XX в. — и либерально-демократических изменений последнего десятилетия очевидны. Духовно-нравственный кризис порождает кризисные явления в политике, экономике, социальной сфере нашей страны. Без изменения духовно-нравственного состояния общества невозможно продуктивное осуществление никаких реформ.
Спасением в преодолении кризиса для России может стать восстановление и распространение традиционной духовно-нравственной культуры.
Только традиционный жизненный уклад может быть противопоставлен агрессивному влиянию современной культуры и экспортированной с Запада цивилизационной модели. Для России нет другого пути выхода из кризиса в духовно-нравственной сфере, кроме возрождения самобытной российской цивилизации на традиционных ценностях отечественной культуры. А это возможно при условии восстановления духовного, нравственного и интеллектуального потенциала носителя русской культуры — русского народа.
ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ КАК СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ЧАСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ МВД РОССИИ
О.А. МУСАТОВА
Научный руководитель доктор психологических наук, профессор В.Л. ЦВЕТКОВ
Аннотация. В статье дается обзор литературы и анализ результатов проведенных исследований по проблеме мотивации. Автором обоснован вывод о том, что общим недостатком существующих точек зрения и теорий по рассматриваемой проблеме является отсутствие системного подхода к рассмотрению процесса мотивации, вследствие чего любой фактор, влияющий на возникновение побуждения и принятие решения, объявляется мотивом. Автор описывает понятие и структуру мотивации, ее значение, функции в профессиональной деятельности.
Ключевые слова: мотивация, воля, волевой акт, влечение, желание, побуждение, профессиональный мотив.
MOTIVATION AS A PART OF PROFESSIONAL POLICEMEN TRAINING
O.A. MUSATOVA
Annotation. The article is a brief survey and analysis of the made researches results on the Motivation problem. The author concludes that the main drawback on this problem is the absence of a system method to explore the process of motivation. As a sequence every factor that influences on making the decision is a motive. The author gives the definition and the structure of Motivation, it's meaning and functions in professional activity.
Key words: motivation, will, volitional act, attraction, desire, inducement, professional motive.
Высокий темп социально-экономических преобразований в России, возникновение новых факторов жизнедеятельности обусловили значительные изменения как в сознании и психике, так и в мотивационной сфере личности значительной части россиян. Эти изменения неизбежно отразились и на сотрудниках МВД России, и на правоохранительной деятельности в целом.
Концепция современной кадровой политики органов внутренних дел МВД России определила приоритетные направления повышения качества подготовки специалистов в вузах МВД России, обратив особое внимание на формирование профессиональной направленности личности и устойчивых профессиональных мотивов, обеспечивающих высокий уровень профессионализма и компетентности будущих
сотрудников ОВД, их готовность и способность стоять на страже закона, укрепления государственности, правопорядка, общественной безопасности и усиления борьбы с преступностью.
Несмотря на длительную историю изучения теоретических вопросов мотивации (В.Г. Асеев, В.К. Вилюнас, В.И. Ковалев, А.Н. Леонтьев, М.Ш. Магомед-Эминов, В.С. Мерлин, П.В. Симонов, Д.Н. Узнадзе, А.А. Файзуллаев, П.М. Якобсон, Дж. Аткинсон, Г. Холл, К. Мадсен, А. Мас-лоу, X. Хекхаузен и др.), и профессиональной мотивации в системе МВД России в частности (Б.Б. Коссов, А.Ф. Майдыков, Е.П. Клубов, В.А. Урываев, Б.Г. Бовин, М.О. Калашников, А.А. Колесников, Н.В. Андреев, Х.Х. Лойт, М.И. Марьин, Б.Г. Бовин, Н.И. Мягких, В.Я. Ки-коть, И.О. Котенев, В.Е. Петров, М.Г. Мануйлов и др.), единства во взглядах на сущность мотива и мотивации человека до сих пор не существует.
Большое количество научных работ по проблеме мотивации отражает многообразие различных точек зрения на их природу, феноменологию и сущность проблемы. За мотив, как правило, принимается один конкретный психологический феномен, определяющий мотивацию в целом. Именно поэтому общим недостатком существующих точек зрения и теорий остается отсутствие системного подхода к рассмотрению процесса мотивации, вследствие чего любой фактор, влияющий на возникновение побуждения и принятие решения, объявляется мотивом.
Изучению причин активности человека и животных положили начало еще великие философы древности — Аристотель, Гераклит, Демокрит, Лукреций, Платон, Сократ. Так, Демокрит рассматривал нужду (потребность) как основную движущую силу, Сократ писал о том, что каждому человеку свойственны потребности, желания, стремления, а Аристотель полагал, что стремления человека всегда связаны с целью, в которой в форме образа или мысли представлен объект, имеющий для организма полезное или вредное значение.
Значительную роль потребностям в понимании поведения человека отводил Н.Г. Чернышевский. Только через них, считал он, можно понять отношение субъекта к объекту, определить роль материально-экономических условий для психического и нравственного развития личности. С развитием потребностей он связывал и развитие познавательных способностей.
В 20-е и последующие годы двадцатого столетия в западной психологии появляются теории мотивации, относящиеся только к челове-
ку (К. Левин, Г. Олпорт и др.). Здесь наряду с органическими выделены вторичные (психогенные) потребности, возникающие в результате обучения и воспитания (Г. Мюррей). К ним отнесены потребность в достижении успеха, в аффилиации и агрессии, потребность в независимости и противодействии, в уважении и защите, в доминировании и привлечении внимания, потребность в избегании неудач и вредных воздействий и т.д.
Таким образом, понятие «мотивация» тесно связано с понятием «потребности», но именно это и противопоставляется взглядам на мотивацию бихевиористов (Д. Уотсон), согласно которым поведение развертывается по схеме «стимул — реакция».
Представители данной психологической концепции отмечают, что термин «мотивация» слишком общий и недостаточно научный, что экспериментальная психология под этим названием фактически изучает потребности, влечения (драйвы), имеющие чисто физиологическую природу.
Наиболее видный представитель динамической психологии американец Р. Вудвортс, в свою очередь, критикуя бихевиористов, трактовал ответ на внешнее воздействие как сложный и изменчивый акт, в котором интегрируются прошлый опыт и своеобразие внешних и внутренних наличных условий. Этот синтез достигается благодаря психической активности, основой которой служит стремление к цели (потребность).
Во второй половине XX в. появились мо-тивационные концепции Дж. Роттера, Г. Кел-ли, X. Хекхаузена, Дж. Аткинсона, Д. Мак-клелланда, для которых характерно признание ведущей роли сознания в поведении человека. Когнитивные теории мотивации повлекли за собой введение в научный обиход новых мо-тивационных понятий: социальные потребности, жизненные цели, когнитивные факторы, когнитивный диссонанс, ценности, ожидание успеха, боязнь неудачи, уровень притязаний.
Во многих зарубежных мотивационных концепциях центральным психическим процессом, объясняющим поведение, становится принятие решения.
Новый этап изучения поведения личности начался в связи с появлением учения Зигмунда Фрейда1 о бессознательном и влечениях человека. Он придавал решающую роль в организации поведения бессознательному ядру психической жизни, образуемому мощными влечениями.
Среди отечественных психологов, поднимавших вопросы о мотивации поведения человека, следует отметить, прежде всего, А.Ф. Ла-зурского, опубликовавшего в 1906 г. книгу «Очерк науки о характерах». В ней достаточно глубоко рассмотрены вопросы, связанные с желаниями и влечениями, борьбой мотивов и принятием решений, устойчивостью решений (намерений) и способностью к внутренней задержке побудительных импульсов.
О влечениях, желаниях и «хотениях» человека в связи с вопросами о воле и волевых актах рассуждал в своих работах и другой крупный отечественный психолог — H.H. Ланге.
Разработка отечественными учеными проблемы человеческой деятельности на основе учения о социально-исторической детерминации психики позволила преодолеть натуралистическую трактовку человека. В результате возникло несколько направлений изучения проблемы мотивации в рамках общей марксистской методологии, которые развивалиЛ.С. Выготский, В.Г. Леонтьев2.
Одна из наиболее оформленных и подробно разработанных теорий в отечественной психологии мотивации принадлежит В.Г. Леонтьеву.
Центральным для его мотивационной концепции является принцип предметности потребности. Потребность — реальная основа мотивации; в процессе опредмечивания она впитывает в себя определенное содержание, формируя новое образование мотив.
Продолжил исследования мотивации в данном направлении В.К. Вилюнас3, который считал, что мотивация личности представляет собой определенную систему, состоящую из структурных единиц: потребности и мотива.
В своей концепции мотивации С.Л. Рубинштейн4 указывал, что всякое действие, направляясь на определенную цель, исходит из побуждений. Побуждение (потребность) — объективная нужда, которая отражается в психике человека. Отражение предмета потребности при соотнесении нужды с ее объектом превращает состояние нужды в потребность, а ее объект — в предмет этой потребности и тем самым порождает активность, направленность как психическое выражение этой потребности. Такой подход нашел свое отражение в работах В.Г. Асеева, Л.И. Божович, А.Г. Ковалева, В.Г. Москви-чева, П.М. Якобсона и др.5
Основоположником одного из направлений изучения проблемы мотивации является В.Н. Мясищев6, считавший, что в системе отношений существует иерархия доминирующих
и подчиненных отношений, которая постоянно меняется, развивается.
Представитель следующего направления — Д.Н. Узнадзе в своей теории установки подчеркнул, что мотивация — это целостное состояние организма и личности, которое определяется наличием каких-либо потребностей и соответствующей ситуации. Мотивация (установка), как правило, социально обусловлена взаимовлиянием и взаимодействием личности и окружающей среды.
Таким образом, отечественные ученые рассматривают мотивацию как побуждения, вызывающие и определяющие направленность активности человека. Мотивация имеет системно-иерархическую структуру, которая включает в себя три основных компонента: потребности, мотивы и ценностные ориентации.
Проведенный нами анализ основных направлений исследований по проблеме мотивации позволил сделать следующие выводы:
• мотивация — одна из центральных и вместе с тем малоисследованных проблем психологии личности. Уточнение и развитие положений, связанных с мотивацией, — необходимое условие развития психологической науки. В настоящее время в психологической науке и практике мотивация понимается как процесс, динамическая составляющая деятельности, а также система факторов, детерминирующих поведение (сюда входят потребности, мотивы, цели, интересы, стремления и др.);
• мотивация личности представляет собой иерархическую систему, состоящую из основных структурных единиц: потребностей, мотивов и ценностных ориентаций;
• изменение и развитие потребностей происходит через изменение и развитие мотивов;
• значимая роль мотивационной сферы личности в профессиональной деятельности проявляет себя в осуществлении таких функций, как побуждающая (вызывает активность человека к профессиональной деятельности, потребность в ней); направляющая (определяет характер цели в профессиональной деятельности); регулирующая (определяет ценностные ориентации, мотивы профессиональной деятельности), смыс-лообразующая (придает деятельности человека личностный смысл).
Мотивация профессиональной деятельности исследуется в основном с двух позиций. Согласно первой позиции профессиональная мотивация представляет собой сложное, постоянно меняющееся соотношение разных побуж-
дений, входящих в мотивационную сферу, согласно второй позиции мотивация — совокупность стойких профессиональных мотивов специалиста. Мотивация профессиональной деятельности рассматривается нами как процесс и результат формирования системы побуждений, детерминирующих профессиональную деятельность специалиста.
1 Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. М.: Наука, 1989.
2 Леонтьев В.Г. Психологические механизмы мотивации учебной деятельности. Новосибирск, 1992.
3 Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М., 1990.
4 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1946.
5 Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Наука, 1976; Москвичев С.Г. Проблемы мотивации в психологических исследованиях. Киев, 1975.
6 Мясищев В.Н. Сознание как единство отражения действительности и отношения к ней человека / Проблемы сознания. М., 1970.
Литература
1. Анциферова Л.И. Развитие личности специалиста как субъекта своей профессиональной жизни // Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала. М., 1991.
2. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Наука, 1976.
3. Боровикова С.А. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности. СПб., 1991.
4. Васильев И.А., Магомед-Эминов М.Ш. Мотивация и контроль за действием. М.: Изд.-во МГУ, 1991.
5. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М., 1990.
6. Занюк С.С. Психология мотивации. Киев: Ника-Центр, 2001.
7. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2000.
8. Леонтьев В.Г. Психологические механизмы мотивации учебной деятельности. Новосибирск, 1992.
9. Магомед-Эминов М.Ш. Мотивация достижения: структура и механизмы: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1987.
10. Москвичев С.Г. Проблемы мотивации в психологических исследованиях. Киев, 1975.
11. Мясищев В.Н. Сознание как единство отражения действительности и отношения к ней человека / Проблемы сознания. М., 1970.
12. Пенкрат Л.В. Мотивы выбора профессии // Книга для учителя. Минск, 1986.
13. Психология и педагогика профессиональной деятельности. Ч. 1, 2 / Отв. ред. Б.П. Бархаев. М.: ВУ, 1998.
14. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии М., 1946.
15. Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. М.: Наука, 1989.
16. Шадриков В.Д. Введение в психологию: мотивация поведения. М.: Логос, 2001.
К МЕТОДОЛОГИИ ОЦЕНКИ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАУЧНЫХ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О.А. ОВЧИННИКОВ
Научный редактор доктор юридических наук Э.Д. СОКОЛОВА
Аннотация. В статье исследуются проблемы разработки подходов к реформированию организационной структуры науки и образования и связанные с этим процессом вопросы формирования системы оценки эффективности научной деятельности. Исходя из этого автором предпринята попытка анализа методологии оценки научной деятельности в научных и образовательных учреждениях Российской Федерации.
Ключевые слова, наука и образование, научная деятельность, методология оценки научной деятельности, научные и образовательные учреждения.
ESTIMATION METHODS OF SCIENTIFIC ACTIVITY IN EDUCATIONAL AND SCIENTIFIC INSTITUTIONS OF RUSSIAN FEDERATION
O.A. OVCHINNIKOV
Annotation. In this article we research approaches and methods of reforming the organization structure of scientific and educational systems. We also research the estimation systems of scientific activity effectiveness. The author makes the analysis of the scientific activity estimation methods in educational and scientific institutions of Russian Federation.
Key words, science and education, scientific activity, scientific activity estimation methods, educational and scientific institutions.