Научная статья на тему 'Гуманитарные науки в развитии творческих способностей студентов'

Гуманитарные науки в развитии творческих способностей студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
254
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нажмитдинова М. А.

В современных условиях реформирования системы образования гуманитарные дисциплины приобретают всё большее значение. На передний план выдвинуты задачи существенного повышения качества подготовки специалистов, обновления современного вуза «на самых высоких гуманистических началах за счет повышения удельного веса предметов гуманитарного цикла, выявления в них духовности, человеческой сущности» [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гуманитарные науки в развитии творческих способностей студентов»

В русле нашего исследования фокус находится в области проектирования эффективного языкового занятия, т.е. осуществлении конструктивно-планирующей функции в составе методической компетенции. В современных условиях языковое занятие - это, пре>вде всего, уникальная форма организации познавательной деятельности обучаемых. Ее уникальность - в технологичности развивающего эффекта урока. На первый план выдвигается не формальная организация урока по передаче суммы знаний, не твердое соблюдение всех его традиционных компонентов, а целенаправленное информационное взаимодействие педагога и обучаемых, получающих обоюдное удовлетворение от встречи друг с другом в течение сравнительно небольшого промежутка времени в рамках личностно ориентированного обучения и саморазвития в триаде информация-знание-понимание. Современное языковое занятие не эффективно, если оно не имеет под собой технологической основы, если оно не спроектировано, не просчитано по всем этапам с четко выверенными дидактическими целями, воспитательными и развивающими задачами, с учетом психолого-педагогических особенностей конкретной группы учащихся и каждого учащегося в отдельности, адекватным выбором методов и средств с учетом результатов анализа педагогической ситуации, что ведет к уменьшению затрат времени и усилий учащихся и педагога, т.е. к оптимизации педагогического процесса.

Список литературы:

1. Бабанский Ю.К. Система способов оптимизации обучения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.detskiysad.ru/ped/ped180.html.

2. Компанцева Е.В., Головко Е.А. Понять культуру: от знания к осознанию: монография. - Ставрополь, 2007. - 212 с.

3. Красикова E.H. Кейс-метод в структуре и содержании методической компетенции лингвиста-преподавателя: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.02. -Ставрополь, 2009. - 151 с.

4. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: учебник для студ. пед. вузов: в 2 кн. Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 576 с.

ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ

© Нажмитдинова М.А.*

Ташкентский государственный педагогический университет, Республика Узбекистан, г. Ташкент

В современных условиях реформирования системы образования гуманитарные дисциплины приобретают всё большее значение. На передний

* Соискатель.

376

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ

план выдвинуты задачи существенного повышения качества подготовки специалистов, обновления современного вуза «на самых высоких гуманистических началах за счет повышения удельного веса предметов гуманитарного цикла, выявления в них духовности, человеческой сущности» [1]. Гуманитарное знание, являясь важнейшей частью человеческой культуры, способствует развитию у студентов широты взгляда, воображения, творческих способностей, что непосредственным образом сказывается на формирование эвристических способностей, особенно при выдвижении или принципиально новых идей, подходов к науке и построении новых теорий.

В гуманитарных науках весьма развита критическая оценка источников, различного рода данных, которая помогает вырабатывать у обучающихся критический взгляд на те из них, которые относятся к объекту изучения и к средствам получения исходных материалов. Критический аспект во всех отношениях (к самому объекту изучения, данным по поводу анализируемых социальных процессов, полученных выводов, к теориям своих предшественников и т.п.) в гуманитарных науках проявляется значительно резче, чем в науках естественных и технических. Гуманитарное образование играет важнейшую роль в формировании гражданского облика человека, независимо от его профессии, места работы и специальных интересов.

Исходя из этого преподавателям гуманитарных дисциплин необходимо решать две основные задачи: Систематически повышать и углублять профессиональную компетенцию студентов за счет осмысления ими профессионально значимых проблем, фактов и закономерностей и умелого самостоятельного оперирования ими к окончанию обучения в вузе; Формировать, развивать и воспитывать социально активную личность, характеризующуюся активностью жизненной позиции, сформированностью научного мировоззрения, развитым рефлексивным мышлением и познавательной самостоятельностью.

Решение вопроса, как обеспечить студентам возможность самостоятельно с интересом и удовлетворением изучать гуманитарные дисциплины, зависит от многих социальных, педагогических, психологических и методических факторов обучения. Среди них главную роль играет сам обучающийся. Очень многое зависит от его внутренней готовности к изучению той или иной гуманитарной дисциплины, будь то иностранные языки, история или литература, от его активности и познавательных потребностей. Потребность в познании - это особая потребность, имеющая определенные закономерности. Главные из них: ненасыщаемость, т.е. принципиальная невозможность полностью удовлетвориться результатом познания; процессуальность, т.е. ориентация главным образом на процесс, а не на результат познания; тесная связь с положительными эмоциями, т.е. с эмоциями радости, интереса.

Чрезвычайно существенным является тот факт, что развитие способностей происходит лишь при условии «включения» познавательной потребности. Именно поэтому является заблуждением представление о том, что способности могут развиваться в любой деятельности.

Развитию творческих возможностей способствует не любая интеллектуальная деятельность, а только та, которая инициирована познавательной потребностью. Специфическое назначение способностей состоит в предвосхищении новой деятельности, в опережении и последующей деятельности индивида и «выходе» за пределы уже сложившейся. Именно в этом можно видеть специальную задачу способностей: в движении, изменении, преобразовании последующей индивидуальной деятельности.

Из зарубежных работ по теории мотивации наибольший интерес представляют работы А. Маслоу [2], т.к. он учитывает потребности личности в творчестве. В теории А. Маслоу выделяются пять уровней мотивации поведения и соответствующих потребностей личности: физиологический (в пище, одежде, отдыхе и т.д.); в безопасности, защите от насилия и угроз; в общении, привязанности и любви; в уважении, высокой самооценке, в самостоятельности, в успехе, престиже, добром имени; в самовыражении, в реализации своих способностей и талантов, потребность в развитии своих задатков, потребность в творчестве.

Кроме того А. Маслоу выделил ещё три, как он назвал, «высшие потребности: любознательность, потребность в осмыслении окружающего, эстетическая потребность в красоте, симметрии, порядке и простоте» [2]. Элементарный анализ показывает, что не только высшие потребности, но и потребности третьего, четвертого и пятого уровней следует учитывать в объяснении причин творческих достижений и творческих способностей студентов. Ученые-педагоги и психологи сегодня едины в главном творческие способности и дарования формируются и развиваются в деятельности, многогранной и многоплановой, в их проявлении и развитии большую, но отнюдь не решающую роль играют врожденные задатки, темперамент, характер, направленность личности. Однако основные различия в умственном развитии возникают за счет нескольких решающих факторов: а) условий жизни в семье, характера и системы обучения; б) профессионального мастерства, уровня специально-предметной, научно-педагогической и общей образованности и культуры учителя; в) наличия учебников и учебных пособий, пробуждающих и развивающих у них с необходимой систематичностью и последовательностью процесс творческого познания и воображения, интерес к самовоспитанию и самообразованию.

Развитие творческих способностей студентов при изучении гуманитарных дисциплин требует учета следующих дидактических условий: правильное определение научного содержания изучаемого студентами материала, дидактически правильный расчет объема, степени сложности, практических заданий, обеспечение единства образовательной, развивающей и воспитывающей задач процесса обучения, создание благоприятной учебной атмосферы и обеспечение эмоциональности обучения, динамичность, разнообразие форм, методов, приёмов обучения (преподавания и учения), направленность их на развитие активной поисковой деятельности студентов; педагогически правильное

378

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ

использование принципов дидактики; обеспечение регулярности, повышение эффективности контроля и оценки знаний, умений и навыков, в особенности текущего контроля; систематическое, целенаправленное использование современных технических средств обучения; ориентирование студентов на систематическую самостоятельную работу над материалом вне аудиторий и правильная организация их самостоятельной научно-исследовательской работы; выработка и правильное использование системы педагогических и психологических стимуляторов активизации учебной деятельности студентов.

Индивидуальный подход в формировании способностей означает -обеспечение дополнительной работой, материалом тех учащихся, которые легко и быстро овладевают материалом с тем, чтобы довести до нужного напряжения их силы и тем самым развить их способности и в том числе трудоспособность. Творческие способности развиваются в деятельности, требующей творчества. Творческий стиль деятельности универсален в том смысле, что охватывает все её необходимые компоненты, предполагает их гибкое использование в меняющихся условиях, целесообразность, самобытность.

Список литературы:

1. Вяткин Л.Г. Актуальные проблемы гуманитаризации высшего образования // Проблемы гуманитаризации высшего технического образования. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1992. - 138 с.

2. Maslon A.H. Creativity in self-actualising people. In Anderson H.H. «Creativity and its cultivation». - Harper, 1980. - 56 c.

ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ ТЕКСТОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ

© Поисеева Н.В.*

Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск

В статье рассматриваются некоторые проблемы обучения работе над текстами по специальности для формирования переводческой компе-тенции студентов неязыковых вузов.

В связи с возрастающей ролью иноязычного общения в профессиональ-ной деятельности, проблема профессионально-ориентированного обучения иностранному языку студентов неязыкового вуза приобретает особую важность. Она предусматривает формирование у студентов способности ино-

* Доцент кафедры Иностранных языков по гуманитарным специальностям Института зарубежной филологии и регионоведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.