DOI: 10.26086/NK.2020.55.1.009 УДК 78.071.4
© Петропавловский Алексей Алексеевич, 2020
Нижегородская государственная консерватория им. М. И. Глинки (Нижний Новгород, Россия)
кандидат искусствоведения, профессор кафедры народных инструментов
E-mail: petropavlovsky@list.ru
ФОРМИРОВАНИЕ КЛАССА ГИТАРЫ В НИЖЕГОРОДСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ:
ИСТОРИЯ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ
В статье освещаются ключевые аспекты становления класса гитары в Нижегородской государственной консерватории им. М. И. Глинки как основополагающего фактора формирования профессиональной среды исполнительства на классической гитаре в регионе.
Классическая гитара — один из самых популярных в широкой среде любителей музыки инструментов — имеет богатейшую историю. На протяжении последних столетий накоплен достаточно обширный и разнообразный репертуар для классической гитары. Однако в силу различных обстоятельств культурного и политического характера, отечественная профессиональная исполнительская школа стала активно формироваться лишь в 80-е годы ХХ века.
Процесс включения классической гитары в музыкальное академическое образование предопределил развитие гитарного исполнительства в Нижнем Новгороде и, вместе с тем, поставил ряд системных задач по организации учебного процесса, созданию репертуарной и научно-методической базы, концертной и общественной жизни. Автор статьи описывает основные этапы истории класса гитары, созданного на кафедре народных инструментов Нижегородской консерватории, отмечает современное состояние исполнительской школы. В статье также обозначены наиболее острые проблемы, требующие принципиального решения, и перспективы развития профессионального гитарного искусства.
Ключевые слова: гитара, Нижегородская консерватория, исполнительство на народных инструментах, история гитары, нижегородская композиторская школа.
© Petropavlovskij Aleksej А., 2020
Glinka Nizhny Novgorod State Conservatoire (Nizhny Novgorod, Russia), Candi-date of Art, Professor
of the Department of Folk Instruments
E-mail: petropavlovsky@list.ru
FORMATION OF THE GUITAR CLASS IN THE NIZHNY NOVGOROD CONSERVATOIRE:
HISTORY, PROBLEMS, PROSPECTS
The article highlights the key aspects of the formation of the guitar class in the Nizhny Novgorod State Conservatory named after M. I. Glinka as a funda-mental factor in the formation of a professional performance environment on the classical guitar in the region.
The classical guitar — one of the most popular instruments among the music lovers — has a rich history. Over the past centuries, a fairly extensive and diverse repertoire for classical guitar has been accumulated. However, due to various cul-tural and political circumstances, the national professional performing school be-gan to be actively formed only in the 80s of the twentieth century.
The process of incorporating the classical guitar into the music academic education predetermined the development of guitar performance in Nizhny Nov-gorod and, at the same time, posed a number of systemic tasks for organizing the educational process, creating a repertoire and scientific and methodological base, concert and social life. The author of the article describes the main stages of the history of the guitar class created at the Department of Folk Instruments of the Nizhny Novgorod Conservatory, points out the current state of the performing school. The article also outlines the most acute problems requiring a fundamental solution, and the prospects for the development of professional guitar art.
Key words: guitar, Nizhny Novgorod Conservatoire, performance on folk instruments, guitar history, Nizhny Novgorod composer's school.
Формирование профессиональной среды в любой сфере деятельности — процесс длительный и сложный. С 80-х годов ХХ века, когда классы гитары в профессиональных учебных заведениях стали открываться в нашей стране повсеместно, этот процесс получил мощный импульс. Особое значение в этой связи приобрели классы гитары в вузах — прежде всего, в исполнительских — поскольку это и «кузница» кадров, и творческая, а также научная лаборатория — словом, то самое пространство, в котором профессиональная среда и может быть создана.
Класс гитары в Нижегородской консерватории был открыт в 1982 году на кафедре народных инструментов. Инициатором этого выступил заведующий кафедрой, заслуженный деятель искусств РФ, профессор В. И. Голубничий.
Вот, как он рассказывает об этом: «.. .у меня был хороший контакт с областным методическим кабинетом. Я очень хорошо знал ситуацию в музыкальных школах нашей области. Дело в том, что к тому времени снижался интерес к баяну, а гитара начала стремительно развиваться. Баянисты, домристы. кто только не пытался преподавать гитару! Поэтому я знал прекрасно, что в школу приходят дети, приём большой, — а к концу обучения доходят единицы. Причем единицы — не потому, что они талантливые — а просто аккуратные, ответственные, а играть-то толком они, можно сказать, не умели...» [11, с. 2].
Таким образом, можно констатировать стойкий «социальный запрос» на профессию, который Виктор Иванович, как прирожденный организатор и руководитель, увидел и поддержал.
В итоге к этой работе привлекли домриста В. А. Никулина1, с расчетом на то, что постепенно он поможет «вырасти» профессиональному гитаристу, который смог бы преподавать в консерватории.
В этот период прием на гитару был, так сказать, эпизодический, единичный — так продолжалось несколько лет. Выпускники этого времени по разным причинам не смогли взять на себя лидерские функции, необходимые для дальнейшего развития преподавания гитары в регионе.
Так продолжалось до тех пор, пока В. И. Голубничий не обратился к профессору РАМ имени Гнесиных, лауреату международных конкурсов Александру Камилловичу Фраучи, который порекомендовал в качестве педагога своего ученика Владимира Митякова и пообещал курировать его профессиональную подготовку. Таким образом, можно говорить о том, что авторитет А. К. Фраучи поспособствовал развитию гита-
ры в Нижегородском регионе, поскольку именно В. Н. Митяков стал впоследствии тем лидером, вокруг которого и была сформирована профессиональная среда.
В. Н. Митяков поступил в класс В. А. Кузнецова2; параллельно он ездил в Москву на консультации к Фраучи. После окончания консерватории в 1991 году Митяков был принят на работу в качестве преподавателя. Ныне В. Н. Митяков имеет ученое звание профессора, он лауреат международных конкурсов, член жюри и организатор международных конкурсов исполнителей на классической гитаре.
Прием в класс гитары стал более стабильным и регулярным, в год на кафедру принимали по одному гитаристу. Можно сказать, что начался первый этап — формирование класса. Отчасти расширению класса гитары, ввиду популярности инструмента, способствовало привлечение гитаристов, обучающихся на внебюджетной основе.
Гитара была включена в программу конкурсов, проводимых консерваторией в зоне ее методического руководства — в частности, зонального конкурса студентов ссузов и Всероссийского конкурса «Сурская весна» в Пензе. В программу пензенского конкурса было включено условие обязательного исполнения на гитаре полифонического сочинения.
Кроме этого, широко представлена гитара была и на детских конкурсах и фестивалях — Всероссийском «ХХ век» в Чебоксарах, Международном «Неман-Днепр-Волга» в Нижнем Новгороде и других.
Расширение класса гитары привело к необходимости в еще одном преподавателе, которым стал А. А. Петропавловский (это произошло в 2002 г.). Впоследствии на кафедре преподавали лауреаты международных конкурсов Р. Ш. Ма-медкулиев (2009-2014) и М. Д. Ракин (2014-2016).
Гитарное исполнительство стало развиваться, постепенно утверждаясь в академическом музыкальном сообществе. Значительную роль в этом сыграло камерно-ансамблевое музицирование, в котором гитара заняла достойное место. Свидетельством этому явилось звание лауреата, присвоенное камерному дуэту О. Петропавловской (фортепиано) — А. Петропавловского (гитара) на Всероссийском конкурсе камерных ансамблей. Всего десятилетием ранее подобное невозможно было себе представить.
Здесь необходимо отметить, что камерный ансамбль — пожалуй, единственная сфера, обеспечивающая практическую связь гитарного исполнительства как со школой игры на других академических инструментах, так и с традицией
камерного музицирования в целом. Значение подобной связи для развития гитарного искусства сложно переоценить, поскольку происходит необходимое расширение слухового опыта, обогащение художественных и технических знаний и навыков. Изучение и практическое освоение музыкально-выразительных возможностей гитары именно в камерном ансамбле позволяет глубже выявить самобытную природу инструмента, которая со всей очевидностью проявляется в непосредственном взаимодействии с другими инструментами.
В 2003 году на кафедре народных инструментов, впервые в России, у студентов-выпускников класса гитары, был введен обязательный государственный экзамен по ансамблю [9, с. 42], что также способствовало развитию ансамблевого музицирования с гитарой. Педагоги класса гитары Нижегородской консерватории активно занимаются ансамблевым музицированием. Они создали ряд ансамблей, получивших широкую известность: дуэт В. Митяков — И. Черногоро-ва, А. Петропавловский — О. Петропавловская, А. Петропавловский — Р. Мамедкулиев. Ряд коллективов, созданных музыкантами в студенческие годы, впоследствии стали известными концертирующими ансамблями: гитарный дуэт «Siberia Nuevo» (М. Ракин — К. Филимонов), камерный дуэт «Фантазия» (А. Медведева /гитара/ — А. Медведев /баян/, гитарный дуэт В. Бо-вырина — Г. Бовырин — лауреаты многих международных конкурсов.
Преподаватели Нижегородской консерватории ведут разностороннюю деятельность по формированию профессиональной среды исполнительства и обучения на классической гитаре (подробнее об этом — далее). Во многом под влиянием этого стала меняться к лучшему ситуация в музыкальных школах; в них появились преподаватели с консерваторским образованием, а значит, профессионалы, воспитанные профессионалами. Но и здесь обозначился ряд существенных проблем. И центральной среди них является общая проблема современного музыкального образования, которая в основном сводится к следующему: падение престижности профессии музыканта (и музыкального педагога), и, как следствие — сложность аргументации в профессиональном ориентировании детей. Очевидно, что решение, — а точнее, вопрос элементарного «выживания» - заключается в более тесном и эффективном взаимодействии составляющих образовательной системы: школа — училище — вуз. И здесь, несомненно, необходима системная работа. Наибольшие трудности в этом, конечно, ис-
пытывают молодые специалисты — быть может, и квалифицированные, но не обладающие специфическими знаниями и опытом, которые позволяли бы эффективно «противостоять» внешне неблагоприятной для развития музыкального искусства ситуации.
В современных реалиях профессиональный гитарист-педагог — это не только специалист, но и в известной мере просветитель, от которого во многом зависит развитие гитары в регионе. Педагоги класса гитары Нижегородской консерватории ведут активную общественно-просветительскую деятельность по следующим основным направлениям:
1. педагогическая «вертикаль» — система конкурсов (школа — училище — вуз), методических семинаров, курсов повышения квалификации, авторских педагогических курсов и т. п.;
2. научно-методическая. Организация научных конференций, творческих встреч, мастер-классов, открытых уроков. Комплексные конкурсы преподавателей (исполнительские, научно-методических, творческих работ);
3. «филармоническая». Организация различного рода концертов, концертных циклов, абонементов, фестивалей гитарной музыки (в некоторых регионах — это практически единственная возможность услышать «живую» классическую гитару);
4. финансовое обеспечение — работа по привлечению спонсоров к организации вышеперечисленных мероприятий. Здесь нужно отметить, что в целом ряде регионов гитаристами созданы общественные организации, одной из задач которых и являются «представительские» функции. Например, саратовская «Ассоциация развития гитарного искусства», волгоградский «Центр развития гитарного искусства» и др.;
5. информационная (организация региональной базы данных, позволяющая осуществлять информационный обмен).
Безусловно, это лишь некая идеальная модель, и на практике в силу влияния многих внешних и внутренних факторов ее конфигурация может значительно меняться. Но в качестве отправной точки для анализа и развития сферы ее, на наш взгляд, вполне достаточно.
В перспективе видится объединение инициативных преподавателей ДМШ и ССУЗов в ассоциацию гитаристов — а это уже ситуация иного, более высокого качественного уровня. В первую очередь — в информационном компоненте (возможность создания единой базы данных — по каждому преподавателю, исполнителю, мероприятиям и т. п.).
Периодические форумы подобной ассоциации можно было бы проводить совместно с научной конференцией, постепенно формируя площадку для обсуждения широкого круга вопросов, не ограниченных рамками современного исполнительства и преподавания.
Предметом дискуссии на подобных форумах могли бы быть такие вопросы, как создание региональной «Программы развития гитарного искусства», а также комплекс проблем организации, функционирования гитарного сообщества и его взаимодействия с другими исполнительскими традициями и современной культурой в целом.
В заключение необходимо отметить, что вышеперечисленные идеи и положения во многом относятся и к представителям других специальностей «народников», традиции исполнительства и преподавания которых активно развиваются в нашем регионе и в целом в России. Более того, тесное общение, обмен опытом и иные формы междисциплинарных взаимодействий, бесспорно, являются благодатной почвой для творческого роста музыкантов и педагогов.
И если еще рано говорить о том, что с открытием класса гитары в Нижегородской консерватории профессиональная «гитарная» среда в регионе полностью сформирована, то, во всяком случае, заложена неплохая основа — а именно:
- создана система детских и студенческих конкурсов — от городских до международного (это важный момент, поскольку через подобные конкурсы педагогам ДМШ задается система профессиональных критериев подготовки);
- организован ежегодный концертный абонемент. (Ежегодный абонемент «Мир гитарной классики» ведет свое начало с 2003 года в зале Нижегородского музыкального училища им. М. А. Балакирева. В дальнейшем он переместился в Нижегородский Дом Ученых, ныне гитарный абонемент проводится в Большом зале Нижегородской консерватории);
- ведется научная работа — защищены кандидатские диссертации, выпущен ряд статей, материалов и учебных пособий;
- подготовлен целый ряд лауреатов престижных всероссийских и международных конкурсов;
- регулярно проводятся курсы повышения квалификации и переподготовки кадров, лекции, мастер-классы.
В последние годы отношение к гитаре в академических кругах консерваторий явно изменилось в лучшую сторону: гитара звучит в концертных залах, на престижных юбилейных концертах, и т. д.
Выпускники Нижегородской консерватории работают в Москве, Рязани, Архангельске, Саранске, Кирове и других городах, работают они и в областных училищах — Дзержинском и Арзамасском.
В последние годы класс гитары существенно расширился, и этот процесс продолжается. В связи с этим появляются и новые перспективы: это касается и самого учебного процесса, и индивидуальной творческой реализации.
Все чаще к сочинению для гитары и ансамблей с ее участием обращаются нижегородские композиторы — Б. Сазонов, Д. Присяжнюк, М. Булошников и ряд других.
Таким образом, опыт создания и развития класса гитары в Нижегородской консерватории вполне можно назвать позитивным и перспективным. Естественно, существует ряд проблем, которые необходимо решать. Создание библиотеки профессиональной литературы, осуществление переводов иностранных специальных исследований, расширение аудио- и видео-фонда. Проблемы эти, казалось бы, рутинные и требующие кропотливой работы. Однако именно в этой повседневной деятельности создается необходимый фундамент для дальнейшего полноценного существования специальности.
Примечания
1 Никулин Владимир Алексеевич, выпускник ГМПИ им. Гнесиных, заслуженный артист РФ, солист Нижегородской филармонии. Преподавал на кафедре народных инструментов (класс домры) в 1976-1977 и с 1980 по 1988 годы.
2 Кузнецов Виктор Александрович, профессор, народный артист РФ. С 1974 года преподает на кафедре народных инструментов, ведет класс домры, руководит созданным им в 1974-1975 году оркестром народных инструментов. Интересно, что В. А. Кузнецову довелось работать не только с гитаристами, но и с балалаечниками. Так, в 1981 году первую премию на I Всероссийском конкурсе музыкальных вузов им. И. Я. Паницкого завоевал ученик В. А. Кузнецова Игорь Безотос-ный (балалайка). Впоследствии — заслуженный артист России. В классе домры В. А. Кузнецова — огромное количество лауреатов самых престижных конкурсов и фестивалей.
Литература:
1. Вещицкий П., Ларичев Е., Ларичева Г. Классическая шестиструнная гитара: справочник. М.: Композитор, 2000. 216 с.
2. Волков В. Гитарные школы и методики в России // Гитаристъ. 1999. № 1. С. 68-70.
3. Дмитриева Н. Н. Профессиональная подготовка учащихся музыкального училища в классе шестиструнной классической гитары: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. М., 2004. 234 с.
4. Ильин С. К вопросу о русской гитарной школе // Гитаристъ. 1997. №3. С. 43-44.
5. Историко-биографический словарь-справочник мастеров классической гитары. Т. 1. Тюмень: Вектор-Бук, 2001. 608 с.
6. Классическая гитара в России и СССР: словарь-справочник / ред., сост. М. С. Яблоков. Тюмень: Слово Тюмени, 1990. 2107 с.
7. Нижегородская государственная консерватория имени М. И. Глинки. Факультет народных инструментов 1959-2019: буклет / ред.-сост. В. И. Голубничий, А. А. Петропавловский, Л. А. Наумова. Н. Новгород: Изд-во ННГК им. М. И. Глинки, 2019. 72 с.
8. Семенов В. Т. Камерный ансамбль: Аннотированный библиографический указатель. Самара: изд-во Самарской академии культуры и искусств, 2000. 116 с.
9. Факультет народных инструментов Российской академии музыки имени Гнесиных / ред.-сост. Б. Егоров. М.: Изд-во РАМ им. Гне-синых, 2000. 335 с.
10. Энциклопедия гитарного искусства: Истори-ко-библиографический словарь-справочник / сост. М. С. Яблоков. Тюмень: Вектор-Бук, 2004. 603 с.
11. Беседы с В. И. Голубничим. Рукопись. Личный архив А. А. Петропавловского. 20 с.
References:
1. Veshchickij, P., Larichev, E. and Laricheva, G. (2000), Klassicheskaya shestistrunnaya gitara: spravochnik [Classical six-string guitar: a handbook], Kompozitor, Moscow, Russia.
2. Volkov, V. (1999), "Guitar schools and methods in Russia", Guitarist, no. 1, pp. 68-70.
3. Dmitrieva, N. (2004), "Professional training of music school students in the class of six-string classical guitar", Ph.D. pedagogical science dissertation, Moscow.
4. Ilyin, S. (1997), "To the question of the Russian guitar school", Guitarist, no. 3. pp. 43-44.
5. Historical and biographical dictionary-reference book of masters of classical Gl-containers (2001), vol. 1, Vector-Book, Tyumen, Russia.
6. Yablokov, M. (ed.) (1990), Klassicheskaya gitara v Rossii i SSSR: slovar'-spravochnik [Classical guitar in Russia and the USSR: dictionary-reference], Word Of Tyumen, Tyumen, USSR.
7. Golubnichy, V., Petropavlovskij, A. and Naumova L. (ed.) (2019), Nizhegorodskaya gosudarstvennaya konservatoriya imeni M. I. Glinki. Fakul'tet narodnyh instrumentov 1959-2019: buklet [Glinka Nizhny Novgorod State Conservatoire. Faculty of folk instruments 1959-2019: booklet], Publishing house of NNGK, Nizhny Novgorod, Russia.
8. Semenov, V. (2000), Kamernyj ansambl': Annotirovannyj bibliograficheskij ukazatel' [Chamber ensemble: Annotated bibliographic index], Publishing house of the Samara Academy of culture and arts, Samara, Russia.
9. Yegorov, B. (ed.) (2000), Fakul'tet narodnyh instrumentov Rossijskoj akademii muzyki imeni Gnesinyh [Faculty of folk instruments of the Russian Gnessin Academy of music], Publishing house Russian Academy of music, Moscow, Russia.
10. Yablokov, M. (ed.) (2004), Enciklopediya gitarnogo iskusstva: Istoriko-bibliograficheskij slovar'-spravochnik [Encyclopedia of guitar art: Historical and bibliographic dictionary-reference], Vector-Book, Tyumen, Russia.
11. A conversation with Vladimir Golubnichiy, (w/y), Manuscript: Personal archive of A. A. Petropavlovskij.