Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА В УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ'

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА В УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
108
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ / МОТИВАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА / УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Торикова Елена Федоровна

Мотивация достижения успеха в учебно-профессиональной деятельности у студентов определяется как фактор качественной профессиональной подготовки. Анализируются причины недостаточности и снижения данного типа мотивации у студентов в условиях дистанционного обучения. Цель исследования: разработка и эмпирическая проверка эффективности психолого-педагогических условий формирования мотивации достижения успеха в учебно-профессиональной деятельности у студентов педагогического вуза в процессе дистанционного обучения. Диагностика мотивации достижения успеха и мотивации учебно-профессиональной деятельности студентов осуществлялась посредством комплекса валидных опросников, разработанных российскими и зарубежными авторами. Подтверждена эффективность следующих условий: формирование у студентов точных представлений о проявлениях мотивации достижения успеха; применение студентами алгоритма постановки и достижения учебных целей; обучение студентов стратегиям поведения, которые соответствуют мотивации достижения успеха, в форме онлайн-тренинга; обсуждение практических ситуаций, приближенных по содержанию к будущей профессиональной деятельности. Результаты наиболее актуальны для начального этапа обучения, поскольку получены на выборке первокурсников (30 человек).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF MOTIVATION TO ACHIEVE SUCCESS IN EDUCATIONAL AND PROFESSIONAL ACTIVITIES OF FUTURE TEACHERS IN THE CONDITIONS OF DISTANCE LEARNING

Motivation to achieve success in educational and professional activities of students is defined as a factor of high-quality professional training. The reasons of insufficiency and decrease of this type of motivation among students in the conditions of distance learning are analyzed. The purpose of the study: to develop and empirically verify the effectiveness of psychological and pedagogical conditions for the formation of motivation to achieve success in educational and professional activities among students of a pedagogical university in the process of distance learning. Diagnostics of motivation to achieve success and motivation of students' educational and professional activities was carried out through a set of valid questionnaires developed by Russian and foreign authors. The effectiveness of the following conditions has been confirmed: the formation of students' accurate ideas about the manifestations of motivation for success; the use by students of an algorithm for setting and achieving educational goals; teaching students behavioral strategies that correspond to the motivation for success in the form of online training; discussion of practical situations that are close in content to future professional activity. The results are most relevant for the initial stage of training, since they were obtained on a sample of first-year students (30 people).

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА В УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ»

2. Реан А.А. Психология адаптации личности. / А.А. Реан, А.Р. Кудашев, А.А. Баранов. -Санкт-Петербург : Прайм-Еврознак, 2006. - 479 с.

3. Розум С.И. Психология социализации и социальной адаптации человека. / С. И. Розум.

- Санкт-Петербург : Речь, 2006. - 365 с.

4. Налчаджян А.А. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы, стратегии) / А.А. Налчаджян - Ереван : Изд-во АН АрмССР, 1988. - 262 с.

5. Баевский Р.М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии / Р.М. Баевский

- Москва : Медицина, 1979. - 298 с.

6. Богомолов А.М. Личностный адаптационный потенциал в контексте системного анализа / А.М. Богомолов // Психологическая наука и образование. - 2008. - № 1. - С. 67-73.

REFERENCES

1. Soroko, S.I. (2012). "Individual strategies of human adaptation in extreme conditions", Human physiology, No 6, pp.78-86.

2. Rean, A.A. (2008), Psychology of personality adaptation, Prime-Euroznak, St. Petersburg.

3. Rozum, S.I. (2006), Psychology of socialization and social adaptation of a person, Speech, St. Petersburg.

4. Nalchadzhyan, A.A. (1988), Socio-psychological adaptation of personality (forms, mechanisms, strategies), Publishing House of the Academy of Sciences of the Armenian SSR, Yerevan.

5. Baevskij, R.M. (1979), Predicting conditions on the verge of norm and pathology, Medicine, Moscow.

6. Bogomolov, A.M. (2008). "Personal adaptive potential in the context of system analysis", Psychological science and education, No. 1, pp. 67-73.

Контактная информация: let01@mail.ru

Статья поступила в редакцию 22.02.2022

УДК 159.92

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА В УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Елена Федоровна Торикова, кандидат психологических наук, Ставропольский государственный педагогический институт, Ставрополь

Аннотация

Мотивация достижения успеха в учебно-профессиональной деятельности у студентов определяется как фактор качественной профессиональной подготовки. Анализируются причины недостаточности и снижения данного типа мотивации у студентов в условиях дистанционного обучения. Цель исследования: разработка и эмпирическая проверка эффективности психолого-педагогических условий формирования мотивации достижения успеха в учебно-профессиональной деятельности у студентов педагогического вуза в процессе дистанционного обучения. Диагностика мотивации достижения успеха и мотивации учебно-профессиональной деятельности студентов осуществлялась посредством комплекса валидных опросников, разработанных российскими и зарубежными авторами. Подтверждена эффективность следующих условий: формирование у студентов точных представлений о проявлениях мотивации достижения успеха; применение студентами алгоритма постановки и достижения учебных целей; обучение студентов стратегиям поведения, которые соответствуют мотивации достижения успеха, в форме онлайн-тренинга; обсуждение практических ситуаций, приближенных по содержанию к будущей профессиональной деятельности. Результаты наиболее актуальны для начального этапа обучения, поскольку получены на выборке первокурсников (30 человек).

Ключевые слова: формирование, мотивация достижения успеха, учебно-профессиональная деятельность, дистанционное обучение.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.2.p534-538

FORMATION OF MOTIVATION TO ACHIEVE SUCCESS IN EDUCATIONAL AND PROFESSIONAL ACTIVITIES OF FUTURE TEACHERS IN THE CONDITIONS OF

DISTANCE LEARNING

Elena Fedorovna Torikova, the candidate of psychological sciences, Stavropol State Pedagogical Institute

Abstract

Motivation to achieve success in educational and professional activities of students is defined as a factor of high-quality professional training. The reasons of insufficiency and decrease of this type of motivation among students in the conditions of distance learning are analyzed. The purpose of the study: to develop and empirically verify the effectiveness of psychological and pedagogical conditions for the formation of motivation to achieve success in educational and professional activities among students of a pedagogical university in the process of distance learning. Diagnostics of motivation to achieve success and motivation of students' educational and professional activities was carried out through a set of valid questionnaires developed by Russian and foreign authors. The effectiveness of the following conditions has been confirmed: the formation of students' accurate ideas about the manifestations of motivation for success; the use by students of an algorithm for setting and achieving educational goals; teaching students behavioral strategies that correspond to the motivation for success in the form of online training; discussion of practical situations that are close in content to future professional activity. The results are most relevant for the initial stage of training, since they were obtained on a sample of first-year students (30 people).

Keywords: formation, motivation to achieve success, educational and professional activities, distance learning.

ВВЕДЕНИЕ

Успешность учебно-профессиональной деятельности, обеспечивающей развитие, самосовершенствование, самоактуализацию и профессиональное становление личности, в значительной мере зависит от внутренней мотивации, по свидетельству многих отечественных педагогов и психологов от мотивации достижения успеха (Н.Н. Биктина [1], И.А. Бирюкова, И.В. Смолярчук [2], Р.С. Ткач, Е.Н. Ткач [3] и др.). Актуальной является задача обеспечения полноценного процесса развития мотивации достижения успеха в учебно-профессиональной деятельности у студентов педагогического вуза в обстоятельствах пандемии и постпандемии, обусловивших переход на дистанционное обучение.

Анализ научных публикаций по проблеме исследования и запросов работодателей выявил противоречие между востребованностью на рынке труда выпускников педагогических вузов, мотивированных на достижение успеха в профессиональной деятельности, и недостаточной разработанностью психолого-педагогических условий, обеспечивающих развитие данного вида мотивации у студентов педагогических вузов, в том числе в процессе дистанционного обучения, востребованного в пандемический и постпандемический периоды.

Учебно-профессиональная деятельность носит интегративный характер, объединяя учебную, научную и профессиональную деятельности студентов, в этой связи данный вид деятельности является полимотивированным.

В тоже время переход на дистанционную форму обучения в современных эпидемиологических условиях негативно сказывается как на мотивации учения студентов в целом, так и на их стремлении достигать выдающихся успехов в учебно-профессиональной деятельности, в частности. Среди причин недостаточности и снижения мотивации достижения успеха в учебно-профессиональной деятельности у студентов педагогического вуза в условиях дистанционного обучения выделяются следующие:

- повышение доли самостоятельной учебной работы студентов, требующей высокого уровня самоконтроля и самоорганизации;

- обратная связь со стороны преподавателя зачастую носит опосредованный и отсроченный характер, не выполняя в достаточной мере функции подкрепления и стимулирования;

- выполнение заданий вне коллектива снижает у студентов соревновательность и конкуренцию, возможность сравнивать качество собственных учебно-профессиональных достижений с достижениями других студентов;

- доступность информационных ресурсов при выполнении контрольных и проверочных заданий, трудность определения степени самостоятельности выполнения заданий студентами.

При выборе средств реализации поставленной цели, субъект деятельности, чья мотивация достижения определяется как высокая, в первую очередь ориентируется на привлекательность успеха и на его ожидание.

Важнейшим условием возникновения мотива к достижению поставленной цели или задачи, является наличие в том числе интереса к изучаемой предметной области.

Основными направлениями формирования мотивации достижения успеха в учебно-профессиональной деятельности студентов педагогического вуза являются:

- понимание и принятие смысла учебно-профессиональной деятельности, осознание ее важности для себя лично и для будущей профессиональной самореализации;

- создание образовательных ситуаций, в которых студент достигает успеха, проявляет активность и повышает свой личностный ресурс;

- ознакомление с примерами успешной учебной траектории студентов старших курсов и профессиональной карьеры выпускников вуза;

- осознание временной перспективы учебно-профессиональной деятельности, которая объединяет имеющийся опыт и профессиональные устремления;

- формирование положительного, осознанного и ответственного отношения к учебно-профессиональной деятельности через диалог с представителями профессионального сообщества.

Перечисленные направления формирования мотивации достижения успеха в учебно-профессиональной деятельности студентов могут быть реализованы в том числе и в условиях дистанционного обучения, но требуют конкретизации в виде методических рекомендаций.

Изложим ключевые позиции реализованного эмпирического исследования.

МЕТОДИКА

На констатирующем и контрольном этапах эксперимента применялся следующий диагностический инструментарий: тест-опросник мотивации достижения А. Мехрабиана в адаптации М.Ш. Магомед-Эминова, опросник мотивации к успеху Т. Элерса, опросник «Потребность в достижении цели. Шкала оценки потребности в достижении успеха» Ю.М. Орлова, методика для диагностики учебной мотивации студентов (А. А. Реан и В.А. Якунин, в модификации Н.Ц. Бадмаевой).

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Было проведено экспериментальное исследование с участием студентов первого курса, обучающихся в педагогическом вузе по направлению подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, в количестве 30 человек.

На констатирующем этапе эксперимента, через неделю после перехода на дистанционный формат обучения, высокий уровень мотивации достижения успеха был выявлен у 33% студентов выборки исследования. Средний уровень мотивации достижения был зафиксирован у 50% респондентов, низкий уровень - у 17%. В структуре учебной мотивации студентов выборки исследования преобладающими оказались учебно-познавательные и коммуникативные мотивы, что, по нашему мнению, соответствует

начальному этапу обучения.

На формирующем этапе эксперимента осуществлялось целенаправленное влияние на развитие мотивации достижения успеха в учебно-профессиональной деятельности у студентов педагогического вуза в процессе внедрения следующих психолого-педагогических условий:

- осуществлялось формирование научных представлений о сущности, способах и эффекте актуализации мотивации достижения успеха в учебно-профессиональной деятельности у студентов в процессе преподавания дисциплины «Общая психология»;

- в рамках преподавания дисциплины «Общая психология» студентам был предложен алгоритм действий, с опорой на который ими определялись индивидуальные учебно-профессиональные целевые ориентиры в рамках отдельного занятия, в процессе изучения раздела и дисциплины в целом, а также организация самоанализа степени их достижения, причин достигнутых успехов или неудач при выполнении учебных заданий;

- был организован онлайн-тренинг мотивации достижения успеха в учебно-профессиональной деятельности. В ходе онлайн-тренинга осуществлялось обучение студентов стратегиям поведения, которые соответствуют мотивации достижения успеха (предпочтение средних по сложности задач и избегание как простых, так и высоко сложных; готовность проявлять личную ответственность за успех деятельности; стремление к самостоятельности; актуализация потребности в обратной связи и т.д.);

- осуществлялось обсуждение практических ситуаций, приближенных по содержанию к будущей профессиональной деятельности, которые повышают интерес к изучаемому теоретическому материалу, актуализируют мотив достижения успеха, способствуют формированию основ профессиональной мотивации.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

На контрольном этапе эксперимента было выявлено повышение уровня мотивации достижения успеха в учебно-профессиональной деятельности у 33% студентов выборки исследования. Данные изменения являются статистически достоверными, что установлено с помощью статистического критерия знаков в (р<0.01). Среди доминирующих мотивов в структуре учебной мотивации студентов оказались учебно-познавательные, профессиональные и коммуникативные. Это также указывает на положительную динамику мотивации учебно-профессиональной деятельности студентов первого курса.

ВЫВОДЫ

1. Развитие мотивации достижения успеха в учебно-профессиональной деятельности студентов педагогического вуза проявляется в возникновении устойчивой потребности достижения учебно-профессиональных целей, формировании умения планировать достижение целей в учебно-профессиональной деятельности; развитии стремления самостоятельно достигать поставленные цели и оценивать достигнутый результат.

2. Комплексная диагностика мотивации достижения успеха в учебно-профессиональной деятельности студентов служит инструментом ее оценки и основанием для разработки эффективных психолого-педагогических условий формирования данного типа мотивации.

3. Эффективность формирования мотивации достижения успеха в учебно-профессиональной деятельности у студентов педагогического вуза обусловлена направленностью ее содержания на формирование у студентов научных представлений о сущности, способах и эффекте актуализации мотивации достижения успеха в учебно-профессиональной деятельности; на определение студентами индивидуальных учебно-профессиональные целевых ориентиров и анализ степени их достижения; на обучение студентов стратегиям поведения, характерным для мотивации достижения успеха, и актуализацию учебно-познавательного мотива в процессе изучения профессионально-

ориентированных дисциплин.

ЛИТЕРАТУРА

1. Биктина Н.Н. Мотивация достижения успеха и личностные особенности студентов / Н.Н. Биктина // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2021. - № 1 (34). - С. 331-334.

2. Бирюкова И.А. Мотивация достижения успеха как фактор развития профессиональных качеств студентов / И.А. Бирюкова, И.В. Смолярчук // Поволжский педагогический вестник. - 2014. - № 1. - С. 56-62.

3. Ткач Р.С. Мотивация достижения успеха как субъектный ресурс учебно-профессиональной деятельности студентов вуза / Р.С. Ткач, Е.Н. Ткач // Проблемы высшего образования. - 2019. - № 1. - С. 446-449.

REFERENCES

1. Biktina, N.N. (2021), "Motivation for success and personal characteristics of students", Azimuth of scientific research: pedagogy and psychology, No. 1(34), pp. 331-334.

2. Biryukova, I.A. and Smolyarchuk I.V. (2014), "Motivation of success achievement as a factor of development of students' professional skills", Volga pedagogical bulletin, No. 1, pp. 56-62.

3. Tkach, R.S. and Tkach, E.N. (2019), "Motivation to achieve success as a subject resource of educational and professional activity of university students", Problems of higher education, No. 1. pp. 446-449.

Контактная информация: basko77@mail.ru

Статья поступила в редакцию 31.01.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.