Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ У БУДУЩИХ ПЕДИАТРОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ПЕДАГОГИКЕ И ПСИХОЛОГИИ'

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ У БУДУЩИХ ПЕДИАТРОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ПЕДАГОГИКЕ И ПСИХОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
13
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИЯ / ЗНАНИЯ / ПСИХОЛОГИЯ / ПЕДАГОГИКА / МЕДИЦИНСКИЙ РАБОТНИК / ОБЩЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мирзаева Ш.Р.

В статье рассматриваются вопросы преподавания психологии и педагогики в медицинском вузе. Автор подчеркивает важность этих дисциплин для будущих врачей, а также для воспитания гармонично развитой личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ У БУДУЩИХ ПЕДИАТРОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ПЕДАГОГИКЕ И ПСИХОЛОГИИ»

Мирзаева Ш.Р. преподаватель

Ташкентский Педиатрический медицинский институт

Узбекистан, г. Ташкент ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ У БУДУЩИХ ПЕДИАТРОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ПЕДАГОГИКЕ И ПСИХОЛОГИИ

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы преподавания психологии и педагогики в медицинском вузе. Автор подчеркивает важность этих дисциплин для будущих врачей, а также для воспитания гармонично развитой личности.

Ключевые слова. Профессия, знания, психология, педагогика, медицинский работник, общение.

Abstract. The article considers the problems of teaching of psychology and pedagogy in medical school. The author emphasizes the importance of these disciplines to future physicians, as well as for education of the harmoniously developed personality.

Keywords. Profession, knowledge, psychology, pedagogy, health worker communication.

В высших учебных заведениях Узбекистана с конца 90-х годов было принято решение правительства об изучении педагогики и психологии в первом блоке дисциплин. В свете гуманитаризиции современного образования преподавание педагогики и психологии рассматривается как важная часть профессиональной подготовки специалиста, в частности, врача. Сегодня мы понимаем насколько важны указанные дисциплины в подготовке современного высоквалифицированного специалиста. Именно гуманитарные и общественные дисциплины призваны сформировать полноценную личность гражданина и профессионала. Психолого-педагогические знания подготавливают молодого человека к активной жизни, формируют его познавательные потребности, стимулируют его к активности в приобретении знаний, знания психологии формируют такие профессионально значимые качества как эмпатия, врачебный такт, внимание к пациентам, доброжелательное общение. Знания педагогики и психологии во многом являются инструментом при решении жизненных и профессиональных задач.

Курс «Психология и педагогика» изучается на втором курсе педиатрического факультета. Опыт преподавания показывает высокий интерес студентов к курсу психологии. Интерес вызван, как правило, изучением себя, своих потребностей и возможностей. К педагогике такого интереса не наблюдается, видимо, потому что студенты пока не видят применения педагогических знаний в их сегодняшней жизни. Задача преподавателя курса заключается не только в передаче определенных знаний, но и в формировании деятельности, способствующей становлению гармоничной личности. Это достигается реализацией функций данной

дисциплины. Образовательно-мировоззренческая функция заключается в существенном расширении знаний студентов о человеке, без понимания которого мир остается непознанным, а жизнь общества представляется большой гудящей неразберихой. Житейские знания и суждения о человеке, ...которые в большинстве можно отнести к заблуждениям, заменяются научно достоверными, систематизированными знаниями, превращаются во взгляды на жизнь, в убеждения, надежные опоры на жизненном пути. Воспитательно-мобилизующая функция выражается в мощном вкладе, который вносят психология и педагогика в гуманизацию личности, изучающей их. .Понимание возможностей быть лучше, успешнее в жизни, знание реальных возможностей самореализации и самоутверждения вооружает оптимизмом, превращается из красивого лозунга в привлекательную и достижимую реальность, а главное, зависящую от себя самого. Жизненно-практическая функция заключается в обогащении студентов знаниями и установками на использование многих конкретных положений и рекомендаций психологии и педагогики в своей жизни, в образовательном учреждении, в семье, среди людей, на досуге, в трудных ситуациях и пр. Профессионально-прикладная функция связана с обогащением специалиста психологическими и педагогическими знаниями, навыками и умениями, нужными для трудовой деятельности. Любой труд — это взаимоотношения и сотрудничество с людьми, и без правильного решения человеческих проблем в нем успеха не видать. Развивающая функция имеет тоже достаточно разнообразные проявления.В процессе усвоения знаний, практики их применения в образовательном процессе происходят подвижки в общем и профессиональном развитии обучающихся и такого специфического качества, как психологическое и педагогическое мышление. [4]

Понятно, что первоначальный интерес к психологии обязательно должен быть подкреплен качественным преподаванием, включающим в себя интересные знания и факты на лекциях и всевозможные активные методы обучения на семинарах, в том числе сугубо психологические задачи и различные методики. Представление о психике человека, связях с физиологией, закономерностях развития, знание основных психических явлений, процессов, качеств, состояний, свойств личности закрепляются на практических занятиях. Использование традиционных тестов на изучение свойств личности, характера, темперамента, лидерских качеств, определение творческого потенциала и преобладающих центров интеллекта вызывают большой интерес у студентов, мотивируют их к более глубокому изучению психологии. Сегодня в высших учебных заведениях широко применяются активные методы обучения, такие как интерактивные методы, ролевые игры, ситуационные задачи. Суть их состоит в том, чтобы студент мог сам проиграть некую роль, понять или решить проблему данной ситуации. Эффективность таких методов зависит от правильно выбранного материала,

он должен быть интересен и актуален для студентов. Так, изучая тему «Потребностно-эмоциональная и мотивационная сфера», предлагаются ролевые игры на тему взаимоотношений родителей и детей. Студентам раздаются карточки с правилами поведения той или иной роли, или только определение темперамента, по которым они показывают своих героев. Закрепление темы «Психология личности» предполагает задачи и ситуации о роли наследственности и социальной среды в психическом развитии личности, проявлении различных сторон личности в поведении человека, различие в поведении учащихся, например «девиантное поведение подростков» и т.д.

Изучение раздела «Педагогики» тоже может быть интересным. Преподаватель должен объяснить значение педагогических знаний для их будущего. Необходимо сформировать «понимание зависимости жизненного успеха, судьбы, самореализации себя и самоутверждения в жизни, обществе, окружении от уровня сформированности своих педагогических свойств (образованности, воспитанности, обученности и развитости) и убежденность в решающей роли личных усилий в их действительном состоянии и совершенствовании»[3].Именно образованность и хорошее воспитание предполагают правильное развитие личности, ее стремление к высоким идеалам, служению людям, т.е. к тем качествам, которые характеризуют медицинского работника. Знание педагогики помогают осмысленно, корректно и педагогически эффективно строить свое учение в образовательном учреждении и осуществлять самоформирование личности;

Сегодня большое значение имеет гуманизация взаимоотношений в медицинской практике. На занятиях по педагогике предлагаются ситуационные задачи по теме «Педагогическое общение». Стили общения -авторитарный, демократический, либеральный или попустительский свойственны не только педагогам, врачам, но и родителям или руководителям. Проигрывание ролей ясно представляют те жизненные ситуации, с которыми студенты сталкиваются в жизни - отношения с педагогами, родителями, сверстниками. Правильное построение отношений необходимо и в будущей профессии врача. Не секрет, что часто взаимоотношения с пациентами оставляют желать лучшего, и это пагубно отражается не только на результатах лечения больных, но и на отношении населения к медицинской помощи, к медицинским работникам. Как часто больные ждут от медицинского работника не только лечения, но и чуткости, заботы, внимания. Они же, в свою очередь, просто не имеют знаний и умений в профессиональном общении с пациентами разными по темпераменту, настроению, уровню образованности, культуры. Врачи просто обязаны уметь правильно говорить, слушать, убеждать, внушать, при этом обязательно создавать благоприятную психологическую атмосферу, управлять собой, своим эмоциональным состоянием.

Профессиональная деятельность врачей и медсестер неразрывно связана с психолого-педагогическими знаниями и умениями, и наша задача в том, чтобы студенты узнали об этом в стенах вуза или ссуза.

Использованные источники:

1. Акрамова Л.Ю., Искандарова Ш.Т. Реформы в системе образования Узбекистана.//Актуальные вопросы современной психологии и педагогики.: Сб. докладов V-й Международной научной заочной конференции.Липецк, 2010 г. В2-х ч. Ч. I. с..82-85.

2. Куликов С.И. Педагогические аспекты профессиональной деятельности медицинского работника / С.И. Куликов // Вестник РГУ им. И.Канта. Сер. Педагогические и психологические науки. 2009. № 11 С. 109-113

3. Педагогика в медицине/Под ред. Н.В.Кудрявой. - М.: Академия, 2006 -320с.

4. Столяренко A. M. Психология и педагогика: Учеб. пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. — 423 С.

Миронычева А. С. аспирант кафедра социология ЮРИФ РАНХиГС ведущий аналитик Научно-аналитический центр НОУ ВПО РСЭИ

Россия, г. Ростов-на-Дону ПРОБЛЕМЫ ТЕХНОЛОГИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В РАМКАХ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО

ПРАВИТЕЛЬСТВА Ключевые слова: электронное правительство, технология, технологизация.

Аннотация: В статье рассматриваются определения электронного правительства, процесса технологизации государственного управления. Уделяется внимание закону технологизации государственного системного управления и процессы моделирования государственной системы управления. Выделяются факторы, оказывающие негативное влияние на процесс технологизации.

Keywords: electronic government, technology, technologization. Annotation: The article discusses the definition of e-government process technologizing government. Attention is paid to the state law technologizing systems management processes and modeling the state control system. Factors of having a negative impact on the process technologizing.

Формирование электронного правительства в Российской Федерации -это планомерный и необходимый процесс. Постепенно появляются новые

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.