Научная статья на тему 'Мотивация к достижению успеха как ведущий фактор успешности учебной деятельности'

Мотивация к достижению успеха как ведущий фактор успешности учебной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
839
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European research
Область наук
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION / УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ / EDUCATIONAL MOTIVATION / PROFESSION'S CHOSE / ЛИЧНОСТЬ / ВЫБОР ПРОФЕССИИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ / РЕФЛЕКСИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Антипова Людмила Александровна, Стадульская Наталья Александровна

В статье представлено исследование мотивации к достижению успеха как основного фактора успешности учебной деятельности. Учебная мотивация рассматривается как частный вид мотивации, включенной в учебную деятельность. Описаны способы формирования мотивации учения студентов: педагогические и психологические. Необходимость изучения учебной и профессиональной мотиваций студентов способствует выявлению уровня и возможных перспектив, а также их влияния на развитие каждого студента. Экспериментально были выявлены мотивы поступления в медицинский вуз.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мотивация к достижению успеха как ведущий фактор успешности учебной деятельности»

результате диалога мы имеем освоение чего-то личностно нового и это принципиально важно для образования и становления человеческой личности.

Образование действительно диалогично, поскольку имеет личностную структуру переживания, воспроизведения и трансформации знаний в нормы, принципы и представления конкретных людей. Перефразируя Хайдеггера, можно сказать, что в аксиологическом аспекте образование - это реализация высших ценностей с точки зрения опредмечиванивания конкретно-исторических потребностей. Потенциал, содержащийся в диалогическом подходе, позволяет сбалансировать апологетические тенденции компетентностного подхода и гуманистическую сущность образования. Есть все основания рассматривать диалогическое образование как эвристическое направление развития современного образования. Для теории и практики образования имеет принципиальное значение то, что диалогический подход провозглашает идею о том, что учащийся не объект и не сумма компетенций, а субъект свободного и ответственного созидания и самосозидания. Человек с позиций диалогического мировоззрения является центром собственного становления, в котором заключены как ресурсы, так и механизмы личностного и профессионального роста.

Список литературы /References

1. Бубер М. Два образа веры. М.: Республика, 1995. 464 с.

2. ЛиотарЖ.-Ф. Состояние постмодерна. Спб.: Алетейя, 1998. 160 с.

3. ГадамерХ.-Г. Истина и метод: Основы философской Герменевтики. М.: Прогресс, 1988. 704 с.

4. Гумбрехт Х. Производство присутствия: чего не может передать значение. М.: Новое литературное обозрение, 2006. 184 с.

5. Московичи С. Машина, творящая богов. М.: Центр психологии и психотерапии, 1998. 560 с.

6. БахтинМ. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Художественная литература, 1972. 471 с.

7. Полани М. Личностное знание. На пути к посткритической философии. М.: Прогресс, 1985. 343 с.

MOTIVATION TO ACHIEVE SUCCESS AS A LEADING FACTOR

OF SUCCESS OF TRAINING ACTIVITIES 1 2 Antipova L.A. , Stadulskaya N.A. (Russian Federation)

Email: Antipova327@scientifictext.ru

1Antipova Lyudmila Alexandrovna - PhD in Pedagogics, associate Professor; 2Stadulskaya Natal 'ia Alexandrovna - doctor of Phylology, associate Professor, FOREIGN LANGUAGES DEPARTMENT, MEDICAL AND PHARMACEUTICAL INSTITUTE, PYATIGORSK

Abstract: the article presents the study of motivation to achieve success as the main factor of success of training activities. Educational motivation is considered as a special kind of motivation included in training activities. We describe the methods of formation of teaching motivation of students it is pedagogical and psychological. It is necessary to investigate educational and professional motivation of students, as it helps to identify the level and potential prospects as well as its influence on the development of each student. We experimentally identified the motivation of entering to medical school.

Keywords: motivation, educational motivation, profession's chose.

МОТИВАЦИЯ К ДОСТИЖЕНИЮ УСПЕХА КАК ВЕДУЩИЙ

ФАКТОР УСПЕШНОСТИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1 2 Антипова Л.А. , Стадульская Н.А. (Российская Федерация)

1Антипова Людмила Александровна - кандидат педагогических наук, доцент;

2Стадульская Наталья Александровна - доктор филологических наук, доцент, кафедра иностранных языков, Медико-фармацевтический институт, г. Пятигорск

Аннотация: в статье представлено исследование мотивации к достижению успеха как основного фактора успешности учебной деятельности. Учебная мотивация рассматривается как частный вид мотивации, включенной в учебную деятельность. Описаны способы формирования мотивации учения студентов: педагогические и психологические. Необходимость изучения учебной и профессиональной мотиваций студентов способствует выявлению уровня и возможных перспектив, а также их влияния на развитие каждого студента. Экспериментально были выявлены мотивы поступления в медицинский вуз. Ключевые слова: мотивация, учебная мотивация, личность, выбор профессии, психологический тренинг, рефлексия.

В настоящее время обучение в вузе направлено на формирование грамотного специалиста, гармонично развитой личности, способной творчески решать профессиональные и жизненные задачи. Важным аспектом обучения в вузе является мотивация, доминирующая у студентов при поступлении в высшее учебное заведение. Мотивация при выборе профессии - это стимулы, ради которых человек готов приложить свои усилия.

Проблема мотивации личности исследовалась в работах Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, В.А Петровского, С.Л. Рубинштейна и других. Мотивацию рассматривают как побуждение к действию; динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности [3, с. 56]. Учебную мотивацию можно рассмотреть как частный вид мотивации, включенной в учебную деятельность. В научной литературе можно выделить три основных вида учебной мотивации:

- мотивация на получение знаний, стремление к приобретению знаний, любознательность;

- мотивация на приобретение профессии, стремление овладеть профессиональными знаниями и сформировать профессионально важные качества;

- мотивация на получение диплома, стремление приобрести диплом;

Мотивация учения формируется из ряда постоянно изменяющихся и вступающих в новые отношения друг с другом побуждений (потребности и смысл учения для учащихся, его мотивы, цели, интересы). Учебная мотивация тесно связана с профессиональной мотивацией. Профессиональная мотивация - это совокупность факторов и процессов, которые побуждают и направляют личность к изучению будущей профессиональной деятельности, продолжительное выполнение обязанностей, связанных с этой профессией. По мнению М. Лисовец, профессиональная мотивация выступает как внутренний движущий фактор развития профессионализма и личности, так как только на основе ее высокого уровня формирования возможно эффективное развитие профессиональной образованности и культуры личности. Профессиональная мотивация формируется у студентов под влиянием факторов окружающей действительности, работы по профессиональной ориентации и профессиональному самоопределению, проводимой школой, вузом, специализированными центрами [2, с. 3].

Эффективность процесса вхождения в профессию происходит двумя путями: благодаря активности и умению мотивационных установок, студент ориентирован на активное овладение профессиональными знаниями, умениями и навыками. С тем меняются мотивы,

58

установки, ценностные ориентации студента, направленные на профессиональную деятельность, уровень идентификации со средой.

Основными направлениями формирования мотивации учения студентов вуза являются: развитие целеполагания, приводящее к пониманию и принятию смысла учебной деятельности, осознанию важности учения для собственной личности и будущей профессиональной деятельности; создание ситуаций достижения успеха, предполагающих активность студента по самоизменению; осознание временной перспективы учения, объединяющей прошлый опыт, имеющиеся условия, профессиональные устремления и завершающейся созданием образа «профессионального будущего»; формирование положительного отношения к учению через развитие структуры мотивации учения [4, c. 44]. Способы формирования мотивации учения студентов можно разделить на две группы:

1) педагогические, обеспечивающие использование коллективных, групповых и индивидуальных форм обучения; создание ситуаций достижения успеха; проблемный характер обучения; разнообразие и эмоциональную окраску учебного материала; организацию педагогической практики, научно- исследовательской и самостоятельной внеаудиторной работы студентов; организацию контроля и самоконтроля;

2) психологические, предполагающие использование стимулирующей диагностики для определения потенциала студентов при формировании мотивации учения, оценки ее результатов, создания ситуации рефлексии студентами результатов диагностики; профилактики; групповых и индивидуальных форм психологического консультирования и психологической коррекции. В условиях вуза психологический тренинг является наиболее эффективным методом формирования мотивации учения студентов, которое происходит через приобретение, анализ и переоценку собственного жизненного опыта в процессе группового взаимодействия.

Психологическое изучение мотивации к достижению успеха и ее формирование - это две стороны одного и того же процесса воспитания мотивационной сферы личности студента [1,c. 112]. Изучения учебной и профессиональной мотиваций студентов необходимо для выявления реального уровня и возможных перспектив, а также зоны ее ближайшего влияния на развитие каждого студента. В связи с этим результаты проведенного исследования процесса профессиональной мотивации, показали процессы взаимосвязи общественного устройства общества и формирования у студентов новых -профессиональных целей и потребностей.

В своей работе мы показали, что изучение профессиональной мотивации необходимо проводить на разных этапах становления личности студента, т.к. структура профессиональной мотивации личности меняется в процессе обучения и необходимо уделять внимание ее формированию уже на первых этапах обучения.

Список литературы /References

1. Бакшаева Н.А., Вербицкий А.А. Психология мотивации студентов: учеб. пособие. М.: Логос, 2009. 184 с.

2. Лисовец Л.М. Профессиональная мотивация студентов как способ активизации обучения. [Электронный ресурс]. Режим доступа: htpp: // festival.1september.ru/articles/598947/ (дата обращения: 31.08.2013).

3. Педагогика: Учебное пособие / Сластенин В.А. и др. М.: Школа-Пресс, 1997. 189 с.

4. Сароян Т.В., Максименко Е.Ю. Психолого-педагогические аспекты учебно-воспитательного процесса в период адаптации студентов к обучению в высшей школе // Экономические и гуманитарные исследования регионов, 2016. № 1. С. 43-45.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.