мира, а также представлять выполненные индивидуальные и групповые проекты и получать по ним обратную связь, способствует формированию коммуникативной и цифровой компетенций, столь необходимых для будущих специалистов гуманитарной сферы. Использование инструментов цифровой дидактики, а именно технологии обучения профессиональному общению оказалась эффективной при обучении бакалавров гуманитарных направлений подготовки, способствуя формированию у них цифровых компетенций, что наглядно показывает ставший уже традиционным круглый стол «Карелия туристская». Представляется возможным применение данной технологии при организации образовательного процесса по иностранному языку студентов технических и естественнонаучных направлений.
Литература:
1. Жиронкина, О.В. Междисциплинарный подход при обучении иностранному языку в вузе / О.В. Жиронкина, A.A. Рольгайзер // Профессиональное образование и рынок труда. - 2022. - №3 (50). - С. 146-163
2. Коннова, О.В. Междисциплинарный подход к обучению профессионально ориентированному языку / О.В. Коннова // Международный научно-исследовательский журнал. - 2023. - №7 (133). - URL: https://research-journal.org/archive/7-133-2023-july/10.23670/IRJ.2023.133.7 (дата обращения: 12.11.2023). - DOI: 10.23670/IRJ.2023.133.7
3. Крупченко, А.К. Методология междисциплинарного иноязычного образования специалиста / А.К. Крупченко, K.M. Иноземцева // Языковое образование сегодня - векторы развития: сборник трудов конференции. - Екатеринбург, 18-19 апреля 2014. - Екатеринбург: Урал, гос.пед. ун-т, 2014. - С. 102-116
4. Куприянчик, Т.В. Междисциплинарная интеграция как методический принцип обучения иностранному языку для специальных целей /Т.В. Куприянчик // Современные наукоемкие технологии. - 2021. -№ 11-1.-С. 168-172
5. Лазарев, Г.И. Глобальные вызовы современной образовательной системе. Каким будет ответ университетов? / Г.И. Лазарев // Университетское управление: практика и анализ. - 2005. - №2. - С. 8-14
6. Серостанова, H.H. Современные технологии преподавания иностранных языков в эпоху цифровизации образования / H.H. Серостанова, E.H. Чопорова // Современные проблемы науки и образования. - 2020. - № 6. - URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30254 (дата обращения: 12.11.2023)
7. Современные вызовы образования и психология формирования личности: монография / H.A. Казибекова, Э.Ш. Мусаева, A.A. Киселев и др.; гл. ред. Ж.В. Мурзина; Чувашский республиканский институт образования. - Чебоксары: Среда, 2022.-172с.
8. Цифровая дидактика: 11 основных принципов // Электронно-библиотечная система Лань. - 2022. - URL: https://lala.lanbook.com/cifrovaya-didaktika-ll-osnovnyh-principov?ysclid=loco6kliji588375878 (дата обращения: 12.11.2023)
9. Чиркунова, Е.К. Междисциплинарный подход - новое качество высшего образования / Е.К. Чиркунова // EDCRUNCH Ural: новые образовательные технологии в вузе: материалы международной научно-методической конференции (НОТВ-2017). - Екатеринбург: УрФУ, 2017. - С. 525-529
10. Что такое цифровая дидактика // Skillbox Media. - 2022. - URL: https://skillbox.ru/media/education/chto-takoe-tsifrovaya-didaktika/?ysclid=loco7196yl47227703 (дата обращения: 12.11.2023).
Педагогика
УДК 371.72
кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой безопасности жизнедеятельности Омаров Магомедали Магеррамович
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный педагогический университет имени Р.Г. Гамзатова» (г. Махачкала); кандидат педагогических наук, профессор кафедры спортивных игр Шихшабеков Шихшабек Юсупович Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный педагогический университет имени Р.Г. Гамзатова» (г. Махачкала); старший преподаватель кафедры спортивных игр Магомедов Гусей Камилович Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный педагогический университет имени Р.Г. Гамзатова» (г. Махачкала)
ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ НА ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗКУЛЬТУРНО-
СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация. В статье рассмотрен процесс формирования мотивации школьников на внеурочных занятиях по физкультурно-спортивной деятельности. Автор подчеркивает, что для достижения цели физического воспитания важную роль играет создание комфортной образовательной среды во внеурочной деятельности по физической культуре. Немаловажное значение для решения воспитательных задач, формирования мотивов, стимулирующих дальнейшие занятия, имеют спортивные звания и награды. Привлекая школьников, занимающихся во внеурочной деятельности физкультурно-спортивной направленности, задача педагога заключается в умственном развитии занимающихся. Автор пришел к выводу, огромное значение несет комфортная образовательная среда во внеурочной деятельности физкультурно-спортивной направленности. Особенности и всё многообразие средств на занятиях внеурочной деятельностью физкультурно-спортивной направленности должно быть нацелено на повышение воспитательно-образовательного процесса у школьников.
Ключевые слова: формирование, мотивация, школьник, внеурочные занятия, деятельность, физическая культура, спорт.
Annotation. The article considers the process of formation of schoolchildren's motivation in extracurricular physical education and sports activities. The author emphasises that the creation of a comfortable educational environment in extracurricular activities in physical education plays an important role in achieving the goal of physical education. Sports titles and awards are of no small importance for the solution of educational tasks, formation of motives stimulating further activities. Involving schoolchildren engaged in extracurricular activities of physical culture and sports orientation, the task of the teacher is the mental development of those involved. The author came to the conclusion that a comfortable educational environment in extracurricular activities of physical culture and sports orientation is of great importance. Peculiarities and all variety of means in extracurricular activities of physical culture and sports orientation should be aimed at increasing the educational process of schoolchildren.
Key words: formation, motivation, schoolchild, extracurricular activities, activity, physical culture, sport.
Введение. В современных условиях жизни школьников, которая отличается очень низкой физической активностью, в связи с чем, одной из важнейших проблем родителей и педагогов является задача - как оторвать детей от улицы, компьютера, от вредных увлечений, от телевизора и смартфона, как избавить их от бездеятельности, от лени и тем самым создать комфортную образовательную среду. Конечно же, школьник, который активно занимается физическими
упражнениями, у него складывается база для активной интеллектуальной и духовной жизни. Следовательно, исходя из перечисленных выше факторов, можно сказать, что для достижения цели физического воспитания важную роль играет создание комфортной образовательной среды во внеурочной деятельности по физической культуре.
В настоящее время существует проблема снижения интереса к спортивным мероприятиям и занятиям, а так же другими видами физкультурной и спортивной деятельности в силу введения новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) и увеличения количества уроков. Этот вопрос не дает воспитывать ценностную направленность на формирование здорового образа жизни, из-за чего ухудшается состояние здоровья подростков и молодежи.
Изложение основного материала статьи. Стремительное развитие спорта за последние десятилетия в российском обществе способствовало развитию спорта, как необходимого элемента укрепления здоровья, способа продления жизни людей. Как известно, различные физические упражнения, игры, активный отдых на природе рекомендуются как главное способ против сердечно-сосудистых и простудных заболеваний, для укрепления нервной системы, поднятия физического тонуса, воспитания здоровых детей. Поэтому, важно выстроить весь процесс внеурочной деятельности физкультурно-спортивной и оздоровительной направленности в школе. Во многих национальных программах и научных исследованиях прямо утверждается, что занятия физической культурой и спортом, направленные на повышение физической активности — это путь к успеху в жизни. В такой конкретной роли внеурочной деятельности физкультурно-спортивной направленности школьников обучающихся есть определенный смысл, так как вовлечь подрастающее население в активные занятия и воспитать у него устойчивый интерес к систематическим занятиям физической культурой, пожалуй, главная проблема современного общества и чем эффективнее будет образовательная среда обучающихся, тем лучше будут результаты данной деятельности.
Эмоциональная составляющая, остающаяся после проведения занятий играет огромную роль с целью привлечения школьников к внеурочной деятельности физической культуры. Важным стимулирующим фактором при первоначальном увлечении школьников являются дополнительные моменты, такие как победы в соревнованиях, прирост результатов физической подготовленности, возможность получения значка Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО), уважение одноклассников, общение в команде. Помимо перечисленного специалисты отмечают случаи стимулирования внеурочной деятельности по физической культуре и спорту при учете следующих показателей школьников: снижение числа заболеваний; количества выступлений в соревнованиях, наличия победителей и призеров и т.д.
При целенаправленной работе направленной на повышение эффективности образовательной среды не стоит забывать: закономерности функционального, физического и двигательного развития детей на различных этапах возрастного развития; характеристики состояния здоровья (клинического диагноза), наличия факторов риска развития распространенных заболеваний.
Говоря о роли внеурочной деятельности, рассмотрим определение, под которым мы понимаем деятельность по проведению праздников, «Дней здоровья», тренировочных занятий в кружках и секциях, детских творческих мероприятий, соревнований и т.д. направленных на повышение воспитательно-образовательного процесса школьников во внеурочное время. Перечисленное создаёт для школьников благоприятные условия для формирования ценностных ориентации по отношению к здоровому образу жизни и достижению высоких спортивных успехов [6, С. 26].
На стадии разработки плана внеурочной деятельности физкультурно-спортивной направленности школьников необходимо включать следующие направления: совершенствование содержания физкультурного образования; организация физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы; популяризация спортивных достижений обучающихся, педагогов, жителей города; просветительская работа с обучающимися, их родителями, педагогами; организация взаимодействия с социальными партнерами. Планирование всех мероприятий должно происходить совместно с администрацией школы, учителями физической культуры, педагогом по ОБЖ.
Помимо занятий внеурочной деятельностью следует советовать школьникам с целью повышения двигательной активности использование утренней гимнастики, физкультпаузы и физкультминутки, самостоятельные занятия общефизической направленности, самоконтроль, а обязательным моментом при посещении занятий внеурочной деятельности по физической культуре и спорту школьников должно быть прохождении медосмотра (один раз в полгода).
C.B. Якимович предлагает во внеурочной деятельности по физической культуре школьников использовать социально ориентирующие игры. По его мнению, социально ориентирующими играми являются те, которые являются по сути большим импровизированным спектаклем, в котором принимают участие все участники педагогического процесса, как ученики, так учителя и родители. В подобных играх формируются ситуации выбора, когда обучающийся выбирает способ не только своего участия в игре, его роль, но и наиболее эффективный путь по достижению цели и поставленных задач. Достижение цели можно реализовать в одиночку, или в паре со своим другом, партнером, или с небольшой группой единомышленников. Данные игры, по мнению автора, являются основой организации физического воспитания школьников во внеурочное время [7, С. 4].
Достаточно много исследований проводилось в сфере применения средств внеурочной деятельности по физической культуре у детей с различными заболеваниями, так, Б.И. Волгуцкова определяла динамику развития у детей с интеллектуальными нарушениями во внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности [2, С. 47].
Б.В. Горохова изучала особенности проведения внеурочных занятий и в следующем исследовании обосновывала методику рекреативно-оздоровительных занятий со школьниками младших классов страдающих миопией слабой степени [4, С. 53].
Большое количество программ посвящено внеурочной деятельности основанной на одном или нескольких видах спорта, так М.Ю. Золотова, М.В. Чайченко, Б.Д. Митусова разработали программу для учащихся начальных классов на основе шорт-трека [5, С. 73].
Эффективная образовательная среда школьников должна отличаться способностью привить занимающимся любовь к систематическим самостоятельным занятиям, направленным на общую физическую подготовку. Данные занятия проводятся 2-3 раза в неделю и могут включать разносторонне действующие физические упражнения из гимнастики, легкой атлетики, спортивных игр, передвижение на лыжах, плавание и др. Данные занятия рекомендуется детям с основной группой здоровья с целью расширения диапазона функциональных способностей энергообеспечивающих систем организма, укрепления физического развития, развитию основных физических качеств, подготовке к сдаче нормативов комплекса ГТО. Самостоятельные или организованные занятия общей физической подготовкой существенно отличаются от занятий в секции по определённому виду спорта, однако определенное сходство есть. Включение элементов соревнований в программе занятий по общей физической подготовке (ОФП) являются фактором, стимулирующим стабильный интерес, способствующих регулярному посещению занятий, привитию полезных навыков здорового образа жизни, отказу от вредных привычек [5, С. 57].
У обучающихся должны быть развиты ответственность перед командой за результат игры, участие в соревнованиях, конкурсах, умение находить причины ошибок, уверенность в своих спортивных возможностях. При этом они должны уметь принимать самостоятельные решения в игре и на тренировке; приучают себя к правильному режиму дня; планируют самостоятельные тренировки.
Приветствуется организаторские умения, т.е. - умение организовать регулярное участие команды в состязаниях, товарищеских играх, умение организовать коллективную и индивидуальную деятельность по самовоспитанию нравственных черт (товарищества, честности, самоотверженности и др.).
Особое значение приобретают гностические способности учителей физической культуры и педагогов-организаторов, т.е. - знание предмета, избранного вида спорта, осознание задач спортивно-массовой работы среди детей и подростков и сообразование их со временем, использование в своей деятельности рекомендаций спортивной и педагогической литературы, обучение воспитанников специальным навыкам, развитие в занимающийся физических способностей, специфичных для спортивно-оздоровительной работы во внеурочное время.
Формированию интереса к занятиям физкультурно-спортивной направленности во внеурочное время способствуют также массовые посещения спортивных соревнований, просмотры художественных фильмов на спортивные темы, обсуждение учебных кинофильмов и спортивных телевизионных передач.
Кроме указанного, большое значение имеет введение ступеней и деление занимающихся на группы в зависимости от успешности овладения техникой спортивных упражнений и решения других задач. На занимающихся, достигших определенных успехов, положительное влияние оказывают зрители, присутствующие на занятиях и соревнованиях, особенно если это родственники, друзья и знакомые школьники или спортсмены.
Важным условием решения всех задач занятий физкультурно-спортивной направленности во внеурочное время, в том числе и воспитания, является их систематичность, организованность, дисциплина. Для реализации данных задач Е.А. Глухова предлагает проводить школьные малые Олимпийские игры. По своей природе подготовка и участие в играх заключают в себе беспрерывное дисциплинирование движений. В каждом виде спорта следует строго руководствоваться определенными правилами или инструкциями. Их несоблюдение грозит здоровью, а порой и жизни занимающихся. Без строгого выполнения заданий педагога, касающихся режима жизни, невозможно решать задачи занятий спортом и, в частности, воспитывать занимающихся. Необходимо использовать и создавать ситуации, которые способствуют развитию способности тормозить себя, сдерживаться от определенных движений, действий. Этой цели служат также правила соревнований [3, С. 56].
В качестве средств воспитания могут быть использованы события, связанные с занятиями спортом сильнейших спортсменов страны, проводимыми Олимпиадами, с проведением крупных всероссийских и международных соревнований. С этой целью полезно приглашать для встреч и проведения бесед популярных спортсменов, лиц, пользующихся авторитетом у занимающихся, устраивать специальные стенды.
Воспитательный эффект зависит от класса, клуба, секции, в котором проводятся занятия внеурочной спортивной деятельностью, его традиций, общественного мнения, господствующего в нем, уставных положений, принятых и поддерживаемых в этом сообществе, степени доверия, созданного в нем. Чувство долга перед своими товарищами по команде - одно из самых сильных средств в борьбе за высокие спортивные результаты, за соблюдение дисциплины занятий. Чтобы разбудить в школьнике чувство коллективизма, гордость за свою команду, побудить к усиленной тренировке, к спортивной борьбе, можно применить крылатые фразы, девизы, придуманные учителем или взятые из книг. Так же воспитательный эффект зависит и от мотивов, побуждающих заниматься физкультурно-спортивной деятельностью во внеурочное время. Исследования показывают, что наряду с мотивами, совпадающими со значением и задачами занятий спортом, со стремлением к достижению всестороннего развития личности, высот спортивного мастерства, с желанием стать, возможно, более полезным членом общества, возможны также педагогически неоправданные мотивы. Опытный педагог устанавливает причины интереса, занимающегося в избранном им виде спорта, находит для него наиболее действенные стимулы, использует их и таким образом, чтобы усиленно тренироваться для достижения прогресса и повышения мастерства.
Сильнейшим средством воспитания школьника, формирования мотивов для дальнейших, более настойчивых занятий спортом служит участие в соревнованиях. Только нелегкий путь побед и поражений выковывает характер занимающихся в школьных спортивных клубах. Однако, если в самом начале занятий спортом к человеку, еще мало подготовленному, будут предъявлены непомерные требования, если результаты ряда спортивных соревнований будут убеждать занимающегося в том, что он слаб, они потеряют свое положительное воспитывающее значение. Привыкнув к поражениям, спортсмен скорее ослабит свою волю, чем разовьет и закалит ее.
Участие в соревнованиях имеет положительное воспитательное значение лишь в том случае, если предварительно обеспечена определенная техническая, тактическая, физическая и психическая подготовленность. Также опасны легкие выигрыши у слабых противников. В таких условиях занимающиеся в школьных спортивных клубах серьезно не напрягают своих духовных и физических сил. Более того, легкие победы часто приводят к беспечности, порождают ложное чувство самоуверенности. Соревнования могут решать указанные выше педагогические и гигиенические задачи, выступать в качестве стимула для занятий спортом при условии, если каждый учащийся на протяжении года будет участвовать в соревнованиях в избранном виде достаточное количество раз, если соревнования проводятся с участниками, равными по силам, и их трудность возрастает [1, С. 74].
Немаловажное значение для решения воспитательных задач, формирования мотивов, стимулирующих дальнейшие занятия, имеют спортивные звания и награды. Воспитательные результаты занятий спортом зависят от личности педагога, от его опыта, работоспособности, облика, тона. Они зависят от примера, который он подает в процессе и вне занятий, от того, в какой мере он сам соблюдает установленные правила и нормы поведения, при этом старается укреплять веру учащихся в свои возможности. Перед школьником стоят трудные цели, однако не следует часто подчеркивать эти трудности. Педагогу своим тоном и манерой говорить о них надо уметь внушить уверенность в возможности их достижения.
Успех работы учителя зависит от его умения убеждать, вовремя замечать успехи, правильно пользоваться мерами побуждения. Замечания должны быть тонкими, тактичными, иногда сделанными как бы мимоходом. Нравоучения и долгие беседы часто не приносят пользы. Результаты воспитания зависят от авторитета, который обусловлен его глубокими знаниями и любовью к спорту, умением рассказать и показать, его постоянной готовностью к упорной работе. В начале деятельности определенное значение имеет его спортивная квалификация в прошлом или в настоящем. Важнейшее условие успеха в занятиях спортом - доверие, которое педагог сумел завоевать у своих учеников. Он должен находить такой подход к своим ученикам, чтобы они не сомневались в его словах. Занимающийся должен быть уверен, что педагог умеет хранить его сокровенные тайны. Привлекая школьников, занимающихся во внеурочной деятельности физкультурно-спортивной направленности, задача педагога заключается в умственном развитии занимающихся.
Воздействие данных занятий во внеурочное время кардинально влияют на черты характера отвечающие за проявление воли и требования, предъявляемые ими к личностным волевым проявлениям. Занятия физической культурой и спортом — одно из мощнейших средств формирования волевых черт личности человека. Данный процесс взаимосвязан в связи с тем, что, что волевые черты человека, так же, как и развитие его мышц, происходит только в процессе выполнения упражнений, и в результате преодоления определенных трудностей. При занятиях спортивной направленности человек преодолевает себя при достижении обозначенных целей, в результате тренировочного процесса происходит постепенное и практически беспрерывное преодолении возникающих трудностей.
Условия, определяющие воздействие занятий внеурочной деятельностью в школьных спортивных клубах на интеллектуальную, волевую и эмоциональную сферу. Результаты воздействия занятий спортом на интеллектуальную, волевую и эмоциональную сферу, решение других воспитательных задач зависят, прежде всего, от используемых средств и методов, от всей обстановки, сопутствующей им, от организации занятий, применяемой нагрузки, от спортивной команды, личности педагога и самого занимающегося.
Выводы. Таким образом, проанализировав проблему формирования мотивации школьников на внеурочных занятиях по физкультурно-спортивной деятельности считаем, что огромное значение несет комфортная образовательная среда во внеурочной деятельности физкультурно-спортивной направленности. Особенности и всё многообразие средств на занятиях внеурочной деятельностью физкультурно-спортивной направленности должно быть нацелено на повышение воспитательно-образовательного процесса у школьников. Данные средства помогают создать для школьников комфортные условия для формирования ценностного отношения к предмету физическая культура и достижению высоких спортивных успехов. На фоне снижения интереса школьников к занятиям физкультурно-спортивной направленности, и их перегруженности -основной целью образовательной среды должна стать направленность на повышение физической активности, формирования устойчивого интерес к данной деятельности.
Литература:
1. Боген, М.М. Спортизированное физическое воспитание школьника - ключ к прогрессу государства / М.М. Боген, М.В. Боген // Детский тренер. - 2014. -№ 3. - С. 74-100
2. Волгуцкова, Е.И. Формирование здоровьесберегающей компетенции у обучающихся с интеллектуальными нарушениями во внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности / Е.И. Волгуцкова // Адаптивная физическая культура. -2019. -№ 1 (77). - С. 45-48
3. Глухова, Е.А. Школьные малые Олимпийские игры / Е.А. Глухова // Физическая культура в школе. - 2014. - № 8. -С. 55-60
4. Горохова, Е.В. Особенности методики рекреативно-оздоровительных занятий, проводимых во внеурочное время со школьниками младших классов с миопией слабой степени / Е.В. Горохова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 1 (143). - С. 50-54
5. Золотова, М.Ю. Методика внеурочной деятельности для учащихся начальных классов на основе шорт-трека / М.Ю. Золотова, М.В. Чайченко, Е.Д. Митусова // Физ. культура: воспитание, образование, тренировка: Детский тренер: журнал в журнале. - 2021. - № 3,- С. 72-74
6. Лебедев, C.B. Технология формирования успешного человека вусловиях физкультурного образования и воспитания / C.B. Лебедев, О.В. Тулупова,В.В. Ростунова // Физическая культура в школе. - 2019. - № 5. - С. 24-27
7. Якимович, C.B. Социально ориентирующие игры как основа организации физического воспитания школьников во внеурочное время // Физ. культура: воспитание, образование, тренировка. -2003. -№ 3,- С. 2-6
Педагогика
УДК 378.147
кандидат филологических наук, доцент Орлова Галина Викторовна
Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена (г. Санкт-Петербург)
КОММУНИКАТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЧАСТИЦ И ИХ ИЗУЧЕНИЕ В ИНОСТРАННОЙ АУДИТОРИИ
Аннотация. Формирование и развитие языковых и коммуникативных компетенций инофонов связано с пониманием функций, которые выполняют части речи русского языка. История исследования частиц составляет более двухсот лет. Активное изучение «маленьких слов» началось во второй половине XX века и связано с исследованиями в области функционального синтаксиса, лингвистики текста и модальности. В это же оформляется современная трактовка термина «частица». Создается классификация частиц, основанная на их семантико-функциональных отличиях. Изучению частиц в курсе русского языка как иностранного уделяется недостаточно внимания. Сложность презентации частиц в иностранной аудитории связана с их эмоциональной семантикой, а также с коммуникативным намерением говорящего (интенция). Поэтому инофоны часто испытывают трудности при чтении и продуцировании собственных высказываний, хотя частицы занимают важное место в формировании оценочного мнения в процессе коммуникации. В связи с этим, создание разнообразных методик по работе с частицами приобретает особую актуальность с учетом многообразия смысловых оттенков, вносимых частицами в значения слов и предложений. Материалом для исследования стали современные учебники и учебные пособия по русскому языку как иностранному. Как показали результаты контент-анализа, внимание авторов учебников, в основном, сосредоточено на контекстах, содержащих модальные частицы без объяснения их роли в создания смысла. Практическая значимость данной работы состоит в том, что предложенный комплекс заданий и упражнений позволит обучающимся расширить свои навыки в формировании коммуникативной компетенции через выражение различных эмоциональных оценок. Результаты, полученные в работе, помогут расширить арсенал различных методических приемов обучения пониманию и использованию в речи русских частиц.
Ключевые слова: частица, коммуникативная компетенция, интенция, эмоция, оценка.
Annotation. The formation and development of language and communicative competencies of foreign speakers is associated with understanding the functions that parts of the speech of the Russian language perform. The history of particle research is more than two hundred years. The active study of "small words" began in the second half of the XX century and is associated with research in the field of functional syntax, text linguistics and modality. At the same time, the modern interpretation of the term "particle" is formed. A classification of particles is created based on their semantic and functional differences. The study of particles in the course of Russian as a foreign language is not given enough attention. The complexity of the presentation of particles in a foreign audience is associated with their emotional semantics, as well as with the communicative intention of the speaker (intention). Therefore, foreign speakers often have difficulty reading and producing their own statements, although particles occupy an important place in the formation of an evaluative opinion in the communication process. In this regard, the creation of various techniques for working