В русле нашего исследования фокус находится в области проектирования эффективного языкового занятия, т.е. осуществлении конструктивно-планирующей функции в составе методической компетенции. В современных условиях языковое занятие - это, пре>вде всего, уникальная форма организации познавательной деятельности обучаемых. Ее уникальность - в технологичности развивающего эффекта урока. На первый план выдвигается не формальная организация урока по передаче суммы знаний, не твердое соблюдение всех его традиционных компонентов, а целенаправленное информационное взаимодействие педагога и обучаемых, получающих обоюдное удовлетворение от встречи друг с другом в течение сравнительно небольшого промежутка времени в рамках личностно ориентированного обучения и саморазвития в триаде информация-знание-понимание. Современное языковое занятие не эффективно, если оно не имеет под собой технологической основы, если оно не спроектировано, не просчитано по всем этапам с четко выверенными дидактическими целями, воспитательными и развивающими задачами, с учетом психолого-педагогических особенностей конкретной группы учащихся и каждого учащегося в отдельности, адекватным выбором методов и средств с учетом результатов анализа педагогической ситуации, что ведет к уменьшению затрат времени и усилий учащихся и педагога, т.е. к оптимизации педагогического процесса.
Список литературы:
1. Бабанский Ю.К. Система способов оптимизации обучения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.detskiysad.ru/ped/ped180.html.
2. Компанцева Е.В., Головко Е.А. Понять культуру: от знания к осознанию: монография. - Ставрополь, 2007. - 212 с.
3. Красикова E.H. Кейс-метод в структуре и содержании методической компетенции лингвиста-преподавателя: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.02. -Ставрополь, 2009. - 151 с.
4. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: учебник для студ. пед. вузов: в 2 кн. Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 576 с.
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ
© Нажмитдинова М.А.*
Ташкентский государственный педагогический университет, Республика Узбекистан, г. Ташкент
В современных условиях реформирования системы образования гуманитарные дисциплины приобретают всё большее значение. На передний
* Соискатель.
376
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ
план выдвинуты задачи существенного повышения качества подготовки специалистов, обновления современного вуза «на самых высоких гуманистических началах за счет повышения удельного веса предметов гуманитарного цикла, выявления в них духовности, человеческой сущности» [1]. Гуманитарное знание, являясь важнейшей частью человеческой культуры, способствует развитию у студентов широты взгляда, воображения, творческих способностей, что непосредственным образом сказывается на формирование эвристических способностей, особенно при выдвижении или принципиально новых идей, подходов к науке и построении новых теорий.
В гуманитарных науках весьма развита критическая оценка источников, различного рода данных, которая помогает вырабатывать у обучающихся критический взгляд на те из них, которые относятся к объекту изучения и к средствам получения исходных материалов. Критический аспект во всех отношениях (к самому объекту изучения, данным по поводу анализируемых социальных процессов, полученных выводов, к теориям своих предшественников и т.п.) в гуманитарных науках проявляется значительно резче, чем в науках естественных и технических. Гуманитарное образование играет важнейшую роль в формировании гражданского облика человека, независимо от его профессии, места работы и специальных интересов.
Исходя из этого преподавателям гуманитарных дисциплин необходимо решать две основные задачи: Систематически повышать и углублять профессиональную компетенцию студентов за счет осмысления ими профессионально значимых проблем, фактов и закономерностей и умелого самостоятельного оперирования ими к окончанию обучения в вузе; Формировать, развивать и воспитывать социально активную личность, характеризующуюся активностью жизненной позиции, сформированностью научного мировоззрения, развитым рефлексивным мышлением и познавательной самостоятельностью.
Решение вопроса, как обеспечить студентам возможность самостоятельно с интересом и удовлетворением изучать гуманитарные дисциплины, зависит от многих социальных, педагогических, психологических и методических факторов обучения. Среди них главную роль играет сам обучающийся. Очень многое зависит от его внутренней готовности к изучению той или иной гуманитарной дисциплины, будь то иностранные языки, история или литература, от его активности и познавательных потребностей. Потребность в познании - это особая потребность, имеющая определенные закономерности. Главные из них: ненасыщаемость, т.е. принципиальная невозможность полностью удовлетвориться результатом познания; процессуальность, т.е. ориентация главным образом на процесс, а не на результат познания; тесная связь с положительными эмоциями, т.е. с эмоциями радости, интереса.
Чрезвычайно существенным является тот факт, что развитие способностей происходит лишь при условии «включения» познавательной потребности. Именно поэтому является заблуждением представление о том, что способности могут развиваться в любой деятельности.
Развитию творческих возможностей способствует не любая интеллектуальная деятельность, а только та, которая инициирована познавательной потребностью. Специфическое назначение способностей состоит в предвосхищении новой деятельности, в опережении и последующей деятельности индивида и «выходе» за пределы уже сложившейся. Именно в этом можно видеть специальную задачу способностей: в движении, изменении, преобразовании последующей индивидуальной деятельности.
Из зарубежных работ по теории мотивации наибольший интерес представляют работы А. Маслоу [2], т.к. он учитывает потребности личности в творчестве. В теории А. Маслоу выделяются пять уровней мотивации поведения и соответствующих потребностей личности: физиологический (в пище, одежде, отдыхе и т.д.); в безопасности, защите от насилия и угроз; в общении, привязанности и любви; в уважении, высокой самооценке, в самостоятельности, в успехе, престиже, добром имени; в самовыражении, в реализации своих способностей и талантов, потребность в развитии своих задатков, потребность в творчестве.
Кроме того А. Маслоу выделил ещё три, как он назвал, «высшие потребности: любознательность, потребность в осмыслении окружающего, эстетическая потребность в красоте, симметрии, порядке и простоте» [2]. Элементарный анализ показывает, что не только высшие потребности, но и потребности третьего, четвертого и пятого уровней следует учитывать в объяснении причин творческих достижений и творческих способностей студентов. Ученые-педагоги и психологи сегодня едины в главном творческие способности и дарования формируются и развиваются в деятельности, многогранной и многоплановой, в их проявлении и развитии большую, но отнюдь не решающую роль играют врожденные задатки, темперамент, характер, направленность личности. Однако основные различия в умственном развитии возникают за счет нескольких решающих факторов: а) условий жизни в семье, характера и системы обучения; б) профессионального мастерства, уровня специально-предметной, научно-педагогической и общей образованности и культуры учителя; в) наличия учебников и учебных пособий, пробуждающих и развивающих у них с необходимой систематичностью и последовательностью процесс творческого познания и воображения, интерес к самовоспитанию и самообразованию.
Развитие творческих способностей студентов при изучении гуманитарных дисциплин требует учета следующих дидактических условий: правильное определение научного содержания изучаемого студентами материала, дидактически правильный расчет объема, степени сложности, практических заданий, обеспечение единства образовательной, развивающей и воспитывающей задач процесса обучения, создание благоприятной учебной атмосферы и обеспечение эмоциональности обучения, динамичность, разнообразие форм, методов, приёмов обучения (преподавания и учения), направленность их на развитие активной поисковой деятельности студентов; педагогически правильное
378
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ
использование принципов дидактики; обеспечение регулярности, повышение эффективности контроля и оценки знаний, умений и навыков, в особенности текущего контроля; систематическое, целенаправленное использование современных технических средств обучения; ориентирование студентов на систематическую самостоятельную работу над материалом вне аудиторий и правильная организация их самостоятельной научно-исследовательской работы; выработка и правильное использование системы педагогических и психологических стимуляторов активизации учебной деятельности студентов.
Индивидуальный подход в формировании способностей означает -обеспечение дополнительной работой, материалом тех учащихся, которые легко и быстро овладевают материалом с тем, чтобы довести до нужного напряжения их силы и тем самым развить их способности и в том числе трудоспособность. Творческие способности развиваются в деятельности, требующей творчества. Творческий стиль деятельности универсален в том смысле, что охватывает все её необходимые компоненты, предполагает их гибкое использование в меняющихся условиях, целесообразность, самобытность.
Список литературы:
1. Вяткин Л.Г. Актуальные проблемы гуманитаризации высшего образования // Проблемы гуманитаризации высшего технического образования. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1992. - 138 с.
2. Maslon A.H. Creativity in self-actualising people. In Anderson H.H. «Creativity and its cultivation». - Harper, 1980. - 56 c.
ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ ТЕКСТОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ
© Поисеева Н.В.*
Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск
В статье рассматриваются некоторые проблемы обучения работе над текстами по специальности для формирования переводческой компе-тенции студентов неязыковых вузов.
В связи с возрастающей ролью иноязычного общения в профессиональ-ной деятельности, проблема профессионально-ориентированного обучения иностранному языку студентов неязыкового вуза приобретает особую важность. Она предусматривает формирование у студентов способности ино-
* Доцент кафедры Иностранных языков по гуманитарным специальностям Института зарубежной филологии и регионоведения.