Научная статья на тему 'Психологическая специфика мотивации студентов к обучению на примере разных вузов Республики Крым'

Психологическая специфика мотивации студентов к обучению на примере разных вузов Республики Крым Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
81
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДОМИНИРУЮЩАЯ ПОТРЕБНОСТЬ / СТУДЕНЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ / ЛИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Твердоступ К.Г.

Статья посвящена изучению профессиональной мотивации студентов психологов ТНУ и КГИПУ Республики Крым. Анализируется специфика концептуальных подходов к вопросу мотивации учебной деятельности, приведены результаты исследования ведущих мотивов к обучению студентов ВУЗов Крыма (направленность на познание, на получение диплома, на учебные методов или наличие деятельности, конкурирующей с учебной).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологическая специфика мотивации студентов к обучению на примере разных вузов Республики Крым»

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СПЕЦИФИКА МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ НА ПРИМЕРЕ РАЗНЫХ ВУЗОВ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

© Твердоступ К.Г.*

Крымский республиканский институт последипломного педагогического образования, г. Симферополь

Статья посвящена изучению профессиональной мотивации студентов психологов ТНУ и КГИПУ Республики Крым. Анализируется специфика концептуальных подходов к вопросу мотивации учебной деятельности, приведены результаты исследования ведущих мотивов к обучению студентов ВУЗов Крыма (направленность на познание, на получение диплома, на учебные методов или наличие деятельности, конкурирующей с учебной).

Ключевые слова: учебная мотивация, профессиональная деятельность, доминирующая потребность, студенческий возраст, личность.

Сложность и многоаспектность проблемы мотивации обуславливает множественность понимания ее сущности, природы, структуры, а так же функций мотивов. Исследованием различных аспектов мотивации занимались такие выдающиеся психологи как Х. Хеккаузен, В.Г. Асеев, А.Н. Леонтьев, П.М. Якобсон, А.К. Маркова, Ю.Б. Орлов и другие [1-6]. Недостаточная теоретическая изученность проблемы развития мотивации к получению образования в студенческом возрасте обуславливает актуальность нашей работы. Изучение ценностного содержания мотивов поступления в ВУЗ и дальнейшей их динамики, в ходе обучения имеет также практическое значение, которое заключается в формировании интереса студентов к профессии психолога, воспитании профессионально важных качеств и идеалов профессии. В современных условиях профессиональная направленность является важной чертой человека, определяющей успешный характер его деятельности, глубокую личную заинтересованность и удовлетворенность работой. Профессиональная направленность личности тесно связана с системой мотивов, определяющих внутреннюю позицию личности, проявляющуюся в конкретных ситуациях выбора профессиональной деятельности.

В качестве эмпирической базы исследования мы выбрали группы студентов 3-го курса Крымского Государственного Индустриально-Педагогического Университета (КГИПУ) и Таврического Национального Университета им. В.И. Вернадского (ТНУ) (общее количество 90 человек).

* Доцент кафедры Психологии и мониторинговых исследований, кандидат психологических наук.

Предметом исследования являлся мотивационный комплекс личности, понимаемый как соотношение внутренней, внешней положительной и внешней отрицательной мотивации в структуре учебной и профессиональной деятельности.

Целью исследования было выявление профессиональной мотивации у студентов психологов.

Для достижения цели исследования нами решались задачи изучения социально-психологических особенностей студенческого возраста; определения преобладающего типа профессиональной мотивации (внутренняя, внешняя положительная, внешняя отрицательная мотивация) в группе студентов; разработки рекомендаций по повышению уровня мотивации к обучению в ВУЗе.

Основные теоретико-методологические подходы и психологические теории, на которые мы опирались при анализе исследуемой проблемы: положения о единстве динамической (энергетической) и содержательно-смысловой сторон мотивации (В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, Л.И. Божович, В.Э. Чудновский, П.Я. Гальперин и т.д.), теория деятельности (А.Н. Леонтьев).

В качестве эмпирических методов использовались:методика К.Замфир в модификации А.А. Реана «Изучение мотивации профессиональной деятельности», методика Т.И. Ильиной «Мотивация обучения в вузе».

Для студенческого возраста характерно завершение процесса роста, приводящего, в конечном итоге, к расцвету организма, создающего основания не только для особого положения молодого человека в учении, но и для овладения другими возможностями, ролями и притязаниями. С точки зрения возрастной психологии, в студенческом возрасте изменяются черты внутреннего мира и самосознания, эволюционизируют и перестраиваются психические процессы и свойства личности, меняется эмоционально-волевой строй жизни. Эффективность учебного процесса в вузе в целом, прямо связана с тем, насколько высока мотивация овладения будущей профессией у студентов.

Рассматривая мотивацию учебной деятельности, необходимо подчеркнуть, что понятие мотив тесно связано с понятием цель и потребность. В личности человека они взаимодействуют и получили название мотивацион-ная сфера. В литературе этот термин включает в себя все виды побуждений: потребности, интересы, цели, стимулы, мотивы, склонности, установки. Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенный в определенную деятельность, - в данном случае деятельность учения, учебную деятельность. Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется рядом специфических для той деятельности, в которую она включается, факторов. Во-первых, она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением; во-вторых, - организацией образовательного процесса; в-третьих, - субъектными особенностями обучающегося; в-

четвертых, - субъективными особенностями педагога и, прежде всего, системы его отношений к ученику, к делу; в-пятых - спецификой учебного предмета.

Учебная мотивация, как и любой другой ее вид, системна, характеризуется направленностью, устойчивостью и динамичностью. Так, в работах Л.И. Божович и ее сотрудников, на материале исследования учебной деятельности учащихся отмечалось, что она побуждается иерархией мотивов, в которой доминирующими могут быть либо внутренние мотивы, связанные с содержанием этой деятельности и ее выполнением, либо широкие социальные мотивы, связанные с потребностью ребенка занять определенную позицию в системе общественных отношений. При этом с возрастом происходит развитие соотношения взаимодействующих потребностей и мотивов, изменение ведущих доминирующих потребностей и своеобразной их ие-рархизации [7].

Несмотря на то, что удовлетворенность профессией обусловлена множеством факторов, ее уровень поддается вероятностному прогнозированию. Очевидно, эффективность такого прогноза определяется тем комплексом методик, которые будут применены для диагностики интересов и склонностей личности учащегося, его установок, ценностных ориентаций, а также характерологических особенностей. Правильное выявление профессиональных интересов и склонностей является важным прогностическим фактором удовлетворенности профессией в будущем. Причиной неадекватного выбора профессии могут быть как внешние (социальные) факторы, связанные с невозможностью осуществить профессиональный выбор по интересам, так и внутренние (психологические) факторы, связанные с недостаточным осознанием своих профессиональных склонностей или с неадекватным представлением о содержании будущей профессиональной деятельности.

Результаты проведенного исследования показали, что у студентов как КГИПУ так и у студентов ТНУ преобладает внутренняя мотивация - а это является наилучшим, оптимальным, мотивационным комплексом.

Показатели мотивов разделены на 3 блока:

1. Приобретение знаний (стремление к приобретению знаний, любознательность).

2. Овладение профессией (стремление овладеть профессиональными знаниями и сформировать профессионально важные качества).

3. Получение диплома (стремление приобрести диплом при формальном усвоении знаний, стремление к поиску обходных путей при сдаче экзаменов и зачетов).

При анализе мотивации учебной деятельности мы рассматривали доминирующие побуждения (мотивы). Из табл. 1 видно, что как у студентов КГИПУ, так и у студентов ТНУ преобладает мотив овладения профессией. Затем - мотив получения диплома, а потом - мотив приобретение знаний.

Таблица 1

Преобладание мотивов к обучению у студентов КГИПУ и ТНУ

Мотивация КГИПУ Средний балл ТНУ Средний балл

1 Приобретение знаний 16,108 16,788

2 Овладение профессией 19,101 19,839

3 Получение диплома 18,754 19,15

Результаты исследования показывают, что у респондентов ведущими являются следующие мотивы:

КГИПУ:

У меня достаточно силы воли, чтобы учиться без напоминания администрации - 3,76 баллов;

Мой выбор данного вуза окончателен - 3,53 баллов;

Я считаю, что в наше время обязательно иметь высшее образование -4,41 балл.

ТНУ:

У меня достаточно силы воли, чтобы учиться без напоминания администрации - 3,947 баллов;

Мой выбор данного вуза окончателен - 4,368 баллов;

Для меня очень важно иметь диплом о высшем образовании - 4,63 баллов.

При более детальном рассмотрении 1-го блока вопросов «Приобретение знаний» мы видим, что респонденты считают себя достаточно волевыми и сильными, чтобы учиться без напоминаний (7,7), способны самостоятельно изучать предметы, необходимые для будущей профессии (6,2), придерживаются мнения, что экзамены необходимо сдавать, тратя минимум усилий (5,9). Отдельно нужно отметить мотив «Я занимаюсь лучше, когда меня стимулируют» (6,8), который, по нашему мнению, является одним из основных средств побуждения студентов к более активным действиям в овладении знаниями, умениями навыками. Наши студенты еще недостаточно понимают, что стимул - это своеобразный внешний толчок, сила которого возрастает в зависимости от его общественной значимости и определяется целенаправленным характером деятельности личности для удовлетворения своих нужд.

Особый интерес вызвало исследование 2-го блока «Овладение профессией». Студенты указали на факторы, которые мы систематизировали так:

- перспектива трудоустройства после окончания вуза - 7,09;

- информированность о деятельности в области будущей профессии -

6,06;

- удовлетворение от самого процесса деятельности - 6,6;

На данном материале исследований можно сделать вывод, что среди социальных потребностей наибольшее влияние на ее эффективность оказыва-

ет потребность в достижении, т.е. желании улучшить результаты своей деятельности, что заставляет студентов больше концентрироваться на учении.

Анализируя результаты 3 -го блока «Получение диплома» на ведущее место ребята поставили «Для меня очень важно иметь диплом о высшем образовании» - 8,9 и «Для продвижения по службе мне необходимо иметь высшее образование» - 8,5. Следует отметить мотивационные ориентации на успешность будущей профессиональной деятельности - «Я вынужден был поступить в вуз, чтобы занять желаемое место в обществе» - 6,6. Существенное, но неоднозначное влияние на обучение имеет мотив «Мои друзья имеют высшее образование, и я не хочу отставать от них» - 5.

Итак, создается выразительная система мотивов обучения студентов в высших учебных заведениях, которые связаны с определением своей роли и места в обществе, выбором трудового пути.

Изучение разных подходов к формированию устойчивых мотивов-интересов и стимулов у студентов высших учебных заведений дало нам возможность сделать выводы, что получение высшего образования для молодежи -это система познавательных потребностей, мотивов и целей, которые побуждают студента к обучению, стимулируют и поддерживают его активность на определенном уровне.

Показатели направленности учебной мотивации (направленность на познание, на получение диплома, на учебные методы или наличие деятельности, конкурирующей с учебной) статистически достоверно не различаются, но следует отметить, что у успешно обучающихся показатели выше по «ориентации на познание», а у неуспешно обучающихся по «ориентации на диплом» и на «конкурирующую» с учебной деятельность.

Список литературы:

1. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности / В.Г. Асеев. - М., 1976.

2. Асеев В.Г. Проблема мотивации и личности // Теоретические проблемы психологии личности. - М., 1974. - С. 122. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1977. - 304 с.

3. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. - М., 1989. - С. 225.

4. Маркова А.К. Формирование интереса к учению у учащихся / А.К. Маркова. - М., 2000.

5. Орлов Ю.М. Потребностно-мотивационные факторы эффективности учебной деятельности студентов ВУЗа: автореф. дисс. ... д-ра психол. н. -М., 1984.

6. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность / Х. Хекхаузен. Т. 1: Пер. с нем. - М., 1986. - 392 с.

7. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. - М., 1972. - С. 41-42.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.