Научная статья на тему 'К вопросу Об определении сущности понятия «Предотвращение возможных негативных последствий, обусловленных использованием информационных и коммуникационных технологий, для здоровья обучающихся»'

К вопросу Об определении сущности понятия «Предотвращение возможных негативных последствий, обусловленных использованием информационных и коммуникационных технологий, для здоровья обучающихся» Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1020
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (ИКТ) / ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ / ПРОФИЛАКТИКА / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ / ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ВОЗМОЖНЫХ НЕГАТИВНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ / КОМПЛЕКС МЕРОПРИЯТИЙ / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / PREVENTION / PROPHYLAXIS / HEALTH-SAVING / PREVENTION OF POSSIBLE NEGATIVE CONSEQUENCES / COMPLEX OF ACTIONS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Димова Алла Львовна

В статье раскрывается суть понятий «предотвращение», «профилактика», «здоровьесбережение», дается определение понятию «предотвращение возможных негативных последствий, обусловленных использованием информационных и коммуникационных технологий, для здоровья обучающихся». Выявляются причины недостаточной эффективности проводимых мероприятий в данной области, а также определяется комплекс мер, направленных на обеспечение безопасности здоровья обучающихся в условиях применения информационных и коммуникационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Димова Алла Львовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF DETERMINATION OF ESSENCE OF THE CONCEPT «PREVENTION OF THE POSSIBLE NEGATIVE CONSEQUENCES CAUSED BY USE OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES FOR HEALTH OF STUDENTS»

In article the short of the concepts «prevention», «prophylaxis», «health-saving» reveals, definition is given to the concept «prevention of the possible negative consequences caused by use of information and communication technologies for health of students». The reasons of insufficient efficiency of the held events in the field are established, and also the package of measures, aimed at safety of health of the information and communication technologies studying in the conditions of use is defined.

Текст научной работы на тему «К вопросу Об определении сущности понятия «Предотвращение возможных негативных последствий, обусловленных использованием информационных и коммуникационных технологий, для здоровья обучающихся»»

ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

Димова Алла Львовна,

Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт управления образованием Российской академии образования», ведущий научный сотрудник, кандидат педагогических наук, аМтоуа@таН. ги

К ВОПРОСУ ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ СУЩНОСТИ ПОНЯТИЯ

«ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ВОЗМОЖНЫХ НЕГАТИВНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ, ОБУСЛОВЛЕННЫХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ,

ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

Аннотация

В статье раскрывается суть понятий «предотвращение», «профилактика», «здоровъесбережение», дается определение понятию «предотвращение возможных негативных последствий, обусловленных использованием информационных и коммуникационных технологий, для здоровья обучающихся». Выявляются причины недостаточной эффективности проводимых мероприятий в данной области, а также определяется комплекс мер, направленных на обеспечение безопасности здоровья обучающихся в условиях применения информационных и коммуникационных технологий. Ключевые слова:

информационные и коммуникационные технологии (ИКТ); предотвращение; профилактика; здоровьесбережение; предотвращение возможных негативных последствий; комплекс мероприятий.

Успешная реализация намеченных Правительством РФ постановлений в области обеспечения безопасности здоровья обучающихся в условиях применения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) адекватно стратегии государственной политики в сфере образования и здравоохранения определяется, в том числе, успешной реализацией соответствующих мероприятий в этой области. В частности, в «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг.», а также в докладах представителя «Научного центра здоровья детей» Министерства здравоохранения РФ и председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению В.А. Петренко охрана здоровья детей определяется как важнейший приоритет политики государства, как фактор национальной безопасности России [5; 10; 11].

Однако анализ научно-методической литературы выявил многочисленные сообщения авторов о различных заболеваниях обучающихся, связанных с получением образования и с использованием ИКТ (Н.А. Бокарева, И.Ш. Мухаметзянов, Л.М. Текшева, A. Haren, S. Yhomee и др.). Так, в резолюции XVIII Конгресса педиатров России приводятся следующие данные о заболеваниях детей, связанных с получением образования: у 85% старшеклассников, уже имеющих хронические болезни, выявляются признаки социальной и психологической дезадаптации; 65,9% детей старшего подросткового возраста по состоянию здоровья имеют ограничения в выборе профессии и трудоустройстве; до 30% юношей в возрасте 16-17 лет по состоянию здоровья ежегодно признаются негодными к военной службе. При этом не более 10% детей в полном объеме справляются с требованиями школьных образовательных программ. Кроме того, отмечается сокращение общей численности детей, подростков и юношества в возрасте 10-17 лет с 19,2 млн. человек в 1999 году до 9,9 млн. человек в 2013 году (на 48,4%). В свою очередь, российские и зарубежные специалисты (Е.А. Гельтищева, И.Ш. Мухаметзянов, K. Frazier и др.) отмечают следующие негативные последствия медицинского характера, обусловленные использованием ИКТ, для здоровья обучающихся: искривление позвоночника в его различных отделах и развитие остеохондроза; близорукость и дальнозоркость; гипертонию и гипотонию; стресс, бессонницу, депрессию и др.

Вместе с тем, существующая тенденция ухудшения здоровья обучающихся в условиях применения ИКТ. в том числе, является следствием неэффективности мероприятий, которые в настоящее время организуются в учебном процессе образовательных учреждений для предотвращения возможных негативных последствий, связанных с использованием ИКТ [7; 11; 14]. Вышесказанное актуализирует проблему проведения исследований, посвященных выявлению причин неэффективности данных мероприятий, обоснованию комплекса мер, необходимых для «предотвращения возможных негативных последствий, обусловленных использованием ИКТ, для здоровья обучающихся», изучению конкретно-предметного содержания этого понятия. При этом решение данной проблемы следует начать с изучения смыслового значения понятий «предотвращение» и «профилактика».

Анализ научной литературы (В.Т. Бусел, О.М. Джужа, О.Г. Кулик, П.П. Михайленко, В.Г. Негодченко, С.И. Ожегов, Э.Г. Цаплина и др.) позволил выявить, что в подавляющем большинстве научных работ, нормативных актов и методических рекомендаций в различных областях знаний (криминалогии, медицины, экологии и др.) термины «профилактика» и «предотвращение» используются как синонимы. Рассмотрим различные определения терминов «предотвращение» и «профилактика», представленные в научной литературе.

В Модельном законе «О предотвращении и комплексном контроле загрязнений окружающей среды» №31-8 от 25.11. 2008 г. (область экологии) в понятие «предотвращение» вкладывается следующее содержание:

«предотвращение и комплексный контроль загрязнений окружающей среды - меры и процедуры по предотвращению и минимизации негативного воздействия на окружающую среду, которые позволяют полностью или частично избежать загрязнения окружающей среды с целью достижения высокого уровня защиты окружающей среды в целом при эксплуатации объектов хозяйственной деятельности».

В Википедии сказано: «профилактика (греч. prophylaktikдs, предохранительный) - комплекс различного рода мероприятий, направленных на предупреждение какого-либо явления и/или устранение факторов риска».

Согласно Большому энциклопедическому словарю, термин «профилактика» перешел из медицины и подразумевал меры, предотвращающие возникновение и распространение болезней, способствующие здоровью населения. Таким образом, согласно данному словарю: «профилактика - (от греч. prophylaktikos предохранительный), в медицине система мер по предупреждению болезней, сохранению здоровья и продлению жизни человека».

В то же время, во многих словарях термины «профилактика» и «предотвращение» рассматриваются как «предупреждение», в частности, в области криминалистики данные термины подразумевают совокупность превентивных мер, направленных на сохранение и укрепление нормального состояния правопорядка (В.Т. Бусел, С. И. Ожегов).

В Федеральном законе от 21.11.2011 № Э2Э-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (пункт 6 статьи 2) отмечается следующее: «профилактика - комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннее выявление, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания».

Научно-технический энциклопедический словарь дает следующее определение данному термину: «профилактика в медицине - система мер по предупреждению болезней и ущерба для здоровья людей». В словаре отмечено, что «профилактические меры включают медицинские осмотры, иммунизацию, а на более общем уровне также здоровое питание и достаточно подвижный образ жизни».

В Большой медицинской энциклопедии сообщается: «профилактика -(от греч. prophylatto предупреждаю). Профилактика в СССР совокупность предупредительно-оздоровительных мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья и физического развития коллектива трудящихся, на предупреждение возникновения и устранение причин заболеваний».

Цаплина Э.Г. сообщает, что «профилактика в здравоохранении (от греч. prophilacticos - предохранение, предупреждение) - практическая деятельность, посредством которой удается добиться сохранения и улучшения здоровья народонаселения, воспитания здорового молодого

поколения, обеспечения высокой трудоспособности и продолжительной активной жизни» [15]. При этом она отмечает, что «профилактические мероприятия могут быть нескольких уровней, медицинского и немедицинского характера» [15].

Таким образом, сравнительный анализ представленных в научной литературе определений терминов «предотвращение» и «профилактика» позволяет дать следующее определение термину «предотвращение»:

Предотвращение - комплекс различного рода мероприятий, направленных на предупреждение какого-либо явления и/или устранение факторов риска.

При этом под «предотвращением» в медицине будем понимать комплекс мероприятий, направленных на предупреждение возникновения заболеваний и травм, устранение факторов риска их развития.

Следует отметить, что точный перечень мероприятий, направленных на предупреждение возникновения заболеваний и травм, устранение факторов риска их развития в медицине не определен. При этом по данным Э.Г. Цаплиной, содержание понятия «профилактика» в теории медицины также не определено и не выражено в рамках формально-логического определения [15]. По мнению автора, в содержание этого понятия вкладывается много значений, которые используются для обозначения разных направлений политики, социальной, коллективной и индивидуальной деятельности и нескольких видов медицинской деятельности. При этом, Э.Г. Цаплина считает, что проблемы общественного здоровья, как и медицины, являются предметом исследования ряда немедицинских наук (философии, общей биологии, социологии, демографии, охраны окружающей среды, физической культуры и пр.). Тем не менее, по ее мнению, «конкретным объективным содержанием этого понятия всегда выступает действие - возможность способствовать или препятствовать реализации той или иной тенденции общественного здоровья» [15].

Исследование понятия «профилактика» в здравоохранении, медицине также позволило выявить в структуре данного понятия первичную, вторичную и третичную профилактику. Так, Э.Г. Цаплина характеризует эти понятия следующим образом:

«Профилактика первичная (Primary prevention) - комплекс медицинских и немедицинских мероприятий, направленных на предупреждение развития отклонений в состоянии здоровья и заболеваний, общих для всего населения, отдельных региональных, социальных, возрастных, профессиональных и иных групп и индивидуумов.

Профилактика вторичная (sесondary prevention) - комплекс медицинских, социальных, санитарно-гигиенических, психологических и иных мер, направленных на раннее выявление и предупреждение обострений, осложнений и хронизации заболеваний, ограничений жизнедеятельности, вызывающих дезадаптацию больных в обществе, снижение трудоспособности, в том числе инвалидизации и преждевременной смертности.

Профилактика третичная - реабилитация (синоним восстановление здоровья) (Rehabilitation) - комплекс медицинских, психологических, педагогических, социальных мероприятий, направленных на устранение или компенсацию ограничений жизнедеятельности, утраченных функций с целью возможно более полного восстановления социального и профессионального статуса, предупреждения рецидивов и хронизации заболевания» [15].

Анализ представленных выше понятий, позволяет придать содержанию понятия «предотвращение» дополнительное значение:

Предотвращение - комплекс мероприятий, направленных на предупреждение возникновения заболеваний, устранение факторов риска их развития и на восстановление функций органов и систем.

В исследовании вопроса относительно уточнения перечня мероприятий, направленных на «предупреждение возникновения заболеваний, устранение факторов риска их развития, восстановление функций органов и систем» в области немедицинских наук, обратимся к понятию «здоровъесбережение».

Проблемы общественного здоровья, как уже отмечалось выше [15], помимо медицины, являются предметом исследования ряда немедицинских наук, в том числе, здоровьесбережения. Так, по мнению Д.В. Викторова, в педагогической науке понятие «здоровъесбережение» стало использоваться с 90-х годов ХХ века и отражало специфику отношений к сохранению здоровья учащихся через особенности организации учебно-воспитательного процесса в различные периоды [1]. В настоящее время здоровьесбережение выступает как одна из задач образовательного процесса, успешное решение которой становится возможным только при использовании комплексного подхода в обучении. Так, Викторов Д.В. сообщает о ряде работ авторов, посвященных различным аспектам здоровьесбережения (Н.М. Амосова, И.А. Аршавского В.К. Бальсевича, М.Я. Виленского, А.Г. Дембо, В.А. Коваленко, С.Г. Серикова и др.). Это: подходы к обеспечению здоровьесбережения; необходимость воспитания и развития мотивации здоровьесбережения учащихся; стратегия развития мотивации здоровьесбережения через организацию физкультурно-оздоровительной деятельности; развитие мотивации здоровьесбережения через организацию здорового образа жизни в вузе; здоровьесбережение как основной элемент всей спортивно-массовой работы в вузе; формирование готовности студентов вузов к здоровьесбережению в профессиональной деятельности; отождествление связи между здоровьесбережением и уровнем общей физической подготовленности студентов вузов и др. [1]. Опираясь на работы вышеперечисленных авторов, Д.В. Викторов дает следующее определение этому понятию: «здоровъесбережение - процесс, включающий в себя совокупность специально организованных физкультурно-оздоровительных, образовательных, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических и других мероприятий, предполагающих необходимость целенаправленной стимуляции жизненно важных функций организма человека для полноценно здоровой жизни на каждом этапе его возрастного развития». При этом

основную роль в области здоровьесбережения все вышеперечисленные авторы отводят физкультурно-оздоровительной деятельности, отмечая ее преимущество перед другими видами деятельности в данной области [1]. В то же время, предлагаемые Д.В. Викторовым мероприятия в области здоровьесбережения, также могут способствовать предупреждению возникновения заболеваний, связанных с использованием ИКТ, устранению факторов риска их развития.

Таким образом, анализ представленных выше подходов к раскрытию содержания понятия «здоровъесбережение» позволяет под понятием «предотвращение» понимать комплекс медицинских и немедицинских мероприятий (физкультурно-оздоровительных, образовательных, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических и др.), направленных на предупреждение возникновении каких-либо заболеваний, устранение факторов риска их развития, целенаправленную стимуляцию жизненно важных функций организма человека.

В то же время, раскрытие содержания понятия «предотвращение» в области немедицинских наук не будет полным, без определения сути данного понятия в области физической культуры. При этом, несмотря на то, что специалисты в области физической культуры не связывают актуальную в настоящее время проблему ухудшения здоровья обучающихся с негативным влиянием вредных факторов, обусловленных использованием ИКТ, данная проблема существует и может быть решена именно в процессе занятий по физической культуре.

Так, по мнению ряда авторов (А.А. Горелова, В.Л. Кондакова, Д. Лоуренса, Ю.В. Менхина, Н.В. Сивас, К.Д. Черемита), учебной дисциплине образовательного учреждения «Физическая культура» принадлежит ведущая роль в сохранении и укреплении здоровья обучающихся. Физическая культура обладает значительным потенциалом для решения задач в данной области (спортивными площадками, различными категориями персонала, средствами и методами обучения). При этом основные средства обучения по физической культуре - физические упражнения, направлены на повышение показателей физического (физического развития, физической подготовленности, физической работоспособности) и психофизиологического состояния (ФПС) обучающихся, а оздоровительные, гигиенические и естественные универсальные средства (дозированная оздоровительная ходьба и бег, дыхательная гимнастика, термические и водные процедуры, различные виды массажа, ультрафиолетовое излучение, закаливание и др.) применяются в целях профилактики простудных и инфекционных заболеваний, вредных привычек, нарушений функционирования основных систем организма, а также для поддержания данных систем в оптимальном состоянии (А.А. Горелов, В.Л. Кондаков, К.Д. Черемит).

Таким образом, если медицина «отвечает» за восстановление функций органов и систем (в рамках комплекса медицинских, психологических, педагогических и социальных мероприятий), то в зоне «ответственности»

физической культуры находится целенаправленная стимуляция ^повышение) показателей физического и психофизиологического состояния (в рамках образовательных и физкультурно-оздоровительных мероприятий). При этом, в случае создания структурных подразделений, предоставляющих условия для проведения занятий с использованием вышеперечисленных средств в удобное для обучающихся время, а также разработки методических рекомендаций по их применению, физические упражнения, оздоровительные, гигиенические и естественные универсальные средства могут быть применены и для предотвращения возможных негативных последствий, связанных с использованием ИКТ, для здоровья пользователей.

Следует тем не менее отметить, что по данным литературных источников (О.Я. Боксер, И.И. Григорьев), большинство предлагаемых средств в области физической культуры (бег, термические воздействия), а также воздействие фармакологических и других средств при первом применении приводит к некоторому снижению показателей физического и психофизиологического состояния человека и лишь при последующих применениях наблюдается нарастающее повышение данных показателей. В этой связи, в целях повышения эффективности оздоровительно-физкультурных мероприятий в области предотвращения возможных негативных последствий использования ИКТ в образовании целесообразно использовать новые, более эффективные средства и способы, создавать условия в образовательных учреждениях для их применения. Так, например, для этой цели могут быть использованы средства интенсивного восстановления - оздоровительные процедуры (метеобарозакаливание, аутотренинг, аэрогидроионотерапия, биорезонансная офтальмоцветотерапия и др.), применяемые, в том числе, с использованием технического оборудования и обеспечивающие интенсивное восстановление показателей физического и психофизиологического состояния обучающихся -пользователей ИКТ уже после первого применения.

Таким образом, под «предотвращением» в области немедицинских наук может пониматься комплекс мероприятий, направленных на предупреждение возникновения каких-либо заболеваний, устранение факторов риска их развития, стимулирование (восстановление) показателей физического и психофизиологического состояния.

Вместе с тем, анализ научно-педагогических исследований (Е.А. Гельтищевой, Ш.К. Махмадова, И.Ш. Мухаметзянова, И.В. Роберт, Л.И. Селивановой, Г.Н. Селиховой, Э.Г. Цаплиной и др.) позволил выявить, что ни в теории информатизации образования, ни в теориях других наук не определено смысловое значение понятия «предотвращение возможных негативных последствий, обусловленных использованием ИКТ, для здоровья обучающихся». При этом данное понятие не выражено в рамках формальнологического определения, а также не определен комплекс мероприятий, необходимых для предотвращения данных негативных последствий.

Так, анализ научных работ и нормативных документов позволил определить, что решение проблемы предотвращения возможных негативных медицинских и психолого-педагогических последствий использования ИКТ для здоровья обучающихся в настоящее время осуществляется посредством соблюдения ряда мер санитарно-гигиенического характера [2; 6; 7; 12]. По мнению И.Ш. Мухаметзянова, к этим мерам относится ряд действующих нормативно-правовых актов двух групп: нормирующих деятельность образовательных учреждений по организации охраны здоровья обучающихся; регулирующих различные аспекты реализации обучения с использованием ИКТ [7].

Так, в части организации обеспечения охраны здоровья обучающихся в рамках образовательного учреждения действует приказ Министерства образования и науки РФ от 28.12.2010 г. №2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников» ИКТ. В данном приказе закреплены следующие требования к образовательным учреждениям: наличие системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников; соответствие инфраструктуры образовательного учреждения условиям охраны состояния здоровья обучающихся, воспитанников; рациональная организация образовательного процесса; организация физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в образовательном учреждении; организация системы просветительской и методической работы с участниками образовательного процесса по вопросам здорового и безопасного образа жизни; организация профилактики употребления психически активных веществ обучающимися, воспитанниками; комплексное сопровождение системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников; мониторинг культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников [7].

Одним из первых нормативно-правовых актов, регулирующих порядок организации и проведения работы с использованием ИКТ, можно считать Санитарные правила и нормы № 2.2.2.542-96 от 14 июля 1996 г. «Гигиенические требования к видео-дисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы». В них излагаются: требования к самим машинам; условиям, режимам труда и отдыха; гигиенические и эргономические требования к рабочим столам, стульям (креслам); профилактические мероприятия для взрослых пользователей, студентов вузов, учащихся средних учебных заведений и детей дошкольного возраста.

По мнению И.Ш. Мухаметзянова, в настоящее время базовым нормативно-правовым актом в этой области является Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». В том числе, с внесенными в него изменениями и дополнениями

(от 29 июня 2011 г., 25 декабря 2013 г., 24 декабря 2015 г.) [6]. Автор также сообщает о том, что «02 января 2016 года вступили в силу дополнения в Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 24 декабря 2015 года №81 «О внесении изменений №3 в СанПиН 2.4.2.282110 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях»«. Документом была установлена продолжительность непрерывного использования компьютера с жидкокристаллическим монитором и интерактивной доской. С целью профилактики утомления обучающихся были введены ограничения по использованию электронных средств обучения (на одном уроке более двух видов) [7].

Практически единственным нормативным актом, регулирующим физиолого-гигиенические аспекты педагогической продукции, реализованной с использованием средств ИКТ, по мнению И.Ш. Мухаметзянова, является Постановление Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2009 г. №307 г. Москва «Об утверждении технического регламента о безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков». Автор сообщает, что «данный технический регламент устанавливает требования безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков, в целях защиты жизни или здоровья детей и подростков, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей продукции» [8].

Однако ряд авторов (И.Ш. Мухаметзянов, Р.Я. Нагаев, Т.В. Тарасова, И.Ш. Туаева) сообщают о периодических нарушениях образовательными учреждениями требований нормативно-правовых актов в части реализации обучения с использованием ИКТ, приводящих к возникновению проблем психолого-педагогического и медицинского характера для здоровья обучающихся.

Анализ научно-педагогических исследований также позволил выявить работы, посвященные различным видам деятельности, которые, по мнению авторов, способствуют предотвращению возможных негативных последствий использования ИКТ для здоровья обучающихся [2; 4; 6; 7; 12; 13]. В частности, И.В. Роберт, И.Ш. Мухаметзянов посвящают свои исследования типизации: негативных проявлений использования ИКТ медицинского и психолого-педагогического характера; производственных факторов, оказывающие влияние на человека, факторов, связанных с использованием ИКТ и оказывающих негативное влияние на пользователей ИКТ [7; 8; 12]. В исследованиях И.Ш. Мухаметзянова подчеркивается, что в целях предупреждения возникновения данных негативных последствий и устранения факторов риска их развития необходим комплекс лечебно-профилактических, санитарно-гигиенических и физкультурно-оздоровительных мероприятий. Это: предварительные, профилактические врачебно-педагогические осмотры; выполнение рекомендаций по регламентации времени, по организации рабочего места, освещению, заземлению компьютеров и т.д.; периодическое проветривание, влажная уборка помещения; выполнение рекреационных мероприятий и физических упражнений в режиме учебного дня [7; 8].

В качестве мер, направленных на предупреждение возникновения возможных негативных последствий использования ИКТ, охрану здоровья обучающихся и профилактику переутомления специалисты в области гигиены Е.А. Гельтищева, Г.Н. Селихова предлагают соблюдать санитарно-гигиенические требования к видео-дисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы [2].

Ш.К. Махмадов, сосредотачивающий свое внимание на заболеваниях органов зрения пользователей ИКТ, предлагает следующие физкультурно-оздоровительные, санитарно-гигиенические и образовательные мероприятия: ежедневное длительное эмоциональное воздействие физических упражнений на открытом воздухе; выполнение специальных упражнений для глаз; соблюдение гигиенических требований к рациональному освещению рабочего места и размещению регулируемой по высоте и углу наклона учебной мебели; проведение вводных занятий по информатике о негативном влиянии занятий за компьютером на здоровье, обучение пользователей ИКТ основам здорового образа жизни в рамках следующих его составляющих: физической активности; основ рационального питания и взаимодействия с окружающей средой; понимания отрицательных последствий для здоровья курения, алкоголя, наркомании; полового воспитания [6].

Л.А. Додзиковой в качестве мер, направленных на предупреждение возникновения возможных негативных последствий использования ИКТ, предлагаются следующие образовательные и оздоровительные мероприятия в процессе проведения занятий по информатике и информационным технологиям: теоретические занятия о здоровьесбережении; система мер и методов, способных минимизировать негативное влияние ИКТ на здоровье пользователей [4].

Однако, существующая тенденция ухудшения здоровья обучающихся -пользователей ИКТ свидетельствует о недостаточной эффективности предлагаемых авторами [2; 4; 6; 7; 12; 13] мероприятий, так как, по нашему мнению, они направлены только на предупреждение возникновения заболеваний, обусловленных использованием ИКТ, на устранение факторов риска их развития, а не на восстановление показателей физического и психофизиологического состояния обучающегося.

Таким образом, в целях предотвращения возможных негативных последствий, обусловленных использованием ИКТ, для здоровья обучающихся, образовательными учреждениями, в первую очередь, должны соблюдаться требования действующих нормативно-правовых актов, регулирующих вышеперечисленные аспекты реализации обучения с использованием ИКТ. В свою очередь, вышеперечисленные авторы (Е.А. Гельтищева, Ш.К. Махмадов, И.Ш. Мухаметзянов, Г.Н. Селихова и др.) также призывают организаторов образовательного процесса и обучающихся выполнять требования данных нормативно-правовых актов. Авторы (Л.А. Додзикова, Ш.К. Махмадов, И.Ш. Мухаметзянов) отмечают важную роль физкультурно-оздоровительных мероприятий для предупреждения возникновения данных негативных последствий и устранения факторов риска их развития.

Вместе с тем, ведущую роль в комплексном подходе к предотвращению возможных негативных последствий использования ИКТ для здоровья обучающихся следует отвести образовательному компоненту. Так, обучающиеся - пользователи ИКТ должны знать и выполнять установленные требования к реализации обучения с использованием ИКТ, владеть культурой безопасного применения средств ИКТ. Не менее важной представляется проблема, посвященная организации обучения пользователей ИКТ основам здорового образа жизни, формированию у них потребности к физической активности в рамках физкультурно-оздоровительных мероприятий. Данная проблема актуализируется еще и тем, что, находясь в неконтролируемом информационном образовательном пространстве (в быту и в местах своего пребывания), пользователь ИКТ остается практически наедине с проблемой негативного влияния средств ИКТ на собственное здоровье. При этом одной из главных причин ухудшения здоровья пользователей является отсутствие у них подготовки в области предотвращения негативных последствий использования ИКТ в образовании.

В работах ряда авторов (Л.А. Дзодзиковой, Н.А. Пищулиной, Ш.К. Махмадова и др.), в том числе, и в собственных работах [3] подчеркивается целесообразность формирования у обучающихся -пользователей ИКТ знаний, умений и навыков в данной области. При этом, предлагаемые авторами (М.М. Безруких, Е.А. Гельтищевой, Л.А. Леоновой, И.Ш. Мухаметзянова, И.В. Роберт), научно-методические материалы, а также собственные разработки [3], могут способствовать формированию обученности пользователей ИКТ в областях теоретических знаний и умений предотвращения негативных последствий использования ИКТ в образовании и практических умений и навыков применения средств для восстановления показателей физического и психофизиологического состояния. Причем, подготовка обучающихся в данной области должна осуществляться, в первую очередь, в рамках учебной дисциплины образовательного учреждения «Физическая культура».

Однако, анализ содержания нормативно-правовых документов, примерных учебных планов и примерных учебных программ по различным дисциплинам показал, что в образовательных учреждениях не проводится подготовка обучающихся в области предотвращения негативных последствий использования ИКТ в образовании, ни в рамках учебной дисциплины «Физическая культура», ни в рамках других учебных дисциплин. В то же время, по итогам освоения предлагаемого Л.А. Додзиковой и другими авторами теоретического материала на вводных занятиях по информатике у обучающихся - пользователей ИКТ не могут быть сформированы знания, умения и навыки в данной области.

Таким образом, проведенный нами анализ понятий «предотвращение», «профилактика», «здоровъесбережение», представленных в научной литературе, а также анализ работ ряда авторов [1; 2; 4; 5; 8; 12; 15] позволил выразить понятие «предотвращение возможных негативных последствий, обусловленных использованием ИКТ, для здоровья обучающихся» в рамках

формально-логического определения. Под данным понятием предлагается понимать комплекс образовательных и физкультурно-оздоровительных мероприятий, а также средств и способов, направленных на предупреждение возникновения заболеваний, устранение факторов риска их развития, восстановление показателей физического и психофизиологического состояния.

В свою очередь, анализ смыслового значения понятий «предотвращение», «предотвращение возможных негативных последствий, обусловленных использованием ИКТ, для здоровья обучающихся», а также результаты собственных исследований [3] позволили определить комплекс мер, необходимых для обеспечения безопасности здоровья обучающихся в условиях применения ИКТ:

• соблюдение образовательными учреждениями требований нормативно-правовых актов в части реализации обучения с использованием ИКТ, а именно, требований к: организации рабочих мест, оснащенных компьютером и другими малогабаритными средствами; организации режима работы в кабинетах, оснащенных компьютером и другими малогабаритными средствами; использованию продукции, реализованной на базе ИКТ;

• подготовка участников образовательного процесса в области предотвращения возможных негативных последствий использования ИКТ в рамках элективного курса учебной дисциплины образовательного учреждения «Физическая культура». По итогам освоения курса у обучающихся должна быть сформирована обученность в областях теоретических знаний и умений предотвращения негативных последствий использования ИКТ в образовании и практических умений и навыков применения средств для восстановления показателей физического и психофизиологического состояния.

Вместе с тем, для реализации рекомендуемого нами курса необходимо создавать в образовательных учреждениях структурные подразделения, предоставляющие условия для проведения занятий с использованием комплекса средств (физических упражнений, оздоровительных, гигиенических. естественных универсальных средств, средств интенсивного восстановления показателей ФПС обучающихся), адаптировать предлагаемую программу курса для реализации в рамках других учебных дисциплин, курсов повышения квалификации и др., повышать эффективность соответствующих мероприятий, создавать условия для контроля обязательной реализации рекомендуемых нормативными документами мероприятий в области предотвращения возможных негативных последствий использования ИКТ в образовании. Опираться при этом на предлагаемые в рамках данного контекста понятия.

Литература

1. Викторов Д.В. Развитие мотивации здоровьесбережения у студентов вузов: автореф. дис. ... канд. пед. Наук: 13.00.08. Омск, 2007. 23 с.

2. Гельтищева Е.А., Селихова Г.Н. Как предупредить переутомление при работе с видеомонитором // Информатика и образование. 1990. № 4. С. 55-56.

3. Димова А.Л. Программное и учебно-методическое обеспечение курса, формирующего компетентность в области здоровьесбережения обучающегося-пользователя ИКТ // Управление образованием: теория и практика. 2016. №2(22). С. 51-61.

4. Додзикова Л.А. Здоровьесбережение студентов: педагогический аспект. Владикавказ, 2010. 119 с.

5. Здоровье детей России как фактор национальной безопасности [Электронный ресурс] // Федеральное государственное бюджетное учреждение «Научный центр здоровья детей» Министерства здравоохранения Российской Федерации: [сайт]. URL: http://www.nczd.ru/art12.htm (дата обращения: 08.10.2016).

6. Махмадов Ш.К. Санитарно-гигиеническая характеристика условий пребывания школьников в компьютерных классах и их влияние на орган зрения: автореферат дис. ... канд. мед. наук: 14.02.01. Душанбе, 2012. 20 с.

7. Мухаметзянов И.Ш. Медицинские и психологические требования к условиям функционирования информационно-образовательного пространства // Казанский педагогический журнал. 2013. №1(96). С. 3-24.

8. Мухаметзянов И.Ш. Физиолого-гигиенические требования к педагогической продукции. реализованной на базе информационных и коммуникационных технологий // Информатизация образования и науки. 2016. №1(29). С. 3-15.

9. Нагаев Р.Я Медико-социальные аспекты охраны здоровья подростков 10-17 лет на уровне субъекта Российской Федерации: автореф. дис. ... д-ра мед. наук: 14.02.03. М., 2016. 48 с.

10. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 гг. [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/70183566/ #ixzz4L4gUu0nF (дата обращения: 01.10.2017).

11. Охрана здоровья граждан как важнейший приоритет политики государства: доклад Председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению В.А. Петренко [Электронный ресурс]. URL: http://federalbook. ru/files/FSZ/soderghanie/Tom%2010/I/z 10-petrenko.pdf (дата обращения: 08.10.2016).

12. Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования: (психолого-педагогический и технологический аспекты). М.: БИНОМ, 2014. 354 с.

13. Селиванова Л.И. Эмоциональная поддержка пользователя в процессе компьютерного обучения: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.03. Кострома, 1999. 1 65 c.

14. Тарасова Т.В., Туаева И.Ш. Гигиеническая оценка расписания уроков в школах РСО-Алания // Фундаментальные исследования. 2015. №1-9. С. 1926-1929.

15. Цаплина Э.Г. Курс лекций [Электронный ресурс]. URL: http://nenuda.ru/ департамент-здравоохранения-брянской-области-v2.html#2 (дата обращения: 21.02.2017).

Dimova Alla L \ovna,

The Federal State Budget Scientific Institution

«Institute of Education Management of the Russian Academy of Education», the Leading scientific researcher, Candidate of Pedagogics, [email protected]

TO THE QUESTION OF DETERMINATION OF ESSENCE OF THE CONCEPT «PREVENTION OF THE POSSIBLE NEGATIVE CONSEQUENCES CAUSED BY USE OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES FOR HEALTH OF STUDENTS»

Annotation

In article the short of the concepts «prevention», «prophylaxis», «health-saving» reveals, definition is given to the concept «prevention of the possible negative consequences caused by use of information and communication technologies for health of students». The reasons of insufficient efficiency of the held events in the field are established, and also the package of measures, aimed at safety of health of the information and communication technologies studying in the conditions of use is defined. Keywords:

information and communication technologies; prevention; prophylaxis; health-saving; prevention ofpossible negative consequences; complex of actions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.