Научная статья на тему 'Формирование мотивации достижения у подростков'

Формирование мотивации достижения у подростков Текст научной статьи по специальности «Психология»

5741
647
Поделиться
Ключевые слова
МОТИВ / МОТИВАЦИЯ / МОТИВАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЯ

Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Хурум Сулиет Хамидовна

Рассматривая особенности проявления и развития у подростков мотивации учения, нельзя не затронуть вопросы, связанные с формированием у них мотивации достижения. В статье рассматриваются особенности мотивации достижения подростков, способы и пути воздействия при формировании мотивации достижения у подростков.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Формирование мотивации достижения у подростков»

УДК 159. 947; 159. 947. 5 ББК 88. 840. 3 Х 98

С.Х. Хурум

Формирование мотивации достижения у подростков

(Рецензирована)

Аннотация:

Рассматривая особенности проявления и развития у подростков мотивации учения, нельзя не затронуть вопросы, связанные с формированием у них мотивации достижения. В статье рассматриваются особенности мотивации достижения подростков, способы и пути воздействия при формировании мотивации достижения у подростков.

Ключевые слова:

Мотив, мотивация, мотивация достижения.

Одной из важнейших проблем в современной психологии и дидактике является формирование мотивации учения. Актуальность ее обусловлена совершенствованием системы образования, подготовкой к жизни людей, способных самостоятельно приобретать знания, формированием у них активной жизненной позиции и опыта творческой деятельности. Все большее значение в последнее время придается исследованиям мотивации деятельности, ориентированной на достижения.

Сущность мотивации, по мнению Л.И. Божович, это совокупность мотивов, которые определяют данную деятельность [1].

Мотивация есть процесс, увязывающий воедино личностные и ситуационные параметры на пути регуляции деятельности, направленной на преобразование предметной ситуации, для осуществления определенного предметного отношения личности к окружающей ситуации.

Мотивация - это процесс реализации мотивов. Одним из важных этапов в развитии личности является формирование мотивов достижения.

Мотив - от латинского movere - приводить в движение, толкать. Мотив есть высшая форма побуждения и регуляции деятельности, взаимодействия человека с окружающей средой.

Одним из видов мотивации, определяющих творческое, инициативное отношение человека к делу является мотивация достижения, которая направлена на возможно лучшее выполнение любого вида деятельности и ориентированна на достижение некоторого результата. Мотивация

достижения проявляется в стремлении субъекта прилагать усилия и добиваться, возможно, лучших результатов в области, которую он считает важной (значимой).

Мотив достижения и учебно-познавательные мотивы побуждаются и удовлетворяются в учебной деятельности безотносительно к межличностному взаимодействию и могут развиваться в любом возрасте, но в данной статье мы рассматриваем мотивацию достижения подростков.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Главным возрастным мотивом подростков является мотив достижения, который, как правило, связан со стремлением добиваться успеха, избегать неудач, с тем, чтобы повысить или сохранить самоуважение, самооценку, уважение окружающих. Развитие мотива, баланс стремления к успеху и желание избегать неудач могут различаться: одни подростки больше стремятся к успеху, активно берутся за сложные проблемы, другие стараются сохранить уже достигнутое, не рисковать.

По Х. Хекхаузену (1986, т.1, с.262) деятельность достижения определяется в ситуации, когда есть задача и стандарт ее выполнения [7].

Согласно Х. Хекхаузену, деятельность должна удовлетворять ряду условий:

1. Оставлять после себя осязаемый результат;

2. Оцениваться качественно или количественно;

3. Требования к оцениваемой деятельности не должны быть ни слишком низкими, ни слишком высокими;

4. Для оценки результатов деятельности должна иметься определенная сравнительная шкала и в рамках этой шкалы некий нормативный уровень, считающийся обязательным;

5. Деятельность должна быть желанной для субъекта и ее результат должен быть получен им самим.

Если присутствует одно или больше условий и нет признаков отсутствия остальных, наблюдатель воспринимает поступки другого как деятельность достижения.

Для ситуации достижения, по М.Ш. Маго-мед-Эминову (1987, с. 70), характерны аналогичные перечисленным особенности: наличие задачи, требующей индивидуального выполнения деятельности; возможность успешного или неуспешного выполнения деятельности; наличие стандартов мастерства выполнения (внешних и внутренних критериев оценки результата); переживание субъектом чувства собственной ответственности за исход действия; оценка результатов на основе сравнительной шкалы, заданной стандартом мастерства (самооценка, оценка со стороны других) [5].

Действенные мотивы достижения, мобили-зирующие внутренние силы подростка для успешной работы, не только обеспечивают его активное включение в активный процесс, но и становятся достоянием личности подростка, устойчивым ее свойством.

Воздействие на мотивационную сферу подростков (развитие у них стремления улучшать свои результаты превзойти достигнутый уровень) является одним из наиболее эффективных методических приемов формирования мотивации достижения. Подростки с высоким уровнем мотивации стремятся преодолению трудностей и добиваются больших результатов. В подростковом возрасте наиболее сильно проявляется желание обсудить что-либо со сверстниками. Кроме того, они используют малейший повод для того, чтобы как-то обратить на себя внимание, стать заметным среди других. Включение в урок обсуждения, например, результатов работы, распределение совместных действий по функциям (взаимопроверка, взаимо-оценка) могут заинтересовать подростков.

Мотив достижения подростков характеризуется направленностью субъекта на достижение «высокого уровня мастерства при выполнении дела на основе своих усилий и способно-

стей в ситуациях, в которых имеется возможность качественного выполнения деятельности», и связан с положительными эмоциональными переживаниями личности (надежда, радость). Мотив стремления к успеху побуждает и направляет деятельность в определенную ситуацию; мотив избегания неудачи тормозит деятельность, направляет ее от указанной предметной зоны.

Качество достижения в выполнении какой-либо деятельности зависит не только от эффективности силы мотивации относительно специфических требований задачи, но, конечно, и от индивидуальной способности к выполнению соответствующей деятельности. Качество достижения определяется как способностями, так и эффективностью силы мотивации. На формирование и развитие мотивации любой деятельности оказывают влияние эмоции и чувства, определяя модальность и силу мотива. Из чего следует, что деятельность должна сопровождаться преимущественно положительными эмоциями, чтобы получить сильную мотивацию. Формированию мотивации достижения, успешности учебной работы способствуют спокойный и доброжелательный тон общения, уважение к внутреннему миру подростка, оптимистический настрой и педагога, и подростков.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Согласно теории ожидаемой ценности очень важными в определении мотивации является ожидание успеха или неудачи. Если подростки не верят в то, что уровень усвоения приведет к значимому и ценному результату, их мотивация будет снижена.

Социальная ценность мотивации достижения подростков подчеркивает актуальность изучения закономерностей ее проявления и развития, а также поиска путей и способов ее целенаправленного формирования.

Психологи предлагают два пути воздействия на мотивацию подростков,

которыми необходимо пользоваться для формирования мотивации достижения. Первый путь - «сверху вниз» - проведение работы по осознанию мотивов: подростку раскрываются идеалы, цели, которые у него, по замыслу взрослого, необходимо сформировать, затем эти «нормы» превращаются из внешне понимаемых во внутренние, принятые самим подростком. Второй путь - «снизу вверх» - воспита-

ние мотивов происходит через организацию взрослым разных видов деятельности подростка в условиях активной деятельности самого подростка.

Деятельность достижения подростка - это форма активного целенаправленного поведения, соответствующей мотивации достижения и имеет следующие особенности:

- предпринимаемая деятельность подростка направлена на достижение определенного результата;

- подросток должен переживать направленность на достигаемый результат, то есть с желанием выполняет он эту деятельность или под принуждением;

- подростку необходимо самому прилагать усилия, на достижение результата;

- деятельность подростка должна сопровождаться эмоциональными состояниями, как в процессе, так и по окончании достижения результата.

Таким образом, мотивация достижения подростков имеет следующие критерии:

- требование достижения определенного результата, который фиксируется, оценивается, измеряется;

- этот результат оценивается, то есть, существует некоторый стандарт для оценки поведения подростка в данной ситуации;

- требования, предъявляемые к подростку в меру трудные, то есть эти требования позволяют добиться результата при приложении определенных усилий.

В заключении хотелось бы отметить, что уровень и характер мотивации учения подростков свидетельствуют о необходимости дальнейшей работы над формированием мотивации достижения деятельности. Росту их внутренней мотивации учения способствуют значительный арсенал приемов такой работы, как например:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

а) привлекательная цель;

б) привлечение подростков к оценочной деятельности;

в) коллективная (групповая) форма деятельности;

г) необычная форма обучения;

д) специальные тренинги мотивации достижений и другое.

Многие стороны мотивации достижения связаны с субъективным представлением подростка о целях деятельности и трудностях их достижения, о самом себе и своих способностях, об уровне результатов и возможных причинах их получения. Эти представления относительно изменчивы и динамичны, поэтому на них можно воздействовать, их можно изменять и как результат - корректировать процесс мотивации.

Примечания:

1. Божович Л .И. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Л И .Божович. - М., 1972.

2. . . -ском возрасте. - М.: Педагогика, 1968.

3. . . : ,

, / -гия мотивации. - Под ред. ДА. Леонтьева. - М.: Смысл, 2002. - 343 с.

4. . ., - . . / . . -

сильев, М.Ш. Магомед-Эминов. - Мотивация и контроль за действием. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991. - 144 с.

5. - . . :

Структура и механизмы. / М.Ш. Магомед-Эминов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Дисс. канд. псих. наук. - М., 1987.

6. .

/ X. Хекхаузен - СПБ.: Речь, 2001.

7. . : 2 . /

X. Хекхаузен. М. Педагогика, 1986. Т.1 - 480 с.;

Т.2 - 398 с.