Научная статья на тему 'ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЁЖИ СРЕДСТВАМИ ГИТАРНОЙ МУЗЫКИ'

ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЁЖИ СРЕДСТВАМИ ГИТАРНОЙ МУЗЫКИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
253
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ / ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ / ГИТАРНАЯ МУЗЫКА / ИСКУССТВО / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / МОЛОДЁЖЬ / ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Губина Ольга Павловна

В настоящее время актуальна проблема совершенствования практики воспитания и целенаправленного личностного развития представителей молодого поколения. В статье внимание сосредоточено на гитарной музыке, которая является динамично развивающейся сферой искусства и музыкального творчества. При всей очевидной популярности гитары в современной музыкальной культуре не всегда достаточно полно осмысливаются возможности ее использования в целях духовного развития молодёжи. Для того, чтобы обучение игре на гитаре явилось средством такого духовного развития, необходимо не только изучать возможности гитарной музыки, но и исследовать потребности и способности молодых людей, развивать формы и содержание их музыкально-творческой деятельности. В статье представлен и осмыслен опыт детской школы искусств в духовном развитии обучающейся молодёжи средствами гитарной музыки; приведены результаты проведённого автором исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPIRITUAL DEVELOPMENT OF MODERN YOUTH BY MEANS OF GUITAR MUSIC

The problem of spiritual development of youth at present does not lose its relevance in connection with the need to improve their personal development. The article focuses on guitar music - art and creative sphere which develops dramatically. Though guitar music is very popular, using it as a means of spiritual personal growth is underestimated. To change the situation it is important to study the didactic potential of guitar music, as well as needs and abilities of young people, develop the forms and content of the creative activities. The article presents and analyses the experience of the children’s art school who involves young people in guitar classes in terms of their spiritual growth, it shares the results of the research.

Текст научной работы на тему «ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЁЖИ СРЕДСТВАМИ ГИТАРНОЙ МУЗЫКИ»

УДК 787.61

ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЁЖИ СРЕДСТВАМИ ГИТАРНОЙ МУЗЫКИ

THE SPIRITUAL DEVELOPMENT OF MODERN YOUTH BY MEANS OF GUITAR MUSIC

© 2020

О.П. Губина O.P. Gubina

В настоящее время актуальна проблема совершенствования практики воспитания и целенаправленного личностного развития представителей молодого поколения. В статье внимание сосредоточено на гитарной музыке, которая является динамично развивающейся сферой искусства и музыкального творчества. При всей очевидной популярности гитары в современной музыкальной культуре не всегда достаточно полно осмысливаются возможности ее использования в целях духовного развития молодёжи. Для того, чтобы обучение игре на гитаре явилось средством такого духовного развития, необходимо не только изучать возможности гитарной музыки, но и исследовать потребности и способности молодых людей, развивать формы и содержание их музыкально-творческой деятельности.

В статье представлен и осмыслен опыт детской школы искусств в духовном развитии обучающейся молодёжи средствами гитарной музыки; приведены результаты проведённого автором исследования.

Ключевые слова: воспитание; обучение; духовное развитие; гитарная музыка; искусство; обучающиеся; молодёжь; детская школа искусств.

The problem of spiritual development of youth at present does not lose its relevance in connection with the need to improve their personal development. The article focuses on guitar music - art and creative sphere which develops dramatically. Though guitar music is very popular, using it as a means of spiritual personal growth is underestimated. To change the situation it is important to study the didactic potential of guitar music, as well as needs and abilities of young people, develop the forms and content of the creative activities.

The article presents and analyses the experience of the children's art school who involves young people in guitar classes in terms of their spiritual growth, it shares the results of the research.

Keywords: education; training; spiritual development; guitar music; art; students; youth; children's art school.

Актуальность затронутой нами проблемы определяется необходимостью повышения уровня общей духовной культуры современной молодёжи, использования с этой целью возможностей музыки и популярного среди молодёжи музыкального инструмента - гитары.

Духовная культура раскрывает сущность человека как творца. Она создается человеком в той же мере, в какой сам человек активно формируется этой культурой.

Исследователями доказывается, что духовность связана с переживаниями, чувствами, мыслями, убеждениями человека. Духовность - это «наличие внутреннего мира человека, непрестанных и интенсивных борений в нем» (Ю.В. Сачков), «внутренний мир человека, связанный с его переживаниями, чувствами, мыслями, убеждениями, верой» (Л.И. Казакова), «внутренний мир личности, обогащенный вели-

кими общественно значимыми ценностями и идеями, ставшими объектами непрерывного сопоставления и осмысления, порождающими стремления личности к нравственному совершенствованию и творческой самореализации» (Я.С. Турбовской) [см. подробнее: 1].

В нашей стране разрабатываются и реализуются концепции и программы воспитания и обучения, руководствуясь которыми возможно успешно осуществлять духовное развитие современной молодёжи [2 ; 3].

Одним из путей духовного развития является активная творческая деятельность, именно в ней раскрывается духовная сущность человека как преобразователя мира, творца новых отношений и самого себя. На особую значимость творческой деятельности в развитии личности указывал Н.А. Бердяев, отмечая, что творчество несет в себе личностно-деятельное начало, благодаря

творчеству осуществляется воплощение самости во внешнем мире [4]. По мнению В.И. Андреева, способности личности к самореализации в творческой деятельности -«это синтез способностей к целенаправленной, лично-значимой творческой деятельности, в процессе которой личность максимально полно реализует свой творческий потенциал» [5, с. 135].

В нашем случае важным средством развития духовности молодёжи, приобщения её к национальным и общемировым ценностям является очень популярная в молодежной среде гитарная музыка. Учёные констатируют, что она имеет мощный развивающий потенциал [6 ; 7]. В процессе изучения музыкальных произведений происходит свободное общение с музыкой, расширяется сфера познавательных интересов. Восприятие произведения порождает новые знания, эмоции. В контексте духовного развития главной становится собственная музыкально-творческая деятельность обучающихся. Развивается потребность в коммуникации как желание «поделиться», «порадовать», «показать» результаты своего творчества другим. Ключевым элементом этого процесса является универсальный язык искусства - специфический язык общения людей, их духовного развития и сближения.

Процесс духовного развития молодёжи средствами гитарной музыки имеет несколько аспектов. Во-первых, музыкально-творческая деятельность помогает молодому человеку проявлять творческую активность, инициативность, самостоятельность, креативность, музыкальные способности (при этом актуализируются его субъектные проявления). Во-вторых, она дает возможность самостоятельно познавать, расширять свой кругозор. В-третьих, она развивает умение творчески действовать и взаимодействовать (сотрудничать), а также позиционировать свои творческие достижения. В-четвертых, используя гитарную музыку, можно создавать социокультурное пространство духовно-художественных, музыкально-творческих ценностей, основываясь на национально-культурных традициях,

развивая индивидуальные потребности личности.

Опираясь на научные работы, духовное развитие молодёжи средствами гитарной музыки мы определяем как процесс формирования духовной культуры путём обучения самостоятельной игре на гитаре, осознанного прослушивания гитарной музыки, формирующего ценностное отношение к ней, знакомства с жизнью великих композиторов и исполнителей как образцов духовно развитых личностей.

Теория Е.И. Тихомировой о сущности самореализации личности как основы субъектного развития человека [8] позволяет рассматривать духовное развитие молодёжи средствами гитарной музыки в другом аспекте - как процесс активного познания ценности и смыслов гитарной музыки, систематического приобретения опыта исполнения и слушания гитарной музыки, рефлексии результатов самореализации средствами гитарной музыки.

Обратимся к анализу деятельности муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств № 2» г.о. Самара (далее - ДШИ № 2) в направлении духовного развития молодёжи средствами гитарной музыки. Мы осуществляем его на основе сотрудничества с учебно-методической лабораторией «Субъектная самореализация и инновационные технологии» Самарского государственного социально-педагогического университета.

Для изучения духовного развития молодёжи средствами гитарной музыки были использованы разнообразные диагностические методы: беседа, включённое лонги-тюдное наблюдение, опрос, тестирование, коллизийные ситуации, проектирование.

Нами выявлены педагогические условия процесса духовного развития молодёжи средствами гитарной музыки - в частности, приобретение обучающимися практики самостоятельной игры на гитаре, а также развитие умения внимательно слушать и понимать музыку разных эпох и стилей, освоение разнообразных форм музыкально-творческой деятельности.

Как показывает практика, эффективность процесса духовного развития моло-

Духовное развитие современной молодежи средствами гитарной музыки

дёжи зависит от содержания и интенсивности их музыкально-творческой деятельности. Педагоги направляют усилия на развитие у молодых людей потребности слушать и понимать гитарную музыку. Обучение игре на гитаре включается в контекст их общеличностного духовного развития.

На занятиях по классу гитары в ДШИ № 2 организован системный музыкально-творческий процесс. В частности, обучение игре на гитаре включает несколько направлений: информационно-когнитивное (расширение знаний обучающихся о гитаре как о музыкальном инструменте, о ценности и особенностях гитарной музыки); креативно-коммуникативное (освоение практик музыкально-творческого взаимодействия средствами гитарной музыки); действенно-исполнительское (приобретение умений игры на гитаре); социально ориентированное (развитие социальных потребностей, духовно-нравственных ориентиров, ценностей). На занятиях широко применяются индивидуальные и коллективные формы музыкально-творческой деятельности молодёжи. Осваивается практика индивидуально-группового восприятия гитарной музыки.

Как показывают проведённые нами наблюдений, обучение игре на гитаре способствует развитию позитивных личностных качеств личности. Среди этих качеств можно выделить самоуважение, уважение к другим людям, доброту, коммуникабельность, взаимопонимание, толерантность.

Проведённый нами в 2017/2019 гг. опрос обучающихся в ДШИ № 2 по классу гитары показал, что более половины респондентов предпочитают слушать гитарную музыку, с удовольствием обучаются игре на этом инструменте. Каждый третий из числа опрошенных предпочитает слушать, как играют на гитаре сверстники, и наслаждаться музыкой. Все опрошенные активно включаются в различные виды творческой деятельности, в частности в музыкально-творческую деятельность, которая организуется в форме концертов, мастер-классов, самопрезентаций, конкурсов и т.д. Опрос показал, что гитарная музыка понятна и доступна молодым людям как для восприятия, так и для исполнения, что игра на

гитаре привлекает их своей демократичностью, позволяет им реализовать актуальные потребности - творить, проявлять себя, осуществлять самопрезентацию, получать одобрение окружающих людей и др.

Выявлены трудности, с которыми сталкиваются обучающиеся по классу гитары. Например, несоответствие желания («хочу обучаться игре на гитаре») и возможностей («могу обучаться игре на гитаре»); неразвитость умения осваивать музыкально-творческую деятельность (в частности, игру на гитаре) целенаправленно, постоянно, системно, упорно («могу» и «делаю»). В то же время опрошенные указали, что гитарная музыка как вид искусства привлекает их возможностью активно самовыражаться, духовно развиваться, совершенствоваться, адаптироваться в социуме. Они констатируют: «важно, чтобы ты сам совершенствовался и видел результаты своей творческой деятельности».

Содержание процесса духовного развития молодёжи средствами гитарной музыки включает активное использование разнообразных технологий самореализации. Решается важная педагогическая задача: обеспечить молодым людям возможность активно включаться в жизнь социума, используя различные формы творческой деятельности.

Изучены цели, которые ставит молодёжь, обучаясь игре на гитаре, актуальные интересы и потребности обучающихся по классу гитары. В результате нами установлено, что стремление молодёжи к самореализации как потребность духовно развиваться проявляется в способности «быть активными - действовать»; «показывать свои достижения - проявлять себя»; «самосовершенствоваться - развивать себя»; «достигать своей жизненной цели».

Реализация возможности представлять результаты своей музыкально-творческой деятельности другим людям и получать их одобрение, признание - верное средство успешного духовного развития современного молодого человека, вхождения его в социум. В ДШИ № 2 широко применяется концертная, конкурсная, презентационная музыкально-творческая

деятельность. Опросы показали, что эта деятельность очень привлекает обучающихся по классу гитары. В анкетах, в частности, высказывались такие мнения: «Когда выступаешь на концерте - ощущаешь не только волнение, но и радость от аплодисментов, приятно радовать других людей, сам духовно наслаждаешься»; «Получать призовые места на конкурсах важно - хочется совершенствовать своё исполнительское мастерство»; «На конкурсах ясно понимаешь, как надо ещё совершенствовать свою игру на гитаре».

Важность роли творческих конкурсов в духовном развитии молодёжи подтверждает практика художественно-творческой деятельности ансамбля гитаристов «Мелодия», вокально-инструментального ансамбля «Улыбка». Радуют ее результаты. В частности, ансамбль «Мелодия» стал лауреатом городского конкурса музыкального творчества имени А. Трифонова, областного конкурса исполнительского мастерства «Музыкальная мозаика», городского фестиваля юных гитаристов «Серебряные струны», межзонального конкурса «Я музыкантом стать хочу». Участники ансамбля достойно представили себя, став дипломантами международного фестиваля детского и юношеского творчества «Хрустальное сердце мира», международных конкурсов

детского и юношеского творчества «Детство цвета апельсина», «Волна успеха», «Звёздный дождь».

Радуют и личные достижения обучающихся. Городской конкурс юных авторов и исполнителей гитарной туристско-патри-отической песни «Звонкая струна», городской фестиваль «Салют, Победа!»; областной конкурс гитарной песни «Жаворонок», международный фестиваль детского и юношеского творчества «Хрустальное сердце мира» позволили обнаружить немало одарённых детей, которые показали своё мастерство, духовность, увлекли зрителей свои талантом.

Таким образом, осуществляя духовное развитие молодёжи средствами гитарной музыки, мы обращаем особое внимание на просвещение - расширение знаний обучающихся, совершенствование практики обучения осознанному восприятию гитарной музыки; стимулируем потребность обучающихся в творческих достижениях; развиваем умение играть на гитаре, стремление активно и творчески реализовывать себя; учим творческому взаимодействию. Осуществляется этот процесс целенаправленно, системно, интегрировано. Именно при этом условии гитарная музыка способна оказывать развивающее влияние на духовную культуру современной молодёжи.

* * *

1. Каплина С.Е. Воздействие музыки на духовное развитие личности. Вестник Забайкальского государственного университета. 2013. № 8(99). С. 122-125.

2. Государственная программа Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 гг. URL: http://mkrf.ru/documents/programs/ (дата обращения 27.02.2020).

3. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы». URL: http://programs.gov.ru/Portal/ (дата обращения 27.02.2020).

4. Бердяев Н.А. Смысл творчества: Опыт оправдания человека. М. : АСТ : АСТ Москва : Хранитель, 2007. 668 с.

5. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Казань : Казанский ун-т, 1996. 563с.

6. Вольман Б. Гитара и гитаристы. Л. : Музыка, 1968. 187 с.

7. Попов В.И. Диалоги о гитаре... И не только о ней. В 2 кн. Кн. 2. СПб. : ИД «Петрополис», 2009. 559 с

8. Тихомирова Е.И. Технологии субъектной самореализации личности в воспитывающей среде образовательного учреждения // Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters) : электронный научный журнал. 2006. Август. URL: http://www.emissia.org/oflEline/2006/1031.htm (дата обращения: 20.12.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.