Научная статья на тему 'Формирование морально-волевых качеств у юных волейболистов 13-14лет (на примере Джикимдинской СОШ горного улуса)'

Формирование морально-волевых качеств у юных волейболистов 13-14лет (на примере Джикимдинской СОШ горного улуса) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1249
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алексеев У.Н., Сабарайкин С.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование морально-волевых качеств у юных волейболистов 13-14лет (на примере Джикимдинской СОШ горного улуса)»

_____________________________МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»

На втором этапе данное тестирование представляло собой ряд физических упражнений и упражнений по технике волейбола. Результаты тестирования должны были показать, насколько существенны или несущественны различия в уровне подготовленности студентов 1-ых курсов.

На третьем этапе проводился анализ полученных результатов, для их обработки использовался метод математической статистики, на основании чего были сделаны выводы. Данная методика была успешно применена, и ее использование показало положительные результаты. Мы доказали, что начальный этап в обучении технике игры способствует повышению результативности по овладению техникой игры и улучшению показателей по итогам физической подготовки студентов [3].

Таким образом, в начальном этапе обучения технике и тактике игры в волейбол в вузе необходимо обучения студентов технике волейбола, разработанная с учетом этих педагогических условий, представляет собой систему средств, методов, организационных форм обучения и видов занятий, направленную на формирование готовности выполнять технические приемы волейбола на уровне двигательного умения.

Список использованной литературы :

1. Беляев А.В., Железняк Ю.Д., Клещев Ю.Н., Костюков В.В., Кувшинников В.Г.,Родионов А.В., Савин М.В., Топышев О.П., 2000.

2. Сластенина Т.А. Физическая культура. Спортивные игры. Волейбол: Учебное пособие,-Челябинск: 2006. - 69 с.

3. Спортивные игры: Совершенствованиеспортивного мастерства: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Ю.Д. Железняк, Ю.М. Портнов, В.П. Савин и др.; Под ред. Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 400 с.

© В.В. Акимов, С.В. Сабарайкин ,2015

УДК.37

У.Н. Алексеев, С.В. Сабарайкин

Институт физической культуры и спорта Северо-восточный федеральный университет г. Якутск, Российская Федерация

ФОРМИРОВАНИЕ МОРАЛЬНО-ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ У ЮНЫХ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ 13-14лет (на примере Джикимдинской СОШ Г орного улуса).

Аннотация

В статье показано формирование морально-волевых качеств волейбола у юных волейболистов занятиях волейболом.

Ключевые слова

Морально- волевые качества, волейбол, методика, трудности, преодоления различных трудностей, двигательная активность, здоровье, развитие.

Переход к подростковому возрасту характеризуется глубокими изменениями условий, влияющих на личностное развитие ребенка. Они касаются физиологии организма, отношений, складывающихся у подростков со взрослыми людьми и сверстниками, уровня развития познавательных процессов, интеллекта и способностей. Во всем этом намечается переход от детства к взрослости. Организм ребенка начинает быстро перестраиваться и превращаться в организм взрослого человека. Центр физической и духовной жизни ребенка перемещается из дома во внешний мир, переходит в среду сверстников и взрослых. Отношения в группах сверстников строятся на более серьезных, чем развлекательные совместные игры, делах, охватывающих широкий диапазон видов деятельности, от совместного труда над чем-нибудь до личного общения на жизненно важные темы. Во все эти новые отношения с людьми подросток вступает, уже будучи интеллектуально достаточно развитым человеком и располагая способностями, которые позволяют ему занять определенное место в системе взаимоотношений со сверстниками.

- 71 -

№ 3 / 2015_______________________________ISSN 2410-6070______________________________________________

В данной работе исследуется формирование морально-волевой сферы юных спортсменов, которые определяет, что только определенный уровень развития морально-волевых качеств создает необходимые условия для успешной спортивной деятельности. Исследования, направленные на разработку и научное обоснование педагогических условий морально-волевых качеств в настоящее время не проводились. Можно отметить, что есть ряд работ климатическими, спортивно тренировочными и оздоровительно -физкультурными особенностями физического воспитания, но таких работ пока недостаточно и в них не решены многие проблемы. Актуальность данной проблемы обусловлено возрастающими требованиями к совершенствованию морально-волевых качеств юных спортсменов и оправдывает дальнейшее проведение исследований. Цель исследования - обоснование педагогических условий совершенствования морально- волевых качеств юных волейболистов. В исследовании я предусматривалось, что процесс совершенствования морально-волевых качеств юных спортсменов будет происходить успешно, если: - определяются ценностные ориентации личности в физкультурно-спортивной деятельности; учитываются особенности влияния региональнонациональных особенностей Севера; занимающиеся овладевают знаниями и практическими умениями по воспитанию морально- волевых качеств; создаются педагогические условия и задачи, определяющие проявление морально-волевых качеств. Разрабатывая свои методологические позиции совершенствования морально-волевых качеств личности, я опирался на научные подходы философов, на ведущие теоретические положения психолого-педагогических наук о развитии и саморазвитии личности. Мой подход к изучению проблемы связан с рассмотрением человека в целостности, свободного в своих выборах познания и деятельности, творца и созидателя. Материалы работы способствуют, а результаты исследований расширяют огромные возможности и перспективы формирования личности юных спортсменов.

Опытно - экспериментальная работа по совершенствованию морально-волевых качеств юных волейболистов проводилась на базе Джикимдинской СОШ Горного улуса. Для исследования морально-волевых качеств были взяты учащиеся 8 класса в количестве 15 человек. Исследование проводилось при помощи таких методик, как:1. Методика изучения импульсивности и волевой регуляции подростков.2. Методика «Социальная смелость» Данная методика является фрагментом методики многофакторного исследования личности Р.Б. Кеттелла (фактор Н).[1]3. Тест «Самооценка силы воли» Методика описана Н.Н. Обозовым (1976) и предназначена для иной характеристики проявления «силы воли»[2]. В результате исследования (констатирующий эксперимент) в данной группе выявлены результаты силы воли у подростков. В основном преобладает средний уровень воли, есть часть подростков, у которых имеется высокий уровень воли, но также имеет место и присутствие слабой воли у учащихся. В результате полученных результатов можно сделать вывод, развитие и формирование воли у подростков на данном этапе слабое, необходима коррекционная работа. Она состоит из цикла спортивных занятий, дети будут заниматься волейболом в течении учебного года. Занятия будут состоять из упражнений, направленных на реализацию поставленных целей.

Таким образом, проведенное исследования подтверждает основные положения выдвинутой гипотезы и в исследовании выявлены рациональные педагогические условия совершенствования морально волевых качеств юных спортсменов: строгое соблюдение учебно-тренировочного процесса юных спортсменов является условием формирования таких волевых качеств, как целеустремленность и настойчивость. Особое внимание уделяется регулярности тренировочных занятий, обязательному выполнению запланированных тренировочных и соревновательных нагрузок. Весьма эффективны при воспитании этих морально-волевых качеств тренировочное занятие с преодолением высокой степени трудности (соревнования заведомо сильным соперником); такие морально-волевые качества, как выдержка и самообладание, так же воспитываются в условиях преодоления различных трудностей, возникающих в процессе преодоления различных трудностей, возникающих в процессе соревновательной и тренировочной деятельности. Условием развития этих качеств является преодоление трудностей различной степени за строго регламентированное время, а также преодоление дополнительных трудностей на фоне утомления.

Исследование, проведенное в рамках данной работы, позволят сделать следующие выводы. Существующие виды подготовки волейболистов (физическая, техническая и тактическая) пронизаны психологическим содержанием. Высокие требования к соревновательной деятельности спортсменов, долговременный и творческий процесс их подготовки, все нарастающий накал спортивной борьбы и экстремальность ее условий порождают новые задачи и связанные с ними трудности психологической подготовки. Завоевание спортивных рекордов требует от спортсмена наивысшего напряжения физических и

- 72 -

___________________________МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»

психических сил. Но само это требование предполагает развитие определенных индивидуальных способностей, которые, в свою очередь, зависят от определенных структур личности, в том числе от идейных и нравственных ее основ.

Список использованной литературы:

1. Р.Б Кеттел. Методика многофакторного исследования личности. 1970

2.Обозов Н.Н., Волков А.Н. Системные принципы в анализе психологической совместимости. В: Психология возрастных коллективов.- М., 1978,С.129-130

© У.Н. Алексеев, С.В. Сабарайкин, 2015

УДК 372:83

А.В.Баранов

К.э.н., доцент кафедры социально-экономических дисциплин Филиал Кубанского государственного университета в городе Славянске-на-Кубани

С.И.Чучкалова

студентка 1 курса магистратуры факультета экономики, истории и права Филиал Кубанского государственного университета в городе Славянске-на-Кубани г. Славянск-на-Кубани, Российская Федерация

ЗНАЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

Аннотация

Раскрыта роль экономического образования для формирования личности. Обоснована необходимость углубления экономического образования в школе и вузе. Показано влияние экономического образования на поведение личности и развитие экономики. Разработаны предложения по повышению уровня школьного и вузовского экономического образования.

Ключевые слова

Экономическое образование, обучение экономике, развитие экономики.

Экономика - это особая сфера общественной жизни со своими законами, проблемами и противоречиями. В этой сфере формируется экономический потенциал общества, производятся различные блага для удовлетворения физиологических и духовных потребностей людей.

Состояние экономики во многом зависит от экономического поведения субъектов рынка (государство, бизнес, домохозяйства-индивиды) и их экономической образованности. Экономическое образование - это подготовка специалистов по планированию, учёту, финансам и другим направлениям экономической работы в народном хозяйстве, в области научной и педагогической деятельности [3].

Экономическое образование формируется в результате обучения. Обучение — вид учебной деятельности, в которой количество и качество элементов знаний и умений обучаемого доводятся до должного уровня (среднего, эталонного, возможного), составляющего цель обучения [4, с. 58].

Значение экономического обучения можно выразить простым, но немаловажным наблюдением: экономическое поведение субъектов — это приобретенное, усвоенное поведение. То есть предпочтения и привычки, ценности, убеждения и вкусы, которые влияют на экономическое поведение, являются результатом обучения. Поэтому экономическое обучение является необходимым условием экономического образования, а значит и экономического поведения субъектов.

Таким образом, экономическое образование - это сложная система взаимоотношений между субъектами, при исследовании которой необходимо выделить ее элементы, их взаимосвязи, теоретически осмыслить и на практике изучить, как они реализуются.

- 73 -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.