии МГУ [ 1].
Представления об одарённости, изложенной в концепции, в значительной степени расходятся с привычным представлением об одарённости как высоком уровне развития конкретных (прежде всего умственных) способностей ребёнка. Одарённость трактуется как системное качество, характеризующее психику в целом. При этом именно личность, её направленность, система ценностей ведут за собой развитие способностей, определяет, как будет реализоваться дарование. Такой подход делает приоритетной задачу воспитания, а не просто обучение одарённого ребёнка. Этим определяется и гуманистическая направленность концепции, в которой особое внимание уделяется бережное внимание к одарённости, предполагающей не только преимущества, но и трудности, которые несёт с собой одарённость.
Для формирования новой стратегии работы в данном направлении с научно адекватными и современными представлениями о природе, методах выявления и путях развития одарённости с учётом требований Стандартов, необходимо рассмотрение широкого спектра подчас противоречащих друг другу подходов к одарённости.
1. Поиск талантливых детей построением системы школьных олимпиад и невозможность выявления олимпиадным движением категории учащихся, составляющих «научный потенциал страны».
Прошедшая ещё в 2010 г. на Камчатке конференция по внедрению новых Федеральных образовательных стандартов обозначила существующую проблему поиска одарённых детей. На ней была обоснована необходимость построения системы школьных Олимпиад, организации «учительского призыва» с целью подготовки и переподготовки специалистов, проведение фестивалей науки. При этом психологи познакомились с представленными Ю.Н. Белеховым данными многолетних наблюдений и экспериментальных
исследований, проводимых в лаборатории Центра по медико-психологическому сопровождению детей г. Зеленограда (заказ Министерства Образования и Науки РФ). «Научный потенциал страны» составляет иная категория талантливых детей, особой мотивации, особого склада характера, типа личности. Победители олимпиад заниматься исследовательской деятельностью отказывались, рекомендации педагогами «продвинутых» по уровню познавательной активности не подтвердились, а годы работы в лаборатории привели к отрицательному результату. Наблюдения за медалистами нашей школы, активными участниками Всероссийских олимпиад, не противоречат этому.
2. Раскрытие олимпиадным движением способных учащихся в средней и старшей школе при максимальной эффективности поиска в младшем школьном возрасте.
Ранняя диагностика одарённости и поддержка учащихся в начальной школе, по исследованиям Ю.Н. Белехова, уменьшают «потери» к возрасту пубертата, когда гормональная перестройка стирает все проявления способностей и талантов у большей части подростков. При этом ровно 2/3 творческих личностей стирают врождённые программы до наступления критического возраста для одарённости - 9-12 лет. Происходит рассогласование у потенциально одарённых детей высокой познавательной потребности, достигшей к данному моменту в лучшем случае четвёртого уровня академического интереса, и ведущей деятельности общения, которое не позволяет выйти на пятый уровень теоретического интереса с проявлением одарённости. Возрастные интересы в подростковый кризис начинают доминировать, учащийся уходит выяснять «лидер ли он»
3. Редкость демонстрации учащимися незаурядных результатов и частота отнесения нестандартных детей в «группу риска».
Авторы «Рабочей концепции одарённости» отмечают особенности процесса становления одаренных детей с дисгармоничным типом развития. Он почти всегда сопровождается сложным набором разного рода психологических, психосоматических и даже психопатологических проблем, в силу чего они могут быть зачислены в «группу риска». На уроках «профильной ориентации» в одном из 9 классов с применением мною одного из батареи тестов, предложенных Ю.Н. Белеховым на оригинальность мышления и творческие способности, 60 % учащихся класса именно с проблемами в поведении и учёбе, показали положительный результат.
4. Разнообразие технологий работы с «потенциально» одарёнными учащимися и сложность выбора путей эффективного сопровождения творческих учащихся. Виды одарённости, их сущность, критерии выделения, особенности воспитания и обучения, тип учителя, являются основой для разработки технологий работы с такими учащимися. В настоящее время существует разделение «потенциально» одарённых на вундеркиндов, мотивированных, способных, творческих и их разные пути сопровождения.
Для вундеркиндов с опережающим развитием и ускоренным психическим развитием практикуется ускорение («перепрыгивание через классы») и «обычный» учитель. Для тех из них кто имеет яркие достижения, рекомендуются специальные программы и специалист в данной области.
Мотивированные учащиеся с высоким познавательным интересом учатся по обычной программе с «обычным» учителем при исключении высоких нагрузок для поддержания интереса и притязаний.
Со способными учащимися, которые имеют хорошую память и высокий интеллект, «сильный предметник» работает по обогащенным программам.
Сложность работы с творческими детьми, развивающимися по определенным законам, требует от учителя умения поддерживать и развивать творчество. Пример сопровождения в науку одаренного по гармоничному типу развития учащегося нашей школы, интересы которого поддержаны с раннего возраста семьей химиков, подтверждает эффективность тьюторства. Высокая познавательная активность, трудолюбие, академический интерес, развитые стратегии мозга (целеобразование, моделирование, самоконтроль и самокоррекция) - идеальное сочетание «раскрытого» родителями в раннем детстве ребенка при индивидуальном сопровождении.
Имеющиеся методы идентификации одаренности, отмечается авторами концепции, весьма сложны и требуют высокой квалификации и специального обучения. Природа одаренности требует новых методов диагностики, поскольку традиционные психометрические тесты (виде тестов интеллекта и тестов креативности) не валидны по отношению к особенностям поведения и качественного своеобразия психических ресурсов одаренного ребенка. Использование в работе опыта других школ по экспертной оценке родителями и педагогами интересов и способностей учащихся у нас оказалось неэффективным. Педагоги учащихся «не видят», а родительские ответы отличаются неадекватно завышенными или заниженными результатами.
Однако в образовательной развивающей системе «ШКОЛА 2100» реализована технология поиска одаренных детей посредством проблемного диалога Лауреата премии Министерства Образования РФ в области просвещения Е.Л. Мельниковой. Диагностика одаренности происходит в организованном учителем диалоге (побуждающем и проблемном). При этом первый более подходит больше для работы с одаренными детьми, второй - для развития логического мышления. Это новая эффективная технология не только поиска потенциально одаренных детей, но и поддержки и развития творчества.
На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности - это всегда результат сложного взаимодействия наследственности и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, трудовой, учебной). Одаренность можно рассматривать в качестве потенциала психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности с учетом специфики детского возраста.
1. Одарённость часто выступает как проявление закономерности возрастного развития и создаёт видимость одарённости в виде ускоренного развития психических функций.
2. Под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного поведения, семейного воспитания может происходить «угасание» признаков детской одарённости.
3. Своеобразие динамики формирования детской одарённости нередко проявляется в виде неравномерности (рассогласованности) психического развития. В итоге по одним признакам ребёнок может идентифицироваться как одарённый, по другим - как отстающий в развитии.
4. Проявления детской одарённости зачастую трудно отличить от детской обученности (или шире - степени социализации), являющейся результатом более благоприятных условий жизни данного ребёнка. Признаки одарённости проявляются в обычной деятельности ребёнка и могут быть выявлены на уровне наблюдения за характером его действий. Наличие специфических стратегий деятельности, сформированности качественно своеобразного индивидуального стиля деятельности, особый тип организации знаний одарённого ребёнка, своеобразный тип обучаемости. При этом отмечается особый мотивационный аспект. Повышенная избирательная чувствительность к определённым сторонам действительности (цвету, знакам, растениям и др.) или определённым формам собственной активности, вызывающим чувство удовольствия. Повышенная познавательная потребность, ярко выраженный интерес к тем или иным видам деятельности, предпочтение парадоксальной, противоречивой, неопределённой информации и высокая требовательность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели и настойчивость в достижении.
Наиболее адекватной формой идентификации признаков одарённости авторами концепции называется психолого-педагогический мониторинг, учитывающий специфику развития одарённости. В «рабочей концепции одарённости» проблема выявления одарённых детей переформулирована как проблема создания условий для интеллектуального и личностного роста детей в общеобразовательных школах и учреждениях дополнительного образованиях с тем, чтобы выявить детей с признаками одарённости и обеспечить им благоприятные условия для совершенствования присущих им видов одарённости. Это находится в полном соответствии с требованиями новых Стандартов к результатам учебно-воспитательного процесса.
С учётом нового взгляда на психологию одарённости возникает необходимость и целесообразность работы в направлении:
- проведения психолого-педагогического мониторинга для идентификации признаков одарённости;
- обеспечения преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
- осуществления инновационных преобразований в разработке и внедрении технологий поиска (проблемный диалог), поддержки потенциально одаренных учащихся в дошкольном и младшем школьном возрасте;
- совершенствования системы работы по раскрытию способностей каждого ученика, сопровождения в учебно-воспитательном процессе в течении всего периода обучения в школе.
Список литературы:
1. Рабочая концепция одаренности / Под.ред. А.Б. Богоявленского, Д.Д. Шадрикова, А.М. Матюшкина, А.М. Холодной, Н.Б. Шумаковой, В.С. Юркевич и др. - 2-е изд., расш. перераб. - М., 2003. - 90 с.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос.Федерации. - М.: Просвещение, 2010. - 31 с.