DOI: 10.31862/2309-1428-2022-10-3-59-74
ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ МУЗЫКЕ У УЧАЩИХСЯ КЛАССА ГИТАРЫ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ
В. А. Одоевский,
Детская школа искусств № 1 имени Петра Андреевича Фролова Энгельсского муниципального района,
г. Энгельс, Саратовская область, Российская Федерация, 413100
Н. В. Корчагина,
Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г Чернышевского», Институт искусств, г. Саратов, Российская Федерация, 410012
Аннотация. Статья отражает актуальную тенденцию в деятельности педагога-гитариста - поиск путей формирования мотивации к обучению игре на музыкальном инструменте в детской школе искусств. Специфика класса гитары в школе искусств такова, что именно в него, как правило, стремится наиболее широкий круг поступающих, и по количеству обучающихся он занимает лидирующие позиции. Однако многие из них в дальнейшем покидают учебное заведение, столкнувшись с высокими требованиями академического музыкального образования, с несовпадением собственных представлений о процессе обучения музыке с реальным положением дел. Поэтому педагогу по классу гитары предстоит постоянно совершенствовать методы своей работы, чтобы поддержать мотивацию учащихся на высоком уровне. В данной статье это направление работы в классе гитары рассматривается в опоре на психолого-педагогические исследования. При этом в предлагаемой авторами методике особое значение придаётся таким факторам мотивации, которые качественно меняются под влиянием внешнего педагогического воздействия, социального окружения ученика и его внутренней работы над собой: успеваемость, настроение на уроке, интерес к упражнениям. В плане музыкального материала особое внимание уделяется современному эстрадному стилю гитарного исполнительства «фингерстайл», включение которого в содержание занятий способно оказывать большое влияние на формирование мотивации к обучению музыке у учащихся детских школ искусств. Специальное внимание уделяется методическим рекомендациям, направленным на формирование
© Одоевский В. А., Корчагина Н. В., 2022
0 1 Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License
59
мотивации к обучению музыке у учащихся детских школ искусств в ходе освоения ими современных эстрадных гитарных стилей исполнения.
Ключевые слова: мотивация, музыка, гитара, фингерстайл, подросток, детская школа искусств.
Благодарность. Авторы статьи выражают благодарность кафедре музыкально-инструментальной подготовки Института искусств Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского за помощь в подготовке и оформлении исследования.
Для цитирования: Одоевский В. А., Корчагина Н. В. Формирование мотивации к обучению музыке у учащихся класса гитары детской школы искусств // Музыкальное искусство и образование / Musical Art and Education. 2022. Т. 10. № 3. С. 59-74. DOI: 10.31862/2309-1428-2022-10-3-59-74.
DOI: 10.31862/2309-1428-2022-10-3-59-74
FORMATION OF MOTIVATION IN MUSIC LEARN STUDENTS OF THE GUITAR CLASS OF THE CHILDREN'S SCHOOL OF ARTS
Victor A. Odoevsky,
The dnildren's school of arts No. 1 named after Pyotr Andreevich FroLov
of the Engels Municipal District,
Engels, Saratov region, Russian Federation, 413100
60
Nataliya V. Korchagina,
Saratov National Research State University named after N. G. Chernischevsky, Saratov, Russian Federation, 410012
Abstract. The article reflects the current trend in the activity of a guitar teacher -the search for ways to form motivation to learn to play a musical instrument in the children's school of arts. The guitar class at the art school is very popular, and in terms of the number of students, it occupies a leading position. And at the same time, a considerable number of those who want to study leave the educational institution, faced with the high requirements of academic music education, with the discrepancy of their own ideas about the process of learning music with the real state of affairs, etc. Therefore, it is the guitar teacher who must constantly work on himself and on his methods of work in order to keep the motivation of students at a high level, which causes the need for additional theoretical and methodological research in this direction. In the theoretical part of the article, the problem
of motivation is considered from the psychological and pedagogical scientific positions, an overview of the most significant recognized and modern works in this direction is presented. The modern pop style of guitar performance "fingerstyle" used as a means of forming motivation in music learn students of the Children's School of Arts. The authors identify their own components of a student's motivation, which change qualitatively under the influence of external pedagogical influence, the student's social environment and his inner work on himself: academic performance, the student's mood in the classroom, interest in exercises. In the practical part of the article, measures are described to form the author's components of motivation to learn music from children's school of arts students during their development of modern pop guitar performance styles. At the end of the article, generalizations are made about the application in pedagogical practice of worthy examples of modern pop music, current musical styles and trends.
Keywords: motivation, music, guitar, fingerstyle, teenager, children's school of arts.
Acknowledgement. The authors express their gratitude to the Department of Musical and Instrumental Training of the Art Institute of Saratov National Research State University named after N. G. Chernyshevsky for assistance in the preparation and execution of the study.
For citation: Odoevsky V. A., Korchagina N. V. Formation of Motivation in Music Learn Students of the Guitar Class of the Children's School of Arts. Muzykal'noe iskusstvo i obrazovanie = Music Art and Education. 2022, vol. 10, no. 3, pp. 59-74 (in Russian). DOI: 10.31862/2309-1428-2022-10-3-59-74.
Введение в проблему
Проблема мотивации является важнейшей в педагогике. Учителю необходимо владеть способами воздействия на учащегося и иметь определённую педагогическую энергию для стимулирования к обучению и поддержки его мотивации. Без этого весь педагогический процесс остановится, ведь ученик должен сам стремиться получать знания, уметь мыслить и делать умозаключения. Мотивация представляет собой процесс побуждения к продуктивной познавательной деятельности, к освоению содержания образования, к получению навыков.
Формирование мотивации обучения музыке сегодня - тема важная и актуальная,
так как современная массовая музыкальная культура, широко распространённая в обществе, нередко транслирует потребительскую модель восприятия искусства и мышление на основе готовых простых фраз-шаблонов. Восприятие и создание поп-музыки (зачастую «скомпилированной» без участия живых музыкантов) не требует от молодёжи «погружения» в творческий процесс, либо способствует его упрощённому видению. У современных детей практически отсутствует интерес к сложной музыке (и к классической, и к современной, но созданной на основе комплекса мелодико-гармонических построений и выразительных средств), зачастую из-за отсутствия соответствующей подготовки и интеллектуального
инструментария к её пониманию и исполнению. Поэтому перед педагогами, работающими в сфере искусства, встаёт проблема мотивирования детей и подростков к занятиям музыкой на высоком творческом и профессиональном уровне, к пониманию её законов, средств выразительности; к участию в её исполнении и сочинении, в том числе и в рамках детских школ искусств (ДШИ). Одним из способов формирования такой мотивации может стать привлечение современных стилей исполнения и достойных внимания сочинений, имеющихся «в арсенале» популярной музыки.
В формировании мотивации к обучению музыке, несомненно, высока роль электронных инструментов и актуальных эстрадных исполнительских стилей, поскольку их отличают понятный для молодёжи язык и привычный ей «музыкальный фон». Дети и подростки сразу видят сферу применения своих навыков как способ продемонстрировать своё мастерство сверстникам, а в более серьёзной перспективе - и наглядную возможность связать свою жизнь с профессией музыканта, став похожим на своих кумиров. Это позволяет педагогу, используя интересные, с профессиональной точки зрения, образцы эстрадной музыки и лучшие достижения её музыкального языка, развить вкус учащихся и формировать понимание более сложных (классических и джазовых) стилей.
В науке накоплен немалый опыт разработки теоретико-методологических и прикладных аспектов проблемы формирования мотивации к обучению. Факторы и условия, влияющие на формирование мотивации учебной деятельности, исследовались Л. И. Божович [1], А. К. Марковой [2], А. Маслоу [3]. Методический аспект этой проблемы отражён в статьях И. В. Адамян [4], Т. А. Беспаловой [5], Г. А. Гайсина [6], Ю. Н. Кедровского [7] и др. Вместе с тем в современной
педагогической практике наблюдается явная недостаточность теоретического материала, которым могут руководствоваться музыканты-педагоги в процессе обучения исполнительству на гитаре в детских школах искусств. Возможно, это связано с тем, что ещё 25-30 лет назад проблема мотивирования учеников к обучению музыке стояла не столь остро, у детей не было компьютеров и смартфонов, занимающих досуг сегодня, а интерес к освоению музыкальных инструментов возникал как ответ на внутреннюю потребность к самовыражению через музыку.
В данной статье рассмотрение теории и практики формирования мотивации к обучению музыке в ходе освоения учащимися ДШИ современных эстрадных гитарных стилей исполнения осуществлено в опоре на фундаментальные исследования Д. Ф. Пешева [8], М. А. Самохиной [9], научные статьи А. П. Бакулиной [10], Е. В. Журавлевой [11], М. В. Козуб [12], А. С. Колчина [13], С. А. Кулагина [14], Г. В. Тян [15] и др., в которых развитие гитарного исполнительства раскрывается в музыкально-педагогическом ракурсе.
Авторы ставят перед собой следующие задачи: 1) кратко проанализировать понятие мотивации с научных позиций психологии и педагогики; 2) рассмотреть роль современных эстрадных стилей гитарного исполнительства (в том числе стиль фингерстайл) в образовательном процессе ДШИ; 3) описать ряд мероприятий по формированию мотивации к обучению музыке в процессе освоения учащимися ДШИ современных эстрадных стилей исполнения на гитаре.
Мотивация как психолого-педагогическая проблема
Проблеме мотивации уделялось внимание как в отечественной, так и
в зарубежной психологии. Учёные рассматривали данное явление с точки зрения потребностных теорий, то есть как стремление к удовлетворению возникающих потребностей. Уже в XX веке как альтернатива потребностным теориям начали развиваться бихевиористские, в которых мотивацию стали понимать как состояние, функция которого - в снижении порога реактивности организма на некоторые раздражители, как состояние кон-центрированности на цели (А. М. Бары-кинская и др.) [16]. Существовали и биологизаторские теории мотивации, в которых авторы исходили из того, что естественным для организма является состояние неактивности и, чтобы произошёл его переход к активности, необходимы особые побудительные силы [17].
Для проводимого нами исследования наиболее актуальным представляется определение мотивации как побуждения к действию; конкретной потребности, порождающей энергию к осуществлению целенаправленных действий; динамического психофизиологического процесса, который управляет поведением человека и определяет его организованность, направленность, устойчивость и активность (Н. С. Пряжников) [18].
Мотивационная сфера учащихся в процессе обучения претерпевает различные изменения: появляются новые мотивы учения, которые способствуют появлению новых целей. Изменения мо-тивационной природы обучающегося в процессе взросления создаёт проблему устойчивости мотивации. Проблемой является не сама сила мотивации, а её направленность. Человек стремится к познанию, но направленность этого стремления может иметь вектор, противоположный организованному образовательному процессу. Так, подростковая склонность к протестам или деструктивным
действиям - это тоже стремление к познанию и в каком-то смысле к обучению, причём именно в тех областях, информация о которых ограниченно доступна для подростка и является для него социальным «табу». У детей более младшего возраста оно проявляется в желании разобрать вещи на «составные части», что отвлекает ученика от процессов, связанных с обучением в его академическом понимании. Педагогу необходимо понимать природу таких явлений и вместо того, чтобы обвинять ученика в лени или безвкусице, переориентировать на познание актуальных для него побуждающих к учёбе смыслов (например, хорошие профессиональные гитаристы/певицы востребованы в шоу-бизнесе).
Педагогу важно держать мотивацию ученика под контролем и корректировать, при необходимости компенсируя нарушения в траектории движения к поставленной им цели. Только в таком аспекте можно говорить о стабильности и устойчивости мотивации. И здесь необходимо иметь в виду, что учебная мотивация может быть как отрицательной, так и положительной. Отрицательная мотивация /ч подразумевает страх неприятностей из-за плохой учёбы (укоры родителей, непоступление в вуз и т.п.). Положительная мотивация содержит в себе блага от достижения целей обучения, непосредственный природный интерес к предмету и к самореализации. Два этих типа мотивации при умелом контроле преподавателя могут быть средствами для поддержания баланса устойчивости (преимущественно в случае с подростками), однако главным является направленность преимущественно на формирование положительной мотивации и в идеале - закрепление её как основной и единственной.
При работе над формированием мотивации с детьми младшего школьного
возраста в ДШИ педагогу необходимо учитывать несформированность прогностического мышления обучающегося, отсутствие склонности задумываться и заботиться об отдалённом будущем, ввиду непонимания длительности протекания образовательного процесса. Именно поэтому педагогу приходится создавать «краткосрочные мотивы», ставить ближайшие конкретные цели, лично и постоянно контролировать регулярность выполнения учеником необходимых для становления игрового аппарата процедур.
Учителю следует выстраивать перспективную цепочку из «близких звеньев», как бы осознавая необходимость мыслить стратегически за своего подопечного. Сам процесс мотивирования уместно выстраивать с тех же близких позиций, пытаясь заинтересовать конкретными отдельными элементами, стремясь вызвать положительные эмоции за счёт быстрого достижения результата, устраивая как бы серию из непрерывных маленьких побед. Следует также учитывать эгоцентричность детей в этом возрасте и нецелесообразность сравнения с другими. Ребёнка больше интересует возможность сравнения с собственными результатами, показанными ранее, а также способность приближаться к взрослому в своих навыках. В младшем школьном возрасте ребёнок сравнивает себя прежде всего со взрослыми, но не со сверстниками, ощущает потребность быть таким же умелым и развитым.
По мере взросления и приближения к подростковому возрасту авторитетность взрослых снижается и проявляется большая заинтересованность соответствовать социуму сверстников. В этот период уместным становится приведение в пример более усердного одноклассника (обращаться к мотиву «быть не хуже других»), а также стремление быть ближе
к «волне ученика». Довольно часто можно наблюдать, что в среднем школьном возрасте ученики ДШИ предпочитают заниматься с более молодыми педагогами, в виду меньшей возрастной разницы. Такой педагог воспринимается ими как не столь далёкий от сверстников. В дальнейшем, из-за возрастных гормональных изменений, у подростков в более старшем возрасте мотивация к учёбе может значительно снижаться, поскольку большая часть энергии уходит на перестройку организма. В этот период не следует обвинять обучающегося в лени; имеет смысл не перенапрягать ученика чрезмерно сложным репертуаром.
Включение современных эстрадных стилей как стимул для формирования положительной мотивации к исполнительству на гитаре у обучающихся в детских школах искусств
Музыка, как известно, является одним из важнейших средств развития детей, их музыкальной культуры, музыкальных и творческих способностей, а также фантазии, образности мышления. Особое воздействие она оказывает на обучающихся исполнительству на музыкальных инструментах. У таких детей развиваются чувство ответственности, ощущение контроля тела, контроля звукоизвлечения, формируется навык созидания. Например, игра на гитаре развивает координацию рук и пальцев, способность ведения нескольких голосов и ритмов, самостоятельность и вместе с тем умение играть в ансамбле.
В настоящее время гитара - один из самых популярных музыкальных инструментов в мире; она является обладателем широчайшего спектра исполнительских возможностей. Существует множество
разновидностей, нюансов в модификации инструментов (акустические, электрические, слайд-гитары и т.п.) и техник исполнения (медиаторная, пальцевая, фортепианная). Сам термин «гитара» необходимо понимать как целое семейство различных инструментов и техник исполнения. Классическая гитарная школа имеет уже достаточно продолжительную историю развития и полностью сформировалась, однако появляются новые стили, техники звукоизвлечения и т.п.
Одним из современных стилей исполнительства на гитаре является Fingerstyle (фингерстайл). Это направление в неакадемической гитарной музыке, уходящее корнями к жанру кантри и впитавшее в себя мелодии англо-кельтских баллад, ритмы регтайма, интонации блюза. В фингер-стайле сформировалась особая система музыкально-выразительных средств, основанная на синтезе разнообразных техник исполнения - блюзовой, кантри, академической и др. Фингерстайл во стребован широкой аудиторией во всём мире, исполняется на международных фестивалях и конкурсах, образуя таким образом свою нишу в современной музыкальной культуре. В его основе лежит пальцевая техника исполнения, где большой палец, как правило, ведёт бас-партию, остальные пальцы играют мелодию. Данная техника игры одна из самых сложных, она может представлять интерес как мотивирующий фактор для привлечения детей и подростков к обучению музыке.
Демонстрация в учебном процессе ДШИ достойных примеров современного музыкального искусства, в том числе и эстрады, и поп-музыки, приводит к повышению интереса обучающихся к занятиям музыкой при гораздо меньших временных и эмоциональных затратах педагога на их мотивирование. Ведь проще заинтересовать и объяснить именно то,
к пониманию чего ученик подготовлен окружающей его музыкальной средой, а современная музыка воспринимается подрастающими поколениями более естественно, а значит и интуитивно. Применение в педагогической практике профессиональных образцов современной эстрадной музыки помогает обучающимся приблизиться к постижению природы музыкального искусства, проследить влияние ранних музыкальных стилей на формирование современной музыкальной культуры.
Формирование мотивации к обучению музыке в процессе
освоения учащимися ДШИ современных эстрадных стилей исполнения на гитаре
Специфика контингента учеников-гитаристов показывает, что изначально к обучению игре на гитаре стремится большое количество детей, так как это один из популярнейших инструментов, широко представленный в массовой поп-музыке, отсюда высокая входная мотивация. Однако со временем возникает проблема снижения мотивации в связи с тем, что процесс обу- / р чения в ДШИ сам по себе предполагает определённые трудности (необходимость посещения групповых предметов, регулярность занятий и выполнения домашнего задания, экзамены и т. п.), а также техника владения инструментом и педагогический репертуар оказываются сложнее, чем ожидания начинающих музыкантов. Поэтому для гитариста-педагога одной из первоочередных задач является удержание мотивации учащихся от снижения.
Во избежание ухудшения результатов образовательной деятельности и потенциальной потери контингента нами был разработан ряд мероприятий по восстановлению первоначального уровня мотивации и её повышения.
66
Опираясь на исследования Л. И. Бо-жович, Н. В. Елфимовой [19], А. К. Марковой [3], на собственный опыт работы в классе гитары, на опыт коллег-гитаристов, на информацию из научно-методических работ и методических объединений педагогов, мы предполагаем, что формирование мотивации обучающихся к овладению исполнительством на гитаре зависит от внешнего педагогического воздействия, социального окружения ученика и его внутренней работы. Следовательно, на её формирование оказывают влияние следующие факторы:
• успеваемость,
• настроение ученика на уроке,
• интерес к упражнениям.
Данные факторы были учтены нами
при определении содержания и методики работы в классе гитары в детских школах искусств.
С целью повышения успеваемости на уроке нами были применены табула-туры. В Интернете, на педагогических форумах и на личных сайтах гитарных педагогов можно найти много мнений «за» использование табулатур для улучшения сохранности контингента. Табу-латуры - древнейший способ записи музыки для ладовых инструментов, использовавшийся ещё до всеобщего распространения нотной записи. Они представляют собой достаточно наглядное изображение струн с номерами ладов, что очень удобно для начинающих, а самоучки используют их и по сей день. Детям гораздо легче начать играть по та-булатурам, чем по нотам. Однако табула-туры обладают как преимуществами, так и недостатками; в частности, они не передают ритмический рисунок мелодии из-за неудобства указания длительностей нот, поэтому они плохо подходят для разбора музыки, не записанной на носителях. Советы по их использованию
обычно встречаются у педагогов из домов детского творчества, а не из ДШИ.
Наш опыт использования табулатур вместо нот показал, что, освоив их, дети очень неохотно изучают нотную грамоту, без которой трудно исполнять старинную, классическую музыку, а также участвовать в смешанных ансамблях и оркестрах. Поэтому, по нашему мнению, нецелесообразно отказываться от нот в пользу табулатур. Вместе с тем применять табулатуры в качестве дополнения к нотам весьма уместно, особенно на эстрадных отделениях ДШИ, где проводится обучение на электрогитаре. Для современного музыкального материала (особенно электрогитарного) табулатуры более удобны, но начинать применять их лучше уже в старших классах. Как бы то ни было, при трудностях с освоением нотной грамотой во 2-3 классах ДШИ мы частично использовали табулатуры для скорейшего и наилегчайшего разучивания произведений. Это ускоряет переход от требующего немалых интеллектуальных усилий освоения нотной грамоты непосредственно к музицированию, что способно повысить мотивацию заниматься на инструменте дальше.
С целью повышения настроения ученика на уроке в содержание занятий были введены элементы сочинения музыки и импровизации. Некоторым учащимся ДШИ, обладающим врождённой склонностью к сочинительству, бывает скучно играть «чужие» композиторские сочинения, у них проявляется потребность самовыражаться, создавая собственные музыкальные фразы. Для стимулирования интереса к занятиям таким ученикам можно предложить в качестве отдельного блока на некоторых уроках (например, несколько раз в месяц) импровизировать на заданную последовательность аккордов. Преподаватель здесь
выступит в роли аккомпаниатора, а потом может предложить ученику поменяться ролями, внедрив, таким образом, дополнительный вид коллективного музицирования, также важного для мотивирования (не говоря о непосредственной пользе таких занятий, с точки зрения музыкального развития). Позволив ученикам поим-провизировать «вволю», «для души», преподаватель получит более лояльного к восприятию обязательного педагогического репертуара подопечного, который, помимо прочего, получит собственный опыт сочинительства и станет с большим интересом относиться к «чужим» произведениям. Данный метод подходит исключительно для детей, проявляющих явное стремление к сочинительству. У большинства остальных учеников такие упражнения могут вызвать стресс и дискомфорт.
Ещё один способ, успешно прошедший апробацию на практике, облегчающий и ускоряющий работу над новыми произведениями, - исполнение отрывков произведения преподавателем в унисон с учеником. В этом случае ученик видит непосредственный пример правильного исполнения, и даже если он испытывает трудности с чтением нот, он может, следя за нотным текстом глазами, слышать исполнение данного отрывка целостно, в его завершённой форме: с правильным ритмом, фразировкой и динамикой, сможет услышать музыку такой, какой она была задумана композитором. Так учащийся быстрее разучит произведение (уже зная «на слух» его идеальный образ) и усовершенствует навык чтения с листа.
Кроме того, для повышения настроения учащегося на уроке особое внимание в нашей работе уделялось избеганию стрессовых явлений в учебном процессе. Нами было замечено, что признаки
стресса во время урока гитары (и, соответственно, признаки снижения мотивации как следствие стресса в данном случае) проявляют в большей степени учащиеся-подростки. Одной из причин падения мотивации учеников к занятиям являются особенности и проявления пубертатного периода. В исследуемой нами группе ряд учеников как раз находится по возрасту на самой его грани, и к этому педагогу необходимо подготовиться. Прежде всего в этот период у ученика возникают проблемы с вниманием, также могут происходить пропуски занятий как по причинам медицинским, так и эмоционально-психологическим (прогулы). Всё это «тормозит» прогресс работы над репертуаром, а приближающийся экзамен при не до конца подготовленном материале усиливает стресс. Во избежание этого мы начинали работу над материалом заранее, например, произведения к переводным экзаменам начинали неспешно отрабатывать ещё в третьей четверти. Это позволило нам уменьшить стрессовую нагрузку на подростка и сделать занятия с ним более спокойными, на более благоприятном эмоциональном фоне, что положительно сказывалось и на его настроении, и, соответственно, повышало мотивацию к занятиям в ДШИ.
Для повышения интереса к упражнениям чрезвычайно важным мы считали постепенное усложнение технических задач. Одной из проблем, провоцирующих юных музыкантов оставить занятия в классе гитары, является освоение технически сложных элементов музыкальной ткани. При затруднении в проработке пассажей можно применить следующий способ: настроить метроном на мельчайшие ноты пульсации (например, если пассаж записан шестнадцатыми, то на них же и поставить метроном); начать с медленного, комфортного темпа, чтобы
67
было удобно отчётливо считать вслух и чтобы пассаж удавался чисто и в темпе; после нескольких удачных попыток темп метронома поднимается на 5 единиц (метроном у нас настроен на мельчайшие длительности, то есть мы играем в каждый удар); если всё получается - прибавляем ещё на 5 единиц, и так до первой ошибки. Далее объявляем перерыв.
Следовательно, при плавном увеличении скорости движения, ученик как бы незаметно для себя освоит пассаж в довольно быстром темпе, который изначально мог показаться ему непосильным. Данное упражнение повышает мотивацию лучше учить произведение для более уверенного исполнения, а также в быстрых темпах выявляет недостатки в постановке рук. Более того, ученикам обычно легче научиться понимать темп на более подвижных его значениях. Если у ученика проблемы с ощущением темпа, можно пойти от обратного и начать в быстром движении, а потом постепенно его замедлять, и тогда учащийся станет лучше попадать в метроном и в медленном темпе. Известен факт, что игра под метроном в медленных темпах даётся тяжелее, особенно в произведениях с длительностями более короткими, чем удары метронома, потому что сложно чётко отслеживать пульсацию между двумя ударами.
Повышению интереса к игре упражнений как стимулу для формирования положительной мотивации к занятиям, по нашему мнению, способствует «модернизация» нотного текста репертуара. «Разукрашивание» произведений и партий мелизмами, корректировка обработки нотного текста, следуя исполнительскому намерению ученика, может сделать процесс исполнения более интересным, а если нужно, то более лёгким. Например, существует множество хороших
произведений для начальных классов, но с «внезапно» появляющимся баррэ. Иногда ученик может быть ещё не готов к этому сложному приёму, при том, что весь остальной текст выучивает легко и с удовольствием. В этом случае можно исключить этот приём из произведения (например переносом басовой ноты на октаву выше и уменьшением количества струн в аккорде). Что касается добавления мелизматики и значительных корректировок аранжировки - это может не подойти для классических пьес. Но, например, в обработках народных песен таким приёмом можно пользоваться свободно (в качестве примера - обработка народной мелодии «Во саду ли в огороде» в исполнении О. Зубченко в виде этюда, с которого можно начинать взращивание будущих виртуозов).
Также можно добавлять в обработку элементы фингерстайла (например перкуссию), если ученику это интересно и посильно. Современные музыкальные продюсеры, ответственные за популярную музыку, в один голос говорят о том, что в современной массовой музыке инструмент №1 - ударные. Чёткий ритмический рисунок (в популярной музыке) предельно важен, поэтому элементы перкуссионного фингерстайла, позволяющие «подыграть» на «ударных» самому себе, не применяя ничего, кроме той же гитары, на которой исполняется основной мотив, - это отличный способ пробудить дополнительный интерес ученика к усердию в освоении новых приёмов. В случае с начальным уровнем исполнения (первый, второй классы) можно выбрать простейшие зарисовки, в которых перкуссионные приёмы чередуются с классическими щипками, но не накладываются на них.
Если ученик проявляет тягу к блюзу, джазу и року, то можно попрактиковать и игру медиатором. Если при этом
использовать смешанную медиаторно-пальцевую технику звукоизвлечения, то это пойдёт на пользу для развития классической пальцевой техники. Иногда можно «разгрузить» ученика, предложив ему просто поиграть какую-то последовательность аккордов «боем», как с медиатором, так и без него. С одной стороны, эдакая «дворовая» манера игры немного снизит «груз» профессиональных требований с ученика, с другой - поможет в подготовке к игре гитарных партий в ансамблях, оркестрах, где от гитариста в основном требуются как раз такие техники исполнения.
Также, в дополнение к нотам и табула-турам, полезно ознакомить ученика с буквенно-цифровым способом записи музыки. Это поможет в случае участия ученика в больших составах, где зачастую гитаристам пишут партии именно в виде «цифро-вок», а с точки зрения мотивации - поможет научиться самостоятельно, с ходу, играть популярные песни в непринуждённой дружеской обстановке (например, по найденным в Интернете аккордам). Мы предполагаем, что это также может немного помочь ученику в освоении сольфеджио.
Педагогическую целесообразность применения разработанной нами методики подтвердила её успешная апробация в муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования «Детская школа искусств № 1 имени Петра Андреевича Фролова Энгельсского муниципального района» Саратовской области. Свидетельством тому являются результаты диагностики мотивации у обучающихся посредством опросов, анкетирования и специально разработанных с этой целью методических средств.
Заключение
Оказывая огромное влияние на эффективность учебного процесса, мотивация
в значительной мере определяет его результативность. Снижение мотивов обучения неизбежно приводит к снижению успеваемости. Педагогу нужно держать мотивацию ученика под контролем и корректировать её при необходимости, компенсируя нарушения в траектории движения к нужной педагогу цели. Только в таком аспекте можно говорить о стабильности и устойчивости мотивации. В детских школах искусств важнейшими являются начальные годы обучения, в которые необходимым является формирование и стабилизация мотивации к обучению. При работе над формированием мотивации с детьми младшего школьного возраста педагогу приходится постоянно создавать «краткосрочные мотивы», ближайшие конкретные цели, лично и постоянно контролировать регулярность выполнения учеником действий, необходимых для становления игрового аппарата.
Современная эстрадная музыка в силу своей массовости оказывает влияние на самую широкую публику. При этом сама эстрадная музыка как часть общего развития музыки несёт в себе народные и классические основы, и иногда они ярки и содержательны. Эстрадная музыка не является по умолчанию низкопробной, таковым становится лишь её поверхностный пласт, наиболее подверженный современной коммерческой системе шоу-бизнеса. В свою очередь, применение в педагогической практике достойных образцов современной эстрадной музыки помогает и быстрее найти общий язык с музыкальным искусством в целом, и показать влияние ранних музыкальных стилей на формирование современной музыкальной культуры.
Обучение исполнительству на эстрадной гитаре, освоение такого нового феномена как фингерстайл, обогащение репертуара современными, привлекательными
образцами позволяют значительно увеличить количество поступающих в ДШИ за счёт привлечения контингента незаинтересованных в классической музыке; улучшить и сделать более актуальной профессиональную подготовку будущего
эстрадного исполнителя; направить развитие молодёжи, поясняя истинную природу современной музыки; прививать вкус, опираясь на лучшие образцы современной массовой культуры; сформировать у учащихся ДШИ мотивацию к обучению музыке.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Божович Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков: [Сборник статей] / Под ред. [и с предисл.] Л. И. Божович и Л. В. Благонадеждиной. М.: Педагогика, 1972. 320 с.
2. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб: Питер, 2019. 400 с.
3. Маркова А. К. и др. Мотивация учения и её воспитание у школьников / А. К. Маркова, А. Б. Орлов, Л. М. Фридман. М.: Просвещение, 1993. 274 с.
4. Адамян И. В. Мотивация обучения детей в музыкальной школе и влияние музыки на развитие ребёнка // Мотивация профессиональной деятельности через партнёрство в сфере образования. Сб. работ по материалам регион. научно-практ. конф., Губкин, 17 февраля 2016 г. / под ред. Выдрик Т. В. Ноздриной Р. М. Белгород: Изд-во Белгородского гос. института искусств и культуры, 2016. С. 29-31.
5. Беспалова Т. А. Ансамблевое музицирование как эффективный метод повышения мотивации детей в обучении музыке // Детская школа искусств: традиции и новации. Материалы научно-практ. конф. 2 ноября 2016 г. / под ред. Хриптулова И. В., Винокурова А. И. и др. Смоленск: Изд-во Смоленского гос. института искусств. 2016. С. 10-14.
6. Гайсин Г. А., Козырева Е. В. К проблеме мотивации на начальном этапе обучения музыке // Дошкольное и начальное образование: современные методические подходы. Междунар. конф. «Чтения Ушинского» педагогический факультет ЯГПУ 04-06 марта 2015 г. / отв. ред. Иванов Н. Н. Ярославль: Изд-во Ярославского гос. пед. университета им. К. Д. Ушинского,
70 2015. С. 406-412.
7. Кедровский Ю. Н. Мотивация учащихся к обучению музыкой через инструментальный ансамбль // Мотивация профессиональной деятельности через партнёрство в сфере образования. Сб. работ по материалам регион. научно-практ. конф. Губкин, 17 февраля 2016 г. / под ред. Выдрик Т. В., Ноздриной Р. М. Белгород: Изд-во Белгородского гос. института искусств и культуры, 2016. С. 86-88.
8. Пешев Д. Ф. Формирование готовности обучающихся-гитаристов к освоению исполнительских традиций афроамериканской музыки в системе дополнительного образования детей: автореф. дис. ... канд. педагогических наук: 13.00.02. М.: МГУК, 2017. 24 с.
9. Самохина М. А. Формирование исполнительских умений и навыков учащихся детской музыкальной школы в классе гитары: дисс. ... канд. педагогических наук: 13.00.02. М.: МГУК, 2005. 165 с.
10. Бакулина А. П. Актуальные аспекты в развитии технических навыков у учащихся ДМШ, ДШИ в классе шестиструнной гитары // Актуальные вопросы развития исполнительского мастерства на оркестровых народных инструментах, творческий обмен педагогическим опытом. Сб. работ по материалам регион. научно-практ. конф., Губкин, 15 февраля 2017 г. / под ред. Выдрик Т. В., Ноздриной Р. М. Белгород: Изд-во Белгородского гос. института искусств и культуры, 2017. С. 23-25.
МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО И ОБРАЗОВАНИЕ MUSICAL ART AND EDUCATION
2022. Т. 10. № 3 2022, vol. 10, no. 3
11. Журавлева Е. В. Использование музыкальных компьютерных программ на уроках гитары // Инновационные технологии работы педагога дополнительного образования. Сб. научн. статей по результатам «круглого стола» 20 апреля 2018 г. / Науч. ред. И. А. Ахьямова, А. Н. Ковтунова. Екатеринбург: Изд-во Екатеринбургской академии современного искусства, 2018. С. 14-16.
12. Козуб М. В. Использование средств коммуникации как фактор развития музыкального мышления при обучении игре на гитаре в ДШИ/ДМШ // Вестник Краснодарского государственного института культуры. 2016. № 1 (5). С. 23.
13. Колчин А. С. Проблема мотивации в процессе обучения игре на гитаре в ДШИ // Инновации и традиции в сфере культуры, искусства и образования. Материалы научно-практ. конф. в рамках Фестиваля науки 20-30 ноября 2017 г. / науч. ред. Грибкова О. В. М.: Изд-во МГПУ, 2017. С. 170-175.
14. Кулагин С. А. Проблема мотивации подростков, обучающихся в ДШИ по классу гитары // Молодёжный научный форум. Электрон. сб. статей по материалам VIII студ. междунар. научно-практ. конф. 23 апреля - 03 мая 2018 г. / отв. ред. Лебедева Н. А. М.: Международный центр науки и образования, 2018. С. 21-25.
15. Тян Г. В. Музыкально-компьютерные технологии на уроках гитары в ДШИ: опыт применения // Музыкальное образование в современном мире. Диалог времён. Сб. научн. трудов конференции 28-29 ноября 2016 г. / ред.-сост. М. В. Воротной, научн. ред. Р. Г. Шитикова. СПб: Скифия-принт, 2020. С. 107-111.
16. Барыкинская А. М. Бихевиористский взгляд на мотивацию к учёбе // Вестник педагогических наук. 2021. № 5. С. 37-39.
17. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2011. 512 с.
18. Пряжников Н. С. Мотивация трудовой деятельности. М.: Академия, 2008. 368 с.
19. Елфимова Н. В. Диагностика и коррекция мотивации учения у школьников. М: Изд-во МГУ, 1991. 274 с.
Поступила 02.07.2022; принята к публикации 12.09.2022.
Сведения об авторах:
Одоевский Виктор Алексеевич, преподаватель класса гитары Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств № 1 имени Петра Андреевича Фролова Энгельсского муниципального района» (площадь Ленина, д. 5, г. Энгельс, Саратовская область, Российская Федерация, 413100), [email protected]
71
Корчагина Наталия Викторовна, доцент кафедры музыкально-инструментальной подготовки Института искусств Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского» (Астраханская улица, д. 83, г. Саратов, Российская Федерация, 410012), кандидат педагогических наук, доцент, [email protected]
Авторами прочитан и одобрен окончательный вариант рукописи.
72
REFERENCES
1. Bozhovich L. I. Izuchenie motivatsii povedeniya detej i podrostkov [Studying the Motivation of Behavior of Children and Adolescents]. Collection of articles. Ed. [and with a preface] L. I. Bozhovich and L. V. Blagonadezhdina. Moscow: State Publishing House "Pedagogika", 1972. 320 p. (in Russian).
2. Maslow A. Motivatsiya i lichnost' [Motivation and Personality]. Saint-Petersburg: Publishing House "Peter", 2019. 400 p. (in Russian).
3. Markova A. K., Orlov A. B., Friedman L. M. et al. Motivatsiya ucheniya i ee vospitanie u shkol'nikov [Motivation of Teaching and Its Education Among Schoolchildren]. Moscow: State Publishing House "Prosveshchenie", 1993. 274 p. (in Russian).
4. Adamyan I. V. Motivatsiya obucheniya detej v muzykal'noj shkole i vliyanie muzyki na razvitie rebyonka [Motivation of Teaching Children in Music School and the Influence of Music on Child Development]. Motivatsiyaprofessional'noj deyatel'nosti cherezpartnyorstvo vsfere obrazovaniya [Motivation of Professional Activity through Partnership in the Field of Education]. Collection of Works on Materials of Regional Scientific and Practical Conf. Gubkin, February 17, 2016. Ed. Vydryk T. V., Nozdrina R. M. Belgorod: Publishing House of the Belgorod State Institute of Arts and Culture, 2016, pp. 29-31 (in Russian).
5. Bespalova T. A. Ansamblevoe muzicirovanie kak effektivnyj metod povysheniya motivatsii detej v obuchenii muzyke [Ensemble Music-Making as an Effective Method of Increasing Children's Motivation in Learning Music]. Detskaya shkola iskusstv: traditsii i novatsii [Children's Art School: Traditions and Innovations]. Materials of the Scientific and Practical Conference on November 2, 2016. Ed. Khriptulova I. V., Vinokurova A. I., etc. Smolensk: Publishing House of the Smolensk State Institute of Arts. 2016, pp. 10-14 (in Russian).
6. Gaisin G. A., Kozyreva E. V. K probleme motivatsii na nachal'nom etape obucheniya muzyke [To the Problem of Motivation at the Initial Stage of Music Teaching]. Doshkol'noe i nachaFnoe obrazovanie: sovremenny^e metodicheskie podkhody [Preschool and Primary Education: Modern Methodological Approaches]. International Conference "Readings of Ushinsky" Pedagogical Faculty of YAGPU, 04-06 March 2015. Ed. Ivanov N. N. Yaroslavl: Publishing House of the Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky, 2015, pp. 406-412 (in Russian).
7. Kedrovsky Yu. N. Motivatsiya uchashchikhsya k obucheniyu muzykoj cherez instrument, ansambl' [Motivation of Students to Learn Music through an Instrument, Ensemble]. Motivatsiya professional'noj deyatel'nosti cherez partnyorstvo v sfere obrazovaniya [Motivation of Professional Activity through Partnership in the Field of Education]. Collection of Works on Materials of Regional Scientific and Practical Conf. Gubkin, February 17, 2016. Ed. Vydryk T. V., Nozdrina R. M. Belgorod: Publishing House of the Belgorod State Institute of Arts and Culture, 2016], pp. 86-88 (in Russian).
8. Peshev D. F. Formirovanie gotovnosti obuchayushhixsya-gitaristov k osvoeniyu ispolnitel'skikh traditsij afroamerikanskoj muzyki v sisteme dopolnitel'nogo obrazovaniya detej [Formation of Readiness of Guitar Students to Master the Performing Traditions of African-American Music in the System of Additional Education of Children]. Extended Abstract of the PhD Thesis (Pedagogy). Moscow: Moscow State Institute of Culture, 2017. 24 p. (in Russian).
9. Samokhina M. A. Formirovanie ispolnitel'skikh umenij i navykov uchashchikhsya detskoj muzykal'noj shkoly v klasse gitary [Formation of Performing Skills and Skills of Children's Music
School Students in the Guitar Class]. PhD Thesis (Pedagogy). Moscow: Moscow State Institute of Culture, 2005. 165 p. (in Russian).
10. Bakulina A. P. Aktual'nye aspekty v razvitii tekhnicheskikh navykov u uchashchikhsya DMSh, DShI v klasse shestistrunnoj gitary [Actual Aspects in the Development of Technical Skills Among Students of Secondary School, Secondary School in the Class of Six-String Guitar]. Aktual'nye voprosy razvitiya ispolnitel 'skogo masterstva na orkestrovykh narodnykh instrumentakh, tvorcheskij obmen pedagogicheskim opytom [Actual Issues of the Development of Performing Skills on Orchestral Folk Instruments, Creative Exchange of Pedagogical Experience]. Collection of Works on Materials Region. Scientific and Practical Conf. Gubkin, February 15, 2017. Ed. Vydryk T. V., Nozdrina R. M. Belgorod: Publishing House of the Belgorod State Institute of Arts and Culture, 2017, pp. 23-25 (in Russian).
11. Zhuravleva E. V. Ispol'zovanie muzykal'ykh komp'yuternykh programm na urokakh gitary [The Use of Musical Computer Programs in Guitar Lessons]. Innovatsionnye tekhnologii raboty pedagoga dopolnitel'nogo obrazovaniya [Innovative Technologies of Work of a Teacher of Additional Education]. Coll. Sci. Articles on the Results of the "Round Table" on April 20, 2018. Scientific ed. by I. A. Akhyamova, A. N. Kovtunova. Ekaterinburg: Publishing House of the Ekaterinburg Academy of Contemporary Art, 2018, pp. 14-16 (in Russian).
12. Kozub M. V. Ispol'zovanie sredstv kommunikatsii kak faktor razvitiya muzykal'nogo myshleniya pri obuchenii igre na gitare v DShI/DMSh [The Use of Means of Communication as a Factor in the Development of Musical Thinking When Learning to Play the Guitar in DSHI/DMSh]. Vestnik Krasnodarskogo gosudarsttvennogo instituta kul'tury [Bulletin of the Krasnodar State Institute of Culture]. 2016, no. 1 (5), p. 23 (in Russian).
13. Kolchin A. S. Problema motivatsii v processe obucheniya igre na gitare v DShI [The Problem of Motivation in the Process of Learning to Play the Guitar in DSHI]. Innovatsii i traditsii v sfere kul'tury, iskusstva i obrazovaniya [Innovations and Traditions in the Field of Culture, Art and Education]. Materials of the Scientific and Practical Conference within the Framework of the Science Festival on November 20-30, 2017. Scientific ed. Gribkova O. V. Moscow: MPGU Publishing House, 2017, pp. 170-175 (in Russian).
14. Kulagin S. A. Problema motivatsii podrostkov, obuchayushhikhsya v DShI po klassu gitary [The Problem of Motivation of Teenagers Studying at the DSHI in the Guitar Class]. Molodezhnyj nauchnyj forum. Elektron [Youth Scientific Forum. Electron]. Collection of Articles Based on the Materials of the VIII Stud. International Scientific and Practical Conference. April 23 -May 03, 2018. Ed. Lebedeva N. A. Moscow: International Center of Science and Education, 2018, pp. 21-25 (in Russian).
15. Tyan G. V. Muzykal'no-komp'yuternye tekhnologii na urokakh gitary v DShI: opyt primeneniya [Music and Computer Technologies at Guitar Lessons in DSHI: Experience of Application]. Muzykal'noe obrazovanie v sovremennom mire. Dialog vremyon [Music Education in the Modern World. Dialog of Times]. Collection of Scientific Proceedings of the Conference on November 28-29, 2016. Ed.-comp. M. V. Vorotnoy, scientific ed. R. G. Shitikova. Saint-Petersburg: Publishing House "Scythia-print", 2020, pp. 107-111 (in Russian).
16. Barykinskaya A. M. Bikhevioristskij vzglyad na motivatsiyu k uchebe [Behaviorist View on Motivation to Study]. Vestnik pedagogicheskikh nauk [Bulletin of Pedagogical Sciences]. 2021, no. 5, pp. 37-39 (in Russian).
17. Ilyin E. P. Motivatsiya i motivy [Motivation and Motives]. Saint-Petersburg: Publishing House "Peter", 2011. 512 p. (in Russian).
73
18. Pryazhnikov N. S. Motivatsiya trudovoj deyatel'nosti [Motivation of Labor Activity]. Moscow: Publishing House "Academy", 2008. 368 p. (in Russian).
19. Elfimova N. V. Diagnostika i korrektsiya motivatsii ucheniya u shkol'nikov [Diagnostics and Correction of Teaching Motivation in Schoolchildren]. Moscow: Publishing House of Moscow State University, 1991. 274 p. (in Russian).
Submitted 02.07.2022; revised 12.09.2022.
About the authors:
Victor A. Odoevsky, Guitar Class Teacher at the Municipal Budgetary Institution of Additional Education "Children's Art School No. 1 Named after Peter Andreevich Frolov of the Engels Municipal District" (Lenin Square, 5, Engels, Saratov Region, Russian Federation, 413100), [email protected]
Nataliya V. Korchagina, Associate Professor at the Department of Musical and Instrumental Training of the Art Institute of Saratov National Research State University Named after N. G. Chernischevsky (Astrakhan str., 83, Saratov, Russian Federation 410012), Associate Professor, PhD in Pedagogy, [email protected]
The authors have read and approved the final manuscript.
74