УДК 159.923.4
Пенкина Т.А.
студент 3 курса магистратуры Мелитопольский государственный университет (г. Мелитополь, Россия)
ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация: в статье были сформулированы мотивации, познавательной деятельности, формирования мотивации к обучению школьников младших классов. В данной работе были рассмотрены взаимосвязи формирования высокой и позитивной мотивации к обучению младших школьников и комплекса психолого-педагогических мероприятий, направленных на эффективное развитие мотивации к обучению у школьников младших классов. Был сформирован комплекс методик обучения учащихся 2-х классов решению поисково-исследовательских задач.
Ключевые слова: младшие школьники, познавательная деятельность, игра, мотивация.
Постановка проблемы. Проблема формирования личности, общественного сознания людей актуальна в любой стране. В современной России она актуальна вдвойне. За короткий промежуток времени российское образование претерпело такое множество изменений в различных направлениях, что это можно сравнить с масштабами нескольких реформ [4, с. 33].
В этих условиях проблема формирования мотивации учения приобретает особую значимость, ибо мотивация - одно из важнейших условий воспитания личности. Характерные, часто актуализирующие мотивы учения становятся достоянием личности, устойчивыми ее свойствами. Активность, увлеченность, ответственное отношение к труду взрослого человека
закладываются уже в школе, в процессе учебной деятельности ребенка. Формирование общественно значимых мотивов, разумных потребностей личности является одной важнейших задач социальной политики нашей страны. Однако целый ряд практических аспектов данной проблемы недостаточно исследован, а именно не достаточного освещения вопрос об условиях развития мотивации учения младших школьников [8, с. 41].
Формулирование целей статьи. Цель нашего исследования -исследовать проблемы формирования мотивации к обучению у младших школьников.
Изложение основного материала исследования.
Экспериментальное исследование формирования высокой и позитивной мотивации к обучению у школьников 2-х классов было проведено в ГБУ ОО ЗО «СОШ «Скифия» г. Каменка-Днепровская на основе следующей гипотезы.
Гипотеза исследования: решение проблемы формирования высокой и позитивной мотивации к обучению младших школьников возможно при условии внедрении в работу детского коллектива комплекса психолого-педагогических мероприятий, направленных на эффективное развитие мотивации к обучению у школьников младших классов [2, с. 60].
Предполагалось, что на процесс формирования у школьников высокой и позитивной мотивации к обучению влияют два принципиальных фактора: когнитивный и мотивационный. Когнитивные успехи школьников мы будем исследовать на основе их успеваемости. Мотивационный компонент влияния мы будем исследовать на основе методики «Лесенка» В. Г. Щур: школьники оценивают востребованность имеющихся у них знаний по литературе на уроках, во внешкольных факультативах и в обычной жизни. Максимальное значение по методике «Лесенка» В. Г. Щур - это 30 баллов, т.е. 100%, из этого получаем процентный показатель каждого конкретного ребенка и средний по группе [6, с. 10].
Итак, методики исследования:
1) исследование текущей успеваемости школьников 2х классов (в
работе участвовали ученики 2-А (30 детей экспериментальной группы) и 2-Б классов (30 детей контрольной группы в ГБУ ОО ЗО «СОШ «Скифия» г. Каменка-Днепровская),
2) исследование текущей учебной мотивации этих же школьников 2х классов на основе методики «Лесенка» В. Г. Щур [1, с. 15].
Исследование включает три этапа:
1) констатирующий этап - выбираются участники (30 детей экспериментальной группы (2-А класс ГБУ ОО ЗО «СОШ «Скифия» г. Каменка-Днепровская) и 30 детей контрольной группы (2-Б класс ГБУ ОО ЗО «СОШ «Скифия» г. Каменка-Днепровская), методики исследования (исследование текущей успеваемости школьников 2-х классов, исследование текущей учебной мотивации этих же школьников 2-х классов на основе методики «Лесенка» В. Г. Щур), проводится стартовое исследование показателей экспериментальной и контрольной групп детей [7, с. 37],
2) формирующий этап - на формирующем этапе исследования мы в экспериментальной группе проводим комплекс нестандартных занятий по литературе, контрольная группа обучается без этих занятий [9, с. 55],
3) контрольный этап - в тех же экспериментальной и контрольной группах детей на основе уже обозначенных методик исследования (исследование текущей успеваемости школьников 2-х классов, исследование текущей учебной мотивации этих же школьников 2-х классов на основе методики «Лесенка» В. Г. Щур) проводится финальное исследование показателей экспериментальной и контрольной групп детей, осуществляется анализ полученных данных и их интерпретация [3, с. 18].
На констатирующем этапе исследования средние показатели успеваемости экспериментальной и контрольной групп практически совпадают: в экспериментальной группе средний балл успеваемости 3,8 в контрольной группе средний балл успеваемости 3,8. Так же близки по значениям уровни учебной мотивации групп: на констатирующем этапе исследования средние суммы баллов учебной мотивации групп следующие: экспериментальная
группа - 20,07 (средний процент группы - 66,89%), контрольная группа - 20,17 (средний процент группы - 67,22%) [5, с. 18].
Таким образом, в ходе констатирующего этапа данного исследования мы выяснили, что выбранные группы 2-А и 2-Б классов (экспериментальная и контрольная группы соответственно) на момент проведения констатирующего этапа близки по исследовательским параметрам.
На формирующем этапе исследования мы проводим комплекс методик обучения учащихся 2-х классов решению поисково-исследовательских задач в экспериментальной группе, контрольная группа обучается без этих задач.
На контрольном этапе исследования средние показатели успеваемости экспериментальной и контрольной групп отличаются: в экспериментальной группе показатели успеваемости выше (средний балл группы 4,1), чем в контрольной (средний балл группы 3,9). Средние суммы баллов групп текущей учебной мотивации на контрольном этапе исследования следующие: экспериментальная группа - 22,67 (средний процент группы - 75,56%), контрольная группа - 21,43 (средний процент группы - 71,44%).
Итак, в процессе исследования в экспериментальной группе показатели средних сумм баллов текущей учебной мотивации группы выросли на 2,6 балла (т.е. на 8,67%), в контрольной группе показатели средних сумм баллов группы выросли на 1,26 балла (т.е. на 4,22%).
В таблице 1 мы видим разницу изменений средних показателей текущей учебной мотивации в экспериментальной и контрольной группах на констатирующем и контрольном этапах исследования.
Таблица 1. Разница изменений средних показателей текущей учебной мотивации в экспериментальной и контрольной группах на констатирующем и контрольном этапах.
Экспериментальная Контрольная группа
группа
а я а а я а
н ь л ц и т ь л ц
а н о а и X а н о а и Е
с н т н ей с н т н
о И о И о К о К
Средняя сумма баллов по группе 20,07 22,67 2,60 20,17 21,43 1,26
Средний процент по группе, % 66,89 75,56 8,67 67,22 71,44 4,22
Как видно из таблицы 1, в процессе исследования в экспериментальной группе показатели средних сумм баллов группы выросли на 2,6 балла (т.е. на 8,67%), в контрольной группе показатели средних сумм баллов группы выросли на 1,26 балла (т.е. на 4,22%). Эта динамика данных отображена на рис. 1-2.
Разница изменений средних показателей суммы баллов по группе, баллы
■ Экспериментальная группа
■ Контрольная группа
Рис. 1. Разница изменений средних показателей суммы текущей учебной мотивации в экспериментальной и контрольной группах на констатирующем и контрольном этапах исследования.
■ Экспериментальная группа
■ Контрольная группа
Рис. 2. Разница изменений средних показателей процента текущей учебной мотивации в экспериментальной и контрольной группах на констатирующем и контрольном этапах исследования.
Таким образом, в процессе исследования гипотеза данной работы (решение проблемы формирования высокой и позитивной мотивации к обучению младших школьников возможно при условии внедрении в работу детского коллектива комплекса психолого-педагогических мероприятий, направленных на эффективное развитие мотивации к обучению у школьников младших классов) была подтверждена.
Выводы.
Мотивация - это динамичный и сильный внутренний импульс, который побуждает человека к действию. Она служит двигателем нашей жизни, дающим нам энергию и цель для достижения успеха. Мотивация может возникать из различных источников, таких как внутренние стремления, внешние стимулы или длинные цели.
Внутренняя мотивация происходит, когда мы берём на себя управление своими действиями и стремимся к достижению результатов, которые считаем
значимыми. Она основывается на наших личных ценностях, интересах, чувствах удовлетворенности и уверенности, что мы контролируем происходящее. Внутренняя мотивация позволяет нам преодолевать трудности, быть упорными и находить радость в процессе достижения наших целей. В то же время, внешняя мотивация имеет внешний источник и стимулы для достижения определенных результатов. Это могут быть поощрения, призы, одобрение окружающих или избегание наказания. Внешняя мотивация может быть полезна в краткосрочной перспективе, но не всегда способна поддерживать продолжительное стремление и энтузиазм.
Оба типа мотивации могут играть важную роль в повышении продуктивности и достижении личных и профессиональных целей. Иногда важно совмещать оба типа мотивации для достижения наилучших результатов.
Экспериментальное исследование формирования высокой и позитивной мотивации к обучению у школьников 2-х классов было проведено в ГБУ ОО ЗО «СОШ «Скифия» г. Каменка-Днепровская на основе следующей гипотезы.
Гипотеза исследования: решение проблемы формирования высокой и позитивной мотивации к обучению младших школьников возможно при условии внедрении в работу детского коллектива комплекса психолого-педагогических мероприятий, направленных на эффективное развитие мотивации к обучению у школьников младших классов.
Исследование включает три этапа: констатирующий этап, формирующий этап и контрольный этап.
В ходе констатирующего этапа данного исследования мы выяснили, что выбранные группы 2-А и 2-Б классов (экспериментальная и контрольная группы соответственно) на момент проведения констатирующего этапа близки по исследовательским параметрам.
На формирующем этапе исследования мы проводим комплекс методик обучения учащихся 2-х классов решению поисково-исследовательских задач в экспериментальной группе, контрольная группа обучается без этих задач.
В ходе контрольного этапа исследования в экспериментальной группе
показатели средних сумм баллов текущей учебной мотивации группы выросли на 2,6 балла (т.е. на 8,67%), в контрольной группе показатели средних сумм баллов группы выросли на 1,26 балла (т.е. на 4,22%). Итак, в процессе исследования гипотеза данной работы была подтверждена.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Божович, Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Л. И. Божович. - М.: Наука, 2019. - 351 с;
2. Вилюнас, В. К. Психология развития мотивации / В. К. Вилюнас. - СПб.: Питер, 2021. - 458 с;
3. Гинзбург, М. Р. Развитие мотивов учения у детей 6-7 лет / М. Р. Гинзбург // Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста. - М.: Владос, 2018. - 120 с;
4. Кулюткин, Ю. Н. Мотивация познавательной деятельности / Ю. Н. Кулюткин, Г. М. Сухобская. - СПб.: Из-во ЛГПИ, 2019. - 117 с;
5. Маркова, А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте /
A. К. Маркова. - М.: Владос, 2019. - 268 с;
6. Матюхина, М. В. Мотивация учения младших школьников / М.
B. Матюхина. - М.: Педагогика, 2020. - 144 с;
7. Мерлин, В. С Лекции по психологии мотивов человека / В. С. Мерлин. -Пермь: ПГПИ, 2018. - 120 с;
8. Моисеенко, О. А. Мотивация учебной деятельности / О. А. Моисеенко. -М.: Владос, 2020. - 130 с;
9. Павлюк, О. И. Эмоциональные компоненты мотивации / О. И. Павлюк. -М.: Просвещение, 2018. - 281 с;
10. Рахимов, А. З. Формирование мотивов учения школьников / А. З. Рахимов. - Уфа, 2018. - 129 с.
Penkina T.A.
Melitopol State University (Melitopol, Russia)
FORMATION OF MOTIVATION TO TEACH YOUNGER STUDENTS
Abstract: the article formulated the motivation, cognitive activity, and formation of motivation for teaching elementary school students. In this paper, the interrelationships of the formation of high and positive motivation to teach younger schoolchildren and a set of psychological and pedagogical measures aimed at the effective development of motivation to learn among elementary school students were considered. A set of methods for teaching 2nd grade students to solve search and research tasks was formed.
Keywords: primary school students, cognitive activity, play, motivation.