УДК 378.17
ББК 74.580.054 Е.В. Бердышева
Физкультурно-оздоровительная работа со студентами с ослабленным здоровьем
В статье описывается опыт физкультурно-оздоровительной работы со студентами с ослабленным здоровьем. Раскрываются основные способы укрепления здоровья с помощью средств оздоровительной физической культуры, а также приведены материалы исследования.
Ключевые слова: физкультуро-оздоровительная работа, студенты с ослабленным здоровьем, укрепление здоровья.
E. V. Berdysheva
Sports-heals-improving job with students with the weakened health
The experience of sports-heals-improving job with students with the weakened health is described in the article. The basic ways of strengthening of health with the help of means of improving physical training are revealed and materials of the research are resulted.
Key words: sports-heals-improving job, students with the weakened health, health strengthening.
Одной из острых проблем, которая стоит перед отделением физической культуры и спорта нашего вуза, является ежегодное увеличение числа студентов отнесенных по результатам медицинских осмотров к специальной медицинской группе (СМГ).
Для этих учащихся в нашем вузе организованы занятия в СМГ по физкультуре:
СМГ «А» - студенты, имеющие отклонения в состоянии здоровья обратимого характера, ослабленные различными заболеваниями;
СМГ «Б» - студенты, имеющие тяжелые необратимые изменения в деятельности органов и систем.
Занятия проводятся в специально оборудованном зале, оснащенном необходимым инвентарем, два раза в неделю методами малых групп (8-10 человек), индивидуально и консультативно (самостоятельно) через домашние задания.
На основе изучения двигательных возможностей и специфики имеющихся отклонений разработали методику физкультурно-оздоровительных занятий, включающую базовый компонент с применением общеразвивающих и циклических упражнений, простейших подвижных игр, а также вариативный компонент, включающий специальные упражнения, упражнения на тренажерах, упражнения на релаксацию и направленные на преодоление функциональных отклонений, укрепление здоровья, повышение физической подготовленности с учетом индивидуальных особенностей занимающихся.
Во время занятий преимущественно используем игровой, повторный и равномерный методы развития физических качеств.
Большое внимание уделяется созданию оздоровительно-образовательной среды, кроме того, важное значение имеет использование специального оборудования:
Г имнастические мячи - фитболы.
Занятия на фитнес-мяче способны внести в жизнь приятное разнообразие и вместе с тем позволяет добиться впечатляющих результатов в профилактике и лечении нарушений осанки.
Это нехитрое приспособление заставит работать абсолютно все тело, каждую группу мышц с удвоенной силой. Фитнес - мяч лучше любого массажера разомнет спину. А различные комплексы упражнений делают наши занятия интересными и помогут целенаправленно проработать каждую группу мышц в отдельности.
Индивидуальные ножные массажеры.
Рефлексотерапия - один из методов используемых современной медициной для лечебнопрофилактического воздействия на организм человека. Вся поверхность тела человека является рефлексогенной зоной. Особенно уникальны в этом отношении подошвы стоп, на поверхности которых расположено большое количество активных точек, связанных с внутренними органами человека.
Воздействие на кожу с помощью массажа улучшает энергетический баланс, стимулирует или успокаивает (в зависимости от способа воздействия) вегетативную нервную систему, усиливает артериальное кровоснабжение, уменьшает боль, снижает нервное и мышечное напряжение.
- коврик резиновый для массажа (предназначен для общеоздоровительного массажа стопы, укрепления связочно-мышечного аппарата голеностопных суставов, лечения и профилактики плоскостопия).
- массажер для стоп «Счеты» (позволяет самостоятельно проводить не сложный массаж ступней, не требуя для этого специальных навыков).
- массажная дорожка с камнями.
- «Ипликатор Кузнецова» (предназначен для снятия болей в мышцах, суставах и позвоночнике, для нормализации деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем, желудочно-кишечного тракта и др., а также восстановления и повышения трудоспособности).
Массажер «Каштан». Массаж пальцев и кистей рук оказывает благотворное влияние на весь организм, способствует снятию усталости, улучшению дыхания, нормализует работу внутренних органов, устраняет боли в суставах.
Медицинское диагностическое оборудование: (динамометр кистевой, спирометр, определитель жировых отложений в организме, и т.д.)
Работа строится на основе диагностических данных по результатам обследования, на определении способов, путей коррекционной работы. Для мониторинга применяются функциональные пробы, отражающие состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем, антропометрические индексы для определения физического развития, а также проведение контрольных тестов, характеризующих силовую выносливость мышц спины, живота и шеи.
У каждого студента имеется паспорт здоровья, в котором отражено все то что важно знать для организации индивидуального подхода к студенту, построению его личной программы здоровья:
- развернутый диагноз;
- сопутствующие заболевания;
- перенесенные заболевания;
- данные функциональных проб, тестов;
- рекомендации врача и преподавателя.
Так как в СМГ «Б» включены студенты с сочетанной хронической патологией и ограниченными возможностями (инвалидность), был разработан
адаптированный вариант рейтинговой системы для студентов. В связи с тем, что выполнение нормативных заданий не может быть применено для студентов,
посещающих СМГ «Б», потребовалось определение
специальных критериев, таких как рост показателей мышечной силы шеи, спины и брюшного пресса. Возможны варианты повышения и понижения рейтинга, в которых учитывается посещаемость, положительная динамика физической подготовленности, активность на занятии, теоретические знания по изучавшимся темам (умение их использовать), умение осуществлять самостоятельно физкультурно-оздоровительную деятельность.
Для повышения валеологической грамотности студентов в учебном процессе нами используются формы и методики информационной работы по вопросам физической культуры и здорового образа жизни: круглый стол, консультативно-методические занятия, беседы.
Например:
Ведем информационно-просветительскую работу среди студентов через информационный стенд, оформление стенгазет.
Дни здоровья и спорта - важная составная часть программы формирования здорового образа
жизни, воспитания физически, психически, социально, нравственно здорового человека.
Дни здоровья и спорта снимают у студентов нарастающее в процессе учебного года утомление и повышают их работоспособность на занятиях.
Они популяризируют физическую культуру, прививают любовь к ней и вовлекают учащихся в систематические занятия. Это массовое мероприятие, которое сплачивает учащихся в дружный коллектив, целью которого является обеспечение активного отдыха и удовлетворение естественной потребности студентов в движении.
Деятельность преподавателя физической культуры в СМГ требует не только глубоких профессиональных знаний, но и важных качеств личности: способностей, развитых до высокого уровня, к предвидению, к прогнозированию (возможно даже проявление интуиции), саморегуляции, а также принятия решений (смелость, креативность, своевременность, точность).
В связи с этим постоянно возникает необходимость в повышении профессионального уровня через курсы повышения квалификации.
Работа в тесном контакте с врачами физкультурного диспансера, выявление наиболее проблемных студентов, разработка рекомкндаций дают свои положительные результаты.
В кабинете имеется тетрадь «Отзывы и предложения», в которой студенты могут выразить как отрицательное, так и положительное мнение о работе преподавателей и об организации учебного процесса.
Анализ результатов работы со студентами показал, что они стали более мотивированны в желании повысить уровень своей физической и функциональной
подготовленности, больше заинтересованы в систематических занятиях физической культурой в оздоровительных целях.
Считаем, что своевременное и квалифицированное применение программы физической реабилитации студентов в вузе позволяет положительно влиять на качество здоровья учащихся.
Бердышева Елена Васильевна, доцент, аспирант отделения физической культуры и спорта, Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова.
Berdysheva Elena Vasilevna, senior lecturer, the post-graduate student of branch of physical training and sports, the Altay state technical university of I.I. Polzunova.
656038, Россия, Алтайский край, г. Барнаул, пр. Ленина, 46, тел./факс: (8-385-2) 36-79-04.