Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ МОДЕЛИ НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ'

ФОРМИРОВАНИЕ МОДЕЛИ НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
145
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА / ФОРМАЛЬНЫЕ И НЕФОРМАЛЬНЫЕ ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА / ФОРМИРОВАНИЕ И ОЦЕНКА НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Игнатов В.А., Воеводин В.А., Купенко Е.А.

Факты коррупционной деятельности представителей таможенной службы, проявления нравственных деформаций, дискредитирующих моральный облик государственного служащего, случаи пренебрежительного отношения к требованиям закона, нарушения этических норм актуализируют проблему формирования модели нравственно-этического поведения сотрудников таможенных органов. В научной статье рассматриваются возможные причины снижения уровня моральной ответственности таможенников. Отмечается возрастающее значение деятельности психологической службы, формирования и развития нравственных качеств потенциальных сотрудников таможенной службы на этапе их профессиональной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Игнатов В.А., Воеводин В.А., Купенко Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF A MODEL OF MORAL AND ETHICAL BEHAVIOR OF CUSTOMS OFFICIALS

The facts of corruption activities of representatives of the customs service, manifestations of moral deformations discrediting the moral character of a civil servant, cases of disregard for the requirements of the law, violation of ethical norms actualize the problem of forming a model of moral and ethical behavior of customs officials. The scientific article examines the possible reasons for the decrease in the level of moral responsibility of customs officers. The increasing importance of the activities of the psychological service, the formation and development of moral qualities of potential customs officers at the stage of their professional training is noted.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ МОДЕЛИ НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ»

ФОРМИРОВАНИЕ МОДЕЛИ НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ

В.А. Игнатов, студент В.А. Воеводин, студент Е.А. Купенко, студент

Научный руководитель: А.А. Мигел, канд. экон. наук, доцент Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского (Россия, г. Калуга)

DOI:10.24412/2500-1000-2021-12-1-192-195

Аннотация. Факты коррупционной деятельности представителей таможенной службы, проявления нравственных деформаций, дискредитирующих моральный облик государственного служащего, случаи пренебрежительного отношения к требованиям закона, нарушения этических норм актуализируют проблему формирования модели нравственно-этического поведения сотрудников таможенных органов. В научной статье рассматриваются возможные причины снижения уровня моральной ответственности таможенников. Отмечается возрастающее значение деятельности психологической службы, формирования и развития нравственных качеств потенциальных сотрудников таможенной службы на этапе их профессиональной подготовки.

Ключевые слова: таможенные органы, нравственные ценности, профессиональная этика, формальные и неформальные этические нормы, психологическая служба, формирование и оценка нравственных качеств.

В условиях сложившейся практики функционирования государственных таможенных органов нравственные ценности её сотрудников терпят «фиаско», устои профессиональной этики подвергаются негативным трансформациям. В сфере государственно-служебных отношений отмечаются серьезные морально-нравственные проблемы и недостатки.

Так, сотрудниками ФТС РФ только в первом квартале 2021 года было возбуждено 25 уголовных дел о коррупции в отношении должностных лиц таможни. Это почти в 2 раза больше, чем за аналогичный период 2020 года.

Наиболее распространенным видом правонарушений, совершаемых таможенниками, является получение взятки от представителей бизнес-структур, в том числе за не оформление таможенных сборов на провозимые грузы, ускорение процесса таможенного оформления товара, уменьшение стоимости перевозки товара с целью занижения таможенной пошлины, беспрепятственный выпуск товаров с досмотра и др. В свою очередь, представители коммерческих структур также заинте-

ресованы в заключении незаконных сделок с таможенниками, преследуя цель максимально увеличить коммерческий и личный доход, снизить издержки прохождения таможенных процедур [1].

Обоюдовыгодные экономические решения отодвигают на задний план категории нравственности, морали, профессиональной этики, добросовестного исполнения должностных обязанностей. Налицо противоречие между служебным долгом и личной материальной заинтересованностью.

Сотрудник таможенных органов должен быть эталоном нравственного экономического поведения, обладателем высокого морального авторитета для потребителей таможенных услуг. Многие отечественные экономисты и политики правомерно утверждают, что стабильность государства определяется прежде всего нравственными и моральными качествами людей, а не состоянием экономики. Актуальной современной проблемой является построение модели поведения человека на основе включения нравственности в параметры рыночного экономического сознания [2].

Таможенное дело регулируется рядом этических принципов и правил, которые ориентируют на эффективное выполнение государственных задач, позволяют решать моральные проблемы, появляющиеся в условиях работы таможенных органов.

Под этическими принципами принято понимать базовые нравственно-этические положения, которые необходимо учитывать при формировании и реализации экономической политики государства. В свою очередь, таможенная политика выступает составляющей национальной политики России. Один из ключевых этических принципов указывает на необходимость оптимального сочетания формальных правовых и неформальных этических норм при регулировании поведения сотрудников государственной службы. При этом неформальные этические нормы должны быть согласованы с действующими правовыми актами, закрепленными в нормативных документах. С другой стороны, именно неформальные этические нормы становятся основой для внесения корректив в действующие правовые акты с целью их актуализации и повышения качества выполнения регулятивной функции таможенной деятельности. Сочетание формальных правовых и неформальных этических норм называют органической согласованностью. Расхождения в этих нормах приводят к конфликтам интересов и, соответственно, нарушениям правил и требований [3].

Вопросы этического поведения сегодня включены в кодексы чести, этики и служебного поведения сотрудников таможенных органов РФ, а также в другие внутренние документы.

Источники появления моральных проблем в таможенных органах можно разделить на два уровня: макро- и микро-. На первом уровне возможно возникновение трудностей при выстраивании взаимоотношений с другими институтами государственной власти и обществом. Эти проблемы и разработка рекомендаций по их своевременному разрешению лежат в плоскости интереса, так называемой макроэтики. Второй уровень моральных проблем привязан к внутрикорпоративной

среде, они проявляются в самой таможенной системе. Изучением и подготовкой практических предложений по их решению занимается микроэтика.

В ходе проведения единой государственной политики таможенные органы сталкиваются с одновременным решением противоречивых задач по объективным (не зависящим от таможни) основаниям. В такой ситуации не всегда удается удержаться в границах моральной ответственности.

Проблематично максимизировать поступления таможенных платежей в бюджет не усложняя работу экспортеров и импортеров. Принятие либеральных решений по отношению к одним приводит к трудностям у других. Таможенные органы вынуждены постоянно искать компромисс с целью не усугубления экономического положения иностранных и отечественных компаний.

В процессе поиска оптимальных решений возникают ситуации на стыке добра и зла, выполнения профессионального долга и оказания «помощи» представителям бизнеса в ускорении и оптимизации таможенных процедур. Даже при высоком уровне моральной подготовленности к таким ситуациям возможны «провалы» и нарушения профессиональной этики.

Немаловажное значение имеет и то, что таможенные органы призваны отвечать за свои действия одновременно и перед государством, и перед участниками внешнеэкономической деятельности, и перед российскими гражданами, что существенно повышает степень профессиональной и моральной ответственности.

Отметим, что таможенные органы участвуют в разработке таможенной политики России и при этом её же и реализуют. Получается, что законодательная и исполнительная власть в рамках таможенного дела не строго отделены друг от друга. В такой ситуации возможно внесение в законодательство тех поправок, которые могут в большей мере соответствовать интересам таможенных органов, а не общества и государства в целом. Избыток полномочий становится одним из источников неправомерных действий сотрудников таможни.

Уйти от злоупотреблений поможет проведение политики открытости, выстраивания общественного диалога и взаимодействия с другими органами власти, общественными институтами, при повышении уровня самоконтроля и моральной ответственности [4].

Отдельного рассмотрения требуют вопросы добросовестности субъектов околотаможенной инфраструктуры по реализации единых целей таможенной политики.

Ряд моральных проблем в таможенном деле возникает на внутриведомственном (корпоративном) уровне. Типичными являются ситуации несогласованности действий между руководителями и подчиненными, нарушения принципа единоначалия, служебных разоблачений, возникновения противоречий между личными интересами сотрудников и интересами таможенной системы, низкого качества обслуживания потребителей таможенных услуг, поверхностного контроля за соблюдением сотрудниками этических правил и др.

На качество исполнения профессиональных обязанностей таможенников существенное влияние оказывают высокие профессиональные моральные затраты и возможные психологические травмы, связанные с давлением со стороны недобросовестных и криминально-ориентированных участников внешнеэкономической деятельности.

В качестве поддержки сотрудников таможенных органов, попавших в нестандартные ситуации нельзя недооценивать роль психологической службы. Высокий уровень ответственности таможенников, постоянная необходимость принятия решений в условиях изменяющегося законодательства и ограничений во времени - все это стрессовые факторы, нивелирование

последствий которых позволяет нормализовать морально-психологический климат в структурных подразделениях таможни.

Особое внимание следует уделить становлению и развитию соответствующих качеств специалистов таможенного дела уже на этапе их подготовки. Построение модели нравственно-этического поведения сотрудников таможенных органов во многом определяется теми компетенциями, которые были сформированы во время получения образования в высшем учебном заведении и прохождения производственной практики в структурных подразделениях таможенных органов.

При приеме на работу кадровым службам таможенных органов следует уделять внимание не только профессиональной подготовленности претендентов на таможенную вакансию, но и уровню развитости личностных морально-этических и нравственных качеств. Для выполнения этой задачи предназначен универсальный программно-диагностический комплекс (ПДК) "Эксперт», который включает вопросно-ответные методики и интеллектуальные тесты для оценки индивидуальных особенностей и личностного характера человека [5].

Современное программно-методическое обеспечение способствует решению задачи оценки нравственного потенциала работающих и потенциальных сотрудников таможенных органов.

Осуществление комплекса мер, направленных на формирование, развитие и укрепление нравственности, как важной составляющей профессиональной деятельности специалиста таможенного дела, позволит повысить авторитет и уровень доверия общества к государственной таможенной службе.

Библиографический список

1. Алексеева Е.В., Воробьева Е.Д. Коррупция в деятельности таможенных органов Российской Федерации: причины возникновения и возможность применения зарубежного опыта противодействия // Естественно-гуманитарные исследования. - 2020. - №32 (6). -С. 42-46.

2. Мигел А.А. Влияние рыночных отношений на психологию российского человека // В сборнике: Экономико-психологические проблемы принятия экономических решений в условиях глобальных изменений. Материалы Всероссийской научной конференции. -2015. - С. 101-105.

3. Зайчикова И.В., Пацакула И.И., Хачикян Е.И. К вопросу об угрозах психологической безопасности // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - 2018. - Т. 9. - № 1-2. - С. 72-76.

4. Гомон И.В., Непарко М.В., Пильгун Я.С. Коммуникационный процесс в деятельности таможенных органов // Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Серия: Экономика и управление. - 2017. - № 10. - С. 72-73.

5. Непарко М.В., Долбин В.М. Методология оценки деятельности таможенных органов и ее совершенствование // Вестник Академии знаний. - 2019. - № 6 (35). - С. 216-221.

FORMATION OF A MODEL OF MORAL AND ETHICAL BEHAVIOR OF CUSTOMS

OFFICIALS

V.A. Ignatov, Student V.A. Voevodin, Student E.A. Kupenko, Student

Supervisor: A.A. Miguel, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky (Russia, Kaluga)

Abstract. The facts of corruption activities of representatives of the customs service, manifestations of moral deformations discrediting the moral character of a civil servant, cases of disregardfor the requirements of the law, violation of ethical norms actualize the problem offorming a model of moral and ethical behavior of customs officials. The scientific article examines the possible reasons for the decrease in the level of moral responsibility of customs officers. The increasing importance of the activities of the psychological service, the formation and development of moral qualities of potential customs officers at the stage of their professional training is noted.

Keywords: customs authorities, moral values, professional ethics, formal and informal ethical norms, psychological service, formation and assessment of moral qualities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.