Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ СТАРШИХ КЛАССОВ'

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ СТАРШИХ КЛАССОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
82
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНИКИ / МОТИВАЦИЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лифанов Александр Дмитриевич, Жукова Ирина Викторовна, Хайруллин Альберт Гадильевич

Двигательная активность среди школьников и студентов активность среди студентов имеет важное значение для преодоления гиподинамии и для сохранения и укрепления здоровья молодежи. Однако, большинство студентов не удовлетворены набором педагогических средств, которые используются в процессе физического воспитания. Именно в школьные годы происходит интенсивные рост и развитие ребенка, формирование отношения к различным видам деятельности. В настоящее время уровень физической подготовки учащейся молодежи находится на крайне неудовлетворительном уровне. В данной статье рассматривается роль и значение самостоятельной работы студентов по физической культуре, и приводятся научно-обоснованные решения необходимости коррекции ее организации. В работе в качестве основного диагностического инструментария использовались: тест-опросник мотивации ОД А.А. Касаткина. Результаты исследования показали, что уже к подростковому возрасту у школьников выстраивается относительно стабильная структура мотивации оздоровительной деятельности, которая при переходе к следующим этапам взросления не претерпевает существенных изменений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лифанов Александр Дмитриевич, Жукова Ирина Викторовна, Хайруллин Альберт Гадильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF MOTIVATION FOR INDEPENDENT PHYSICAL CULTURE AND HEALTH-IMPROVING ACTIVITIES AMONG SENIOR SCHOOLCHILDREN

Physical activity among students is essential for complimenting sedentary behavior and for individuals’ future health. Many students are not satisfied with a set of tools used in physical education. The article highlights the main factors influencing the motivational aspects of sports and high-improving activities, which can be considered in the design of the innovative concept implementation of physical activity among the students of higher educational institutions. Currently, the level of physical training of students is at the extremely unsatisfactory level. The aim of the study: to discuss the importance and role of students’ independent physical activity and give the reasons of the need to create the new model for its organization. The article features the new technique of health-improving activity motivation diagnostics based on the test by A.A. Kasatkin. The results of the study showed that by the age of adolescence, schoolchildren have a relatively stable structure of motivation for health-improving activities, which does not undergo significant changes during the transition to the next stages of adulthood.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ СТАРШИХ КЛАССОВ»

tion, Volgograd, pp. 253-256.

4. Pokrovskaya, T.Yu., Yusupov, R.A., Titova, E.B. and Zhuravleva, Yu.S. (2020), "Distance learning in the discipline "Physical culture and sports" in conditions of self-isolation", Theory and practice of physical culture, Vol. 11, pp. 65-67.

5. Rybachuk, N.A. (2020), "Efficiency of online training in the discipline "Physical culture and sport", Physical Culture. Sport. Tourism. Motor recreation, Vol. 5 No. 3, pp. 7-13.

6. Sivceva, S.N. and Zaxarov, A.A. (2020), "On the prospects of introducing online training courses in physical culture and sports at the North-Eastern Federal University (NEFU)", Actual problems of physical education, sports training, health-improving and adaptive physical culture. Materials of the All-Russian scientific and practical conference of students, postgraduates, young scientists and specialists of physical culture and sports in memory of Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Academician of MANPO Nikolai Kalinovich Shamaev, Yakutsk, pp. 116-118.

7. Shutova, T.N. and Andryushhenko, L.B. (2020), "Digitalization of the educational space of the university in the field of physical culture and sports", Theory and practice ofphysical culture, Vol. 9, pp. 102-104.

8. Blaine, A.M. (2019), "Interaction and presence in the virtual classroom: An analysis of the perceptions of students and teachers in online and blended Advanced Placement courses", Computers and Education, Vol. 132, pp. 31-43.

9. Sauve, L., Racette, N., Papi, C., Gerin-Lajoie, S., Desjardins, G. and Marineau, S. (2019), "Self-regulation Strategies of Students Enrolled in a Distance and Online University Education Program", Lecture Notes in Computer Science (including subseries Lecture Notes in Artificial Intelligence and Lecture Notes in Bioinformatics) 11841 LNCS, pp. 165-176, doi:10.1007/978-3-030-35758-0_16

10. Son, C.H., Kang, S.G. and Ha, S.J. (2016), "Study on application of online instruction for enhancing rights for learning: Focusing on high schools", Journal of Creative Information Culture, Vol. 2, pp. 9-22.

11. Yong, N. (2020), "On-line classroom visual tracking and quality evaluation by an advanced feature mining technique", Signal Process: Image Communication, Vol. 84, 115817, doi:10.1016/j.image.2020.115817.

Контактная информация: len@fks.unn.ru

Статья поступила в редакцию 15.02.2021

УДК 372.879.6+796.012

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ СТАРШИХ

КЛАССОВ

Александр Дмитриевич Лифанов, кандидат химических наук, доцент, Ирина Викторовна Жукова, кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой, Альберт Гадилье-вич Хайруллин, старший преподаватель, Казанский национальный исследовательский технологический университет, Казанский государственный энергетический университет

Аннотация

Двигательная активность среди школьников и студентов активность среди студентов имеет важное значение для преодоления гиподинамии и для сохранения и укрепления здоровья молодежи. Однако, большинство студентов не удовлетворены набором педагогических средств, которые используются в процессе физического воспитания. Именно в школьные годы происходит интенсивные рост и развитие ребенка, формирование отношения к различным видам деятельности. В настоящее время уровень физической подготовки учащейся молодежи находится на крайне неудовлетворительном уровне. В данной статье рассматривается роль и значение самостоятельной работы студентов по физической культуре, и приводятся научно-обоснованные решения необходимости коррекции ее организации. В работе в качестве основного диагностического инструментария использовались: тест-опросник мотивации ОД А.А. Касаткина. Результаты исследования показали, что уже к подростковому возрасту у школьников выстраивается относительно стабильная структура

мотивации оздоровительной деятельности, которая при переходе к следующим этапам взросления не претерпевает существенных изменений.

Ключевые слова: школьники, мотивация, физическая культура.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.2.p156-159

FORMATION OF MOTIVATION FOR INDEPENDENT PHYSICAL CULTURE AND HEALTH-IMPROVING ACTIVITIES AMONG SENIOR SCHOOLCHILDREN

Alexander Dmitrievich Lifanov, the candidate of chemical sciences, the senior lecturer, Irina

Viktorovna Zhukova, the candidate of pedagogical sciences, department chair, Albert Gadilevich Khairullin, the senior teacher, Kazan National Research Technological University, Kazan State Power Engineering University

Abstract

Physical activity among students is essential for complimenting sedentary behavior and for individuals' future health. Many students are not satisfied with a set of tools used in physical education. The article highlights the main factors influencing the motivational aspects of sports and high-improving activities, which can be considered in the design of the innovative concept implementation of physical activity among the students of higher educational institutions. Currently, the level of physical training of students is at the extremely unsatisfactory level. The aim of the study: to discuss the importance and role of students' independent physical activity and give the reasons of the need to create the new model for its organization. The article features the new technique of health-improving activity motivation diagnostics based on the test by A.A. Kasatkin. The results of the study showed that by the age of adolescence, schoolchildren have a relatively stable structure of motivation for health-improving activities, which does not undergo significant changes during the transition to the next stages of adulthood.

Keywords: schoolchildren, motivation, physical culture.

ВВЕДЕНИЕ

Физическая подготовленность и здоровье детей и подростков являются важнейшими слагаемыми развития всего общества. Весь этот потенциал закладывается в школьные годы [1]. Именно в школьные годы происходит интенсивные рост и развитие ребенка, формирование отношения к различным видам деятельности.

В настоящее время уровень физической подготовки учащейся молодежи находится на крайне неудовлетворительном уровне. Это и неудивительно, поскольку физическое воспитание школьников практически отодвинуто на последний план. В настоящее время ведется «натаскивание» школьников на сдачу ЕГЭ и большинство школьников оказываются не в состоянии выполнить нормативные требования для получения положительной оценки по физической культуре. В связи с этим, у школьников наблюдается ухудшение процессов адаптации к режиму будущей трудовой деятельности. Это касается не только условий профессиональной деятельности, но и к условиям воинской службы по призыву [2]. Снижение двигательной активности учащихся препятствует их нормальному физическому и интеллектуальному развитию, создает реальную угрозу здоровью подрастающего поколения [3-5]. По данным Министерства здравоохранения Российской Федерации в возрасте до 14 лет 35% школьников имеют отклонения в состоянии здоровья; 15% детей подвержены хроническим заболеваниям [3, 4].

Исходя из вышеизложенного, мы приходим к выводу о существовании необходимости совершенствование системы физического воспитания школьников. Решение данной проблемы невозможно без изучения особенностей развития мотивации оздоровительной деятельности школьников.

В своем исследовании мы поставили цель выявить уровень мотивации оздоровительной деятельности у группы школьников, являющиеся слушателей подготовительных курсов для поступления в вуз.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

В работе использовались: тест-опросник мотивации ОД А.А. Касаткина [1], педагогические наблюдения, анализ педагогической литературы по проблеме исследования, анкетирование по различным вопросам организации занятий физической культурой в школе. Выборку составили учащиеся 10 и 11-го классов школы № 146 и №1 74 г. Казани и лицея №53 г. Нижнего Новгорода (450 человек). Исследование носило комплексный характер и проводилось в период с 2009 по 2017 гг. Статистический анализ данных осуществлялся с использованием пакета прикладных программ «§1аЙ51юа 7.0». Для сравнения результатов использовался ^критерий Стьюдента, различия считались значимыми при р<0.05.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Результаты исследования показали, что уже к подростковому возрасту у школьников выстраивается относительно стабильная структура мотивации оздоровительной деятельности, которая при переходе к следующим этапам взросления не претерпевает существенных изменений (не выявлено достоверных различий по каждому мотиву по г-критерию Стьюдента между учащимися профильных классов 10-х и 11-х классов). Изучение динамики значимости жизненной сферы здоровья у школьников, проживающих в разных средовых условиях, также не выявлено статистически достоверных межгрупповых различий между классами, так и между учащимися 10 и 11 классов.

Проведенное исследование показало, что по большинству показателей тест-опросника мотивации оздоровительной деятельности показатели имеют достоверные различия (таблица 1).

Таблица 1 - Различия в структуре мотивации школьников - слушателей факультета довузовской подготовки к оздоровительной деятельности_

№ п/п Мотивы 10 класс (п = 112) 11 класс (п = 108) P г

XX±т Ранг XX ±т Ранг

1 Самосохранение здоровья 4,47±5,28 5 3,25±5,15 6,7 <0,001 5,707

2 Совершенствование 4,94±5,46 4 4,34±5,62 3,4 <0,001 9,479

3 Двигательная активность 5,65±4,06 2 5,59±3,81 1 <0,001 14,83

4 Долженствование (внутренний аспект) 1,47±5,81 13 1,54±6,23 12 <0,001 5,216

5 Долженствование (внешний аспект) 2,89±3,31 8 3,25±5,08 6,7 <0,001 11,082

6 Долженствование (воспитательный аспект) 2,76±5,46 9 2,63±5,40 10 <0,001 6,328

7 Общение 5,06±4,12 3 4,34±5,48 3,4 <,0001 11,047

8 Доминирование 2,53±4,71 11 2,54±5,56 11 <0,001 6,620

9 Физкультурно-спортивные интересы 4,29±4,93 6,7 3,86±5,72 5 <,0001 8,900

10 Соперничество 0,76±5,52 15 0,59±6,29 15 0,3088 1,020

11 Удовольствие от движений 4,29±4,66 6,7 3,54±5,16 6 <,0001 7,829

12 Игры и развлечения 6,06±4,52 1 5,26±4,83 2 <,0001 11,697

13 Подражание -0,65±5,60 16 -1,04±5,68 16 <,0001 4,316

14 Привычки 0,82±5,58 14 0,75±5,61 14 0,0342 2,133

15 Положительные эмоции 2,18±6,13 12 2,94±5,74 8 <,0001 9,834

16 Интерес к противоположному полу 2,65±4,15 10 2,91±5,29 9 <,0001 7,149

Результаты наших исследований показывают, что при приближении к возрасту 17 лет, в структуре мотивации учащихся 11 старших классов общеобразовательной школы наблюдаются незначительные колебания в структуре мотивации, характер которых существенно отличается от других. (не выявлено достоверных различий между структурой мотивации оздоровительной деятельности студентов, обучающихся по программам среднего профессионального образования и учащихся средней общеобразовательной школы). Таким образом, тип образовательного учреждения (его материально-техническая оснащенность, квалификация педагогов и т.д.) оказывает существенное влияние на структуру мотивации оздоровительной деятельности.

В работах Д.В. Каширского показано, что в возрасте 17 лет, совпадающим по времени с возрастом начала обучения в вузе, происходит перестройка ценностей [2]. Данный процесс обусловлен не столько окончанием школы, сколько изменением социальной ситуации развития. Принимая во внимание производный характер мотивов оздоровительной деятельности от системы личностных ценностей, мы предположили, что в этом возрасте изменения может претерпевать структура мотивации оздоровительной деятельности, обусловленная особенностями личностного и профессионального самоопределения при переходе от раннего к позднему юношескому возрасту.

ЛИТЕРАТУРА

1. Касаткин, А. А. Мотивы оздоровительной деятельности студенток в процессе обучения в вузе / А.А. Касаткин // Теория и практика физической культуры. - 2012. - № 6. - С. 10-13.

2. Каширский, Д.В. Динамика ценностных ориентаций российской молодежи / Д.В. Каширский // Вестник Алтайской академии экономики и права. - 2014. - № 1. - C. 119-123.

3. Фазлеева, Е.В. Проблемы мотивации физкультурной активности студентов вуза / Е.В. Фазлеева, Н.В. Васенков // Теория и практика физ. культуры. - 2010. - № 6. - С. 83-85.

4. Васенков, Н.В. Всероссийский спортивный комплекс «ГТО»: готовность студентов к выполнению норм и требований / Н.В. Васенков, Э.Ш. Миннибаев // Наука и спорт: современные тенденции. - 2016. - № 2 (11). - С. 65-68.

5. Удовлетворенность процессом физического воспитания студенток в условиях диверсификации физкультурного образования / А. Д. Лифанов, С.В. Деменев, Р.Г. Хуснутдинова, В. Д. Кузьмичев, С.А. Блохин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 4 (158). - С. 190-194.

REFERENCES

1. Kasatkin, A.A. (2012), "Motives of health-improving activity of female students within university education", Theory and practice ofphysical culture, No. 9, pp. 10-13.

2. Kashirskiy, D.V. (2014), "Dynamics of the value orientations of the Russian young people", Bulletin ofthe Altai Academy of Economics and law, No. 1, pp. 119-123.

3. Fazleyeva, E.V. and Vasenkov, N.V. (2010), "Problems of motivation of physical activity of the university students", Theory and Practice of Physical Culture, No. 6, pp. 83-85.

4. Vasenkov, N.V. and Minnibaev, E.Sh. (2016), "All-Russian sport complex "TRP": readiness of students to meet the standards and requirement", Science and sport: modern trends, Vol. 11, No. 2, pp. 65-68.

5. Lifanov A.D., Demenev, S.V., Khusnutdinova, R.G., Kuzmichev, V.D. and Blokhin, S.A. (2018), "Satisfaction with the process of physical education of students in the conditions of diversification of physical education", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 4 (158), pp. 190-194.

Контактная информация: m.sportedu@gmail.com

Статья поступила в редакцию 23.02.2021

УДК 796.894

ВЗАИМОСВЯЗЬ КИНЕМАТИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК УПРАЖНЕНИЯ ЖИМ ЛЕЖА С МАКСИМАЛЬНЫМ СПОРТИВНЫМ РЕЗУЛЬТАТОМ

Борис Георгиевич Лукьянов, кандидат технических наук, доцент, Алексей Борисович

Лукьянов, кандидат педагогических наук, доцент, Уфимский государственный авиационный технический университет; Владимир Сергеевич Степанов, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой; Вячеслав Леонидович Татаренцев, старший преподаватель, Александр Сергеевич Терещенко, старший преподаватель, Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения

Аннотация

В статье освещается изучение кинематических характеристик упражнения жим лежа для нахождения наиболее взаимосвязанных соревновательным результатом. Для этого было организо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.