Научная статья на тему 'Формирование мотивации к труду у обучающихся «группы риска» и «зоны риска» посредством профориентации и предпрофессиональной подготовки'

Формирование мотивации к труду у обучающихся «группы риска» и «зоны риска» посредством профориентации и предпрофессиональной подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
несовершеннолетние / обучающиеся «группы риска» и «зоны риска» / факторы риска / субъектно-деятельностный подход / мотивация к труду / трудолюбие / самостоятельность / агентность / профориентация / предпрофессиональная подготовка / инновационный проект / minors / students of the “risk group” and “risk zone” / risk factors / subject-activity approach / motivation for work / diligence / independence / agency / career guidance / pre-professional training / innovative project

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Летучева Людмила Александровна, Юревич Светлана Николаевна, Черных Оксана Павловна

В статье рассмотрены теоретические основания мотивации к труду несовершеннолетних, относящихся к «группе риска» и «зоне риска». Практика реализации данной задачи опирается на субъектно-деятельностный подход и использование инструментов профориентации и предпрофессиональной подготовки. Предпрофессиональная подготовка и профориентация положительно влияют не только на формирование ценностного отношения к труду и мотивации к трудовой деятельности, но и на становление личностных качеств, позволяющих осуществить самостоятельный, целенаправленный и ответственный выбор профессии. Авторы статьи выявляют причины деструктивного поведения, нарушения в построении правильной картины мира, указывая на внешние и внутренние факторы, обусловленные различными рисками, неблагоприятно влияющими на несовершеннолетних и приводящими к деструктивному поведению. Теоретический анализ понятий, входящих в описание субъектно-деятельностного подхода, таких как трудолюбие, субъектность, самостоятельность, агентность, деятельностный подход, позволили выявить его сущностные черты и осмыслить их в разрезе организации практической деятельности. Отмечается, что формирование мотивации к труду содействует подготовленности несовершеннолетних не только к профессиональному самоопределению, но и к изменению способов собственного существования в социуме. Владение теоретическими аспектами обозначенного вопроса позволило осознанно применять на практике методы, приемы и средства мотивации к труду несовершеннолетних в ходе реализации инновационного проекта по теме «Профилактика правонарушений несовершеннолетних „зоны риска“ и „группы риска“ посредством профориентации и предпрофессиональной подготовки в условиях дополнительного образования» на базе ГБУДО «Дом учащейся молодежи „Магнит“». Исследование рекомендовано административно-педагогическим работникам, организующим предпрофессиональное и профессиональное обучение несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Летучева Людмила Александровна, Юревич Светлана Николаевна, Черных Оксана Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of labor motivation in students from the “risk group” and “risk zone” through career guidance and pre-professional training

The article examines the theoretical foundations of motivating minors belonging to the “risk group” and “risk zone” to work. The practice of implementing this task is based on the subjectactivity approach and the use of career guidance and pre-vocational training tools. Pre-vocational training and career guidance have a positive effect not only on the formation of a value attitude to work and motivation for work, but also on the development of personal qualities that allow for an independent, purposeful and responsible choice of profession. The authors of the article identify the causes of destructive behavior, disruptions in the construction of a correct picture of the world, pointing to external and internal factors caused by various risks that adversely affect minors and lead to destructive behavior. The theoretical analysis of the concepts included in the description of the subject-activity approach, such as hard work, subjectivity, independence, agency, and the activity approach, made it possible to identify its essential features and comprehend them in the context of organizing practical activities. It is noted that the formation of motivation for work contributes to the readiness of minors not only for professional self-determination, but also for changing the ways of their own existence in society. Possession of the theoretical aspects of the designated issue made it possible to consciously apply in practice the methods, techniques, and means of motivating minors to work during the implementation of the innovative project on the topic of “Prevention of juvenile delinquency “risk zones” and “risk groups” through career guidance and pre-vocational training in the context of additional education” on the basis of the State Budgetary Educational Institution of Additional Education “House of Student Youth “Magnet””. The study is recommended to administrative and pedagogical workers organizing pre-professional and vocational training of minors in difficult life situations.

Текст научной работы на тему «Формирование мотивации к труду у обучающихся «группы риска» и «зоны риска» посредством профориентации и предпрофессиональной подготовки»

Инновационное развитие профессионального образования. 2024. № 3 (43). С. 128-137. ISSN 2304-2818 Innovative Development of Vocational Education. 2024;(3(43):128-137. ISSN 2304-2818

Научная статья УДК 376.5

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ТРУДУ У ОБУЧАЮЩИХСЯ «ГРУППЫ РИСКА» И «ЗОНЫ РИСКА» ПОСРЕДСТВОМ ПРОФОРИЕНТАЦИИ И ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Людмила Александровна Летучева1, dum_magnit@mail.ru Светлана Николаевна Юревич2, yurevich_sn@mail.ru

Оксана Павловна Черных3И, cherry-100@yandex.ru, ORCID 0000-0002-7508-8049

13 Дом учащейся молодежи «Магнит», Магнитогорск, Челябинская область, Россия 2 Дом учащейся молодежи «Магнит»; Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова, Магнитогорск, Челябинская область, Россия

Аннотация. В статье рассмотрены теоретические основания мотивации к труду несовершеннолетних, относящихся к «группе риска» и «зоне риска». Практика реализации данной задачи опирается на субъектно-деятельностный подход и использование инструментов профориентации и предпрофессиональной подготовки. Предпрофессиональная подготовка и профориентация положительно влияют не только на формирование ценностного отношения к труду и мотивации к трудовой деятельности, но и на становление личностных качеств, позволяющих осуществить самостоятельный, целенаправленный и ответственный выбор профессии. Авторы статьи выявляют причины деструктивного поведения, нарушения в построении правильной картины мира, указывая на внешние и внутренние факторы, обусловленные различными рисками, неблагоприятно влияющими на несовершеннолетних и приводящими к деструктивному поведению.

Теоретический анализ понятий, входящих в описание субъектно-деятельностного подхода, таких как трудолюбие, субъектность, самостоятельность, агентность, деятельностный подход, позволили выявить его сущностные черты и осмыслить их в разрезе организации практической деятельности. Отмечается, что формирование мотивации к труду содействует подготовленности несовершеннолетних не только к профессиональному самоопределению, но и к изменению способов собственного существования в социуме.

Владение теоретическими аспектами обозначенного вопроса позволило осознанно применять на практике методы, приемы и средства мотивации к труду несовершеннолетних в ходе реализации инновационного проекта по теме «Профилактика правонарушений несовершеннолетних „зоны риска" и „группы риска" посредством профориентации и предпрофессиональной подготовки в условиях дополнительного образования» на базе ГБУДО «Дом учащейся молодежи „Магнит"».

Исследование рекомендовано административно-педагогическим работникам, организующим предпрофессиональное и профессиональное обучение несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Ключевые слова: несовершеннолетние, обучающиеся «группы риска» и «зоны риска», факторы риска, субъектно-деятельностный подход, мотивация к труду, трудолюбие, самостоятельность, агентность, профориентация, предпрофессиональная подготовка, инновационный проект

Для цитирования: Летучева Л. А., Юревич С. Н., Черных О. П. Формирование мотивации к труду у обучающихся «группы риска» и «зоны риска» посредством профориентации и предпрофессиональной подготовки // Инновационное развитие профессионального образования. 2024. № 3 (43). С. 128-137.

© Летучева Л. А., Юревич С. Н., Черных О. П., 2024

Original article

FORMATION OF LABOR MOTIVATION IN STUDENTS FROM THE "RISK GROUP" AND "RISK ZONE" THROUGH CAREER GUIDANCE AND PRE-PROFESSIONAL TRAINING

Lyudmila A. Letucheva1, dum_magnit@mail.ru

Svetlana N. Yurevich2, yurevich_sn@mail.ru

Oksana P. Chernykh?M, cherry-100@yandex.ru, ORCID 0000-0002-7508-8049

1,3 House of Student Youth "Magnet", Magnitogorsk, Chelyabinsk Region, Russia

2 House of Student Youth "Magnet"; Magnitogorsk State Technical University named after G. I. Nosov, Magnitogorsk,

Chelyabinsk Region, Russia

Abstract. The article examines the theoretical foundations of motivating minors belonging to the "risk group" and "risk zone" to work. The practice of implementing this task is based on the subject-activity approach and the use of career guidance and pre-vocational training tools. Pre-vocational training and career guidance have a positive effect not only on the formation of a value attitude to work and motivation for work, but also on the development of personal qualities that allow for an independent, purposeful and responsible choice of profession. The authors of the article identify the causes of destructive behavior, disruptions in the construction of a correct picture of the world, pointing to external and internal factors caused by various risks that adversely affect minors and lead to destructive behavior. The theoretical analysis of the concepts included in the description of the subject-activity approach, such as hard work, subjectivity, independence, agency, and the activity approach, made it possible to identify its essential features and comprehend them in the context of organizing practical activities. It is noted that the formation of motivation for work contributes to the readiness of minors not only for professional self-determination, but also for changing the ways of their own existence in society.

Possession of the theoretical aspects of the designated issue made it possible to consciously apply in practice the methods, techniques, and means of motivating minors to work during the implementation of the innovative project on the topic of "Prevention of juvenile delinquency "risk zones" and "risk groups" through career guidance and pre-vocational training in the context of additional education" on the basis of the State Budgetary Educational Institution of Additional Education "House of Student Youth "Magnet"". The study is recommended to administrative and pedagogical workers organizing pre-professional and vocational training of minors in difficult life situations.

Keywords: minors, students of the "risk group" and "risk zone", risk factors, subject-activity approach, motivation for work, diligence, independence, agency, career guidance, pre-professional training, innovative project.

For citation: Letucheva LA, Yurevich SN, Chernykh OP. Formation of labor motivation in students from the "risk group" and "risk zone" through career guidance and pre-professional training. Innovative development of vocational education. 2024;(3(43):128-137. (In Russ.).

Введение

Осенью 2024 г. в ГБУДО «Дом учащейся молодежи «Магнит» будут подведены итоги реализации региональной инновационной площадки по теме: «Профилактика правонарушений несовершеннолетних „зоны риска" и „группы риска" посредством профориентации и предпрофессиональной подготовки в условиях дополнительного образования», стартовавшей три года назад. Участниками инновационного проекта стали обучающиеся 7-9 классов, находящиеся в «группе риска» и «зоне риска», — несовершеннолетние, состоящие на различных профилактических учетах,

а также подверженные неблагоприятным воздействиям социального окружения и иных факторов риска (далее — несовершеннолетние). Концептуальная идея инновационного проекта заключается в повышении уровня готовности несовершеннолетних «группы риска» и «зоны риска» к профессиональному самоопределению и тем самым обеспечении профилактики противоправного поведения и безнадзорности. Значимым компонентом профессионального самоопределения является мотивация к трудовой деятельности, выражающаяся в выборе образовательного и трудового маршрута, понимании важности труда, осознании необходимости

осуществления профессионально-трудовой деятельности и, как следствие, успешной адаптации в обществе. Поэтому одна из задач по реализации цели инновационного проекта формулировалась как «мотивация несовершеннолетних к труду и социальной ответственности, корректировка мировоззренческих установок»1.

Неблагоприятные социально-экономические условия, сложности, связанные с переходным возрастом, а также особенности психофизиологического состояния здоровья некоторых обучающихся обостряют проблемную ситуацию в области профессионально-трудовой самореализации. Профессиональное самоопределение обучающихся, подчеркивают Н. В. Уварина и Г. Б. Толстова, — это первоочередная задача как для образовательных организаций, так и для экономики региона в целом [1]. Однако для несовершеннолетних, подверженных различным неблагоприятным факторам, демонстрирующих признаки десоциализа-ции, нежелание трудиться, ленивое и пренебрежительное отношение к труду, определение себя в мире труда крайне затруднено. Низкий уровень внутренней мотивации к трудовой деятельности, несформированность ценностного отношения к труду, к людям труда осложняют процесс профессионального самоопределения и прогнозирования профессиональных перспектив.

Решение этой проблемы администрация Дома учащейся молодежи «Магнит» в свое время увидела в организации предпрофессиональ-ной подготовки и профориентации таких подростков на базе учреждения дополнительного образования. Мировоззренческим ядром пред-профессиональной подготовки является формирование ценностного отношения к труду и мотивации к трудовой деятельности, становление личностных качеств — самостоятельности, ответственности, субъектности, агентности.

Осмысление данной проблемы, теоретический анализ и представление опыта решения в практике учреждения дополнительного образования составляют цель исследования.-Материалы и методы исследования Методологической основой исследования выступил субъектно-деятельностный подход, основные положения которого гласят:

- быть субъектом — значит занимать активную деятельностную позицию по от-

1 Программа реализации регионального инновационного проекта «Профилактика правонарушений несовершеннолетних "зоны риска" и "группы риска" посредством профориентации и предпрофессиональной подготовки в условиях дополнительного образования». Магнитогорск, 2021. URL: https://clck.ru/3AsGGA.

ношению к себе и миру (А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская);

- активность есть внутренняя предпосылка самодвижения деятельности, определяемая не только структурой деятельности, но и самим ее субъектом (А. Н. Леонтьев);

- движущей силой активности человека выступает мотивация (В. А. Беликов);

- развитие ребенка как субъекта поведения сопровождается появлением новых субъектных качеств и способов поведения (Л. С. Выготский).

Проблему формирования у обучающихся мотивации к трудовой деятельности исследовали отечественные педагоги и психологи Л. И. Божо-вич, Л. С. Выготский, Т. А. Власова, М. А. Гала-гузова, И. В. Дубровина, Г. М. Дульнев, И. С. Кон, В. Т. Кондратенко, М. И. Лисина, Л. Я. Олиферен-ко, М. С. Певзнер, А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых и др. Взаимосвязь между процессом формирования и развития мотивации к трудовой деятельности, выбором профессионального маршрута и социализацией в обществе изучена в работах Н. А. Аитова, А. Н. Бобровской, Г. В. Васенкова, Н. Н. Захарова, С. А. Иванушкиной, Н. Э. Касаткиной, Л. А. Колосовой, Т. В. Кудрявцева, А. В. Массанова, А. А. Муратовой, Е. В. Таточен-ко, Н. А. Рябова, М. И. Старова, В. И. Щеголя и др. Зарубежные исследователи В. Лунден, Ч. Морис, Э. Сеген, Дж. Смелзер, Г. Тард, К. Томас, К. Шоу и др. обращались к изучению особенностей мотивации, развития личности и профессионального самоопределения подростков.

Исследование проводилось посредством анализа научной литературы по проблеме, в частности, контент-анализа научных публикаций последних лет, собственного практического опыта по данной теме. В статье использованы методы изучения аналитических материалов, документации и учебно-дидактических материалов, интервью с педагогами учреждения дополнительного образования, а также методы сравнения, обобщения, наблюдения за деятельностью участников инновационного проекта, описательный метод. Эмпирической базой исследования выступило ГБУДО «Дом учащейся молодежи «Магнит».

Результаты исследования и их обсуждение

Несовершеннолетние обучающиеся 7-9 классов, входящие в «группу риска» и «зону риска», являются ключевыми фигурами нашего исследования. Подростковый возраст — один из наиболее сложных и противоречивых в социализации человека, когда меняются его социальный статус, позиция в обществе, положение в коллективе, предъявляется больше требований со стороны взрослых. У подростка формируются

собственное мнение, взгляд на различные ситуации, возникает потребность узнать себя и определить свои основные потребности, дать оценку своим действиям и событиям, происходящим в его жизни [2]. Психологи и педагоги обращают внимание на тот факт, что в этом возрасте у индивида часто происходит психологическое отдаление от семьи и школы, — их значение в становлении личности молодых людей снижается, а влияние сверстников и одноклассников усиливается; в силу целого ряда причин многие подростки начинают испытывать психологические проблемы, которые нередко приводят к деструктивному поведению. По степени разрушительности деструктивное поведение бывает разным и может проявляться как агрессивное, самоповреждающее (аутоагрессивное), девиантное, де-линквентное (допротивоправное), аномическое. Определение данных понятий было раскрыто в программе инновационной площадки1, поэтому не будем подробно останавливаться на трактовании их сущности. Все эти виды поведения демонстрируют поступки, не соответствующие принятым в обществе, установленным правилам поведения.

На появление отклонений в поведении, как отмечают А. А. Ефимов, Ю. Н. Кочеров, Е. В. Шумакова, большое влияние оказывают следующие факторы: тяжелое положение среди сверстников (например, постоянные насмешки или физическое насилие со стороны одноклассников), плохое взаимопонимание с учителями в школе, ярлык хулигана среди сверстников, негативное влияние собственной семьи (алкоголизм родителей или одного из членов семьи, постоянные конфликты в семье, жестокость по отношению к ребенку, отвержение со стороны членов семьи, безнадзорность, а также гиперопека и чрезмерный контроль родителей), дефицит внимания к проблемам ребенка, дефицит общения со стороны семьи и сверстников [2, с. 33]. Проявлениями такого поведения могут стать: преступность, наркомания, алкоголизм, суицид, токсикомания, проституция и др. Данные отклонения в поведении подростков своими последствиями могут представлять различную опасность, в связи с чем отношение в обществе к ним неоднозначно. Социальная дезадаптация, когда индивида не принимает общество, провоцирует увеличение подростковой

1 См.: Основные понятия // Программа реализации регионального инновационного проекта «Профилактика правонарушений несовершеннолетних "зоны риска" и "группы риска" посредством профориентации и предпрофессиональ-ной подготовки в условиях дополнительного образования». Магнитогорск, 2021. С. 12-14. URL: https://clck.ru/3AsGGA.

тревожности, агрессии, которая переходит во внешний план разрушительным поведением [3]. Перечисленные внешние неблагоприятные факторы можно охарактеризовать как внешние социально-экономические и психологические риски. Между тем к внешним неблагоприятным факторам также можно причислить педагогические риски, связанные с несоответствием содержания программ обучения и психофизиологических особенностей и интеллектуальных возможностей обучающихся, темпа психического развития и темпа обучения, преобладанием отрицательных оценок, несформированностью мотивации к учению. Немаловажную и зачастую значительную роль играют внутренние неблагоприятные факторы развития индивида, связанные с медико-биологическими рисками, — наследственные факторы, врожденные черты характера, нарушения в психическом и физическом развитии, травмы, пороки развития и т. д.

В науке ведется активная разработка превентивных подходов, направленных на микро- и макрофакторы среды, в этом случае решением может являться не формирование мер защиты, а развитие позитивных ресурсов самого подростка, детских и молодежных объединений, социокультурной среды в целом [4]. Зарубежные и отечественные исследователи говорят о таких моделях превенции, как информирование, сопереживание и альтернативное замещение [5; 6]. Профилактическая модель альтернативного замещения направлена на создание условий для реализации активности несовершеннолетних, внедрение социально активных видов деятельности с целью перенаправления потенциальной агрессии в созидательную энергию. Социально активные виды деятельности помогают подросткам адаптироваться к социуму, поднять свою самооценку, повысить уровень занятости и уверенность в себе [6].

На наш взгляд, модель «замещение» лучше представить в виде формирующей модели, предполагающей создание условий для пробуждения мотивации, реализации и создания новых качеств личности для благоприятного развития. В экспериментальной деятельности Дома учащейся молодежи «Магнит» подростковый возраст рассматривается как «период перехода от детства к взрослости, характеризующийся противоречиями и поиском идентичности», как «решающий период в выборе жизненного и профессионального пути» [7, с. 136]. В этом контексте профориентация и предпрофессиональная подготовка могут выступить в качестве ресурса образования, когда развивающиеся личностные и профессионально важные качества становятся все более

значимыми в своей структуре и корректируют деструктивные составляющие личности. В настоящее время такая тенденция является определяющей в работе с несовершеннолетними.

Проблема комплексной социально-педагогической работы с несовершеннолетними наиболее эффективно решается в системе дополнительного образования, поскольку это открытая социально-педагогическая система, доступная любому индивиду вне зависимости от места жительства, возраста и уровня образования, интегрирующая разнообразные виды социально значимой деятельности (художественной, физкультурно-спор-тивной, технической, социально-гуманитарной, естественно-научной, туристско-краеведческой направленности), где помимо образовательного процесса также организуется проведение до-суговых мероприятий, конкурсов, состязаний. В учреждении дополнительного образования происходит наиболее полное удовлетворение разнообразных интересов и запросов индивида, восполняются потребности в общении, творческой обстановке и индивидуальном подходе. Несовершеннолетний отдает предпочтение той среде общения, где ему комфортно, интересно и к нему относятся с уважением и заботой.

Участниками инновационного проекта за время его реализации становились обучающиеся с разными статусами риска, являющиеся воспитанниками различных заведений г. Магнитогорска — общеобразовательных и коррекционных. В работе использовались диагностические инструменты [8]. Результаты диагностики личностного развития показали снижение мотивации, переживание «школьной скуки», отрицательное и резко отрицательное эмоциональное отношение к учению у 88 % участников инновационного проекта [Там же, с. 186]. Диагностика социальной адаптации выявила у 97 % респондентов неумение управлять конфликтной ситуацией [Там же, с. 187]. Важным для нашего исследования был ранее сделанный вывод о низком и даже недостаточном уровне сформированности трудовой мотивации, завышенном уровне притязаний; несфор-мированности или слабой сформированности личностных качеств, необходимых для профессионального самоопределения (способность к самопознанию и саморазвитию, ответственность, самостоятельность, самокритичность, сила воли, готовность делать выбор), среди целевой группы участников инновационного проекта [9].

В 2023/24 учебном году основными участниками проекта стали обучающиеся школ-интернатов (коррекционных и для детей, оставшихся без попечения родителей). В основном это несовер-

шеннолетние «зоны риска» с ОВЗ, демонстрирующие задержку психического развития, гиперактивность и недостаток внимания, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Несовершеннолетние, воспитывающиеся в школах-интернатах, проявляют эмоционально-волевые нарушения, их поведение характеризуется отсутствием выраженных личностных стремлений, боязнью неудачи, средним уровнем потребности в одобрении, неизменно высоким уровнем страха отвержения, проявлением агрессии.

Основным средством профилактики противоправного поведения и безнадзорности несовершеннолетних в рамках инновационного проекта, как было сказано выше, определены профориентация и предпрофессиональная подготовка. Профессиональная ориентация рассматривается как комплекс социально-экономических и психолого-педагогических мероприятий, направленных на содействие личности в самореализации с начала формирования профессионально ориентированных интересов и склонностей до завершения профессиональной жизни [10].

Проблема профилактики правонарушений и беспризорности несовершеннолетних «зоны риска» и «группы риска» посредством профориентации и предпрофессиональной подготовки наиболее плодотворно решается с позиций субъектно-деятельностного подхода.

Понятие «субъект», положенное в основу субъектного подхода, определяется учеными (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, П. И. Зинчен-ко, Д. Б. Эльконин) как носитель предметно-практической и духовной деятельности, источник активности. Активность проявляется в инициативе и самостоятельности, принятии и реализации решений, анализе и оценке последствий своего поведения, самоизменении и самосовершенствовании, определении перспектив деятельности. В качестве движущей силы развития субъекта выступает его стремление познать действительность и овладеть ею. При этом развитие обучающегося как субъекта деятельности осуществляется от освоения мо-тивационной стороны деятельности к операцион-но-технической; от совместной к самостоятельной деятельности. Конкретное содержание и конкретные структуры психической деятельности ребенка в качестве субъекта практической деятельности формируются целиком в индивидуальном опыте — это важнейшая закономерность в развитии субъекта. В теории развития субъектность рассматривается как специфическая способность, развитие которой дает индивиду возможность проектировать жизненный путь, быть автором, хозяином, организатором своей судьбы [11].

Деятельностный подход (С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, Л. И. Божович и др.) трактует деятельность как основу и условие формирования и развития личностных качеств человека, подчеркивает неразрывную взаимосвязь категорий «активность» и «деятельность».

Субъектно-деятельностный подход выступает отражением взаимовлияния и взаимодополняемости методологических подходов и позволяет изучать обучающегося как субъекта различных видов деятельности. Суть субъектно-деятельностного подхода состоит прежде всего в том, что обучающийся (как и любой человек) субъектен от природы: он естественно избирателен в своих действиях и отношениях. Это определяется его индивидуальными задатками, особенностями высшей нервной деятельности, состоянием здоровья, самобытными личными качествами, наконец, его собственным социальным опытом. Ученые подчеркивают, что «воспитание должно не только считаться с активным проявлением индивидуальной природы ребенка, но и уже в годы детства и отрочества закладывать позицию субъекта целенаправленной деятельности» [12, с. 25]. Названные положения субъектно-деятельностного подхода положены нами в основу работы с несовершеннолетними в ходе реализации инновационного проекта.

Субъектность как качество личности характеризуется системой ценностей, позитивных установок и ценностных ориентаций на одно из главных социальных явлений человечества — труд, трудовую деятельность.

Ценностные ориентации — это основные убеждения, принципы, которые формируются сознанием личности, выступают началом образования смыслов и ориентируют поведение человека, регулируют его жизненные выборы [13]. Именно ценности определяют цели и смыслы жизни человека, пути их достижения, мотивацию просоциального поведения, мотивацию выбора профессии. Ученые установили, что мотивация, с одной стороны, зависит от ценностных отношений и ориентаций, с другой — положительно влияет на формирование, становление и развитие личностных качеств, необходимых для полноценной жизнедеятельности человека. Соответственно процесс предпрофессиональ-ной подготовки, организованный в ходе реализации инновационного проекта, был ориентирован на формирование и становление таких качеств, как трудолюбие, самостоятельность, ответственность, агентность.

В педагогических исследованиях (Л. Я. Бондарев, И. В. Житко, Г. М. Киселева, А. И. Коче-

тов, Р. Н. Кузьмина, В. К. Котырло, И. Ф. Назаров, И. Ф. Свадковский, Е. И. Образцова, Г. С. Малунова, И. Ф. Харламов, П. И. Чернецов и др.) научно обосновываются взгляды на трудолюбие как на сложное моральное свойство, которое проявляется в потребности включаться в трудовую деятельность, способности к длительному трудовому усилию и способности испытывать радость в процессе труда [14].

Самостоятельность — это та ключевая компетенция, без которой личности в ее истинном понимании не существует. Самостоятельность также связана с мотивацией к труду, стремлением приобретать и совершенствовать трудовые умения. Самостоятельность — основа самообразования, самовоспитания, саморегуляции собственных действий.

Близким к самостоятельности является понятие «агентность» (от лат. agens — 'действующий'). В социологии под «агентом» понимается деятельный субъект, способный к осознанным выборам и действиям. Если самостоятельность сфокусирована на достижении мастерства в рамках существующих ролей и социальных норм, то агентность нацелена на индивидуальный поиск и изменение на основе осознанно сконструированной идентичности и ценностей [15]. Агентность понимается как способность индивидов сознательно влиять на свои жизненные обстоятельства — быть не «щепками», покорно плывущими по ручью внешних событий, но воздействовать на эти события (А. Бандура). Сказанное роднит данное понятие с понятием «субъектность».

Понимание мотивов трудовой деятельности и ценностных ориентаций участников инновационной деятельности, механизмов формирования личностных качеств позволило определить наиболее эффективные методы и мероприятия комплексной работы с воспитанниками интернатов в рамках проекта. В профориентации были выделены две ведущие стратегии — про-финформирование и профессиональные пробы, а в предпрофессиональной подготовке — наставничество.

Центральным звеном профинформирова-ния является формирование правильной картины мира. На занятиях по профориентации, проводимых по большей части в игровой форме, участники инновационного проекта узнают о мире профессий, взаимосвязи обучения и карьерного роста, построении образовательной и профессиональной траектории в родном городе. Такое мировоззрение обеспечивает верное представление о значении труда в жизни

общества и каждого человека. Это обусловливает развитие социальной перцепции, интереса к трудовой деятельности, положительного отношения к труду и его результатам. Учитывая это, можно говорить, что современный мир требует пластичной, мобильной, активной личности, развивающей способности к оперативному приобретению новых профессиональных компетенций на протяжении всей своей трудовой деятельности [10]. Положительное отношение к труду достигается при помощи таких методов, как убеждение, разъяснение и упражнение. Подростки приходят к осознанию, что труд — это не обуза и не наказание, это способ реализовать свои возможности.

Формированию позитивной мотивации к труду в значительной степени способствует появление у ребят элементарного опыта профессиональных действий в объединениях «Школа фотографии» и «Школа электроники и электротехники» под руководством педагога-наставника, который индивидуально подходит к потребностям каждого обучающегося, с пониманием воспринимает особенности поведения, а его деятельность направлена на раскрытие их потенциала.

Педагоги-наставники стремятся учитывать в практической подготовке тот факт, что мотив достижения профессиональных успехов необходимо постоянно поддерживать, развивать, способствуя достижению учебных целей [16], поэтому основными формами деятельности объединений стали практические и лабораторные занятия, соревнования, игры, проекты, конкурсы, викторины, выставки, большая роль отводилась занятиям по закреплению знаний.

В качестве педагогических условий эффективного формирования и развития мотивации к труду у несовершеннолетних мы рассматриваем:

- воспитательный потенциал социокультурной среды учреждения дополнительного образования. «Воспитательная среда создает условия для развертывания воспитательного процесса, провоцируя социальную активность обучающихся, инициируя их участие в реализации проектов и мероприятий воспитательной направленности. Обучающийся в таком случае выступает в двуедином качестве: как объект воспитательных воздействий и как субъект, совершающий конкретные поступки, проявляющий личностные качества и одновременно совершенствующий их» [17, с. 158];

- готовность педагогов дополнительного образования к работе с категорией обучающихся «группы риска» и «зоны риска», социально-

психологическому сопровождению, применению практико-ориентированных технологий, разнообразных инструментов и механизмов профориентации и предпрофессиональной подготовки обучающихся [18];

- привлечение ресурсов партнеров (колледжей, техникумов, общественных организаций, частных организаций и предприятий города). Такими партнерами выступили: Магнитогорский технологический колледж им. В. П. Омельчен-ко, Магнитогорский строительно-монтажный техникум, предприятия города Магнитогорска (АО «Горэлектросеть», vM-фотостудия), ООО «Ассоциация юристов России» (местное отделение). Социальные партнеры оказывают значительное влияние на формы и содержание подготовки обучающихся к выбору будущей профессии и занятости. Особого внимания заслуживают организация и проведение учреждениями СПО и VM-фотостудией профпроб и мастер-классов. На экскурсиях мы использовали описанную Н. В. Фисуновой и И. Ф. Исаевым [19] модель проведения вариативных производственных экскурсий, в качестве обязательных элементов включающую три фазы: наблюдение, описание, обсуждение. Мы актуализировали эту модель и во время экскурсий ведем не протоколы, устные и письменные отчеты, а фото- и видеорепортажи, чтобы впоследствии провести обсуждение по их материалам. Это позволяет, с одной стороны, организовать групповое обсуждение, обратить внимание участников проекта на требования, предъявляемые человеку со стороны тех видов труда, с которыми удалось познакомиться в ходе экскурсии; с другой — обеспечить активное включение в процесс наблюдения трудовых процессов, что формирует ценностное отношение к труду и людям труда, представителям различных профессий.

Практический опыт работы с несовершеннолетними, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, сложен, но результативен: 100 % из них освоили дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы (ДООП) «Школа фотографии» и «Школа электроники и электротехники». При этом 20 % овладели профессиональными навыками в рамках программы в совершенстве, показав наилучший результат на итоговой аттестации, 20 % приняли участие в различных конкурсах, 10-15 % были успешно вовлечены в волонтерскую деятельность. 100 % несовершеннолетних прошли занятия по профориентации (лекции, беседы, организационно-деятельностные игры, диагностика) и получили содействие в самоопреде-

лении. Об успешности завершаемого проекта говорит достижение целевых показателей его эффективности, отразивших количество и качество, а также его экспертная оценка на уровне региона1 и страны2.

Об успешности воплощенной идеи свидетельствует и психолого-педагогическое наблюдение за целевой группой несовершеннолетних, которое показало, что обучающиеся с низкой мотивацией к учению и труду, попав в ситуацию наставничества и практико-ориентированного обучения, начали корректировать свое мировоззрение, смогли почувствовать ситуацию успеха в избранном виде деятельности, получили новые положительные социальные контакты, выработали правильные социальные и профессиональные ориентиры.

Заключение

Итак, в статье нами была рассмотрена проблема формирования мотивации к труду у несовершеннолетних «группы риска» и «зоны риска». Отмечено, что эта проблема имеет комплексный характер для индивида, так как на-

ходится под влиянием внешних и внутренних факторов, включающих разного рода риски: социально-экономические, психологические, педагогические, медико-биологические. В аспекте профилактики правонарушений и беспризорности несовершеннолетних «зоны риска» и «группы риска» данная проблема может быть решена с позиций субъектно-деятельност-ного подхода. Теоретический анализ понятий субъект, субъектность, деятельностный подход, ценностные ориентации, трудолюбие, самостоятельность, агентность позволил выделить сущностные черты субъектно-деятельностного подхода и оценить их использование в практической деятельности инновационной площадки на базе ГБУДО «Дом учащейся молодежи «Магнит». Отмечено, что комплексный план мероприятий инновационного проекта имеет эффективные инструменты профориентации и предпрофессиональной подготовки, что подтверждается как с позиции диагностики и наблюдения за целевой группой, так и внешней оценкой практической деятельности.

Список источников

1. Уварина Н. В., Толстова Г. Б. Перспективы разрешения проблемы профессионального самоопределения школьников в Челябинской области // Инновационное развитие профессионального образования. 2023. № 3 (39). С. 108-113.

2. Ефимов А. А., Кочеров Ю. Н., Шумакова Е. В. К вопросу об основных принципах и особенностях социально-педагогической работы с несовершеннолетними // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 1 (86). С. 32-34. URL: https://clck.ru/3AjJKm (дата обращения: 20.05.2024).

3. Смирнов А. А., Карпов А. А., Смирнов Д. А., Соловьева Е. В. Диагностика и профилактика деструктивного поведения и оптимизация социальной адаптации студентов вуза // Перспективы науки и образования. 2022. № 6 (60). С. 384-402. URL: https://clck.ru/3AjJjG (дата обращения: 20.05.2024).

4. Кашапов М. М. Понимание ресурсности в контексте профессионализации мышления субъекта // Методология современной психологии. 2020. № 11. С. 116-130.

5. Старостин А. Н., Суслонов П. Е., Шиллер В. В. Профилактика экстремистских проявлений: теоретические основания и практические модели // Дискурс-Пи. 2019. № 2 (35). URL: https://clck.ru/3AjJNt (дата обращения: 20.05.2024).

6. Du L., Wang W. Exploration of Strategies for Organic Integration of Labor Education and Occupational Therapy for College Students // Occupational Therapy International. 2022;(5):1-13. DOI 10.1155/2022/7115412.

7. Летучева Л. А., Черных О. П. Подростковый возраст: проблемы становления профессиональной идентичности // Инновационное развитие профессионального образования. 2022. № 4 (36). С. 134-139. URL: https://clck.ru/3ApKY8 (дата обращения: 20.05.2024).

8. Черных О. П. Психодиагностика в профориентационной работе с обучающимися: методики и практика их применения // Инновационное развитие профессионального образования. 2023. № 1 (37). С. 182-190. URL: https://clck.ru/3ApfyF (дата обращения: 20.05.2024).

1 Проект отмечен дипломом за II место в областном конкурсе «Лучшие практики организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся» среди образовательных организаций Челябинской области в номинации «Практика организации дополнительного образования по организационно-педагогическому сопровождению профессионального самоопределения обучающихся» в 2022 г. URL: https://clck.ru/3AsNw2; Программа «Профессиональная ориентация и проектирование карьеры» заняла III место в номинации «Дополнительные общеобразовательные программы, ориентированные на профессиональное самоопределение обучающихся, освоение ими будущих профессиональных компетенций, в том числе с использованием методологии наставничества» областного конкурса «Новое поколение определяет...» в 2023 г URL: https://clck.ru/3AsP9n.

2 Практика опубликована в каталоге АСИ «Смартека». URL: https://smarteka.com/practices/stupeni-v-professiu.

9. Летучева Л. А., Черных О. П., Юревич С. Н. Социальная ответственность как интегра-тивное качество личности: от теории к практике формирования социальной ответственности в профилактической работе с обучающимися группы риска // Инновационное развитие профессионального образования. 2023. № 2 (38). С. 135-143. URL: https://clck.ru/3ApMqE (дата обращения: 20.05.2024).

10. Сыманюк Э. Э., Печеркина А. А., Закревская О. В. Особенности профессионального самоопределения учащихся старшего подросткового возраста // Перспективы науки и образования. 2019. № 6 (42). С. 192-202. DOI 10.32744/pse.2019.6.16.

11. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Антропологический принцип в психологии развития // Вопросы психологии. 1998. № 6. С. 3-17.

12. Гогоберидзе А. Г., Деркунская В. А. Субъектность ребенка дошкольного возраста: миф или реальность? // Современный детский сад. 2010. № 1. С. 22-27.

13. Млкеян Л. А., Рычкова Л. С. Мотивация и ценностные ориентации обучающихся профессиональных образовательных организаций, состоящих в молодежных и общественных движениях // Инновационное развитие профессионального образования. 2023. № 2 (38). С. 144-150.

14. Чернецов П. И. Трудолюбие как социально-педагогическая проблема. Методологические основы его воспитания // Вестник Челябинского университета. Сер. 5: Педагогика. Психология. 2001. № 1 (3). С. 13-31.

15. Добрякова М. С., Юрченко О. В. Самостоятельность и агентность школьников: различение понятий // Социологические исследования. 2023 № 11. С. 80-92.

16. Калинина А. В., Осипова Л. Б. Профессиональная социализация студентов в системе среднего профессионального образования // Инновационное развитие профессионального образования. 2023. № 2 (38). С. 127-134.

17. Сташкевич И. Р., Крупинова Е. О. Формирование воспитательной среды профессиональных образовательных организаций: основные тенденции // Инновационное развитие профессионального образования. 2023. № 3 (39). С. 156-162. URL: https://clck.ru/3Apg5T (дата обращения: 20.05.2024).

18. Летучева Л. А., Юревич С. Н. К вопросу о готовности педагогов к работе с обучающимися, проявившими девиантные формы поведения // Инновационное развитие профессионального образования. 2023. № 1 (37). С. 96-103. URL: https://clck.ru/3ApfyF (дата обращения: 20.05.2024).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Фисунова Н. В., Исаев И. Ф. Учреждения свободного времени Германии в системе работы по профессиональному самоопределению учащихся // Вестник Костромского университета. 2010. № 3. С. 227-230.

References

1. Uvarina NV, Tolstova GB. Prospects for resolving the problem of professional self-determination of schoolchildren in the Chelyabinsk region. Innovacionnoe razvitie professional'nogo obra-zovanija = Innovative development of vocational education. 2023;(3(39):108-113. (In Russ.).

2. Efimov AA, Kocherov YuN, Shumakova EV. On the issue of the basic principles and features of social and pedagogical work with minors. Mir nauki, kul'tury, obrazovanija = The world of science, culture, education. 2021;(1(86):32-34. URL: https://clck.ru/3AjJKm. (In Russ.).

3. Smirnov AA, Karpov AA, Smirnov DA, Solovieva EV. Diagnostics and prevention of destructive behavior and optimization of social adaptation of university students. Perspektivy nauki i obrazovanija = Prospects of Science and Education. 2022;(6(60):384-402. URL: https://clck.ru/3AjJjG. (In Russ.).

4. Kashapov MM. Understanding resourcefulness in the context of professionalization of the subject's thinking. Metodologija sovremennoj psihologii = Methodology of modern psychology. 2020;(11):116-130. (In Russ.).

5. Starostin AN, Suslonov PE, Schiller VV. Prevention of extremist manifestations: theoretical foundations and practical models. Discourse-Pi. 2019;(2(35). URL: https://clck.ru/3AjJNt. (In Russ.).

6. Du L, Wang W. Exploration of Strategies for Organic Integration of Labor Education and Occupational Therapy for College Students. Occupational Therapy International = Occupational Therapy International. 2022;(5):1-13; DOI 10.1155/2022/7115412. (In Engl.).

7. Letucheva LA, Chernykh OP. Adolescence: Problems of Formation of Professional Identity. Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija = Innovative development of vocational education. 2022;(4(36):134-139. URL: https://clck.ru/3ApKY8. (In Russ.).

8. Chernykh OP. Psychodiagnostics in career guidance work with students: methods and practice of their application. Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija = Innovative development of vocational education. 2023;(1(37):182-190. URL: https://clck.ru/3ApfyF. (In Russ.).

9. Letucheva LA, Chernykh OP, Yurevich SN. Social responsibility as an integrative quality of personality: from theory to practice of forming social responsibility in preventive work with students at risk. Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija = Innovative development of vocational education. 2023;(2(38):135-143. URL: https://clck.ru/3ApMqE. (In Russ.).

10. Symanyuk EE, Pecherkina AA, Zakrevskaya OV. Features of professional self-determination of senior adolescent students. Perspektivy nauki i obrazovanija = Prospects of Science and Education. 2019;(6(42):192-202. DOI 10.32744/pse.2019.6.16. (In Russ.).

11. Slobodchikov VI, Isaev EI. Anthropological principle in developmental psychology. Voprosy psihologii = Questions of Psychology. 1998;(6):3-17. (In Russ.).

12. Gogoberidze AG, Derkunskaya VA. Subjectivity of a preschool child: myth or reality? Sovre-mennyj detskij sad = Modern kindergarten. 2010;(1):22-27. (In Russ.).

13. Mlkeyan LA, Rychkova LS. Motivation and value orientations of students of professional educational organizations consisting of youth and public movements. Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija = Innovative development of vocational education. 2023;(2(38):144-150. (In Russ.).

14. Chernetsov PI. Hard work as a socio-pedagogical problem. Methodological foundations of its education. Vestnik Cheljabinskogo universiteta. Ser. 5: Pedagogika. Psihologija = Bulletin of Chelyabinsk University. Series 5: Pedagogy. Psychology. 2001;(1(3):13-31. (In Russ.).

15. Dobryakova MS, Yurchenko OV. Independence and agency of schoolchildren: distinction between concepts. Sociologicheskie issledovanija = Sociological research. 2023;(11):80-92. (In Russ.).

16. Kalinina AV, Osipova LB. Professional socialization of students in the system of secondary vocational education. Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija = Innovative development of vocational education. 2023;(2(38):127-134. (In Russ.).

17. Stashkevich IR, Krupinova EO. Formation of the educational environment of professional educational organizations: main trends. Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija = Innovative development of vocational education. 2023;(3(39):156-162. URL: https://clck.ru/3Apg5T. (In Russ.).

18. Letucheva LA, Yurevich SN. On the issue of teachers' readiness to work with students who have shown deviant forms of behavior. Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija = Innovative development of vocational education. 2023;(1(37):96-103. URL: https://clck.ru/3ApfyF. (In Russ.).

19. Fisunova NV, Isaev IF. Leisure institutions of Germany in the system of work on professional self-determination of students. Vestnik Kostromskogo universiteta = Bulletin of Kostroma University. 2010;(3):227-230. (In Russ.).

Информация об авторах

Л. А. Летучева — директор.

С. Н. Юревич — педагог дополнительного образования; доцент кафедры дошкольного и специального образования, кандидат педагогических наук, доцент.

О. П. Черных — заместитель директора по научно-методической работе, кандидат философских наук, доцент.

Information about the authors

L. A. Letucheva — Director.

S. N. Yurevich — teacher of Additional Education; Associate Professor of the Department of Preschool and Special Education, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor.

O. P. Chernykh — Deputy Director for Scientific and Methodological Work, Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted: 27.05.2024 Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing: 20.06.2024 Принята к публикации / Accepted for publication: 02.09.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.