Научная статья на тему 'МОТИВАЦИЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОГРАММАМ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ'

МОТИВАЦИЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОГРАММАМ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
36
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / МОТИВАЦИЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лифанов Александр Дмитриевич, Блохин Сергей Александрович

В последние годы в обществе наблюдаются существенные социально-экономические изменения. Начиная с 90-х годов, наблюдается демографический спад и при этом повышается доступность и популярность среди абитуриентов высшего образования. Выше перечисленное свидетельствует об имеющемся противоречии между существующей необходимостью формирования у студентов, обучающихся в учреждениях СПО мотивации оздоровительной деятельности и отсутствием педагогических способов, приемов и механизмов содействия данному процессу. Цель исследования - разработка и апробация методики формирования у студентов, обучающихся по программам СПО в вузе мотивации оздоровительной деятельности. Результаты исследования показывают, что наиболее сформированными мотивами к оздоровительной деятельности студенток СПО 1 курса 14-15 лет (ведущими мотивами ОД являются: игр и развлечений (+8,93±2,87 баллов), положительных эмоций (+7,58±3,77 баллов), удовольствия от движений (+5,28±3,52 баллов)). На последующих курсах, ситуация кардинальным образом не меняется. На основании полученных результатов предложены практические рекомендации, способствующие повышению эффективности занятий физической культурой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лифанов Александр Дмитриевич, Блохин Сергей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVATION OF HEALTH RELATED ACTIVITIES OF STUDENTS ENROLLED IN THE SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION PROGRAMS AT A UNIVERSITY

In recent years, the society has seen significant socio-economic changes. Since the 1990s, there has been a demographic decline, while increasing the availability and popularity of higher education applicants. The above indicates a contradiction between the existing need for students getting the professional education in higher education institutions to develop motivation for health-improving activities and the lack of pedagogical methods, techniques and mechanisms to facilitate this process. The aim of this study is development and method’s approbation of forming motivation for health-improving activities among students getting the professional education in higher education institutions. The results of the study show that the most formed motives for health-improving activities among female students of the first year (the leading motives of health-improving activity) are: games and entertainment (+8.93±2.87 points), positive emotions (+7.58±3.77 points), pleasure from movements (+5.28±3.52 points). In subsequent courses, the situation does not change dramatically. Based on these results we proposed the recommendations for efficiency increase of the physical culture occupations.

Текст научной работы на тему «МОТИВАЦИЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОГРАММАМ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ»

УДК 372.879.6+796.012

МОТИВАЦИЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОГРАММАМ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ

Александр Дмитриевич Лифанов, кандидат химических наук, доцент, Казанский национальный исследовательский технологический университет, Казанский государственный энергетический университет; Сергей Александрович Блохин, доцент, Казанский национальный исследовательский технический университет

Аннотация

В последние годы в обществе наблюдаются существенные социально-экономические изменения. Начиная с 90-х годов, наблюдается демографический спад и при этом повышается доступность и популярность среди абитуриентов высшего образования. Выше перечисленное свидетельствует об имеющемся противоречии между существующей необходимостью формирования у студентов, обучающихся в учреждениях СПО мотивации оздоровительной деятельности и отсутствием педагогических способов, приемов и механизмов содействия данному процессу. Цель исследования - разработка и апробация методики формирования у студентов, обучающихся по программам СПО в вузе мотивации оздоровительной деятельности. Результаты исследования показывают, что наиболее сформированными мотивами к оздоровительной деятельности студенток СПО 1 курса 14-15 лет (ведущими мотивами ОД являются: игр и развлечений (+8,93±2,87 баллов), положительных эмоций (+7,58±3,77 баллов), удовольствия от движений (+5,28±3,52 баллов)). На последующих курсах, ситуация кардинальным образом не меняется. На основании полученных результатов предложены практические рекомендации, способствующие повышению эффективности занятий физической культурой.

Ключевые слова: студенты, мотивация, физическая культура.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.11.p310-313

MOTIVATION OF HEALTH RELATED ACTIVITIES OF STUDENTS ENROLLED IN THE SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION PROGRAMS AT A

UNIVERSITY

Alexander Dmitrievich Lifanov, the candidate of chemical sciences, senior lecturer, Kazan National Research Technological University, Kazan State Power Engineering University; Sergey Alexandrovich Blokhin, the senior lecturer, Kazan National Research Technical University

Abstract

In recent years, the society has seen significant socio-economic changes. Since the 1990s, there has been a demographic decline, while increasing the availability and popularity of higher education applicants. The above indicates a contradiction between the existing need for students getting the professional education in higher education institutions to develop motivation for health-improving activities and the lack of pedagogical methods, techniques and mechanisms to facilitate this process. The aim of this study is development and method's approbation of forming motivation for health-improving activities among students getting the professional education in higher education institutions. The results of the study show that the most formed motives for health-improving activities among female students of the first year (the leading motives of health-improving activity) are: games and entertainment (+8.93±2.87 points), positive emotions (+7.58±3.77 points), pleasure from movements (+5.28±3.52 points). In subsequent courses, the situation does not change dramatically. Based on these results we proposed the recommendations for efficiency increase of the physical culture occupations.

Keywords: students, the motivation, physical culture..

ВВЕДЕНИЕ

В последние годы в обществе наблюдаются существенные социально-экономические изменения [1]. Начиная с 90-х годов, наблюдается демографический спад

и при этом повышается доступность и популярность среди абитуриентов высшего образования. В стране появляются коммерческие образовательные организации, создание социально-экономических факультетов при инженерных вузах. Все это привело к сокращению числа абитуриентов, желающих обучаться по программам среднего профессионального образования (СПО). В исследовании [2] показано, что даже на факультеты СПО при технических вузах приходят немотивированные к процессу обучения студенты, которые часто выбор профессии часто делают неосознанно. С другой стороны, усложнение производственных условий на рабочем месте приводит не только к повышению со стороны работодателей требований к уровню профессиональной, но и физической подготовки техников-технологов. Таким образом, перед преподавателями СПО стоит сложная задача - сформировать внутреннюю мотивацию к занятиям физической культурой у немотивированных, слабо подготовленных студентов. Без формирования у студентов мотивации оздоровительной деятельности решить данную задачу практически невозможно [3, 4].

В педагогике накоплен большой объем эмпирического материала, касающегося влиянию мотивации на эффективность оздоровительной деятельности. Однако мотиваци-онная сфера исследуется исследование в структурном аспекте, динамические же аспекты практически не рассматриваются. Вышеперечисленное свидетельствует об имеющемся противоречии между существующей необходимостью формирования у студентов, обучающихся в учреждениях СПО мотивации оздоровительной деятельности и отсутствием педагогических способов, приемов и механизмов содействия данному процессу.

Цель исследования -- разработка и апробация методики формирования у студентов, обучающихся по программам СПО в вузе мотивации оздоровительной деятельности.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Исследование выполнено с участием 108 студенток ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технологический университет» (далее - КНИТУ), обучающихся по программам среднего профессионального образования.

Диагностика мотивации к оздоровительной деятельности осуществлялась с использованием опросника А.А. Касаткина [1]. Данный тест опросник содержит 80 универсальных фраз об отношениях к занятиям физической культурой (например, «Самостоятельные занятия по физическому воспитанию по заданию преподавателя проходят более интересно, если в них принимают участие лица, противоположного пола») [2]. Статистический анализ данных осуществлялся с применением программы «81а118Йса 7.0».

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В таблице 1 представлены результаты исследования динамики мотивации оздоровительной деятельности студенток, получающих среднее профессиональное образование в условиях вуза.

Таблица 1 - Динамика мотивации оздоровительной деятельности студенток СПО (средние значения)_

Мотивы (по А.А. 1 курс (п=108) 2 курс (п=108) 3 курс (п=108) 4 курс (п=108) уровень значимости критерий Манна-Уит

Касаткину) X±т г X ±т г X ±т г X ±т г Л-2 Р2-3 Р3-4 И.-2 И2-3 И3-4

1. Самосохранение здо- 0,78±6,5 14 -0,8±6,0 15 -0,9±4,7 8 -0,9±4,8 9 ,04 ,80 ,97 4921 5720 5818

ровья

2. Совершенствование 1,59±4,5 12 0,36±4,6 11 -0,7±5,1 7 -0,63±5 7 ,05 ,15 ,94 4951 5174 5801

3. Двигательная 1,51±4,8 13 1,68±5,3 8 2,04±5,2 1 2,34±5,0 1 ,78 ,64 ,74 5708 5621 5685

активность

4. Долженствование 3,64±5,6 7 -0,5±6,1 14 -2,1±4,5 14 -1,4±4,7 10 <,01 ,18 ,19 363 5216 5239

(внутренний аспект) 2

5. Долженствование 6,32±4,3 3 1,89±5,3 6 1,28±4,2 5 1,25±4,7 5 <,01 ,79 ,92 3080 5710 5787

(внешний аспект)

б. Долженствование (воспитательный аспект) 2,87±5,5 8 0,63±5,7 10 -1,4±4,7 11 -1,9±4,7 13 ,01 ,42 ,48 4616 6200 5508

7. Общение 5,16±3,6 5 2,75±5,4 4 1,71±4,4 3 1,88±4,5 2 ,01 ,01 ,78 4277 4726 5707

8. Доминирование 5,89±4,8 4 2,56±6,0 5 -1,2±5,5 10 -1,5±5,5 11 <,01 ,01 ,62 3952 4271 5609

9. Физкультурно-спортивные интересы 4,87±4,1 6 1,79±4,7 7 -1,7±5,2 12 -1,7±5,1 12 <,01 ,01 ,99 3616,5 4752 5829

10. Соперничество 2,36±6,0 11 0,18±5,5 12 -2,0±6,0 13 -2,5±5,1 15 ,01 ,01 ,68 4584 4310,5 5643

11. Удовольствие от движений 0,45±4,9 15 -0,2±5,2 13 -1,0±4,7 9 -0,8±5,1 8 ,3696 ,34 ,68 5419 5393 5646

12. Игры и развлечения 7,28±6,1 1 4,55±5,7 2 1,59±5,5 4 1,53±5,1 4 <,01 ,0004 ,83 3893 4215 5735, 5

13. Подражание 2,71±6,5 9 3,14±6,2 3 4,97±3,7 16 4,25±5,1 16 ,70 <,01 ,63 5657 2143 5616, 0

14. Привычки -1,4±5,6 16 -1,6±5,8 16 -2,3±4,7 15 -2,4±5,1 14 ,77 ,65 ,6287 5702 5626 5609

15. Положительные эмоции 2,56±5,8 10 0,95±6,0 9 -0,4±5,5 6 -0,2±5,1 6 ,0438 ,1291 ,87 4906 5135 5761

16. Интерес к противоположному полу 7,00±5,7 2 4,85±5,9 1 1,96±6,8 2 1,67±5,1 3 ,0029 ,0005 ,21 4463 4224 5266

Общая сумма баллов 53±23 22±34 -9,±41 -9±598

Положительная составляющая мотивации 73±15 53±23 29±16 118±41

Отрицательная составляющая мотивации -20±10 -30±14 -39±31 -21±11

Из данных, представленных в таблице 1 можно видеть, что наиболее сформированными мотивами к оздоровительной деятельности студенток СПО 1 курса 14-15 лет (ведущими мотивами ОД) являются: игры и развлечения (+8±2 балла), положительные эмоции (+7±3 баллов), удовольствия от движений (+5±3 баллов). На последующих курсах, ситуация кардинальным образом не меняется. Наоборот, происходит снижение общего балла мотивации. К наиболее значимым мотивам отнесены следующие мотивы: совершенствования (+4±2 балла), внутренней потребности в занятиях (+4±3 балла), общения (+3±3 балла), получения зачета (+3±2балла), приобретения практических навыков (+1±2 балл), интереса к физкультурно-спортивной деятельности (+1,54±2,83 балла) и двигательной активности (+0,16±2,94 баллов). Остальные мотивы отнесены к группе потенциальных, которые могут быть сформированы при соответствующих педагогических воздействиях (см. таблицу 1, мотивы 1, 8, 10, 13, 14 и 16).

Полученные данные свидетельствуют о необходимости усиления, как качественной составляющей процесса физического воспитания, так и его содержательной составляющей, побуждающей школьников к ОД. Выявленная ранговая структура мотивации ОД характеризует их направленность на себя, на свои физкультурно-спортивные интересы и потребности, снижение значимости внешнего долженствования [3, 4].

ЛИТЕРАТУРА

1. Касаткин А. А. Мотивы оздоровительной деятельности студенток в процессе обучения в вузе / А.А. Касаткин // Теория и практика физической культуры. - 2012. - № 6. - С. 10-13.

2. Лифанов А.Д. Отношение студенток, получающих среднее профессиональное образование в условиях вуза, к занятиям физической культурой / А. Д. Лифанов, Л.А. Финогентова, В. Д. Лифанова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 4 (110). - С. 76-79.

3. Рахматуллина Л.Ш. Обеспечение оздоровительной направленности занятий физической культурой в вузе со студентками различных групп здоровья / Л.Ш. Рахматуллина, А. Д. Лифанов // Вестник Казанского технологического университета. - 2014. - № 12. - С. 357-359.

4. Фазлеева Е.В. Проблемы мотивации физкультурной активности студентов вуза / Е.В. Фазлеева, Н.В. Васенков // Теория и практика физической культуры. - 2010. - № 6. - С. 83-85.

REFERENCES

1. Kasatkin, A.A. (2012), "Motives of health-improving activity of female students within university education", Theory and practice ofphysical culture, No. 9, pp. 10-13.

2. Lifanov, A.D., Finogentova, L.A. and Lifanova, V.D. (2014), "Attitude of the female student getting the secondary professional education to occupations by physical culture in the conditions of higher education institution", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 110, No. 4, pp. 76-79.

3. Rahmatullina, L.Sh. and Lifanov, A.D. (2014) "Ensuring of health-improving orientation of physical culture lessons for student's various health groups", Vestnik Kazanskogo tekhnologicheskogo universiteta, Vol. 17, No. 12, pp. 357-359.

4. Fazleyeva, E.V. and Vasenkov N.V. (2010), "Problems of motivation of physical activity of the university students", Theory and Practice of Physical Culture, No. 6, pp. 83-85.

Контактная информация: m.sportedu@gmail.com

Статья поступила в редакцию 22.11.2020

УДК 796.011.3

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ

Анна Семеновна Лукина, магистрант, Мария Руслановна Глухарева, старший преподаватель, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, Якутск

Аннотация

Авторами данной статьи разработаны тренировочные занятия, видео-показ упражнений в условиях коронавирусной инфекции COVID-19. Тренировочный процесс в дистанционном режиме должен быть организован с соблюдением техники безопасности. Необходимо обязательное согласование со стороны родителей или законного представителя спортсмена. Также надо учитывать различные домашние условия спортсменов и своевременно корректировать ежедневный план тренировки. Цель статьи - поделиться с опытом реализации онлайн-тренировок на основе применения дистанционных технологий.

Ключевые слова: онлайн-упражнения, план, пандемия, физическая культура, домашние условия, тренировка.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.11.p313-316

ORGANIZATION AND CONDUCTING OF REMOTE CLASSES IN THE CONDITIONS OF THE PANDEMIC

Anna Semenovna Lukina, the master student, Maria Ruslanovna Glukhareva, the senior teacher, North-Eastern federal university, Yakutsk

Abstract

The authors of this article have developed training sessions, video demonstration of exercises in the conditions of coronavirus infection COVID-19. The training process in remote mode must be organized in compliance with safety precautions. Mandatory approval from the parents or the athlete's legal representative is required. It is also necessary to take into account the different home conditions of the athletes and timely adjust the daily training plan.

Keywords: exercise, plan, pandemic, physical culture, home conditions, training.

С началом пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 весной 2020 года все спортивное движение перешло на дистанционный формат, что отрицательно повлияло на физическое состояние спортсменов, в особенности игровых видов спорта. Особенность игровых видов спорта заключается именно в тактильном контакте с мячом, в координации движений, в зрительной двигательной реакции.

Тренировочный процесс в дистанционном режиме должен быть организован с соблюдением техники безопасности [5]. Необходимо обязательное согласование со стороны родителей или законного представителя спортсмена. Также надо учитывать различные домашние условия спортсменов и своевременно корректировать ежедневный план трени-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.