Научная статья на тему 'Особенности влияния занятий волейболом на формирование копингповедения девочек младшего подросткового возраста'

Особенности влияния занятий волейболом на формирование копингповедения девочек младшего подросткового возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
452
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Шивринская С.Е., Алексина Ю.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности влияния занятий волейболом на формирование копингповедения девочек младшего подросткового возраста»

4. Козырева О.А. RP-технология педагогического взаимодействия в системе высшего и дополнительного профессионального образования: монография. Новокузнецк: КузГПА: МОУ ДПО ИПК, 2007. 385 с. ISBN 585117-239-8.

5. Козырева О. А. Воспитание как феномен моделирования и практики: монография. Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. 410 с. ISBN 978-5-7148-0346-8.

6. Козырева О. А. Моделирование дефиниций категорий современной педагогики в структуре инновационной деятельности будущего педагога: монография. Новокузнецк: КузГПА: МОУ ДПО ИПК, 2008. 374 с.

7. Козырева О.А. Специальная педагогика: учеб. пособ. для студ. пед. вузов специальности «033100 -Физическая культура». Новокузнецк: КузГПА, 2010. 114 с. [+приложение на CD]. ISBN 978-5-85117-496-4.

© Е. А. Шалаева, Т. С. Баженова, 2015

УДК: 796/799

С.Е. Шивринская, Ю.Ю. Алексина

Череповецкий государственный университет г. Череповец, Российская Федерация

ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ ЗАНЯТИЙ ВОЛЕЙБОЛОМ НА ФОРМИРОВАНИЕ КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЯ ДЕВОЧЕК МЛАДШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

Аннотация

Статья посвящена проблеме формирования копинг-поведения в процессе спортивной подготовки юных волейболисток, всегда содержащей элементы стресса, противоборства и преодоления трудностей (физических, психологических, эмоциональных), адаптации и приспособления к тренировочным нагрузкам и условиям соревновательной борьбы, коллективному взаимодействию и общению. Выявлены особенности влияния занятий волейболом на развитие коммуникативных ресурсов совладающего поведения и личностных ресурсов преодоления трудностей как наиболее значимых основ копинг-поведения девочек младшего подросткового возраста.

Ключевые слова

Копинг-ресурсы, копинг-стратегия, копинг-поведение, девочки младшего подросткового возраста, психологическая подготовка на этапе начальной подготовки волейболистов.

Проблема «копинга» (совладания) личности с трудными жизненными ситуациями возникла в психологии во второй половине ХХ в., автором данного термина считается А. Маслоу. Понятие «coping» в переводе с английского «cope» означает «преодолевать».

В отечественной психологии наиболее распространенным является понятие «совладающее поведение», позволяющее человеку справиться со стрессом или трудной жизненной ситуацией с помощью личных стратегий поведения - копинг-стратегий. Главная задача совладающего поведения - обеспечение и поддержание физического и психического здоровья, его социального благополучия.

В современной психологической науке проблему копинг-поведения или совладания с ситуацией представляют многочисленные исследования отечественных и зарубежных специалистов. В их числе можно отметить работы Л.И. Анцыферовой, Л.В. Апаковой, Е.Р. Исаевой, Л.И. Корсакова, Н.А. Кононенко, Т.Л. Крюковой, С.К. Нартова-Бочавер, И.М. Никольской, И.Ф. Сибгатуллиной, А.В. Смирновой, М.Н. Трущенко, Е.Н. Туманова, N. Haan, R.S. Lazarus, S. Folkman, A. Freud и др.

Безусловно, представляет особый интерес проблема формирования копинг-поведения в процессе спортивной подготовки в командно-игровых видах спорта, так как условия подготовки и участия в соревнованиях всегда содержат элементы стресса, конфликта, противоборства, преодоления трудностей (личностных и командных).

В этой связи волейбол, как командный вид спорта, представляет собой то пространство становления эмоционально-нравственной, мотивационно-потребностной сферы занимающихся, их самооценки и

158

психологической надежности, которое может существенно влиять на формирование копинг-поведение занимающихся.

Для нашего исследования существенным становится положение о том, что копинг-поведение используется как стратегия действий личности, направленной на устранение или преодоления трудной ситуации, которая достаточно часто встречается в практике спортивной подготовки в командно-игровых видах спорта. Например, реакция тренера или игроков команды на допущенную спортсменом ошибку в решающий момент игры.

Не вызывает сомнений тот факт, что формирование продуктивного копинг-поведения может рассматриваться как педагогическая проблема, решение которой обусловлено возрастными, гендерными и другими особенностями человека, а так же спецификой деятельности, в которую он вовлечен. Исследование Е.Р. Исаевой показало, что копинг-поведение тесно связано с поло-ролевыми характеристиками человека и обусловлено тендерными стереотипами [2].

Безусловно, важным рассматриваем положение о том, что копинг-поведение не является постоянной величиной, а изменяется на разных этапах становления человека. Но в настоящее время можно отметить лишь небольшое число научных исследований возрастных аспектов становления копинг-поведения (И.И. Ветрова, Р.М. Грановская, Е.Р. Исаева, Н.А. Кононенко, И.М. Никольская, Н.А. Сирота, А.В. Смирнова и ряд других).

Особую актуальность эта проблема приобретает в подростковом возрасте, когда начинают разворачиваться процессы активного формирования волевой и нравственной сферы, самооценки и коммуникативных способностей; когда закладываются основы взаимодействия со сверстниками и взрослыми; когда начинает формироваться Я-концепция и самосознание.

В подростковом возрасте становление гармоничного поведения и, как следствие, формирование умения управлять собой сообразно поставленной цели и направлять свое поведение в соответствии с требованиями жизни и поставленными задачами (учебными, трудовыми, спортивными и т.д.) происходит на основе индивидуального стиля саморегуляции поведения и отношений. Доказано, что для школьников, которые обладают высоким уровнем развития саморегуляции, а также применяют конструктивные копинг-стратегии, такие как ориентация на решение задачи, характерна более эффективная адаптация к условиям стресса, адекватный уровень оценочной тревоги, высокий уровень активности, самочувствия и настроения

[3].

В этой связи становится необходимым рассмотреть понятие «копинг-ресурсы» личности. Под копинг-ресурсами понимаются внешние (социальная поддержка) и внутренние (личностные ресурсы) переменные, способствующие психологической устойчивости в «трудных» ситуациях. К их числу относятся сила Я-концепции, локус-контроль, самоактуализация и др.

К личностным ресурсам преодоления относятся также социальная смелость, ответственность, настойчивость, высокая нормативность поведения, высокая мотивация достижения, т.е. те характеристики волевой и мотивационно-потребностной сферы, которые наиболее значимы в спортивной подготовке юных волейболистов.

Поэтому важным стало обращение к тем стратегиям поведения, с помощью которых дети справляются с трудными ситуациями. Как указывает Е.П. Белинская, защитное поведение может проявляться в поведенческой, эмоциональной и познавательной сферах функционирования личности [1].

Поведенческие стратегии проявляются в смене самой деятельности, где дети могут переключаться на поиск поддержки, понимания и содействия; принимать участие в разрешении ситуации - помириться, наладить отношения; выходить из поля травмирующей ситуации - поиск уединения и покоя.

Стратегии эмоционального совладания чаще наблюдаются в виде различных неадекватных оценок ситуаций, которые могут проявляться в раздражении, плаче, злости, протесте или подчеркнутом оптимизме.

В познавательной сфере осуществляются разные способы работы с информацией. Возможность применения познавательных стратегий базируется на хорошо развитом абстрактно-логическом и теоретическом мышлении, которое у детей только формируется и, как следствие, они редко используют такой тип защиты [1].

Применительно к практике занятий спортом проблема формирования копинг-поведения может быть связана с процессами развития личностных качеств и психологической подготовкой занимающихся.

В этой связи выделим особенности психологической подготовки в волейболе с тем, чтобы создать представление о влиянии специфики игровой деятельности на те качества личности, которые и определяют копинг-стратегии занимающихся.

Основной акцент в психологической подготовке волейболистов на начальном этапе спортивной подготовки ставится на формирование интереса к занятиям волейболом, развитии психофизических свойств (внимание, мышление), воспитании личностных качеств (смелости, ответственности и т.д.). Можно утверждать, что именно эти качества и способности определяют копинг-поведение юного спортсмена.

Отметим и то обстоятельство, что сам коллективный характер игры в волейбол воспитывает чувство дружбы, товарищества, взаимопомощи; развивает моральные качества (чувство ответственности, уважение к партнерам и соперникам, дисциплинированность, активность) и личные качества (самостоятельность, инициативу, творчество). Вместе с тем игра требует подчинения личных стремлений интересам коллектива.

Экспериментальное исследование проводилось на базе ДЮСШОР волейбольного клуба «Северсталь» г. Череповца, в нем приняли участие 24 девочки группы начальной подготовки первого года обучения.

В качестве исследуемых показателей рассматривались:

1) характер копинг-стратегий (письменный опрос по методике И.М. Никольской и Р.М. Грановской);

2) личностные ресурсы преодоления трудностей - смелость, ответственность и настойчивость (метод экспертной оценки);

3) уровень общительности и коммуникативных умений - установить дружескую атмосферу, понять позицию собеседника, прислушаться к мнению других (тест, предложенный С.Н. Немовым (2004)).

Наблюдая за тренировочными занятиями и беседуя с тренером, мы установили основную направленность психологической подготовки юных волейболисток - воспитание моральных и волевых качеств.

Воспитание моральных качеств заключалось в формировании у девочек чувства преданности общему делу - спорту, своему спортивному коллективу. Среди основных средств следует выделить:

- систематические беседы на темы воспитания - «Что значит дружить», «Как помочь другу в игре», «Вместе справимся с победой и поражением»;

- просмотры кино- и видеофильмов о победах и поражениях череповецкой профессиональной команды на крупных соревнованиях;

- укрепление традиций спортивного коллектива.

Воспитание волевых качеств осуществлялось посредством регулярного приучение к обязательному выполнению тренировочной программы и игровых установок; систематическое введение в занятия дополнительных трудностей; незначительные объемы использование соревновательного метода.

Наиболее часто используемые при этом методы - принуждение, убеждение, метод постепенно повышающихся трудностей, игровой метод.

Например, усложнение условий выполнения игровых действий (с отягощением на поясе, без зрительного контроля), широким использованием игровых форм тренировочных упражнений (игры в разных по численности составах, с различными «премиями» и «штрафами» за неудачные действия).

Отметим, что специального влияния на формирование копинг-поведения испытуемых тренер группы не оказывал.

Первые диагностические процедуры мы проводили в сентябре 2013 года, когда девочки только приступили к занятиям в спортивной секции и не имели опыта спортивной тренировки. Результаты показали, что в группе испытуемых:

- преобладают поведенческие (50%) и эмоциональные (42,9%) типы защитного поведения в стрессовой ситуации;

- наиболее выраженным является средний уровень развития волевых качеств (64,3%), низкий уровень не выявлен (0%);

- преобладает нормальная коммуникабельность (любознательны, охотно слушают, достаточно терпеливы в общении, отстаивают свою точку зрения без вспыльчивости): выражен высокий (14,3%) и средний (64,3%) уровень общительности, средний уровень сформированности коммуникативных умений (85,8%).

Итоговое тестирование проводилось в мае 2014 года, когда период занятий в волейбольной секции составил приблизительно 9 месяцев. Сравнительный анализ экспериментальных фактов представлен на рис. 1,2,3.

80 70 60 50 40 30 20 10 0

71,4

□ низкий

□ средний

□ высокий

начало года

окончание года

Рисунок 1 - Изменения личностных ресурсов преодоления трудностей испытуемых за год учебно-

тренировочной работы, %.

Можно утверждать, что в течение учебно-тренировочного года уровень развития волевых качеств значительно вырос. Достоверность различий статистически значима ^-критерий знаков, при р>0,05).

Примечателен тот факт, что в составе спортивной группы ни в начале занятий, ни в конце учебного года девочек с низким уровнем развития волевых качеств не выявлено. На наш взгляд, это связано с тем, что, первоначально, в спортивную секцию «безволные» девочки записываться не пойдут.

100 80 60 40 20 0

общительность общительность КУ в начале КУ в конце в начале

в '^М&кий □ средний □ высокий

Рисунок 2. Изменения коммуникативных ресурсов совладания с трудностями у испытуемых за учебно-тренировочный год, %.

Очевидно, что существенных изменений в уровне сформированности коммуникативных навыков и общительности у девочек-волейболисток не произошло. В целом он остался средним. Достоверность

различий статистически не подтвердилась ^-критерий знаков, при р>0,05).

50 40 30 20 10 0

2.9

35,7

14,3

□ поведенчский

□ эмоциональный

□ интеллектуальный

т

начало года

окончание года

Рисунок 3. Распределение испытуемых по характеру копинг-поведения в начале и по окончании учебно -

тренировочного года, %.

Изменения в характере копинг-поведения испытуемых произошли незначительные и достоверность выявленных различий статистически не подтвердилась.

Таким образом, занятия волейболом на начальном этапе спортивной подготовки достоверно влияют на личностные ресурсы преодоления трудностей (волевые качества), но не оказывают существенного воздействия на коммуникативные ресурсы совладающего поведения девочек младшего подросткового возраста.

Список использованной литературы:

1. Белинская Е.П. Совладание как социально-психологическая проблема [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электронный научный журнал. - 2009. - № 1(3): URL: http://psystudy.ru (дата обращения 16.03.2015).

2. Исаева Е.Р. Возрастные и гендерные особенности стресс-преодолевающего поведения (копинга) на примере российской выборки. // Вестник ТГПУ - 2009 -№6. С. 86-90.

3. URL:http://biofile.ru/bio/19986.html

© С.Е. Шивринская, Ю.Ю. Алексина, 2015

УДК 37

П.О.Энграф

магистрантка Педагогический факультет Хакасский государственный университет Г. Абакан, Российская Федерация

О ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Аннотация

В статье рассмотрены особенности речевого развития дошкольников и компоненты просодической стороны речи.

Ключевые слова

Просодика, интонация, тембр, темп, ударение, дикция.

Речь является основополагающим фактором психического и социального развития человека. Становление высших психических функций, эмоционально-волевой сферы, первичная социализация происходят только в процессе общения ребенка с родителями, со сверстниками, со значимым взрослым. Вне общения, при наличии речевых дисфункций психосоциальное развитие нарушается.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Развитие речи в дошкольном возрасте характеризуется следующим:

1) Активное развитие фонематического слуха и звуковой речи. Ребенок учится управлять своим голосом, произношением, понимает особенности и значение интонаций.

2) Расширение словарного запаса. К концу дошкольного возраста в лексиконе ребенка должны присутствовать все части речи. Активный словарный запас - около 3000 слов.

3) Формирование понимания основ грамматики. Ребенок понимает смысл слов и может правильно строить предложения, высказывания.

4) Переход ситуативной речи в объяснительную. Ребенок перестает использовать местоимения как единственный способ описания объекта, называет его.

5) Появление знаковой функции речи. Ребенок использует слова для объяснения отсутствующих вещей.

6) Понимание экспрессивности. В дошкольном возрасте ребенок учится использовать речевые формы для описания своего эмоционального состояния, реакции на происходящие вокруг него события.

В дошкольном возрасте начинает складываться просодическая сторона речи. К просодической стороне речи относятся: интонация, дикция, ритм, речевое дыхание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.