Научная статья на тему 'Формирование модели системы охраны здоровья населения на муниципальном уровне'

Формирование модели системы охраны здоровья населения на муниципальном уровне Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
65
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Цыцорина И. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование модели системы охраны здоровья населения на муниципальном уровне»

70 Первый Всероссийский съезд работников муниципального здравоохранения

Основными задачами департамента охраны здоровья населения являются:

• определение приоритетов и осуществление мер по практической реализации государственной политики в области охраны здоровья населения на территории субъекта РФ;

• обеспечение условий для эффективного взаимодействия государственных структур и внебюджетных фондов, относящихся к ведению департамента охраны здоровья населения;

• координация деятельности администраций территориальных (муниципальных) образований субъекта РФ;

• формирование, определение приоритетности финансирования и контроль за реализацией целевых программ по решению проблем в области охраны здоровья населения, а также оценка их эффективности;

• осуществление координации деятельности научных и учебных заведений по подготовке кадров и проведению научных исследований в области охраны здоровья населения;

• организация эффективного взаимодействия с другими подразделениями администрации субъекта РФ, государственными и негосударственными учреждениями и организациями, деятельность которых в той или иной степени направлена на решение проблем в области охраны здоровья населения;

• проведение кадровой политики в государственных учреждениях и организациях, деятельность которых в той или иной степени направлена на решение проблем в области охраны здоровья населения (в основном это касается руководителей этих учреждений и организаций);

• прогнозирование и определение приоритетных направлений в области охраны здоровья населения (разработка территориальных целевых программ);

• создание и ведение единой информационной базы по вопросам охраны здоровья населения;

• взаимодействие со средствами массовой информации (СМИ) по вопросам охраны здоровья населения;

• перспективное планирование сети медицинских, фармацевтических учреждений и учреждений, занимающихся вопросами охраны здоровья населения;

• подготовка предложении по совершенствованию законодательства в области охраны здоровья населения;

• содействие развитию негосударственных форм медицинского обслуживания и улучшения здоровья населения;

• обеспечение единой политики в области оказания медицинской, медико-социальной помощи и мероприятий по улучшению здоровья населения в учреждениях и организациях всех форм собственности;

• анализ состояния здоровья населения и медико-демографической ситуации в субъекте РФ;

• оценка эффективности деятельности, подразделений администрации субъекта РФ, в своей деятельности касающихся вопросов охраны здоровья населения, и администраций территориальных (муниципальных) образований в области охраны здоровья населения;

• определение фармацевтической и медикотехнической политики в области обеспечения медицинской и медико-социальной помощи;

• разработка и контроль над реализацией государственной семейной и молодежной политики;

• формирование общественного мнения по приоритетным направлениям политики в области охраны здоровья населения;

• обеспечение контроля за санитарноэпидемиологической ситуацией на территории субъекта РФ, качеством медицинской и медико-социальной помощи;

• подготовка ежегодного доклада администрации субъекта РФ о реализации политики в области охраны здоровья населения.

Департамент курирует федеральные структуры, расположенные на территории субъекта РФ, а также предприятия, учреждения и организации независимо от формы собственности, касающиеся в своей деятельности вопросов охраны здоровья населения.

Реализацию политики в области охраны здоровья населения департамент проводит через территориальные целевые программы, которые предусматривают решение наиболее актуальных проблем в области охраны здоровья населения на территории субъекта РФ.

ФОРМИРОВАНИЕ МОДЕЛИ СИСТЕМЫ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ

Цыцорина И.А.

Департамент здравоохранения Новосибирской области

Для обоснования структурно-организационной мере обусловленных образом жизни, на муници-

модели системы медико-социальной профилакти- пальном уровне разработан комплексный подход,

ки факторов риска заболеваний, в значительной включающий в себя этапы как лечебного, так и

Т. 12, N° 3-4, 2007

Вестник Ивановской медицинской академии

71

профилактического воздействия, а также учитывающий основную стратегию снижения уровня заболеваний, в значительной мере обусловленных образом жизни различных контингентов населения.

Комплексный подход включает в себя:

• пропагандистско-воспитательное сопровождение оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий у лиц, обратившихся в лечебно-профилактические учреждения (ЛПУ) или медицинские негосударственные организации (МНО);

• организацию лечебно-диагностической помощи, включающую восстановление основных функций организма после перенесенных заболеваний;

• проведение медицинской реабилитации лиц, перенесших острые заболевания;

• организацию профилактики заболеваний, в значительной мере обусловленных образом жизни.

Структурно-организационная модель системы профилактики заболеваний, в значительной мере обусловленных образом жизни и формирования рационального (здорового) образа жизни, представлена следующими структурами и направлениями деятельности.

Первый уровень (социальный) системы охраны здоровья населения и профилактики заболеваний, в значительной мере обусловленных образом жизни, представлен учреждениями и организациями культуры, образования, молодежной политики, общественными организациями и СМИ.

Основными направлениями работы являются формирование позитивной установки на:

• внимательное отношение граждан к своему здоровью;

• формирование адекватной модели социального и физического поведения;

• отказ от вредных привычек;

• своевременное информирование о своих проблемах медицинских работников.

Второй уровень (медико-социальный) представлен муниципальными центрами здоровья. Наряду с направлениями, реализуемыми на социальном уровне, основным направлением работы является профилактика заболеваний, в значительной мере обусловленных образом жизни, формирование и поддержание рационального (здорового) образа жизни у населения.

Третий уровень (медицинский/немедицинский) представлен двумя подуровнями:

• первичнои медико-санитарнои помощью (ПМСП) — общая врачебная практика (ОП);

• специализированной медицинской и немедицинской помощью (подростковые центры, центры охраны репродуктивного здоровья (как для женщин, так и для мужчин), геронтологические центры, медицинские некоммерческие и коммерческие организации).

Основным направлением работы ОВП является регулярное обследование, учет, диспансерное наблюдение и лечение больных заболеваниями, в значительной мере обусловленными образом жизни (вторичная профилактика).

Основным направлением работы специализированных учреждений, медицинских некоммерческих и коммерческих организаций (МНО и МКО) являются профилактика и лечение отдельных заболеваний, в значительной мере обусловленных образом жизни, а также проведение оздоровительных мероприятий.

С учетом вышесказанного нами выделены этапы медицинской профилактики.

На первом этапе происходит заполнение анкет самооценки здоровья самими гражданами, при необходимости, проводятся соответствующие консультации. Потоки пациентов предварительно распределяются на больных, лиц с преморбидными состояниями, практически здоровых и здоровых.

На втором этапе проводится оценка состояния здоровья на основе анкеты самооценки и данных объективного обследования. На этом этапе окончательно формируется группа здоровых, лица, признанные больными и лица, находящиеся в преморбидном состоянии, формируют поток третьего этапа.

На третьем этапе (лечебно-профилактическом) происходит уточнение диагноза и проводится профилактическое лечение. При этом часть больных будет нуждаться в госпитализации (острые больные или требующие проведения специальных методов исследования, запущенные случаи заболеваний).

В зависимости от сложившейся потребности должны создаваться комплексные оздоровительные программы для пациентов повышенного риска (лиц, находящихся в преморбидном состоянии). В случае, если эта потребность не сформирована или нет возможности реализации такой программы, необходимо использовать имеющиеся учреждения и организации, в том числе МНО и МКО, для создания организационно-функциональной структуры с четко определенными задачами и функциями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.