Научная статья на тему 'ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ: ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ'

ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ: ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
238
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ТРУД / СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Летучева Людмила Александровна, Черных Оксана Павловна

В статье анализируются социально-психологические аспекты готовности к профессиональному самоопределению в период подросткового возраста в современном обществе. Цель исследования заключается в изучении некоторых аспектов подросткового возраста, становления личной и профессиональной идентичности подростка и готовности к профессиональному самоопределению. Понимание педагогом-наставником возможных статусов становления профессиональной идентичности подростка и оценка возможных мировоззренческих предрассудков относительно труда и трудовых отношений позволит более качественно организовать взаимодействие с обучающимся, выстроить индивидуальную траекторию учебно-воспитательной работы, понизить риски реализуемой профессиональной ориентации и предпрофессиональной подготовки. Данное исследование проводится в рамках реализации региональной инновационной площадки по теме «Профилактика правонарушений несовершеннолетних „зоны риска“ и „группы риска“ посредством профориентации и предпрофессиональной подготовки в условиях дополнительного образования» на базе ГБУДО «Дом учащейся молодежи „Магнит“».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Летучева Людмила Александровна, Черных Оксана Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADOLESCENCE: PROBLEMS OF THE FORMATION OF PROFESSIONAL IDENTITY

The article analyzes the socio-psychological aspects of readiness for professional self-determination during adolescence in modern society. The purpose of the research is to study some aspects of adolescence, the formation of a teenager’s personal and professional identity and readiness for professional self-determination. Understanding by the teacher-mentor of the possible statuses of the formation of a teenager’s professional identity and the assessment of possible worldview “prejudices” regarding labor and labor relations would make it possible to better organize interaction with the student, build an individual trajectory of educational work, reduce the risks of ongoing professional orientation and pre-professional training. This study is being carried out as part of the implementation of a regional innovation platform on the topic “Prevention of juvenile delinquency in the ‘risk zone’ and ‘risk group’ through career guidance and pre-professional training in the context of additional education” on the basis of the “House of Student Youth “Magnit”.

Текст научной работы на тему «ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ: ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ»

Инновационное развитие профессионального образования. 2022. № 4 (36). С. 134-139. ISSN 2304-2818 Innovative Development of Vocational Education. 2022;(4(36):134-139. ISSN 2304-2818

Научная статья УДК 373

ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ: ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

Людмила Александровна Летучева1, dum_magnit@mail.ru Оксана Павловна Черных2, cherry-100@yandex.ru

12 Дом учащейся молодежи «Магнит», Магнитогорск, Челябинская область, Россия

Аннотация. В статье анализируются социально-психологические аспекты готовности к профессиональному самоопределению в период подросткового возраста в современном обществе. Цель исследования заключается в изучении некоторых аспектов подросткового возраста, становления личной и профессиональной идентичности подростка и готовности к профессиональному самоопределению. Понимание педагогом-наставником возможных статусов становления профессиональной идентичности подростка и оценка возможных мировоззренческих предрассудков относительно труда и трудовых отношений позволит более качественно организовать взаимодействие с обучающимся, выстроить индивидуальную траекторию учебно-воспитательной работы, понизить риски реализуемой профессиональной ориентации и предпрофессиональной подготовки. Данное исследование проводится в рамках реализации региональной инновационной площадки по теме «Профилактика правонарушений несовершеннолетних „зоны риска" и „группы риска" посредством профориентации и предпрофессиональной подготовки в условиях дополнительного образования» на базе ГБУДО «Дом учащейся молодежи „Магнит"».

Ключевые слова: подростковый возраст, профессиональная идентичность, профессиональное самоопределение, труд, социализация

Для цитирования: Летучева Л. А., Черных О. П. Подростковый возраст: проблемы становления профессиональной идентичности // Инновационное развитие профессионального образования. 2022. № 4 (36). С. 134-139.

Original article

ADOLESCENCE: PROBLEMS OF THE FORMATION OF PROFESSIONAL IDENTITY

Lyudmila A. Letucheva1, dum_magnit@mail.ru Oksana P. Chernykh2, cherry-100@yandex.ru

12 House of studying youth "Magnit", Magnitogorsk, Chelyabinsk region, Russia

Abstract. The article analyzes the socio-psychological aspects of readiness for professional self-determination during adolescence in modern society. The purpose of the research is to study some aspects of adolescence, the formation of a teenager's personal and professional identity and readiness for professional self-determination. Understanding by the teacher-mentor of the possible statuses of the formation of a teenager's professional identity and the assessment of possible worldview "prejudices" regarding labor and labor relations would make it possible to better organize interaction with the student, build an individual trajectory of educational work, reduce the risks of ongoing professional orientation and pre-professional training. This study is being carried out as part of the implementation of a regional innovation platform on the topic "Prevention of juvenile delinquency in the 'risk zone' and 'risk group' through career guidance and pre-professional training in the context of additional education" on the basis of the "House of Student Youth "Magnit".

© Летучева Л. А., Черных О. П., 2022

Keywords: adolescence, professional identity, professional self-determination, labor, socialization

For citation: Letucheva LA, Chernykh OP. Adolescence: problems of the formation of professional identity. Innovative development of vocational education. 2022;(4(36):134-139. (In Russ.).

Введение

Предметом нашего исследования явились вопросы, связанные с особенностями взросления современного подростка в аспекте формирования профессиональной идентичности, анализом различных вариантов внутренней готовности к осознанному и самостоятельному выбору будущей профессии. Статья ориентирована на педагогов, взаимодействующих со старшеклассниками и участвующих в деятельности по профориентации и предпрофессиональной подготовке. Особенно важна психолого-педагогическая готовность к работе по становлению профессиональной идентичности подростков для педагогов, проводящих работу с детьми зоны риска (подверженных различным физиологическим, педагогическим, психологическим и социальным рискам) и детьми группы риска (состоящих на различных профилактических учетах).

Актуальность выбранной темы диктуется наличием конфликта между нарастающими сложностью и требованиями современного общества и психофизиологическими особенностями подростков, носящими сугубо индивидуальный и менее динамичный характер. Стремительная модернизация мира профессий, унификация образовательных стандартов и уровней образования, усложнение и стандартизация маршрутов вхождения в профессию зачастую создают проблемы социализации подростков, адаптации их к жизни в обществе, что делает насущной проблему осмысления подросткового возраста в аспекте профессионального самоопределения в современном социуме.

Материалы и методы исследования

Ученые активно поднимают и рассматривают подобного рода проблемы. Различным аспектам и условиям социально-профессионального и личностно-профессионального самоопределения подростков за последние полвека посвятили свои диссертационные работы в области педагогических и психологических наук более ста отечественных исследователей, среди которых: А. Г Смирнов (1974 г.), В. Д. Брагина (1976 г.), А. П. Коркишко (1988 г.), Т. А. Рогаче-ва (1991 г.), З. А. Гамбаров (1992 г.), Е. М. Борисова (1995 г.), О. Г. Геранина (1996 г.), С. А. Ива-нушкина (1997 г.), Р. М. Шамионов (1997 г.),

Н. И. Орлянская (1999 г.), И. Е. Сазонов (1999 г.), Н. Д. Бобкова (2000 г.), Ю. Н. Клочко (2000 г.), С. Г. Анисимова (2001 г.), Т. А. Костюкова (2002 г.), Н. В. Кузнецова (2003 г.), Г. С. Малучи-ев (2003 г.), Е. С. Засыпкина (2004 г.), С. А. Сидоренко (2004 г.), А. Н. Бобровская (2005 г.), В. Н. Пересыпкин (2005 г.), С. А. Лебедева (2006 г.), В. А. Карташев (2007 г.), Е. В. Солоти-на (2007 г.), Ю. В. Королев (2008 г.), М. В. Данилова (2009 г.), Л. И. Андреева (2010 г.), Г. Г. Во-роненко (2010 г.), О. В. Александрова (2011 г.),

A. М. Кондратьева (2011 г.), А. А. Ефименко (2012 г.), А. В. Ионов (2012 г.), С. В. Папсуева (2012 г.), Е. С. Удалова (2013 г.), М. В. Бадаш-кеев (2014 г.), В. Д. Волегов (2016 г.), Е. В. Ковалевская (2017 г.), Е. Е. Магакян (2018 г.),

B. А. Николаев (2018 г.), А. В. Бессонова (2019 г.), А. В. Чаплыгина (2019 г.), О. А. Любя-гина (2021 г.), Д. В. Янькин (2021 г.) и т. д.; причем авторы А. В. Кузнецов (2004 г.), А. А. Муратова (2008 г.), Л. В. Махлеев (2021 г.) посвятили свои диссертационные исследования этой проблематике именно в аспекте дополнительного образования.

Если рассматривать данную проблематику широко, то теоретическая основа этих исследований базируется на фундаментальных философских, социологических, педагогических и психологических изысканиях ведущих отечественных и зарубежных теоретиков в области определения основ становления самоидентичности личности, роли сознания, взаимосвязи педагогических и психологических факторов в процессе ее становления, представлении об идентичности как о производной самопознания, самоопределения и самореализации:

- представления об идентичности как о производной самопознания (А. Н. Леонтьев, А. Тэшфел, Э. Эриксон и др.);

- подходы к проблеме идентичности как психоаналитической парадигмы D. Berzonsky, А. Ватерман, И. Гофман, Дж. Марсиа, и др.);

- научные представления о проблеме идентичности: социальной (И. С. Кон, В. А. Ядов и др.), гражданской (А. Г. Асмолов, А. Н. Ма-хинин и др.), личностной и профессиональной (А. А. Азбель, А. Г. Грецов, В. А. Гунчина, Е. П. Ермолаева, Ю. П. Поваренков, Л. Б. Шней-дер и др.);

- научные концепции о самоопределении личности (К. А. Абульханова-Славская, А. В. Карпов, И. С. Кон, В. Н. Кормакова, А. К. Маркова и др.);

- изучение сущности и природы внутренних и внешних условий успешной профессионализации (Б. Г. Ананьев, Н. В. Зеленко, Б. Ф. Ломов, В. Д. Шадриков и др.);

- исследования в области профессиональной ориентации и профконсультирования (Э. Ф. Зеер, Е. А. Климов, Н. С. Пряжников, С. Н. Чистякова и др.);

- изучение особенностей подросткового и старшего школьного возраста (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, Д. А. Леонтьев, Д. Б. Элько-нин, Э. Эриксон).

Несмотря на обилие исследований, острота этой проблемы не ослабевает со временем, обнаруживая все новые противоречия между запросом общества на молодых людей с высоким уровнем осознанности и мотивации к профессиональной деятельности и фактическим положением дел — наличием большого количества подростков с низким уровнем личной и профессиональной идентичности, мотивации и осознанности в выборе профессии. Это заставляет вновь осмысливать данную проблему, обращаясь к теории и практике ее ключевых составляющих.

Для достижения поставленной цели и решения задач исследования мы использовали комплекс взаимодополняющих общенаучных методов анализа и синтеза, диалектический метод, методы системно-структурного и проблемного изложения. Эмпирической базой исследования, где проводилось научно-педагогическое наблюдение и сравнение, выступило ГБУДО «Дом учащейся молодежи „Магнит"».

Результаты исследования и их обсуждение

Начнем наше исследование с периодизации подросткового возраста и его роли в становлении профессиональной идентичности. Подростковый возраст — период перехода от детства к взрослости, характеризуется противоречиями и поиском идентичности. Этот период оказывается наиболее решающим в выборе жизненного и профессионального пути. Исторически подростковый возраст выделялся обществом для профессиональной подготовки — профессионального становления. С усложнением технологического уклада период вхождения в профессию затянулся.

Сегодня проблема определения границ переходного возраста остается окончательно не решенной. Нижней границей подросткового возраста по некоторым биологическим крите-

риям можно считать 10-11 лет. Несмотря на то, что возраст 18 лет (а в некоторых странах 21 год) официально считается началом взрослости, в XXI веке ученые получают данные, что между завершением подросткового возраста и началом взрослости фиксируется достаточно длительный период «становления взросления» [1].

Затянувшийся период личностного и профессионального становления увеличивает разрыв между линиями физиологического созревания и социального взросления, что удлиняет продолжительность подросткового возраста и усиливает его противоречия. Межу тем подростки готовы осваивать профессиональные навыки и ранее, чем это определено последовательностью уровней образования. Немаловажно, что подготовка к трудовой деятельности способна в перспективе обеспечить экономическую независимость взрослеющего индивида.

Обращаясь к терминологии исследуемого феномена личной и профессиональной идентичности, стоит отметить, что исследователи по-разному именуют этот этап в жизни человека, но суть у всех единая — это связь подросткового возраста с поиском и изучением своих возможностей, с выбором своего жизненного и профессионального пути. А. К. Маркова связывает этот возраст с этапом допрофессионализма и ознакомления со специальностью [2]. Э. Эриксон возраст от 11 до 20 лет обозначил как основной для становления идентичности [3]. Дж. Сьюпер в своей я-концепции именует возраст 15-24 лет периодом поиска и апробации личностных возможностей [4; 5]. С подростковым возрастом Е. А. Климов сопоставляет стадию оптации (от лат. optatio — «желание», «выбор») (12-17 лет, подготовка к осознанному выбору профессии) и этап профессиональной подготовки (1523 года, овладение знаниями) [6]. Э. Ф. Зеер связал стадию оптации, развития профессиональных намерений с кризисом учебно-профессиональной ориентации, который сопряжен с потребностью выбора метода приобретения профессионального образования [7].

Исходя из того, что подростковый возраст связан с активным выбором пути, очевидно, что ранняя профессиональная ориентация школьников, помощь в профессиональном самоопределении и обучение предпрофессиональным навыкам будут содействовать скорейшему взрослению индивида, успешному преодолению противоречий подросткового возраста, своевременной социализации (ресоциализации).

Для лучшего понимания вариантов становления личной и профессиональной идентичности

обратимся к исследованию подросткового возраста (в том числе и по отношению к выбору профессии), проведенному Дж. Марсиа со школьниками США в 1950-1960 гг. и общепризнанному современными отечественными исследователями. Достигая своей идентичности, в частности делая самостоятельный выбор профессии, подростки нередко принимают решение, не соответствующее ожиданиям окружающих. Поэтому Марсиа вполне оправданно выделил распространенные у подростков четыре статуса эго-иден-тичности [8], напрямую связанные с осознанностью выбора жизненного пути.

Достигнутая идентичность характеризуется осознанным выбором и принятым самостоятельным решением.

Статус «моратория» характеризуется тем, что в центре внимания — поиск компромисса между собственными желаниями и возможностями подростка, относящимися к профессиональному выбору, и ожиданиями окружающих (прежде всего родителей).

Предрешенная идентичность — юноши и девушки с таким статусом принимают решение без поиска, выбора и рефлексии, ориентируясь на социальные стереотипы, стремясь ответить ожиданиям социально значимых лиц.

Статус диффузной идентичности присущ подросткам с самой низкой степенью осознанности и самостоятельности в профессиональном самоопределении. В этом статусе выделяют два наиболее распространенных подтипа, это:

- предкритическая диффузная идентичность, когда индивид еще даже не задумывался о выборе и, соответственно, не пришел ни к какому решению (нормативное поведение для младшего подросткового возраста — нет ни процесса выбора, ни решения);

- посткритическая диффузная идентичность, когда индивид пытался сделать выбор, принять решение о своем профессиональном и личностном самоопределении, но потерпел неудачу, что оценивается как неблагоприятный вариант развития, отражающий спутанность идентичности в старшем подростковом, юношеском возрастах и даже в молодости (процесс выбора был, решения нет).

Исследование Марсиа показало наличие целой шкалы различных вариантов развития осознанности в выборе жизненного и профессионального пути.

Профессиональная деятельность — это, прежде всего, деятельность трудовая. В этой связи полезно разобраться, что может мешать определиться подростку с выбором профессио-

нального пути. В частности, какие предрассудки могут стать препятствием в профессиональном самоопределении из-за ложного восприятия труда в представлении молодого человека. Рассмотрим ряд господствующих в обществе предрассудков относительно труда и трудовых отношений, классифицированных Е. Ю. Пряж-никовой [9].

Идеал «легкого труда». Например, таким идеалом мог бы стать образ человека, не прилагающего никаких усилий в своей работе (тогда спрашивается, зачем ему нужны способности, умения?), не напрягающего свою память (зачем тогда знания и способы ориентировки в мире науки?), не переживающего и не волнующегося за свою работу (зачем тогда нужны чувства?) и т. п. Получается что-то пустое и аморфное, не похожее на человека. Ведь именно способность переживать, мучиться (знаменитые «муки творчества»), рисковать, мобилизовывать волю отличает человека от машины, от робота. Но все это предполагает и определенные усилия.

Наивный антиэнтропизм, проявляющийся в стремлении все раскладывать по порядку и превращать сложные объекты и явления в простые (и даже примитивные) схемы. Но тогда не остается места для творчества: все «разложено по полочкам», во всем есть «порядок», и любая инициатива, любое творчество могут этот «порядок» разрушить. Между тем любая реальная общественная и психологическая система находится в движении, а части этой системы находятся в противоречивых диалектических отношениях. И именно это обеспечивает настоящую динамику жизни с ее проблемами и сложностями. Задача человека — научиться обнаруживать диалектику противоречий в жизни (в том числе и в профессии) и использовать логику этих противоречий для развития.

Душеведческая «слепота» проявляется в неспособности «со-переживать и со-веселиться другому человеку» (по А. Н. Радищеву). Поскольку психика непосредственно не наблюдаема, человеку приходится по внешним проявлениям и высказываниям, по анализу различных обстоятельств составлять правдивый образ другого человека. В профессии важны не только профессиональные, но и коммуникативные навыки, проявляющиеся в умении общаться с коллегами, быть способным понять и прочувствовать проблемы данного человека.

Презумпция превосходства «ученого» над «практиком» основана на общественных предрассудках о связи теоретического образования с высоким социально-экономическим статусом

и непонимании диалектики теории и практики. Действительно, в прежние времена, когда высшее образование было редким и доступным только обеспеченным слоям населения, это утверждение было верным. Сегодня теоретическое образование стало общедоступно и даже имеется переизбыток высококвалифицированных кадров по некоторым направлениям. Кроме того, наличие редкой узкой теоретической специальности делает человека малопригодным для рынка труда, где нужны в массе более простые и прикладные специальности. Поэтому речь может идти лишь о взаимообогащении науки и практики и о том, что каждый подросток, независимо от мнения окружающих, должен сам выбрать для себя профессию — ученого или повара, учителя или столяра и т. д. — и совершенствоваться в этой профессии на протяжении всей жизни.

Учитывая, что современные тенденции к увеличению сроков получения образования и количества этапов вхождения в профессию удлиняют период социализации и, в сущности, самого подросткового возраста, исторически отведенного на овладение профессией, а также исходя из вышесказанного о различных статусах осознанности личностного и профессионального выбора и предрассудках относительно труда, бытующих в подростковом возрасте, можно сделать вывод о важности индивидуального подхода в ранней профессиональной ориентации, о необходимости периодической рефлексии (до и после мероприятий) для оценки статуса осознанности профессионального выбора и корректности формирующегося мировоззрения относительно труда. Грамотный подход позволит снять многие противоречия, связанные с определением идентичности у подростков.

В ходе реализации набора подростков зоны риска и группы риска для участия в мероприятиях инновационной площадки в ГБУДО «Дом учащейся молодежи „Магнит"» мы наблюдем преобладание низких статусов профессиональной и личной идентичности. Кроме того, у большинства таких подростков явно выражено наличие предрассудков в отношении труда, где преобла-

дает идеал «легкого труда». Между тем необходимо отметить, что откликаются на приглашение в проект в основном те школьники, которые в той или иной мере идентифицируют себя (хотя и слабо осознанно) с выбранным профессиональным направлением — художественно-творческим (фотография) или прикладным техническим (электромонтаж), либо школьники, ведомые желаниям и ожиданиями родителей. В ходе обучения у ребят происходит положительная динамика статуса профессиональной идентичности, проявляется осознанность выбора, желание продолжать профессиональное развитие в выбранном направлении. Это подтверждается тем, что девятиклассники, участвовавшие в проекте, в дальнейшем выбирают направления поступления в профессиональные образовательные организации среднего профессионального образования, которые можно охарактеризовать как идентичные или находящиеся в смежной группе профессий.

Заключение

Итак, нами были рассмотрены следующие аспекты: степень исследованности проблемы, периодизация подросткового возраста и ее основные характеристики, статусы эго-идентич-ности (осознанности личностного и профессионального выбора), а также разного рода предрассудки в психологическом восприятии труда и трудовых отношений. Был сделан вывод, что разнообразие статусов становления идентичности и мировоззренческих установок относительно труда в подростковом возрасте свидетельствует о потенциальной возможности различных вариантов готовности к профессиональному самоопределению, о необходимости дифференцированного подхода в профориента-ционной работе. Продемонстрированы эмпирические наблюдения и сравнения по рассматриваемым вопросам относительно подростков зоны риска и группы риска, проводившиеся на базе ГБУДО ДУМ «Магнит». Понимание указанных аспектов поможет педагогу-наставнику грамотно выстроить работу с подростками разных категорий и повысит эффективность профессионального самоопределения.

Список источников

1. Толстых Н. Н., Прихожан А. М. Психология подросткового возраста : учебник и практикум для вузов. М. : Юрайт, 2021. 406 с.

2. Маркова А. К. Психология профессионализма. М. : Знание, 1996. 312 с.

3. Эриксон Э. Г. Идентичность: юность и кризис / пер. с англ. ; общ. ред. и предисл. А. В. Толстых. М. : Прогресс, 1996. 344 с.

4. Super D. E. Vocational development: a framework for research. New York : Bureau of Publications, Teachers College, Columbia University, 1957. URL: https://archive.org/details/ vocationaldevelo0000unse

5. Super D., Bahn M. Y. Occupational Psychology. London : Tavistock, 1971.

6. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения : учеб. пособие. М. : Академия, 2004. 304 с.

7. зеер 3. Ф. Психология профессионального образования : учеб. для вузов. 2-е изд., испр. и доп. М. : Юрайт, 2022. 395 с.

8. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб. : Питер, 2014. 419 с.

9. Пряжникова Е. Ю. Психология труда : учеб. для академического бакалавриата. М. : Юрайт, 2016. 520 с.

References

1. Tolstykh NN, Prihozhan AM. Psihologija podrostkovogo vozrasta = Psychology of adolescence. Moscow: Yurayt; 2021. 406 p. (In Russ.).

2. Markova AK. Psihologija professionalizma = Psychology of professionalism. Moscow: Knowledge; 1996. 312 p. (In Russ.).

3. Erikson EG. Identichnost': junost' i krizis = Identity: youth and crisis. Moscow: Progress; 1996. 344 p. (In Russ.).

4. Super DE. Vocational development: a framework for research. New York : Bureau of Publications, Teachers College, Columbia University; 1957. URL: https://archive.org/details/vocationalde-velo0000unse (In Engl.).

5. Super D, Bahn MY. Occupational Psychology. London: Tavistock; 1971. (In Engl.).

6. Klimov EA. Psihologija professional'nogo samoopredelenija = Psychology of professional self-determination. Moscow: Academy; 2004. 304 p. (In Russ.).

7. Zeer EF. Psihologija professional'nogo obrazovanija = Psychology of vocational education. Moscow: Yurayt; 2022. 395 p. (In Russ.).

8. H'ell L, Ziegler D. Teorii lichnosti = Theories of personality. Saint Petersburg: Peter; 2014. 419 p. (In Russ.).

9. Pryazhnikova EYu. Psihologija truda = Psychology of work. Moscow: Yurayt; 2016. 520 p. (In Russ.).

Информация об авторах

Л. А. Летучева — директор.

О. П. Черных — заместитель директора по научно-методической работе, кандидат философских наук, доцент.

Information about the authors

L. A. Letucheva — director.

O. P. Chernykh — Deputy Director for Scientific and Methodological Work, Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted: 09.09.2022 Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing: 14.10.2022 Принята к публикации / Accepted for publication: 01.12.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.