Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ К САМОРАЗВИТИЮ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ'

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ К САМОРАЗВИТИЮ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
92
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ / САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / УПРАЖНЕНИЯ / МЕТОДИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Курасбедиани Зураби Важаевич, Токарева Станислава Валериевна, Котова Ольга Владимировна

Целью исследования является апробация методики формирования мотивации к самосовершенствованию в процессе физического воспитания студентов по направлению подготовки «Таможенное дело» и силовых структур. Методика и организация исследования. На первом этапе исследования авторами был определен исходный уровень готовности студентов к самосовершенствованию. На втором этапе была разработана и апробирована методика формирования мотивации к самосовершенствованию средствами физического воспитания в рамках учебновоспитательной работы. На завершающем этапе дана оценка эффективности разработанной методики. Выводы. Полученные результаты в ходе исследования позволяют считать, что предложенная методика является результативной и способствует формированию мотивационного компонента у студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Курасбедиани Зураби Важаевич, Токарева Станислава Валериевна, Котова Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF STUDENTS MOTIVATION FOR SELF-DEVELOPMENT IN THE PROCESS OF PHYSICAL EDUCATION

The aim of the study is to test the methodology for the formation of motivation for selfimprovement in the process of physical education of students in the direction of training "Customs" and law enforcement agencies. Research methodology and organization. At the first stage of the study, the authors determined the initial level of students' readiness for self-improvement. At the second stage, a methodology for the formation of motivation for self-improvement by means of physical education was developed and tested within the framework of educational work. At the final stage, the effectiveness of the developed methodology is assessed. Conclusions. The results obtained in the course of the study suggest that the proposed methodology is effective and contributes to the formation of a motivational component in students.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ К САМОРАЗВИТИЮ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ»

2. Динамика уровня физической подготовленности студентов, педагогических специальностей в зависимости от мотивации к занятиям физической культурой / А.В. Зюкин, Л.Н. Шелкова, М.Э. Леппик, С.А. Барченко // Научное мнение. - 2018. - № 4. - С. 54-59.

3. Формирование конкурентоспособных качеств студентов-управленцев в процессе физкультурно-состязательных форм деятельности / Е.Ю. Колганова, С.А. Хутин, Т.В. Голушко, О.Е. Понимасов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 9 (175). - С. 120-124.

4. Крылатых, В.Ю. Реализация целей межэтнического воспитания студентов средствами оздоровительной физической культуры / В.Ю. Крылатых, А.М. Шувалов, А.О. Миронов, О.Е. Понимасов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 4 (170). - С. 163-168.

5. Лобанов, Ю.Я. Востребованность адаптационного потенциала физической культуры в реабилитации функционального состояния студентов / Ю.Я. Лобанов, О.Е. Понимасов, Н.М. Дзюба // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 2 (180). - С. 219-222.

6. Миронов, А.О. Коммуникативные основы этического воспитания студентов в практике физкультурно-спортивной деятельности / А.О. Миронов, А.Ф. Самоуков, А.М. Шувалов, О.Е. Понимасов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 4 (170). - С. 217-220.

REFERENCES

1. Bobela, M.A. and Zyukin, A.V. (2007), "Research of physical development and physical fitness of pre-conscription youth", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 23, No. 1, pp. 2327.

2. Zyukin, A.V., Shelkova, L.N., Leppik, M.E. and Barchenko, S.A. (2018), Dynamics of the level of physical fitness of students, pedagogical specialties, depending on the motivation for physical education", Nauchnoye mneniye, No. 4, pp. 54-59.

3. Kolganova, E.Yu., Golushko, T.V., Khutin, S.A. and Ponimasov, O.E. (2019), "Formation of competitive qualities of students-managers in the process of physical cultural-compasative forms of activity", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 175, No. 9, pp. 120-124.

4. Krylatykh, V.Yu., Shuvalov, A.M., Mironov, A.O. and Ponimasov, O.E. (2019), "Realization of the objectives of interethnic education of students by means of health-improving physical culture", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 170, No. 4, pp. 163-168.

5. Lobanov, Yu. Ya., Ponimasov, O.E and Dzyuba, N.M (2020), "Demand for the adaptive potential of physical culture in the rehabilitation of the functional state of students", Uchenye zapiski univer-siteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 180, No. 2, pp. 219-222.

6. Mironov, A.O., Samoukov, A.F., Shuvalov, A.M. and Ponimasov, O.E. (2019), "Communicative bases of ethical education of students in the practice of physical and sports activities", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 170, No. 4, pp. 217-220.

Контактная информация: fizdvags@mail.ru

Статья поступила в редакцию 08.11.2020

УДК 796.011.3+316.628

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ К САМОРАЗВИТИЮ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Зураби Важаевич Курасбедиани, доцент, Станислава Валериевна Токарева, кандидат педагогических наук, доцент, Ольга Владимировна Котова, кандидат социальных наук, доцент, Юго-Западный государственный университет, г. Курск

Аннотация

Целью исследования является апробация методики формирования мотивации к самосовершенствованию в процессе физического воспитания студентов по направлению подготовки «Таможенное дело» и силовых структур. Методика и организация исследования. На первом этапе исследования авторами был определен исходный уровень готовности студентов к самосовершенствованию. На втором этапе была разработана и апробирована методика формирования мотивации к самосовершенствованию средствами физического воспитания в рамках учебно-воспитательной работы. На завершающем этапе дана оценка эффективности разработанной мето-

дики. Выводы. Полученные результаты в ходе исследования позволяют считать, что предложенная методика является результативной и способствует формированию мотивационного компонента у студентов.

Ключевые слова: формирование мотивации, физическое воспитание студентов, самосовершенствование, упражнения, методика.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.11.p294-301

FORMATION OF STUDENTS MOTIVATION FOR SELF-DEVELOPMENT IN THE PROCESS OF PHYSICAL EDUCATION

Zurab Vazhaevich Kurasbediani, the senior lecturer, Stanislava Valerievna Tokareva, the

candidate of pedagogical science, senior lecturer, Olga Vladimirovna Kotova, the candidate of social science, senior lecturer, South-West state University, Kursk

Abstract

The aim of the study is to test the methodology for the formation of motivation for self-improvement in the process of physical education of students in the direction of training "Customs" and law enforcement agencies. Research methodology and organization. At the first stage of the study, the authors determined the initial level of students' readiness for self-improvement. At the second stage, a methodology for the formation of motivation for self-improvement by means of physical education was developed and tested within the framework of educational work. At the final stage, the effectiveness of the developed methodology is assessed. Conclusions. The results obtained in the course of the study suggest that the proposed methodology is effective and contributes to the formation of a motivational component in students.

Keywords: formation of motivation, physical education of students, self-improvement, exercises, methods.

Формирование компетенции, обеспечивающей готовность личности к саморазвитию, самосовершенствованию, самореализации является одной из приоритетных при реализации требований Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО) по программам всех специальностей и уровней подготовки. Самосовершенствование не возможно без формирования мотивационного компонента, обеспечивающего добровольную работу личности в направлении саморазвития. Формирование мотивационного компонента, а именно готовности к самосовершенствованию, воспитывается в процессе выполнения поставленных задач, необходимых для достижения желаемых результатов. Достижение поставленных задач предполагает объективное оценивания собственного состояния и действий, анализ этих показателей, осмысливание и принятие как положительных, так и отрицательных результатов.

Самосовершенствование личности начинается с самопознания и физическая культура лучше многих других дисциплин, изучаемых в высшей школе, способствует этому. Физическое воспитание способствует оцениванию своего физического состояния, анализу его динамики, результативности достижений. Положительная динамика физического развития невозможна без объективного анализа, адекватный взгляд помогает выявить имеющиеся недостатки, подчеркнуть преимущества, даёт возможность спроектировать план дальнейших действий. Разработка плана дальнейшей работы по самосовершенствованию проходит параллельно с формированием мотивационного компонента, что обеспечивает единство физической и психической сторон в деятельности личности [1, с. 32].

Физическое самосовершенствование - процесс, у которого результат виден не сразу и является накопительным фактором, требующим продолжительного времени. Проблема физического совершенствования студентов усугубляется недостаточностью академического объема времени, отведенного на практические занятия по физическому воспитанию, которых катастрофически мало для достижения базовых знаний и хороших показателей физической подготовленности. Львиная доля времени, необходимого для фи-

зического развития, приходится на самостоятельную работу студентов, что предполагает высокий уровень сознательности обучающихся и умения рационального планирования времени, что весьма затруднительно без весомого мотивационного компонента.

Для многих специальностей именно физическое совершенство, как один из параметров комплексного развития личности может являться тем самым мотивационным компонентом. Так, например, для физкультурных специальностей, физическое самосовершенствование является неотъемлемой составляющей подготовленности будущего специалиста, его непосредственной «визитной карточкой». Будь то педагогическая или спортивная направленность деятельности, соответствующий внешний вид, гармоничность физического развития, уровень физической подготовленности важен как для учителя физической культуры, так и для инструктора, фитнесс-тренера, тренера, спортсмена. Для обучающихся по направлению подготовки «Таможенное дело», «Правовое обеспечение национальной безопасности», «Правоохранительная деятельность» и др. хорошее и гармоничное физическое развитие, как результат самосовершенствования, может служить определенным показателем готовности личности к саморазвитию и способствовать карьерному росту в будущем. В целом, для всех специальностей, должный уровень физической подготовленности, при возросшем спросе к стрессоустойчивости будущего специалиста, продуктивности трудовой деятельности при ее продолжительности является неотъемлемым звеном конкурентоспособности на современном рынке труда [2,3].

Цель статьи - апробация методики формирования мотивации к самосовершенствованию в процессе физического воспитания студентов.

Объект исследования - учебно-воспитательный процесс физического воспитания в высшей школе.

Субъект исследования - студенты, обучающиеся по направлению подготовки «Таможенное дело» и силовых структур.

Для достижения поставленной цели, в ходе работы решались следующие задачи:

1. Определить исходный уровень готовности студентов к самосовершенствованию.

2. Разработать методику формирования мотивации к самосовершенствованию средствами физического воспитания и апробировать ее в учебно-воспитательном процессе.

3. Оценить эффективность разработанной методики.

В исследовании было задействовано 118 обучающихся, студентов 1-3 курса мужского пола. Исследование проводилось в три этапа. На первом этапе студентам было предложено пройти тестирование для определения исходного уровня готовности к самосовершенствованию. За основу был взят самотест Т.А. Ратановой и Н.Ф. Шляхты «Готовность к саморазвитию» [4]. Целью данного теста является диагностика готовности личности к саморазвитию по двум основным показателям:

1. Потребность знать самого себя (ГЗС - готовность знать себя; хочу знать себя).

2. Готовность самосовершенствоваться (ГМС - готовность совершенствоваться; могу самосовершенствоваться).

Обработка результатов проводилась с выделением 4 групп: где группа «а» - «могу самосовершенствоваться», но «не хочу знать себя»; группа «б» - «хочу знать себя» и «могу изменить»; «в» - «не хочу знать себя» и «не хочу изменяться»; «г» - «хочу знать себя», но «не могу себя изменить».

Анализ полученных результатов на данном этапе исследования показала, что лишь треть опрошенных респондентов понимают необходимость знаний о себе, как инструмента для дальнейшего самосовершенствования. При этом только 25% опрошенных готовы к саморазвитию. Еще 40% студентов считают, что можно самосовершенствоваться без познания себя, а 35% из числа опрошенных желают знать о себе больше, но еще не владеют достаточными знаниями и навыками самосовершенствования.

В ходе первого этапа исследования так же было проведено оценивание уровня физического развития каждого студента и диагностированы предельные показатели по каждому из основных физических качеств посредством тестовых комплексных заданий физической направленности. Полученные результаты позволили сформировать индивидуальные установки на физическое самосовершенствование для составления дальнейшей карты их корректировки.

Были проведены следующие тестовые комплексы заданий:

Комплекс 1. Выполнить максимальное количество повторений в одной серии до отказа:

а) подтягивания на перекладине (методические указания (МУ): прямой, средний хват, с фиксацией в нижней и верхней точках);

б) отжимания от пола (МУ: руки на ширине плеч, ноги на ширине бедер, при опускании выполняем касание грудной клетки пола и фиксацию в верхней точке);

в) прыжки со сменой ног (МУ: угол в колене рабочей (передней) ноги должен быть больше 90 градусов. Колено второй (задней) ноги должно практически касаться пола, но не опускаться на него);

г) пресс из положения лежа (МУ: подъем корпуса с касанием руками земли за головой и перед ногами).

Комплекс 2. Выполнить максимально быстро:

а) бег на 100 м;

б) бег на 1 км;

в) челночный бег 10 отрезков по 10 м;

г) 100 одиночных прыжков на скакалке.

Комплекс 3. Выполнить как можно больше повторений за фиксированный отрезок времени (5минут):

а) упражнения "бёрпи";

б) упражнения "махи гири" 16 кг.

Комплекс 4. Выполнить упражнения на выносливость:

4.1. Статические упражнения. (МУ: как можно дольше сохранять исходно-принятое положение)

а) стульчик;

б) планка;

в) вис на перекладине, руки прямые;

г) вис на турнике, подбородок выше перекладины.

4.2. Динамические упражнения

а) бег на 3 км;

б) 100 бросков мяча 6 кг в высоту на 3 м (МУ: выполняется приседание с мячом с последующим разгибанием коленного и тазобедренного суставов и выброса руками мяча в высоту).

Предложенные упражнения позволяли продемонстрировать развитие практически всех групп мышц и физических кондиций. Полученные результаты позволяли оценить индивидуальный уровень физической подготовленности участников исследования. На основании полученных данных были обозначены промежуточные и основные цели физического развития, которые необходимо было достигнуть обучающемуся.

В ходе второго этапа исследования, разрабатывались и внедрялись личностно-ориентированные подход по формированию мотивационных установок через воздействия на психоэмоциональную сферу и средствами физических упражнений в процессе физической подготовки.

Индивидуальность каждого испытуемого предполагала наличие различного подхода к формированию мотивации. Обучающимся с избыточной самоуверенностью нужно было показать, что их результаты не является чем-то выдающимся, и требуют долгой и

кропотливой работы для улучшения. Студентов менее уверенных необходимо было подбодрить, акцентировать внимание их сильные стороны, убедить в реальности развития своих физических качеств до нужных кондиций.

На этом этапе исследования применялись различные приёмы воздействия: демонстрация выдающихся спортсменов и их результатов, известных личностей (военных, политиков, руководителей) и их достижений, а также людей заурядных с их преображениями в результате саморазвития.

В процессе реализации дисциплины «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту: Прикладная физическая культура», в ходе учебно-воспитательной работы и самостоятельной работы студентов (только студенты второго и последующих годов обучения), предусмотренной рабочей программой дисциплины для достижения положительной динамики в физической подготовленности были применены следующие комплексы:

1. Для увеличения количества подтягиваний.

а) 5 подходов по:

- 10 подтягиваний на низкой перекладине,

- 10 «обратных» подтягиваний (МУ: исходное положение (И.П.) - вис на турнике, подбородок выше перекладины; медленное выпрямление в локтевых суставах);

б) 10 подходов по:

- 5 подтягиваний с рывком

- 20 сек упражнение "уголок" (МУ: И.П. сидя на полу, поднять ноги ровные с вытянутыми носками под угол 45 градусов).

2. Для увеличения количества отжиманий:

а) Табата выполнить как можно больше отжиманий за 8 подходов (МУ: 20 сек активной работы, 10 сек отдых);

б) выполнить следующие упражнения по 5-6-7-...-15:

- отжимания от пола с отрывом ладоней (МУ: И.П. - упор лёжа, опустить тело на пол, оторвать ладони от земли, вернуть в И.П. и выполнить отжимание от пола);

- отжимания от спортивной скамьи обратным хватом;

- пресс (МУ: И.П. - лёжа на полу, руки за головой, ноги прямые, выполняем подъем туловища).

3. Для увеличения количества прыжков со сменой ног:

а) 100 выпадов вперёд (МУ: попеременно каждой ногой, подряд, без остановок. Каждая остановка штрафуется упражнениями на разные группы мышц, например пресс или «лодочка»);

б) за 10 мин выполнить максимальное количество подходов:

- 10 прыжков на тумбу,

- 10 функциональная лесенка (МУ: И.П. - наклон вперед прогнувшись, ноги врозь, перестановка поочередно каждой рукой вперед до положения упор лёжа и обратно в И. П.),

- 10 прыжков в длину

- 20 джампинг-джек (МУ: 1. И.П. - ноги вместе, руки вдоль туловища; 2. Выполнить прыжок, расставив ноги шире плеч, с одновременным подъемом рук над головой; (на выдохе) 3. Прыжок, возвращение в И.П. (на вдохе)).

4. Для увеличения количества повторений в упражнении на пресс:

а) выполнить следующие упражнения по 21-18-15-12-9 с максимальной скоростью:

- подъемы ног к перекладине,

- пресс «книжка»;

б) 5 подходов по:

- 30 сек уголок, 30 сек отдых,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- 30 сек планка, 30 сек отдых,

- 30 сек пресс «велосипед», 30 сек отдых,

- 0 сек «скалолаз», 30 сек отдых.

5. Для повышения беговых качеств:

а) ускорение в горку на расстояние 50-100 метров с последующим отдыхом до полного восстановления (МУ: от 5 до 10 повторений, в зависимости от уровня подготовки);

б) бег от 30 мин до 1 часа (МУ: пульс в пределах 120-140 уд/мин);

в) 10 подходов по:

- 200 м бег в легком темпе,

- 100 м ускорение.

г) за 20 мин выполнить как можно больше подходов:

- 20 приседаний,

- 300 м бег,

- 20 перепрыгиваний спортивной скамьи боком,

- 300 м бег,

- 20 пресс «ножницы»,

- 300 м бег.

6. Для развития общей и специальной выносливости:

а) Табата, выполнить 8 подходов:

- 20 сек максимальное количество «бёрпи», 10 сек отдых,

- 20 сек максимальное количество прыжков на скакалке, 10 сек отдых,

- 20 сек планка, 10 сек отдых.

б) Выполнить следующие упражнения с максимальной скоростью:

- 40 бросков мяча 6/9 в высоту на 3 м,

- 30 зашагиваний на тумбу с гирей 16 кг в руках,

- 20 подъем ног в висе на перекладине,

- 10 подтягиваний с рывком (или на низкой перекладине),

- 20 «бёрпи»,

- 30 махов гири,

- 40 бросков мяча в высоту на 3 м

в) выполнить максимальное количество подходов за 10 мин:

- 10 выпадов с гирей в руках,

- 10 перепрыгиваний через гирю,

- 10 отжиманий от пола.

С каждым подходом, увеличиваем количество повторений на 2 в каждом упражнении.

г) 5 подходов по:

- 40 сек прыжки на скакалке, 20 сек отдых,

- 40 сек бег на месте, 20 сек отдых,

- 40 сек пресс «ножницы», 20 сек отдых.

д) 5 подходов по:

- 20 выпады попеременно каждой ногой,

- 10 отжиманий от пола,

- 20 приседаний,

- 10 пресс,

- 10 подтягиваний.

Каждое упражнение начинается с новой минуты, при выполнении досрочно, до конца минуты отдых. С каждым подходом, увеличиваем количество повторений на 2 во всех упражнениях кроме подтягиваний - добавляется 1 повторение.

е) 10 подходов по:

- 20 прыжков на тумбу,

- 10 выпадов с гирей 24 кг,

- 20 пресса.

ж) выполнить максимальное количество подходов за фиксированный отрезок времени (3мин.).

Сет №1:

- 10 прыжки в высоту,

- 10 отжиманий,

- 10 упражнений «лодочка»,

2 мин отдых и переходим к сету №2:

- 10 прыжков в длину,

- 10 пресс «книжка»,

- 10 «планка» с отжиманиями (МУ: 1. И.П. - положение «планка» в упоре на предплечья; 2. - поочередно опираясь на ладони рук, перевести тело в максимальную точку вверх в положение упор лежа; 3 - выполнить отжимание с касанием грудью пола; 4. - вернуться в И.П.),

з) выполнить с максимальной скоростью:

- челночный бег 10 отрезков по 10 м,

- 10 подтягиваний,

- 20 отжиманий,

- 30 пресс,

- челночный бег 10 отрезков по 10 м.

и) выполнить максимальное количество подходов за 20 мин.:

- 10 становая тяга 2-х гирь по 16/24 кг,

- 5 «бёрпи»,

- выпады попеременно правой-левой ногой вперед 10 м с двумя гирями в руках,

- 10 приседаний с гирями на плечах,

- 5 «бёрпи»,

- выпады попеременно правой-левой ногой назад 10 м с двумя гирями в руках. На заключительном, третьем этапе исследования был проведен повторно тест «Го -

товность к саморазвитию». Сравнительные результаты первичного и итогового тестирования приведены ниже.

«а» «б» «в» «г»

До эксперимента 35% 25% - 40%

После эксперимента 25% 55% - 20%

Исходя из данных представленных в таблице, можно видеть, что существенно вырос показатель готовности студентов к саморазвитию. Так, если на начало эксперимента, он составлял 60% (группа «а», «б» и «в»), то к завершению эксперимента, он вырос до 80%. Помимо этого, важно отметить, что уменьшилось количество студентов, которые на начало эксперимента считали, что познание себя «хочу знать себя» не влияет на способность к самосовершенствованию. Количество студентов, которые до начала эксперимента владели недостаточно сформированными знаниями и навыками самосовершенствования или считали, что не готовы изменить себя уменьшилось вдвое.

Полученные результаты позволяют считать, что предложенная методика формирования мотивации к самосовершенствованию средствами физических упражнений являет-

ся результативной и способствует формированию мотивационного компонента у студентов обучающиеся по направлению подготовки «Таможенное дело» и силовых структур.

ЛИТЕРАТУРА

1. Курасбедиани З.В. Сущность и структура профессионально значимых личностных качеств работников таможенной службы / З.В. Курасбедиани // Наука - 2020. - 2019. - № 6 (31). -С. 29-33.

2. Токарева С.В. Дистанционное образование: понятийный аппарат и проблемы его формирования / С.В. Токарева // Наука молодых - будущее России : материалы IV Международной научной конференции перспективных разработок молодых учёных. - Курск, 2019. - С. 249-252.

3. Котова О.В. Физическое совершенствование организма как фактор повышение социальной активности граждан / О.В. Котова // Актуальные проблемы правового регулирования деятельности общественных объединений: российский и зарубежный опыт. Сборник научных статей. - Курск, 2016. - С. 107-109.

4. Ратанова Т.А. Психодиагностические методы изучения личности : учебное пособие / Т.А. Ратанова, Н.Ф. Шляхта. - 5-е изд. - Москва : Флинта : Московский психолого-социальный инт, 2008. - 319 с.

REFERENCES

1. Kurasbediani, Z.V. (2019), "The essence and structure of professionally significant personal qualities of customs officials", Science-2020, No.6 (31,) pp. 29-33.

2. Tokareva, S.V. (2019), "Distance education: conceptual apparatus and problems of its formation", Science of the young is the future of Russia: materials of the IV International scientific conference of promising developments of young scientists, Kursk, pp. 249-252.

3. Kotova, O.V. (2016) "Physical improvement of the body as a factor in increasing the social activity of citizens", Actual problems of legal regulation of the activities of public associations: Russian and foreign experience, A collection of scientific articles, Kursk, pp.107-109.

4. Ratanova, T.A. and Shlyakhta, N.F. (2008), Psychodiagnosis methods of studying personality, Flint, Moscow Psychological and Social Institute, Moscow.

Контактная информация: stanislava.n@mail.ru

Статья поступила в редакцию 22.10.2020

УДК 796/799

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМПАТИИ В СИСТЕМЕ «ТРЕНЕР-СПОРТСМЕН» НА ЭТАПЕ ВЫСШЕГО СПОРТИВНОГО МАСТЕРСТВА

Светлана Сергеевна Лада, кандидат педагогических наук, психолог, Сибирское государственное училище олимпийского резерва, г. Омск

Аннотация

В статье рассматривается проблема качества межличностного общения в системе «тренер-спортсмен» на этапе высшего спортивного мастерства. В исследовании установлено, что спортсмены имеют примерно равное соотношение интернального и экстернального локуса контроля, высокую мотивацию личности на успех и самоутверждение в спорте и социуме; развитую эмпатию личности; негативно относятся к авторитарному стилю общения с ними тренеров в тренировочном и соревновательном процессах. Большинство спортсменов считают, что демократичный стиль общения в системе «тренер-спортсмен» на этапе высшего спортивного мастерства наиболее оправдан и приемлем. Выявлено, что тренеры, в большей степени, опираются в своей работе на авторитарный стиль общения; утверждают, что при демократичном стиле общения добиться высоких спортивных результатов в спорте высших достижений практически невозможно.

Ключевые слова: спортсмены высокой квалификации, тренеры, эмпатия, общение, качества личности, мотивация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.