Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ'

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
625
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / МОТИВАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЯ / ПОДРОСТКИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Иванова А.В.

Статья посвящена актуальной проблеме мотивации достижения в подростковом возрасте. Определены факторы для успешного формирования мотивации достижения с учетом психологических и физиологических особенностей данной возрастной категории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ»

18. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Визуализация практики самообеспечения безопасности в приметах и обычаях студентов вуза // Психология и психотехника. - 2015. - № 11. - С. 1158-1166. - DOI: 10.7256/2070-8955. 2015.11.17018.

19. Краснянская Т.М. Психологическая роль ритуала в самообеспечении безопасности личности: ресурсный подход [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ. - 2014. - № 4. - С. 1. - Режим доступа: http://ppip.idnk.ru.

20. Krasnyanskaya T.M., Tylets VG. Designing the cloud technologies of psychological security of the person // Вопросы философии и психологии. -2015. - № 3 (5). - С. 192-199. - DOI: 10.13187/vfp.2015.5.192.

21. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Темпоральные аспекты психологической безопасности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика. - 2015. - Вып. 3. - С. 70-75. -DOI: 10.18500/1819-7671-2015-15-3-70-75.

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

© Иванова А.В.1

Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург

Статья посвящена актуальной проблеме мотивации достижения в подростковом возрасте. Определены факторы для успешного формирования мотивации достижения с учетом психологических и физиологических особенностей данной возрастной категории.

Ключевые слова мотивация, мотивация достижения, подростки.

В современных социально-экономических условиях существенно возрастает роль активности, самостоятельности и инициативности человека во всех сферах жизни. Постоянное совершенствование технологий практически во всех отраслях науки и техники предъявляет высокие требования к человеку. Общество нуждается в людях профессионально подготовленных, выполняющих свою работу на высоком уровне, имеющих стремление повысить этот уровень, работать более эффективно и качественно. Современный человек должен быть мобильным, то есть умеющим приспосабливаться к постоянно изменяющимся условиям жизни общества. Поэтому требования к профессиональному и психологическому развитию выпускников школ

1 Магистрант 2 курса Института психологии.

постоянно усложняются. В настоящее время, важное значение придается не только овладению определенными знаниями, а задаче научить детей учиться, а в психологическом плане это означает - научить желанию учиться, сформировать мотивацию. Все это обусловлено изменяющимся государственным стандартом образования, постановкой задач формирования навыков самостоятельного приобретения знаний, активной жизненной позиции и опыта творческой деятельности.

Формирование и развитие важных для современного общества личностных качеств в психологическом плане часто связывают с изучением мотивации. Проблема мотивации всегда была и остается одной из самых значимых и актуальных в психологической науке. Результаты ее изучения нашли отражение в работах многих отечественных психологов - И.Р. Алтунина, Е.П. Ильин, Р. С. Немов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.Г. Асеев, Л.И. Бо-жович, А.К. Маркова, Д.И. Фельдштейн, В.И. Ковалев, В.Г. Леонтьев, М.Т. Ма-гомедов-Эминов и другие. В работе мы опирались на теоретические подходы к мотивации достижения успехов, разработанные и в зарубежной психологии Д. Аткинсоном, Д. Макклелландом, Х. Хекхаузеном, Г. Мюрреем, К. Роджгр-сом, А. Маслоу.

Существуют различные подходы к исследованию мотивации. При анализе отечественной и зарубежной литературы были выделены два основных направления.

Представители одного из них рассматривают мотивацию через биологи-заторский подход как отражение внутренних инстинктивных побуждений. Мотивация понимается как внутренняя спонтанная, независимая от социальной среды детерминанта поведения. В основном такой подход к исследованию мотивов и мотивации, а также всех связанных с ним вопросов в целом характерен для западной психологической науки.

В исследованиях отечественных ученых наиболее приемлемо понимание генезиса мотивации с позиции социального подхода. Здесь отрицается абсолютизация биологической сущности мотивации, утверждается ее общественно-историческая природа. Российские ученые считают, что при изучении данной проблемы необходимо исходить из принципа детерминизма и руководствоваться единством и взаимосвязью биологического и социального при «... ведущей роли социальной среды в формировании психики человека» [9, с. 48].

Взаимоотношения социального и биологического в процессе становления и дальнейшего формирования человеческой личности достаточно сложны. Непростыми они являются и при формировании мотивации как целостной системы побуждений человека.

В отечественной литературе можно встретить самые различные определения мотивации, однако они в целом не противоречат друг другу. Так, С.Л. Рубинштейн понимал под мотивацией опосредованную процессом ее отраже-

ния субъективную детерминацию поведения человека миром или через психику реализующуюся детерминацию [11, с. 370]. Он связывал мотивацию через «значение» предметов и явлений, которые собственно побуждают поведение и придают ему определенное своеобразие. На значимость как основу мотивации указывают и другие исследователи. В. Н. Мясищев отмечает, что личность наиболее полно раскрывается в том, что для нее значимее, к чему она стремится. Личность ярко проявляется в критические моменты, особенно при решении жизненно важных для нее задач [8, с. 71].

Асеев В.Г. рассматривает мотивацию через понятие значимости. Под мотивацией он понимал детерминацию поведения в целом. Мотивация включает в себя все виды побуждений - мотивы, потребности, интересы, стремления, цели, влечения, установки или диспозиции и т.д. [1, с. 7].

По определению И.А. Зимней, «мотивация является запускным механизмом всякой человеческой деятельности: будь то труд, общение или познание» [6, с. 215].

Одной из фундаментальных мотиваций человека, без которой невозможно его полноценное развитие, является мотивация достижения.

Мотивация достижения играет важную роль в регуляции поведения человека. Изучение ее проблем является актуальным направлением в психологической науке, что обусловлено научно-техническим прогрессом, совершенствованием системы образования, подготовкой к жизни людей, способных самостоятельно приобретать знания и их использовать, в условиях соревнования, объективной оценки, конкурсного отбора, а также формированием у них активной жизненной позиции и опыта творческой деятельности.

Достижения многочисленных исследований (М.Ш. Магомед-Эминов; Т.О. Гордеева, О.С. Виндекер, Д. Макклелланд) представили, что мотивация является одним из важных условий достижения результатов, успешности деятельности личности.

Мотивация достижения - сравнительно устойчивое образование личности, и в то же время может развиваться в любом возрасте при наличии благоприятных условий [3, с. 56].

Проблема формирования мотивации в младшем школьном возрасте представлена в психологических исследованиях таких авторов как Н.В. Афанасьева, Т.А. Евграфова, М.В. Матюхина, Т.А. Саблина, Ю.П. Поваренков, М.А. Юферова. Интерес к ее изучению определяется тем, что именно в период обучения ребенка в начальной школе, когда учебная деятельность является в статусе ведущей деятельности, важно создать предпосылки формирования мотивации учения, и к концу обучения в начальной школе придать мотивации определенную форму, то есть сделать ее устойчивым личностным образованием ученика.

В этот период психического развития у ребенка начинают складываться представления о собственных возможностях и способностях, локус контро-

ля, идёт становление учебной деятельности и её мотивации. Мотивация достижения связана не только с целями и задачами, которые ставит ученик в своей деятельности, но и с умением преодолевать трудности, проявлять усилия в достижении поставленных целей.

Как в зарубежной, так и в отечественной психологии вопрос о развитии мотивационной сферы человека за рамками детства теоретически обсуждается и экспериментально исследуется сравнительно мало. Этот вопрос, на наш взгляд, представляет повышенный интерес, поскольку знание направлений, динамики и конкретных фактов, касающихся развития мотивацион-ной сферы человека за пределами детства, позволяет понять, каким образом личность с возрастом может изменяться в ее психологической основе (мотивация, по признанию большинства ученых, и есть основа личности, определяющая ее поведение).

Постоянно меняющиеся требования социального заказа общества к профессиональному и психологическому развитию выпускников школы приводят к необходимости развития у подростков мотивации достижения.

Подростки, как отмечает Л.И. Божович, в значительной степени уже способны руководствоваться в своем поведении теми требованиями, которые они сами себе предъявляют, и теми задачами и целями, которые они перед собой ставят. Особенности мотивационной сферы подростков изучали В.А. Аверин, Л.И. Божович, И.С. Кон, В.С. Мухина, Л.Ф. Обухова, А.А. Реан и другие. Психологические исследования подростков показывают, что для них характерны любознательность, повышенный интерес ко всему новому и необычному, особое упорство при достижении цели, убежденность в собственной эффективности, большая инициативность, независимость в неопределенных и сложных ситуациях, внутренне мотивированная жажда знаний, стремление к умственной работе.

Известно, что период подросткового возраста связан с интенсивным развитием всей личностной структуры, в частности, ее мотивационно - по-требностной сферы.

Подростковый возраст принято считать кризисным периодом, поскольку происходят резкие качественные изменения, затрагивающие все стороны развития и жизни. Кризис подросткового возраста связан с изменением социальной ситуации развития и ведущей деятельности.

В подростковом возрасте социальная ситуация развития представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости.

Центральным новообразованием это периода, которое выражается в стремлении к независимости и самостоятельности, по мнению отечественных психологов, является чувство взрослости. Подросток, сравнивая себя со взрослым, отвергает свою принадлежность к детям, у него отсутствует ощущение подлинной взрослости, но присутствует потребность в признании

его взрослости окружающими. Это переживание очень важно для развития личности в подростковом возрасте. Оно стимулирует активность подростка, направленную на усвоение ценностей, установок, норм, которые с его точки зрения, подтверждают представление о нем как о взрослом. В этот период снижается мотивация учения, что можно связать с увеличением интереса к окружающему миру, а также превалирования такого ведущего вида деятельности как общение со сверстниками. Именно в процессе общения со сверстниками происходит становление нового уровня самосознания ребенка, формируются навыки социального взаимодействия, умение подчиняться и в тоже время отстаивать свои права. Кроме того, общение является для подростков очень важным информационным каналом.

В результате такой резкой смены интересов в подростковом возрасте часто страдает учебная деятельность, снижается школьная мотивация.

Воздействие на мотивационную сферу подростков (развитие стремления улучшать свои результаты) является одним из наиболее эффективных методических приемов формирования мотивации достижения. Подростки с высоким уровнем мотивации стремятся преодолению трудностей и добиваются больших результатов. Акцентируя внимание на ведущий вид деятельности подростков, положительный эффект в учебной деятельности может играть включение в урок обсуждения, например, результатов работы, сложных заданий и так далее.

На формирование и развитие мотивации любой деятельности оказывают влияние эмоции и чувства. Поэтому деятельность должна сопровождаться преимущественно положительными эмоциями, чтобы получить сильную мотивацию. Формированию мотивации достижения, успешности учебной работы способствуют спокойный и доброжелательный тон общения, уважение к внутреннему миру подростка, оптимистический настрой и педагога, и подростков.

Таким образом, благоприятными условиями для формирования мотивации достижения являются следующие факторы:

- Положительное эмоциональное состояние, как в процессе какой-либо деятельности, так и по достижению результата;

- Требования, предъявляемые к подросткам должны быть в соответствии с возрастом и уровнем подготовки, то есть эти требования позволяют добиться результата при приложении определенных усилий;

- Использование как индивидуальных, так и групповых форм работы на взаимодействие со сверстниками;

- Включение специальных тренингов мотивации достижения, необычных форм обучения.

Список литературы:

1. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности / В.Г. Асеев. - М.: Мысль, 1976. - С. 158.

2. Божович Л.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. - М., 1972. - С. 7-42.

3. Вайсман Р.С. К проблеме развития мотивов и потребностей человека в онтогенезе // Вопросы психологии. - 2000. - № 6.

4. Васильев И.А., Магомед-Эминов М.Ш. Мотивация и контроль за действием. - М.: Изд-во МГУ 1991. - С. 144.

5. Гордеева Т.О. Мотивация достижения: теории, исследования, проблемы // Современная психология мотивации / Под ред. Д.А. Леонтьева. -М.: Смысл, 2003. - С. 47-102.

6. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М.: Издательство «Логос», 2004. - С. 384.

7. Мясищев В.Н. Личность и неврозы / В.Н. Мясищев. - Л.: Изд-во Ле-нингр. ун-та, 1960. - С. 426.

8. Рубинштейн С.Л. Человек и мир / С.Л. Рубинштейн // Методические и теоретические проблемы психологии. - 1969. - С. 348-374.

9. Шорохова Е.В. Принцип детерминизма в психологии / Е.В. Шорохо-ва // Методические и теоретические проблемы психологии. - 1969. - С. 9-56.

10. Хекхаузен Х. Психология мотивации деятельности. - СПб.: Речь, 2001. - С. 240.

ПРОБЛЕМА ВЛИЯНИЯ ФОРМ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИИ НА ЛИЧНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

© Палагина А.О.1

Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, г. Калуга

Актуальность данной темы заключается в том, что личность человека подвержена негативному влиянию внутри малых групп (семья, учебный и трудовой коллектив и т.д.) и непосредственно в обществе. Понимание направленности личности интересует педагогов, родителей в период становления человека. А как же в зрелом возрасте заинтересовать личность к саморазвитию, остается невыясненной проблемой при изучении человека внутри общества.

Ключевые слова: личность, направленность, агрессия, формы проявления агрессии, влияние форм агрессии по методике Басса-Дарки.

Данная проблема явилась центральной для изучения направленности личности и выявления взаимосвязей с формами проявления агрессии человека. По словам Б.Ф. Ломова, несмотря на различие трактовок понятия «личность», во всех отечественных подходах в качестве её ведущей характеристики выделяется направленность [6].

1 Магистрант Института психологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.