Научная статья на тему 'РЕПЕРТУАР ДЛЯ КЛАССИЧЕСКОЙ ГИТАРЫ КАК АКАДЕМИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТА'

РЕПЕРТУАР ДЛЯ КЛАССИЧЕСКОЙ ГИТАРЫ КАК АКАДЕМИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
396
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕПЕРТУАР / КЛАССИЧЕСКАЯ ГИТАРА / АКАДЕМИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯ / ОРИЕНТАЛИЗМ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО / REPERTOIRE / CLASSICAL GUITAR / ACADEMIC TRADITION / NATIONAL TRADITION / ORIENTALISM / PROFESSIONAL PERFORMANCE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ганеев В. Р.

В статье рассматривается специфика репертуара для классической гитары, которая позиционируется автором как академический инструмент. Предложен обзор истории создания обработок и оригинальных произведений для гитары с выявлением наиболее значимых этапов. В исследовании специальное внимание уделено роли отечественной музыкальной культуры в данном процессе. Автор выявляет такие специфические тенденции, как появление репертуарного пласта, связанного с ориентальными образами; устойчивый интерес композиторов к национальным традициям (прежде всего, таких стран как Испания и Бразилия); проникновение в музыку для гитары современных композиторских техник (пуантилизм, алеаторика, минимализм, сонористика, электронная музыка и др.). Обозначена роль композиторов и исполнителей, внесших свой вклад в создание репертуара для классической гитары. Автор статьи приходит к выводу о том, что современный репертуар для классической гитары по своему масштабу и художественной значимости не уступает репертуару для других академических инструментов, так как в нем присутствует широкий круг оригинальных произведений различных эпох и стилей, в том числе произведения, отличающиеся яркой новаторской направленностью

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE REPERTOIRE FOR THE CLASSICAL GUITAR AS AN ACADEMIC INSTRUMENT

The article discusses the specifis of the repertoire for the classical guitar, which is positioned by the author as an academic instrument. It offers a review of the history of creation of arrangements and original works for the guitar with the identifiation of the most signifiant stages. The study focuses on the role of national musical culture in this process. The author reveals such specifi tendencies as the appearance of a repertoire layer associated with oriental images; the composers' sustained interest in national traditions (especially in the countries such as Spain and Brazil); penetration of modern composing techniques into the music for guitars (pointillism, aleatorics, minimalism, sonoristics, electronic music, etc.). The article outlines the role of composers and performers who have contributed to the creation of the repertoire for classical guitar. The author of the article concludes that the modern repertoire for classical guitar is not inferior to the repertoire for other academic instruments in its scale and artistic signifiance, since it contains a wide range of original works of various eras and styles, including the works that are remarkable for bright innovative focus.

Текст научной работы на тему «РЕПЕРТУАР ДЛЯ КЛАССИЧЕСКОЙ ГИТАРЫ КАК АКАДЕМИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТА»

DOI: 10.26086/NK.2020.55.1.010 УДК 786/789

© Ганеев Виталий Ринатович, 2020

Саратовская государственная консерватория им. Л. В. Собинова (Саратов, Россия) кандидат

искусствоведения, доцент кафедры народных инструментов

E-mail: [email protected]

РЕПЕРТУАР ДЛЯ КЛАССИЧЕСКОЙ ГИТАРЫ КАК АКАДЕМИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТА

В статье рассматривается специфика репертуара для классической гитары, которая позиционируется автором как академический инструмент. Предложен обзор истории создания обработок и оригинальных произведений для гитары с выявлением наиболее значимых этапов. В исследовании специальное внимание уделено роли отечественной музыкальной культуры в данном процессе. Автор выявляет такие специфические тенденции, как появление репертуарного пласта, связанного с ориентальными образами; устойчивый интерес композиторов к национальным традициям (прежде всего, таких стран как Испания и Бразилия); проникновение в музыку для гитары современных композиторских техник (пуантилизм, алеаторика, минимализм, сонористика, электронная музыка и др.). Обозначена роль композиторов и исполнителей, внесших свой вклад в создание репертуара для классической гитары. Автор статьи приходит к выводу о том, что современный репертуар для классической гитары по своему масштабу и художественной значимости не уступает репертуару для других академических инструментов, так как в нем присутствует широкий круг оригинальных произведений различных эпох и стилей, в том числе произведения, отличающиеся яркой новаторской направленностью.

Ключевые слова: репертуар, классическая гитара, академическая традиция, национальная традиция, ориентализм, профессиональное исполнительство.

© Ganeev Vitalij R., 2020

Saratov State Conservatoire named after L. Sobinov (Saratov, Russia), Candidate of Art, Associate

Professor of the Department of Folk Instruments

E-mail: [email protected]

THE REPERTOIRE FOR THE CLASSICAL GUITAR AS AN ACADEMIC INSTRUMENT

The article discusses the specifics of the repertoire for the classical guitar, which is positioned by the author as an academic instrument. It offers a review of the history of creation of arrangements and original works for the guitar with the identification of the most significant stages. The study focuses on the role of national musical culture in this process. The author reveals such specific tendencies as the appearance of a repertoire layer associated with oriental images; the composers' sustained interest in national traditions (especially in the countries such as Spain and Brazil); penetration of modern composing techniques into the music for guitars (pointillism, aleatorics, minimalism, sonoristics, electronic music, etc.). The article outlines the role of composers and performers who have contributed to the creation of the repertoire for classical guitar. The author of the article concludes that the modern repertoire for classical guitar is not inferior to the repertoire for other academic instruments in its scale and artistic significance, since it contains a wide range of original works of various eras and styles, including the works that are remarkable for bright innovative focus.

Key words: repertoire, classical guitar, academic tradition, national tradition, orientalism, professional performance.

Формирование академического статуса классической гитары происходит в ХХ веке и обусловлено развитием профессионального исполнительства на этом инструменте, включением его в систему музыкального образования. В данном процессе особую роль играет постепенное складывание довольно обширного репертуара, который к настоящему времени может служить полноценной — как с технической, так и с художественной точек зрения — основой для концертного исполнительства и профессионального обучения музыкантов. Важно и то, что этот репертуар охватывает все основные стилевые направления классической (в широком смысле этого слова) музыки и развивается с опорой на эти традиции вплоть до современных оригинальных произведений. В целом необходимо отметить его очевидное сходство со структурой репертуара для других академических инструментов, таких как фортепиано, струнные и духовые инструменты.

В процессе формирования академического статуса гитары большую роль сыграло появление транскрипций лютневой и клавирной музыки, а также произведений для барочной гитары, благодаря чему в поле исполнительских возможностей гитаристов попадает старинная музыка Д. Доуленда, И. С. Баха, С. Вайса, Д. Скарлатти, П. Солера, Р. Де Визе и др. Существенный вклад в адаптацию для инструмента классического (Гайдн, Моцарт, Бетховен) и романтического (Шуберт, Мендельсон, Шопен и др.) стилей внес выдающийся испанский гитарист и композитор Ф. Таррега.

Параллельно с данным процессом адаптации происходит активное утверждение оригинального репертуара, структуру которого можно представить следующим образом: «сольные произведения (Л. Леньяни, Ф. Сор, Ф. Морено Тор-роба, Р. Дьенс, Н. Кошкин), дуэты для двух гитар, гитары и скрипки, гитары и флейты, гитары и голоса (М. Костельнуово-Тедеско, Н. Паганини, Д. Дюарт, А. Пьяццолла), концерты и фантазии для гитары в сопровождении струнного квартета, камерного и симфонического оркестра (М. Джу-лиани, Л. Брауэр, Х. Родриго), а также множество ансамблей для гитары в сочетании с различными инструментами» [2].

В силу специфики инструмента не все композиторы владели гитарой как исполнители. К числу таковых относятся, например, Б. Бриттен, Х. Родриго, М. Понсе. В то же время значительный массив сочинений создан именно гитаристами. Кроме того, необходимо отметить наличие в гитарном репертуаре большого количества произведений, имеющих педагогическую на-

правленность, в числе которых, например, этюды Ф. Сора, Ф. Карулли, Д. Агуадо, Э. Вила Лобоса, Л. Брауэра и др.

Говоря о формировании академического статуса гитары важно отметить, что одним из его признаков является выход за рамки национальной культуры. В ХХ веке в этом плане можно обнаружить две тенденции: с одной стороны, в гитарном исполнительстве довольно востребованы произведения с ярко выраженными признаками той или иной национальной традиции; с другой стороны, классическая гитара органично вписывается в атмосферу новаторства и разного рода экспериментов, свойственную современной музыкальной культуре.

Рассмотрим эти две тенденции подробнее. Так, многие гитарные произведения Ф. М. Торро-бы преломляют фольклорные особенности Кастилии, а Д. Дюарт продолжает в своем творчестве английские традиции. В первой половине века огромное влияние на становление классического гитарного репертуара сыграл, как известно, А. Сеговия с его фольклорно-романтическими приоритетами. Этот выдающийся гитарист сотрудничал исключительно с теми композиторами, кто был близок ему по духу [1].

Одно из самых популярных произведений для гитары с оркестром принадлежит перу испанского композитора Хоакино Родриго и называется «Аранхуэзский концерт». «Как композитор я отношусь к последователям испанских традиций, и моя музыка основана, прежде всего, на мелодиях и красках именно этого народа. Она не интеллектуальна, но чувственна. Вероятно, я действительно последний композитор, который относится к этой традиции»1, — так характеризует свое отношение к национальным корням сам Родриго. Традиции бразильской культуры продолжает Э. Вила Лобос, в таких произведениях как «Шоро» и «Бразильские бахианы».

Если говорить о второй тенденции, то можно отметить особый интерес композиторов-новаторов к тембру и выразительным возможностям классической гитары. Так, она звучит в Симфонии № 7 Г. Малера, завершающей его знаменитую инструментальную трилогию. В сочетании с мандолиной ее нежный тембр способствует созданию особой, «ночной» атмосферы. В качестве ансамблевого инструмента гитара появляется в атональной «Серенаде» ор. 24 А. Шенберга. Здесь она также сочетается с мандолиной, создавая специфический гудящий фон для соло скрипки.

Вторая половина XX века ознаменована новым этапом освоения гитары композиторами-авангардистами. Инструмент органично

вписывается в сочинения, написанные в таких новейших композиторских техниках как пуантилизм, алеаторика, минимализм, сонористика, электронная музыка и др. Назовем наиболее значимые из них: «Молоток без мастера» П. Буле-за, «Большой септет с солирующим кларнетом» Г. Петрасси, «Stanza I» Т. Такемицу, Соната для флейты, альта и гитары Л. Брауэра, «Семь инвенций» М. Квеля.

Существенно развивается исполнительское мастерство музыкантов так называемого «второго поколения» гитаристов в середине ХХ века, к числу которых относят Д. Вильямса, Д. Брима, М. Барруэко. Новые сочинения создаются композиторами-гитаристами Л. Брауэром, Р. Дьенсом, К. Доминикони. Очевидно, что с точки зрения конструкции инструмента в это время гитара достигла совершенства и обладала широким комплексом художественно-выразительных возможностей. Это обстоятельство, наряду с возросшим уровнем исполнительской техники, способствовало созданию благоприятных условий для расширения оригинального репертуара для классической гитары.

Особую роль в истории музыки для гитары сыграл в этот период Карло Доминикони (Италия). Он является автором огромного количества пьес для гитары как соло, так и в составе инструментальных ансамблей, создал 13 концертов для гитары с оркестром. Многие его произведения отличаются экзотическими музыкальными образами, что нашло свое непосредственное отражение в их названиях: «Вариации на тему турецкой народной песни», «Средней сладости гитарный концерт» ор. 51, сюита «Коюнбаба», цикл «Синдбад» и другие. Для создания эффектных и необычных образов композитор использует особые технические приемы, например, временное изменение строя пяти струн (скордатура).

Во второй половине ХХ века к процессу развития академического потенциала гитары подключаются композиторы, сформировавшиеся в русле неевропейских культур — японской (Й. Таир, Т. Хосокава, Т. Огава), корейской (И. Юн), вьетнамской (Т. Тиета). Так, в ее интонационную палитру проникают новые интонации, обогащается образная сфера, создаются колоритные звуковые эффекты. Гитара может звучать в сочетании с экзотическими национальными инструментами.

Можно говорить о том, что обогащение образного спектра гитарной академической музыки восточными мотивами стало самостоятельной тенденцией в ее развитии и является одной из характерных особенностей современного репертуара.

Особый путь прошло гитарное исполнительство в России. Традиции публичного концерта начали складываться здесь с конца XIX века и формировались на протяжении первой половины ХХ-го. К этому времени относится появление феномена сольного гитарного концерта. Поскольку ранее в концертах принимали участие исполнители на разных инструментах, то, соответственно, их программы были смешанными: звучали как сольные, так и камерные произведения. Этим обусловлена жанровая специфика создаваемых для гитары произведений. Как правило, это были миниатюры, камерные сонаты, фантазии или вариации.

Огромное влияние на становление и развитие феномена сольного гитарного концерта в России оказал А. Сеговия, который приехал сюда в рамках гастрольной поездки сначала в 1926, а затем в 1927 году. Критика отмечала артистический вкус и музыкальность исполнителя, его владение всеми выразительными ресурсами инструмента. Эти концерты, наряду с выступлениями других европейских музыкантов, стали импульсом для процесса формирования традиции академического исполнительства на гитаре в России. Процесс этот занял значительный временной период: так, в репертуаре исполнителей на классической гитаре произведения крупной формы появляются во второй половине столетия, исполнение же концертов для гитары с оркестром становится привычным только к концу ХХ века (до этого в нем преобладают миниатюры и обработки народных песен). Лишь с 1980-х годов становится возможным исполнение гитарной музыки в залах филармоний, а репертуар значительно расширяется, обогащаясь самыми разнообразными формами и жанрами.

Что же касается современной ситуации в области концертного репертуара для классической гитары в России, то можно говорить о тенденции к повышению исполнительского мастерства музыкантов. Об этом свидетельствует, по наблюдениям К. В. Ильгина, «увеличение количества гитаристов, способных дать сольный концерт. Если в 1960-х годах гитарист, имеющий сольную программу на два отделения, являлся исключительным явлением, то в настоящее время — это скорее правило» [3, с. 129]. Автор анализирует советский период, во время которого очевидным было отставание отечественных музыкантов по уровню своего мастерства от остального мира. Он объясняет это отсутствием у них информации о тех процессах, которые происходили в это время в сфере гитарного искусства. В целом, это наблюдение представляется верным, однако важно

отметить, что в домашних библиотеках музыкантов ноты собирались уже с первых десятилетий 1. ХХ века, что же касается его середины, то многое появлялось в коллекциях столичных гитаристов благодаря гастролям западноевропейских музы- 2. кантов.

В последние десятилетия ХХ века музыку для гитары начинают писать такие отечественные композиторы, как И. В. Рехин, Н. А. Кошкин, 3. С. И. Руднев, А. И. Виницкий. Два последних автора сами исполняли свои сочинения, что немало способствовало популяризации инструмента в его академической ипостаси. В творчестве этих 4. композиторов интересны поиски путей «объединения возможностей классической шестиструнной гитары и техники игры русской семиструн- 5. ной» [5, с. 27], а также развитие на новом уровне латиноамериканских и джазовых традиций.

Этапным в истории отечественной музыки 6. для гитары-соло стало появление полифонического цикла И. Рехина «24 прелюдии и фуги» (1990). Важно то, что тем самым статус инструмента существенно возрос, так как стало очевидным, что на нем вполне возможно играть во всех тональностях, а не только в тех, которые ранее предпочитались как удобные. Это достижение выводит отечественную школу игры на гитаре на общеми- 1. ровой уровень, так как является не только первым в истории музыки опытом подобного рода, но и имеет высокую художественную значимость.

Особое место в создании оригинального ре- 2. пертуара для классической гитары в русле академического исполнительства занимает Н. А. Кошкин. Он является автором огромного количества сочинений, в том числе предназначенных для 3. детей. Композитора интересуют тембровые и технические особенности инструмента, звуковые эффекты, современные техники композиции.

Подводя итоги, отметим, что современный репертуар для классической гитары по своему 4. масштабу и художественной значимости не уступает репертуару для других академических инструментов. Его специфической особенностью можно считать склонность к обращению к наци- 5. ональным традициям. В то же время, в нем присутствует широкий круг оригинальных произведений, отличающихся яркой новаторской направ- 6. ленностью.

Примечания

1 По материалам лекции проф. Высшей школы музыки г. Мюнстера (Германия) Й. Еванского. Саратов, 2001 г.

Литература: Вайсборд М. А. Андрее Сеговия и гитарное искусство ХХ века. М.: Советский композитор, 1989. 208 с.

Ганеев В. Р. Классическая гитара в России: к проблеме академического статуса: дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02. Саратов, 2006. 185 с.

Ильгин К. В. Гитара классическая и русская (семиструнная). Бытование и исполнительство: дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02. СПб, 2003. 140 с.

Петропавловский А. А. Гитара в камерном ансамбле.: дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02. Н. Новгород, 2006. 189 с. Руднев С. Классическая гитара в русском стиле или новое о старом // Гитаристъ. 2002. № 1. С. 27.

Классическая гитара: современное исполнительство и преподавание: тез. междунар. науч.-практ. конф. 12-13 апр. 2005 г. / сост. В. Р. Ганеев. Тамбов.: Изд-во Тамбовского государственного музыкально-педагогического института им. С. В. Рахманинова, 2005. 78 с.

References:

Vajsbord, M. (1989), Andres Segoviya i gitarnoe iskusstvo XX veka [Andres Segovia and the guitar art of the twentieth century], Sovetskij kompozitor, Moscow, USSR. Ganeev, V. (2006), "Classical guitar in Russia: to the problem of academic status", Ph.D. dissertation, Musical Art, Saratov State Conservatoire, Saratov, Russia. Ilgin, K. (2003), "Classical and Russian guitar (seven-string). Existence and performance": Ph.D. dissertation, Musical Art, Saint Petersburg state Rimsky-Korsakov Conservatory, Saint Petersburg, Russia.

Petropavlovskij, A. (2006), "Guitar in a chamber ensemble" Ph.D. dissertation, Musical Art, Glinka Nizhny Novgorod State Conservatoire, N. Novgorod, Russia.

Rudnev, S. (2002) "The Classical guitar in the Russian style or new on the old", Gitarist [Guitar player], no. 1, p. 27.

Ganeev, V. (ed.) (2005), Klassicheskaya gitara: sovremennoe ispolnitel'stvo i prepodavanie [Classical guitar: modern performance and teaching], Publishing house of the Tambov state musical and pedagogical Institute. S. V. Rachmaninova, Tambov, Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.