Научная статья на тему 'Формирование мотивации к здоровому образу жизни преподавателей и студентов вуза, с использованием оборудования "NovuMedical"'

Формирование мотивации к здоровому образу жизни преподавателей и студентов вуза, с использованием оборудования "NovuMedical" Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
159
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕСОХРАНЯЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОБРАЗОВАНИЕ / УМЕНЬШЕНИЕ НАПРЯЖЕНИЯ ГЛАЗ И МЫШЦ СПИНЫ / HEALTH RECOVERY TECHNOLOGY / EDUCATION / EYE STRAIN AND BACK MUSCLES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шувалова Ирина Николаевна, Сангку Ли

Технологии, сохраняющие здоровье, способствуют саморазвитию, самообразованию студентов, их адаптации в условиях изменяющейся внешней среды и эффективному овладению навыками по сохранению своего здоровья в условиях целостного образовательного процесса вуза. Для планирования и внедрения таких технологий в образовательное учреждение необходимо соблюдать два условия: во-первых, нужно знать, что способствует или вызывает неблагоприятное состояние; во-вторых, какими практическими действиями их можно устранить. Внедрение в практику здоровьесохраняющих технологий, аппаратов «TopRelax» и «NovuEye» отвечает этим условиям. Эти новейшие технологии комфортны, просты в использовании и высокоэффективны в профилактике проблем позвоночника и заболеваний глаз, а именно эти системы наиболее подвержены напряжению в процессе обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Шувалова Ирина Николаевна, Сангку Ли

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF MOTIVATION TO HEALTHY LIFESTYLE OF LECTURERS AND STUDENTS OF UNIVERSITY, USING DEVICES "NOVUMEDICAL"

Technologies, that save health, facilitate self-development, self-education of students, their adaptation to the changing environment and effective mastery of skills in a holistic educational process of the university. It is necessary to comply with two conditions in order to plan and implement these technologies in educational institutions: firstly, it is necessary to know what makes or causes an adverse condition; secondly, by what practical actions it can be eliminated. Implementation in practice of health recovery technologies, devices «TopRelax» and «NovuEye» meets these conditions. These latest technologies are comfortable, easy to use and highly effective in the prevention of spinal problems and diseases of the eye, and these exact systems are mostly exposed to stress during training.

Текст научной работы на тему «Формирование мотивации к здоровому образу жизни преподавателей и студентов вуза, с использованием оборудования "NovuMedical"»

При подведении итогов контрольного этапа исследования были подсчитаны количественные нарушения связной речи у каждого дошкольника с ОНР. Полученные результаты контрольного этапа свидетельствуют о том, что у детей улучшились показатели связной речи в среднем на 17,3%. Выявленные данные достоверно свидетельствуют об эффективности использования имитационного моделирования в коррекционной работе учителя-логопеда.

Литература:

1. Глухов В.П. Основы коррекционной педагогики и специальной психологии: Учебно-методическое пособие для пед. и гуманит, вузов. (Авт.-сост. В.П. Глухов) / В.П. Глухов. - М.: МГТУ им. М.А. Шолохова, 2007. - 312 с.

2. Гуменная Г. С. Психолого - педагогическая типология детей с недоразвитием речи // Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями. - М., 1991. - С. 41 - 52.

3. Жукова, Н.С. Логопедия. Основы теории, практики / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - М.: изд-во Эксмо, 2011. - 288 с.

4. Ломакина О.С., Жулина Е.В. Развитие диалогической речи дошкольников с общим недоразвитием речи посредством игр-драматизаций. - Синергия Наук. 2018. № 5. С. 981-988.

5. Сохин Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1983. 349 с.

6. Суворова О.В., Черемисова И.П., Мамонова Е.Б. Влияние эмоционального взаимодействия матери на самоотношение старшего дошкольника // Вестник Мининского университета. - 2017. - №1.

7. Ушакова О.С. Работа по развитию связной речи в детском саду (старшая и подготовительная к школе группы) // Дошкольное воспитание, 2012. - N 11. - с. 8-12.

8. Филичева Т.Б. Речь как явление физиологическое, социальное, психолого-педагогическое / Т. Б. Филичева // Логопедия. - 2008. - №3. - С. 5-9.

9. Ястребова А.В. Комплекс занятий по формированию у детей 5 лет речемыслительной деятельности и культуры устной речи / А.В. Ястребова, О.Л. Лазаренко. - М.: АРКТИ, 2001. - 84 с.

Педагогика

УДК 371.2

доктор медицинских наук, профессор, академик АМТН Шувалова Ирина Николаевна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта) инженер Ли Сангку

Директор компании НовуМедикал (Корея)

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ ВУЗА, С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОБОРУДОВАНИЯ «NOVUMEDICAL»

Аннотация. Технологии, сохраняющие здоровье, способствуют саморазвитию, самообразованию студентов, их адаптации в условиях изменяющейся внешней среды и эффективному овладению навыками по сохранению своего здоровья в условиях целостного образовательного процесса вуза. Для планирования и внедрения таких технологий в образовательное учреждение необходимо соблюдать два условия: во-первых, нужно знать, что способствует или вызывает неблагоприятное состояние; во-вторых, какими практическими действиями их можно устранить. Внедрение в практику здоровьесохраняющих технологий, аппаратов «TopRelax» и «NovuEye» отвечает этим условиям. Эти новейшие технологии комфортны, просты в использовании и высокоэффективны в профилактике проблем позвоночника и заболеваний глаз, а именно эти системы наиболее подвержены напряжению в процессе обучения.

Ключевые слова: здоровьесохраняющие технологии, образование, уменьшение напряжения глаз и мышц спины.

Annotation. Technologies, that save health, facilitate self-development, self-education of students, their adaptation to the changing environment and effective mastery of skills in a holistic educational process of the university. It is necessary to comply with two conditions in order to plan and implement these technologies in educational institutions: firstly, it is necessary to know what makes or causes an adverse condition; secondly, by what practical actions it can be eliminated. Implementation in practice of health recovery technologies, devices «TopRelax» and «NovuEye» meets these conditions. These latest technologies are comfortable, easy to use and highly effective in the prevention of spinal problems and diseases of the eye, and these exact systems are mostly exposed to stress during training.

Keywords: health recovery technology, education, eye strain and back muscles.

Введение. Основными стратегическими направлениями развития системы охраны здоровья в РФ на период до 2035 года и включенными в дорожную карту стали: «Здоровье и долголетие», «Превентивная медицина», «Спорт и здоровье», «Биомедицина» и др. И это совершенно не случайно. По мнению большинства российских и зарубежных экспертов, основными трендами развития национальных систем охраны здоровья на ближайшие 20 лет станут: персонализация медицины, массовый переход к превентивной медицине, курс на активное долголетие, устойчивый рост популярности натуропатических и превентивных методов профилактики и лечения заболеваний [2, 3, 7].

Снижение уровня заболеваемости, болезненности, инвалидности, а также сохранения, укрепления и восстановления здоровья, увеличения продолжительности жизни можно достигнуть, только используя инновационные превентивные методы диагностики, лечения и профилактики. Ранняя диагностика заболеваний крайне необходима, однако, не имея средств, влияющих на коррекцию выявленных патологических нарушений, говорить о предиктивной медицине некорректно[1, 5, 6].

В 2002 году, в Париже была создана Европейская ассоциация антивозрастной медицины (ESAAM), которая в настоящее время носит название «Европейская ассоциация превентивной, регенеративной и антивозрастной медицины». Ассоциация открыла новое междисциплинарное направление в медицинской науке и практике - Медицина - "4P"; предсказательная, превентивная, персонализированная партисипативная

- партнерская с пациентами, которое по нашему мнению может стать базой для будущего развития профилактической медицины. Медицина - "4Р" это когда не только все социальные институты государства, но и каждый гражданин страны, прежде всего наиболее сознательная и образованная часть населения, становятся непосредственными и активными участниками процесса сохранения здоровья.

Современные научные изыскания в области педагогики показывают, что развитие научных представлений о здоровье прошло сложный путь, исходя из многомерности и сложности данной категории, но при этом современные учёные-педагоги пришли к заключению, что здоровье - это первая важнейшая потребность человека, определяющая его способность к труду и обеспечивающая его гармоническое развитие в будущем. Здоровье личности рассматривается в качестве важнейшей предпосылки к познанию социума, окружающего мира, к активному самоутверждению и построению личного счастья человека.

При этом готовность к здоровьесохранению самих студентов в системе высшего педагогического образования должна рассматриваться как сложное интегральное состояние личности, характеризующееся наличием компетенций, знаний, умений и профессиональных навыков, необходимых для осуществления здоровьесохраняющей деятельности в длительном процессе онтогенеза. Всё это, по мнению Я.М. Герчака, будет способствовать саморазвитию, самообразованию студентов, их адаптации в условиях изменяющейся внешней среды и эффективному овладению профессиональными навыками в условиях целостного образовательного процесса вуза [4]. Студенческий период характеризуется социальной активностью, высоким уровнем познавательной мотивации, образованности, а это создает хорошие предпосылки для воспитания культуры здоровья, формирования профессионально-важных качеств личности, специальных знаний, умений и навыков, по сохранению собственного здоровья.

Считаем необходимым остановиться на вопросе формирования мотивации к здоровому образу жизни, решение которого требует достаточно больших усилий со стороны преподавателей вуза, но, к сожалению, она в условиях традиционных подходов к обучению практически отсутствует у многих преподавателей. Это, по нашему убеждению, связано с тем, что они сами не придерживаются строгих установок на здоровый образ жизни, в большинстве случаев ведут малоподвижный образ жизни, неправильно питаются, имеют вредные привычки и т.д., т.е. не являются примером для подражания. Рекомендации в этом направлении давали, дают и будут давать очень много. Но до тех пор, пока сам преподаватель и студент не проникнутся внутренним убеждением, не поймут, что своим здоровьем нужно заниматься, пока они не будут в этом здоровьесохраняющем образовательном пространстве вуза постоянными членами, до тех пор и будут существовать выше перечисленные проблемы.

Цель статьи - изучить возможность формирования мотивации к здоровому образу жизни преподавателей и студентов с использованием оборудования «NovuMedical».

Изложение основного материала статьи. Анализ показателей состояния здоровья преподавателей и студентов ВУЗа, по результатам углубленного медицинского осмотра и результатам внутриинститутской медицинской документации указывает на ухудшение их состояния здоровья за последние годы по отдельным параметрам: зрение, позвоночник, осанка, давление.

Учитывая данное обстоятельство, мы решили провести эксперимент по использованию новейших технологий в профилактике изменений позвоночника и профилактике болезней глаз у преподавателей и студентов ВУЗа, и проанализировать полученные результаты. Для коррекции патологических состояний позвоночного столба и глаз использовали аппараты «TopRelax» и «NovuEye».

«TopRelax» (Корея) — это вибро- массажный аппарат, производящий разнообразные ритмичные, вибрационные постукивания, с возможностью включения инфракрасного тепла до 770нм. Встроенные в аппарат магниты в процессе работы создают постоянное магнитное поле -72 тТ, а турмалиновые вставки обогащают зоны воздействия отрицательными аэроионами - 1000 ион на см3±200. Получаемая энергия излучает тепло, осуществляется локальный нагрев. Инфракрасная энергия способна проникать в ткани организма волновым способом, также прогревая их. За счет вибромассажа осуществляется целенаправленная система передачи механических вибраций на тело человека, для воздействия на различные его органы и системы, за счет раздражения рецепторов поверхности кожи, мышц, сухожилий. Такие воздействия приводят к возникновению электродвижущих сил, превращению энергии действующих факторов в энергию клеток организма, расширению сосудов и ускорению движения потоков крови и других жидкостей внутри организма.

«NovuEye» (Корея) - массажер для глаз, проводится акупрессура точек орбиты глаз, вибромассаж, инфракрасное тепло до 770нм, постоянное магнитное поле - 85 тТ, ионизация - 1000 ион на см3±200. Встроенные в аппарат «NovuEye» минибарокамеры располагаются на глазах, края плотно прилегают к глазницам пациента и постепенно, последовательно и методично, обрабатывают биологически активные точки, осуществляется пневмомассаж восьми энергетических точек, а также проработка дань-тянь (особая внутренняя энергия, находящаяся в районе «третьего глаза»), при этом оказывается воздействие инфракрасным теплом, магнитом и турмалином.

Массажер «TopRelax» позволяет бороться с сутулостью, восстанавливать кровообращение, корректировать осанку, разминать и прогревать мышцы, нейтрализовать головные боли, нормализует давление, сон, снимает усталость и нервный стресс [9].

Массаж с помощью аппарата «NovuEye», приводит к мощному расслаблению мышц глаза и всего организма, снимает напряжение. «NovuEye» устраняет усталость глаз после активного дня работы. Восстанавливает упругость мышц глазного яблока, предотвращает близорукость, убирает слезоточивость, препятствует ослаблению зрения. Эффективно улучшает состояние глаз при дальнозоркости, астигматизме, покраснении глаз, близорукости. Помогает работе мозга, устраняет головокружения, ряби в глазах, нарушение памяти, снимает причины, вызванные умственным перенапряжением [8].

В эксперименте приняли участие: 18 преподавателей и 26 студентов. Возраст участников от 19 до 65 лет. До начала эксперимента, его участники отмечали: периодические головные боли - 86%, напряжение мышц спины -78%, онемение рук - 28%, быструю утомляемость - 92%, нарушение сна - 56%, раздражительность -42%, повышенную забывчивость - 18%, рассеянность - 22%. Снижение остроты зрения отмечали - 88%, повышенную утомляемость и покраснение глаз - 84%, дискомфорт в глазах - 64%, чувство жжения в глазах -76%. У 22 человек отмечался синдром сухого глаза, они постоянно пользовались каплями «искусственная слеза».

Аппаратный массаж воротниковой зоны и грудного отдела позвоночника, проводился по 7 + 7 минут. Массаж осуществлялся двумя соленоидами, которые производят удары различного ритмического содержания. Одновременно происходит и нагревание массажера, при котором выделяется инфракрасное тепло и появляется магнитное поле, проникающие глубоко в организм.

Коррекция зрительного анализатора проводилась в течение 15 минут. Процедура распространялась на веко и область вокруг глаз путем применения специальных очков и состояла из трех компонентов: вибрации, массажа и термотерапии. Каждый сеанс объединял эти компоненты в различных комбинациях, что проводилось автоматически.

Все участники эксперимента переносили процедуры хорошо, ни каких побочных эффектов и дискомфорта не отмечалось. Если на первые процедуры участники эксперимента шли с леньцой, или как мы часто говорим из под палки, то отношение к процедурам после 3- 4 сеансов резко менялось. Как студенты, так и преподаватели с нетерпением ждали своего «звездного» часа, они утверждали: «Каждая процедура придает нам заряд бодрости, повышает работоспособность, как следствие — исчезает раздражительность, улучшается сон». Мотивация росла как на дрожжах. Участники эксперимента становились активными пропагандистами используемых здоровьесохраняемых технологий. Приводили на процедуры своих коллег и друзей.

После проведения курса оздоровления, все участники отмечали улучшение самочувствия, повышение настроения, рост физической активности, состояние внутреннего комфорта, улучшалось зрение, глаза уставали и краснели значительно реже, исчезало чувство жжения в глазах. Периодические головные боли сохранялись у - 26%, против 86% до начала эксперимента; напряжение мышц спины отмечались у - 18%, против 78%; онемение рук у -8%, против 28%; быстрая утомляемость сохранялась у - 22%, против 92%; нарушение сна у - 16%, против 56%; раздражительность отмечалась у 12%, против 42%; повышенную забывчивость отмечали -7 %, против 18%; рассеянность -10%, против 22%; улучшение остроты зрения отметили - 68% участников эксперимента, дискомфорт в глазах сохранялся у -14%, против 64%; чувство жжения глаз уменьшилось у - 56%. Из 22 человек с синдромом сухого глаза, 12 отказались от постоянного применения капель «искусственная слеза». Многие из участников эксперимента приобрели данные аппараты для дальнейшего применения их в домашних условиях, с целью уменьшения напряжения и профилактики уже имеющихся заболеваний.

Выводы. Профессиональная педагогика нуждается в научных подходах к организации и внедрению новейших здоровьесохраняющих технологий, что позволит не только формировать у студентов систему знаний и навыков по оздоровлению, но и включать каждого из них в активные действия по самооздоровлению, психическому и физическому самосовершенствованию. А так же позволит повышать мотивацию к сохранению своего здоровья, направить их действия, в период обучения в вузе, на самовоспитание и воспитание сознательного и активного отношения к здоровью.

В настоящее время многие образовательные учреждения открыли кабинеты психо - эмоциональной разгрузки, и такие аппараты как «TopRelax» и «NovuEye» будут эффективными помощниками в их работе, они значительно повысят эффективность оздоровления и профилактики заболеваний обучающихся.

Литература:

1. Анисимов В.Н. Молекулярные физиологические механизмы старения. СПб.: Наука, - 2008, - 481.

2. Быков А.Т., Чернышов А.В., Дроздова В.М. Физические методы профилактики, лечения и реабилитации: прошлое, настоящее и будущее. Вестник физиотерапии и курортологии. - 2017. - №4. -С. 78-82.

3. Гиль А.Ю., Милова Е.А., Халтурина Д.А., под ред. Анисимова В.Н. Профилактика старения для всех. М.: Из-во «Учитель», 2015. - 120 с.

4. Герчак, Я.М. Формирование готовности к здоровьесбережению студентов высшего профессионального образования: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - Новокузнецк, 2007. - 225 с.

5. Klatz R, Goldman R. The official antiaging revolution. Basic Health Publications, first edition 1996, - 637 p.

6. Пономаренко Г.Н. Инновационные технологии физиотерапии / Г.Н. Пономаренко // Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. - 2009. - №4. - С. 3-8.

7. Труханов А.И., Чудаков С.Ю. Роль превентивной медицины в социальной политике государства. Вестник восстановительной медицины, - 2017, - №1 (77), - С. 8-17.

8. Шувалова И.Н., Костин Н.Ф., Головань В.А. Геропротекторный эффект аппаратов «NovuMedical», 1 международная научно-практическая конференция, по сохранению творческого наследия и развитию идей А.Л. Чижевского 11-12 декабря 2017 г. Калуга, Материалы 1 Международной научно-практической конференции, Калуга 2017 - С. 114-117.

9. Шувалова И.Н., Костин Н.Ф. Саногенетические аспекты оздоровления пациентов вертебро-неврологического профиля с использованием массажно-теплового оборудования домашнего применения Вестник Физиотерапии и курортологии, - 2018, - №1, - С. 76-79.

Педагогика

УДК: 37.025

кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Шутенко Андрей Иванович

Белгородский государственный технологический университет имени В. Г. Шухова (г. Белгород); кандидат психологических наук, доцент Шутенко Елена Николаевна

Национальный исследовательский университет «Белгородский государственный университет» (г. Белгород)

ТЕНДЕНЦИЯ К ДЕГНОСЕОЛОГИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР ДЕФОРМАЦИИ МЕНТАЛЬНОЙ компоненты психологического здоровья студентов

Аннотация. Рассматривается тенденция вымывания фундаментально-теоретических знаний в образовательном пространстве вуза как риск полноценного умственного роста и психологического здоровья студенческой молодежи. Представлена ментальная компонента психологического здоровья студентов и роль образования в ее формировании и функционировании. Раскрыты неблагоприятные факторы полноценного развития студентов в высшей школе, такие как: дерационализация сознания, технологический оккультизм, форсированная компетентностная подготовка и др.

Ключевые слова: психологическое здоровье, студенты, содержание образования, ментальная компонента здоровья, дегносеологизация образования, дерационализация сознания.

Annotation. The article considers the tendency of crowding out fundamental-theoretical knowledge from the educational space of a higher education institution as a risk of full-fledged mental growth and psychological health of students. The authors represent the mental component of the psychological health of students and the role of education in its formation and functioning. The unfavorable factors of the full development of students in higher education are revealed, such as: de-rationalization of consciousness, technological occultism, forced competence training, etc.

Keywords: psychological health, students, educational content, mental component of health, low-knowledge learning, de-rationalization of consciousness.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-013-01151 «Самореализация студенческой молодежи как показатель и фактор ее психологического здоровья в условиях социокультурных вызовов российскому обществу» на 2018-2020 годы

Введение. Психологическое здоровье составляет важнейшую основу стабильного и жизнеспособного общества. Особо важное значение оно обретает для молодого поколения, вступающего в жизнь в непростых условиях нарастающей неопределенности, оказываясь под прицелом действия различных деструктивных сил в глобальной борьбе за влияние. И в этой схватке за будущее, как писал основоположник экономической антропологии Карл Поланьи, «выиграет тот, кто обеспечит зловещее интеллектуальное превосходство над своим оппонентом» [4, с. 126]. Вопрос состоит в том, сможет ли наше общество и новое поколение достичь такого превосходства?

Многие ученые, врачи, педагоги, общественные деятели констатируют, что в последнюю четверть века произошло заметное понижение интеллектуального уровня новых поколений страны, отмечается примитивизация мышления и поведения, рост апатии, инфантилизма, эгоцентризма и различных форм зависимости, упрощенное мировоззрение и неспособность к целеполаганию, ценностная и моральная неустойчивость, ментальная дезориентация и пр. [5].

Развитие современной студенческой молодежи происходит в условиях снижения интеллектуальной планки системы образования на фоне заметного ослабления ведущих воспитательных институтов и доминирования массовой культуры общества потребления с его пользовательско-расточительной психологией и морально-нравственной девальвацией [11].

Происходящие социокультурные трансформации большей частью негативно отражаются на молодом поколении, которое мучительно ищет свой путь идентичности и «коридор нормальности» для полноценной самореализации в условиях нарастающей неопределенности [10, 13].

Изложение основного материала статьи. Не секрет, что система образования обладает существенным ресурсом для формирования психологического здоровья обучаемых. Вводя молодого человека в мир культуры и профессии, высшее образование дает ему возможность стать дееспособным членом общества, стать полноценным субъектом. Образование формирует мировоззрение, мышление, умения, навыки, ценностные ориентации и жизненные стандарты, которыми в значительной степени руководствуется человек в своей самостоятельной жизни. Закладывая ведущие структуры и паттерны мышления и поведения, образование тем самым играет важную роль в обеспечении психологического здоровья.

Известно, что здоровый человек обладает не только здоровым телом, но здоровым сознанием, позитивным осознанным отношением к жизни. Современные авторы, психологи, врачи, педагоги сходятся в понимании психологического здоровья как сложного динамического комплекса устойчивых внутренних процессов и продуктивных гармоничных отношений личности. Психологическое здоровье как феномен представляет совокупный эффект и результат продуктивной социализации, формирования адекватной картины мира, позитивного самосознания и конструктивных паттернов жизнедеятельности [12, 13].

Ментальная компонента психологического здоровья. В структуре психологического здоровья в общем виде выделяются такие компоненты как: психосоматический (телесно-физиологическое здоровье), функционально-психологический (регуляционно-поведенческая составляющая здоровья) и ментальный [5, 14]. Ментальная компонента представляет собственно личностный уровень здоровья, включая ценностно-смысловые образования, идеи, идеалы, убеждения, принципы, нравственные нормы и др. Относясь к сфере сознания и самосознания, ментальная компонента выполняет роль своего рода внутреннего «центра управления» процессами и состояниями психической жизни. Наличие и бесперебойная работа такого центра отличает здоровую личность.

По мере взросления данная компонента играет все большую роль, становится доминирующей в подростковый и юношеский периоды, достигая пика своего влияние именно в годы студенческой жизни. В этом возрасте действие ментальной компоненты результируется формированием осознанной картины мира,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.