Научная статья на тему 'Особенности организации оздоровительной физической культуры в условиях загородной базы'

Особенности организации оздоровительной физической культуры в условиях загородной базы Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
136
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ СРЕДА ЗАГОРОДНАЯ БАЗА / HEALTH ZDOROVESBEREGAJUSHHAJA COUNTRY CAMP WEDNESDAY / ЧАСТОТА СЕРДЕЧНЫХ СОКРАЩЕНИЙ / HEART RATE / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / HEALTHY LIFESTYLE / МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION / ГАРВАРДСКИЙ СТЕП-ТЕСТ / HARVARD STEP TEST

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Жукова Ирина Викторовна, Васенков Николай Владимирович

В статье проведено исследование по организации оздоровительной физической культуры в условиях загородной базы. Исследование проведено на достаточно большом (231 человек) и однородном контингенте студентов. Подвержены оценки показатели: рост, вес, объёмные размеры грудной клетки до и после выдоха, динамометрия левой и правой кисти, систолическое и диастолическое давление, частота сердечных сокращений в покое, индекс Гарвардского степ-теста (ИГСТ). В статье приведены рисунки изменения артериального давления и частоты сердечных сокращений студентов в течение дня. В конце статьи авторы делают вывод: У студентов, активно включившихся в организованный педагогический процесс в условиях загородного спортивно-оздоровительной базы, кроме обучения двигательным навыкам и умениям, развития функциональных возможностей организма, происходит формирование мотивационно-ценностного аспекта личностной физической культуры студента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Жукова Ирина Викторовна, Васенков Николай Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF THE PHYSICAL CULTURE OF RECUPERATION IN THE MIDST OF SUBURBAN BASE

Formation of healthy lifestyle of students has some especially out-of-town sports bases. The study was conducted on a fairly large (231) and homogeneous population estimates are affected by the students. indicators: height, weight, chest sizes before and after expiration, dynamometry left and right brushes, systolic and diastolic blood pressure, heart rate at rest, index of Harvard step test (IGST). Figures are given in the article changes in blood pressure and heart rate of students during the day. At the end of the article, the authors conclude: do students actively involved in pedagogical process organized in terms of country sports and health-improving base, in addition to learning motor skills, development functionality the organism is motivational value aspect of personal physical culture student.

Текст научной работы на тему «Особенности организации оздоровительной физической культуры в условиях загородной базы»

© И.В. Жукова, Н.В. Васенков УДК 796.01

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ ЗАГОРОДНОЙ БАЗЫ

И.В. Жукова, Н.В. Васенков

Казанский государственный энергетический университет, Казань, Россия

Резюме: В статье проведено исследование по организации оздоровительной физической культуры в условиях загородной базы. Исследование проведено на достаточно большом (231 человек) и однородном контингенте студентов. Подвержены оценки показатели: рост, вес, объёмные размеры грудной клетки до и после выдоха, динамометрия левой и правой кисти, систолическое и диастолическое давление, частота сердечных сокращений в покое, индекс Гарвардского степ-теста (ИГСТ). В статье приведены рисунки изменения артериального давления и частоты сердечных сокращений студентов в течение дня. В конце статьи авторы делают вывод: У студентов, активно включившихся в организованный педагогический процесс в условиях загородного спортивно-оздоровительной базы, кроме обучения двигательным навыкам и умениям, развития функциональных возможностей организма, происходит формирование мотивационно-ценностного аспекта личностной физической культуры студента.

Ключевые слова: Здоровье, здоровьесберегающая среда загородная база, частота сердечных сокращений, здоровый образ жизни, мотивация, Гарвардский степ-тест.

PECULIARITIES of the PHYSICAL CULTURE of RECUPERATION in the midst of

SUBURBAN BASE

I.V. Zhukova, N.V. Vasenkov

Kazan State Energy University, Kazan, Russia

Abstract: Formation of healthy lifestyle of students has some especially out-of-town sports bases. The study was conducted on a fairly large (231) and homogeneous population estimates are affected by the students. indicators: height, weight, chest sizes before and after expiration, dynamometry left and right brushes, systolic and diastolic blood pressure, heart rate at rest, index of Harvard step test (IGST). Figures are given in the article changes in blood pressure and heart rate of students during the day. At the end of the article, the authors conclude: do students actively involved in pedagogical process organized in terms of country sports and health-improving base, in addition to learning motor skills, development functionality the organism is motivational value aspect of personal physical culture student.

Keywords: Health zdorovesberegajushhaja country camp Wednesday, heart rate, healthy lifestyle, motivation,Harvard step test.

Введение. Состояние физического здоровья школьников и студентов из года в год ухудшается. По оценкам специалистов в настоящее время до 90% абитуриентов, поступающих в различные вузы России, уже имеют те или иные морфофункциональные отклонения и хронические заболевания, а 40% из них нуждаются в лечебной физической

культуре. Рост заболеваемости, инвалидность, смертность населения России, высокие показатели нравственного нездоровья людей (наркомания, социально -негативное поведение), - все это заставляет искать пути решения данных проблем [1, С. 91; 2, С. 89].

В последние годы всё чаще говорят о физической культуре не только как о социальном феномене, но и как об устойчивом качестве личности. Поэтому образование в вузе ориентировано на формирование студента как субъекта собственной физической культуры. Физическая культура, будучи одной из граней общей культуры, во многом определяет поведение человека в учёбе, на производстве, в быту, общении, способствует решению социально-экономических, воспитательных и оздоровительных задач [3].

Образование по дисциплине «Физическая культура и спорт» студенты получают в урочной форме - в течение учебного года во время запланированного расписания занятий под руководством квалифицированных преподавателей, а также и во внеурочное время -занятие в секциях, самостоятельные занятия. Большое значение для формирования здорового образа жизни студентов имеет воспитательный процесс, организованный в условиях загородных спортивно-оздоровительных баз. Помимо того, что данный процесс носит заранее спланированный характер и ведется под руководством, как правило, преподавателей физического воспитания в загородных условиях дополнительными здоровьесберегающими компонентами являются факторы внешней среды [4, С. 15]. Однако, в имеющейся литературе мы не нашли объективных показателей, подтверждающих положительное влияние пребывания студентов в условиях здоровьесберегающей образовательной среды загородной базы.

Цель нашего исследования: на основании объективных показателей выявить эффективность пребывания студентов в загородных оздоровительных комплексах на формирование устойчивых мотивационных факторов к занятиям физической культурой. В исследование приняли участие 231 студент первого курса Казанского государственного энергетического университета (КГЭУ), находящихся в учебном спортивно-оздоровительном лагере «Шеланга» (УСОЛ).

Методики исследования: уровень физического развития оценивали по показателям: рост, вес, объёмные размеры грудной клетки до и после выдоха, динамометрия левой и правой кисти, систолическое и диастолическое давление, частота сердечных сокращений в покое, индекс Гарвардского степ-теста (ИГСТ).

Результаты исследования и их обсуждение. Проведенное в начале смены анкетирование показало, что все студенты приехали в УСОЛ отдыхать активно и желают принимать участие во всех физкультурно-оздоровительных мероприятиях. Режим дня учебного спортивно-оздоровительного лагеря включает в себя, кроме приёмов пищи, занятия аэробикой, спортивными играми, туристические походы, плавание.

В начале и в конце каждой из трёх смен в учебном спортивно-оздоровительном лагере «Шеланга»нами были проведены следующие измерения: рост, вес, объёмные размеры грудной клетки до и после выдоха, динамометрия левой и правой кисти.

Наиболее доступными в исследовании и достаточно информативными показателями работы сердечно-сосудистой системы являются частота сердечных сокращений и артериальное давление (ЧСС и АД). Исследование показателей АД студентов выявило: систолическое и диастолическое давление утром достоверно (Р<0,05) ниже показателей, измеренных днём и вечером во всех трёх сменах. Из рис. 1 видно, между показателями АД студентов днём и вечером достоверных различий не выявлено.

Рис. 1. Показатели артериального давления студентов в условиях учебного спортивно-оздоровительного лагеря «Шеланга» в начале и в конце I смены

Показатели ЧСС, также фиксируемые у студентов утром, днём и вечером в начале и в конце смены, достоверно ниже утром, чем днём, а днём ниже, чем вечером. На рис. 2 показано, к концу пребывания в УОЦ показатели ЧСС студентов имеют тенденцию к снижению, по сравнению с показателями, зафиксированными в день приезда. Следовательно, режим пребывания студентов в УСОЛ «Шеланга» оказывает положительное влияние на сердечно-сосудистую систему студентов.

Рис. 2. Показатели частоты сердечных сокращений студентовв условиях учебного спортивно -

оздоровительного лагеря «Шеланга»

Индекс Гарвардского степ-теста - комплексный показатель, по которому можно судить о физической работоспособности человека. На рис. 3 показано, что ИГСТ имеет тенденцию к увеличению у студентов от начала смены к её концу. Следовательно, двигательный режим предложенный студентам в условиях УСОЛ способствует повышению уровня общей работоспособности студентов.

82,00

I смена II смена III смена

Рис. 3. Показатели ИГСТ студентов в условиях учебного спортивно-оздоровительного лагеря

«Шеланга»

В результате правильно организованные исследования, с привлечением к процессу самих испытуемых, позволили студентам овладеть системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление физического здоровья и психического благополучия.

Так как контингент испытуемых состоял из студентов - будущей элиты общества, участие их в организованном исследовании имело немаловажное значение для понимания социальной роли физической культуры в развитии личности и подготовке к профессиональной деятельности.

Участие студентов в качестве болельщиков, организаторов, судей, участников физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, позволило сориентировать их на здоровый стиль жизни, физическое самосовершенствование и самовоспитание, выработало потребность в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом [5, С. 83-85].

Вывод. У студентов, активно включившихся в организованный педагогический процесс в условиях учебного спортивно-оздоровительного лагеря «Шеланга», кроме обучения двигательным навыкам и умениям, развития функциональных возможностей организма, происходит формирование мотивационно-ценностного аспекта личностной физической культуры студента.

Литература

1. Васенков Н.В. Динамика состояния физического здоровья и физической подготовленности студентов //Теория и практика физической культур. 2008. № 5. С. 91-92.

2. Васенков Н.В., Фазлеева Е.В. Формирование здорового образа жизни студентов как ориентир функционирования системы физкультурно-спортивной деятельности в вузе. // Materialy VII Miedzynarodowejnaukowi-praktycznejkonferencji «Perspektywiczneopracowaniasanauka i technikami - 2011» Vol. 58. Fizycznakultura i sport: Przemysl. Nauka i studia. 88 p.

3. Виленский М.Я. Студент как субъект физической культуры // Теория и практика физ. культуры. 1999. № 10. С. 2-5.

4. Жукова И.В. Вариативное управление процессом формирования здорового образа жизни студентов вуза: автореф... дис. канд. пед. наук. Казань: ФГНУ ИПП ПО РАО, 2014. 23 с.

5. Фазлеева Е.В., Васенков Н.В. Проблемы мотивации физкультурной активности студентов в вузе. //Теория и практика физической культуры. № 6. 2010. С. 83 -85.

6. Вечные проблемы студентов [электронный ресурс] Режим доступа. - URL: httpV/совет студенту. рф/pervokursniku/vechnye-problemy-studentov/(Дата обращения: 16.03.2016).

7. Физические нагрузки и их дозирование [электронный ресурс] Режим доступа. - URL: ttp://studme.org/192407014095/meditsina/fizicheskie_nagruzki_dozirovanie (Дата обращения: 18.04.201б).

8. Lynch, Timothy (20^).The Future of Health, Wellbeing and Physical Education. ISBN 978-3-319-31бб7-3.

9. Michelini, E. (2015).The Role of Sport in Health-Related Promotion of Physical Activity. ISBN 978-3-б58-08188-1.

10. Kanosue, K. (Ed), Oshima, S. (Ed), Cao, Z. (Ed), Oka, K. (Ed) (2015). Physical Activity, Exercise, Sedentary Behavior and Health.ISBN 978-4-431-5б223-8.

Авторы публикации

Жукова Ирина Викторовна - канд. пед. наук, проректор по внеучебной и воспитательной работе Казанского государственного энергетического университета.

Васенков Николай Владимирович - канд. биол. наук, доцент кафедры «Физическое воспитание» Казанского государственного энергетического университета.

References

1. VasenkovN.V. Dynamics of physical health and physical fitness of students//theory and practice of physical cultures. No. 5, 2008. p. 91-92.

2. Vasenkovn.v., FazleevaE.v. lifestyles of students as a guide the functioning of the system of physical training and sports activities in high school.//Materialy VII Miedzynarodowejnaukowi-"Perspektywicznekonferencjipraktycznejopracowaniasanauka i technikami-2011» Volume 58. Kultura Fizyczna (i) sport: Przemysl. Nauka i studia. 88 p.

3. VilenskyM.y. Student as subject of physical culture//theory and practice of physical culture. 1999. № 10. p. 2-5.

4. Zhukov I.v.Variativnoe management of the process of formation of the healthy way of life University students: Katege ... Dees. Cand. ped. Sciences. -Kazan: FGNU IPP on RAO, 2014. 23 since.

5. Fazleevae.v., VasenkovN.v. motivational sports activities of students in high school.//theory and practice of physical culture No. 6. 2010. P. 83-85.

6. The eternal problem of students [electronic resource] access mode. URL: http://coBeTCTygerny. pervokursniku RF//vechnye-problemy-studentov/(date: 16.03.2016)

7. Physical activity and their dosage [electronic resource] access mode. URL: ttp://studme.org/192407014095/meditsina/fizicheskie_nagruzki_dozirovanie (date: 18.04.2016)

8. Lynch, Timothy (2016).The Future of Health, Wellbeing and Physical Education. ISBN 978-3319-31667-3.

9. Michelini, E. (2015).The Role of Sport in Health-Related Promotion of Physical Activity. ISBN 978-3-658-08188-1

10. Kanosue, K. (Ed), Oshima, S. (Ed), Cao, Z. (Ed), Oka, K. (Ed) (2015). Physical Activity, Exercise, Sedentary Behavior and Health.ISBN 978-4-431-56223-8.

The authors of the publication

Zhukova Irina Viktorovna - candidate of pedagogical sciences, Vice-Rector for extracurricular and educational work of the Kazan State Energy University.

VasenkovNikolayVladimirovich - Ph.d., Associate Professor, Department of physical education of Kazan State Energy University.

Поступила в редакцию 08.12.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.