Научная статья на тему 'ВНЕУРОЧНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СУВОРОВЦЕВ (НА ПРИМЕРЕ ЧИТИНСКОГО СУВОРОВСКОГО УЧИЛИЩА)'

ВНЕУРОЧНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СУВОРОВЦЕВ (НА ПРИМЕРЕ ЧИТИНСКОГО СУВОРОВСКОГО УЧИЛИЩА) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
74
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУВОРОВСКОЕ УЧИЛИЩЕ / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / РАБОЧАЯ ПРОГРАММА / СУВОРОВЦЫ / СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Побежимов Дмитрий Михайлович, Овчинникова Елена Ивановна

Актуальность исследования, результаты которого представлены в статье, обоснована авторами с позиции необходимости сохранения и укрепления здоровья детей и молодежи, обеспечения рационального проведения досуга, предпрофессиональной подготовки подростков. Показано, что внеурочные формы работы по физическому воспитанию обучающихся обладают широким образовательным, оздоровительным и воспитательным потенциалом. Авторы обращают внимание, что указанное направление деятельности требует четкой организации и методически обоснованного наполнения. В данной публикации представлены результаты анализа организации и содержания внеурочной деятельности по физической культуре и спорту в профильном образовательном учреждении. Рассматриваются цель и задачи внеурочной физической подготовки юношей, обучающихся в Читинском суворовском военном училище Министерства внутренних дел России. Описаны средства и методы, определены организационно-педагогические условия реализации программ внеурочной деятельности с направленностью на подготовку к поступлению в вузы МВД России. Установлено, что участие в спортивных соревнованиях и массовых физкультурно-оздоровительных мероприятиях способствует формированию благоприятного эмоционального климата, воспитанию боевого духа, коллективизма, взаимного уважения и ответственности. Применение традиционных и инновационных средств, методов и методик внеурочной деятельности физкультурно-спортивной направленности создает условия для сохранения и укрепления здоровья учащихся. Авторы исследования предполагают, что целенаправленное введение комплексов специализированных физических упражнений в дополнительные программы внеурочной физической подготовки суворовцев в общеобразовательных организациях, подведомственных МВД России, может содействовать формированию у воспитанников профессионально-значимых знаний, физических и психических качеств, двигательных умений и навыков. В совокупности с содержанием основных образовательных программ это позволит сформировать устойчивый интерес обучающихся к профессии полицейского и обеспечит их соответствие современным требованиям, предъявляемым со стороны МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Побежимов Дмитрий Михайлович, Овчинникова Елена Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXTRACURRICULAR PHYSICAL TRAINING OF SUVOROV STUDENTS (USINGTHE EXAMPLE OF THE CHITA SUVOROV SCHOOL)

The relevance of the study, the results of which are presented in the article, is justified by the authors from the point of view of the need to preserve and promote the health of children and youth, ensure rational leisure activities, and pre-professional training of adolescents. It is shown that extracurricular forms of work on physical education of students have a wide educational, health-improving and educational potential. The authors note that this area of activity requires a clear organization and methodically justified filling. This publication presents the results of the analysis of the organization and content of extracurricular activities in physical education and sports in a specialized educational institution. The purpose and tasks of extracurricular physical training of young men studying at the Chita Suvorov Military School of the Ministry of Internal Affairs of Russia are being considered. Means and methods are described, organizational and pedagogical conditions for the implementation of extracurricular programs with a focus on preparation for admission to universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia are determined. It was established that participation in sports competitions and mass fitness events contributes to the formation of a favorable emotional climate, the education of morale, collectivism, mutual respect and responsibility. The use of traditional and innovative means, methods and methods of extracurricular activities of physical education and sports orientation creates conditions for preserving and strengthening the health of students. The authors of the study suggest that the targeted introduction of complexes of specialized physical exercises into additional after-school physical training programs for Suvorov residents in educational organizations subordinate to the Ministry of Internal Affairs of Russia can contribute to the formation of vocational knowledge, physical and mental qualities, motor skills and skills among pupils. Together with the content of the main educational programs, this will make it possible to form a stable interest of students in the profession of a policeman and ensure their compliance with modern requirements imposed by the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Текст научной работы на тему «ВНЕУРОЧНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СУВОРОВЦЕВ (НА ПРИМЕРЕ ЧИТИНСКОГО СУВОРОВСКОГО УЧИЛИЩА)»

трансформации [1] образования, проведенных НИУ «Высшая школа экономики», более половины опрошенных преподавателей назвали главной мотивацией к самосовершенствованию в области цифровых и ИТ-компетенций «требования руководства вуза».

В настоящее время в рамках проекта «Цифровые кафедры» преподаватели проходят курсы повышения квалификации, связанные с развитием цифровых навыков и ИКТ-компетентности. Тем не менее, многие отмечают, что в подобных курсах бывает много теоретической информации, но не хватает практики, дающей возможность самостоятельно применить новые для себя инструменты и технологии в условиях, приближенных к реальным [9, C.15]. Кроме того, контент многих подобных курсов выстраивался до известных событий 2022 года, поэтому им требуется актуализация с поправкой на то, что многие программные продукты, ресурсы и сервисы невозможно использовать на территории нашей страны, а отечественные аналоги пока в стадии доработки.

Помимо объективных внешних причин, осложняющих процесс повышения квалификации преподавателей в области применения цифровых и ИК-технологий, можно отметить и другие факторы, носящие субъективный характер, но свойственные довольно широкому кругу педагогических работников. По данным опросов, существенной помехой более интенсивному использованию ИК-технологий в образовательном процессе преподаватели чаще всего называют «отсутствие времени для поиска и освоения цифровых инструментов (в том числе из-за высокой учебной нагрузки) и оборудования», а также проблемы с качеством Интернет-связи [9, C. 15]. Решение возникающих проблем, как представляется, должно носить системный характер и охватывать все области рисков, от обновления (или замены) программного обеспечения, сервисов и актуальных цифровых инструментов, обеспечения доступности и высокого качества Интернет-соединения, развития инфраструктурной части ЭИОС вузов до актуализации программ повышения квалификации, усиления их практической ориентированности, применения в вузе практик наставничества.

Выводы. Подводя итоги, следует отметить, что проблема формирования общепрофессиональной ИКТ-компетентности студентов, обучающихся по различным направлениям бакалавриата, не теряет своей актуальности в новых общественно-политических и научно-технологических реалиях. Многолетний опыт преподавания в вузе позволяет авторам сделать вывод о том, что успешная реализация вышеперечисленных условий на основе системно-деятельностного подхода при обеспечении постоянной актуализации содержания образовательных программ, использования оптимального сочетания принципов, методов и современных средств обучения обеспечит эффективную подготовку будущих бакалавров к профессиональной деятельности в условиях цифровой экономики, а также продуктивное формирование их общепрофессиональной ИКТ-компетентности как прочной основы для дальнейшего освоения профильной составляющей их профессиональной ИКТ-компетентности.

Литература:

1. Мониторинг цифровой трансформации общеобразовательных организаций на региональном и федеральном уровне в 2021 году / Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»: [сайт]. - 2022. - URL: https://ioe.hse.ru/cdle/mdts/ (дата обращения: 05.01.2023)

2. Глоссарий философских терминов проекта Distance: [сайт]. - URL: https://terme.ru/termin/uslovija.html (дата обращения: 04.01.2023)

3. Качество образования в российских университетах: что мы поняли в пандемию: Аналитический доклад / [Абрамова М.О., Груздев И.А., Рогозин Д.М., Терентьев Е.А.]; науч. ред. Е.А. Суханова, И.Д. Фрумин. - В серии: Оценка качества высшего образования в новых условиях: результаты социологических исследований. - Томск: Издательство Томского государственного университета, 2021. - 46 с.

4. Мониторинг экономики образования / Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»: [сайт]. - URL: https://memo.hse.ru/ (дата обращения: 04.01.2023)

5. Плеханова, М.В. Формирование общепедагогической ИКТ-компетентности будущего учителя на основе системно-деятельностного подхода: диссертация ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Плеханова Мария Валерьевна. - М., 2021. - 310 с.

6. Приказ Минобрнауки России от 26.11.2020 №1456 «О внесении изменений в федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования»: [сайт]. - URL: https://base.garant.ru/400819549/ (дата обращения: 05.11.2022).

7. Приказ Минэкономразвития России от 24.01.2020 №41 «Об утверждении методик расчета показателей федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации»: [сайт]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_344498/ (дата обращения: 26.12.2022)

8. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (ФГОС ВО) 3++ по направлениям бакалавриата: [сайт]. - URL: https://fgosvo.ru/fgosvo/index/24 (дата обращения: 12.10.2022)

9. Цифровой переход: опыт педагогов и образовательных организаций в России и в мире: Экспертно-аналитический доклад / Совместный доклад Фонда Сегаловича и Института образования НИУ ВШЭ. - М., 2021. - 97 с.

Педагогика

УДК 377.6

старший преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин Побежимов Дмитрий Михайлович

Забайкальский государственный университет (г. Чита);

доцент, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой теоретических основ физического воспитания Овчинникова Елена Ивановна

Забайкальский государственный университет (г. Чита)

ВНЕУРОЧНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СУВОРОВЦЕВ (НА ПРИМЕРЕ ЧИТИНСКОГО СУВОРОВСКОГО УЧИЛИЩА)

Аннотация. Актуальность исследования, результаты которого представлены в статье, обоснована авторами с позиции необходимости сохранения и укрепления здоровья детей и молодежи, обеспечения рационального проведения досуга, предпрофессиональной подготовки подростков. Показано, что внеурочные формы работы по физическому воспитанию обучающихся обладают широким образовательным, оздоровительным и воспитательным потенциалом. Авторы обращают внимание, что указанное направление деятельности требует четкой организации и методически обоснованного наполнения. В данной публикации представлены результаты анализа организации и содержания внеурочной деятельности по физической культуре и спорту в профильном образовательном учреждении. Рассматриваются цель и задачи внеурочной физической подготовки юношей, обучающихся в Читинском суворовском военном училище Министерства внутренних дел

России. Описаны средства и методы, определены организационно-педагогические условия реализации программ внеурочной деятельности с направленностью на подготовку к поступлению в вузы МВД России. Установлено, что участие в спортивных соревнованиях и массовых физкультурно-оздоровительных мероприятиях способствует формированию благоприятного эмоционального климата, воспитанию боевого духа, коллективизма, взаимного уважения и ответственности. Применение традиционных и инновационных средств, методов и методик внеурочной деятельности физкультурно-спортивной направленности создает условия для сохранения и укрепления здоровья учащихся. Авторы исследования предполагают, что целенаправленное введение комплексов специализированных физических упражнений в дополнительные программы внеурочной физической подготовки суворовцев в общеобразовательных организациях, подведомственных МВД России, может содействовать формированию у воспитанников профессионально-значимых знаний, физических и психических качеств, двигательных умений и навыков. В совокупности с содержанием основных образовательных программ это позволит сформировать устойчивый интерес обучающихся к профессии полицейского и обеспечит их соответствие современным требованиям, предъявляемым со стороны МВД России.

Ключевые слова: Суворовское училище, внеурочная деятельность, физическое воспитание, рабочая программа, суворовцы, спортивные игры.

Annotation. The relevance of the study, the results of which are presented in the article, is justified by the authors from the point of view of the need to preserve and promote the health of children and youth, ensure rational leisure activities, and pre-professional training of adolescents. It is shown that extracurricular forms of work on physical education of students have a wide educational, health-improving and educational potential. The authors note that this area of activity requires a clear organization and methodically justified filling. This publication presents the results of the analysis of the organization and content of extracurricular activities in physical education and sports in a specialized educational institution. The purpose and tasks of extracurricular physical training of young men studying at the Chita Suvorov Military School of the Ministry of Internal Affairs of Russia are being considered. Means and methods are described, organizational and pedagogical conditions for the implementation of extracurricular programs with a focus on preparation for admission to universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia are determined. It was established that participation in sports competitions and mass fitness events contributes to the formation of a favorable emotional climate, the education of morale, collectivism, mutual respect and responsibility. The use of traditional and innovative means, methods and methods of extracurricular activities of physical education and sports orientation creates conditions for preserving and strengthening the health of students. The authors of the study suggest that the targeted introduction of complexes of specialized physical exercises into additional after-school physical training programs for Suvorov residents in educational organizations subordinate to the Ministry of Internal Affairs of Russia can contribute to the formation of vocational knowledge, physical and mental qualities, motor skills and skills among pupils. Together with the content of the main educational programs, this will make it possible to form a stable interest of students in the profession of a policeman and ensure their compliance with modern requirements imposed by the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Key words: Suvorov School, extracurricular activities, physical education, work program, Suvorov students, sports games.

Введение. Согласно ч. 1 ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на здоровый образ жизни [8]. Под здоровым образом жизни трактуется структура норм политической, экономической, правовой, социальной, медицинской и профилактической направленности, воплощенных в жизнь органами государственной власти и местного самоуправления, всеми организациями и гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека [13]. Здоровье молодежи является основополагающим курсом государства в сфере образования. Важно отметить, что образовательные организации должны осуществлять не только образовательный процесс, но и обеспечивать сохранность и укрепление здоровья обучающихся.

Исследователями установлено, что недостаток физической деятельности наносит серьезный ущерб здоровью ребенка, ослабляет его иммунную систему и не формирует сбалансированное физическое развитие [16, С. 11]. Фундаментальной целью внеурочных занятий по физическому воспитанию является выковывание разнообразно развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и поддержание устойчивого сохранения собственного здоровья. Такие занятия формируют разнообразные двигательные умения и навыки, применимые в будущей профессии. Для суворовцев, ориентированных на подготовку к службе в органах внутренних дел, профессионально важным представляется умение выполнять, принимать на вооружение, но и самостоятельно совершенствовать упражнения прикладной физической подготовки [20, С. 218].

Теоретическая значимость результатов осуществляемого авторами исследования заключается в выявлении теоретико-методических оснований и организационно-педагогических условий совершенствования профессионально значимых физических способностей воспитанников, а также в уточнении сущности понятия «внеурочная физическая культура» для суворовцев общеобразовательных организаций, подведомственных МВД России, определяющих цель, задачи, специфические принципы, средства, организационные формы и методы профильности физкультурного образования.

Практическая значимость результатов состоит в том, что проведенная работа позволит определить проблемные вопросы рассматриваемой темы, разрешение которых способствует модернизации и совершенствованию процесса физического совершенствования на внеурочных занятиях.

Цель данного исследования - систематизировать теоретические сведения и практический опыт организации внеурочной деятельности суворовцев и изучить ее эффективность в отношении продолжения обучения в вузах системы МВД России.

Для достижения цели были сформулированы следующие задачи: 1) охарактеризовать и классифицировать практический опыт организации, установить содержание внеурочной деятельности в Читинском суворовском военном училище; 2) проанализировать программы внеурочной деятельности учащихся Читинского военного суворовского училища МВД России по физической культуре; 3) апробировать и подтвердить обоснованность созданных программ внеурочной деятельности по физической культуре для суворовцев, желающих продолжить обучение в вузах МВД России; 4) доказать, что внеурочная деятельность по физическому воспитанию не только укрепляет и сохраняет здоровье, но и побуждает мотивацию учащихся к будущей профессиональной деятельности в качестве сотрудников органов внутренних дел, способствует формированию желания и готовности продолжать обучение в вузах системы МВД России.

В качестве методов исследования были использованы: теоретический анализ научно-методической и специальной литературы, абстрагирование, педагогическое наблюдение с целью оценки эффективности внеурочной деятельности в суворовском училище.

Известно, что важнейшее значение в обеспечении эффективности полицейской службы имеет целенаправленное физическое воспитание суворовцев - будущих курсантов вузов системы МВД России, а также их внеурочные занятия военно-прикладными видами спорта [3; 4; 11; 14].

Особенность внеурочных физкультурных занятий - направленность на достижение личностных и метапредметных результатов обучения, дифференцированный подход, свобода выбора и возможность овладения многообразными видами двигательной активности [1, С. 9-11]. Внеурочная деятельность как объективная предпосылка для всестороннего гармонического развития личности позволяет формировать определенные установки режима дня, придает уверенность в поведении, усиливает мотивацию и позитивный настрой [9, С. 9].

Исследования Роспотребнадзора [2, С. 129] и ряда ученых показывают, что примерно 80-85% времени бодрствования обучающиеся проводят в положении сидя, а это пагубно сказывается на их здоровье [21, С. 126]. В связи с этим поиск новых и пересмотр старых форм и методов обучения физической культуре в суворовских училищах становится особенно актуальным. В этом плане важным аспектом является повышение внимания к развитию в первую очередь тех видов спортивной деятельности, которые пользуются у молодежи любовью и популярностью.

Одним из таких видов деятельности являются подвижные и спортивные игры, игровые задания и эстафеты, которые помогают оживить, разнообразить учебные занятия по физическому воспитанию [17, С. 7], позволяют решать задачи физической, технической и тактической подготовки.

Спортивные состязания во-первых, укрепляют дисциплину и прививают соревновательных дух, что имеет большое значение не только в спорте, но и других сферах жизнедеятельности; во-вторых, формируют волевой характер, стремление к победе, выдержку, слаженную работу в коллективе - качества, предусмотренные Кодексом этики и служебного поведения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации (приказ № 460 МВД России от 26 июня 2020 г.). В ходе игровой состязательности складываются понятия о нормах общественного поведения, формируются определенные навыки, умения и культурные ценности [17, 18].

Исследователи в области физической культуры и спорта установили, что внеурочные и самостоятельные физкультурные занятия являются не дополнительной работой, а разгрузкой подростков [4, 7, 10, 12]. Указывается, что физические упражнения способствуют устранению усталости, повышению работоспособности, отмечено, что профилирование средств физического воспитания с учетом их обучения и выбора будущей профессии в системе МВД России является инструментом повышения производительности, эффективности процесса физической активности суворовцев [6].

Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности в Читинском суворовском военном училище происходит в рамках спортивно-оздоровительного, духовно-нравственного, обще-интеллектуального, социального, общекультурного направлений. Приоритетными целями программ внеурочной деятельности является подготовка «верных Отечеству, сильных и выносливых суворовцев, владеющих требуемым объемом прикладных двигательных умений и специальных качеств, способствующих овладению ими военных специальностей, которые необходимы при дальнейшем обучении в вузах системы МВД России»; а также «...формирование у суворовцев привычки к систематическим занятиям физическими упражнениями» [19].

Модуль «Курсы внеурочной деятельности» физического воспитания включает в себя рабочие программы для обучающихся разного возраста. Программа «Чемпион» для обучающихся I курса (9 класс) с направленностью на воспитание патриотизма, ответственного отношения к своему здоровью, всестороннее развитие физических качеств, организацию здорового образа жизни (ЗОЖ) и досуга, имеет установку на достижение таких личностных результатов образования, как «формирование патриотических чувств и любви к отечеству, чувства патриотизма и воинского долга перед Родиной на примере геройских подвигов спортсменов - участников Великой Отечественной Войны и других выдающихся спортсменов СССР и России» и «.формирование ценности здорового образа жизни». Программы «Волейбол» и «Мини-футбол» для обучающихся II курса (10 класс) направлены на формирование мотивации к сохранению и укреплению здоровья, ведение рационального образа жизни, совершенствование физических качеств. Программа «Атлетическая гимнастика» для обучающихся III курса (11 класс) имеет основную направленность на совершенствование компонентов ЗОЖ, совершенствование двигательной сферы с акцентом на развитие силы, общей и силовой выносливости. Общая трудоемкость практической части программы для первокурсников составляет 34 часа (1 час в неделю), программы для суворовцев II и III курса рассчитаны на 102 часа (3 часа в неделю).

Кроме того, для профилирования обучающихся в училище ежегодно проводится спортивно-массовое мероприятие «Военизированная эстафета» с участием обучающиеся всех взводов и курсов, имеющих первоначальные навыки обращения с оружием и сдавшие зачёт по мерам безопасности. Соревнования проводятся на личное и лично-командное первенство в спортивно-прикладных упражнениях: сборка и разборка стрелкового оружия (ПМ, АК-74); снаряжение - разряжение магазина (ПМ, АК-74); порядок и последовательность надевания противогаза (ГП-5);прохождение этапов полосы препятствий; стрельба из положения стоя, с колена, лёжа на оборудовании беспулевой стрельбы «Патриот». В программу мероприятия также включается викторина по военно-исторической тематике.

Следует отметить, что общая физическая подготовка является основополагающим фундаментом для закрепления профессионально-прикладных навыков, проявляясь в них через такие особо важные для службы в органах внутренних дел показатели, как состояние здоровья, уровень физической подготовленности, уровень аэробной выносливости и другие. Следовательно, общая физическая подготовка служит основой профессионально-прикладной физической подготовки суворовцев [3, С. 60; 14, С. 66; 15, С. 53].

Обязательным для всех учащихся Читинского суворовского военного училища МВД России является участие в Спартакиаде училища - ежегодных комплексных спортивных соревнованиях среди обучающихся, взводов. Проведение Спартакиады позволяет решить важные задачи:

1) совершенствование системы физического воспитания обучающихся в училище;

2) популяризация массовых видов спорта среди обучающихся;

3) вовлечение личного состава училища в регулярные занятия спортом;

4) приобретение обучающимися опыта участия в соревнованиях;

5) выявление наиболее физически подготовленных обучающихся для комплектования сборных команд училища;

6) сплочение коллектива учебных взводов, курсов, воспитание чувства товарищества и взаимовыручки;

7) организация активного досуга обучающихся.

Ежегодно осенью в Читинском суворовском училище проводятся соревнования по бегу на 100 и 1000 метров. К участию допускаются обучающиеся всех взводов и курсов училища. Бег и ходьба являются универсальными и эффективными средствами физического воспитания и активного образа жизни. Они укрепляют суставы, сердечнососудистую систему, нормализуют вес тела, повышают выносливость и благотворно влияют на работоспособность организма [6, С. 145].

Помимо вышеперечисленных мероприятий для мотивации суворовцев к продолжению учебы в высших учебных заведениях МВД России для обучающихся I курса (9 класса) разработана рабочая программа внеурочной деятельности профессионального направления «Моя будущая профессия» объемом 17 часов (0,5 часа в неделю).

По результатам обобщения содержания исследовательских работ, а также анализа образовательной среды учреждения установлено, что внеурочный процесс физического воспитания суворовцев будет результативным при реализации следующих условий:

1. Учебная и внеурочная деятельность должны быть непосредственно связаны между собой;

2. Занятия должны быть легкодоступными и осуществляться в разных формах;

3. Должна неукоснительно соблюдаться преемственная связь основополагающих начал и методов всей системы внеурочной образовательной деятельности при участии всего личного состава;

4. Необходимо привлекать родителей / законных представителей суворовцев к материально-техническому обеспечению условий для проведения занятий;

5. Администрация училища и преподаватели должны умело руководить внеурочной деятельностью всего коллектива физической культуры.

Выводы. Таким образом, мощнейшим резервом двигательной активности суворовцев являются систематические занятия по физической культуре, которые предусмотрены в урочной и внеурочной деятельности. Опять же они должны быть продуктивными по содержанию, методам, при этом, не забывая про самоконтроль, тогда они проявятся в положительном результате [6, С. 147].

В заключении следует отметить, что финальная задача внеурочных занятий - это качественное повышение показателей здоровья каждого учащегося училища и создание условий для физического развития обучающихся в соответствии с их интересами к будущей профессиональной деятельности в качестве сотрудников органов внутренних дел и намерениями продолжения учебной деятельности в высших образовательных организациях системы МВД РФ.

Литература:

1. Алхасов, Д.С. Организация и проведение внеурочной деятельности по физической культуре / Д.С. Алхасов,

A.К Пономарев: учебник для СПО - Москва: Изд-во Юрайт, 2019. - 176 с.

2. Авдеева, Т.Г.Спортивная медицина у детей и подростков. Руководство для врачей, 2-е издание, переработанное и дополненное / Т.Г. Авдеева, Л.В. Виноградова. - Москва: Издательская группа «ГЭОТАР-Медиа», 2020. - 379 с.

3. Боброва, Г.В. Военно-прикладная подготовка как компонент структуры непрерывного военно-профильного образования кадет / Г.В. Боброва, А.В. Иванов // Современное образование. - 2019. - № 2. - С. 58-64

4. Виноград, Д.В. Военно-прикладные средства физического воспитания в довузовских образовательных учреждениях Министерства обороны России / Д.В. Виноград, А.В. Зыков // Образование и наука. - 2019. - №6 (21). - С. 171-190

5. Гаврилш, В.О. Положення про оргашзащю фiзичного виховання i массового спорту у вищих навчальних закладах /

B.О. Гаврилш // Загальна фiзична тдготовка: нормативы i ппешчш вимоги. - Луганськ, 2011. - С. 3-22

6. Jesús Viciana, Daniel Mayorga-Vega, Maribel Parra-Saldías. Adolescents' physical activity levels on physical education and non-physical education days according to gender, age, and weight status // European Physical Education Review. - 2017. - Т. 25. -Pp. 143-155

7. Завалишина, С.Ю. Функциональная оптимизация молодого организма средствами физического воспитания /

C.Ю. Завалишина, А.С. Махов // Теория и практика физической культуры. - 2022. - № 1. - С. 58-58

8. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Собр. законодательства Российской Федерации. - 2014. - № 15. - ст. 1691.

9. Ларина, О.В. Физическая культура в системе воспитания детей школьного возраста: учебно-методическое пособие / О.В. Ларина. - Саратов: Издательство Саратовский университет, 2019 - 48 с.

10. Педагогические условия реализации комплекса мероприятий военно-патриотического воспитания / Н. Заярная, Л. Микита, Е. Смирнова, А. Тубольцева // Современное педагогическое образование. - 2022. - №1. - С. 27-30

11. Полянский, В.П. Теоретико-методические основы совершенствования прикладной физической культуры (её содержания и форм) в современном обществе: автореферат дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.04 / Полянский Валерий Петрович. - Москва, 1999. - 62 с.

12. Пеняева, С.М. Влияние физических нагрузок на умственную деятельность / С.М. Пеняева // Научное обозрение. Педагогические науки. - 2019. - № 2. - С. 12-16

13. Российская Федерация. Законы. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 02.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022). - URL: http://www. Consultant.ru (дата обращения: 19.06.2022)

14. Рзаев, Д.О. Особенности применения методики функциональной тренированности профессионально-прикладной направленности в процессе подготовки кадетов / Д.О. Рзаев, Р.Р. Швец // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2020. - №. 10. - С. 64-71

15. Саханский, Н.Б. Начальный этап непрерывного военного образования / Н.Б. Саханский // Непрерывное образование: XXI век. - 2018. - № 3 (23). - С. 50-60

16. Физическая культура - 11. Учебник по предмету «Физическая культура» для 11 классов общеобразовательных школ / Ф.Я Фатуллаев, А.К. Аббасов А. К. [и др.]; Министерство Образования Азербайджанской Республики, 2018. - 209 с.

17. Фурманов, А.Г. Методика преподавания подвижных игр: учеб.-метод. пособие / А.Г. Фурманов; Белорус. гос. ун-т физ. культуры. - Минск: БГУФК, 2020. - 49 с.

18. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 2-е изд., с изм. и доп. / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - Москва: Издательский центр «Академия», 2003. - 472 с.

19. Читинское суворовское военное училище МВД России: официальный сайт. - URL: http://www. чсву.мвд.рф (дата обращения: 20.06.2022)

20. Чеберяк, В.В. Адаптация курсантов первого курса к физическим нагрузкам / В.В. Чеберяк // Молодой ученый. -2021. - № 9 (351). - С. 218-219

21. Ярцева, Д.Ю. Влияние малоподвижного образа жизни на состояние здоровья подростков / Д.Ю. Ярцева // Молодой ученый. - 2017. - № 18 (152). - С. 126-129

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.