ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 378.6.147.88
КОНФЕРЕНЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА ПЕДАГОГА-ЛИНГВИСТА В ИННОВАЦИОННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
© 2013 г. О.Х. Мирошникова
Мирошникова Ольга Христьевна -кандидат педагогических наук, доцент,
кафедра английского языка естественных факультетов, Южный федеральный университет, ул. Зорге, 5, г. Ростов-на-Дону, 344090. E-mail: miroshnikova@sfedu.ru.
Miroshnikova Olga Khristyevna -Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of English Language of Natural Faculties, Southern Federal University, Sorge St., 5, Rostov-on-Don, 344090. E-mail: miroshnikova@sfedu.ru.
Рассматриваются приоритеты конференционной деятельности в сфере гуманитарных наук как условие профессионального становления преподавателя вуза и повышения качества образования в инновационном университете. Анализируются пути развития исследовательского потенциала преподавателя-лингвиста в образовательном пространстве федерального вуза, в том числе активное участие в фундаментальных и прикладных исследованиях, а также в кон-ференционной деятельности в области гуманитарных и естественных наук.
Ключевые слова: инновационный университет, конференционная деятельность, профессиональная компетентность педагога-лингвиста.
The priorities of conference activities in the humanities as a condition ofprofessional development of university lecturers and improvement the quality of education in an innovative university are considered in the article. The ways of the development of research capacity ofprofessional competence of foreign language teachers in the educational space of Federal University, including active participation in the basic and applied research, as well as in the conferences on the humanities and natural sciences are analyzed
Keywords: innovative University, conferential activities, professional competence of foreign language teachers.
Согласно новому Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г. № 273-Ф3), необходимым условием обеспечения качества образования в федеральном университете является интеграция образовательной и научно-исследовательской деятельности. К ее эффективным формам относится конференционная деятельность, осуществляемая на различных структурно-организационных уровнях, в том числе на уровне образовательной организации в целом, уровне факультета или кафедры, а также отдельного преподавателя.
Модель конференционной деятельности в сфере образования как компонент профессиональной деятельности и развития преподавателя университета - актуальная, но совершенно не разработанная в методологическом отношении междисциплинарная проблема на стыке педагогики, психологии, психолингвистики, культурологии, философии, социологии и экономики образования, и др.
Отметим, что помимо прямого решения научно-исследовательских задач, конферен-ционная деятельность позволяет повысить
конкурентоспособность образовательной организации на рынке образовательных услуг, способствуя:
- созданию благоприятного имиджа вуза;
- повышению качества образовательных услуг;
- расширению межвузовской коммуникации на международном, национальном и региональном уровнях, в том числе на рынке труда;
- обеспечению прозрачности образовательного процесса и управленческой деятельности;
- расширению академической мобильности как условию интеграции молодежи в европейское образовательное пространство и пространство развивающейся России [1];
- созданию условий для инновационной деятельности вуза и роста творческого потенциала преподавателей и студентов.
На базе инновационного университета конференционная деятельность может развертываться на основании множества информационно-коммуникационных проектов, в числе которых конференции, симпозиумы, семинары, тренинги, мастер-классы, выездные научно-практические конференции, выставки, ве-бинары, роуд-шоу и т.д.
В связи с интеграцией страны в международное экономическое сообщество, расширением межкультурной коммуникации, созданием единого общеевропейского пространства высшего образования все более востребованы педагогические кадры, владеющие иностранным языком на уровне мировых стандартов. Ведущая роль здесь принадлежит университетам, которые «закономерно превращаются в последнее время в центры развития науки и образования во многих регионах России, способны взять на себя функции интегрирующего и стабилизирующего начала в структуре региональных образовательных пространств и обеспечить сбалансированность и непрерывность образования в целом, и лингвистического образования в частности» [2].
Для обеспечения конкурентоспособности кафедры иностранных языков в образовательном пространстве федерального вуза, а также профессионального становления преподавателя-лингвиста особое значение приобретает инновационное проектирование и личное участие в конференционной деятельности, включая:
- проведение ежегодных научно-практических конференций международного, общероссийского или регионального уровня;
- организацию студенческих научных конференций;
- осуществление мониторинга образовательной деятельности (на уровне кафедры, факультета) в форме конференций, мастер-классов, круглых столов и т.д.
Специфика научно-практической конфе-ренционной деятельности в гуманитарной сфере (педагогика, лингвистика, лингводи-дактика) требует от специалиста знания дискурса межкультурного профессионального общения и наличия коммуникативной компетентности, включающей следующие аспекты:
- знакомство с основами конференцион-ной дипломатии, предполагающей «продуцирование письменных и устных англоязычных текстов официальных публичных выступлений для пропаганды и защиты интересов своих государств по вопросам повестки дня международных конференций, затрагивающим интересы этих государств» [3];
- высокий уровень сформированности лингвистических и межкультурных компетенций, в том числе знакомство с нормами и методами конференционной деятельности, умение устанавливать и поддерживать межличностные контакты, владение навыками работы с информацией, включая область веб-конференционной связи, и пр.;
- знакомство с основами маркетинговой коммуникации, конференционным сегментом рынка деловых услуг и возможностями корпоративного предпринимательства в образовании.
Помимо этого, преподавателю-лингвисту необходимо обладать развитыми общекультурными и профессиональными компетенциями практико-ориентированной подготовки педагога вуза [4], согласно требованиям ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование», соответствующими как минимум квалификационной степени магистра, включая способность:
- использовать знание современных проблем науки и образования при решении образовательных и профессиональных задач (ОК-2);
- формировать ресурсно-информационные базы для решения профессиональных задач (ОК-4);
- работать с текстами профессиональной направленности на иностранном языке (ОК-6).
— осуществлять профессиональную коммуникацию на государственном (русском) и иностранном языках (ОПК-1);
— формировать образовательную среду и использовать свои способности в реализации задач инновационной образовательной политики (ПК-3);
— анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач (ПК-5);
— использовать индивидуальные креативные способности для оригинального решения исследовательских задач (ПК-6);
— самостоятельно осуществлять научное исследование с использованием современных методов науки (ПК-7);
— систематизировать, обобщать и распространять методический опыт (отечественный и зарубежный) в профессиональной области (ПК-9);
— разрабатывать стратегии просветительской деятельности (ПК-18);
— разрабатывать и реализовывать просветительские программы в целях популяризации научных знаний и культурных традиций (ПК-19);
— использовать современные информационно-коммуникационные технологии и СМИ для решения культурно-просветительских задач (ПК-20).
Преимуществами конференционной деятельности перед другими формами научно-педагогической деятельности в процессе моделирования профессиональной компетентности педагога-лингвиста являются:
— возможность создания творческой развивающей среды (в том числе с применением иноязычного речевого общения) в контексте формирования вторичной языковой личности [5 - 7] и психологическое сопровождение творческого роста преподавателя-лингвиста [8];
— возможность реализации на профессиональном уровне различных форм социокультурной информации;
— фундаментализация специального и неспециального лингвистического образования, включая интеграцию различных типов знания на основе междисциплинарного синтеза и применения инновационных образовательных подходов, в особенности компетентностного, который «позволяет обеспечить эффективную интеграцию важнейших принципов гуманизации и гуманитаризации образования: культу-
росообразности, личностного развития, профессиональной и академической мобильности, рефлексии и самореализации» [9];
— формирование у преподавателей способности к самооценке и рефлексии в профессиональной сфере и др.
Данные факторы желательно учитывать в процессе планирования научно-исследовательской и научно-методической работы кафедры иностранных языков, определяя направления конференционной работы. Проиллюстрируем эти положения на собственном опыте. В течение последних трех лет, начиная с 2010/2011 академического года кафедра английского языка естественных факультетов ЮФУ под руководством доктора педагогических наук профессора О.И. Сафроненко проводит ежегодную Международную научно-практическую Интернет-конференцию «Многоуровневая языковая подготовка специалистов в неязыковых вузах: проблемы и перспективы развития», результаты которой тщательно анализируются.
Тема конференции определилась из целей и задач развития федерального университета в образовательной и научной сфере, а также потребностей кафедры английского языка, обеспечивающей многоуровневую языковую подготовку специалистов естественно-научных специальностей (физическое, математическое, биологическое, геолого-географическое). При определении тематики работы секций во внимание принимались:
— общие тенденции в развитии системы высшего образования (мировой кризис образования, глобализация и Болонские реформы), модернизация отечественного образования (внедрение ФГОС ВПО и ФГОС общего образования второго поколения, смена образовательных парадигм и др.);
— задачи, определяемые стратегией развития системы высшего образования на региональном уровне и уровне вуза (в числе которых потребности локального научного сообщества, ключевые тренды рынка труда, запросы работодателей и т.д.);
— направления инновационного развития кафедры иностранных языков, включая актуальные вопросы лингводидактики, научно-методическое обеспечение образовательного процесса, проблемы кадрового потенциала, создание условий для творческого роста специалистов лингвистического профиля и т.д.
Соответственно направлениями конферен-ционной деятельности в последние годы стали:
- методологические и педагогические аспекты модернизации языковой подготовки в высшей школе;
- актуальная лингводидактическая проблематика;
- проблемы программно-методического обеспечения качества языковой подготовки специалистов в неязыковых вузах;
- инновационные технологии в преподавании иностранных языков;
- духовно-нравственное воспитание студентов посредством дисциплины «иностранный язык»;
- проблемы и перспективы развития кадрового потенциала неязыковых вузов.
Уже первая из проведенных конференций (2010/2011) показала, что проблематика материалов, представленных участниками, по охвату значительно шире изначально намеченной тематики. В частности, несмотря на приоритет педагогического направления, актуальными оказались проблемы языка и межкультурной коммуникации, что было учтено при проектировании последующих конференций.
Два последних года ознаменовались для ЮФУ серьезными модернизационными изменениями, обусловленными потребностями инновационного развития и затронувшими все аспекты деятельности вуза, включая содержание, структуру и организацию учебного процесса, направления научно-исследовательской деятельности, кадровую политику и т.д. Данный период связан с реализацией уровневой подготовки кадров на основе перехода к ФГОС ВПО, разработкой и внедрением основных образовательных программ, применением инновационных образовательных технологий и оценке результатов образования в компетентностной парадигме. Процесс модернизации вуза привел к более четкому осознанию существующих проблем и противоречий в области лингвистической подготовки, таких как:
- недостаточная компетентность преподавателей в области применения ИКТ;
- слабая связь содержания лингвистического образования с проблемами науки и практики по конкретным направлениям подготовки специалистов естественно-научного профиля;
- недостаток программно-методического и учебно-методического обеспечения, соответ-
ствующего международным стандартам качества;
- необходимость более активного внедрения в процесс иноязычной подготовки студентов инновационных образовательных подходов, в особенности деятельностного и метапредметного, которые начинают использоваться в практике школьных преподавателей иностранного языка в связи с переходом к ФГОС [10], а также вузовских преподавателей русского языка как иностранного [11, с. 16 - 19], но пока не нашли применения в системе преподавания иностранного языка в неязыковом вузе.
Все это обусловило необходимость коррекции целей и выработки инновационных стратегий лингвистической подготовки студентов естественно-научного направления для достижения нового качества образования.
Анализ материалов ежегодной научно-практической конференции помог выделить наиболее актуальную для педагога-лингвиста проблематику, исходя из частотности представленной информации и наполняемости секций научными материалами (публикациями) (таблица).
Как следует из таблицы, в 2012 г. значительно возрос интерес исследователей к проблемам межкультурной коммуникации и духовно-нравственного воспитания в процессе лингвистической подготовки. В то же время несколько снизилась популярность исследований в области стандартизации, мониторинга и обеспечения качества образования, а также вопросов информационно-технологического обеспечения.
С учетом современных тенденций развития высшего образования, стратегии развития ЮФУ и выявленной выше проблематики была откорректирована тематика секций конференции 2012/2013 г., при этом в качестве ключевых определены следующие аспекты:
- тенденции модернизации иноязычной подготовки в вузе в условиях реализации ФГОС ВПО;
- совершенствование иноязычной подготовки студентов как условие повышения качества образования в вузе;
- информационные технологии в процессе преподавания иностранного языка;
- метапредметный подход на занятиях по иностранному языку;
- язык и межкультурная коммуникация в - формирование духовно-нравственных контексте профессиональной подготовки бу- ценностей студенческой молодежи посредст-дущих специалистов; вом иноязычной подготовки.
Актуальная проблематика конференции «Многоуровневая языковая подготовка специалистов в неязыковых вузах: проблемы и перспективы развития»
№ Актуальная проблематика тематических секций Частотность материала, % от общего числа публикаций
2011 г. 2012 г.
1 Качество лингвистического образования и современные требования к языковой подготовке (многоуровневая подготовка, ФГОС, Болонский контекст и т.д.) 18 10
2 Проблемы лингводидактики и лингвокультурологии 30 13
3 Компетентностно-ориентированное обучение иностранному языку 12 15
4 Язык и межкультурная коммуникация 24 51
5 Применение инновационных технологий в обучении (интерактивные методики, ИКТ, проективные технологии, метапредметный подход и др.) 45 18
6 Социопрагматические аспекты лингвистической подготовки (социокультурная информация, PR-дискурс вуза и т.д.) 12 15
7 Аксиологические ценности и воспитательный потенциал иностранных языков 9 18
Проведенный нами анализ конференцион-ного дискурса показывает, что при соответствующей организации конференционная деятельность в неязыковом вузе выполняет следующие функции:
1) научно-исследовательскую, позволяющую распространять новое знание и на высоком профессиональном уровне обсуждать наиболее актуальные проблемы современных гуманитарных наук;
2) социопрагматическую, направленную на социальный диалог и гармонизацию общественных отношений;
3) коммуникативную, способствующую расширению межкультурной коммуникации в пределах научного и образовательного сообщества;
4) информирующую, служащую для распространения научной, профессиональной, методической и других видов информации;
5) дидактическую, помогающую педагогу-лингвисту осваивать инновационные образовательные технологии;
6) творческую, способствующую профессиональному росту педагогических и студенческих кадров, развитию креативности, рефлексии, самооценки, формированию общекультурных, профессиональных и личностных компетенций;
7) РЯ-функцию, нацеленную на распространению полной и достоверной информации о высшем учебном заведении, его научно-
образовательной деятельности с целью создания имиджа вуза на рынке образовательных услуг.
Целенаправленная реализация указанных функций в процессе проектирования конфе-ренционной деятельности способствует повышению конкурентоспособности кафедры иностранных языков в целом, творческому и профессиональному росту преподавателя-лингвиста и в конечном итоге повышению качества образования в условиях инновационного университета.
Литература
1. Горюнова Л.В. Мобильность научных кадров как проблема профессионального образования России // Материалы VII Междунар. конф. «Стратегия качества в промышленности и образовании». 3 - 10 июня 2011. Варна, 2011. Т. 1.
2. Московская Н.Л. Формирование профессиональной компетентности лингвиста-преподавателя: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Сходня, 2004. 46 с.
3. Алонцева Н.В., Ермошин Ю.А. О профессиональной компетентности специалистов области конференционной дипломатии // Межкультурная коммуникация и профессионально ориентированное обучение иностранным языкам: материалы IV Междунар. науч. конф., посвящ. 89-летию образования БГУ. Минск, 2010. 191 с.
4. Бермус А.Г. Практическая педагогика: учеб. пособие. Ростов н/Д, 2011. 116 с.
5. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М., 1987. 261 с.
6. Халеева И.И. Вторичная языковая личность как реципиент инофонного текста // Язык-система. Язык-текст. Язык-способность. М., 1995.
7. Шашлова Г.С. Теоретико-познавательные и методологические аспекты проблемы вторичной языковой личности: автореф. дис. ... канд. филос. наук. М., 2006. 30 с.
8. Лучишева Е.Г. Психологическое сопровождение развития творческой личности педагога-лингвиста: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Н. Новгород, 2012. 27 с.
9. Сафроненко О.И. Система и качество языковой подготовки студентов в условиях многоуров-
Поступила в редакцию
невого образования в неязыковых вузах России: дис. ... д-ра пед. наук. Ростов н/Д, 2006. 465 с.
10. Брюханова С.А. Метапредметный и междисциплинарный подход к обучению иностранным языкам в средней школе // URL: http://indigo-mir.ru/metapredmetnyj -i-mezhdisciplinarnyj -podxod-k-obucheniyu-inostrannym-yazykam-v-srednej-shkole (дата обращения: 16.02.2013).
11. Кузнецова Н. С. Метапредметный подход в транскультурном образовании иностранных студентов как единство модульного обучения и внеаудиторной деятельности // Проблемы и перспективы развития образования (II): материалы Меж-дунар. заоч. науч. конф. Пермь, 2012.
11 марта 2013 г.