Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХОВ У СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ УПРАВЛЕНЦЕВ'

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХОВ У СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ УПРАВЛЕНЦЕВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
298
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВ / МОТИВАЦИЯ / МОТИВ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА / ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ / СТУДЕНТ / РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ / ОБУЧЕНИЕ В ВУЗЕ / MOTIVE / MOTIVATION / MOTIVE FOR SUCCESS / LEARNING PROCESS / STUDENT / DEVELOPMENT OF MOTIVATION / STUDY AT THE UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Башлаева Муслимат Сагитовна

В статье представлены методы, формы и средства формирования и в образовательном процессе вуза. Определены педагогические и психологические условия развития мотивации достижения успеха у студентов. Автор систематизирует методы и формы работы со студентами по развитию мотивации достижения успеха. Предложены направления заданий для студентов, стимулирующие развитие мотивации достижения успеха.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION AND DEVELOPMENT OF MOTIVATION OF ACHIEVING SUCCESS AT STUDENTS - FUTURE MANAGERS

The article presents the methods, forms and means of formation in the educational process of the university. The pedagogical and psychological conditions for the development of motivation for achieving success in students are determined. The author systematizes the methods and forms of working with students to develop the motivation for achieving success. Directions of assignments for students are proposed that stimulate the development of success motivation.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХОВ У СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ УПРАВЛЕНЦЕВ»

3. Якоб А.А. Тренировка для развития специальной выносливости стрелка // В сборнике: Совершенствование профессиональной и физической подготовки курсантов, слушателей образовательных организаций и сотрудников силовых ведомств / Материалы XVIII Международной научно-практической конференции: в 2-х томах. 2016. С. 141-144.

4. Якоб А.А. Занятия прикладными видами спорта (на примере стрельбы из пистолета) как адаптация к экстремальным условиям служебной деятельности / В книге: Подготовка кадров для силовых структур: современные направления и образовательные технологии // Сборник материалов двадцать второй всероссийской научно-методической конференции: в 2-х томах. 2017. С. 200-203.

5. Устименко В.О. О необходимости индивидуализации в преподавании огневой подготовки курсантов высших учебных заведений МВД с учетом особенностей их психомоторной деятельности // В сборнике: Интеграция науки и практики в контексте реализации правовой политики государства: исторические и современные проблемы права и правоприменения Материалы IV всероссийской научно-практической конференции . под общей редакцией Е.В. Королюк. 2016. С. 184-189.

Психология

УДК 159

кандидат философских наук, доцент Башлаева Муслимат Сагитовна

ФГБОУ ВО «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева» (г. Карачаевск)

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХОВ У СТУДЕНТОВ -

БУДУЩИХ УПРАВЛЕНЦЕВ

Аннотация. В статье представлены методы, формы и средства формирования и в образовательном процессе вуза. Определены педагогические и психологические условия развития мотивации достижения успеха у студентов. Автор систематизирует методы и формы работы со студентами по развитию мотивации достижения успеха. Предложены направления заданий для студентов, стимулирующие развитие мотивации достижения успеха.

Ключевые слова: мотив, мотивация, мотив достижения успеха, процесс обучения, студент, развитие мотивации, обучение в вузе.

Annоtation. The article presents the methods, forms and means of formation in the educational process of the university. The pedagogical and psychological conditions for the development of motivation for achieving success in students are determined. The author systematizes the methods and forms of working with students to develop the motivation for achieving success. Directions of assignments for students are proposed that stimulate the development of success motivation.

Keywords: motive, motivation, motive for success, learning process, student, development of motivation, study at the university.

Введение. В настоящее время достаточно активно изучаются проблемы организации учебно-профессиональной деятельности студентов вуза. Большой интерес в этом пространстве проявляется к феномену мотивации достижения успеха студентов, ее содержания и специфики проявлений. Необходимо отметить, что мотивация достижения успеха представляет собой один из видов мотивации, которые во многом определяют творческое, инициативное отношение человека к осуществляемой деятельности и оказывают влияние на характер и на качество ее выполнения. По нашему представлению, мотивация достижения успеха важна в учебно-профессиональной деятельности студентов современного вуза [91.

Изложение основного материала статьи. В научной литературе особое место занимает исследование факторов и условий формирования мотивации достижения успехов. На наш взгляд, проблема формирования мотивации достижения успехов особенно актуально для студентов управленческих направлений подготовки. Это связано с тем, что управленец без стремления к успеху не сможет быть эффективным, так как к представителям этой профессии особенно важно быть примером для коллектива, а значит наличие мотивации успеха будет являться одним из профессионально - значимых качеств.

Современная литература по проблеме исследования свидетельствует о том, что авторы выделяют тренинг как один из эффективных методов развития мотивации достижения успеха. Этому посвящены исследования И.А. Бирюковой, Л.Н. Грень, Л.А. Саенко, Р.С. Ткач и др. [1, 3, 5, 91.

Тренинг (англ. training от train - обучать, воспитывать) - метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений, навыков и социальных установок. Тренинг - форма интерактивного обучения, целью которого является развитие компетентности межличностного и профессионального поведения в общении [21.

Анализируя условия развития мотивации достижения успеха с помощью тренингов Р.Г. Зверева [4] указывает на совокупность некоторых влияний:

- обучение способам проективных технологий, т.е. обучение студентов с ярко выраженной целью достижения. В ходе этого обучения студенты начинают правильно выявлять мотив достижения в числе других мотивов, вырабатывают на основе изученных категорий особый язык, при помощи которого анализируют как свое поведение, так и поведение других;

- обучение способам поведения, характерного для человека с высоким уровнем развития мотивации достижения успеха (анализ возможных трудностей в достижении цели, избегание как слишком легких, так и слишком трудных путей достижения успеха, избегание случайных ситуаций, а также ситуаций, где цели определяют другие люди);

- исследование собственного поведения в повседневной жизни, жизни других людей, для которых свойственен высокий уровень развития мотивации достижения успеха. Такой анализ ложится в основу диагностики собственного уровня мотивации достижения успеха.

С.В. Хребина и Р.Г. Зверева [101 выделяют следующие условия, направленные на повышение уровня мотивации достижения успеха у студентов:

- повышение уровня притязаний;

- формирование нормальной (адекватной) самооценки;

- формирование личностной каузальной атрибуции.

Авторы также приходят к выводу, что необходимым условием развития мотивации достижения успеха являются долговременные и систематические тренинги. Краткосрочная работа дает либо краткосрочный эффект, либо это может касаться какой-либо одномоментной деятельности.

Еще одним условием развития мотивации достижения успеха О.В. Тимофеева [81 считает ориентацию на индивидуальные качества личности студента. Эти индивидуальные качества ложатся в основу формирования личностного старта (уровня притязаний).

Следующим условием развития мотивации достижения успеха - это установки педагога (преподавателя вуза). Даже слова, призывы педагога являются движущим механизмом формирования мотивации достижения успеха. Например, «все зависит только от тебя», «постарайся, ты все можешь», «только от тебя зависит результат этой работы».

В науке находит свое существование «синтетическая концепция формирования мотивации достижения успеха» (В. Гошек) [71. Главная задача данной концепции - стимулирование уверенности человека в возможности изменения его мотивационной структуры. Автор отмечает, что при формировании мотивации достижения успеха играет роль гендерный аспект. В экспериментах В. Гошека юноши показывали большие существенные перестройки мотивации достижения, особенно во внеучебной сфере деятельности.

На индивидуальные и половозрастные особенности при формировании мотивации достижения успеха указывают Р.Г. Зверева и С.В. Хребина [4, 10]. Психологи отмечают, что в тех группах где преподаватель опирался на индивидуальные достижения студента, наблюдалась более благоприятная картина развития мотивации достижения успеха. Следует также избегать сравнительных оценок, лучше поощрять каждое личное достижение обучающегося.

Исследователи Е.И. Зритнева и Л.А. Саенко [6, 7] отмечают важность наличия эталонов успеха. Авторы показывают, что, оценивая результаты собственной деятельности, человек сравнивает их с некими эталонами. В качестве эталонов может выступать собственный опыт (индивидуальные эталоны), опыт других людей (социальные эталоны). Путем сравнивая достижений детей между собой, формируются социальные эталоны. Социальные эталоны - это источник информации для оценки своих и чужих способностей. В тоже время, излишнее сравнение и группировка студентов по способностям может снизить мотивацию достижения успеха.

У студентов, которые сравнивают свои результаты с результатами сокурсников, а также оценивают себя на основе этого сравнения, становится более реалистичным уровень притязаний (они начинают отдавать предпочтения более трудным заданиям), но одновременно усиливается страх неудачи, стремление их избежать.

На наш взгляд интересным является подход к формированию мотивации достижения успеха Л.Н. Грень [3], который предполагает формирование внутреннего мотива. Внутренний мотив пробуждается при удовлетворении от собственной деятельности, сопровождается чувством радости от полученных результатов. Внутренний мотив не может существовать отдельно от самой деятельности, в отличие от внешнего мотива.

Вопросам формирования мотивации достижения успеха отечественными учеными уделялось не достаточное внимание. Несмотря на возросший интерес в последнее время к этой проблеме, работ содержащий прикладной аспект развития мотивации успеха практически отсутствуют. Однако в нашей стране большое внимание уделяется вопросам развития мотивации достижения успеха в учебной деятельности. Основоположником данного направления является Л.И. Божович. В связи с чем, в отечественной литературе раскрытие методов формирования мотивации достижения успеха базируется на описании подходов к формированию мотивации учения. Общая характеристика программ формирования мотивации достижения успеха состоит в том, чтобы педагог переводил обучающихся с уровней отрицательного и безразличного отношения к учению к зрелым формам положительного отношения к учению - действенному, осознанному, ответственному. В программу развития мотивации рекомендовано включать следующие элементы: социальные и познавательные мотивы, положительные эмоции, познавательный интерес.

Формированию мотивации достижения успеха способствует занимательность изложения материала педагогом, необычная форма преподнесения материала, яркая эмоциональная окраска, речь педагога, интерактивные формы взаимодействия педагога (игра, диспут, спор, дискуссия и т.п.), привлечение студентов к оценочной деятельности, что формирует у них адекватную самооценку [2].

Предлагаем следующие направления заданий и упражнений по формированию мотивации достижения успеха у студентов в образовательном процессе вуза:

- упражнения, направленные на взаимное сотрудничество со педагогами при решении сложных задач, на совместный поиск новых подходов;

- использование ситуаций, направленных на укрепление мотивов;

- формировать реалистичность в целеполагании;

- упражнения на укрепление самооценки, уровня притязаний, определение реалистичности целей;

- обучение обоснованному объяснению своих успехов и неуспехов, активизации своих возможностей;

- поощрение даже минимальных успехов;

- упражнения на развитие настойчивости, упорства.

Р.С. Ткач и др. [9] отмечает, что при формировании мотивации достижения успеха у студентов целесообразно использовать дидактическую игру. Автор рекомендует следующие направления работы со студентами:

- использовать в плане работы преподавателя дидактические игры, направленные на развитие мотивационной сферы;

- создание игровых ситуаций, направленных на развитие мотивации достижения и мотивации аффилиации у студентов;

- создание игровых моментов, закрепляющих мотивы достижения успеха и мотивы познавательного общения;

- ненасильственных характер игровой ситуации и ситуации общения с преподавателем учебной дисциплины;

- оценивание результатов деятельности, акцент на преодолении трудностей и достижении успеха.

Также автор отмечает, что развитию мотивации достижения успеха способствует снижение уровня тревожности у студентов, связанной с боязнью неудач.

Педагоги (С.В. Бобрышов, Е.И. Зритнева, Л.А. Саенко и др.) [2] указывают, что на развитие мотивации достижения успеха влияет степень развития и культура речи обучающихся.

О.В. Тимофеева [8] в своей статье показывает, что на формирование мотивации достижения успеха влияет наличие «ситуации успеха». Психолог говорит о том, что для каждого обучающегося необходимо создать его «ситуацию успеха». Для одного - это похвала за отлично выполненную контрольную работу или презентацию, для другого - это участие в конкурсе, в конференции и т.д. Индивидуальный подход должен сопровождать работу педагога вуза в работе со студентами по развитию мотивации достижения успеха.

Опираясь на вышеизложенное, мы определили методы формирования мотивации достижения успеха у студентов в вузе.

Таблица 1

Методы формирования мотивации достижения успеха у студентов в вузе

Методы формирования и развития мотивации достижения успеха Формы работы со студентами по формированию и развитию мотивации достижения успеха

Эмоциональные методы 1. дидактическая игра 2. создание наглядности 3. создание ситуации успеха 4. свободный выбор задания 5. стимулирующее оценивание

Познавательные методы 1. проблемная ситуация 2. творческие задания 3. мультимедийные ситуации 4. деятельностный подход

Волевые методы 1. познавательные затруднения 2. самооценка собственной деятельности 3. прогнозирование

Выводы. Таким образом анализ литературы показал, что развитие мотивации достижения успеха у студентов достигается путем использования различных средств: тренинг, дидактическая игры, развитие внутренних мотивов, развитие речи студентов. Все эти способы необходимо использовать при опоре на индивидуальный подход. Нами определено, что все способы, используемые педагогом должны быть направлены на развитие адекватной самооценки, снижению уровня тревожности студентов, созданию ситуации успеха для каждого обучающегося в вузе.

Литература:

1. Бирюкова И.А., Смолярчук И.В. Мотивация достижения успеха как фактор развития профессиональных качеств студентов // Поволжский педагогический вестник. 2014. № 1 (2). С. 56-62.

2. Бобрышов С.В., Саенко Л.А. Компетентностный и знаниевый подходы в профессиональном образовании: проблемные вопросы понимания и реалии применения // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2016. № 5 (109). С. 16-22.

3. Грень Л.Н. Значение убеждений и усилий студентов в формировании мотивации достижения успеха // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. 2008. № 7. С. 38-42.

4. Зверева Р.Г. Развитие мотивации достижения успеха как условие формирования конкурентоспособности личности студента // Семья и личность: проблемы взаимодействия. 2018. № 10. С. 30-37.

5. Саенко Л.А. Факторы формирования ценностных ориентаций и нравственных установок студенческой молодежи // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2019. № 3 (72). С. 162-165.

6. Саенко Л.А., Зритнева Е.И. Анализ факторов, приводящих к деструкции профессиональной социализации обучающихся // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 3 (70). С. 70-71.

7. Саенко Л.А., Зритнева Е.И. Методологические подходы к изучению феномена социальной ответственности личности // Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Т. 8. № 5-2. С. 141-145.

8. Тимофеева О.В. Представления о карьере студентов с мотивацией достижения успеха и избегания неудачи // Акмеология. 2016. № 4 (60). С. 115-120.

9. Ткач Р.С., Ткач Е.Н. Мотивация достижения успеха как субъектный ресурс учебно-профессиональной деятельности студентов вуза // Проблемы высшего образования. 2019. № 1. С. 446-449.

10. Хребина С.В., Зверева Р.Г. Психологические особенности развития мотивации достижения успеха у студентов // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. 2009. № 2. С. 446-450.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.